Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 2 (118). С. 43-47.
8. Сысоев П.В., Пустовалова О.В. Использование сервиса «Твиттер» в развитии умений письменной речи обучающихся // Иностранные языки в школе. 2013. № 1. С. 12-18.
9. Эббингауз Г., Бэн А. Ассоциативная психоло гия. М., 199S.
Поступила в редакцию 20.06.2013 г.
UDC 378.811:111
ALGORITHM OF USING WEB-QUEST IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COMMUNICATIVE COMPETENCE
Elena Modestovna SHULGINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department; Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, Senior lecturer of Foreign Languages Faculty, e-mail: modestovna@sibmail.com
The article elucidates the urgency of a problem of effective means of foreign language training in the higher school; it grounds the expediency of the web-quest technology integration in educational process. The algorithm of web-quest usage for foreign language communicative competence formation of students with non-linguistic majors developed by the author is presented. The results of experimental training with use of the algorithm are described.
Key words: foreign language communicative competence; web-quest technology; algorithm; experimental training.
УДК 811.111
РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
© Александр Андреевич ИСТОМИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: gzhishlav@mail.ru
Освещается проблема дистанционного обучения иностранному языку. Уделяется внимание роли информационно-комуникативных технологий в современной методике обучения иностранному языку. Дается определение понятия «дистанционное обучение», выделяются его основные характеристики. На основе сопоставления достоинств и недостатков данного вида обучения дается оценка целесообразности его использования. Определяется роль преподавателя в данном процессе.
Ключевые слова: дистанционное обучение; информационно-коммуникационные технологии; ИКТ-компетентность; тьютор.
На данном этапе развития научного знания одним из ключевых вопросов методики преподавания иностранного языка является использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения. Исследованию данного вопроса посвящено большое количество научных трудов отечественных ученых [1-6].
Одной из основных современных методик обучения с использованием ИКТ принято считать дистанционное обучение. Соответственно, следует понять, что же подразумевает понятие «дистанционное обучение».
Дистанционное обучение (далее - ДО) -это взаимодействие учителя и учащихся ме-
жду собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1].
Ключевые особенности ДО, выделенные А.А. Андреевым, включают в себя:
- гибкость - график занятий, их длительность и особенности полностью определяются самими учащимися, которые уделяют предмету столько времени, сколько им необходимо для усвоения материала;
- модульность - способность формировать учебный план в соответствии с индивидуальными или групповыми потребностями обучающихся;
- параллельность - ДО может быть совмещено с процессом основной учебной деятельности;
- дальнодействие - значительная территориальная удаленность учащихся не является проблемой;
- асинхронность - учитель и студент могут работать по удобному для каждого графику, причем обратная связь не обязательно налаживается в процессе реального времени;
- охват - количество учащихся практически не ограничено;
- рентабельность - доказанная экономическая эффективность ДО;
- акцент на преподавателя - роль преподавателя существенно изменена;
- акцент на обучающегося - к учащимся предъявляются несколько иные требования, нежели при стандартной схеме обучения;
- использование ИКТ - ИКТ являются не просто вспомогательным, но основным инструментом ДО;
- социальность - в некоторой степени снимается социальная напряженность, т. к. все учащиеся получают одинаковые возможности;
- интернациональность - возможность импорта и экспорта образовательных услуг [6].
Все вышеперечисленное можно отнести к существенным плюсам использования ДО. Однако чтобы разобраться в целесообразности применения ДО наравне с традиционной формой обучения, следует рассмотреть основные его особенности более детально.
Гибкость в действительности существенно облегчает ход учебного процесса в целом. Здесь действует принцип «отбора», когда студент выбирает только необходимые дисциплины и уделяет им большую часть учебного времени. Подобная система обучения давно зарекомендовала себя в США. Таким образом, можно судить о реальной прикладной ценности ее использования.
Параллельность на сегодняшний день являет собой основополагающий фактор ДО. В современном мире - это самый ценный «товар». Ограничение во времени всегда
влечет за собой неудобство и невозможность осуществления той или иной деятельности. Соответственно, ДО позволяет нам синхронизировать основной процесс обучения (обучение в вузе) с процессом дистанционного обучения. В результате получение информации проходит сразу по двум параллельным каналам, ни один из которых не является помехой другому.
Дальнодействие также можно назвать основным критерием удобства использования ДО. Нехватка именно квалифицированных кадров стала проблемой номер один. Дистанционное обучение позволяет преодолеть данный барьер, ведь один квалифицированный педагог способен проводить занятия с большим количеством студентов из разных городов и даже стран. Расстояние в данном случае не имеет никакого значения. При этом и количество обучающихся практически не ограничено ввиду особенностей ДО как вида учебного процесса.
При перечислении плюсов дистанционного обучения особого внимания требует определение роли преподавателя в данном процессе. Итак, обычно нами используется термин учитель или преподаватель, т. е. человек, который обучает нас чему-то. В английском языке существует такой эквивалент, как слово teacher. Подразумевается, что данная персона наделена определенным авторитетом и даже властью. Таким образом, статус преподавателя носит авторитарный характер. Нельзя сказать, что это плохо или хорошо. В какой-то степени подобный подход позволяет сохранять дисциплину в классе, избегать фамильярности со стороны учащихся и сохранять интерес к учителю как к ключевой фигуре, регулирующей учебный процесс.
Говоря о роли преподавателя в процессе дистанционного обучения, стоит отдать предпочтение его наставническим функциям, нежели регулятивным. Роль «надзирателя» сводится к минимуму. Учителю больше не надо пристально следить за поведением учащихся и их внимательностью и сосредоточенностью. Он акцентирует свое внимание непосредственно на предоставлении материала в наиболее доступном виде и на решении конкретных учебных задач. Логично будет наделить преподавателя наставническими функциями, тогда появится возможность,
не теряя авторитета, служить примером для учащихся и выступать в роли советчика. В таком случае более подходящим англоязычным термином выступит слово tutor, отсюда и существенная разница между учителем и наставником. Именно поэтому в научной литературе часто можно встретить термин тьютор.
При ДО тьютор может использовать следующие формы контроля знаний:
1) собственно контролирующая, или проверочная;
2) оценочная;
3) обучающая;
4) управляющая (корректирующая);
5) диагностирующая;
6) предупредительная;
7) стимулирующая или мотивирующая;
8) обобщающая;
9) развивающая, воспитывающая и дисциплинирующая [7].
В дистанционном обучении на первый план выходит ИКТ-компетентность преподавателя, навыки письменной речи. Высокой остается значимость его организаторских способностей. Под ИКТ-компетентностью преподавателя М.Н. Евстигнеев предлагает понимать «конструкт, состоящий из теоретических знаний о современных информационно-коммуникационных технологиях и практических умений создания и использования учебных интернет-ресурсов, социальных
сервисов Веб 2.0 и других ИКТ-технологий в процессе формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка» [8]. Таким образом, ИКТ-компе-тентность обучающего представляет собой не только фактические знания о функционировании и возможностях информационнокоммуникационных технологий в процессе обучения, но и умения применить данные знания в процессе обучения иностранному языку.
Также не стоит убирать на второй план и личностные качества наставников, которые могут принести существенную пользу. Творческий аспект деятельности тьютора может проявляться не только в контексте урока, но и при составлении учебных программ и даже сайтов. Если преподаватель обладает необходимым уровнем знаний и подготовленности, он сам может разрабатывать ресурсы,
необходимые ему в процессе обучения. Идеальной является схема, когда ученик сам знакомится с новым материалом посредством познания, обращаясь к обучающему за помощью в случае возникновения проблем. Интернет же в таком случае позиционируется как вспомогательный механизм, соединяющий в себе как саму информацию, так и средства ее обработки.
Преподаватель должен выполнять следующие действия:
- формировать мотивацию у учащихся;
- ставить перед студентами определенные цели и задачи;
- передавать свои знания и опыт;
- организовывать деятельность;
- налаживать взаимодействие между слушателями;
- вести контроль за процессом обучения;
- контролировать качество знаний и профессиональных навыков.
В ДО не менее важна и ИКТ-компетент-ность обучающегося, без нее станет невозможным построение подобного нетипичного процесса обучения.
По мнению А.А. Андреева, средствами дистанционного обучения выступают:
- книги (в бумажной и электронной форме);
- сетевые учебные материалы;
- компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
- учебно-информационные аудио- и видеоматериалы;
- лабораторные дистанционные практикумы;
- тренажеры;
- базы данных и знаний с удаленным доступом;
- электронные библиотеки с удаленным доступом;
- дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем;
- дидактические материалы на основе геоинформационных систем [6].
В итоге, сопоставив все преимущества и немногочисленные недостатки ДО, мы можем судить о достаточной эффективности подобного вида обучения. Основными его преимуществами являются дальнодействие, гибкость графика обучения, а также асин-хронность. Помимо того, немаловажным является тот факт, что ДО может производить-
ся параллельно с другими видами учебной деятельности, а охват аудитории здесь практически безграничен.
Несмотря на изменение роли преподавателя по сравнению с классической моделью обучения, нельзя говорить о каких-то кардинальных переменах. Обучающий также продолжит делиться своим опытом и знаниями в процессе обучения. Изменение будет заключаться лишь в том, что он переквалифицируется из «надзирателя» в «наставника».
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.
2. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку: теория и практика: монография. М., 2012.
3. Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и
коммуникационных технологий: автореф.
дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения английскому языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва; Ростов на-Дону, 2010.
5. Сысоев П. В. Теория и методика использования информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку. Тамбов, 2012.
6. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М., 2013.
7. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. М., 1997.
8. Евстигнеев М.Н. Структура ИКТ-компетентности учителя иностранного языка // Язык и культура. 2011. № 1. С. 119-125.
Поступила в редакцию 12.05.02013 г.
UDC 811.111
ROLE OF DISTANCE LEARNING IN FOREIGN LANGUAGES TEACHING
Aleksander Andreyevich ISTOMIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: gzhishlav@mail.ru
The article is devoted to the problem of English language distance learning. The author focuses on the issue of information and communication technologies use in modern language teaching methodology. He gives the defenition of the term distance learning and singles out its main features. Distance learning practicabilaty is esteemed here on the basis of comparison of its advantages and disadvantages. Much attention is given to the role of tutors.
Key words: distance learning; information and communication technologies; ICT-competence; tutor.