Научная статья на тему 'РОЛЬ ДЕФЕКТОЛОГА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЛИЦ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РОЛЬ ДЕФЕКТОЛОГА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЛИЦ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern European Researches
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / INCLUSIVE EDUCATION / DEVELOPMENTAL DISABILITIES / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Юлия Александровна

В статье анализируются проблемы современного инклюзивного образования в разрезе деятельности одного из специалистов - педагога-дефектолога. Делается вывод о том, что педагог-дефектолог - это один из ведущих специалистов в инклюзивном процессе, который выполняет функции связующего звена и координатора психолого-педагогического сопровождения, реализует диагностические, коррекционные и просветительские задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DEFECTOLOGIST IN PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PERSONS WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE EDUCATION

The article analyzes the problems of modern inclusive education. It is concluded that the teacher-defectologist is one of the leading specialists in inclusive education who performs the functions of a link and coordinator of Psychological-Pedagogical support, implements diagnostic, correctional and educational tasks.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДЕФЕКТОЛОГА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЛИЦ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Abstract. The study is aimed at studying the features of learning motivation among students of junior and senior courses. The article considers the concept of "motives", analyzes the types of learning motivation and the reasons for their variability. In the empirical part of the work, the methods of studying the motives of study are analyzed, the analysis of the results of the prevailing motives of teaching students at the university is presented.

Keywords: motivation, learning motivation, external motives, internal motives, student age.

РОЛЬ ДЕФЕКТОЛОГА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЛИЦ

С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье анализируются проблемы современного инклюзивного образования в разрезе деятельности одного из специалистов - педагога-дефектолога. Делается вывод о том, что педагог-дефектолог — это один из ведущих специалистов в инклюзивном процессе, который выполняет функции связующего звена и координатора психолого-педагогического сопровождения, реализует диагностические, коррекционные и просветительские задачи.

Ключевые слова

психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование, отклонения в развитии, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

АВТОР

Королева Юлия Александровна,

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург koroleva-y@yandex. т

Внедрение инклюзивного образования в России на современном этапе требует решения целого ряда проблем. Среди них разработка нормативных актов на региональном уровне, совершенствование материально-технической базы образовательных организаций, выстраивание междисциплинарной и межведомственной системы помощи лицам с ОВЗ, уточнение обязанностей разных специалистов при организации психолого-педагогического сопровождения. Эти проблемы в той или иной степени затрагивают вопросы организации деятельности педагога-дефектолога, а их решение позволит закрепить статус и функции, определить роль этого специалиста в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ.

Проведем анализ некоторых из обозначенных проблем. Известно, что внедрение инклюзивного образования осуществилось благодаря федеральным актам и прежде всего Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации № 273-Ф3» [1]. Однако отдельные вопросы нормативного регулирования должны быть решены на региональном уровне конкретного субъекта РФ. Например, в части введения в штат специалистов, сопровождающих инклюзивное образование, требуется уточнение организационных аспектов, которые уже нашли свое отражение в документах определенных регионов. Так, в приказе департамента образования города Москвы от

1 марта 2011 года № 166 «Об утверждении методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы» есть пункт о введении дополнительных ставок. В документе указывается, что в учреждениях, реализующих инклюзивное образование, при наличии не менее 6-ти детей с ограниченными возможностями здоровья, могут быть введены следующие должности: методист (координатор по инклюзивному образованию) - 0,5 единицы; учитель-дефектолог - 1 единица; педагог-психолог - 0,5 единицы; тьютор - 1 единица.

Следующей проблемой, требующей своего решения, является совершенствование материально-технической базы, в том числе для организации деятельности педагога-дефектолога. Современные требования к оснащенности кабинета педагога-дефектолога достаточно высоки, а состояние этих кабинетов и возможности образовательной организации, как правило, весьма скромны. Кроме того, материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать разнообразию задач, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности при работе с обучающимися, относящимися к разным нозологическим группам. Выбор методического, технического оснащения здесь обуславливается особенностями детей и подростков разных групп с учетом их психофизиологических особенностей, особых образовательных потребностей.

Повышение качества психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ возможно через выстраивание междисциплинарной и межведомственной системы помощи лицам с ОВЗ. Под психолого-педагогическим сопровождением в инклюзивном образовании мы понимаем систему деятельности специалистов, направленную на создание условий для развития субъекта инклюзивного пространства и достижения им образовательного результата.

Успешность этого сопровождения зависит в том числе от:

- развития сети постоянно действующих психолого-медико-педагогических комиссий-консультаций и ППМС центров с целью более раннего и точного выявления индивидуальной структуры дефекта развития у детей и внедрения коррекционных программ;

- укрепления и совершенствования системы коррекционной работы не только в образовательных, но и в социальных и в детских медицинских учреждениях, в которых проходят лечение дети дошкольного возраста с отклонениями в развитии, с целью оказания комплексного воздействия и для повышения их готовности к обучению в инклюзивной или специальной (коррекционной) школе;

- совершенствование методов и системы психолого-педагогической диагностики для более точной дифференциации детей с отклонениями в развитии внутри нозологических групп;

- развития форм и повышение качества взаимодействия между психолого-медико-педагогическими комиссиями и психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных организаций.

Решение проблемы инклюзивного образования затрагивает такие вопросы как создание коллектива единомышленников в самой организации для осуществления психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это предполагает формирование на уровне каждой образовательной организации такой координации системы работы специалистов, при которой становятся отчетливыми и осознанными функции и деятельность не только педагога-дефектолога, но и педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, тьютора, медицинского работника, педагога. Принципы взаимодополняемости и преемственности, единых ценностей и задач позволят обеспечивать взаимодействие специалистов, повышая эффективность командной работы специалистов в процессе

сопровождения. Роль координатора действий специалистов при сопровождении обучающегося с отклонениями в развитии, как правило, берет на себя педагог-психолог или педагог-дефектолог. Известные трудности при организации взаимодействия определяются неготовностью общества и педагогов (как части этого общества) к психологическому принятию этой категории обучающихся [2, 3].

При решении задач психолого-педагогического сопровождения инклюзированных обучающихся с ОВЗ педагог-дефектолог совместно с другими специалистами направляет свои усилия не только на диагностику возможностей и проблем, на коррекцию недостатков и развитие ресурсов. Важнейшим направлением является просвещение педагогов и работа с родителями. Для подключения к коррекционному процессу родителей, имеющих детей с ОВЗ, для их просвещения требуется внедрение инновационных форм работы. Но для решения одной из важнейших задач инклюзивного образования - полноценного включения обучающегося с ОВЗ в социальную среду в просвещении нуждаются также и родители обычных сверстников.

А.П. Зарин и В.З. Кантор, рассматривая роль педагога-дефектолога в современной инклюзивной школе, подчеркнули его особую миссию, в которой выделили два связанных друг с другом компонента: гуманистический и социальный.

Гуманистический компонент предполагает оказание квалифицированной помощи в развитии личности ребенка с ОВЗ на разных этапах онтогенеза (в раннем и дошкольном детстве, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте), раскрытие и реализацию его потенциальных возможностей на основе осуществления личностно-ориентированной модели воспитания.

Социальный компонент, с одной стороны, связан с обеспечением подготовки ребенка с проблемами в развитии к жизни — к оптимальному для каждого функционированию в различных сферах социальной практики и в разных социальных группах, выполнению разнообразных характерных возрасту социальных ролей. С другой стороны, его реализация сопряжена с воздействием на общественное сознание с целью создания толерантного отношения к людям с ОВЗ, что стимулирует развитие нравственного сознания современного общества и составляет основу успешной интеграции в общество детей и взрослых с проблемами в развитии [4].

Таким образом, педагог-дефектолог — это специалист, роль которого в осуществлении психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья является фактически ведущей, в связи с чем возникает острая потребность в его наличии в штате различных образовательных организаций. Педагог-дефектолог, выполняющий особую миссию в инклюзивном процессе, является одновременно и связующим звеном при межведомственном взаимодействии, и координатором в организации психолого-педагогического сопровождения в конкретной образовательной организации, и одной из ключевых фигур осуществления коррекционной и просветительской работы в инклюзивной школе.

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации № 273-Ф3». - Ростов н/Д: Легион, 2013. - 208 с.

2. Королева Ю.А. Готовность педагога к работе с обучающимися с ОВЗ как условие успешности инклюзивного процесса (на материале Оренбургского региона) / Ю.А. Королева // Вестник ТОГИРРО. 2016. - №1. - С. 296-299.

3. Королева Ю.А. Отношение к инклюзивному образованию педагогов общеобразовательных организаций // Концепт. - 2016. - Т.20 - С. 81-85 (июнь). - ART 15178. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56330.htm

4. Зарин А.П., Кантор В.З. Учитель-дефектолог в современном обществе: миссия и проблемы подготовки // Вестник Герценовского университета. - 2010. - №1 (175). - С. 126-129.

Yulia A. Koroleva,

Candidate of Psychological, assistant professor. Orenburg State Pedagogical University, Orenburg.

The role of defectologist in Psychological-Pedagogical support of persons with disabilities in inclusive

education

Abstract. The article analyzes the problems of modern inclusive education. It is concluded that the teacher-defectologist is one of the leading specialists in inclusive education who performs the functions of a link and coordinator of Psychological-Pedagogical support, implements diagnostic, correctional and educational tasks. Keywords: Psychological-Pedagogical support, inclusive education, developmental disabilities, limited health opportunities.

РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования иноязычной компетенции в системе корпоративного образования, организация которой позволит повысить уровень качества профессиональной подготовки специалистов. Делается вывод о значимости развития иноязычной компетентности высококвалифицированных кадров, работающих во многих областях экономики и социально-культурной сфере, где решение профессиональных задач опосредовано инструментальной функцией иностранного языка.

Ключевые слова

иноязычная компетенция, система корпоративного образования, профессиональная подготовка, иностранный язык

АВТОР

Матвиенко Людмила Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград matviyenkolm1@rambler.ru

В последние годы существует тенденция рассматривать выпускников учебных заведений не как готовых специалистов в определенной области, а в качестве кадрового потенциала. Только в процессе практической деятельности, с точки зрения руководителей крупных компаний и предприятий, может быть сформирован высококвалифицированный специалист. Таким образом, в организации деятельности компании, возникает необходимость дополнительной функции - обучение ее работников в условиях работы самого предприятия. В самом общем понимании этого термина, процесс внутрипроизводственного обучения и является корпоративным образованием со своими целями, задачами, функциями, технологиями и структурой содержания учебного материала.

Однако, корпоративность является более широким понятием, который рассматривается как принцип, определяющий целостность процесса повышения уровня качества, непрерывности, опережающего характера, диверсификации и организации научно-производственной среды подготовки современного специалиста [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.