Специальное образование. 2022. № 3 (67). Special Education. 2022. No 3 (67).
УДК 378.147:376.1
ББК Ч448.987 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК5.8.3
Елена Анатольевна Шилова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Российская академия образования, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлено описание модели профессионального становления будущего педагога-дефектолога в условиях информатизации образования, которая определяет ориентиры его профессионально -личностного развития на этапе обучения в вузе. Авторская модель разработана в контексте современного социального запроса к специалисту-дефектологу и включает взаимосвязанные компоненты: целевой, прогностический, содержательный, организационный, конструктивный, коммуникативный, рефлексивно-оценочный. В исследовании использован метод моделирования, который позволил определить структуру и наполнить каждый компонент модели содержанием с учетом современных тенденций в области коррекционной педагогики и смежных научных областей. Методологическим основанием для построении модели является синергия культурно-исторической тео-
© Шилова Е. А., 2022
Elena A. Shilova
DESIGNING A MODEL OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHER-DEFECTOLOGIST IN THE CONTEXT OF INFORMATIZATION OF EDUCATION
Russian Academy of Education, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article presents a description of the model of professional development of the future teacher-defectologist under the conditions of informatization of education, which determines the guidelines for their professional and personal development at the stage of university education. The authored model has been developed in the context of the modern social requirements to the specialist-defecto-logist and includes interrelated components: target, prognostic, content, organizational, constructive, communicative, and reflexive-evaluative. The study uses the method of modeling, which has made it possible to discover the structure and fill each component of the model with content, taking into account current trends in special pedagogy and related fields. The methodological basis for the model development is the synergy of cultural-historical theory, subject-oriented, interdisciplinary, and informational approaches to the formation of the grad-
рии, субъектно-деятельностного, междисциплинарного, информационного подходов к формированию субъект-ности выпускника в области специального (дефектологического) образования. Базовые теоретические положения данных подходов определяют социальную направленность профессиональной деятельности будущего педагога-дефектолога, содержание профессиональной, в том числе информационно-коммуникационной, компетентности в контексте современных тенденций образования детей с ограниченными возможностями здоровья, актуализацию профессионального портрета выпускника.
Реализация модели опирается на использование спектра современных педагогических технологий: информационно-коммуникационных, развивающего и проблемного обучения, кейс-технологий и других, основанных на собственной активности обучающихся, групповой и индивидуальной рефлексии, интерактивной коммуникации, и направлено на овладение выпускником умения решать разные типы профессиональных задач.
Апробация модели на практике подтвердила ее эффективность и целесообразность использования при проектировании образовательных программ, технологий, планировании образовательных результатов студен-тов-дефектологов.
Ключевые слова: студенты-дефек-тологи, педагоги-дефектологи, подготовка дефектологов, специальное образование, дефектологическое образование, профессиональное становление, модели профессионального становления, информатизация образования, информационные технологии, информационная образовательная среда.
uate's subjectness in the field of special (defectological) education. The theoretical foundations of these approaches determine the social orientation of the professional activity of the future teach-er-defectologist, the content of professional, including informational and communicative competence in the context of modern trends in the education of children with disabilities and updating of the professional requirements to the graduate.
The implementation of the model relies on the use of a range of modern pedagogical technologies: information and communication technologies, developing and problem-based learning, case technologies, etc., based on the students' own activity, group and individual reflection, and interactive communication, and is aimed at mastering the ability to perform various types of professional tasks by the graduate.
The approbation of the model in practice has confirmed its effectiveness and feasibility for designing educational programs, technologies, and planning the educational outcomes of students-defectologists.
Keywords: students-defectologists, pedagogues-defectologists, training de-fectologists, special education, defecto-logical education, professional development, models of professional development, informatization of education, information technologies, information educational environment.
Информация об авторе: Шилова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт коррек-ционной педагогики Российской академии образования; адрес: 119121, Россия, Москва, Погодинская ул., д. 8, корп. 1.
Для цитирования: Шилова, Е. А. Проектирование модели профессионального становления будущего педагога-дефек-толога в условиях информатизации образования / Е. А. Шилова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 3 (67). — С. 201-213.
Основной тенденцией развития современного образования является его информатизация, которая трактуется как обеспечение образовательной сферы теорией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационно-коммуникационных технологий (П. Н. Биленко, В. И. Блинов и др.) [7].
Сформированная готовность педагога-дефектолога к решению задач дефектологической практики с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках текущей ситуации рассматривается как актуальная задача подготовки специалиста в области коррекционной педагогики. Об этом свидетельствует анализ работ исследователей последних десятилетий, где подчеркивается необходимость актуали-
Author's information: Shilova Elena Anatol'evna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor and Senior Researcher of the Institute of Special Education of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia.
For citation: Shilova, E. A. (2022). Designing a Model of Professional Development of the Future Teacher-defectologist in the Context of Informatization of Education. Special Education, 3(667), pp. 201-213. (In Russ.).
зации содержания профессионального становления будущего педагога-дефектолога в условиях информатизации образования с позиции творческой самореализацией личностного потенциала выпускника — интегральной способности к определению оптимальных условий для включения информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ (Е. Э. Артемова, А. М. Данилова, И. Н. Нурлыгая-нов и др.) [2; 12].
Исследователи в области профессиональной подготовки педа-гогов-дефектологов акцентируют внимание и на необходимости разработки педагогических моделей, обеспечивающих оптимальную практическую реализацию процесса образования с учетом современных достижений кор-рекционной педагогики и смежных научных областей.
В частности, в работе М. И. Бе-кировой обосновывается модель подготовки будущих дефектоло-гов к профессиональной деятельности с позиции выделения целевого, содержательного и результативного компонентов, которые, по мнению автора, позволяют более четко представить процесс образования будущих специалистов [4]. О внедрении модели уровневого профессионального образования дефектологов, обеспечивающего профессионально-личностное развитие специалистов, расширение их возможностей в условиях смены сфер профессиональной деятельности, говорится в работе Е. А. Лапп. Исследователь выделяет этапы формирования и определяет характеристики профильной компетентности педагога детей с ЗПР [10].
О компетентностной модели подготовки выпускника в области специального (дефектологического) образования говорится в работах С. Н. Архиповой, Е. Н. Корниловой, Л. В. Горюновой, В. С. Ци-лицкого, Т. И. Юхновец и др. [3; 6; 15; 16]. Авторы раскрывают условия формирования субъект-ности выпускника в процессе овладения профессиональной деятельностью, определяют теоретические основания для проектирования содержания профессиональной подготовки студента-дефектолога с акцентом на формирование профессионально-лич-
ностных качеств, необходимых выпускнику в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ, осуществления тьюторской деятельности.
С методических позиций профессиональной деятельности пе-дагога-дефектолога представляет интерес модель психолого-педагогической работы с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР), всесторонне освещенная в исследовании И. А. Филатовой и Н. Е. Ильиных [14].
Таким образом, объектом исследования ряда авторов явилась «педагогическая модель», определяемая как совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих эффективную реализацию образовательной задачи для получения полезного результата [17].
Значимость происходящих в сфере образования процессов, связанных с его информатизацией, определила и цель нашей работы — проектирование педагогической модели профессионального становления будущего педа-гога-дефектолога. Использование метода моделирования позволило выделить компоненты: целевой, прогностический, содержательный, организационный, конструктивный, коммуникативный, рефлексивно-оценочный — и наполнить их содержанием с учетом современных тенденций в облас-
ти специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Логика построения модели была определена закономерностями профессионального становления, где данный процесс рассматривается с позиции отношения личности к профессии, а в качестве оснований профессионального развития определены специфика текущей социальной ситуации и совершенствование способов выполнения деятельности, приводящие к кардинальной перестройке личности (Э. Ф. Зеер и др.) [8].
Базовые положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского о значимой роли социальной среды для развития личности ребенка, а также актуальные идеи научных подходов: субъектно-деятельностного (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), междисциплинарного (В. П. Зинченко и др.), информационного (Р. Ф. Аб-деев и др.) — к формированию личностной готовности выпускника к профессиональной деятельности составили научно-методологическое обоснование модели [5; 11; 13; 9; 1].
Проектирование модели опиралось на совокупность принципов. С одной стороны, это традиционные принципы, которые в контексте современных условий образования наполнялись новым содержанием. Это такие принци-
пы, как целостности, отражающий единство природы профессионально-личностного развития студента-дефектолога, определяющей его способность применять специальные знания и умения для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ на основе традиционных и инновационных средств их обучения и воспитания; самостоятельности, предполагающий формирование субъектной позиции педагога-дефектолога, его готовности к самоорганизации, самообразованию и самореализации; открытости, ориентированный на социальную открытость образовательной организации, активное использование механизмов сетевого, международного и других форм сотрудничества в личностном развитии сту-дента-дефектолога и определяющий опережающей характер системы образования, ее нацеленность на реализацию современных образовательных условий (применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и т. д.); универсальности, который выводит концептуальные положения модели на уровень обобщения и позволяет встраивать ее в разные учебные модули, уровни и профили профессиональной подготовки педагога-дефектолога; прак-тикоориентированности, трактуемый с позиции «связи обуче-
ния с жизнью» и определяющий содержание компетентностной составляющей профессионального становления педагога-дефекто-лога с учетом актуального социального запроса.
С другой стороны, современные тенденции образования продиктовали необходимость выдвижения и новых принципов:
- принципа рациональности, ориентированного на формирование умения выпускника-дефектолога определять соотношение традиционных и инновационных технологий при организации деятельности обучающихся с ОВЗ по овладению содержанием образования;
- интерактивности, предполагающего реализацию многосторонней коммуникации, осуществляемой студентом-дефектологом с ребенком с ОВЗ, его семьей и другими участниками образовательных отношений в разных формах (очной, заочной, дистанционной и т. д.), разными средствами (электронная почта, видеоконференция и т. д.) и на разных уровнях (командном, сетевом, международном и др.) взаимодействий.
Обозначенная концептуальная основа модели определила ориентиры всех ее компонентов.
Целевой компонент включал личностное развитие студента-дефектолога, формирование его готовности к организации разных
видов деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях информатизации образования.
Прогностический компонент был соотнесен с социальным запросом общества, потребностью рынка труда, требованиями ФГОС разных уровней и представлен содержанием профессиональных компетенций по овладению выпускником умениями осуществлять психолого-педагогическую помощь обучающимся с ОВЗ с целью социальной адаптации и реабилитации; использовать традиционные и инновационные практики при профилактике и коррекции нарушений развития; организовывать личностно ориентированную образовательную среду для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Результат профессионального становления конкретизировался профессиональным портретом пе-дагога-дефектолога, объединяющим квалификационные характеристики, мотивационно-ценност-ные ориентации профессиональной деятельности, компоненты профессиональной компетентности (информационно-коммуникационная; социально-правовая; специальная (дефектологическая); персональная; аутокомпетентность; экстремальная) и совокупность профессиональных качеств личности педагога-дефектолога, значимых для разных групп участников
образовательных отношений (студентов, преподавателей вуза, работодателей, родителей детей с ОВЗ), и позволяющим выступать ему в качестве несущей «конструкции» образовательного процесса, средства итоговой аттестации выпускника, а также использоваться при приеме на работу соискателя на должность.
Содержательный компонент имел выраженный практико-ориентированный характер. Он определялся современными идеями в области коррекционной педагогики, связанными с готовностью педагога-дефектолога рационально использовать информационно-коммуникационные технологии при организации воспитания и обучения детей с ОВЗ, осуществлении взаимодействия с членами их семьи. Компонент составляет основу информационно-коммуникационной компетентности.
Организационный компонент обеспечивался многообразием форм (самостоятельная, индивидуальная, командная, групповая, очная, заочная, дистанционная и др.), методов и средств («смешанное обучение», «перевернутое обучение», «мобильное обучение» и др.) профессионального обучения педагога-дефектолога. Одним из ведущих методов являлся метод проектов, который предполагает разработку, апробацию и презентацию студентами-дефек-
тологами практико-ориентиро-ванных индивидуальных, командных, сетевых, международных меж-, мета-, надпредметных учебных и исследовательских проектов, способствующих овладению выпускником профессиональным опытом и определяющих основу развития его субъ-ектности.
Конструктивный компонент определялся использованием спектра современных педагогических технологий: информационно-коммуникационных, дистанционных, развивающего и проблемного обучения, игровых, кейс-технологий и других, основанных на собственной активности обучающихся, командной работе, групповой и индивидуальной рефлексии, интерактивной коммуникации. Функциональная значимость технологий реализовалась в процессе поэтапного овладения умением решать разные типы профессиональных задач (педагогического, проектного, методического, культурно-просветительского типа, задача сопровождения).
Коммуникативный компонент задавал педагогически целесообразные взаимоотношения между педагогом, студентом, другими участниками образовательных отношений на основе осуществления активной многосторонней коммуникации (реальная, сетевая, виртуально-сетевая и т. д.).
о
Рис. Модель профессионального становления будущего педагога-дефектолога в условиях информатизации образования
Педагог переставал быть только носителем знаний и контролером, а выступал в качестве организатора, мотиватора обучения, эксперта проектной деятельности, координатора деятельности разных участников образовательных отношений. Студент-дефектолог на основе усвоенной технологии самостоятельного получения знаний осуществлял поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации, связанной с разными аспектами будущей профессиональной деятельности. Ролевые позиции педагога и сту-дента-дефектолога комбинировались, взаимозаменялись в зависимости от форм, методов, целей и задач обучения.
Рефлексивно-оценочный компонент определял уровень личностной готовности студента-дефектолога к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования на основе базовых механизмов данного процесса: развития рефлексии, профессионального самосознания, осознанного отношения к деятельности и критического отношения к себе. Образовательные и личностные достижения студен-та-дефектолога фиксировались в ходе контроля, основанном на собственной активности обучающихся, интерактивной коммуникации, командной работе, групповых дискуссиях и обсуждениях, а также при использова-
нии других оценочных процедур (опрос, тестирование и т. д.), что обеспечивало обратную связь педагога со студентом, развивало критическое мышление выпускника, его готовность к самоанализу.
Представленная авторская модель отражена в виде схемы на рисунке.
Разработанная авторская модель профессионального становления будущего педагога-дефек-толога в условиях информатизации образования прошла апробацию на практике и подтвердила свою эффективность.
Выделенные компоненты модели (целевой, прогностический, содержательный, организационный, конструктивный, коммуникативный, рефлексивно-оценочный) могут служить ориентирами при проектировании образовательных технологий, планировании образовательных результатов студентов-дефектологов при составлении образовательных учебных планов подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
1. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. — Москва : ВЛАДОС, 1994. — 336 с. — Текст : непосредственный.
2. Артемова, Е. Э. Оценка информационно-коммуникационной компетентности студентов-дефектологов в области использования ресурсов информационной
образовательной среды / Е. Э. Артемова, А. М. Данилова, Е. В. Подвальная, Л. А. Тишина. — Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26. — № 4. — С. 54-68.
3. Архипова, С. Н. Применение компе-тентностной модели в подготовке будущих педагогов-дефектологов / С. Н. Архипова, Е. Н. Корнилова. — Текст : непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика. — 2018. — № 12 (56). — С. 257-261.
4. Бекирова, М. И. Модель подготовки будущих учителей-дефектологов в образовательных системах высшего образования / М. И. Бекирова. — Текст : непосредственный // Kant. — 2020. — № 1 (34). — С.192-196.
5. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Лань, 2003. — 656 с. — Текст : непосредственный.
6. Горюнова, Л. В. Модель формирования инклюзивной компетентности педагога в процессе его профессиональной подготовки / Л. В. Горюнова. — Текст : электронный // Гуманитарные науки. — 2018. — № 2 (42). — URL: https://cyberleni nka.ru/article/n/model-formirovaniya-inklyuz ivnoy-pedagoga-v-protsesse-ego-professiona lnoy-podgotovki (дата обращения: 02.05. 2022).
7. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Ду-линов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова. — Москва : Перо, 2019. — 98 с. — Текст : непосредственный.
8. Зеер, Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования / Э. Ф. Зеер. — Текст : электронный // Педагогическое образование в России. — 2012. — №5. — С. 122-127. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kontseptsiya-professionalnogo-ra zvitiya-cheloveka-v-sisteme-nepreryvnogo-obra zovaniya (дата обращения: 11.05.2022).
9. Зинченко, В. П. Человек развивающийся / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргуно-
ва. — Москва : Тривола, 1994. — 304 с. — Текст : непосредственный.
10. Лапп, Е. А. Методическое обеспечение реализации модели профильной подготовки педагога-дефектолога к работе с детьми с задержкой психического развития / Е. А. Лапп. — Текст : непосредственный // Состояние, проблемы, перспективы развития современной науки и образования : моногр. — Петрозаводск : [б. и.], 2020. — С. 108-131.
11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Просвещение, 2005. — 304 с. — Текст : непосредственный.
12. Нурлыгаянов, И. Н. Содержание и особенности представлений дефектологов о лицах с нарушениями в развитии / И. Н. Нурлыгаянов. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2017. — № 2. — С. 50-56.
13. Рубинштейн, С. Л. Принципы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 720 с. — Текст : непосредственный.
14. Филатова, И. А. Модель психолого-педагогической работы по формированию мотивации к обучению русскому языку у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации федеральных стандартов / И. А. Филатова, Н. Е. Ильиных. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2019. — № 1 (53). — С. 75-90.
15. Цилицкий, В. С. Выявление педагогических условий эффективного функционирования модели подготовки будущих педагогов-дефектологов к тьютор-ской деятельности / В. С. Цилицкий. — Текст : непосредственный // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. науч.-ме-тод. ст. / отв. ред. Т. Н. Семенова. — [Б. м.] : Чувашский государственный педагогический университет, 2018. — С. 311314.
16. Юхновец, Т. И. Психологическая модель развития субъектности студентов — будущих учителей-дефектологов / Т. И. Юх-новец. — Текст : непосредственный // Про-
фессиональное образование. — 2020.— № 2 (40). — С. 61-64.
17. Ядровская, М. В. Модели в педагогике / М. В. Ядровская. — Текст : электронный // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — № 366. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model i-v-pedagogike (дата обращения: 02.05.2022).
References
1. Abdeev, R. F. (1994). Filosofiya infor-matsionnoy tsivilizatsii [Philosophy of information civilization]. Moscow: VLADOS, 336 p. (In Russ.)
2. Artemova, E. E., Danilova, A. M., Pod-val'naya, E. V., & Tishina, L. A. (2021). Otsenka informatsionno-kommunikatsionnoy kompetentnosti studentov-defektologov v oblasti ispol'zovaniya resursov informatsion-noy obrazovatel'noy sredy [Evaluation of the information and communication competence of students-defectologists in the field of using the resources of the information educational environment]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 26(4), 54-68. (In Russ.)
3. Arkhipova, S. N., & Kornilova, E. N. (2018). Primenenie kompetentnostnoy mo-deli v podgotovke budushchikh pedagogov-defektologov [Application of the competence model in the training of future teachers-defectologists]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, 12(56), 257-261. (In Russ.)
4. Bekirova, M. I. (2020). Model' pod-gotovki budushchikh uchiteley-defektologov v obrazovatel'nykh sistemakh vysshego obrazovaniya [Model of training future tea-chers-defectologists in educational systems of higher education]. Kant, 1(34), 192-196. (In Russ.)
5. Vygotskiy, L. S. (2003). Osnovy defek-tologii [Fundamentals of defectology]. St. Petersburg: Lan', 656 p. (In Russ.)
6. Goryunova, L. V. (2018). Model' formi-rovaniya inklyuzivnoy kompetentnosti peda-goga v protsesse ego professional'noy podgo-tovki [Model of the formation of the inclusive competence of the teacher in the process of his professional training]. Gumanitarnye nauki, 2(42). Retrieved May 2, 2022, from https://cyberleninka.ru/article/n7model-formir
ovaniya-inklyuzivnoy-pedagoga-v-protsesse-ego-professionalnoy-podgotovki (In Russ.)
7. Bilenko, P. N., Blinov, V. I., Dulinov, M. V., Esenina, E. Yu., Kondakov, A. M., & Ser-geev, I. S. (2019). Didakticheskaya kontsept-siya tsifovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya [Didactic concept of digital vocational education and training] (Ed. V. I. Blinov). Moscow: Pero, 98 p. (In Russ.)
8. Zeer, E. F. (2012). Kontseptsiya professional'nogo razvitiya cheloveka v sisteme ne-preryvnogo obrazovaniya [The concept of professional development of a person in the system of continuous education]. Pedagogi-cheskoe obrazovanie v Rossii, 5, 122-127. Retrieved May 11, 2022, from https://cyberle ninka.ru/article/n/kontseptsiya-professionaln ogo-razvitiya-cheloveka-v-sisteme-nepreryv nogo-obrazovaniya (In Russ.)
9. Zinchenko, V. P., & Morgunova, E. B. (1994). Chelovek razvivayushchiysya [A developing person]. Moscow: Trivola, 304 p. (In Russ.)
10. Lapp, E. A. (2020). Metodicheskoe obespechenie realizatsii modeli profil'noy podgotovki pedagoga-defektologa k rabote s det'mi s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Methodological support for the implementation of the model of specialized training of a teacher-defectologist to work with children with mental retardation]. In Sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya sovremen-noy nauki i obrazovaniya (Monograph, pp. 108-131). Petrozavodsk. (In Russ.)
11. Leont'ev, A. N. (2005). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Prosveshchenie, 304 p. (In Russ.)
12. Nurlygayanov, I. N. (2017). Soderzhanie i osobennosti predstavleniy defektologov o litsakh s narusheniyami v razvitii [The content and features of speech pathologists' ideas about persons with developmental disorders]. Defektologiya, 2, 50-56. (In Russ.)
13. Rubinshteyn, S. L. (2002). Printsipy obshchey psikhologii [Principles of general psychology]. St. Petersburg: Piter, 720 p. (In Russ.)
14. Filatova, I. A., & Il'inykh, N. E. (2019). Model' psikhologo-pedagogicheskoy raboty
po formirovaniyu motivatsii k obucheniyu russkomu yazyku u mladshikh shkol'nikov s tyazhelymi narusheniyami rechi v usloviyakh realizatsii federal'nykh standartov [Model of psycho-pedagogical work on the formation of motivation to learn Russian in junior pupils with severe speech disorders under the conditions of federal standards realization]. Special Education, 1(53), 75-90. (In Russ.)
15. Tsilitskiy, V. S. (2018). Vyyavlenie pedagogicheskikh usloviy effektivnogo fun-ktsionirovaniya modeli podgotovki budush-chikh pedagogov-defektologov k t'yutorskoy deyatel'nosti [Identification of the pedagogical conditions for the effective functioning of the model for preparing future teachers-defectologists for tutoring]. In T. N. Semenova (Ed.), Kompleksnoe soprovozhdenie
detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (Collection of scientific and me-todol. articles, pp. 311-314). Chuvashskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universi-tet. (In Russ.)
16. Yukhnovets, T. I. (2020). Psikhologiche-skaya model' razvitiya sub"ektnosti studen-tov — budushchikh uchiteley-defektologov [Psychological model of the development of the subjectivity of students — future teach-ers-defectologists]. Professional'noe obrazo-vanie, 2(40), 61—64. (In Russ.)
17. Yadrovskaya, M. V. (2013). Modeli v pedagogike [Models in Pedagogy]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 366. Retrieved May 2, 2022, from https://cy berleninka.ru/article/n/modeli-v-pedagogike (data obrashcheniya: 02.05.2022).