Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УНИВЕРСАЛЬНОГО СВОЙСТВА КАК ОСНОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УНИВЕРСАЛЬНОГО СВОЙСТВА КАК ОСНОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ДЕФЕКТОЛОГИ / ПЕДАГОГИ-ДЕФЕКТОЛОГИ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / КАЧЕСТВА УНИВЕРСАЛЬНОГО СВОЙСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Елена Анатольевна, Закрепина Алла Васильевна, Стребелева Елена Антоновна

На современном этапе информатизации образования большое значение играет способность будущего педагога - дефектолога быстро адаптироваться под меняющиеся условия обучения детей с ОВЗ. Ключевая роль в проявлении этой способности принадлежит качествам универсального свойства, позволяющим оперативно осуществлять разные виды профессиональной деятельности. С этих позиций актуальность приобретает анализ готовности будущего выпускника к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования, что и определило цель настоящего исследования. Методологическим основанием работы явился уровневый подход, позволяющий выделить разные кластеры студентов - дефектологов. В эксперименте приняли участие 56 студентов - бакалавров и магистров Московского государственного областного университета. Методами исследования выступили: анкетирование, количественный и качественный анализ экспериментальных данных, интерпретация полученных результатов. Для статистической обработки результатов исследования применялся кластерный анализ по типу k-means Statistica 10.0. Данные анкет обрабатывались с помощью программы «Microsoft Office Excel» (Excel). Научная новизна исследования заключается в том, что впервые получены экспериментальные данные, свидетельствующие о доминировании стадии формирования профессионально - личностной готовности педагога - дефектолога к деятельности в условиях цифровизации образования. Результаты исследования имеют выраженную практическую значимость с позиции конкретизации содержания проектируемых педагогических условий профессионально - личностного развития педагога - дефектолога, а также обозначают перспективы дальнейших исследований в рамках реконструкции процесса профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилова Елена Анатольевна, Закрепина Алла Васильевна, Стребелева Елена Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL-PERSONAL QUALITIES OF A UNIVERSAL NATURE AS A BASIS OF PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER-DEFECTOLOGIST TO PROFESSIONAL ACTIVITY

At the present stage of informatization of education, the ability of the future teacher - defectologist to quickly adapt to the changing learning conditions of children with disabilities is of great importance. The key role in the manifestation of this ability belongs to the qualities of a universal nature that allow teachers to easily carry out various types of professional activities. From these positions, the analysis of the future graduate's readiness for professional activity under the conditions of digitalization of education becomes rather urgent, which determined the purpose of this study. The methodological basis of the work is made up by the level - based approach that makes it possible to distinguish different clusters of students - defectologists. The experiment involved 56 students - bachelors and masters of the Moscow State Regional University. The research methods were as follows: questionnaire survey, quantitative and qualitative analysis of experimental data and interpretation of the results obtained. K-means Statistica 10.0 cluster analysis was used for statistical processing of the study results. The questionnaire data were processed with the help of the program “Microsoft Office Excel” (Excel). The scientific novelty of the study consists in the fact that for the first time experimental data were obtained, indicating the dominance of the stage of formation of professional and personal readiness of a teacher - defectologist to work under the conditions of digitalization of education. The results of the study have a pronounced practical significance from the point of view of concretizing the content of the designed pedagogical conditions for the professional and personal development of a teacher - defectologist, and also indicate the prospects for further research in the framework of the reconstruction of the process of professional education.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УНИВЕРСАЛЬНОГО СВОЙСТВА КАК ОСНОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УДК 378.147:376.112.4 ББК Ч448.987 ГСНТ

Е. А. Шилова, А. В. Закрепина, Е. А. Стребелева Москва, Россия

DOI 10.26170/1999-6993_2021_02_12 14.35.07 Код ВАК 13.00.03

E. A. Shilova, A. V. Zakrepina, E. A. Strebeleva Moscow, Russia

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УНИВЕРСАЛЬНОГО СВОЙСТВА КАК ОСНОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. На современном этапе информатизации образования большое значение играет способность будущего педагога-дефектолога быстро адаптироваться под меняющиеся условия обучения детей с ОВЗ. Ключевая роль в проявлении этой способности принадлежит качествам универсального свойства, позволяющим оперативно осуществлять разные виды профессиональной деятельности. С этих позиций актуальность приобретает анализ готовности будущего выпускника к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования, что и определило цель настоящего исследования. Методологическим основанием работы явился уровневый подход, позволяющий выделить разные кластеры студентов-дефектологов. В эксперименте приняли участие 56 студентов — бакалавров и магист-

PROFESSIONAL-PERSONAL QUALITIES OF A UNIVERSAL NATURE AS A BASIS OF PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER-DEFECTOLOGIST TO PROFESSIONAL ACTIVITY

Abstract. At the present stage of informatization of education, the ability of the future teacher-defectologist to quickly adapt to the changing learning conditions of children with disabilities is of great importance. The key role in the manifestation of this ability belongs to the qualities of a universal nature that allow teachers to easily carry out various types of professional activities. From these positions, the analysis of the future graduate's readiness for professional activity under the conditions of digitali-zation of education becomes rather urgent, which determined the purpose of this study. The methodological basis of the work is made up by the level-based approach that makes it possible to distinguish different clusters of students-defectologists. The experiment involved 56 students - bachelors and masters of the Moscow State Regional University. The research methods were as follows:

ров Московского государственного областного университета. Методами исследования выступили: анкетирование, количественный и качественный анализ экспериментальных данных, интерпретация полученных результатов. Для статистической обработки результатов исследования применялся кластерный анализ по типу k-means Statistica 10.0. Данные анкет обрабатывались с помощью программы «Microsoft Office Excel» (Excel). Научная новизна исследования заключается в том, что впервые получены экспериментальные данные, свидетельствующие о доминировании стадии формирования профессионально-личностной готовности педа-гога-дефектолога к деятельности в условиях цифровизации образования. Результаты исследования имеют выраженную практическую значимость с позиции конкретизации содержания проектируемых педагогических условий профессионально-личностного развития педагога-дефектолога, а также обозначают перспективы дальнейших исследований в рамках реконструкции процесса профессионального образования.

Ключевые слова: студенты-дефектологи; педагоги-дефектологи; подготовка будущих дефектологов; профессионально-личностная готовность; качества универсального свойства; информационно-коммуникационные технологии; цифровизация образования.

Сведения об авторе: Шилова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики Российской академии образования.

questionnaire survey, quantitative and qualitative analysis of experimental data and interpretation of the results obtained. K-means Statistica 10.0 cluster analysis was used for statistical processing of the study results. The questionnaire data were processed with the help of the program "Microsoft Office Excel" (Excel). The scientific novelty of the study consists in the fact that for the first time experimental data were obtained, indicating the dominance of the stage of formation of professional and personal readiness of a teacher-defecto-logist to work under the conditions of digitalization of education. The results of the study have a pronounced practical significance from the point of view of concretizing the content of the designed pedagogical conditions for the professional and personal development of a teacher-defectologist, and also indicate the prospects for further research in the framework of the reconstruction of the process of professional education.

Keywords: students-defectologists; teachers-defectologists; training future defectologists; professional-personal readiness; universal qualities; information and communication technologies; digitalization of education.

About the author: Shilova Elena Anatol'evna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Senior Researcher of the Institute of Special Education of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia.

Сведения об авторе: Закрепина Алла Васильевна, доктор педагогических наук.

Место работы: член-корреспондент Российской академии образования, заведующий лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования.

About the author: Zakrepina Alla Vasil'evna, Doctor of Pedagogy.

Place of employment: Corresponding Member of RAE; Head of Laboratory for Psycho-Pedagogical Research and Technologies of Special Education of Persons with Intellectual Disabilities, Institute of Special Education of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia.

Сведения об авторе: Стребелева Елена Антоновна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики Российской академии образования.

Контактная информация: 119121, корп. 1.

About the author: Strebeleva Elena Antonovna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Chief Researcher of the Institute of Special Education of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia.

Россия, Москва, Погодинская ул., д. 8,

E-mail: shilova.ea@yandex.ru, zakrepina@ikp.email, strebeleva@ikp.email.

Трендом современности является цифровизация всех сфер жизни человека, в том числе и образования. Об этом свидетельствуют документы, принимаемые на федеральном и региональных уровнях. К таким документам следует отнести Закон РФ «Об образовании» (2012), приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (2016), программу «Цифровая экономика Российской Федерации» (2017), Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной сре-

ды» (2019), федеральные проекты «Кадры для цифровой экономики» (2018), «Современная школа» (2018) [11; 6; 7; 5; 13; 12].

В этих и других документах подтверждается значимость и перспективность использования цифровых средств с точки зрения эффективности профессиональной деятельности, подчеркивается необходимость цифровых навыков для всех граждан РФ как основания творческой реализации личностного и профессионального потенциала в процессе осуществления персональной траектории развития.

© Шилова Е. А., Закрепина А. В., Стребелева Е. А., 2021

С появлением цифрового пространства в образовании на уровне международных и отечественных документов (Стандарты и рекомендации по обеспечению качества на Европейском пространстве высшего образования (ESG), 2015 г.; ФГОС ВО, 2018) было сформулировано определение готовности специалиста к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования [9; 10]. Данный процесс рассматривается как обладание необходимыми личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими мотивированное решение задач профессиональной деятельности в соответствии с потребностью рынка труда, быстро меняющимся социальным запросом.

С позиций экспертного мнения специалистов в области современного рекрутинга (Давос, Всемирный экономический форум, 2017) современная профессиональная готовность определяется совокупностью сформированных личностно-профессио-нальных качеств и компетенций универсального свойства (умение видеть и решать проблемы комплексно, критическое мышление, креативность, навыки совместной работы с людьми и эмоциональный интеллект), позволяющих специалисту осуществлять постоянную актуализацию, дополнение, расширение специальных

умений и навыков с целью творческого и эффективного решения профессиональных задач.

Характеристика актуальных компетенций (качеств), необходимых специалисту, представлена и в Атласе новых профессий, разработанном Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Скол-ково» (2014) [2]. Среди востребованных качеств обозначены: системное мышление; понимание рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях; умение управлять проектами и процессами; программирование ^-решений / работа с искусственным интеллектом; умение работать с запросами потребителя; понимание специфики работы в отраслях в других странах; умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми; работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем); способность к художественному творчеству; бережливое производство.

Разные аспекты проблемы готовности будущего педагога-де-фектолога к профессиональной деятельности рассмотрены в работах А. А. Алмазовой, Т. А. Соловьевой; Н. М. Назаровой; И. А. Филатовой;

Е. А. Шиловой, А. В. Закрепиной, Е. А. Стребелевой; И. М. Яковлевой и др. [1; 4; 14; 15; 16].

Исследователи отмечают, что профессионально-личностная готовность педагога-дефектолога имеет свою специфику. Ее целевой основой остаются традиционные, исторически сложившиеся, личностные качества (любовь к детям, образованность, интеллигентность, духовность, толерантность и т. д.) и необходимые прикладные умения и навыки (умение осуществлять диагностику развития ребенка с ОВЗ, разрабатывать конспект занятия с ребенком с ОВЗ, осуществлять взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и т. д.). В условиях цифро-визации образования они дополняются востребованными качествами Soft skills (англ. «мягкие» навыки), обладающими универсальными свойствами (оперативность, гибкость, самостоятельность, адаптивность, способность к непрерывному самообразованию, решительность, критичность и т. д.). Следует подчеркнуть единство мнений исследователей о том, что именно качества универсального свойства и определяют готовность выпускника к профессиональной деятельности в современных условиях диджи-тализации. Выделенные качества позволяют эффективно применять специальные умения и навыки с целью быстрой методиче-

ской, организационной, дидактической, коммуникативной адаптации в меняющихся условиях обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.

С целью уточнения профессионально-личностной готовности педагога-дефектолога к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью, было осуществлено экспериментальное исследование. Методологическим основанием исследования явился уровневый подход, позволяющий дифференцировать разные кластеры обучающихся. Участниками исследования являлись 56 студентов (бакалавров 3 курса и магистров 1 курса) Московского государственного областного университета по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Методами исследования стали анкетирование, количественный и качественный анализ экспериментальных данных, интерпретация полученных результатов. Анализ документов, научной литературы позволил сформулировать вопросы анкеты, которые включали следующие характеристики: способность к профессиональному саморазвитию; способность самостоятельно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности; способность самостоятельно опе-

ративно принимать решения в условиях многозадачности; владение современными цифровыми технологиями; применение электронных ресурсов в вариативных условиях обучения детей с ОВЗ; способность к коммуникации и взаимодействию в разных условиях и коллективах. Респондентам предлагалось оценить уровень сформированности личност-но-профессиональных качеств по трехбалльной шкале (3 балла — высокий, 2 балла — средний, 1 балл — низкий). Для стати сти-ческой обработки данных применялся кластерный анализ по типу к-тваж в программе «^айБйеа 10.0». Данные анкет обрабатывались с помощью программы

«Microsoft Office Excel» («Excel»).

Результаты анкетирования позволили выделить три кластера респондентов с разным уровнем готовности к профессиональной деятельности: 1 кластер — с высоким уровнем сформированно-сти профессионально-личностных качеств (N = 51 балл); 2 кластер — со средним уровнем сформированности профессионально-личностных качеств (N = = 64 балла); 3 кластер — с низким уровнем сформированности профессионально-личностных качеств (N = 7 баллов). Результаты кластерного анализа представлены графически на рисунке 1.

Рис. 1. Уровни профессионально-личностной готовности педагога-дефектолога к деятельности в условиях цифровизации образования Прим. ■ — высокий уровень; □ — средний уровень; ■ — низкий уровень.

Таблица 2

Результаты сформированное™ у студентов-дефектологов профессионально-личностных качеств, определяющих готовность к деятельности в современных условиях цифровизации образования (%)

Респонденты

профессионально- с высоким уров- со средним с низким уров-

личностные каче- нем сформиро- уровнем сфор- нем сформиро-

ства (п.-л. к.) ванности п.-л. к. мированности п. -л. к. ванности п.-л. к.

способность к 15 65 20

профессиональ-

ному саморазви-

тию

способность са- 18 67 15

мостоятельно

реализовать лич-

ностный потенци-

ал в профессио-

нальной деятель-

ности

способность са- 23 58 19

мостоятельно

оперативно при-

нимать решения в

условиях много-

задачности

владение совре- 68 26 6

менными цифро-

выми техноло-

гиями

применение элек- 28 65 7

тронных ресурсов

в вариативных

условиях обуче-

ния детей с ОВЗ

способность к 34 52 14

коммуникации и

взаимодействию в

разных условиях

и коллективах

Анализ результатов показал, что доминирующим кластером респондентов являются студенты со средним уровнем профессионально-личностной готовности к профессиональной деятельности, затем следует кластер обучающихся с высоким уровнем готовности и на последнем месте — кластер с низкий уровнем готовности.

Проведенный анализ показателей профессионально-личностных качеств показал, что из 6 предложенных характеристик только одна — «Владение современными цифровыми технологиями» — большинством студентов (68 %) была оценена как сформированное качество высокого уровня, что подтверждает понимание значимости данной характеристики для современного студента. Остальные качества в большинстве получили самооценку среднего уровня (табл. 2).

Преимущественное выделение кластера среднего уровня, а также анализ самооценки респондентами сформированности профессионально-личностных качеств позволяют сделать вывод, что готовность будущего педагога-дефектолога к профессиональной деятельности в современных условиях цифровизации образования находится в стадии формирования и требует перспективного определения педагогических условий взаимодействия с будущи-

ми специалистами в рамках образовательного процесса.

Работы отечественных и зарубежных исследователей (А. Н. Га-ничева, А. П. Каитов; Ю. И. Рос-сова; А. П. Русяев, Ю. В. Русяева; J. B. Ellsworth; A. Peterson, H. Du-mont, M. Lafuente и др.) [3; 8; 19; 17; 18] свидетельствуют о том, что наиболее действенным и эффективным методом профессионально-личностного развития будущего педагога-дефектолога является проектная деятельность студентов. Реализация в учебном процессе этого вида деятельности с использованием электронных ресурсов, по мнению авторов, активизирует мотивацию будущего специалиста и является мощным стимулом формирования профессионально-личностной готовности выпускника к деятельности в новых, современных форматах обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Таким образом, готовность педагога-дефектолога к деятельности в современном информационном образовании определяется уровнем сформированности профессионально-личностных качеств универсального свойства, позволяющих выпускнику реали-зовывать творческий потенциал в соответствии с текущим социальным запросом, требованиями рынка труда. Полученный экспериментальный материал имеет выраженную практическую зна-

чимость с позиции конкретизации содержания проектируемых педагогических условий профессионально-личностного развития педагога-дефектолога, а также обозначает перспективы дальнейших исследований в рамках реконструкции процесса становления профессионального образования.

Литература

1. Алмазова, А. А. Значение идей Л. С. Выготского для системы специального образования и подготовки педагогов-дефектологов в высшей школе / А. А. Алмазова, Т. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : Междунар. науч.-практ. конф. — Саранск, 2018. — С. 284—289.

2. Атлас новых профессий. — URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/docu ments/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_ Atlas.pdf (дата обращения: 25.02.2021). — Текст : электронный.

3. Ганичева, А. Н. Контекстный подход и квазипрофессиональная деятельность в подготовке студентов бакалавриата к проектной деятельности / А. Н. Ганичева, А. П. Каитов. — Текст : непосредственный // Известия Института педагогики и психологии образования. — 2018. — № 3. — С. 14—18.

4. Назарова, Н. М. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования / Н. М. Назарова. — Текст : непосредственный // Специальная педагогика. — Москва : Академия, 2004. — С. 157—162.

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» . — URL: ttps:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7323 5976/ (дата обращения: 21.02.2021). — Текст : электронный.

6. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». — URL: http://static.government.ru/ media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5l ZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 21.02. 2021). — Текст : непосредственный.

7. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». — Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/9g FM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 21.02.2021). — Текст : электронный.

8. Русяев, А. П. Диагностика сформиро-ванности личностного компонента готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности / А. П. Русяев, Ю. В. Русяева. — Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59-1. — С. 306—309.

9. Стандарты и рекомендации по обеспечению качества на Европейском пространстве высшего образования (ESG). — URL: https://enqa.eu/indirme/esg/ESG%20 in%20Russian_by%20NCPA.pdf (дата обращения: 01.03.2021). — Текст : электронный.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» : (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 N 123). — URL: http://fgosvo.ru/news/9/1426 (дата обращения: 21.02.2021). — Текст : электронный.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (последняя редакция). — URL: www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29. 01.2020). — Текст : электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Федеральный проект «Современная школа». — URL: https://edu.gov.ru/natio nal-project/ (дата обращения: 28.02 2021). — Текст : электронный.

13. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». — URL: https:// digital.gov.ru/ru/activity/directions/866// (да-

та обращения: 28.02 2021). — Текст : электронный.

14. Филатова, И. А. Деонтологическая компетентность будущих педагогов-дефектологов / И. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2015. — № 2. — С. 105—115.

15. Шилова, Е. А. Исследование педагогического контекста диагностической компетенции учителя-дефектолога / Е. А. Шилова, А. В. Закрепина, Е. А. Стре-белева. — Текст : непосредственный // Интеграция образования. — 2019. — Т. 23. — № 3. — С. 458—474.

16. Яковлева, И. М. Профессиональная мотивация студентов дефектологических специальностей / И. М. Яковлева. — Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 3. — С. 368—377.

17. Ellsworth, J. B. Surviving change: A survey of educational change models / J. B. Ellsworth. — Syracuse, N.Y. : Clearinghouse on Information & Technology, Syracuse University, 2000. — 296 p. — Text : unmediated.

18. Peterson, A. Understanding innovative pedagogies: Key themes to analyse new approaches to teaching and learning / A. Peterson, H. Dumont, M. Lafuente, N. Law. — Paris : Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD), 2018. — Text : unmediated.

19. Rossova, Yu. I. Students' project activities in the context of standardization of education / Yu. I. Rossova. — Text : unmedia-ted // European Journal of Natural History. — 2016. — № 5. — P. 102—104.

References

1. Almazova, A. A. Znachenie idey L. S. Vy-gotskogo dlya sistemy spetsial'nogo obrazo-vaniya i podgotovki pedagogov-defektologov v vysshey shkole / A. A. Almazova, T. A. So-lov'eva. — Tekst : neposredstvennyy // Integ-ratsiya nauki i obrazovaniya v XXI veke: psikhologiya, pedagogika, defektologiya : Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Saransk, 2018. — S. 284—289.

2. Atlas novykh professiy. — URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/docu

ments/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_A tlas.pdf (data obrashcheniya: 25.02.2021). — Tekst : elektronnyy.

3. Ganicheva, A. N. Kontekstnyy podkhod i kvaziprofessional'naya deyatel'nost' v pod-gotovke studentov bakalavriata k proektnoy deyatel'nosti / A. N. Ganicheva, A. P. Kai-tov. — Tekst : neposredstvennyy // Izvestiya Instituta pedagogiki i psikhologii obrazovaniya. — 2018. — № 3. — S. 14—18.

4. Nazarova, N. M. Professional'naya deyatel'nost' i lichnost' pedagoga sistemy spe-tsial'nogo obrazovaniya / N. M. Nazarova. — Tekst : neposredstvennyy // Spetsial'naya pedagogika. — Moskva : Akademiya, 2004. — S. 157—162.

5. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 2 dekabrya 2019 g. № 649 «Ob utver-zhdenii Tselevoy modeli tsifrovoy obrazova-tel'noy sredy» . — URL: ttps://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (data obrashcheniya: 21.02.2021). — Tekst : elektronnyy.

6. Prioritetnyy proekt v oblasti obrazova-niya «Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'-naya sreda v Rossiyskoy Federatsii». — URL: http://static.government.ru/media/files/ 8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG. pdf (data obrashcheniya: 21.02.2021). — Tekst : neposredstvennyy.

7. Programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii». — Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/9gFM 4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 21.02.2021). — Tekst : elek-tronnyy.

8. Rusyaev, A. P. Diagnostika sformiro-vannosti lichnostnogo komponenta gotov-nosti budushchego uchitelya-logopeda k proektnoy deyatel'nosti / A. P. Rusyaev, Yu. V. Ru-syaeva. — Tekst : neposredstvennyy // Pro-blemy sovremennogo pedagogicheskogo ob-razovaniya. — 2018. — № 59-1. — S. 306— 309.

9. Standarty i rekomendatsii po obespe-cheniyu kachestva na Evropeyskom prostran-stve vysshego obrazovaniya (ESG). — URL: https://enqa.eu/indirme/esg/ESG%20in%20R ussian_by%20NCPA.pdf (data obrashcheniya: 01.03.2021). — Tekst : elektronnyy.

10. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazo-vatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.03 «Spe-tsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie» : (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22.02.2018 N 123). — URL: http://fgosvo.ru/news/9/1426 (data obra-shcheniya: 21.02.2021). — Tekst : elek-tronnyy.

11. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» : ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (poslednyaya redaktsiya). — URL: www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 29. 01.2020). — Tekst : elektronnyy.

12. Federal'nyy proekt «Sovremennaya shkola». — URL: https://edu.gov.ru/natio nal-project/ (data obrashcheniya: 28.02 2021). — Tekst : elektronnyy.

13. Federal'nyy proekt «Kadry dlya tsifro-voy ekonomiki». — URL: https://digital.gov. ru/ru/activity/directions/866// (data obra-shcheniya: 28.02 2021). — Tekst : elek-tronnyy.

14. Filatova, I. A. Deontologicheskaya kom-petentnost' budushchikh pedagogov-defek-tologov / I. A. Filatova. — Tekst : neposred-stvennyy // Spetsial'noe obrazovanie. — 2015. — № 2. — S. 105—115.

15. Shilova, E. A. Issledovanie pedagogi-cheskogo konteksta diagnosticheskoy kom-

petentsii uchitelya-defektologa / E. A. Shi-lova, A. V. Zakrepina, E. A. Strebeleva. — Tekst : neposredstvennyy // Integratsiya obra-zovaniya. — 2019. — T. 23. — № 3. — S. 458—474.

16. Yakovleva, I. M. Professional'naya mo-tivatsiya studentov defektologicheskikh spe-tsial'nostey / I. M. Yakovleva. — Tekst : neposredstvennyy // Sibirskiy pedagogiche-skiy zhurnal. — 2009. — № 3. — S. 368— 377.

17. Ellsworth, J. B. Surviving change: A survey of educational change models / J. B. Ellsworth. — Syracuse, N.Y. : Clearinghouse on Information & Technology, Syracuse University, 2000. — 296 p. — Text : unmediated.

18. Peterson, A. Understanding innovative pedagogies: Key themes to analyse new approaches to teaching and learning / A. Peterson, H. Dumont, M. Lafuente, N. Law. — Paris : Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD), 2018. — Text : unmediated.

19. Rossova, Yu. I. Students' project activities in the context of standardization of education / Yu. I. Rossova. — Text : unmediated // European Journal of Natural History. — 2016. — № 5. — P. 102—104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.