Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ / СТАНДАРТЫ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровик Юлия Николаевна

В статье на основе обзора теоретических источников рассмотрена взаимосвязь понятий «компетентностный подход» и «профессиональная компетентность». Процесс профессионального обучения представлен несколькими этапами освоения будущей специальности: знакомство с теоретическими основами моделирования различных технологий обучения; освоение элементарных технологий, частных приемов и методов; изучение системных технологий и авторских методик; разработка и моделирование собственных методических систем, а также выстроена логическая цепочка его реализации. Рассмотрены особенности профессиональной компетентности педагога для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт применения интерактивных технологий, при которых будущие педагоги-дефектологи добывают, перерабатывают и реализовывают учебную информацию, обеспечивающую результаты обучения практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боровик Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF A TEACHER-DEFECTOLOGIST

Based on a review of theoretical sources, the article examines the relationship between the concepts of “competence-based approach” and “professional competence”. The process of vocational training is represented by several stages of mastering a future specialty: acquaintance with the theoretical foundations of modeling various learning technologies; mastering elementary technologies, private techniques and methods; study of system technologies and copyright techniques; development and modeling of our own methodological systems, as well as building a logical chain of its implementation. The features of the teachers' professional competence for working with children with disabilities are considered. The article presents experience of using interactive technologies, in which future teachers-defectologists extract, process and implement educational information that provides the results of learning practical activities.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА»

Педагогика и психология образования. 2021. № 3 DOI: 10.31862/2500-297X-2021-3-95-104

Ю.Н. Боровик

Московский социально-педагогический институт, 105082 г. Москва, Российская Федерация

Компетентностный подход

в процессе профессионального обучения

педагога-дефектолога

В статье на основе обзора теоретических источников рассмотрена взаимосвязь понятий «компетентностный подход» и «профессиональная компетентность». Процесс профессионального обучения представлен несколькими этапами освоения будущей специальности: знакомство с теоретическими основами моделирования различных технологий обучения; освоение элементарных технологий, частных приемов и методов; изучение системных технологий и авторских методик; разработка и моделирование собственных методических систем, а также выстроена логическая цепочка его реализации. Рассмотрены особенности профессиональной компетентности педагога для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт применения интерактивных технологий, при которых будущие педагоги-дефектологи добывают, перерабатывают и реа-лизовывают учебную информацию, обеспечивающую результаты обучения практической деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, педагог-дефектолог, моделирование технологий обучения, стандарты дефектологического образования, интерактивные формы обучения

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Боровик Ю.Н. Компетентностный подход в процессе профессионального обучения педагога-дефектолога // Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С. 95-104. DOI: 10.31862/2500-297Х-2021-3-95-104

© Боровик Ю.Н., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

^ о

X I

4 £

° 5

Н ГО

Ш I

Z о

01

ш

о m

п -э- го о О с^

ш ало F с о

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-3-95-104 Y.N. Borovik

Moscow Social Pedagogical Institute, Moscow, 105082, Russian Federation

Competence-based approach

in the process of professional training

of a teacher-defectologist

Based on a review of theoretical sources, the article examines the relationship between the concepts of "competence-based approach" and "professional competence". The process of vocational training is represented by several stages of mastering a future specialty: acquaintance with the theoretical foundations of modeling various learning technologies; mastering elementary technologies, private techniques and methods; study of system technologies and copyright techniques; development and modeling of our own methodological systems, as well as building a logical chain of its implementation. The features of the teachers' professional competence for working with children with disabilities are considered. The article presents experience of using interactive technologies, in which future teachers-defectologists extract, process and implement educational information that provides the results of learning practical activities.

Key words: competence-based approach, professional competence, teacher-defectologist, modeling of teaching technologies, standards of defectological education, interactive forms of education

CITATION: Borovik Y.N. Competence-based approach in the process of professional training of a teacher-defectologist. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 3. Pp. 95-104. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2021-3-95-104

Реалии модернизации системы российского высшего образования ориентируют вузы на реализацию образовательных стандартов нового поколения в формате компетентностного подхода как основной образовательной технологии, нацеленной на преодоление недостатков

о

го |_

^ о

X I

ч .0

о

н го к

Ol I X

Z о I

X X и го m

CK X CP и Ol о m го

о о

ш о_ю

F с о

-СО

96

сложившейся системы профессиональной подготовки, а именно перенос акцента с содержания обучения специалиста на его результат.

Компетентностный подход, реализуемый в системе профессиональной педагогической подготовки, лежит в основе современной объективной оценки существующей системы обучения, дает возможность выявить слабые звенья в ней с целью ее дальнейшего совершенствования, что актуализирует выбранную нами тему исследования. Он не является совершенно новым в определении целей и содержания образования и освещен в ряде исследований А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Г.П. Щедровицко-го и многих других. А.В. Хуторской, например, определяет его как альтернативу нацеленности на формирование теоретических знаний и выделяет приоритет практико-ориентированной направленности при освоении как объектов научного познания, так и объектов педагогической действительности [12].

Профессиональная компетентность особенно важна при современной социально-экономической обстановке, порождающей сложнейший комплекс проблем, в том числе психолого-педагогического характера. Т.Г. Браже, например, определяет профессиональную компетентность педагога как «явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегратив-ные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)» [2].

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавриат) определены профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников, освоивших данную программу (https://docs.cntd.ru/ document/901771684; https://docs.cntd.ru/document/902389617).

Рассматривая профессиональную деятельность педагогов-дефектоло-гов, ученые (А.А. Дмитриев, Н.С. Лавская, Е.Т. Логинова, Е.М. Назарова и др.) указывали на необходимость развития ряда направлений: деонтологический компонент в подготовке педагога-дефектолога; овла- 2 о дение этическими нормами профессионального поведения при социаль- ¡5 ном взаимодействии, в процессе профессионального сотрудничества | ^ | и разрешения конфликтов; развитие личностного отношения к профес- х 5 2 сиональной деятельности и будущей профессии; готовность к сопрово- ^.д. ™ ждению лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при социальной адаптации и интеграции в общество и т.д. [4-6; 10].

Анализ состояния и перспектив развития профессиональной деятельности педагога-дефектолога с учетом отечественных и международных тенденций был проведен коллективом ученых-исследователей, в который вошли Б.В. Белявский, И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко, Е.А. Малхасьян, О.С. Орлова, О.Г. Приходько, Т.Б. Филичева и др.

Исследования ряда ученых определяют необходимость применения сформированных специальных компетентностей в работе с детьми с особыми потребностями в обучении и особенности взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса (педагоги, родители, воспитанники): Р.Г. Аслаева заключает, что одним из важнейших показателей сформированности профессиональной компетентности будущего учителя-дефектолога являются навыки анализа педагогических ситуаций с помощью реализации продуктивных методов [1]; Л.В. Ларионова опирается на профессиональную и личностную воспитанность, основанную на познавательной, нравственной и эстетической культуре [7]; Н.М. Назарова выделяет способность к решению в ходе профессиональной деятельности специфических задач, связанных с наличием специальных знаний [10].

В основе профессиональной подготовки студентов к профессии педагога-дефектолога лежит формирование у них готовности к выполнению диагностико-консультативной, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической, социально-трудовой и прогностической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности развития. Поэтому считаем, что оценка сформированности профессиональной компетентности педагога-дефектолога к работе с лицами с ОВЗ должна включать: содержательно-операционные (аналитическое и диагностическое направления), практико-ориентированные (коррек-ционное и организационно-методическое направления) и мотиваци-онно-личностные критерии и показатели, которые объединяют усвоен-ность знаний о психолого-педагогических закономерностях возрастного и личностного развития детей с ОВЗ; освоение методики прогноза, проектирования и оценки учебного процесса, мониторинга возможностей и способностей учащихся с ОВЗ; способность организовывать коррек-ционно-развивающую среду и взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса в рамках комплексной психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы; готовность к выявлению детей, испытывающих трудности в освоении учебной программы, и соз-

го ^ ^ о

X I ^ £

° 5 t: ? ^ ш х х

Z о I

у 2 данию условий для сопровождения их к положительному результату

CK

^-е-™ Закономерно, что подготовка будущих учителей непосредственно 8 о.ю' включает освоение элементов различных инновационных образова-

m и-ш

г- С О

тельных технологий. И происходит это в несколько этапов: изучение

теоретических основ моделирования различных технологий обучения (лекции); освоение элементарных технологий, частных приемов и методов (практические и лабораторные занятия); изучение системных технологий и авторских методик (ИКТ, педагогическая практика); разработка и моделирование собственных методических систем (проектная деятельность).

Таким образом выстраивается логическая цепочка, которая, согласно А.А. Вербицкому, в рамках современной образовательной парадигмы и контекстного обучения позволит решить проблемы освоения технологий обучения: узнавание - освоение - усвоение - применение [3].

Анализ тенденций развития дефектологического образования свидетельствует о процессе формировании целостной структуры профессиональной подготовки специалистов в данной сфере, становление которой реализуется в рамках определенной педагогической системы, имеющей свои особенности, а с появлением новых технологий модернизируется и сам учебно-воспитательный процесс. В процессе обучения активно используются интерактивные формы обучения. Студенты, работая индивидуально, в парах или группах, осуществляют работу с документами и различными источниками информации, участвуют в проектной работе, разрабатывают сценарии деловых игр и активно участвуют в них.

Рассмотрим некоторые из организационных форм и технологий, составляющих педагогический процесс и организующих компетент-ностно-ориентированную среду обучения с целью воздействия на личность будущего специалиста-дефектолога и способствующих успешному формированию у бакалавров-дефектологов профессиональной компетентности и объективно обеспечивающих лучшие, по сравнению с традиционными способами, результаты обучения практической деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии

Создание информационной образовательной среды предусматривает направленность на самообразование и индивидуализацию обучения студентов, обеспечение доступа к электронной базе вуза, которая включает учебные планы, рабочие программы, видеолекции, электронные учеб- | о ники и т.д., что создает предпосылки к формированию полноценной Jf

н го ^

информационно-технологической компетентности. Это происходит, S^ g ц в частности, при демонстрации различных профессиональных и приемов работы, отслеживании профессионального общения, демон- ^.д- £ страции приемов коррекционно-развивающих заданий, игр, упражнений и т.д. Например, в качестве задания для самостоятельной работы

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 3

после просмотра фильма по теме «Использование арт-терапии в коррек-ционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ» обучающимся предлагается написать эссе, в котором они бы выразили свою позицию по поводу увиденного, подкрепив примером из собственного опыта или используя теоретические знания, полученные на лекции [9]. Очень важен показ отдельных, логически завершенных фрагментов, демонстрирующих различные техники или приемы работы педагога-дефектолога; отслеживание профессионального общения как в педагогической, так и в ученической среде; демонстрация приемов коррекционно-развивающих заданий, игр, упражнений и т.д.; освоение инновационных техник и технологий; использование конструктивных способов и средств, которые находят свое применение в психолого-педагогической работе педаго-гов-дефектологов с обучающимися с ОВЗ для мониторинга коррекци-онной работы их развития (интерактивные методы и нейрореабилита-ционные технологии «Пабло Систем», «Интон-М», «Дэльфа 142.1. 2.2», «Хабилект») [2].

Технологии деловых игр

Учебные занятия, проведенные в данном формате, дают возможность студенту выполнять действия в условиях конкретных ситуаций будущей профессиональной деятельности. Используется самостоятельность студентов при формулировке и разработке сценария деловой игры, приветствуется интеграция теоретических знаний и социального контекста будущей профессиональной деятельности (например, «Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогического консилиума» или «Консультирование семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья»). В процессе проведения педагогического анализа, постановки цели, планировании и организации деятельности, организации общения в коллективе у студентов формируется управленческая компетентность, идет накопление опыта решения профессиональных задач.

Рабочие тетради как образовательное средство

В самостоятельной работе студентов-дефектологов активно используются рабочие тетради, которые ориентируют на выполнение определенных заданий по изучению и анализу нормативно-правовой базы специального образования, аннотированию учебной и специальной литературы, выполнению практических заданий по обследованию детей с ОВЗ, оформлению различного рода документации и т.д. Например, студенту предлагается провести сравнительный анализ положений

о

го |_

^ о

X I

ч .0

о

н го к

Ol I X

Z о I

X X и го m

CK X р и Ol о m го

о о р

ш ОЛО

F с о

о психолого-медико-педагогических консилиумах, утвержденных в разные годы, или оформить годовой план работы учителя-дефектолога, отметив разницу между отчетом и анализом работы.

Педагогическая практика

Профессиональные компетенции по профилю подготовки формируются у студентов при их ознакомлении с реальным процессом, в котором воплощаются знания, приобретенные в аудиторных занятиях. Поэтому их формирование активизируется через погружение в профессиональную среду в ходе учебной, производственной, преддипломной практики и участие в мастер-классах.

На факультете коррекционной педагогики и специальной психологии в Московском социально-педагогическом институте открыт Центр диагностики и развития детей раннего дошкольного и младшего школьного возраста, который решает многие задачи практической подготовки будущих дефектологов - разработка и осуществление учебно-методического сопровождения различных видов практики. При этом внимание студентов обращается на разнообразные виды деятельности, которые выполняет педагог-дефектолог, на его профессионально-личностные качества, на усиление практико-ориентированной направленности формирования профессионально и социально значимых компетентностей. Они осваивают методику проведения психолого-медико-социальной диагностики, лечебно-профилактических мероприятий и коррекционно-развивающих занятий, консультирования родителей с детьми с ОВЗ.

Проектная деятельность

Участие студентов в социальных проектах способствует обогащению опыта работы с лицами с ОВЗ посредством включения в совместную деятельность с детьми, их родителями и сокурсниками. Например, организация междисциплинарного социального проекта «Театр равных возможностей». В ходе освоения дисциплин «Театрализованная деятельность в социальной реабилитации детей с ОВЗ» и «Деонтология в профессиональной деятельности дефектолога» профессорско-педа- 0 гогическим составом факультета коррекционной педагогики и специ- | о альной психологии были созданы условия неформальной учебной деятельности, которые позволили им приобрести социальный опыт вза- ^ § | имодействия с детьми и взрослыми при осуществлении данного про- ^ у 2 екта, расширить кругозор и повысить профессиональную мотивацию. Свое продолжение проект получил в работе Научно-практического цен- ^ §-ю тра детской психоневрологии г. Москвы [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в ходе профессиональной подготовки педагогов-де-фектологов происходит систематическое накопление, переработка и использование всесторонней, комплексной, диалектически взаимосвязанной системы научных представлений о своей будущей специальности. При этом сам студент формирует в своем сознании цельный образ построения своей будущей профессиональной деятельности и осваивает желаемую профессиональную роль. Очевидна необходимость создания условий, при которых он с первого момента обучения представлял бы себе целостную структуру будущей деятельности и имел возможность идентифицировать себя с образом специалиста, логично и последовательно вовлекаясь в профессиональную деятельность дефектолога.

Библиографический список / References

1. Аслаева Р.Г. Стратегия социально-профессиональной подготовки дефек-тологов в педагогическом вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. Ижевск, 2011. [Aslaeva R.G. Strategiya sotsialno-professionalnoy podgotovki defektologov v pedagogicheskom vuze [Strategy of social and professional training of defectologists in a pedagogical university]. Dr. Hab. dis. Izhevsk, 2011.]

2. Боровик Ю.Н. Анализ особенностей коррекционно-развивающей работы c детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе информационно-коммуникационных технологий // Педагогика и психология образования. 2020. № 4. C. 24-34. [Borovik Yu.N. Analysis of the features of correctional and developmental work for children with disabilities based on information and communication technologies. Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 4. Pp. 24-34. (In Rus.)]

3. Вербицкий А.А. Компетентностно-контекстный подход к модернизации гуманитарного образования // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы I международной научно-практической конференции / Под ред. А.А. Вербицкого. М., 2010. C. 12-23. [Verbitsky A.A. Competence-contextual approach to the modernization of humanitarian education. Tekhnologii postroeniya sistem obrazovaniya s zadannymi svoystvami. A.A. Verbitsky (ed.). Moscow, 2010. Pp. 12-23. (In Rus.)]

4. Дмитриев А.А. О подготовке кадров для системы специального и инклюзивного образования в свете его модернизации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. № 4.

¡5 С. 100-107. [Dmitriev A.A. On personnel training for the system of special and

§ i inclusive education in the light of its modernization. Bulletin of the Moscow

° 5 t: ? ^ ш x x

Z О I

x TO

x H m o;

Oi

Region State University. Series: Pedagogies. 2015. No. 4. Pp. 100-107. (In Rus.)]

5. Емельянова Т.В., Медяник Г.А. Игровые технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Тольятти, 2015. [Yemelyanova T.V., ^ jpg Medyanik G.A. Igrovye tekhnologii v obrazovanii [Game technologies

Iin education]. Educational and methodical manual. Togliatti, 2015.]

6. Лавская Н.С. Формирование социальной компетентности у будущих педагогов-дефектологов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. [Lavskaya N.S. Formirovanie sotsialnoy kompetentnosti u budushchikh pedagogov-defektologov [Formation of social competence among future defectologists]. PhD thesis. Moscow, 2012.]

7. Ларионова Л.В. Профессионально-гуманистическая подготовка учителя для коррекционных образовательных учреждений: Автореф. ... канд. пед. наук. СПб., 2001. [Larionova L.V. Professionalno-gumanisticheskaya podgotovka uchitelya dlya korrektsionnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniy [Professional and humanistic training of teachers for correctional educational institutions]. PhD thesis. St. Petersburg, 2001.]

8. Логинова Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в системе образования: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2007. [Loginova E.T. Sotsialno-pedagogicheskoe obespechenie sotsializatsii detey s vyrazhennoy intellektualnoy i sensomotornoy nedostatochnostyu v sisteme obrazovaniya [Socio-pedagogical support for the socialization of children with severe intellectual and sensorimotor insufficiency in the educational system]. Dr. Hab. dis. St. Petersburg, 2007.]

9. Морозов А.В., Моргунова Ю.Н. Деонтологическая готовность как составляющая профессиональной компетентности будущих дефектологов // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. М., 2017. С. 311-313. [Morozov A.V., Morgunova Yu.N. Deontological readiness as a component of the professional competence of future defectologists. Kategoriya «sotsialnogo» v sovremennoy pedagogike i psikhologii. A.Y. Nagornova (ed.). Moscow, 2017. Pp. 311-313. (In Rus.)]

10. Назарова Н.М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров: Монография. М., 2009. [Nazarova N.M. Spetsialnaya pedagogika: istoriya razvitiya nauchnogo znaniya i podgotovka pedagogicheskikh kadrov [Special pedagogy: The history of the development of scientific knowledge and the training of pedagogical personnel]. Moscow, 2009.]

11. Прокопенко А.Ю. Подготовка будущих дефектологов к формированию временной перспективы детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (105). го 2 Pp. 42-46. [Prokopenko A.Yu. Preparation of future defectologists for ¡| J the formation of a temporary perspective of children with disabilities through ° го K theatrical activities. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. z о x 2016. No. 1 (105). Pp. 42-46. (in Rus.)] * id g

12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандар- ¡^-Э- го ты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58-64. [Khutorskoy AV. Key competencies and ^ educational standards. Eydos. 2002. No. 2. Pp. 58-64. (In Rus.)]

Статья поступила в редакцию 02.02.2021, принята к публикации 05.04.2021 The article was received on 02.02.2021, accepted for publication 05.04.2021

Сведения об авторе / About the author

Боровик Юлия Николаевна - старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии и логопедии факультета коррекционной педагогики и специальной психологии, начальник управления воспитательной работы и молодежной политики, Московский социально-педагогический институт

Yulia N. Borovik - senior lecturer at the Department of Preschool Defectology and Speech Science, Faculty of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Moscow Social Pedagogical Institute E-mail: lait0707@mail.ru

о

TO

^ о

X X

ct .0

о

1— TO к

Ol X X

z о X

X X и го m

CK X CP и Ol о m го

о о ср

Ш о_ю

F с о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.