РОЛЬ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ - ПИАНИСТОВ Саидова Ш.М.
Саидова Шаъло Маллаевна - доцент, кафедра общего фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: сформированный навык чтения нот с листа является одним из важных компонентов в комплексе знаний, умений и навыков, которые должен получить учащийся по курсу общего фортепиано. Конечной целью работы по чтению с листа является повышение эффективности учебного процесса, обеспечивающего воспитания музыканта — профессионала высокой квалификации. Сформированный навык беглого чтения позволит музыкантам разных специальностей оперативно знакомиться с фортепианным сочинением, с трехстрочной (соло плюс фортепиано) партитурой камерного произведения, исполнять на рояле струнный, духовой или вокальный ансамбль, оркестровую музыку и т.д. Этот навык начинает формироваться с первых шагов обучения музыке. Ниже попытаемся определить задачи по его развитию у учащихся курса общего фортепиано на трех ступенях музыкального образования. Ключевые слова: музыкант, воспитание, образование, фортепиано, исполнение, специальность, деятельность, ансамбль, школа.
THE ROLE OF SIGHT READING IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF INSTRUMENTALISTS - PIANO PLAYERS Saidova Sh-М.
Saidova Sha'lo Mallaevna - Associate Professor, DEPARTMENT OF GENERAL PIANO, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the formed skill of reading music from a sheet is one of the important components in the complex of knowledge, skills and abilities that a student should receive in a general piano course.
The ultimate goal of sight reading work is to increase the effectiveness of the educational process, which ensures the education of a musician - a highly qualified professional. The formed skill of fluent reading will allow musicians of various specialties to quickly get acquainted with a piano composition, with a three-line (solo plus piano) score of a chamber work, perform a string wind or vocal ensemble, orchestral music, etc. on the piano.
This skill begins to form from the first steps of learning music. Below we will try to determine the tasks for its development among students of the general piano course at three levels of musical education. Keywords: musician, upbringing, education, piano, performance, specialty, activity, ensemble, school.
УДК 078
В музыкальной школе закладываются первоначальные умения по чтению незнакомого нотного текста -одной строчки (фортепианной или сольной инструментальной, в том числе партий транспонирующих инструментов), легких двуручных пьес и фортепианных ансамблей. В старших классах осваиваются не сложные аккомпанементы к произведениям по специальности и простейшие трехстрочные партитуры.
В музыкальном колледже умение переходит на уровень навыка. Появляется такие формы занятий, как чтение трехстрочных партитур, исполнение инструментальных трио (игра одной из строчек в ансамбле с педагогом) или четырехручных фортепианных ансамблей и инструментальных аккомпанементов.
В музыкальном ВУЗе навык чтения с листа совершенствуется. Усложняются виды работы: изучаются партитуры сочинений по специальности (соло плюс фортепиано), трио и квартетов, четырехручные переложения симфоний и квартетов, фортепианные ансамбли, сольная фортепианная литература. Следует подчеркнуть, что об умении бегло читать ноты необходимо заботиться не только в вузе, но и на протяжении всех лет обучения музыканта. Чтобы иметь возможность шлифовать этот важнейший компонент профессиональной культуры в высшем звене образования, занятия чтением должны целенаправленно и систематически вестись в школе и колледже.
Студентам-композиторам, теоретикам и дирижерам также необходимо уметь не только бегло читать с листа, но и достаточно свободно транспонировать и играть в ключах, так как все это им пригодится в профессиональной работе.
Итак, совершенно очевидно, что умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта.
В работе над чтением с листа педагогу важно обучить учащегося целому ряду последовательных действий, тесно связанных между собой. Поэтому, говоря об организации этой работы, нельзя хотя бы бегло не коснуться методического аспекта затронутой проблемы.
В процессе занятий по чтению нот главное - выработать у студента навык охвата пьесы в целом на двух уровнях:
1) восприятие музыки и появление внутренних слуховых представлений (ученик должен уметь быстро разобраться в форме произведения, разделить текст на малые смысловые построения, используя знания, полученные по теоретическим дисциплинам);
2) двигательная реализация этих представлений (необходимо воспитать у ученика умение играть без остановок, допуская некоторые упрощение фактуры).
В последнем случае исключительно важную роль играет предслышание. Верное предугадывание развития музыкальной мысли невозможно без работы творческого воображения ученика и находится в прямой зависимости от уровня его музыкальной культуры и, в частности, от ощущения стиля. Хорошо развитое чувство стиля подскажет исполнителю и логику музыкального движения, и даже возможные конкретные «музыкальные ситуации». Отсюда следует, что педагогу общего фортепиано необходимо всячески способствовать общему музыкальному развитию своего ученика и в процессе занятий давать ему максимум знаний о произведениях различных эпох, стилей и жанров.
Момент предугадывания должен присутствовать и в двигательной реакции исполнителя на незнакомый текст. Чем больше хранится в памяти типичных моторно-технических оборотов, тем точнее будет двигательная реакция и, следовательно, совершеннее прочтение незнакомого текста. Задача педагога состоит в том, чтобы научить студента быстро распознавать знакомые элементы в нотной записи, а также почти автоматически выбирать наиболее удобную аппликатуру, для чего необходимо прочно усвоить типовую аппликатуру гамм, арпеджио, аккордов во всех тональностях. Необходимо постоянно работать с учащимися над расширением вертикали считываемого им текста, а также следить за тем, чтобы он неустанно смотрел вперед, максимально используя поле своего зрения (горизонталь). Очень важно, чтобы студент перед началом чтения с листа просмотрел ноты пьесы глазами, как бы «проигрывая» её без инструмента. Подобное зрительное «проигрывание» значительно облегчает задачу прочтения нотного текста и в известной степени может оградить исполнителя от таких грубых ошибок, как неверный темп, ритм, отсутствие знаков альтерации и т.д. Кроме того предварительное прочтение текста глазами активизирует внутренний слух учащихся.
Особенно важно уметь читать с листа без остановок при игре ансамблей или аккомпанементов. Такая игра является наиболее действенным способом развития навыка чтения, так как она предельно активизирует внимание исполнителя и главное крепко «держит» его в рамках заданного темпа, развивая чувство времени. Кроме того, ансамблевая игра прививает учащемуся исполнительские навыки, крайне необходимые в его дальнейшей учебе и работе: умение слушать не только себя, но и партнера, вовремя вступить, согласовать свою партию с партией партнера.
Кроме рассмотренного выше, чрезвычайно полезно развивать у учеников умение свободно ориентироваться в любой тональности. Для этого время от времени следует включать в репертуар учащихся пьесы с большим количеством ключевых знаков: практика показывает, что их наличие является основным и труднопреодолимым препятствием для многих исполнителей при чтении незнакомого текста.
Учитывая сказанное ранее, становится ясно, что успехи студента в чтении с листа находятся, во-первых, в прямой зависимости от уровня его теоретической подготовки и, во-вторых, от его технической оснащенности. Основа этих знаний и навыков должна быть заложена еще до поступления в ВУЗ, то есть в начальном и в среднем звене. Чтением с листа необходимо заниматься регулярно, это должно войти в повседневную практику. Основная работа проводится в классе. Необходимо рационально спланировать время урока, уделяя чтению не менее одной его трети.
Наиболее эффективной формой работы являются парные занятия. Педагог по своему усмотрению составляет постоянные пары из учеников приблизительно одного уровня подготовки и занимается с ними на стыке двух уроков: 15 минут отводится в конце первого урока и столько же в начале второго. Таким образом, на каждую пару учащихся приходится 30 минут в неделю. Это время желательно использовать для чтения с листа на фортепиано любых партитур (сочинения по специальности, инструментальных трио, квартетов и т.д.), ансамблевой фортепианной литературы.
Если занятия по чтению с листа проходят индивидуально, то разумнее уделять им время в середине урока, так как перемена виды работы позволить активизировать ученика. Это особенно относится к слабо подготовленным учащимся. Занятия на уроке необходимо дополнять самостоятельной работой студентов. С этой целью педагог должен давать учащемуся произведения для домашнего ознакомления и периодически выборочно проверять на уроке результаты этой работы. Именно сочетание классных и самостоятельных занятий будет способствовать его успешному продвижению вперед.
Работа над чтением с листа нуждается в систематической проверке. Наиболее целесообразно за время обучения студента в вузе провести две проверки в первом и седьмом семестрах. В первом семестре нужно выявить уровень умений и навыков студентов к моменту его поступления в вуз. Это подскажет педагогу наиболее целесообразные пути работы над чтением с листа с данным учащимся. Проверка в седьмом семестре должна показать готовность студента к самостоятельной работе. Очень важно, чтобы оценка этой проверки учитывалась при выведении общей оценки за исполнение выпускной программы. Эффективной формой активизации занятий, а также проверки знаний и умений студента являются конкурсы по чтению с листа. Формы их проведения могут быть различными.
Одноэтапные конкурсы предполагают исполнение всеми участниками одного и того же произведения. При этом сравниваются и оцениваются, главным образом, качество исполнения, своеобразие трактовки, точность постижения стиля.
Двухэтапные конкурсы дают возможность студентам показать себя достаточно разносторонне, потому что в них исполняются сольные фортепианные и камерные ансамблевые произведения. На первом этапе все участники играют какое-нибудь одно фортепианное произведение, которое они должны предварительно «прочитать» глазами (три-пять минут). В этом случае оценивается уровень музыкальной культуры студента, проявляющийся в стилистически точном исполнении.
На втором этапе конкурса учащиеся, объединенные попарно, играют фортепианный, инструментальный или вокальный ансамбль. Им тоже отводится время на ознакомление с текстом без инструмента. Здесь сравниваются качества исполнения, а также навыки ансамблевой игры: умение играть с партнером, чувство музыкального времени.
Выступления на конкурсах, итоги проверок, а также вся повседневная работа по чтению с листа обязательно должны быть отражены в индивидуальном плане студента, в котором надлежит указать все пройденные сочинения. В начале семестра при составлении плана желательно отразить изучаемое стилистическое направление, период, жанры произведений (например, «Квартеты венских классиков» или «Инструментальные произведения узбекских композиторов»). Конкретные сочинения, пройденные в течение полугодия, удобнее вписывать во время зачетов, экзаменов или проверок. Таким образом, удастся избежать неоправданных поправок в плане и перечисленные в нем произведения будут соответствовать действительно пройденным.
Большое значение в процессе занятий имеет заинтересованное отношение ученика к исполняемому произведению. Для того чтобы правильно сформировать репертуар, необходимо руководствоваться принципами комплексного воспитания, подбирать для чтения с листа такие произведения, которые помогут студенту в овладении его будущей специальностью. Исходя из этого положения, на кафедре общего курса фортепиано составлены специальные требования для каждого факультета.
Так, например, на историко-теоретико-композиторском факультете материал по чтению с листа согласован с курсом истории музыки по принципу историзма. Это значит, что студенты-музыковеды имеют возможность в классе рояля познакомиться с композициями, необходимыми им по курсу истории музыки. Имеются в виду симфонии в четырехручном переложении, оперные клавиры, камерная инструментальная и вокальная литература, а также сочинения для лекторской практики.
У студентов народников опусы для чтения с листа группируются параллельно курсу дирижирования, что способствует расширению их знаний в области оркестровой литературы. Сюда входят различные ансамбли, оркестровые сюиты, части симфонии в оригинале или в переложении для фортепиано в четыре руки.
На занятиях с инструменталистами в центре внимания педагога находятся аккомпанементы к педагогическому и концертному репертуару, а также переложения для фортепиано в четыре руки. Кроме того, учащиеся-инструменталисты должны познакомиться с трио, квартетами и квинтетами, необходимыми им по программе.
На вокальном факультете материал по чтению с листа имеет достаточно широкий диапазон: от чтения вокальной строчки и не сложных переложений вокальных сочинений для фортепиано в четыре руки до аккомпанементов к романсам, ариям, оперным сценам, чтение трех строчек и транспозиции. Это объясняется разным уровнем фортепианной подготовки студентов-вокалистов.
Таким образом, мы видим, что чтение с листа, развиваясь в соответствии с требованиями по специальности, имеет большое воспитательное значение, помогает студентам серьезно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор.
Очень важно, чтобы студент любой специальности испытывал радость от своей игры на фортепиано, пусть даже весьма несовершенной. Опыт показывает, что даже самые слабые, почти начинающие ученики, систематически играют с листа легкие ансамбли со своим преподавателем или товарищем, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на рояле. Педагог обязательно должен воспользоваться этим обстоятельством, чтобы подтянуть нерадивого или слабого ученика.
Педагог общего фортепиано должен в рамках своего предмета использовать все имеющиеся возможности для того что бы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию дома. Это приносит особое эстетическое удовольствие, несет в себе элемент творчества.
Список литературы /References
1. Стоянов А. Некоторые проблемы музыкальной педагогики в связи с обучением игре на фортепиано. М.,
1986.
2. Талызина Н. Актуальные проблемы обучения в высшей школе. В книге «Педагогика высшей школы».
М., 1998.
3. Фейгин М. Музыкальный опыт учащегося. М. Музыка, 1971.