Научная статья на тему '«Фортепиано для всех» в системе отечественного высшего музыкального образования'

«Фортепиано для всех» в системе отечественного высшего музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
330
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ФОРТЕПИАНО ДЛЯ ВСЕХ" / ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРОФИЛИРУЮЩИЙ РАЗДЕЛ ДЛЯ КАЖДОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильева Татьяна Александровна

В статье рассматривается в исторической перспективе за полтора века становление дисциплины «фортепиано» в профессиональном обучении музыкантов различных специальностей оркестрантов, вокалистов, дирижёров, музыковедов; определены вехи в изменении содержания программ; названы музыканты-педагоги, внесшие вклад в отечественную методику предмета: особое внимание уделяется статусу дисциплины в российских вузах на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Фортепиано для всех» в системе отечественного высшего музыкального образования»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

«ФОРТЕПИАНО ДЛЯ ВСЕХ» В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Васильева Татьяна Александровна, Красноярский государственный институт искусств, г. Красноярск

E-mail: tatal-vas@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается в исторической перспективе за полтора века становление дисциплины «фортепиано» в профессиональном • обучении музыкантов различных специальностей - оркестрантов, вокалистов, дирижёров, музыковедов; определены вехи в изменении содержания программ; названы музыканты-педагоги, внесшие вклад в отечественную методику предмета: особое внимание уделяется статусу дисциплины в российских вузах на современном этапе.

Ключевые слова: «фортепиано для всех», основополагающие принципы методики, современные программные требования и профилирующий раздел для каждой специальности.

В системе отечественного музыкального образования всегда особая роль уделялась обучению игре на фортепиано музыкантов всех специальностей. К примеру, в XVIII-XIX веке в России насчитывалось более ста театров в дворянско-помещичьих усадьбах. Для постановок опер и балетов требовались профессиональные музыканты - оркестранты, вокалисты, танцоры, а также капельмейстеры для оркестров и регенты для хоров, которых готовили частные школы, закрытые учебные заведения. Считалось, что вокалисты должны были уметь аккомпанировать себе и партнеру, читать с листа; музыканты-оркестранты - читать с листа фортепианную партию своих сольных пьес; читать в оркестровых ключах; транспонировать, делать переложения оркестровых партитур.

При открытии Санкт-Петербургской, а позже и Московской консерваторий

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

выдающимися пианистами А.Г. Рубинштейном и его братом Н.Г. Рубинштейном было обосновано требование «всеобщего обязательного обучения игре на фортепиано» [1, с. 5].

В 1860 году А.Г. Рубинштейн представил докладную записку министру народного просвещения, где в Положение, регламентирующее деятельность Санкт-Петербургской консерватории, был внесен следующий параграф: «§6. Курс фортепианной игры как обязательного предмета продолжается четыре года, по прошествии которых преподавание фортепиано прекращается. На обязанности преподавателя возлагается развить механизм ученика настолько, чтобы он был в состоянии исполнять удовлетворительно соло, читать с листа по нотам и хорошо аккомпанировать пению или инструменту, а также транспонировать с листа по нотам» [2, с. 21].

Поступающие в консерваторию порой не имели никаких навыков фортепианной игры, и установка на профессионализм в обучении, выработка и пополнение навыков игры на фортепиано стала прочной базой для изучения теории, гармонии, сольфеджио, истории музыки.

Программные требования по фортепиано ко всем студентам (независимо • от специальности) в течение первых трех лет обучения в консерватории были одинаковыми: играли гаммы, пьесы, сонатины, но обучение пианистов было направлено на развитие виртуозности; все остальные играли программы более лёгкие, читали с листа, исполняя с педагогом ансамблевую литературу.

На четвертом году обучения пианисты-виртуозы держали экзамен в класс профессора, где ещё три года совершенствовались в концертном репертуаре, а музыкантам других специальностей вводились уроки, где уделялось внимание чтению с листа, аккомпанементу, игре ансамблей, чтению партитур, чтению в оркестровых ключах, то есть обучение становилось профильным согласно специальности. Заложенные братьями Рубинштейнами методические принципы в преподавании предмета «фортепиано для всех» способствовали формированию разносторонне образованных музыкантов.

Со временем методические принципы профилизации курса фортепиано для всех музыкантов были утрачены. В третьей по счёту Программе (1894 г.) требования к репертуару для всех специальностей стали одинаковыми, оставляя без внимания репертуар, прямо связанный с профессией музыканта и необходимый каждому будущему преподавателю в его дальнейшей педагогической работе. По этой «усечённой» программе обучали во вновь открывающихся вузах России: городах Саратове (1912), Киеве и Одессе (1913), Харькове и Тифлисе (1917).

Попыткой повысить уровень ведения курса общего фортепиано, возобновить профильность в программах в 20-е - 30-е годы XX века стала

51

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

работа Н.Н. Загорного, педагога Ленинградской консерватории. В ней даются методические рекомендации к каждой из задач обучения в общих фортепианных классах: развитие фортепианных навыков, техники; разнообразный по стилю, фактуре, форме репертуар; аккомпанирование, игра в ансамбле, чтение с листа, транспонирование. Впервые научно обоснована с учётом специфики методика курса игры на фортепиано для музыкантов разных специальностей [3, с. 10].

Несколько позднее московский музыкант, выдающийся музыковед Б.Л. Яворский опубликовал «Методическую хрестоматию по курсу общего фортепиано» (1935), где изложил свои взгляды на развитие творческих способностей обучающихся и познание ими музыки через игру на фортепиано: репертуар, обработки произведений, упражнения. Новым были методические установки по выработке навыков композиционного мышления, выявлено различие методов технического развития учащихся разных специальностей, предложен репертуар для начального обучения взрослых.

Указанные публикации наметили перспективы дальнейшего развития курса, но не оказали большого влияния на практическую работу педагогов. В дальнейшем, в связи с войной, в сороковые-пятидесятые годы условия учебного • процесса ухудшились (нехватка для занятий аудиторных фондов, недостаточная комплектация нотных библиотек); частично утратилась преемственность в работе педагогических кадров (молодые педагоги не знали основополагающих работ по методике курса, вели преподавание без учёта специальности обучающихся).

В шестидесятых годах XX века педагоги Московской консерватории разработали программы и составили хрестоматии по предмету [4]. Нотные сборники пополнили репертуар, но сказалась инерция: большинство педагогов не изменили отношение к преподаванию дополнительного фортепиано.

В начале 80-х годов произошли перемены, направленные на кардинальные изменения в преподавании общего фортепиано в вузах, а позднее в других звеньях профессионального музыкального обучения. Большую роль в этом сыграла кафедра курса фортепиано ГМПИ им. Гнесиных (ныне РАМ им. Гнесиных), возглавляемая канд. искусствоведения, профессором В.Д. Нырковой (с 1961 по 2010 годы).

Для развития профессионального сотрудничества преподавателей в системе школа-училище-вуз (ШУВ) при методическом совете Министерства культуры РФ в 1981 году была создана Секция курса фортепиано. Председателем Секции стала профессор В.Д. Ныркова.

В 1981 году авторским коллективом преподавателей кафедры фортепиано ГМПИ им. Гнесиных был создан проект программы по курсу фортепиано для музыкальных вузов. В.Д. Ныркова в 1983 году посетила КГИИ и познакомила

52

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

коллег с современными требованиями к содержанию вузовского курса, новыми формами преподавания предмета.

Проект программы ставил предмет фортепиано в центр учебных дисциплин, устанавливая межпредметные связи с курсами теории, сольфеджио, гармонии, анализа музыкальных форм, с курсами истории музыки и полифонии, а также с педагогической практикой студентов. Впервые выделен и подробно разработан репертуар профилирующего раздела, связанный со специальностью молодых музыкантов. Он включает в себя разные формы работы: изучение и исполнение на фортепиано полной фактуры инструментальных и вокальных сочинений, аккомпанирование солисту, чтение сольной строчки в оркестровых ключах, исполнение партий транспонирующих инструментов (духовых) и ансамблевых партитур для различных составов (квартетов, трио), игру симфонических клавиров. Педагоги кафедры КГИИ с энтузиазмом приняли программу, увидев интересные перспективы развития своего предмета. Для новых форм работы на уроке требовалось обеспечение соответствующим учебным репертуаром; преподаватели составляли нотные хрестоматии.

В 1995 году кафедра общего фортепиано ГМПИ им. Гнесиных провела • Совещание педагогов, работающих над созданием программы курса для ДМШ. Автору статьи поручили составить сквозную программу для ДМШ и училища по профилирующему разделу для струнников, духовиков и народников. Эта работа вошла в сквозную Программу ШУВ (школа-училище-вуз), изданную в 1997 году, переизданную в 2003 году и остававшуюся единственной Министерской программой [5] вплоть до 2010-х годов. Впервые в истории преподавания фортепиано учащимся разных специальностей Секции удалось решить задачу преемственности курса в трёх ступенях.

В 2000-е годы дисциплина «фортепиано» для музыкантов разных специальностей вводится в учебные планы, разработанные в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Так, в 2009 году в учебных планах ФГОС ВПО второго поколения дисциплина «фортепиано» была включена в базовую часть. На основании требований к составлению рабочих программ преподаватели музыкальных вузов (в том числе и преподаватели КГИИ) доработали содержательную часть, выстроив сольный раздел и профилирующий согласно рекомендациям РАМ им. Гнесиных, включив сольные и ансамблевые сочинения наших современных сибирских композиторов. Обязательным для студентов является чтение с листа аккомпанемента, игра в ансамбле, исполнение партии транспонирующего духового инструмента, сольной строчки в оркестровых ключах. Для студентов с недостаточной предвузовской подготовкой по фортепиано разработаны учебные

53

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

пособия по аккомпанементу, что позволяет им справляться с требованиями по предмету [6].

Затем, в 2011 году вступили в силу ФГОС ВПО третьего поколения. Ключевое изменение стандартов третьего поколения - разработка образовательных программ для уровней подготовки «специалитет» и «бакалавриат». Обращаясь к опыту красноярского музыкального вуза (на тот момент - Красноярской академии музыки и театра), видим определённые различия в программах. У специалитета предмет помещён в базовую часть, продолжительность обучения - восемь семестров; у бакалавриата - в вариативную часть (на усмотрение вуза), обучение всего шесть семестров.

В нашем вузе сложилась благоприятная обстановка понимания ректоратом важности предмета. К примеру, бакалавры, ориентированные более специалистов на педагогическую деятельность, получили дополнительно на 5-й и 6-й семестр «аккомпанемент» - предмет вариативного цикла в количестве 18 часов в год, что частично компенсировало для них более краткий срок учёбы на фортепиано. Профилирующий «аккомпанемент» включает в себя чтение с листа, транспорт, углублённую работу с нотным материалом пьес по специальности из • раздела педагогической практики, а также исполнение с солистом в каждом семестре программы из четырёх произведений, одно из которых - произведение крупной формы: соната, концерт, вариации.

Готовя программу по аккомпанементу, студенты могут выбрать солистов разных специальностей. Например, балалаечник аккомпанирует флейтисту, скрипач - саксофонисту, кларнетист - виолончелисту, вокалист - домристу. Знакомясь с новым для себя тембром и особенностями звукоизвлечения на других инструментах, ансамблист-аккомпаниатор получает бесценный слуховой опыт; узнавая новые сочинения, делая переложения для своего инструмента, пополняет учебный репертуар. Студенческие ансамбли, участвуя в мероприятиях, проводимых кафедрой, получают новый дополнительный опыт концертных выступлений: конкурсы, шефские концерты для горожан к памятным датам, выступления в Центре социальной реабилитации для пожилых людей и инвалидов.

В 2015 году кафедра общего фортепиано провела в Красноярске II Открытый Сибирский конкурс по фортепиано среди студентов разных специальностей средних и высших музыкальных учебных заведений, где соревновались участники из семи городов Сибири.

А в 2016 году в КГИИ состоялся III Всероссийский конкурс по фортепиано среди учащихся ДМШ и студентов разных специальностей средних и высших музыкальных учебных заведений ЕНИСЕЙ - KLAVIER, география которого ещё шире: города Сибири и маленькие посёлки Красноярского края, Республика Саха

54

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

(г. Якутск). Конкурс проходил по четырём номинациям: фортепиано соло, фортепианный ансамбль (ученик-ученик и учитель-ученик), камерный ансамбль, концертмейстерское мастерство. Студенты-конкурсанты стали лауреатами, их преподаватели получили дипломы за педагогическое мастерство. Авторитетное жюри отметило высокий уровень подготовки участников (председатель жюри обоих конкурсов - проф. Т.Н. Гапоненко, АХИ, г. Москва). Подготовка к конкурсам стимулировала у студентов интерес к занятиям.

К успеху привела многолетняя работа преподавателей кафедры КГИИ в русле следования традициям методики преподавания «фортепиано для всех», заложенным основателями профессионального музыкального образования братьями А. и Н. Рубинштейнами, воплощённым в Программах курса общего фортепиано коллективом РАМ им. Гнесиных.

Однако изменения в системе высшего музыкального образования России продолжаются. В ближайшее время должны вступить в силу федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования «3 плюс». В связи с этим, возможны дальнейшие изменения и в статусе дисциплины «фортепиано». Хочется верить, что дисциплина фортепиано, переживая • своеобразное возвращение к истокам, к идеям, к традициям братьев А.Г. и Н.Г. Рубинштейн, сохранится в новых программах в полном объеме.

Ведь исторический путь становления курса «фортепиано для всех» как вузовской дисциплины, пройденный за полтора века, доказывает каждому образованному музыканту целесообразность владения фортепиано. Навыки, полученные на уроках фортепиано, необходимы профессионалу, влюблённому в музыку, как для качественной учёбы в годы профессионального роста, так и для успешной артистической карьеры, для продуктивной педагогической работы по специальности, для собственного творческого личностного развития во все дальнейшие годы жизни.

Литература:

1. Ныркова В. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей. - М.: 1988. - 48 с.

2. Формирование музыканта в классе общего фортепиано./ Методическая разработка для слушателей повышения квалификации / Отв. ред. И.В. Розанов. -Л.; 1987. - 212 с.

3. Загорный Н.Н. Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет: опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано. - Л.: Academia, 1928. - 58 с.

4. Хрестоматия по общему фортепиано. Выпуск 1 / под ред. М.Г.Соколова. - М.: Советский композитор, 1961. - 120 с.

55

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

5. Программа по курсу фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей в системе школа-училище-вуз (ШУВ) / Министерство культуры Российской Федерации, Российская академия музыки имени Гнесиных; сост.: Азбукина Т.И., Бочкова Л.А., Васильева Т.А. и др. - М., 1997. - 124 с.

6. Аккомпанемент в курсе фортепиано: учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения высших и средних специальных заведений искусств / Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Красноярская государственная академия музыки и театра"; сост. и авт. метод. рек. Т.А. Васильева.- Красноярск, 2013. - 184 с.

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.