Научная статья на тему 'Роль человеческого фактора в становлении цифровой экономики России'

Роль человеческого фактора в становлении цифровой экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / человеческий фактор / работник нового типа / креативные кадры / дуальная система подготовки кадров / профессиональное образование / общественное благо / образовательные альянсы / digital economy / human factor / employee of a new type / creative personnel / dual system of personnel training / professional education / public benefit / educational alliances
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рудык Эмиль Николаевич, Букреев Виктор Вениаминович, Лунькин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль человеческого фактора в становлении цифровой экономики России»

Рудык Э.Н,

Букреев В.В.,

Лунькин А.Н?

РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В СТАНОВЛЕНИИ ЦИФРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Ключевые слова: цифровая экономика, человеческий фактор, работник нового типа, креативные кадры, дуальная система подготовки кадров, профессиональное образование, общественное благо, образовательные альянсы.

Keywords: digital economy, human factor, employee of a new type, creative personnel, dual system of personnel training, professional education, public benefit, educational alliances.

Успех развития в России того, что получило название «цифровая экономика»2 в решающей степени зависит от наличия ключевого её компонента - человека нового типа, занятого в прорывном производстве. Речь идёт о так называемых креативных кадрах, которые должны обладать, по мнению авторов, следующими качествами.

Первое качество - высокий профессионализм в сфере своей деятельности, предполагающий эффективное использование телекоммуникационных и информационно-компьютерных технологий при решении профессиональных задач. Цифровая экономика, по мнению авторов, это система социо-экономических и культурных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, базирующихся на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. Экономика на цифровой основе предъявляет повышенный спрос на высокую квалификацию работников всех категорий, в первую очередь, молодых, интеллектуально гибких, готовых к освоению и применению цифровых технологий, позволяющих во многих случаях работать дистанционно. Такой персонал в условиях современного производства (и не только), по мнению авторов, должен иметь, как правило, высшее профессиональное образование, преимущественно широкого профиля. Примером может служить всемирно известная южнокорейская компания Samsung, 80% рабочих которой имеют университетский диплом. Данное обстоятельство отражает тенденцию повышения уровня профобразования рабочих кадров. В развитых странах доля рабочих с высшим образованием превышает 50%. Что касается России, то тенденция имеет иную направленность. Так, вице-премьер правительства О.Ю. Голодец полагает, что доля профессиональных кадров без вузовского диплома в экономике страны в ближайшие годы будет постоянно возрастать, поскольку, по её мнению, по меньшей мере, 65 процентам россиян по многим профессиям не требуется высшего образования. Возникает вопрос: можно ли создать отечественную цифровую экономику без преобладания в ней высококвалифицированного персонала с высшим профессиональным образованием?

Второе качество - способность непрерывно обучаться, приобретать новые знания, совершенствовать профессиональное мастерство, в том числе дистанционно, с учётом требований цифровой экономики. На это, в частности, нацелена стартующая в России программа бесплатного доступа более одного миллиона обладателей университетских дипломов в год к онлайн-программам второго высшего образования повышения квалификации или получения новых компетенций в сфере цифровой экономики3. Функционирование системы непрерывного повышения квалификации на рабочем месте, включая овладение новыми цифровыми технологиями, - норма в промышленно развитых странах. Так, в Японии работники крупных промышленных предприятий, в особенности так называемых национальных и мировых лидеров, совершенствуют своё профессиональное мастерство еженедельно в течение четырёх часов в рабочее время и четырех часов - во внерабочее.

1 Рудык Эмиль Николаевич - д.э.н., профессор Государственного университета «Дубна»; гл.н.с. Московской финансово-юридической академии (университета). E-mail: emileroudyk@list.ru

Букреев Виктор Вениаминович - д.э.н., профессор кафедры экономики минерально-сырьевого комплекса Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе. E-mail: viven@mail.ru

Лунькин Александр Николаевич - д.э.н., к.п.н., профессор Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе; директор Колледжа современных технологий им. Героя Советского Союза М.Ф. Панова. E-mail: anlunkin@yandex.ru

2 Главной характеристикой «цифровой экономики» является всеобщее глубокое проникновение информационных моделей и технологий в экономику и другие сферы жизнедеятельности общества. «Сейчас доля сотрудников, чьи функции непосредственно связаны с разработкой и применением цифровых инструментов, составляет около 2% от общей численности занятого населения России. Это соответствует невысокой в целом доле цифровой экономики в структуре ВВП России и в два раза меньше, чем в странах - цифровых лидерах» (Цифровая Россия: новая реальность, июль 2017, С. 57).

3 Зыков В. Пять миллиардов на кадры для Цифровой экономики // Известия. - М., 2017. - 7 июля.

Третье качество - обладание критическим творческим мышлением, инициативностью и ответственностью, что предполагает способность и готовность работников участвовать в принятии управленческих решений на производстве, а не выступать лишь в роли пассивных исполнителей распоряжений профессиональных управленцев.

Четвёртое качество - обладание работником высокой культурой как в трудовой, так и в повседневной жизни. В этой связи представляется целесообразным дополнение известной триады «производство - наука - образование» четвертым элементом - культуры, которая формируется в неразрывном взаимодействии образования и воспитания. Реальной опасностью повышения профессионального уровня работников без воспитания становится появление такого феномена как «отрицательная креативность» персонала предприятия. Степень её резко повышается в условиях перехода к цифровой экономике, когда «цена» человеческих поступков как позитивных, так и негативных, становится многократно выше, чем в экономике традиционного типа1.

Надо также учитывать ещё одно важное обстоятельство. До недавнего времени дать определение, кто такие менеджеры, было достаточно просто. Это лица, которые руководят и направляют на профессиональной основе деятельность других работников. Их было легко отличить от рядового персонала, который трудится над выполнением выданных менеджерами заданий, и не имеет подчинённых. В настоящее время, особенно в условиях современной высокотехнологичной, наукоёмкой, инновационной, цифровой экономики, ситуация изменилась. Границы между менеджерами и рядовыми работниками постепенно стираются. Во многих случаях традиционные рабочие функции включают управленческие2, как это имеет место, скажем, в компании «Вольво». Стало нерентабельным не использовать мозги высококвалифицированных работников в процессе подготовки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия. В этом убеждены, например, создатели признанной в мире японской системы «ринги». В России вовлечение работников в процесс принятия решений, делегирование им определённых управленческих полномочий, включая участие в распределении результатов деятельности компании, блокируются господствующей в стране авторитарной системой хозяйственной власти на микроэкономическом уровне.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённая Правительством РФ 28 июля 2017 года, определила цели, задачи и базовые направления развития цифровой экономики в стране на период до 2024 года. В этой связи возникает, как минимум, два вопроса.

Первый вопрос. Может ли быть создана цифровая экономика в стране, которая является преимущественно сырьевой, одним из мировых аутсайдеров по критерию развития современной техники и технологии , страной, остро нуждающейся в проведении реиндустриализации, ставящей целью восстановить, разумеется, на новой технологической, социальной и управленческой основе во многом утраченный промышленный потенциала?

Второй вопрос. Способна ли отечественная система высшего профобразования в её нынешнем виде, выпускающая, главным образом, не специалистов, а узкопрофильных бакалавров и магистров для работы в науке или вузах, обеспечить цифровую экономику нужными ей кадрами, интеллектуальные и деловые качества которых, как показывает мировая практика, должны рассматриваться в качестве главного нематериального актива современного бизнеса? Ответ на этот вопрос во многом зависит от решения ряда следующих наиболее значимых проблем.

Первая проблема - целеполагание профобразования. Одно дело - выращивание потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других, либо специалиста, способного адаптировать к российским условиям заимствованную зарубежную технологию, что заведомо обрекает страну на отставание и на неконкурентность отечественных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках. Это важно в тактическом плане. Другое дело - работника-созидателя, способного не только эффективно использовать зарубежную технологию, но и развивать её, создавать собственную, востребованную экономикой на цифровой основе.

Вторая проблема - доступность качественного образования. Образование, включая профессиональное, должно быть отнесено к категории общественного блага. Иначе оно превратилось или превращается посредством «ползучей» коммерциализации в сферу услуг. Образование как услуга приводит к недоступности получения качественного образования для социально уязвимых групп населения, в особенности «кухаркиных детей» - людей с нищенскими доходами, которых в современной России большинство. Фактически это можно приравнять к запрету на профессии, обучение по которым не предполагает бюджетных мест. Для сравнения: во Франции число студентов вузов, обучающихся на бесплатной основе, независимо от числа полученных ими высших образований, составляет более 80%, в Германии, стране с 335 государственными вузами и лишь тремя частными («заштатными»), - более 90, а в СССР - 100%4.

В России реформаторы от образования пытаются навязать в качестве способа получения качественного профобразования - образование «в долг», посредством получения образовательного кредита от фирм, банков, фондов. Такой способ в США является основным. «Образовательный кредит, - отмечает лауреат премии памяти А. Нобеля по

1 Букреев В.В., Рудык Э.Н. Развитие производственной демократии - необходимое условие формирования креативных работников для становления инновационной экономики России // Экономика и управление собственностью. 2014. - № 2. - С. 14-23; Букреев В.В., Лунькин А.Н., Рудык Э.Н. Креативные кадры организации - требование времени // Управление собственностью: теория и практика. 2013. - № 1. - С. 23-32; Букреев В., Рудык Э. Креативные кадры - императив перехода к новой российской экономике // Альтернативы. - М., 2014. - № 1. - С. 79-84.

2 Роббинс Ст., Коултер М. Менеджмент / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - С. 31-32.

3

Исключение составляет часть промышленных предприятий, относящихся к так называемой «трубе», ОПК, ядерному энергетическому комплексу, отчасти - АПК, а также к «теневому сектору» национальной экономики.

4 Горохов В.Г. Вводная статья // Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний, пер. с нем. - М.: Логос, 2010. - С. 51, 58; Смолин О.Н. Образование и глобальный контекст российской модернизации // Экономическое возрождение России. - М., 2016. - № 2(48). - С. 62.

экономике Дж. Стиглиц, - практически никогда не списывается даже в случае банкротства (заёмщика - прим. авторов). Родитель, выступающий созаёмщиком кредита, не может быть освобождён от выплат, даже если ребёнок умирает»1.

Третья проблема - востребованность высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов промышленным производством: старым умирающим либо новым - цифровым, высокотехнологичным и наукоёмким. Россия, несмотря на декларации, продолжает оставаться, в основном, сырьевым придатком развитых экономик, к тому же с низкой степенью высокотехнологичных и высокостоимостных переделов. В таких условиях падает как спрос промышленного производства на высококвалифицированную рабочую силу, так и её предложение на рынке труда, а также наблюдается отток кадров, в первую очередь, творческих за рубеж. По данным кудринского Центра стратегических разработок, в постсоветское время из России уехало 18 млн. граждан. Для сравнения: эмиграция первой волны 19181924 гг. составляла от 1,5 до 3 млн. человек2.

Четвёртая проблема - оценка качества профессионального образования. По количественным показателям -числу образовательных организаций, количеству лиц в них обучающихся, обладателей дипломов об образовании, многие из которых «купленные», ученых степеней и научных званий, зачастую, «липовых»? Здесь страна находится среди мировых лидеров. По качественным показателям? Картина принципиально иная.

Выделим наиболее значимые болевые точки отечественной системы профобразования.

(1) оглупление обучающихся, подавление творческой составляющей учебного процесса посредством повсеместного насильственного внедрения, не получившего поддержку большей части преподавательского состава, ЕГЭ в системе школьного и среднего специального профессионального образования, а в ближайшей перспективе - и вузовского. В этом отношении поучителен опыт Франции - страны, пытавшейся в 60-е годы прошлого века ввести у себя нечто похожее на ЕГЭ для облегчения получения высшего образования потоками мигрантов из Северной Африки. Страна была вынуждена отказаться от такого эксперимента, поскольку столкнулась с резкой критикой французов, заметивших, что новый порядок получения высшего образования ведёт к «отупению» нации»3;

(2) нехватка преподавательских кадров высокой квалификации и преподавателей-исследователей, обладающих компетентностью в сфере ИТ-технологий, знанием конкретного производства, для которого они готовят кадры, творческой активностью, инновационным мышлением, знанием иностранных языков;

(3) подготовка большинства обучающихся, включая потенциальных работников промышленных отечественных предприятий, на устаревшей материально-технической базе;

(4) низкая мотивация обучающихся к получению знаний, качественному освоению образовательных программ.

Пятая проблема - в рамках какой парадигмы готовить рабочие кадры и специалистов высокой квалификации:

старой, вне органической связи с промышленным производством либо, вспомнив о советском опыте втузов и техникумов, новой, посредством перехода к так называемой дуальной системе профессионального образования?

Новая парадигма основана на единстве процесса обучения и труда на современном производстве, как это, например, имеет место в Германии и Нидерландах. При дуальной системе профессионального образования и повышения профессиональной квалификации как обучаемых, так и обучающих, образовательный процесс должен быть неразрывным по его уровням и непрерывным во времени. Бизнес не хочет выступать только в роли благотворителя или спонсора, тратя немалые деньги на «доводку» выпускников, нередко с нуля.

Шестая проблема - престижность рабочих профессий, а также профессий специалистов инженерно-технического профиля на промышленных предприятиях. Следует признать, что её уровень в России не высок. В этой связи, представляется целесообразным использование успешного зарубежного опыта. В частности, речь идёт об учёте опыта Республики Корея. А именно, установление так же как в Японии равного социального статуса высококвалифицированных рабочих со средним профобразованием и работников с высшим. Кроме того, Правительство этой страны мотивировало в денежной форме труд рабочих-призеров международных соревнований рабочих. В рейтингах популярности они конкурируют с известными спортивными звёздами (олимпийскими чемпионами) или поп-кумирами и получают премии в размере до 200 млн. вон, что составляет 74% от суммы вознаграждения за олимпийскую медаль. «Звёзды труда» также награждаются благодарственными грамотами от президентов компаний, в которых они заняты. Наиболее отличившиеся рабочие стимулируются также повышением заработной платы и продвижением по службе -так называемые социальные лифты4.

В России этому вопросу в последнее время стали уделять повышенное внимание, что не могло не сказаться на результатах. Так, в 2017 году национальная сборная России заняла первое место в общекомандном зачете чемпионата мира по профессиональному мастерству в Абу-Даби, организованного движением WorldSkills, к которому Россия присоединилась в 2012 году. В медальном зачете российская сборная заняла 5 место5, завоевав 11 медалей и 21 ме-

1 Стиглиц Дж. Неравенство тормозит восстановление // Мир перемен. - М., 2013. - № 1. - С. 60.

2 В России предлагают ввести прогрессивную шкалу налогов. - newsrbk.ra>news/3754055.. .rossii-predlagayut-vvesti...

3 Московский А.И. Мистификации вокруг ЕГЭ // Производство, наука и образование в России: преодолеть стагнацию. Сборник материалов II Международного Конгресса (ПНО - II). - СПБ: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2016. - С. 438.

4 Корея: через тернии к звёздам. 1950-2010. 60 удивительных историй корейского чуда, пер. с англ. - Сеул. Корейский институт государственного управления, 2012. - С. 291, 286, 435, 442.

5 Россия заняла первое место в общекомандном зачете на чемпионате мира по профмастерству WorldSkills 2017 в Абу-Даби. -worldskills.ru>.. .novosti.. .pervoe.. .worldskills-2017-v...

дальон за профессионализм. В том числе серебряную медаль завоевал выпускник Колледжа современных технологий (г. Москва), директором которого является один из авторов настоящей статьи1.

Седьмая проблема - недофинансирование системы отечественного профобразования. Уровень финансирования образования в России, включая финансирование, направляемое на формирование работников нового типа для промышленного производства, - предпоследний среди развитых стран - 3,9%, что вступает в противоречие даже с пресловутым «Вашингтонским консенсусом». Этот документ был рекомендован в конце XX века Международным валютным фондом и Всемирным банком странам, находящимся в финансовом и экономическом кризисе. Одна из десяти рекомендаций включала положение о приоритетности образования среди государственных расходов.

Среди возможных новых источников увеличения размеров финансирования отечественного профобразования, помимо законодательно закреплённой доли расходов на него в бюджетах всех уровней, можно выделить:

Во-первых, ренту в полном её объёме от использования природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы, вовлеченные или могущие быть вовлечённые в хозяйственный оборот, не должны, по мнению авторов, находиться в частной собственности. Например, как это имеет место в Китае и Израиле.

Во-вторых, часть средств, которые должны быть выплачены новыми собственниками в случае приватизации государственного имущества по заниженным ценам - аналог так называемого «налога на ветер», принятого в Англии правительством М. Тэтчер.

В-третьих, применение в полном объёме статьи 20 «Незаконное обогащение» Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Россией, согласно которой любое должностное лицо обязано доказать (презумпция виновности) законность полученных доходов. В противном случае - их конфискация, равно как и иного, принадлежащего этому лицу имущества.

В-четвёртых, возврат в Россию вывезенных за границу незаконно полученных доходов, деоффшоризация отечественной экономики и перевод сбережений многих российских «жирных котов» из-за границы. В этой связи, интересен опыт Китая, которому удалось только за 2014 год обнаружить более 930 бежавших из КНР коррупционеров в 66 странах и регионах мира и вернуть их в Поднебесную, чтобы отдать под суд и вынудить возвратить средства, которые они получили незаконным путем. Данная кампания получила официальное название «Охота на лис»2.

В-пятых, прогрессивное налогообложение доходов физических лиц с резким ростом обложения сверхдоходов. Россия - единственная из стран «Большой двадцатки» имеет социально несправедливую и поэтому опасную плоскую налоговую шкалу подоходного налога для физических лиц (13%), как едва сводящих концы с концами, так и долларовых мультимиллиардеров, по числу которых Россия уступает лишь США и Китаю.

В-шестых, побуждение частного предпринимательства к участию в софинансировании профобразования посредством налоговых льгот, получения государственных льготных кредитов, государственных заказов, других преференций.

В-седьмых, развитие корпоративных государственных и негосударственных образовательных систем с государственным участием, осуществляющих целевую профессиональную подготовку и переподготовку кадров нового типа за счет средств корпоративного финансирования.

В-восьмых, формирование образовательных альянсов в рамках дуальной системы образования на трёхсторонней договорной основе: вуз, предприятие, студент. В этом случае предприятие участвует в софинансировании профессиональной подготовки кадров для данного предприятия с обязательством трудоустройства молодого специалиста, который, в свою очередь, при отказе от работы, обязан выплатить предприятию его затраты на обучение3.

Такова, в принципиальном плане, позиция авторов в вопросе о роли человека в формировании цифровой экономики страны.

1 Учащиеся названного колледжа также завоевали две серебряные медали на Европейском чемпионате по стандартам ШогЫБЫШ в Будапеште в октябре 2018 года.

2 Китайская «Охота на лис» в США // Политпазл. - роН1рш71е.ги1615-к11а]8кауа-о1ю1а-па-Н8-у...

3 Букреев В.В., Рудык Э.Н. Кадровое обеспечение реиндустриализации: роль российского профессионального образования // Экономическое возрождение России. - М., 2017. - № 3 (53). - С. 149-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.