Рис. 2. Сетевой график
На данном этапе был разработан план мероприятий и по нему построен сетевой график. На графике представлен порядок выполнения необходимых работ с указанием их длительности и последовательности.
Список литературы:
1. Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. -Новосибирск, 2009.
2. Андерсон К., Керр К. Менеджмент, ориентированный на потребителя. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1 2 © Енгибарян А.В/, Шутилов Ф.В.2
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Статья рассматривает роль человеческого фактора в менеджменте, проблемы, возникающие в связи с этим в ходе принятия и реализации управленческих решений, раскрывает влияние пола, темперамента и волевых характеристик личности на сущность и содержание управленческих решений.
Ключевые слова: управленческие решения, воля, темперамент, человеческий фактор.
1 Студент.
2 Доцент кафедры Производствтенного менеджмента и эконокики отраслей народного хозяйства, кандидат экономических наук, доцент.
Управленческое решение - это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности [1].
Значение управленческого решения проявляется в его основных функциях:
1) направляющая - отражает необходимость учета долгосрочной стратегии развития организации, которая проявляется в конкретных плановых задачах;
2) координирующая - необходимость согласования действий для реализации качественных решений в установленные сроки;
3) мотивирующая - реализуется через систему организационных воздействий, экономических стимулов, социальных оценок (методы управления) [2].
Отсюда исходит, что роль человека, как личности, сильно влияет на принятое или непринятое управленческое решение. Почти каждое принятое управленческое решение носит субъективный характер и отражает индивидуальность и систему ценностей его инициатора.
Однако важно подметить, что принятое решение также зависит от степени ответственности и последствий. Важную роль играет и то, какими полномочиями наделен руководитель, что находится в зависимости от принятия им решения, в какой сфере деятельности он его принимает. Решения, принятые относительно инноваций, финансов, персонала, продукции будут сильно отличаться [3].
Тем не менее, решение принятое в одной и той же сфере деятельности, но разными людьми, будут иметь некое отличие. Это можно объяснить тем, что все люди имеют свой определенный набор знаний, жизненного и профессионального опыта.
С точки зрения психологии, управленческое решение - это результат мыслительной деятельности человека или группы людей, и поэтому его качество таких решений определяется опытом лица, принимающего решение, его знаниями и глубиной мышления, а вот способность к реализации - волей студента. Для успешной реализации процесса управления необходимо как наличие волевых качеств руководителя, так и волевых качеств его подчиненных [4].
Руководитель, принимающий решения, должен отдавать себе отчет, что нерешительность и непостоянство персонала зачастую также представляют собой не что иное, как следствие нехватки волевых качеств. В результате управленческие решения длительное время задерживаются на стадиях принятия, согласования и оформления, а уже принятые руководителем - не только не доводятся до конца, но часто просто меняются без должного на то основания.
Чтобы обеспечить целенаправленное развитие волевых качеств, руководитель должен сам иметь определенный уровень сознания, четкие моральные установки и немалый жизненный опыт и опыт руководства. Поскольку многие сотрудники не любят прилагать дополнительные усилия, и предпочитают более легкий и растянутый во времени образ действий, руководитель должен принимать это во внимание и требовать самоотдачи, развития волевых качеств в течение всей трудовой деятельности подчиненного. Это, в конечном счете, приведет как к повышению эффективности управленческих решений, так и к повышению конкурентоспособности и жизнеспособности организации в целом [5].
Психологический аспект принятия решений важен для разработки структуры контроллинговой отчетности, для правильного выбора релевантной информации для принятия управленческих решений, а также для разработки методов анализа этой информации.
Существенно влияют на подход личности к принятию решений тип темперамента [6]. В психологии существует четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Наиболее ответственно к разработки принятия решения подходят меланхолики. Как правило они прорабатывают решения с точностью до мелочей.
В то же время тип личности и воля не есть что-то постоянное, это можно изменить в ходе обучения и переподготовки в организации [7] или самовоспитания. В этой связи существенное значение приобретает самоменеджмент - саморазвитие менеджера как личности и организация его личной деятельности, представляющая собой целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике в специфических условиях преобладания самоорганизации.
Отдельное рассмотрение вопросов организации деятельности именно менеджера обусловлено прежде всего следующим [8]:
- организация работы менеджера в значительной мере определяет результативность, эффективность его деятельности;
- работа менеджера оказывает существенное влияние на результативность деятельности подчиненных ему руководителей, специалистов и других работников;
- деятельность менеджера в значительной мере определяет результаты функционирования возлагаемой им организации или подразделения.
Есть еще один важный аспект принятия решений - это пол субъекта, принимающего решение. Скажем так, это имеет наиболее важное значение. В зависимости от того, мужчины ты или женщина, решение будет имеет разительное отличие. Женщинам в большей степени присущ романтизм в отношениях с людьми, нежели мужчинам. Последние в свою очередь, как правило, крайне рациональны, все их решения имеют определенную логику,
основываются на аргументах, цифрах и фактах. В то время, как для женщин, важную роль играют ощущения и интуиция. Также многолетний опыт, множество исследований и экспериментов доказали, что в экстренной момент, сильный пол способен более трезво оценить ситуации и без промедлений определить дальнейшие действия. Противоположный первому пол, слабый, в меньшей степени способен действовать подобным образом. Однако если и найдется женщины, способные быстрой оценке ситуации и незамедлительному принятию решения, то их процент окажется значительно меньше, чем у мужчин.
К особенностям женского подхода относятся способность к объединению, открытому общению, способности к мотивации, а также чувственность и интуиция в отношении с персоналом. Женскому стилю управления присущ средний уровень напористости, готовности рисковать и конфликтовать, соперничать.
Женщина-руководитель пытается приобщать большинство персонала к активной управленческой и производственной деятельности. Женский стиль придает меньшее значение иерархии в организации и символам статуса организации, создавая больший демократизм в отношениях с внешней средой. Женщины лояльно относятся к чужим достижениям, если они не касаются их личности.
Мужчина-руководитель - традиционное явление мирового менеджмента - на первое место ставит себя, более заботится об укреплении своих позиций. Это препятствует делегированию власти, и в результате руководитель сам выполняет немыслимое количество функций в организации.
Стоит заметить, что при принятии на работу, на руководящие должности, женский пол в большей степени подвергается дискриминации. Руководитель с большей охотой примет на работу сотрудника-мужчину, нежели сотрудника-женщину. Это показывает, насколько зависит принятое или не принятое решение от внешних факторов, на кого или на что направлено это решение.
Несмотря на то, что все больше женщин появляется на разных уровнях управления, в общей сложности во всем мире женщины занимают лишь 14 % административных и руководящих должностей и менее 6 % высших руководящих должностей. И от структуры персонала во многом зависит как благоприятный психологический климат в коллективе, так и конкурентоспособность организации в конечном итоге, что должно быть учтено при определении конкурентной позиции организации на рынке [9]. В связи с этим учет характеристик персонала организации и человеческого фактора при принятии решения является одним из важнейших аспектов организационно-экономического совершенствования [10] и должен быть элементом хозяйственного механизма организации [11].
На наш взгляд, при оценке успешности развития организации [12] имеет смысл учитывать эти факторы, что повысит качество принятия решений
и качество управления в целом. Особенно важно это в отраслях, где эффективность деятельности и производительность труда зависит от настроения и психологического климата в коллективе, где имеет место преобладание ручного и творческого труда.
Список литературы:
1. Пилипенко В.В., Рыбакова Е.С. Роль человеческого фактора при разработке управленческого решения // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. - С. 129.
2. Иванов С. Н., Кузьменко С. А., Харьковский А. В. Подходы к принятию управленческих решений и их классификация [Электронный ресурс] // ГИАБ. - 2007. - № 3. - Режим доступа: Шр://суЬег1етпка.ш/а1Ис1е/п/роЛо-dy-k-prinyatiyu-uprav1encheskih-resheniy-i-ih-klassifikatsiya (дата обращения: 06.05.2016).
3. Кириллов К.А. Инновационные подходы к принятию управленческих решений в системе контроллинга // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 43.
4. Шутилова М.Ф., Шутилова М.А., Гусарова Е.Н., Шутилов Ф.В. Влияние волевых характеристик личности на принятие управленческих решений // Сб. науч. ст. факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». - Краснодар, 2015. - С. 195-197.
5. Алексеева В.Г., Шутилов Ф.В. Определение путей повышения конкурентоспособности производственного предприятия // Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». -Краснодар, 2015. - С. 140-141.
6. Шутилова М.А., Шутилов Ф.В., Молошникова Н.С. Особенности изучения темперамента личности посредством опросников Айзенка и Руса-лова // Проблемы функционирования современного государства: право, политика, экономика, образование: сб. науч. докладов междунар. науч.-практ. конф. - 2015. - С. 68-75.
7. Белова Е.О. Роль управления знаниями в организации // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-1 (65-1). - С. 855-858.
8. Прохорова В.В., Платонова Ю.С. Самоменеджмент руководителя при формировании стиля управления // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - № 6. - С. 60-67.
9. Караченцева А.А., Белова Е.О. Оценка конкурентной позиции организации // Сб. науч. ст. факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». - Краснодар, 2015. - С. 159-161.
10. Белова Е.О. Современные аспекты организационно-управленческого совершенствования // Дискуссия теоретиков и практиков. - 2010. - № 1. -С. 85-89.
11. Прохорова В.В. Организационно-экономические механизмы управления муниципальными промышленными предприятиями: автореф. дис. ...
к. э. н. / Кубанский государственный технологический университет. - Краснодар, 2002.
12. Белова Е.О. Методы оценки успешности развития организации // Актуальные вопросы экономических наук. - 2009. - № 5-1. - С. 121-125.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ MIND MAP В ПОДДЕРЖКЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1 2 © Кузьменко А.А. , Шутилов Ф.В.
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Статья рассматривает вопросы построения интеллект-карт, их использования в практике принятия принятия и реализации управленческих решений, а также информационное обеспечение данной функции как с помощью онлайновых сервисов, так и оффлайн программного обеспечения.
Ключевые слова: управленческие решения, интеллект-карта, карта мышления, программа, онлайн сервис.
В современном мире так много информации, что её сложно разложить сразу по полочкам, и для решения одной проблемы мы тратим намного больше времени, чем надо. Для того чтобы упорядочить поток наших мыслей и принять быстро и правильное решения используются так называемые mind map (Интеллектуальные карты).
Ментальные карты или диаграммы связей - эффективная техника альтернативной записи и визуализации. Современное представление о них было заложено в 70-е гг. прошлого века британским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном. Он интересовался проблемами развития интеллектуальных способностей, памяти, креативности, скорости чтения. Добился незаурядных результатов - в 1997 г. в прямом эфире установил рекорд в запоминании многозначных чисел.
В ходе своих исследований Т. Бьюзен пришёл к выводу, что общепринятый способ восприятия текстовой информации не является оптимальным. По его утверждению, чтение страницы слева направо и сверху вниз представляется человеческому мозгу искусственным, ведь он устроен так, что воспринимает данные нелинейно и сразу целиком. Из критики «неудобств» линейного восприятия позже и появились ментальные карты как приём ор-
1 Студент.
2 Доцент кафедры Производствтенного менеджмента и эконокики отраслей народного хозяйства, кандидат экономических наук, доцент.