ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1 2 © Аветисян А.П. , Шутилов Ф.В.
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Статья рассматривает этические проблемы, возникающие в ходе принятия и реализации управленческих решений, вопросы экономической эффективности, намечает методы решения указанных проблем в производственной организации.
Ключевые слова управленческие решения, философия, этика, группы.
Все работники уделяют время обсуждению произошедших на работе событий, действиям коллег и отношениям между ними, решениям начальства и оценивают их со своей точки справедливости. От этического, или морального уровня разработанных и принятых управленческих решений определяется соответствующая эффективность их выполнения.
Основу этических методов составляют моральные ценности в виде норм, принципов, идеалов, понятий добра и зла, представлений о справедливости и счастье. Сами этические методы опираются на принципы и требования. Они реализуются с помощью убеждения и принуждения. Этические методы применяются в профессиональной этике, бытовой этике (нравственность), в отношении к природе, в религиозной этике.
Профессиональная этика охватывает набор правил поведения в организации, обеспечивающих нравственный характер отношений между работниками и подразделениями. В этот набор входят: уважение к человеку, презумпция невиновности, единство слова и дела и др. К профессиональной этике относится также врачебная этика, этика адвоката, педагогическая этика, этика менеджера и др.
При подготовке и реализации управленческих решений большее применение находят этические нормы, представляющие систему общих ценностей и норм, соблюдение которых обязательно для всех работников организации. Этические нормы обычно принимаются работниками добровольно в качестве подтверждения их сопричастности с какой-либо социальной группой.
Управленческие решения - важная часть отношений между работниками организации в ходе производства и управления. При их формировании и реализации крупную роль играют этические нормы, представляющие систему общих ценностей и правил, соблюдение которых обязательно для всех работников организации [1]. Обычно этические нормы принимаются всеми
1 Студент.
2 Доцент кафедры Производствтенного менеджмента и эконокики отраслей народного хозяйства, кандидат экономических наук, доцент.
участниками группы, тем самым подтверждая свое участие в ней. Данные правила регулируют поведение людей в различных ситуациях. Этика не контролируется государством. Ее выполнение зависит в большинстве своем от авторитета руководителя, общественного мнения и морального уровня людей, причастных, к этим отношениям. Зачастую эти законы формируются в сознании участников группы сами собой, без какого либо давления, навязывания. Однако сами по себе этические нормы укореняются в сознании человека весьма медленно, поэтому требуется этот процесс организовывать, и управлять им, включая самоменеджмент руководителя и персонала [2].
Любое управленческое решение должно формироваться с учетом нравственной основы. Что бы достичь этого результата используются соответствующие этические методы. Они базируются на моральных ценностях в виде идеалов, норм, принципов, понятий добра и зла, справедливости и счастье.
Организационная этика содержит в себе набор правил поведения в организации, без которого невозможен нравственный характер отношений в рабочих коллективах. В этом наборе находятся: уважение к индивиду, презумпция невиновности, единство слова и дела и т.д.
Каждая организация представляет собой набор социальных групп по различным характеристикам: возраст, личностные качества, профессионализм и т.п. При разработке управленческого решения должны браться во внимание особенности всех этих социальных групп для обеспечения наилучшего взаимодействия между участниками принятого управленческого решения. Для этого следует управлять социальной адаптацией и социальной мобильностью персонала. Социальная адаптация будет способствовать успешной работе индивидуума в совместной работе с остальными работниками организации по установленным в ней формальным и неформальным правилам. Социальная мобильность же придаст индивиду желание, уверенность в себе и способность проявлять себя в других местах горизонтальной и вертикальной лестницы производственных отношений компании. Для достижения этих важных показателей существует три метода:
1. Метод управления социально массовыми процессами. Опирается на объективные законы в организации, стремится к развитию и самосохранению. Метод полезен для крупных коллективов рабочих -исполнителей управленческих решений.
2. Внутригрупповые и индивидуально-личностные методы. Основаны на: убеждении, беседе, внушении, деловой игре, личном примере организатора, совете, наставлении, при необходимости - принуждении. При помощи этих методов повышается деловая активность рабочих, налаживается коммуникации, морального стимулирования и мобилизации.
3. Методы управления индивидуально-личностным поведением. Этот способ способствует: эффективному подбору персонала на конкрет-
114
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ные условия труда; выявлению профессиональной ориентации работника, исходя из его личностных качеств; снижению профессиональной утомляемости коллектива.
Предметом психологических методов являются формальные и неформальные отношения работников компании. Психологические методы призваны создать гармонию в этих отношениях для формирования сплоченного коллектива. Роль человеческого фактора проявляется в двух аспектах: влияние личностных характеристик на процесс разработки решения и личностные оценки существующего решения.
При формировании и реализации управленческого решения, организатор может столкнуться с исполнительностью работников данного решения, либо их плохим отношением, т.е. противодействием (рис. 1).
Рис. 1. Результаты уровня совпадения этики решения и этики работников
Реакция персонала сильно зависима от социально-психологической продуманности управленческого решения, а точнее: решение может не согласовывать потребности и интересы управляющего и подчиненных, и, как следствие, не достигнуть социальной справедливости. Отметим, что скорость принятия тех или иных этических установок может происходить и в зависимости от волевых качеств личности и темперамента руководителя и подчиненных [3, 4]. Влиять на это может также комплекс различных мероприятий и личное активное участие руководителя в подготовке управленческого решения и убеждение в его актуальности.
Управленческое решение, полностью отвечающее этическим критериям, однако, может быть экономически неэффективным. К примеру, разберем ситуацию, когда к начальнику обратился подчиненный с просьбой о срочном отпуске на неделю, оговариваясь о его острой необходимости. В таком случае, чуткий и порядочный руководитель непременно отпустит подчиненного, разузнав поподробнее об уважительности и важности причины отпуска. Так вот в одном случае его рабочее место на это время может подменить другой работник, благодаря этому руководитель не ощутит экономической потери, но если такого рабочего нет, либо время остального персонала
забито, и заменить отпускника некому, то непременно будет упущена выгода, выраженная в прибыли.
Исходя из всего вышесказанного, каждый руководитель должен решить для себя сам, что важнее: не допустить убытки или не допустить плохого отношения к себе и внутри коллектива.
В качестве основы для принятия решения в таком случае может быть принята многокритериальная модель [5], учитывающая экономическую, социальную и другие виды эффективности. В этом случае важны удельные веса коэффициентов, определяющих значимость каждого из указанных выше критериев, которые могут быть определены экспертным путем и впоследствии подтверждены в практической деятельности руководством предприятия.
Создание такой модели требует соответствующей разработки системы прогнозирования [6] на основе информационной базы по принимаемым решениям, сопутствующим принятию решений условиям, аргументам по выбору решения, экономическим и другим последствиям, что хотя и связано с существенными трудозатратами, но обеспечит еще один шаг к развитию ис-куственного интеллекта, может быть даже более существенный, чем победа АльфаГо над Ли Седолем [7].
Такая информационная система может применяться в различных отраслях экономики, включая производственную и торговую, образовательную сферу деятельности, ее внедрение повысит качество прогнозирования, обеспечит повышение конкурентоспособности организации [8], и прямой прирост экономических результатов ее деятельности [9].
Список литературы:
1. Белова Е.О. Современные аспекты организационно-управленческого совершенствования // Дискуссия теоретиков и практиков. - 2010. - № 1. -С. 85-89.
2. Прохорова В.В., Платонова Ю.С. Самоменеджмент руководителя при формировании стиля управления // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - № 6. - С. 60-67.
3. Шутилова М.Ф., Шутилова М.А., Гусарова Е.Н., Шутилов Ф.В. Влияние волевых характеристик личности на принятие управленческих решений // Сб. науч. ст. факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». - Краснодар, 2015. - С. 195-197.
4. Шутилова М.А., Шутилов Ф.В., Молошникова Н.С. Особенности изучения темперамента личности посредством опросников Айзенка и Руса-лова // Проблемы функционирования современного государства: право, политика, экономика, образование: сб. науч. докладов междунар. науч.-практ. конф. - 2015. - С. 68-75.
5. Шутилов Ф.В., Кондрашова А.Д. Альтернативные методы прогнозирования социально-экономического развития как основа принятия управ-
116
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ленческих решений на региональном уровне // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - № 6. - С. 106-111.
6. Щербакова Е.С., Исаева М.А., Шутилов Ф.В. Совершенствование информационного обеспечения управленческой и учебной деятельности в образовательных учреждениях // Экономика, управление и бизнес: I Меж-дунар. науч. конгресс студентов, аспирантов и молодых ученых: матер. Ме-ждунар. науч.-практ. конф. - 2015. - С. 86-88.
7. Матч AlphaGo - Ли Седоль [Электронный ресурс] // Википедия. -Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Матч_AlphaGo_-_Ли_Седоль.
8. Алексеева В.Г., Шутилов Ф.В. Определение путей повышения конкурентоспособности производственного предприятия // Сб. науч. ст. факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». - Краснодар, 2015. - С. 140-141.
9. Караченцева А.А., Белова Е.О.Оценка конкурентной позиции организации // Сб. науч. ст. факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». - Краснодар, 2015. - С. 159-161.
СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ON-LINE РЕКЛАМЫ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
© Буленко Ю.А.1
Новосибирский государственный университет экономики и управления,
г. Новосибирск
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что методы системного анализа помогают структурировать план реализации поставленной цели. На конкретном примере было доказано, что методы системного подхода могут быть использованы при организации эффективной on-line рекламы.
К объекту данной работы относится разработка плана по достижению управленческих целей с помощью методов системного анализа, предметом работы является разработка эффективной стратегии по созданию конкурентоспособной on-line рекламы, используя методы системного подхода.
После анализа литературы, проведения опросов экспертов была разработана статья по созданию эффективной on-line рекламы с помощью методов системного подхода.
Работа доказывает, что системный подход к принятию решений позволяет логически и последовательно подойти к задаче принятия решений. Такой подход дает возможность наиболее точного прогнозиро-
1 Студент кафедры Современного естествознания и наукоемких технологий.