Научная статья на тему 'Роль бухгалтерского учета и контроля в обеспечении экономической безопасности агропромышленного комплекса региона'

Роль бухгалтерского учета и контроля в обеспечении экономической безопасности агропромышленного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕТОДЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ / AGRICULTURAL PRODUCERS / ACCOUNTING / CONTROL / INFORMATION BASE / ECONOMIC SECURITY / METHODS OF DOCUMENTARY VERIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А.

Результаты исследований документальных ревизий и проверок в сельском хозяйстве показывают, что в области государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса (АПК) часты случаи преступных посягательств незаконное получение и хищение бюджетных средств. Данные виды преступных деяний представляют собою прямую угрозу экономической безопасности АПК и региона. Для проверки соблюдения действующего законодательства в процессе предоставления государственной поддержки предприятиям в сфере АПК работники контрольно-ревизионных органов должны обладать исключительно глубокими и всесторонними знаниями в области бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита. Более того, бухгалтерский учет выступает важнейшей информационной базой для выявления следов противоправной деятельности в области государственной поддержки субъектов АПК. В связи с этим исследование данных бухгалтерского учета и контроля является актуальным в системе обеспечения экономической безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Accounting and Control in Ensuring Economic Security of the Regional Agro-industrial Complex

The results of documentary revisions and inspections in agricultural sector reveal frequent cases of criminal trespass illegal embezzlement of budgetary funds under the program of state support of agro-cultural complex subjects. These types of criminal acts are a direct threat to the economic security of agriculture and the region. To verify compliance with the current legislation in the process of providing state support to enterprises in the field of agriculture, employees of control and audit bodies must have an extremely deep and comprehensive knowledge in the field of accounting, business analysis and audit. Moreover, accounting is the most important information base to identify traces of illegal activities in the field of state support of agro-business entities. In this regard, the study of accounting and control data as an information base for detecting crimes in the field of state support of agricultural producers is an urgent problem in the system of ensuring economic security of the region.

Текст научной работы на тему «Роль бухгалтерского учета и контроля в обеспечении экономической безопасности агропромышленного комплекса региона»

ЭКОНОМИКА

УДК 657.24, 338.2

Б01: 10.21779/2500-1930-2019-34-3-7-16 Н.Г. Гаджиев1, С.А. Коноваленко2

Роль бухгалтерского учета и контроля в обеспечении экономической безопасности

агропромышленного комплекса региона

1 Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; nazirhan55@mail.ru

2 Рязанский филиал Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя; Россия, 390043, г. Рязань, ул. 1-я Красная, 18; sergey_marsel@mail.ru

Результаты исследований документальных ревизий и проверок в сельском хозяйстве показывают, что в области государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса (АПК) часты случаи преступных посягательств - незаконное получение и хищение бюджетных средств. Данные виды преступных деяний представляют собою прямую угрозу экономической безопасности АПК и региона. Для проверки соблюдения действующего законодательства в процессе предоставления государственной поддержки предприятиям в сфере АПК работники контрольно-ревизионных органов должны обладать исключительно глубокими и всесторонними знаниями в области бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита.

Более того, бухгалтерский учет выступает важнейшей информационной базой для выявления следов противоправной деятельности в области государственной поддержки субъектов АПК.

В связи с этим исследование данных бухгалтерского учета и контроля является актуальным в системе обеспечения экономической безопасности региона.

Ключевые слова: сельскохозяйственные товаропроизводители, бухгалтерский учет, контроль, информационная база, экономическая безопасность, методы документальной проверки.

Организация контроля на предприятиях сельского хозяйства связана с правильным определением субъектов контроля. Субъекты контроля - это органы, осуществляющие непосредственный контроль за деятельностью объектов контроля в рамках своей компетенции в соответствии с правовыми нормами. Их деятельность является важнейшим фактором обеспечения безопасности экономики региона [2; 9-11].

Практика реформирования экономики сельского хозяйства требует определения приоритетных направлений адаптации бухгалтерского учета к новым требованиям законодательно-нормативной базы его регулирования и внедрения новых форм организации контроля, существенного повышения достоверности учетных данных [1]. При этом именно бухгалтерскую отчетность следует рассматривать в качестве надежного источника информации о финансовом и имущественном положении сельхозпредприятия. Осуществление контроля в сельском хозяйстве является очень важным и значительно более сложным, чем в других отраслях. Здесь на результаты производственной деятельности помимо общественных факторов большое влияние оказывают характер использования земельных и биологических активов, особенности климатических и эколо-

гических условий. Причем независимо от масштаба деятельности сельхозпроизводителей в центре внимания должна быть четко выстроенная, своевременно реагирующая на изменения, отлаженная система контроля [12]. Немаловажное значение приобретает и вопрос о составе и полномочиях субъектов контроля в сельском хозяйстве.

1. Счетная палата РФ проводит проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом). Контроль осуществляется в соответствии с положениями «Регламента Счетной палаты Российской Федерации» (утв. Постановлением коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 № 3-ПК) (ред. от 07.09.2017).

2. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства в части организации бухгалтерского учета и осуществления внутреннего контроля на сельскохозяйственных предприятиях и предприятиях АПК. Контроль организуется в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 21.01.2019 № 24 «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового контроля в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» и Приказом Минсельхоза России от 06.04.2015 № 127 (ред. от 01.02.2017) «Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов».

3. Министерство финансов РФ осуществляет контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, определяет формы первичных учетных документов, регистров аналитического и синтетического учета, представляет разъяснения в части учета и контроля. Контроль осуществляется на основании Приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89-н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)». При этом согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» и Положению о Федеральном казначействе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе», в настоящее время функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере осуществляет Федеральное казначейство.

4. Федеральное казначейство (Казначейство России). На орган возложены полномочия по планированию закупок, установлению поставщиков, заключению государственных контрактов, их исполнению (контролю), приемке полученных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, обеспечению их оплаты для федеральных органов исполнительной власти, в том числе в сфере сельского хозяйства. Контроль осуществляется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 29.12.2017) «О Федеральном казначействе».

5. Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за начислением и уплатой налогов и сборов, в том числе в отношении сельскохозяйственных организаций. Контрольные действия осуществляются в соответствии с требованиями НК РФ, Прика-

за ФНС России от 17.02.2014 № ММВ-7-7/53 (ред. от 10.05.2017) «Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы», «Соглашения о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой» (утв. МВД России № 1/8656, ФНС России № ММВ-27-4/11 от 13.10.2010) (ред. от 01.11.2017), Приказа МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

6. Иные министерства и ведомства, осуществляющие контрольные функции в рамках экономической деятельности (сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство) «ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 20.02.2019).

При проведении проверок на предприятиях АПК субъектами контроля при взаимодействии с правоохранительными органами выявляются следующие преступления экономической направленности, подрывающие основу экономической безопасности сельскохозяйственных организаций:

1. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ) хозяйствующих субъектов по выращиванию на земельных участках, являющихся государственной или муниципальной собственностью, сельхозпродукции без оформления соответствующей документации.

2. Незаконная предпринимательская деятельность (ст. 171 УК РФ), связанная, например, с производством продуктов переработки растительного сырья (муки) на взрывопожароопасных производственных объектах, относящихся к тому или иному классу опасности, без соответствующей лицензии.

3. Незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ).

4. Незаконное использование чужого товарного знака (ст. 180 УК РФ).

5. Криминальное банкротство (ст. 195-197 УПК РФ).

6. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ).

7. Взяточничество (ст. 290 УК РФ) со стороны должностных лиц органов, осуществляющих, к примеру, контрольные функции в сфере соблюдения ветеринарных и санитарных правил и норм.

8. Все виды хищений денежных средств, выделенных в форме субсидий на государственную поддержку в сфере агропромышленного комплекса [4-8].

Особая роль бухгалтерского учета прослеживается именно при выявлении хищений государственных средств, выделяемых на развитие сельского хозяйства в рамках целевых государственных программ и национальных проектов. Преступления данного рода оказывают прямое отрицательное воздействие на экономический рост, масштабы производства, обновление основных фондов сельскохозяйственных товаропроизводителей и уровень доходов сельского населения.

В связи с этим рассмотрим аспекты документальной проверки операций оказания государственной помощи (предоставление субсидий) сельскохозяйственным производителям (табл. 1).

Таблица 1. Документальная проверка операций оказания государственной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде субсидий

Виды государственной помощи Методы проверки Расчет размера субсидии Информационная база контрольных проверок

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян Арифметическая проверка, прослеживание, подтверждение, сопоставление По ставкам на каждую культуру, тыс. рублей на тонну Копии документов, подтверждающих приобретение семян (договора, товарные накладные, счета-фактуры, аттестат на элитные семена, платежные поручения и т. д.) и их расход (акты расходования семян и посадочного материала). Журнал-ордер № 10-АПК. Ведомость 31-АПК

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение средств химизации Арифметическая проверка, прослеживание, подтверждение, сопоставление Удобрения -20 %, средства защиты - 40 % Копии документов, подтверждающих приобретение удобрений и средств защиты (договора, товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения и т. д.) и их расход. Акт об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений 420-АПК. Журнал-ордер № 10-АПК. Ведомость 31-АПК

Предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм Арифметическая проверка, прослеживание, подтверждение, сопоставление, формальная проверка Максимум 30 млн - 60 % от затрат на развитие фермы Ежеквартально копии выписки из банка, копии договоров, накладных, платежные поручения, условия предоставления грантов, отчеты по израсходованным суммам

Предоставление субсидий на возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей Арифметическая проверка, прослеживание, подтверждение, сопоставление, формальная проверка Областной бюджет - 50 % от фактических затрат по смете по сферам, федеральный бюджет - ставка на 1 га Смета затрат на раскорчевку, проект на закладку нового сада, акт о выполнении работ, акт на списание многолетних насаждений 405-АПК. Ведомость аналитического учета затрат на производство 84-АПК

Предоставление субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями Арифметическая проверка, прослеживание, подтверждение, сопоставление, формальная проверка Ставки на 1 га Копия проекта на закладку сада, смета затрат, акт выполненных работ, акт приема многолетних насаждений 404-АПК, бухгалтерская справка. Журнал-ордер № 10-АПК

Субсидирование расходов по агрохимической мелиорации земель (известкование, фосфоритование кислых почв) Арифметическая проверка, прослеживание, подтверждение, сопоставление, формальная проверка 70 % от сметы на проект Смета затрат на раскорчевку, проект на закладку нового сада, акт об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений 420-АПК. Ведомость аналитического учета затрат на производство 84-АПК. Журнал-ордер № 10-АПК

Субсидирование расходов по проведению работ по реабилитации почв, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС Арифметическая проверка, прослеживание, подтверждение, сопоставление, формальная проверка 80 % от фактических затрат по проекту Проект, акт выполненных работ по форме в приложении, схема расположения. Акт на оприходование земельных угодий 401-АПК. Ведомость аналитического учета затрат на производство 84-АПК. Журнал-ордер № 10-АПК

Субсидирование культурных и технических мероприятий Арифметическая проверка, прослеживание, подтверждение, сопоставление, формальная проверка 50 % от суммы фактических затрат по смете в проекте Смета, акт по форме в приложении Ведомость аналитического учета затрат на производство 84-АПК. Журнал-ордер № 10-АПК

Субсидирование расходов по проведению агрохимического обследования земель Арифметическая проверка, прослеживание, подтверждение, сопоставление, формальная проверка 20 руб. на 1 га Копии договоров, актов приема выполненных работ, копии платежных документов Ведомость аналитического учета затрат на производство 84-АПК. Журнал-ордер № 10-АПК

Предоставление субсидий на возмещение части процентной став- Арифметическая проверка, прослеживание, подтвер- Федеральный -80, 100 % от учетной ставки, областной - Копии кредитного договора, копии документов, подтверждающих целевое использование кредита

ки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства ждение, сопоставление, формальная проверка 20 %, 3%-ных пункта выше (договора, платежные поручения). Ведомость аналитического учета по кредитам и займам 26-АПК. Журнал-ордер № 4-АПК

Предоставление субсидий на поддержку племенного животноводства Арифметическая проверка, прослеживание, подтверждение, сопоставление, формальная проверка Ставки на 1 условную голову, 1 дозу, 1 кг живой массы Отчет о движении скота и птицы на ферме (Типовая межотраслевая форма № СП-51), статистика № 24СХ или № 3-фермер; договора купли-продажи, накладные, платежные документы, документы импорта: таможенные декларации, паспорта импортной сделки. Ведомость аналитического учета животных 73-АПК. Журнал-ордер № 14-АПК, журнал-ордер № 10-АПК

Субсидирование производства и реализации молока Арифметическая проверка, прослеживание, подтверждение, сопоставление, формальная проверка Федеральный бюджет - ставки на 1 кг отгруженного себе, реализованного, областной бюджет -500 руб. на тонну и произведение коэффициентов за сохранение маточного поголовья, продуктивности, плановых показателей Реестр документов по реализации готовой продукции 63-АПК. Ведомость учета продажи продукции, работ и услуг сельскохозяйственных предприятий 62-АПК. Журнал-ордер № 11 АПК. Ведомость аналитического учета затрат на производство 84-АПК. Журнал-ордер № 10-АПК

Субсидирование производства свиней, крупного рогатого скота, овец, коз, кроликов, птицы (кур, Ставки на тонну живой массы В зависимости от вида животных - либо накладные (КРС...), либо 1-П статистическая отчетность. Производственный отчет о переработке пти-

индеек), рыбы цы и выходе продукции (Типовая межотраслевая форма № СП-56) (ОКУД 0325056). Отчет о движении скота и птицы на ферме (Типовая межотраслевая форма № СП-51) (ОКУД 0325051). Ведомость аналитического учета затрат на производство 84-АПК. Журнал-ордер № 10-АПК

Во всех вышеперечисленных случаях (табл. 1) важным является установление направлений действительного расходования целевых денежных средств и фиксация факта отсутствия поступления товарно-материальных ценностей, соответствующих целям субсидирования.

Выявление хищений в бюджетной сфере невозможно без комплексного применения специальных знаний в различных отраслях права, в экономике, бюджетном учете, а также о специфике деятельности организаций. Выявление нецелевого расходования бюджетных средств требует от субъекта расследования не только высокого профессионализма и юридической квалификации, но и знания экономических основ, понимания механизма функционирования различных отраслей экономики.

Рост объемов государственного финансирования при общем снижении уровня контроля за эффективностью использования бюджетных средств также повышает риски совершения хищений государственных средств [3]. Следовательно, потенциально наиболее уязвимыми сферами государственного финансирования являются те сферы, на которые государство тратит значительные объемы средств, но в которых не осуществляет должного финансового контроля.

При осуществлении проверок соблюдения действующего законодательства в процессе предоставления государственной поддержки предприятиям в сфере АПК сотрудники контрольно-надзорных органов должны опираться на достаточно глубокие и всесторонние знания в области бухгалтерского учета и отчетности.

Выводы

Бухгалтерский учет следует рассматривать прежде всего как информационную базу для выявления правонарушений, подрывающих основы экономической безопасности отрасли и региона в целом.

Особенно важны бухгалтерский учет и контроль при выявлении хищений государственных средств, выделяемых на развитие сельского хозяйства в рамках целевых государственных программ и национальных проектов. Преступления данного рода отрицательно воздействуют на экономический рост, масштабы производства, обновление основных фондов сельскохозяйственных товаропроизводителей и уровень доходов сельского населения.

При проведении проверок на предприятиях АПК субъектами контроля при взаимодействии с правоохранительными органами основное внимание следует уделять преступлениям экономической направленности, подрывающим основу экономической безопасности сельскохозяйственных организаций: причинение имущественного ущерба

путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ); незаконная предпринимательская деятельность (ст. 171 УК РФ); незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ); незаконное использование чужого товарного знака (ст. 180 УК РФ); криминальное банкротство (ст. 195-197 УПК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); взяточничество (ст. 290 УК РФ); все виды хищений денежных средств, выделенных в форме субсидий на государственную поддержку в сфере агропромышленного комплекса.

Литература

1. Алборов Р.А., Концевой Г.Р., Концевая С.М. Адаптация бухгалтерского учета к требованиям информационного обеспечения управления сельским хозяйством // Вестник профессиональных бухгалтеров. - 2018. - № 4. - С. 8-16.

2. Гаджиев Н.Г. Экспертно-ревизионная деятельность как фактор обеспечения безопасности экономики // Финансовая экономика. - 2018. - № 6, ч. 13. - С. 1547-1550.

3. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Харада Г.И. Методы и способы оценки объема коррупционных хищений в государственном секторе экономики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. - 2019. - № 2. -С. 131-141.

4. Коноваленко С.А., Ребров А.А., Трофимов М.Н. Бухгалтерский учет как информационная основа выявления преступлений в сфере агропромышленного комплекса // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 5 (94). - С. 26-29.

5. Коноваленко С.А., Корнилович Р.А., Токмаков А.А. Организационно-экономические аспекты обеспечения экономической безопасности агропромышленного комплекса Рязанской области // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 6 (95). -С. 419-421.

6. Корнилович Р.А., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Особенности формирования доказательной базы по экономическим преступлениям, связанным с движением денежных средств и расчётов // Органы правопорядка: прошлое и настоящее: материалы внутривуз. круглого стола. Рязань, 6 февраля 2018 г. - Рязань: Изд-во Рязан. фил. МосУ МВД России им. В .Я. Кикотя, 2018. - С. 49-54.

7. Мельник М.В. Роль учетно-контрольных и аналитических процессов в развитии системы управления экономических субъектов // Вопросы региональной экономики. - 2016. - № 1 (26). - С. 122-132.

8. Рогуленко Т.М., Бабенко А.В. Исследование и совершенствование аналитических процессов и современных методов финансового анализа показателей бухгалтерской отчетности и оценки финансового состояния организаций // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 11. - С. 162-168.

9. Солоненко А.А., Даудов С.Д. Возможности использования показателей эффективности деятельности внутреннего аудита организации // Вестник профессиональных бухгалтеров. - 2017. - № 2. - С. 23-27.

10. Федорова Е.А., Ахалкаци О.В. Внутренний контроль качества аудита: обеспечивающие процедуры // Аудиторские ведомости. - 2017. - № 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwwlawmix.ru/bux/11973 (дата обращения: 11.08.2019).

11. Цуркану В.И., Голочалова И.Н. Роль оценки для получения достоверной информации в финансовой отчетности // Вестник профессиональных бухгалтеров. - 2016. -№ 1. - С. 35-44.

12. ШевелеваЕ.В., ТургановаА.Т. Особенности системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. -С. 78-83.

Literature

1. Alborov R.A. et all. Adaptation of the accountant-sky accounting to the requirements of the information security management rural economy // Bulletin of IPB (journal of professional accountants). - 2018. - № 4. - P. 8-16.

2. Hajiyev N.G. Expert audit activity as a factor of security of the economy // Financial economy. - 2018. - № 6. H. 13. - P. 1547-1550.

3. Hajiyev N.G., Konovalenko S.A., Harada G.I. Methods and methods of assessing the volume of corruption theft in the public sector of Economics // Bulletin of the Astrakhan state technical University. Ser.: Economics. - 2019. - № 2. - P. 131-141.

4. Konovalenko S.A., Rebrov A.A., Trofimov M.N. Accounting as an information basis for the detection of crimes in the field of agro-industrial complex // Economics and entrepre-neurship. - 2018. - № 5 (94). - P. 26-29.

5. Konovalenko S.A., Kornilovich R.A., Tokmakov A.A. Organizational and economic aspects of economic security of agro-industrial complex of the Ryazan region // Economics and entrepreneurship. - 2018. - №. 6 (95). - P. 419-421.

6. Kornilovich R.A., Konovalenko S.A., Trofimov M.N. Features of formation of evidence base on economic crimes related to the movement of funds and settlements // Law enforcement agencies: past and present: materials of intra-University. round. table (Ryazan, 06 Feb-RAL 2018). Ryazan: publishing house of the Ryazan. phil. The mos of the MIA of Russia for them. V.J. Kikoda, 2018. - P. 49-54.

7. MelnikM.V. the Role of accounting and control and analytical processes in the development of the management system of economic entities. Questions of regional economy. -

2016. - № 1 (26). - P. 122-132.

8. Rogulenko T.M., Babenko A.V. Research and improvement of analytical processes of modern methods of financial analysis of indicators of financial reporting and assessment of financial condition of organizations. Vestnik universiteta (State University of management). -2014. - № 11. - P. 162-168.

9. Solonenko A.A., Daudov S.D. The Possibility of using indicators of efficiency of internal audit activities organization // Bulletin of IPB (journal of professional accountants). -

2017. - № 2. - P. 23 - 27.

10. Fedorova E.A., Akhalkatsi O.V. Internal audit quality control: providing procedures // Audit reports. - 2017. - № 4 [Electronic resource]. - Mode of access: http://wwwlawmix.ru/bux/11973 (accessed 11.08.2019).

11. Turcanu V. I., Golocialova I. N. The role of evaluation is to obtain up-Severnoy information in financial reporting // Journal IPB (journal of professional accountants). - 2016. - № 1. - P. 35-44.

12. Sheveleva E. V., Turganova A.T. Features of the system of internal control in agricultural organizations // Actual issues of Economics and management: materials V mezhdu-nar. scientific. Conf. (Moscow, June 2017). - M.: Buki-Vedi, 2017. - Р. 78-83.

Поступила в редакцию 30 августа 2019 г.

UDC 657.24, 338.2

DOI: 10.21779/2500-1930-2019-34-3-7-16

The Role of Accounting and Control in Ensuring Economic Security of the Regional

Agro-industrial Complex

N.G. Gadzhiev 1, S.A. Konovalenko 2

1. Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43а; nazirhan55@mail.ru

2. Ryazan branch of Moscow Law Enforcement Academy named after V. Kikot; Russia, 390043, Ryazan, 1-I Red st., 18; sergey_marsel@mail.ru

The results of documentary revisions and inspections in agricultural sector reveal frequent cases of criminal trespass - illegal embezzlement of budgetary funds under the program of state support of agro-cultural complex subjects. These types of criminal acts are a direct threat to the economic security of agriculture and the region. To verify compliance with the current legislation in the process of providing state support to enterprises in the field of agriculture, employees of control and audit bodies must have an extremely deep and comprehensive knowledge in the field of accounting, business analysis and audit.

Moreover, accounting is the most important information base to identify traces of illegal activities in the field of state support of agro-business entities. In this regard, the study of accounting and control data as an information base for detecting crimes in the field of state support of agricultural producers is an urgent problem in the system of ensuring economic security of the region.

Keywords: agricultural producers, accounting, control, information base, economic security, methods of documentary verification.

Received 30 August, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.