Научная статья на тему 'Государственная помощь как объект аудита финансовой отчетности сельскохозяйственной организации'

Государственная помощь как объект аудита финансовой отчетности сельскохозяйственной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
683
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / АУДИТ / ОБЪЕКТЫ АУДИТА / ОБЩИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА АУДИТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / АНАЛИЗ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прынцев М. Н.

Предметами исследования в научной статье являются объекты аудита государственной помощи, оказываемой сельскохозяйственным организациям в рамках государственных программ развития сельского хозяйства. Основная цель статьи заключается в определении объектов аудита и планировании аудиторской проверки, исходя из условий предоставления и особенностей бухгалтерского учета получаемой государственной помощи. Для достижения поставленной цели подробно изучена структура оказываемой государственной помощи, и на основании полученной информации предложена группировка объектов аудита в зависимости от конечного продукта и источников финансирования. Приведен подробный перечень мероприятий, которые входят в состав предложенных групп. В статье указаны основные нормативные документы, регламентирующие порядок формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о государственной помощи в соответствии с требованиями российского и международного законодательства. Проанализированы основные источники информации для проверки достоверности и полноты отражения в бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности операций по учету средств государственной помощи. Предлагаются вариант плана аудиторской проверки государственной помощи и программы аудита на примере одного из объектов: субсидий по возмещению части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам). В программе аудита подробно указаны документы аудируемого лица, подлежащие проверке, и аудиторские процедуры, которые могут быть выполнены для получения требуемого результата. Предложена форма рабочего документа аудитора по проверке выполнения условий предоставления субсидий в виде вопросника, который представляет собой таблицу, содержащую перечень вопросов и документальный источник проверки информации. Результатом работы является сформулированная группировка объектов аудита государственной помощи, вариант программы аудиторской проверки на примере одного из направлений оказания государственной помощи. Материал научной статьи может служить практическим инструментом для планирования аудиторской проверки по другим объектам государственной помощи не только сельскохозяйственных организаций, но и предприятий других направлений деятельности, получающих средства целевого финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прынцев М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная помощь как объект аудита финансовой отчетности сельскохозяйственной организации»

УДК 658.14/17

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ

КАК ОБЪЕКТ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

М.Н. ПРЫНЦЕВ,

преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансов E-mail: pryntsev@mail.ru Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Предметами исследования в научной статье являются объекты аудита государственной помощи, оказываемой сельскохозяйственным организациям в рамках государственных программ развития сельского хозяйства. Основная цель статьи заключается в определении объектов аудита и планировании аудиторской проверки, исходя из условий предоставления и особенностей бухгалтерского учета получаемой государственной помощи. Для достижения поставленной цели подробно изучена структура оказываемой государственной помощи, и на основании полученной информации предложена группировка объектов аудита в зависимости от конечного продукта и источников финансирования. Приведен подробный перечень мероприятий, которые входят в состав предложенных групп.

В статье указаны основные нормативные документы, регламентирующие порядок формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о государственной помощи в соответствии с требованиями российского и международного законодательства. Проанализированы основные источники информации для проверки достоверности и полноты отражения в бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности операций по учету средств государственной помощи. Предлагаются вариант плана аудиторской проверки государственной помощи и программы аудита на примере одного из объектов: субсидий по возмещению части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам).

В программе аудита подробно указаны документы аудируемого лица, подлежащие проверке, и аудиторские процедуры, которые могут быть выполнены

для получения требуемого результата. Предложена форма рабочего документа аудитора по проверке выполнения условий предоставления субсидий в виде вопросника, который представляет собой таблицу, содержащую перечень вопросов и документальный источник проверки информации. Результатом работы являются сформулированная группировка объектов аудита государственной помощи, вариант программы аудиторской проверки на примере одного из направлений оказания государственной помощи. Материал научной статьи может служить практическим инструментом для планирования аудиторской проверки по другим объектам государственной помощи не только сельскохозяйственных организаций, но и предприятий других направлений деятельности, получающих средства целевого финансирования.

Ключевые слова: государственная помощь, аудит, объекты аудита, общий план и программа аудита, федеральные бюджетные средства, учетная политика, бухгалтерская отчетность, анализ, сельское хозяйство

В условиях рынка такой вид экономической деятельности, как сельское хозяйство, является наиболее неконкурентоспособным в силу воздействия многих объективных факторов, например, крайне высокой зависимости от природных и климатических условий. Особенно это касается растениеводства: сезонный характер, значительный временной интервал между вложением средств и

конечным результатом, высокий уровень риска и отсутствие стабильного дохода делают это направление деятельности крайне непривлекательным для инвесторов. Между тем сельское хозяйство является стратегически важной, приоритетной сферой в обеспечении продовольственной безопасности населения страны, и необходимость государственной помощи для нее очевидна.

Государственная помощь производителям сельскохозяйственной продукции и организациям агропромышленного комплекса осуществляется в виде субсидий, а также возможного предоставления ресурсов, например земельных участков. Бюджетные средства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах на финансирование целевых расходов. При этом важным элементом порядка бюджетного финансирования является контроль за целевым использованием полученных средств и достоверностью отражения информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которой принимаются экономические решения. Это достигается посредством проведения аудиторской проверки.

Следует отметить, что в настоящее время актуальным остается вопрос об особенностях отражения информации о государственной помощи в бухгалтерском учете и отчетности согласно требованиям российского и международного законодательства. Согласно законодательству Российской Федерации порядок формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям, регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н.

Согласно международным правилам ведения бухгалтерского учета, информация о государственной помощи формируется исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и предполагает изучение учета государственной помощи по МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи». При учете отдельных операций возникают сложности их отражения, поскольку согласно российским

стандартам они учитываются по одним правилам, согласно МСФО — по другим.

Объектом аудита являются хозяйственные процессы, операции финансово-хозяйственной деятельности, активы, обязательства предприятия и др. Объекты аудита различаются в зависимости от специфики деятельности аудируемого лица, вида аудита, который планируется проводить, и т.д. Классифицировать объекты аудита можно по следующим признакам:

— по сложности: простые и сложные;

— по отношению к виду деятельности: снабжение, производство, сбыт;

— по отношению к источнику образования: средства, приобретенные за счет собственных или привлеченных (займы, кредиты) источников.

По мнению автора, стоит обратить особое внимание на объекты аудита, которые следует выделить при проведении аудиторской проверки государственной помощи, оказываемой сельскохозяйственным организациям.

В качестве объектов аудита государственной помощи, выделяемой в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий, выступают конкретные мероприятия, на финансирование которых направлены эти средства. Основные направления финансирования и объемы выделяемых средств до 2020 г. спланированы и определены Государственной программой поддержки сельского хозяйства на 2013-2020 гг. В ее рамках предусмотрено финансирование в размере 1 509,7 млрд руб. Аналогичная программа, разработанная на период 2008-2012 гг., предусматривала общий объем финансирования в размере 551,3 млрд руб. Действующая с 2013 г. программа государственной поддержки включает в себя ряд подпрограмм, в рамках которых выделяются конкретные мероприятия по финансированию, в частности:

— развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;

— развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства;

— развитие мясного скотоводства;

— поддержка малых форм хозяйствования;

— техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие и т.д. [5].

Поскольку направлений, по которым оказывается государственная помощь, достаточно много,

Группировка объектов аудита государственной помощи сельскому хозяйству

целесообразно их сгруппировать. Признаком отбора в ту или иную группу может выступать конечный продукт. Следует учитывать, что разделение на группы не является чем-либо регламентированным, а лишь представлено в качестве варианта группировки для структурирования направлений государственной поддержки и более доступного восприятия и понимания. Возможная группировка объектов аудита государственной помощи представлена на рисунке.

Как полагает автор, объекты аудита государственной помощи условно можно отнести к той или иной группе, финансируемой из федерального бюджета.

Так, в составе группы «Растениеводство» целесообразно выделить такие основные направления финансирования, как:

— возмещение части затрат на приобретение элитных семян [17];

— возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями [17];

— оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства [13];

— возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработку и реализацию продукции растениеводства [10];

— возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработку и развитие инф-

раструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства [10];

— возмещение части затрат производителей сельскохозяйственной продукции на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства [12].

К группе «Животноводство» автор предлагает отнести следующие направления государственного финансирования:

— поддержку племенного животноводства [6];

— субсидии на возмещение части затрат производителей сельскохозяйственной продукции на 1 л (кг) реализованного товарного молока [11];

— возмещение затрат, связанных с оказанием поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, осуществляющих производство свинины, мяса птицы и яиц, в связи с удорожанием приобретенных кормов [8];

— возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработку и реализацию продукции животноводства [10];

— возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработку и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства [10];

— возмещение части затрат производителей сельскохозяйственной продукции на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства [12].

В составе группы «Поддержка малых форм хозяйствования» учитываются следующие направления государственной поддержки:

— возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, полученным малыми формами хозяйствования [10];

— развитие семейных животноводческих ферм [18];

— поддержка начинающих фермеров [16];

— субсидии на оформление прав крестьянских фермерских хозяйств на земельные участки сельскохозяйственного назначения [9].

Исходя из цели аудита — выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации — объектами аудита в первую очередь являются формы отчетности. Проверка строится от отчетных форм к первичным документам. Необходимо проверить достоверность отражения информации о государственной помощи в отчетности сельскохозяйственного предприятия, в частности:

— в бухгалтерском балансе по строке 1530 «Доходы будущих периодов», где отражается остаток бюджетных средств на конец отчетного периода;

— признанные в качестве доходов отчетного периода суммы бюджетных средств, которые отражаются в отчете о финансовых результатах по строке 2340 «Прочие доходы»;

— в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, где рекомендуется подробно расшифровать за текущий и предшествующий годы информацию о полученных бюджетных средствах из бюджетов разных уровней, о суммах компенсации расходов по обычным видам деятельности, в том числе на растениеводство, животноводство и прочие цели, на капитальные вложения во внеоборотные активы и т.д.;

— в составе годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций информацию о полученных средствах государственной помощи отражают в специализированном Отчете о средствах целевого финансирования (ф. № 10-АПК), в котором подробно раскрывается информация о субсидиях.

Кроме того, следует обратить особое внимание на достоверность информации статистических форм, обязательства по составлению и предоставлению которых возложены на производителей сельскохозяйственной продукции.

Определение объектов аудиторской проверки государственной помощи, т.е. мероприятий сельскохозяйственной организации, в рамках которых предоставлялись бюджетные средства, и условий их предоставления происходит на этапе ознаком-

ления с бизнесом клиента. Сбор и анализ такой информации позволят аудитору изучить деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, а также оценить риски существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудитору следует уточнить:

— основные законодательные требования, соблюдение которых является обязательным условием получения бюджетных средств;

— правомерность и достоверность отражения полученных средств в бухгалтерском учете;

— наличие отраслевых статистических форм, которые предоставляются в качестве подтверждения базовых показателей для выделения средств государственной поддержки.

Поскольку в сельском хозяйстве государственная поддержка оказывается только организациям — производителям сельскохозяйственной продукции, то в первую очередь следует определить, относится ли аудируемая организация к таковым. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация и индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализацию этой продукции, при условии, что в общем доходе организации или ИП доля от реализации этой продукции составляет не менее 70% в течение календарного года [2].

Кроме того, несвязанная поддержка в области растениеводства не предоставляется получателям, в отношении которых:

— осуществляется процедура ликвидации;

— требования о признании должника банкротом признаны арбитражным судом обоснованными и введена одна из процедур банкротства;

— выявлены факты нарушения условий, установленных при получении бюджетных средств, и их нецелевого использования. Данное ограничение не распространяется на получателей и организации агропромышленного комплекса, устранивших нарушения либо возвративших средства в областной (федеральный) бюджет [14].

Вышеуказанный перечень условий не является исчерпывающим и, в зависимости от направления государственной поддержки, может дополняться.

Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) предоставляются при выполнении следующих условий:

— кредит получен;

— произведена закупка материалов, например горюче-смазочных материалов, под которую предусматривались кредитные средства;

— произведена оплата поставщику материалов;

— подготовлен расчет размера субсидии по утвержденной форме.

При этом цели расходования кредитных средств, которые субсидируются, четко определены в нормативных документах [10]. Данные рабочего документа (РД) по проверке выполнения условий получения субсидии систематизированы в табл. 1.

Для того чтобы установить соответствие ведения бухгалтерского учета требованиям законодательных и нормативных актов, необходимо проанализировать уместность выбора и порядка применения учетной политики. В частности, это касается порядка признания в бухгалтерском и налоговом учетах бюджетных средств, поступивших в качестве доходов и расходов, а также правильности отнесения средств государственной помощи, предназначенных для

финансирования капитальных и (или) текущих расходов.

Таким образом, уже на этапе ознакомления с особенностями сельскохозяйственной деятельности аудитор определяет объекты государственной помощи, формирует информационную базу о том, как осуществляется учет средств государственной помощи, на какие цели предоставлены средства, выполнены ли условия предоставления бюджетных средств, определяет законодательную базу предоставления и регулирования вопросов бюджетного финансирования и бухгалтерского учета бюджетных средств. Качественное проведение аудита достигается посредством планирования.

Планирование аудита согласно п. 2 Федерального стандарта аудиторской деятельности (ФСАД) № 3 «Планирование аудита» предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемым характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур [19]. В системе международных стандартов аудита (МСА) планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности». В целом цели планирования аудиторской проверки согласно ФСАД и МСА идентичны: планирование аудита включает в себя разработку общей стратегии аудита для соглашения и разработку плана аудита с целью снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня [3].

Планирование аудиторской проверки реализуется путем формирования общего плана и

Таблица 1

РД-4 «Проверка выполнения условий предоставления субсидии»

№ п/п Процедура аудита Источник информации

1 Проверка обязательного условия о субсидировании части процентной ставки Кредитный договор

2 Цели кредита, предусмотренные нормативными документами, регулирующими субсидирование Кредитный договор

3 Отсутствие задолженности перед бюджетом по возврату субсидий на момент заключения кредитного договора Уведомление минсельхоза области

4 Выписка из ссудного счета о получении кредитных средств Выписка из ссудного счета о получении кредита

5 Целевое использование кредитных средств Накладные, счета-фактуры, платежные поручения на оплату поставщику

6 Ежемесячные расчеты субсидий, подлежащих получению Расчеты по форме, предусмотренной нормативным документом

7 Платежные документы, подтверждающие своевременную и полную уплату процентов по кредиту Платежные поручения, платежные ордера

программы аудита. Результаты планирования аудиторской проверки оформляются общим планом аудита, в котором определяются объем и порядок проведения аудиторской проверки, состав аудиторской группы, эффективно распределяется работа между членами аудиторской группы. Пример рабочего документа аудитора «Общий план аудита государственной помощи», составленного для садоводческого потребительского кооператива (СПК) «Заря», приведен в табл. 2.

На основании общего плана составляется программа аудита. Чем подробнее будет составлен общий план аудита, тем лучшим руководством он будет служить при разработке программы аудита. В программе определяется состав аудиторских процедур по каждому виду работ, исходя из ФСАД № 7/2011 «Аудиторские доказательства»: инспек-

тирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, повторное проведение, аналитические процедуры. Программа аудита государственной помощи СПК «Заря» представлена в табл. 3.

В международной практике аудита применяется МСА 500 «Аудиторские доказательства», где определяется понятие «надлежащие и достаточные доказательства». В соответствии с положениями данных стандартов аудитор должен выбрать и выполнить уместные в рамках конкретного задания аудиторские процедуры для получения аудиторских доказательств. Методические подходы к аудиторской проверке прав неисключительного пользования на селекционные достижения, которые финансируются в рамках развития сферы «Растениеводство», подробно рассмотрела в своих работах С.В. Козменкова. В частности, она предложила порядок планирования, программу аудиторской проверки, уточнила состав рабочих документов аудитора при сборе аудиторских доказательств, представила формы отдельных рабочих документов [1]. В данной статье автор предлагает программу аудиторской проверки государственной помощи на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам). Данные примера этой программы, составленные для СПК «Заря», систематизированы в табл. 4.

При проведении аудиторской проверки субсидий на возмещение части процентной ставки по

Таблица 2

РД-1 «Общий план аудита государственной помощи»

Раздел плана Запись

Наименование аудируемого лица СПК «Заря»

Проверяемый период

Планируемые трудозатраты

Руководитель аудиторской группы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Состав аудиторской группы

Срок проведения проверки

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

Таблица 3

Программа аудита государственной помощи СПК «Заря»

№ пункта Раздел аудита Период проведения Исполнитель Примечание

1 Проверка соблюдения требований нормативных документов

2 Изучение положений учетной политики в части учета государственной помощи

3 Аудит средств государственной помощи по объектам проверки

3.1 Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработку и реализацию продукции растениеводства

3.2 Субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян

3.3 Субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями

3.4 Другие направления аудита государственной помощи, предоставляемой сельскохозяйственным организациям

4 Проверка раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о средствах целевого финансирования

краткосрочным кредитам (займам) следует принимать во внимание, что, в соответствии с нормативными документами, субсидии могут быть перечислены общей суммой на счет кредитной организации, где открыты счета производителей сельскохозяйственной продукции, для последующего зачисления этой кредитной организацией средств на возмещение части затрат, отраженных в расчете размера субсидий, на счета заемщиков. Таким образом, фактически денежные средства субсидий на расчетный счет самой организации не поступают, а зачисляются кредитной организацией в счет уплаты процентов по кредиту. Организация лишь доплачивает разницу между суммой процентов, подлежащих к уплате, и суммой поступившей государственной помощи.

Предоставление бюджетных средств контролируется со стороны государства, поэтому следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 176 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) незаконное получение государственного целевого кредита, как и его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, наказываются штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух лет, либо ограничением свободы на срок от одного до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок [20].

На основании собранной в ходе проведения аудита информа-

а ц

и либ

абТ

й а

м

а т

и

д

е р

к

о п й о н н е в т

ду

с о

и

а т

и

диу

ай а о

^ н

1 = ае

а я

и. °

а &

е =

Н

& т

е и н е

г

■А

я р

кр & « &

ое

ио др

уп

в

и

о

д

й

еу р

и

I

а р

орт и

I

т н

е ме

мук

о

д

- -

лл

5 « пт

сит

Ин

де од ие

=

ео

С &■

с

о р

п о

со

е

д

з

а р

о п

к н

рд

й

ч вс

те др

ое пп

и

д

е кре

и и

ами р

о

оит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н и ти

оЯ ю

оа ч я «

8 I я

е ан И 2

оф

д

с

е

ло Э® 5 се -л ое

р6 о оо г-б

О I

ч

у

р

е т л

лга

х

^

и

оа тк ен ча с б К я

Й * чс ои

К В ары

а р

утак

а ф

-

й

вт ое нч

е

и щи

ю

а

д

ж р

е в

дтв

о п

о

б

а р

х ы н н е н л о п ы в

и т с о н н е ж л

о

д

а

з

и и

2 I

т

вс от

ны

5 £

ва

т о б о а к в

а пра

я О

§ §

ав ко рб ее

» я -3 ден

^ 2 Рл

й и н а в

ов

ю §

л Е н 5

о

д

х ы н в и

тиа амр

о н

рд

§ N .

й Л о

ке

- Сг1 в

я

гО

р

. о

И ю о

с н

й

и ч

о

ба ар Р

й тно

ет

уч

у

й и

и к и

т

и

£ §

К я

е

и, не,

аи вн

ое рд

ЙЛ о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п с н

и с

б бус

£

00

Продолжение табл. 4

(0

X

н

^

X

■о о н я

сг

1—1

5< о\

X ч № а -э о ■о о я

5< ^

X Ф -Э

№ пункта Вопрос по разделу аудита Период проведения Исполнитель Рабочий документ аудитора Аудируемый документ Аудиторская процедура и способ проверки

3.1 Проверка документов целевого использования кредитных средств, по которым субсидируется процентная ставка РД-4 «Проверка выполнения условий предоставления субсидии» Кредитный договор. Выписка из ссудного счета о получении кредита. Накладные. Счета-фактуры. Платежные поручения на оплату поставщику. Платежные поручения. Платежные ордера. Акты сверок с поставщиком Инспектирование, подтверждение, пересчет

3.2 Проверка начисления и полноты учета поступлений бюджетных средств на счетах бухгалтерского учета Расчет размера субсидий по утвержденной форме с отметкой о принятии министерством сельского хозяйства области. Платежные поручения. Оборотно-сальдовые ведомости. Карточки счетов: — 86 «Целевое финансирование»; — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Субсидии»; — 51 «Расчетные счета» Инспектирование, подтверждение, пересчет

3.3 Проверка ведения синтетического и аналитического учета государственной помощи При журнально-ордерной форме учета: — журнал-ордер ф. № 12-АПК; — ведомость к счету 70. При автоматизированной форме учета: ведомости по целевому финансированию: — оборотно-сальдовая ведомость; — карточка счета 86; — анализ субконто по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления Инспектирование, подтверждение, пересчет

3.4 Проверка полноты и своевременности отражения государственной помощи в составе доходов будущих периодов Требования-накладные на передачу материалов в производство. Бухгалтерские справки-расчеты. Регистры налогового учета. Оборотно-сальдовые ведомости по счетам: — 10 «Материалы»; — 86 «Целевое финансирование»; — 98 «Доходы будущих периодов» Инспектирование, подтверждение, пересчет

I

■о

п *

ш »

За

А »

Й Ь О" X

о п н

О"

ю 00

и ю ю

N О

Окончание табл. 4

Ф *

Н

^

X

■о о н X сг 1—1

5<

о\ ^

X Ч №

-Э ф

■о

о я

5< ^

X Ф -Э

1чл

ю

№ пункта Вопрос по разделу аудита Период проведения Исполнитель Рабочий документ аудитора Аудируемый документ Аудиторская процедура и способ проверки

3.5 Проверка полноты и своевременности включения субсидий в составе прочих доходов Требования-накладные на передачу материалов в производство. Бухгалтерские справки-расчеты. Регистры налогового учета. Оборотно-сальдовые ведомости по счетам: — 86 «Целевое финансирование»; — 98 «Доходы будущих периодов»; — 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» Инспектирование, подтверждение, пересчет

3.6 Проверка полноты включения признанных в качестве прочих доходов сумм субсидий в целях налогообложения Оборотно-сальдовая ведомость по сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы». Регистры налогового учета. Декларация по налогу на прибыль Инспектирование, подтверждение, пересчет

4 Проверка раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о средствах целевого финансирования Годовая бухгалтерская отчетность сельскохозяйственной организации. Статистическая отчетность Инспектирование, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры

4.1 Проверка соответствия показателей бухгалтерского баланса и пояснений остаткам по счетам Главной книги и регистрам бухгалтерского учета Бухгалтерский баланс. Пояснительная записка к годовому отчету сельскохозяйственной организации. Отчет о средствах целевого финансирования (ф. № 10-АПК). Главная книга. Оборотно-сальдовые ведомости по счетам: — 86 «Целевое финансирование»; — 98 «Доходы будущих периодов»; — 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» Инспектирование, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры

4.2 Проверка соответствия показателей отчета о финансовых результатах и пояснений остаткам по счетам Главной книги и регистрам бухгалтерского учета Отчет о финансовых результатах. Пояснительная записка к годовому отчету сельскохозяйственной организации. Отчет о средствах целевого финансирования (ф. № 10-АПК). Главная книга. Оборотно-сальдовые ведомости по счетам: — 86 «Целевое финансирование»; — 98 «Доходы будущих периодов»; — 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» Инспектирование, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры

I

5

■о

п *

ш »

За

А »

3

О" X

о п н

О"

ю 00

и ю ю

ю о

ции, посредством различных аудиторских процедур, в том числе инспектирования, тестирования средств контроля, пересчета и др., а также на основании рабочих документов аудитора формируются выводы аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Результаты проверки оформляются в виде аудиторского заключения.

Список литературы

1. Козменкова С.В. Методические подходы к аудиторской проверке прав неисключительного пользования на селекционные достижения // Международный бухгалтерский учет. 2012. N° 21. С.29-34.

2. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ.

3. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ: приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н.

4. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.: постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.

5. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717.

6. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства: постановление Правительства РФ от 04.12.2012 № 1257.

7. О предоставлении средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: постановление правительства Нижегородской области от 25.03.2013 № 173.

8. Об утверждении Положения о порядке предоставления в 2013 г. субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроиз-

водителей на производство свинины, мяса птицы и яиц в связи с удорожанием приобретенных кормов: постановление правительства Нижегородской области от 27.06.2013 № 420.

9. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: постановление Правительства РФ от 31.10.2011 № 874.

10. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1460.

11. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока: постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1370.

12. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования: постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1371.

13. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства: постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431.

14. Об утверждении Положения о порядке предоставления средств на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства: постанов-

ление правительства Нижегородской области от 05.03.2013 № 136.

15. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000: приказ Минфина России от 16.10.2000 № 92н.

16. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров: постановление Правительства РФ от 28.02.2012 № 166.

17. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации

на поддержку отдельных подотраслей растениеводства: постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1295.

18. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм: постановление Правительства РФ от 28.02.2012 № 165.

19. Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

20. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 № 64-ФЗ.

International accounting Auditing

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

STATE ASSISTANcE AS AN OBJECT OF AuDITING

agricultural organization's financial statements

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Maksim N. PRYNTSEV

Abstract

The scope of study in the given scientific article includes the audited entities providing state assistance to farms within the framework of the State programs realized for agriculture development. The major goal of the article is to identify audited entities and to plan the audit based on the conditions of provision and specifics of accounting of the received state assistance. To achieve this goal the author studied in detail the structure of the rendered state assistance and, on the basis of obtained information, offered the grouping of audited entities depending on the end product and sources of financing. In addition, he provides a detailed list of measures as part of the proposed groups. The article states the major statutory documents, which regulate the procedure for generating the information on State assistance in accounting records and in financial statements according to requirements of the Russian and international laws. The author give the analysis of the main information sources to control the accuracy and

completeness of recording the transactions with State assistance funds in financial statements and statistical reports. He also offers an alternate plan of auditing State assistance and audit programs using the example of one of the audited entities: subsidies for partial refunding of interest on short-term facilities (loans). The audit program specifies in detail the documents of the audited entity that are subject to audit, and the audit procedures, which must be implemented to achieve the required result. The author also offers a form of auditor's working paper in the form of a questionnaire to control the fulfillment of conditions for subsidy granting. The questionnaire includes a table with a list of questions and a documentary source of information verification. The result of the work is the formed group of audited entities dealing with State assistance, and the alternate audit program using the example of one of the State assistance areas. The materials of the given scientific article may serve as a practical instrument for planning audits of other objects of State assistance, not only agricultural

organizations, but also enterprises of other branches that receive target financing.

Keywords: State assistance, audit, audited entities, general plan and program of audit, federal budget funds, accounting policy, financial statements, analysis, agriculture

References

1. Kozmenkova S.V. Metodicheskie podkhody k auditorskoi proverke prav neisklyuchitel'nogo pol'zovaniya na selektsionnye dostizheniy [Methodical approaches to the audit of non-exclusive rights to use selection achievements]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet — International accounting, 2012, no. 21, pp. 26-34.

2. Federal Law "On Development of agriculture" of December 29, 2006 № 264-FZ. Available at: http:// www.consultant.ru. (In Russ.)

3. Order of the Ministry of Finance of Russia "On Enacting International Financial Reporting Standards and Interpretations in the Russian Federation" of November 25, 2011 № 160n. Available at: http:// www.consultant.ru. (In Russ.)

4. Decree of the Russian Federation Government "On State program of agriculture development and regulation of farm produce, raw materials and foodstuffs markets for 2008-2012" of July 14, 2007 № 446. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

5. Decree of the Russian Federation Government "On State program of agriculture development and regulation of farm produce, raw materials and foodstuffs markets for 2013-2020" of July 14, 2012 № 717. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

6. Decree of the Russian Federation Government "On Granting and distribution of subsidies from the federal budget to the budgets of the Russian Federation entities for pedigree livestock farming development" of December 04, 2008 № 1257. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

7. Decree of Nizhny Novgorod Region's Government "On Granting funds from the federal and regional budgets for partial compensation of interest on credit facilities obtained in Russian credit organizations and on loans received in agricultural consumer credit co-operatives" of March 25, 2013

№ 173. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

8. Decree of Nizhny Novgorod Region's Government "On Approval of Regulation on granting subsidies for partial compensation of agricultural commodity producers' expenditures for production of pork, poultry meat and eggs in 2013 in view of increased price of purchased fodder" of June 27, 2013 № 420. Available at: http://www.consultant. ru. (In Russ.)

9. Decree of the Russian Federation Government "On Approval of Rules for granting and distribution of subsidies from the federal budget to the budgets of the Russian Federation entities for the purpose of partial compensation of expenses of peasant and farm enterprises, including individual entrepreneurs, during registration of title to the land plots from lands intended for agriculture" of October 31, 2011 № 874. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

10. Decree of the Russian Federation Government "On Approval of Rules for granting and distribution of subsidies from the federal budget to the budgets of the Russian Federation entities for partial compensation of interest on credit facilities obtained in Russian credit organizations and on loans received in agricultural consumer credit co-operatives" of December 28, 2012 № 1460. Available at: http:// www.consultant.ru. (In Russ.)

11. Decree of the Russian Federation Government "On Approval of Rules for granting and distribution of subsidies from the federal budget to the budgets of the Russian Federation entities for partial compensation of agricultural goods producers' expenditures per 1 liter (kg) of sold commercial milk" of December 22, 2012 № 1370. Available at: http://www.consultant. ru. (In Russ.)

12. Decree of the Russian Federation Government "On Approval of Rules for granting and distribution of subsidies from the federal budget to the budgets of the Russian Federation entities for partial compensation of agricultural goods producers' expenditures for payment of insurance premium under agricultural insurance contracts" of December 22, 2012 № 1371. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

13. Decree of the Russian Federation Government "On Approval of Rules for granting and distribution of subsidies from the federal budget to the budgets of the Russian Federation entities for green box

subsidy support to agricultural goods producers in plant-growing area" of December 27, 2012 № 1431. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

14. Decree of Nizhny Novgorod Region's Government "On Approval of Regulation on the procedure for green box subsidy support to agricultural goods producers in plant-growing area" of March 05, 2013 № 136. Available at: http://www. consultant.ru. (In Russ.)

15. Order of the Ministry of Finance of the RF "On Approval of Accounting Regulation "State support accounting" PBU 13/2000 of October 16, 2000 № 92n. Available at: http://www.consultant. ru. (In Russ.)

16. Decree of the Russian Federation Government "On Approval of Rules for granting and distribution of subsidies from the federal budget to the budgets of the Russian Federation entities for entry-level farmers support" of February 28, 2013 № 166. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

17. Decree of the Russian Federation Government "On Approval of Rules for granting and distribution of subsidies from the federal budget to the budgets

of the Russian Federation entities for certain subbranches of plant-growing support" of December 12, 2012 № 1295. Available at: http://www.consultant. ru. (In Russ.)

18. Decree of the Russian Federation Government "On Approval of Rules for granting and distribution of subsidies from the federal budget to the budgets of the Russian Federation entities for family farm development" of February 28, 2012 № 165. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

19. Decree ofthe Russian Federation Government "On Approval of the federal rules (standards) of audit activities" of September 23, 2002 № 696. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

20. Federal Law "Criminal Code of the Russian Federation" of June 13, 1996 № 64. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

Maksim N. PRYNTSEV

Nizhny Novgorod State Agricultural Academy, Nizhny Novgorod, Russian Federation pryntsev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.