Научная статья на тему 'РОЛЬ БУДАПЕШТСКОГО МУЗЕЯ ЗАЩИТЫ ОТ КАТАСТРОФ В ОБУЧЕНИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ'

РОЛЬ БУДАПЕШТСКОГО МУЗЕЯ ЗАЩИТЫ ОТ КАТАСТРОФ В ОБУЧЕНИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА / ПОЖАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЕЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорват Галина Владимировна, Берки Имре

Авторы статьи знакомят с опытом культурно-образовательной и воспитательной работы Будапештского музея защиты от катастроф. В статье рассматриваются формы и методы просвещения населения, в первую очередь, подрастающего поколения, и профессиональной ориентации молодёжи. Целью авторов является на основе проведённого анализа показать роль музея в патриотическом воспитании молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF BUDAPEST DISASTER CENTRAL MUSEUM IN TRAINING AND EDUCATING POPULATION

The authors of the article introduce the experience of cultural, educational work of Budapest Disaster Central Museum. The article presents forms and methods of educating population, primarily the younger generation, and the professional orientation of youth. The authors’ goal is to show the role of the museum in the patriotic education of the younger generation based on the conducted analysis.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ БУДАПЕШТСКОГО МУЗЕЯ ЗАЩИТЫ ОТ КАТАСТРОФ В ОБУЧЕНИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ»

DOI 10.25257/^.2021.3.46-53 УДК 374

РОЛЬ БУДАПЕШТСКОГО МУЗЕЯ ЗАЩИТЫ ОТ КАТАСТРОФ В ОБУЧЕНИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ

Культурно-просветительская работа и народное образование являются не только двумя параллельно существующими направлениями воспитательной деятельности, «двумя сторонами одной медали», но и неразрывно связанными сферами. Они взаимно дополняют друг друга и, опираясь на общий фундамент, способствуют дальнейшему развитию каждой из них. Конкретным примером успешного сотрудничества и взаимосвязи отраслевых органов — в данном случае, защиты от катастроф — и культурно-образовательных учреждений может служить деятельность будапештского Центрального музея защиты от катастроф.

ХОРВАТ Галина Владимировна

Доктор военно-технических наук, Институт чрезвычайных ситуаций факультета правоохранительных наук Национального университета государственной службы Будапешт, Венгрия

БЕРКИ Имре

Доктор исторических наук, директор Будапештского музея защиты от катастроф Будапешт, Венгрия

Авторы статьи знакомят с опытом культурно-образовательной и воспитательной работы Будапештского музея защиты от катастроф. В статье рассматриваются формы и методы просвещения населения, в первую очередь, подрастающего поколения, и профессиональной ориентации молодёжи. Целью авторов является на основе проведённого анализа показать роль музея в патриотическом воспитании молодого поколения.

Ключевые слова: пожарная охрана, гражданская защита, пожарное образование, обучение пожарных и спасателей, воспитательная работа, культурно-просветительская деятельность, патриотическое воспитание, профессиональная ориентация.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О МУЗЕЕ

Первый в Венгрии музей пожарной охраны был создан в Будапеште в начале 1900-х годов по инициативе городской добровольной пожарной дружины. Аналогичные музеи стали возникать на базе пожарных частей провинциальных городов и при заводах-производителях пожарной техники и оборудования. К сожалению, уникальные экспонаты были утрачены в ходе Второй мировой войны и последовавшей после её окончания кампании по сбору металлолома [1]. По указанию Государственного главного пожарного управления в 1949 г. начался сбор материалов, документов, произведений искусства, пожарного оборудования, форменной одежды, знамён и наград. Однако после ликвидации этого органа собранные экспонаты оказались никому не нужны и были утеряны. Ситуация изменилась после принятия в Венгрии в 1954 г. Закона об охране технических и промышленных памятников, сохранность которых оказалась под угрозой из-за стремительной индустриализации. Закон послужил правовой основой для организованного сбора, систематизации и сохранения материалов, связанных с пожарным делом. Имеющиеся экспонаты стали основой экспозиции созданного в Будапеште в 1955 г. Музея пожарной охраны — самостоятельного структурного подразделения Министерства внутренних дел Венгрии и составной части централизованной сети отраслевых музеев [2].

Музей — это живой, развивающийся организм, который является одним из элементов системы защиты от катастроф и реагирует на происходящие в ней изменения. В 2011 г. в Венгрии был создан единый государственный орган по защите от катастроф, в состав которого вошли дирекции по гражданской защите, промышленной безопасности и пожарной охране [3]. Музей пожарной охраны стал Центральным музеем защиты от катастроф. Речь идёт не просто о формальном переименовании учреждения: смена названия сопровождалась расширением круга задач, формированием новой постоянной экспозиции, посвящённой истории гражданской защиты.

Библиотека музея превратилась в центр профессиональной научно-исследовательской деятельности. О высокой результативности работы музея свидетельствует успешное сотрудничество с коллегами за рубежом [4]. В настоящее время директор музея И. Берки представляет Венгрию в комиссии КТИФ по истории и музеям пожарной охраны в качестве заместителя председателя этого органа.

Центральный музей защиты от катастроф, его экспозиции и передвижные выставки в других городах играют важную роль в ознакомлении населения с системой защиты от катастроф, её популяризации, в подготовке граждан и в профессиональной ориентации молодёжи. «Результативность воспитательного процесса зависит от наличия в нём основы, некоего фундамента в аспекте традиций, культуры, менталитета народа. Таким основанием для педагога-воспитателя должен стать огромный исторический и культурологический опыт страны, воинские традиции и правила» [5].

Главная задача музея — традиционная музейная работа, то есть сбор предметов и документов, связанных с его отраслевой принадлежностью, их регистрация и учёт, систематизация, научная обработка, публикация результатов исследований, создание экспозиции и демонстрация экспонатов, организация выставок и профессиональных мероприятий. Однако наряду с традиционными музейными функциями музей выполняет и другие задачи (рис. 1). В качестве базового учреждения

по изучению профессиональной истории он превратился в активного участника образовательного и воспитательного процесса. Музей на постоянной основе сотрудничает с Центром обучения защите от катастроф и Национальным университетом государственной службы, подтверждая тезис о том, что в наши дни «возросла роль музеев в формировании пожарных и спасателей нового поколения» [1]. Благодаря созданию комнат памяти, музей «присутствует» во всех областных дирекциях органов защиты от катастроф, осуществляя профессиональный контроль за их работой и за организацией выставок. К задачам музея относится и экспертная деятельность [6].

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Значение музеев с точки зрения актуальной культурной политики, как учреждений, играющих важную роль в решении проблем социального, культурного и этического характера, стало возрастать с конца XVIII — начала XIX вв. Менялись исторические эпохи и вместе с ними — функции и задачи музеев. Оставалось неизменным только одно: музеи по-прежнему олицетворяли непроходящие, вечные ценности. Сегодня, в период экономического и морального кризиса, социальной дифференциации общества, роль этих очагов культуры как хранилищ и источников не только материальных, но и духовных ценностей возрастает [7].

Первоначально музеи создавались как хранилища ценностей. В средние века казна, наряду с хранением сокровищ, служила целям репрезентации и являлась символом власти владельца [8]. К осмотру собраний, принадлежащих церкви, знати и властителям, допускались только избранные, принадлежащие к высшим слоям общества.

В средние века важнейшей частью церковных собраний являлись мощи святых и другие подобные реликвии. Однако уже в середине XVI в. возник новый тип коллекций редкостей, так называемая кунсткамера.

Изменение функций музеев ускорилось в Эпоху просвещения. Возникло понимание необходимости открыть доступ в хранилища

Центральный музей защиты от катастроф (г. Будапешт)

Библиотека

Учебная литература, лекции,конспекты

Исследования, посвящённые пожарам

Научные статьи

Историческая библиотека (отдел музея в Центре обучения защите от катастроф в г. Пецеле)

Подготовка населения

Обучение

Научно-исследовательская работа

Рисунок 1. Структура Центрального музея защиты от катастроф

широким слоям населения. Именно тогда признали роль музеев в просвещении общества и распространении знаний [4].

В Венгрии значимость народного просвещения признали уже в XIX в. Музеи стали рассматривать как своего рода общественные площадки нового типа. Распространилось мнение, что социальная интеракция с просвещёнными слоями общества способствует культурному развитию, формированию вкуса и взглядов рабочего класса. В программе назначенного в 1843 г. директором Национального музея Агоштона Кубиньи впервые были поставлены задачи воспитания и просвещения широких слоёв населения: музейные экспозиции должны «не только радовать глаз, но и служить зеркалом не одним лишь археологам, историкам и естествознателям, но и давать основательные познания сельскому

хозяину, промышленному работнику и горнорабочему» [9].

Уже в начале ХХ в. сложилась концепция музейной педагогики, основанной на соединении таких направлений, как популяризация научных знаний и обучение в доступной, развлекательной форме. Наряду с показом развития науки и техники была поставлена цель сделать понятными научные результаты самым широким слоям населения. Позднее для этого стали использовать интерактивные экспозиции, использующие активность посетителей.

Первые музейные программы, целевой аудиторией которых являлись семья и школа, были организованы в Соединённых Штатах и Великобритании, а в последнюю треть ХХ столетия они получили распространение и в Европе.

После образования Советского Союза и формирования биполярного мирового

порядка функция музеев как образовательных, воспитательных и идеологических учреждений стала одной из основных, поскольку они превратились в важнейший инструмент формирования личности.

В Западной Европе требования к музеям с образовательных и воспитательных позиций были сформулированы в 1968 г. на конференции Международного совета музеев (ГСОМ), участники которой выступили за усиление просветительской и воспитательной роли музеев и за их преобразование в обслуживающее учреждение и информационный центр.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА, НОВЫЕ ЗАДАЧИ

К началу XXI в. традиционная триединая функциональная система (сбор, консервация, демонстрация экспонатов) была дополнена новым элементом: посреднической функцией. Стало очевидно, что наряду с традиционными музейными функциями эти учреждения стимулируют активное участие посетителей в различных программах, а не просто пассивный осмотр экспозиции.

Возросший интерес к музеям наблюдается не только среди детей и школьников, но и молодёжи, людей среднего и старшего возраста. Музеи предлагают посетителям всех возрастных категорий разнообразные возможности и формы формального и неформального обучения, активного отдыха и развлечения [10].

Разумеется, существуют различия в мотивации представителей разных слоёв населения. В рамках данной статьи авторы не ставят целью анализ специфики различных групп посетителей: мужчин и женщин, семейных и одиноких, представителей национальных и этнических меньшинств, молодёжи и пожилых, коренного населения и мигрантов, здоровых и инвалидов. Отметим только, что существуют как различия, так и общие черты. К основным, общим для всех мотивам посещения музеев можно отнести следующие:

— семейные причины: посещение с детьми в целях расширения их кругозора и помощи в учёбе, совместные программы;

— социальные причины: установление связей с единомышленниками, расширение круга знакомств;

— профессиональные: профессиональная ориентация, получение новых знаний, в том числе, специальных, в целях продвижения по карьерной лестнице;

— хобби, расширение кругозора;

— новые цели в связи с изменением жизненной ситуации (развод, потеря близкого человека, выход на пенсию, переезд, болезнь, миграция).

Потребность в саморазвитии, которому способствует посещение музеев, во многом определяется такими факторами, как социальное положение, уровень образования, местожительство, воспитание, круг интересов, ино-формированность и, не в последнюю очередь, материальное положение. Следует отметить, что среди посетителей музеев преобладают люди с более высоким уровнем образования и материальным достатком, что объясняется как их большим интересом к культуре, так и большими возможностями.

СПЕЦИФИКА МУЗЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ответ на вопрос, нужны ли музеям школа, педагоги, школьники, студенты и слушатели, является однозначным: необходимы. И эта потребность является взаимной. За счёт участия в процессе обучения и воспитания музеи глубже интегрируются в общество, возрастает их социальная значимость, усиливается влияние на социум. По мнению экспертов, не существует такой компетенции, будь то коммуникации на родном или иностранном языке, естествознание, точные или гуманитарные науки, к формированию которой не может быть привлечён музей. Эффективное самообразование, профессиональная ориентация и повышение квалификации, дигитализация, формирование социальной и гражданской позиции, воспитание патриотизма, инициативности, освоение основ предпринимательской деятельности, — во всех перечисленных сферах музеи могут сыграть значительную роль, используя свои специальные инструменты,

методы и возможности [11]. В прошедшие десятилетия в Венгрии было проведено множество централизованных программ с участием музеев. Они позволили вовлечь в культурно-просветительский и воспитательный процесс широкие слои населения: Музейная маёвка, Ночь музеев, Музей года, Выставка года, Приз лучшему музейному педагогу и другие мероприятия, которые освещались в прессе. К сожалению, пандемия внесла коррективы и в этот процесс. Музеям пришлось «уходить» в виртуальное поле (рис. 2). С другой стороны, это привело к развитию дигитализации и позволило расширить число участников.

Рисунок 2. Виртуальная программа обучения подрастающего поколения

Музейное обучение имеет следующие отличия от формального школьного обучения:

— менее предсказуемо, более неожиданно;

— большая роль отводится индивидуальному руководству;

— потенциально менее «завершённое», результатом чего является «открытый» процесс обучения;

— порождает более комплексные, сложные и разнообразные реакции;

— даёт более глубокие знания;

— единство процесса обучения — усвоения знаний достигается за счёт взаимодействия школы и музейного учреждения; составные элементы процесса базируются друг на друге и взаимно дополняют друг друга [4].

Сегодня не существует противоречия между учёбой и развлечением. Усвоение знаний

в игровой форме происходит легче и эффективнее, если оно сопровождается новыми впечатлениями и положительными переживаниями.

Одно из преимуществ музейного обучения перед школьным — создание неформальной атмосферы. Организация разнообразных программ позволяет в игровой, развлекательной форме усилить активность учащихся, за счёт чего повышается эффективность обучения по сравнению с сухой, вербальной передачей информации. В этом состоит специфика методов музейной педагогики. Речь идёт не о моторной активности, а о повышении активности участников музейных программ различными способами, например, постановкой правильно сформулированных вопросов или активизацией когнитивных способностей (рис. 3).

Среди трёх форм обучения: когнитивной, аффективной и моторной, — в музее особое значение приобретают две последние. Реальные музейные экспозиции и виртуальные выставки, программы и мероприятия позволяют усилить роль музеев как посредников в передаче информации, способствовать ознакомлению с глобальными переменами и альтернативными теориями, культурными и межкультурными взглядами и подвергать их критическому анализу. Музей превращается в площадку для педагогической практики, интеллектуального и духовного развития для подготовки специалистов завтрашнего дня.

Этот процесс выходит за рамки простой передачи знаний, поскольку способствует формированию системы ценностей и более

Рисунок 3. Экскурсия для учеников младших классов

глубокому усвоению знаний путём наглядного изучения экспонатов.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Как было отмечено выше, участие музеев в воспитательном и образовательном процессе отличается от школьного образования. В число задач, стоящих перед музеями, не входит обучение основам наук и разъяснение их основополагающих положений. Процесс обучения предполагает взаимодействие школы и музея, а его отдельные элементы дополняют друг друга и базируются на общей основе.

Музейная педагогика является просветительской и образовательной деятельностью, в рамках которой вне школьных стен, но на основе полученных в школе формальных знаний осуществляется обучение и воспитание на базе экспозиции и с учётом возрастной специфики. К формам музейной педагогики можно отнести экскурсии, интерактивные занятия, а также мероприятия, освещающие сферу той или иной профессиональной деятельности.

Непосредственная цель музейной работы — передача знаний с использованием педагогических методов на имеющейся материальной и духовной основе (отдельные экспонаты, комплексные выставки, результаты научных изысканий).

Косвенная, долгосрочная цель — воспитание подрастающего поколения, которое ценит материальное и духовное наследие прошлого.

Рисунок 4. Экскурсия для учеников старших классов

Рисунок 5. Игровое обучение в музее

В числе методов, которые используют сотрудники Будапештского музея защиты от катастроф, относятся: экскурсия по музею; информационная брошюра; методы психодрамы; мастер-классы по изготовлению предметов; мобильное обучение; конкурсы, игровое обучение; проекты; интерактивные средства (рис. 4, 5).

В рамках экскурсий по музею его сотрудники всегда учитывают возраст, интересы, уровень знаний посетителей. Для посетителей-инвалидов проводятся специальные экскурсии.

Интерактивные занятия позволяют взять музейный экспонат в руки, потрогать его, например, примерить защитную каску или детскую пожарную форму, вблизи рассмотреть пожарное оборудование. Это позволяет усилить впечатление, сделать его более полным.

Систематически, раз в месяц в музее работает киноклуб. Его посетителей знакомят с историей пожарной охраны, гражданской защиты, защиты от катастроф, с актуальными событиями в профессиональной сфере. Доклад сопровождается тематическим показом фильма.

В рамках специальных программ и мероприятий музей демонстрирует такие экспонаты, которые не всегда представлены в постоянной экспозиции. Это могут быть и передвижные выставки, где население знакомится с историей защиты от катастроф и её задачами, например, Музейная маёвка, Ночь музеев, Дни пожарной охраны, Дни правоохранительных органов (рис. 6).

Целью творческих конкурсов является популяризация профессиональных знаний, подготовка и просвещение населения, в первую очередь, подрастающего поколения. Например,

Рисунок 6. Торжественные мероприятия в музее

конкурс рисунков и литературных произведений «НЕ Сожги!» регулярно проводится среди учеников средних школ страны. Нельзя недооценивать роль Музея защиты от катастроф как отраслевого музея в профессиональной ориентации молодёжи.

К основным целевым группам посетителей музея относятся ученики общеобразовательных учебных заведений, слушатели и курсанты Центра обучения защите от катастроф, профессиональные и добровольные пожарные, все заинтересованные лица без возрастных ограничений.

Среди основных направлений деятельности музея следует особо отметить помощь учащимся средних, высших и профессиональных образовательных учреждений в учебной и научно-исследовательской работе. Это работа над школьными проектами, курсовыми и дипломными работами, проведение студенческих конференций, научная лаборатория, издательская деятельность.

ВЫВОДЫ

Патриотическое воспитание и культурно-просветительская работа в среде населения,

в первую очередь, подрастающего поколения, являются важнейшими задачами государства, общества и образовательных учреждений. Формирование активной гражданской позиции невозможно без знания истории своей страны, без уважения к материальному и духовному наследию прошлого.

Участие музеев в воспитательном и образовательном процессе эффективно дополняет школьное образование. В период экономического и морального кризиса, социальной дифференциации общества, потери ориентиров роль этих очагов культуры как хранилищ и источников не только материальных, но и духовных ценностей постоянно возрастает. Комплексный процесс воспитания и обучения базируется на взаимодействии школы и музея.

Будапештский музей защиты от катастроф является местом, где возможно в течение всей жизни получать новые знания. Одним из важных элементов его деятельности является профессиональная ориентация, формирование гордости за избранную профессию, распространение знаний и расширение кругозора. Всё это делает музей важнейшей составляющей частью венгерской системы защиты от катастроф.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берки И, Хорватх Г. 60 лет будапештскому Музею защиты от катастроф // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2015. № 2. С. 28—35.

2. Berki I. A magyar tuzoltosâg 150 éves torténete // Belugyi Szemle LXVIII. 2020. 68 Kotet, Szerk. 8. Рр. 11-29. D0I:10.38146BSZ.2020.8.1

3. CXXVIII Torveny a katasztrofavedelemrol es a hozza kapcsolodo egyes torvenyek modositasarol. 2011 evi

4. Berki I. A Katasztrofavedelem Kozponti Muzeumanak szerepe az oktatas a lakossagfelkeszites rendszereben // In: Balazs, Gabor (szerk.) Felelos tarsadalom — a katasztrofavedelem es a kozoktatas. Szekszard, Magyarorszag: Tolna Megyei Katasztrofavedelmi Igazgatosag. 2016. Pp. 63—72.

5. Дьяченко Н. В. Верность отечеству — вектор патриотического воспитания сотрудников МЧС России // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2016. № 3. С. 86—89.

6. Berki I. A szervezett tuzvedelem 150 eves magyarorszagi tortenete — Budapest, Felelos kiado: BM OKF 239 р.

7. Koltai Z. A muzeumi kulturakozvetites pedagogiai es andragogiai szempontu vizsgalata // Iskolakultura konyvek — 41, Veszprem, 2010. 146 p.

8. Eory M. Muzeumpedagogiai segedkonyv — Muzeumi Restaurator — es Modszertani Kozpont. Budapest, B+V Kiado 1981.

9. Eles%tos L. Magyar muzeumi arckepcsarnok. Pulszky Tarsasag, Budapest, 2002.

10. Torgyik J. A muzeumok helye a felnottkori tanulasban. Vzdelavanie, vyskum a metodologia, 2013. Pp. 566-574.

11. Berec%ki I. A muzeumok oktatast tamogato tevekenysege // Pedagogiai folyoiratok. 2013. 4. Avaible at: https://folyoiratok.oh.gov.hu/konyv-es-neveles/a-muzeumok-oktatast-tamogato-tevekenysege (date of access August 20, 2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE ROLE OF BUDAPEST DISASTER CENTRAL MUSEUM IN TRAINING AND EDUCATING POPULATION

HORVAT Galina

Grand Doctor in Military and Technical Sciences, Institute of Emergency Situations of Law Enforcement Sciences Department of National University of Public Service Budapest, Hungary

BERKI Imre

Grand Doctor in Historical Sciences Director of Budapest Disaster Central Museum Budapest, Hungary

Abstract: The authors of the article introduce the experience of cultural, educational work of Budapest Disaster Central Museum. The article presents forms and methods of educating population, primarily the younger generation, and the professional orientation of youth. The authors' goal is to show the role of the museum in the patriotic education of the younger generation based on the conducted analysis.

Key words: fire service, civil protection, fire training, firefighters and rescuers training, educational work, cultural and educational activities, patriotic education, professional orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.