Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ПОЖАРНОМУ ДЕЛУ В ВЕНГРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКОВ'

ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ПОЖАРНОМУ ДЕЛУ В ВЕНГРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПОЖАРНОМУ ДЕЛУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ / ОФИЦЕРСКИЕ ПОЖАРНЫЕ КУРСЫ / FIREFIGHTING TRAINING / PROFESSIONAL FIREFIGHTERS / FIRE OFFICERS'' COURSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Берки Имре, Хорватх Галина

В статье изложен опыт развития системы профессионального пожарного образования в Венгрии: деятельность Венгерской пожарной ассоциации, Будапештского добровольного пожарного общества, Центральных и Областных пожарных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF TEACHING FIREFIGHTING IN HUNGARY IN THE SECOND HALF OF XIX-TH - THE FIRST HALF OF THE XX-TH CENTURY

The article deals with the experience of the development of vocational fire-fighting education in Hungary: the activities of the Hungarian Fire Association, Budapest voluntary fire society, Central and Regional fire courses.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ПОЖАРНОМУ ДЕЛУ В ВЕНГРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКОВ»

Берки И., Хорватх Г.

ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ПОЖАРНОМУ ДЕЛУ В ВЕНГРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКОВ

В статье изложен опыт развития системы профессионального пожарного образования в Венгрии: деятельность Венгерской пожарной ассоциации, Будапештского добровольного пожарного общества, Центральных и Областных пожарных курсов.

Ключевые слова: обучение пожарному делу, профессиональные пожарные, офицерские пожарные курсы.

Berki I., Horvath G.

HISTORY OF TEACHING FIREFIGHTING IN HUNGARY IN THE SECOND HALF OF XIX-th -THE FIRST HALF OF THE XX-th CENTURY

The article deals with the experience of the development of vocational fire-fighting education in Hungary: the activities of the Hungarian Fire Association, Budapest voluntary fire society, Central and Regional fire courses.

Keywords: firefighting training, professional firefighters, fire officers' courses.

Система предупреждения и ликвидации пожаров была организована в Древнем Риме. Её основой служили воинские и добровольческие отряды. Строительство велось с учётом противопожарных правил; для борьбы с пожарами сооружались водохранилища, водопроводы, дозорные башни.

Провинция Паннония (включавшая часть территории нынешней Венгрии) входила в состав Римской империи. В ходе археологических раскопок здесь были найдены памятники, свидетельствующие о высоком уровене пожарной обороны, в том числе, многочисленные надписи на камне. А один из наиболее известных памятников - фрагменты уникального переносного водяного органа (гидрав-

лоса) - был открыт в 1931 году при раскопках пожарной части в городе Аквинку-ме, на территории современного Будапешта [1]. Этот музыкальный инструмент был приобретён на личные средства начальником пожарного отряда - Гаем Юлием Виаторином, который имел звание префекта пожарного коллегиума центонариев и одновременно являлся членом городского совета. В 228 году он передал орган в дар пожарному коллегиуму (см. рис. 1).

После падения Римской империи пожарное дело пришло в упадок; люди

Рисунок 1. Водяной орган (г. Аквинкум)

искали защиты и помощи у святых. Покровителем пожарных стал Святой Флориан [3].

«Осторожно: огонь, вода!» - это предупреждение на протяжении многих столетий служило мирным гражданам напоминанием о смертельной опасности. Уже в давние времена люди убедились в том, что противостоять стихии в одиночку невозможно. Эффективное тушение пожара требует организации, сплочения усилий, специальных знаний и практических навыков.

Предупреждение пожаров и борьба с огнём являются древнейшей формой организованной человеческой деятельности. И здесь недостаточно только личного опыта; требуются взаимодействие и взаимовыручка. Поэтому из общества выделилась обособленная, сплочённая группа - «тушители пожаров, огнебор-цы», члены которой помимо основного ремесла владели специальными знаниями, методами тушения пожаров, инструментарием. В средние века пожарным делом занимались ремесленные цехи, гильдии и студенческие пожарные отряды.

Развитие науки и техники повлекло за собой появление новых, всё более сложных инструментов и оборудования для тушения пожаров; но требовались прочные, глубокие знания и отработанные практические навыки. Простого наблюдения со стороны, использования метода «проб и ошибок» для профессиональной работы стало явно недостаточно. Необходимо было знать правила предупреждения и тушения пожаров. Из этого очевидного факта и исходило венгерское движение пожарных. В 1870-х годах началась планомерная подготовка пожарных и создание пожарных частей, сначала -на добровольных началах, затем - на профессиональной основе.

Первые командиры и преподаватели венгерского добровольческого пожарного движения постигли азы профессии за границей. Так, граф Одон Сечени в 1862 году проходил обучение в «По-

жарной бригаде» в Лондоне [4]. Фридеш Рёш, начальник первого на территории Австро-Венгерской монархии (до Первой мировой войны) Пожарного и гимнастического общества в городе Шопроне, и Вальдемар Краузе, ставший впоследствии начальником столичной пожарной охраны, прошли профессиональную подготовку на немецкой земле.

В 1870 году добровольные пожарные общества создали Венгерскую пожарную ассоциацию, которая заложила фундамент пожарного дела в стране. Именно тогда были сформулированы четыре основные цели:

- принятие закона о пожарной охране;

- унификация оборудования;

- защита интересов пожарных;

- организация пожарного обучения.

Учения, манёвры и парады привлекали большое количество зрителей; нередко из числа наблюдателей формировались добровольные пожарные дружины [5].

В 1873 году государство выделило средства будапештской добровольной пожарной охране при условии, что та займётся обучением пожарных в провинции, где стали появляться пожарные отряды. Проблема решилась следующим образом: опытные инструкторы в течение четырёх-шести недель обучали местных пожарных. Документально подтверждено 12 таких случаев.

В 1883 году Будапештское добровольное пожарное общество организовало курсы для начальников караулов. В расписании были такие основные предметы, как пожарная техника, пожаротушение и спасательные работы; вспомогательные предметы; общие дисциплины; спасение на водах.

Первые курсы подготовки пожарных офицеров были организованы в 1884 году. В 1890 году цель Центральных пожарных курсов была сформулирована следующим образом: «...любому желающему, проживающему в любом месте, если он всерьёз вознамерился заняться пожарным делом, следует обеспечить

для этого условия, причём по возможности в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами, чтобы он мог научиться всему, что требуется для пожарного дела, что позволит ему стать офицером или унтер-офицером и заложит фундамент для дальнейшего самоучения и обучения других» [6].

За период с 1890 по 1902 год Будапештское добровольное пожарное общество 11 раз организовало всевенгерские офицерские пожарные курсы, по окончании которых 337 слушателей получили офицерские и унтер-офицерские звания.

В 1903 году организация пожарных курсов полностью перешла в компетенцию Венгерской пожарной ассоциации, которая разработала регламент обучения и порядок проведения экзамена на офицерское звание.

На основании опыта первых двух выпусков регламент курсов стал более строгим. Был введён новый экзамен; в результате офицерский диплом стал цениться по достоинству. Курсы, организованные пожарными обществами комитатов (областей), приравнивались к центральным только в том случае, если их программа была утверждена Венгерской пожарной ассоциацией. Продолжительность курсов составляла 19 дней; слушатель получал только свидетельство об их окончании. Офицерское звание присваивалось после успешной сдачи экзамена. Его оценивала экзаменационная комиссия, уполномоченная Венгерской пожарной ассоциацией.

К экзамену допускались только лица, прослужившие пожарными не менее двух лет и имеющие высокую общую культуру. На центральные курсы принимали исключительно слушателей, окончивших среднюю школу; к экзамену на офицерское звание допускались те, кто имел воинское звание офицера запаса. Обучение профессиональных и добровольных пожарных велось раздельно следующим образом:

- ежегодные курсы продолжительностью в две недели в трёх-четырёх круп-

ных городах - для офицеров добровольной пожарной охраны;

- четырёхнедельные курсы пожарного надзора по подготовке профессиональных офицеров-пожарных.

Задача обучения рядовых пожарных была возложена на командиров добровольных и профессиональных пожарных отрядов. Обучение и практическая подготовка профессиональных пожарных велись в служебное время, а добровольцев - в воскресные дни после полудня.

Поворотным моментом в подготовке пожарных стал приказ министра внутренних дел от 1928 года, который содержал указания по организации и проведению центральных и территориальных курсов, требования к их регламенту [8]. Начиная с этого года, центральные курсы подготовки офицеров-пожарных и территориальные пожарные курсы функционировали согласно правилам, утверждённым в централизованном порядке. За их организацию по-прежнему отвечала Венгерская пожарная ассоциация.

Основные положения приказа:

- цель обучения: ознакомление слушателей с теорией и практикой пожарного надзора, пожаротушением, вопросами общественной безопасности, административными аспектами проблемы, пожарной техникой;

- организаторы курсов: министр внутренних дел при содействии Венгерской пожарной ассоциации, при участии представителей столицы и провинциальных центров;

- продолжительность курсов: шесть месяцев (из них месяц - в одной из провинциальных пожарных команд).

Приказ регулировал организацию и набор на курсы, правила поступления и приёма, учебный план, теоретическую и практическую подготовку. В число теоретических предметов входили: пожарная безопасность и предупреждение пожаров, средства пожаротушения, водоснабжение, пожарная тактика. Практическая часть включала физическую

подготовку, сборку пожарного оборудования, приёмы командования, тактику отражения огня, организацию спасения, обращение с пожарным оборудованием, показ новой техники. Курсантов знакомили со спецификой различных объектов (театр, передвижная фотолаборатория, фабрика пожарного оборудования, заводы, склады, водопроводные сооружения, гаражи, хранилища бензина, склады киноплёнки, станции скорой медицинской помощи), с их пожароопас-ностью и методами тушения. В заключение слушатели проходили практику в профессиональных пожарных отрядах и офицерскую практику (см. рис. 2).

При составлении учебного плана была поставлена цель: дать будущим пожарным офицерам как можно более глубокие знания. Поэтому наряду с пожарными дисциплинами на курсах обучали и другим специальным предметам. За выбор преподавателей и обеспечение учебными пособиями отвечала Венгерская пожарная ассоциация.

Размер платы за обучение и за экзамены устанавливал министр внутренних дел. Ношение формы во время занятий

являлось обязательным. Если количество пропусков (при наличии справки) превышало 10 часов теоретических или 20 -практических занятий, или в случае хотя бы одного прогула слушатель не допускался к экзамену.

Курсы завершались выпускным экзаменом, включавшим устные, письменные и практические задания. После его успешной сдачи выдавался диплом пожарного офицера.

В соответствии с приказом министра, офицеры профессиональной пожарной охраны и инспекторы пожарного надзора провинциальных центров были обязаны окончить курсы.

Окончание офицерских пожарных курсов стало обязательным условием получения офицерской или командирской должности в профессиональной пожарной охране.

Любопытная картина вырисовывается при анализе состава и образовательного уровня слушателей (см. табл.). Приведённые данные свидетельствуют, что профессию пожарного избирали выходцы из различных социальных слоёв, причём со временем - всё более

Рисунок 2. Слушатели Центральных офицерских пожарных курсов

Состав слушателей Центральных офицерских пожарных курсов в 1928-1941 годах

Выпускники I—V выпуски (1928-1935 гг.) VI—VII выпуски (1936—1940 гг.) Всего

Общее количество, из них 137 222 359

с высшим образованием 22 58 80

- юристов 6 27 33

- инженеров 6 16 22

кадровых офицеров 33 39 72

прошедших военную службу 60 82 142

образованные: заметен рост числа слушателей с высшим образованием и прошедших военную службу.

Приказом министра внутренних дел от 1929 года был определён дисциплинарный устав Центральных офицерских пожарных курсов и Областных пожарных курсов [2].

Статья Х первого венгерского Закона о пожарной охране от 1930 года постановила: в обязательном порядке создать пожарную охрану и укрепить пожарную инспекцию. Для этого требовалось постоянно повышать уровень технических, административных знаний и подготовки пожарных в целом. Авторами учебников по техническим пожарным дисциплинам стали такие признанные авторитеты, как доктор Енё Рончик и Корнель Сильваи.

Статья Х закона от 1936 года о дальнейшем укреплении пожарного надзора и приказ министра внутренних дел об исполнении закона регулировали подготовку пожарных. С 1928 по 1941 год 250 слушателям, успешно окончившим центральные курсы, присвоили офицерское звание. Подготовка на местах, в провинции, велась по центральному образцу.

По данным на середину 1944 года, в 52 венгерских городах служило 157 пожарных офицеров. Число пожарных, унтер-офицеров и младших унтер-офицеров

составило 1 793 человека. Один офицер приходился приблизительно на 11 пожарных.

К середине 1944 года из-за военных действий пожарная охрана распалась. Многие пожарные погибли, были ранены, стали инвалидами или попали в плен. Значительная часть оборудования была уничтожена или вывезена из страны. В результате противопожарная оборона в стране оказалась на низком уровне и требовала скорейшего восстановления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Szentmartonyi Szabo Géza (2010): Az aquin-cumi viziorgona - Budapest: Mûvészetek Palotaja Kft, рр.18.

2. Архив Центрального музея пожарной охраны и защиты от катастроф Венгрии.

3. Dr. Vàry Lâszloné (1994): Szent Florian a tüzoltök védôszentje - Budapest: BM TOP, рр. 7.

4. Minarovics Jânos (1994): 150 éve sailetett Graf Sœcsenyi Ödön - Budapest: Bm Tüz - és Polgari Védelmi Intézet, рр. 4-7.

5. ^ss Jânos (1912): Magyarorsaig tüzren-dészeti igazgatasa s annak fejlôdési iranyzatai - Eger: Egri Nyomda, рр. 5-12.

6. Gati Istvân (szerk.) (1998): A tûzolto tépzés és a tüzolto tisztképai iskola tôrténete - Budapest: BM TOP TKI, рр. 5-7.

7. Parädi Äkos (2008): A magyar rendvé delem civil szervezôdései 1867-1945. Rendvédelem-tôrténeti Füzetek (Acta Historiae Preasidii Ordinis) 2008, HU ISSN 1216-6774, XV. évf. 18. sz. pp. 64-67.

8. Kertes Ferenc (szerk.) (2008): Az intézményi tûzoltotépzés hat évtizede - Budapest: KOK, pp. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.