Научная статья на тему 'ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ-ПОЖАРНЫХ'

ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ-ПОЖАРНЫХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПОЖАРНЫХ-СПАСАТЕЛЕЙ / ПОЖАРНЫЕ КУРСЫ / ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ШКОЛА СЕРЖАНТСКОГО СОСТАВА / УЧЕБНЫЙ ОТРЯД / ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / КОМАНДНО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ / УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ / PREPARATION OF FIREFIGHTERS-RESCUERS / FIRE COURSES / FIRE AND TECHNICAL SCHOOL / SCHOOL OF SERGEANTS / TRAINING DETACHMENT / FIRE TECHNICAL SCHOOL / INSTITUTE FOR COMMAND ENGINEERS / UNIVERSITY OF CIVIL PROTECTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полевода Иван Иванович, Садовский Андрей Ярославович, Голякова Ирина Викторовна, Богданович Алексей Борисович, Карпиевич Виктор Александрович

Статья посвящена историческим аспектам становления и развития пожарно-технического образования в Республике Беларусь. В данной публикации обозначены основные этапы развития пожарно-технического образования на территории Беларуси, раскрыты некоторые характерные особенности отдельных из них. Заявленная проблематика рассматривается с опорой на системный, историко-генетический и сравнительный подходы. Проведено комплексное исследование репрезентативных источников по проблеме развития пожарно-технического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Полевода Иван Иванович, Садовский Андрей Ярославович, Голякова Ирина Викторовна, Богданович Алексей Борисович, Карпиевич Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Milestones of the national school of rescuers firefighters training

Purpose. To analyze the stages of the creation of a national school for the training of firefighters in the BSSR and the Republic of Belarus. Methods. The system approach, methods of analysis and generalization are applied. Findings. A systematic presentation of the stages of formation and development of training of firefighters in the BSSR and the Republic of Belarus is given. Application field of research. The materials presented in the article will be applied in the teaching of relevant disciplines of the humanitarian block. Conclusions. The creation of a national school for the training of firefighters was one of the most important stages in the creation of the National Safety System of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ-ПОЖАРНЫХ»

УДК 947.6:614.84

ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОДГОТОВКИ

СПАСАТЕЛЕЙ-ПОЖАРНЫХ

Полевода И.И., Садовский А.Я., Голякова И.В., Богданович А.Б., Карпиевич В.А., Сергеев В.Н.

Статья посвящена историческим аспектам становления и развития пожарно-технического образования в Республике Беларусь. В данной публикации обозначены основные этапы развития пожарно-технического образования на территории Беларуси, раскрыты некоторые характерные особенности отдельных из них. Заявленная проблематика рассматривается с опорой на системный, историко-генетический и сравнительный подходы. Проведено комплексное исследование репрезентативных источников по проблеме развития пожарно-технического образования.

Ключевые слова: подготовка пожарных-спасателей, пожарные курсы, пожарно-техническая школа, школа сержантского состава, учебный отряд, пожарно-техническое училище, командно-инженерный институт, университет гражданской защиты.

(Поступила в редакцию 25 июля 2018 г.)

После Октябрьской революции и подписания декрета Совета Народных Комиссаров 17 апреля 1918 г. «Об организации государственных мер борьбы с огнем» остро встал вопрос о подготовке и на территории нынешней Беларуси специалистов в области пожарной охраны. С 27 февраля по 1 марта 1919 г. проходил Первый съезд пожарных деятелей Минской губернии, на котором в числе других был рассмотрен вопрос об организации технической школы для подготовки пожарных [1, с. 93]. Об обучении пожарных говорилось и на Первой Всебелорусской пожарной конференции в сентябре 1924 г. в г. Минске. В 1927 г. создано новое структурное подразделение Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) - Пожарная инспекция. Задачи, которые стояли перед подразделениями пожарной инспекции, требовали от работников соответствующей подготовки. Тем более, что в 1920-е годы сам характер развития народного хозяйства вынуждал принимать безотлагательные меры по наращиванию профессионального потенциала специалистов по борьбе с огнем. Прошедших подготовку в г. Москве и г. Ленинграде не хватало [2, с. 40].

Системная работа по обучению кадров была организована в достаточно сжатые сроки и на протяжении последующих десятилетий постоянно совершенствовалась в соответствии с меняющимися требованиями к специалистам пожарного профиля.

Следует остановиться на основных вехах развития пожарного образования на территории Беларуси, обозначив характерные особенности некоторых из них.

Всебелорусские пожарные курсы (1929-1933). 30 октября 1929 г. было принято решение о создании Всебелорусских пожарных курсов, которые подготавливали специалистов со сроком обучения 4 месяца [13, л. 288]. Численность первоначального набора слушателей составила 40 человек [13, л. 290]. При этом изначально курсы задумывались как разовые. Согласно положению, после выпуска слушателей курсы ликвидировались и все их имущество переходило в распоряжение НКВД [2, с. 41].

Учебный план включал изучение общеобразовательных и специальных дисциплин (оборудование пожарных организаций, пожарная тактика, противопожарные мероприятия, огнестойкое строительство, первая медицинская помощь, организация пожарной охраны в СССР, страховое дело и др.) [13, л. 293-295]. Одним из первых преподавателей этих курсов был Алексей Захарович Козаченко - начальник пожарной охраны г. Минска [13, л. 291]. Выпускники курсов получали свидетельства, которые позволяли им занимать определенные должности в пожарной охране [13, л. 292].

Пожарно-техническая школа (1933-1945). 27 сентября 1933 г. на базе 2-й пожарной команды г. Минска, по улице Аранская, 1 , была открыта Пожарно-техническая школа по подготовке командного состава пожарной охраны со сроком обучения один год. Численность переменного состава составляла 30 человек. Начальником школы был назначен А.З. Козаченко [6, с. 301]. Учебное заведение готовило командный состав для пожарной охраны.

Дальнейшее развитие учреждения было связано с расширением спектра задач, стоящих перед ведомством. В соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров

СССР от 17 марта 1935 г. на НКВД и его местные органы возлагались: государственный надзор за противопожарной охраной на территории БССР, надзор за состоянием всех частей ведомственной пожарной охраны и оперативное руководство добровольными организациями пожарной охраны, а также непосредственное руководство всеми частями городской пожарной охраны и частями военизированной пожарной охраны.

Согласно данному Постановлению, действующая Белорусская одногодичная пожар-но-техническая школа, которая находилась в непосредственном подчинении НКВД БССР -отдела пожарной охраны (ОПО), с осени 1935 года была трансформирована в двухгодичную. Численность переменного состава увеличилась до 80 человек. Ставился вопрос об использовании данной школы для переподготовки и повышения квалификации младшего и среднего начальствующего состава как профессиональной, так и ведомственной пожарной охраны БССР [2, с. 42].

До начала Великой Отечественной войны в учебном заведении состоялось 7 выпусков. Профессиональную подготовку прошли 212 человек [3, с. 103]. В 1941 г. очередной выпуск не состоялся в связи с трагическими событиями - началом войны.

При подходе немецко-фашистских войск к г. Минску со всей пожарной техникой отступала и 7-я пожарно-техническая команда, которую в то время возглавлял Андрей Данилович Алешкевич - первый выпускник Пожарно-технической школы. Из выпускников и работников школы в г. Москве был сформирован сводный белорусский отряд пожарной охраны, в рядах которого доблестно сражались: Е.С. Алейников, М.С. Грищенко, М.И. Плешанова, Л.К. Врублевская, В.И. Езерский, С.А. Рунец, Н.П. Логовик и многие другие.

В августе 1941 г. немецкая авиация совершила самые массированные налеты на г. Москву, белорусские пожарные в эти суровые дни встали на ее защиту от огненной стихии. 49-й день войны (9 августа 1941 г.) стал для пожарных самым трудным. В этот день Е.С. Алейников самоотверженно проявил себя при тушении сложных пожаров, за что был удостоен благодарности руководства пожарной охраны г. Москвы.

Подготовка младшего начальствующего состава пожарной охраны для БССР, Смоленской и Калининградской областей РСФСР возобновилась после освобождения г. Минска. Комплектование школы осуществлял майор А.З. Козаченко, занимавший тогда должность начальника Управления пожарной охраны НКВД БССР (УПО). Приказом НКВД БССР от 21 сентября 1944 г. № 0792 начальником школы был назначен старший техник-лейтенант А.Д. Алешкевич. Уже в следующем году была проведена очередная реорганизация Пожарно-технической школы.

Школа сержантского состава военизированной пожарной охраны НКВД/МВД БССР (1945-1948). В документах национального архива Республики Беларусь хранятся материалы, в которых приводится принцип подготовки работников для пожарной охраны: «Кадры пожарной охраны БССР формировались по двум основным каналам. Первый канал -это широкое развертывание подготовки пожарных специалистов из рабочих и крестьян в специальных средних учебных заведениях. Второй канал - это выдвижение практиков. Практики не имели специального образования, но обладали хорошими организаторскими способностями и в последствии направлялись для прохождения подготовки в пожарных школах» [14, л. 113].

Тем не менее одной из серьезных проблем данного периода был кадровый голод. Так, первые послевоенные пожарные части были укомплектованы женщинами и демобилизованными фронтовиками. Это было оправданно, т. к. огромные людские резервы были задействованы на фронте. Например, в Гомельском гарнизоне женщины составляли 80 % личного состава. Уже летом 1945 г., после возвращения фронтовиков, значительная часть мужчин была направлена для прохождения службы в подразделения пожарной охраны [7, с. 362].

В 1946 г. срок обучения был продлен до одиннадцати месяцев, а количество переменного состава увеличено до 100 человек. Школа была подчинена ОПО НКВД Минской области. На вооружении команды школы находилась одна автоцистерна ПМЗ-2 и два автонасоса ПМЗ-1.

В период с 1944 по 1948 г. Школой сержантского состава военизированной пожарной охраны НКВД/МВД БССР подготовлены 295 человек на должности командиров отделений.

Учебный отряд военизированной пожарной охраны МВД БССР (1948-1974). Школа сержантского состава военизированной пожарной охраны НКВД/МВД БССР в 1948 г. была

переименована в Учебный отряд ВПО МВД БССР. В это же время начальником Учебного отряда назначен старший техник-лейтенант А.Н. Шахворостов. Штатная численность командно-преподавательского состава и персонала составляла 82 человека.

Несмотря на активную работу МВД и правительства БССР по принятию нормативных правовых актов в области организации противопожарной защиты (за 10 лет было принято более десятка правительственных постановлений, еще больше актов приняли министерства и ведомства), должного эффекта они не давали. С позиции исследователей, основная причина заключалась в слабом ресурсном обеспечении принимаемых решений [8], в т. ч. значительной степени недоукомплектованности пожарных подразделений [17].

Подобная ситуация не могла не коснуться и деятельности Учебного отряда, переменный состав которого включался в части по охране городов и объектов [17, л. 15].

В целом же особенности функционирования Учебного отряда ВПО МВД БССР в конце 1940-х гг. можно проиллюстрировать при помощи результатов проверки сержантских школ и учебных отрядов в 1949 г. Согласно докладной записке Главного управления пожарной охраны МВД СССР от 28 апреля 1949 г. (о проверке подготовки кадров в учебном отряде ВПО), уровень работы был признан удовлетворительным: «.. .политико-моральное состояние личного состава нормальное, в школе поддерживается необходимый воинский порядок и дисциплина. Общий уровень преподавания большинства преподавателей удовлетворительный, проведена большая работа по оборудованию кабинетов технического вооружения и профилактики, оборудован пожарно-спортивный городок, двор озеленен и содержится образцово» [18, л. 1]. К недостаткам (судя по документу, весьма распространенным в ведомственных учреждениях) были отнесены:

- проблемы в организации управления: двойное подчинение (УПО и ОПО) [18, л. 2];

- недоработки в идейно-политическом обеспечении процесса: «В практике работы парторганизации недостаточно обсуждались вопросы о ведущей роли коммунистов-руководителей учебной деятельностью отряда, партийные собрания и заседания партбюро достаточно не подготовлялись, критика и самокритика развернуты недостаточно.... Вопросы повышения идейного уровня преподавания ни в практике методической работы, ни в системе партийной деятельности не разрабатывались и не обсуждались.» [18, л. 2];

- проблемы планирования учебного процесса, например, несоответствия планов преподавателей на месяц действительности из-за составления расписания занятий на неделю [18, л. 3];

- отсутствие профотбора преподавательского состава и иных работников, а также контроля за их деятельностью (в виде утверждения конспекта занятий и их посещения руководством, вследствие чего периодически допускались «.элементы аполитичности» и т. д.) [18, л. 3].

В результате предлагалось принять целую систему мер, включающую как меры по исправлению «системных ошибок» (т. е. выявленных во многих ведомственных учреждениях образования), так и специфических.

По первому направлению, в частности, предлагалось изменить стиль руководства отрядом, поставив его деятельность под прямой контроль различных отделов УПО, в т. ч. подразумевающий переход «.к систематическим всесторонним и отраслевым проверкам деятельности отряда: один раз в квартал комплексно проверять всю работу отряда, наряду с этим практикуя широкое проведение проверок преподавания отдельных дисциплин и деятельности отряда по отдельным вопросам.» [18, л. 4]; улучшить работу парторганизации отряда; «ввести в практику работы парторганизации обсуждение вопросов о ведущей роли коммунистов в деле обучения и воспитания курсантов. Улучшить подготовку партсобраний и заседаний партбюро. Шире развернуть критику и самокритику. Повысить идейный уровень преподавания. поставить в центре внимания политотдела УПО, а также методической работы школы» [18, л. 5]; усилить контроль за работой преподавателей (в т. ч. в смысле идейного наполнения занятий); решить вопросы планирования.

По второму направлению предписывалось за счет резерва времени ввести преподавание белорусского языка (60 часов); «в процессе обучения знакомить курсантов с лучшими писателями Белоруссии.», оборудовать кабинет тактики с учетом контингента слушателей - моделировать не полигон (макеты домиков), а схемы распространение огня. в строениях различных типов, создать макеты с конструктивными особенностями зданий [18, л. 6].

Помимо указанных мер Директива начальника ГУПО МВД СССР генерал-майора П.М. Богданова по результатам всесоюзной проверки предписывала: «.установить жесткий

контроль за работой преподавателей. Потребовать от начальников школ (отрядов) и их заместителей ежедневного посещения занятий и проведения глубокого анализа содержания и методики проведения занятий... ввести... проверку методики и содержания преподавания общеобразовательных дисциплин с помощью районных и городских отделов народного образования... (т. е. увязать общеобразовательные дисциплины со специальными, а те - с реальными условиями работы - прим. авт.) ... обеспечить курсантский состав постоянным медицинским обслуживанием и санитарным надзором» [18, л. 25, 28, 30]. Реализация указанных мер была взята под личный контроль: «Требую от начальников УПО обеспечить в сержантских школах (учебных отрядах) пожарной охраны МВД образцовый порядок во всех отношениях. Пока этого не будет достигнуто, начальникам УПО лично разрабатывать и осуществлять мероприятия по упорядочению положения в школах (учебных отрядах)» [18, л. 30].

Помимо упорядочивания деятельности Учебного отряда значительное внимание уделялось практической направленности образовательного процесса. Так, в 1950-е годы, например, комплексная учебная практика переменного состава по пожаротушению и службе включала в себя: в должности бойца - 10-12 дежурств каждым номером боевого расчета, командиром отделения - 8 дежурств (командное отделение) и по два дежурства в проф-отделении и помощником дежурного офицера. По службе на объекте курсанты командного отделения проходили практику в 9 отдельных военизированных пожарных командах при автозаводе. В роли постового и дозорного - по 20 дежурств, помощника инструктора по профилактике - 4 дежурства [19, л. 6-7].

С марта 1965 г. на базе Учебного отряда организована переподготовка 100 человек офицерского и сержантского состава, приписанного к спецформированиям пожарной охраны МВД БССР на случай военного времени [6, с. 305].

Разумеется, в учебном заведении уделялось внимание не только образовательному процессу, но и организации воспитательной и культурно-массовой работы. В 1950 г. на базе спортивного городка Учебного отряда были проведены первые республиканские соревнования по пожарно-прикладному спорту.

Школа подготовки младшего и среднего начальствующего состава пожарной охраны МВД БССР (1974-1984) была учреждена приказом МВД БССР от 16 декабря 1974 г. В связи с большим потоком обучающихся старое помещение, расположенное на улице Аран-ской, уже не могло вместить необходимое количество людей. Поэтому 3 июня 1976 г. Минским горисполкомом было принято решение о строительстве нового здания Школы в районе Минского автозавода и кольцевой дороги (было завершено к 24 февраля 1981 г.). На должность начальника Школы подготовки младшего и среднего начальствующего состава пожарной охраны МВД БССР в январе 1981 г. был назначен подполковник внутренней службы Б.Л. Кулаковский.

Учебный центр пожарной охраны МВД БССР (1984-1992). В июле 1984 г. на должность начальника Учебного центра пожарной охраны МВД БССР назначен подполковник внутренней службы В.К. Воробьев, ранее работавший начальником отдела пожарной техники и средств связи УПО МВД БССР. Наличие развитой учебно-материальной базы, высокий уровень преподавания дисциплин, умелая воспитательная работа позволили Учебному центру пожарной охраны МВД БССР стать одним из лучших в Советском Союзе, в связи с чем его неоднократно посещали руководители МВД СССР, на его базе организовывались многочисленные семинары-совещания в масштабах республики и страны в целом. Начиная с 1987 г. командно-преподавательский состав по инициативе и при непосредственном участии начальника Главного управления военизированной пожарной службы (ГУВПС) полковника внутренней службы В.П. Астапова и под научным руководством доктора философских наук В.И. Козлачкова провел научно-исследовательскую работу по изучению проблем и методов совершенствования подготовки специалистов пожарного дела. В результате был разработан и внедрен в учебный процесс метод комплексной подготовки пожарно-профилактических работников. Это послужило стимулом для направления в г. Минск на обучение специалистов из разных республик Советского Союза. Достижения командно-преподавательского состава в подготовке высококвалифицированных специалистов были по достоинству оценены руководством МВД СССР. В марте 1988 г. за успехи в предупреждении и тушении пожаров Учебный центр пожарной охраны МВД БССР награжден Почетной Грамотой МВД СССР [10, с. 33].

Высшее пожарно-техническое училище МВД Республики Беларусь (1992-2000). Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 1992 г. № 153,

Учебный центр пожарной охраны МВД БССР был преобразован в Высшее пожарно-техническое училище МВД Республики Беларусь (ВПТУ), что стало важнейшим этапом в его развитии. Возглавил ВПТУ полковник внутренней службы В.К. Воробьев. В задачи училища входило осуществление подготовки специалистов высшей квалификации по специальности «Пожарная техника и безопасность» для подразделений военизированной пожарной службы Республики Беларусь. ВПТУ вошло в систему национального образования страны как самостоятельное специализированное учебно-научное заведение. Первый выпуск офицеров пожарной службы состоялся в декабре 1995 г.

Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь (2000-2016). Приказом Министра по чрезвычайным ситуациям в марте 2000 г. ВПТУ было реорганизовано в Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь (КИИ). На протяжении последующих шестнадцати лет КИИ возглавляли: полковник внутренней службы В.К. Воробьев, полковник внутренней службы Г.Ф. Ласута и полковник внутренней службы И.И. Полевода. В 2000 г. в институте открыта адъюнктура и командный факультет, а через пять лет организована магистратура и учрежден научный журнал «Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь». В 2006 г. создан специализированный совет по защите диссертаций. В 2012 г. КИИ прошел аккредитацию как научное учреждение. В 2016 г. открыта докторантура. Активно осуществляется международное сотрудничество. С 2009 г. КИИ является полноправным членом Европейской ассоциации, объединяющей учебные заведения пожарно-спасательного профиля (EFSCA). За достижения в области развития пожарного образования коллектив учреждения образования в 2015 г. награжден Золотой медалью EFSCA. Партнерские отношения соединили КИИ и Академию Государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Кокшетауский технический институт КЧС МВД Республики Казахстан, Академию пожарной безопасности имени Героев Чернобыля МЧС Украины, Академию МВД Республики Таджикистан, Центральную школу Государственной пожарной службы Республики Польша и другие учреждения образования. Динамичное развитие получила и материально-техническая база КИИ: осуществлено строительство общежития на 515 мест, реконструирован фасад зданий и проведено благоустройство территорий института, учебной пожарной аварийно-спасательной части, осуществлен ввод в эксплуатацию модернизированных плоскостных спортивных сооружений, создан информационно-библиотечный центр.

За обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов, высокие показатели в педагогической и научно-исследовательской деятельности КИИ награжден Почетными грамотами Совета Министров и Национального Собрания Республики Беларусь, а в 2015 г. - Премией Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.

Университет гражданской защиты МЧС Беларуси (2016 - по настоящее время). Указом Президента Республики Беларусь от 19 августа 2016 г. № 313 образовано Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» (Университет) путем реорганизации Командно-инженерного института и присоединения к нему Гомельского инженерного института и Института переподготовки и повышения квалификации. Университет - учреждение высшего образования, осуществляющее широкий спектр услуг в сфере пожарной и промышленной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. Сегодня Университет - активное образовательное звено защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивающее реализацию программ подготовки кадров с учетом интересов различных министерств и ведомств страны. В Университете реализована полноценная многоступенчатая система подготовки специалистов, ориентированная на запросы отечественных и зарубежных заказчиков образовательных услуг. В Университете на 7 факультетах (19 кафедрах) по 14 специальностям ежегодно обучаются около 2000 человек, повышение квалификации проходят более 15 000 человек. Университет обладает высоким научным потенциалом, имеет современную научно-исследовательскую базу, новейшее экспериментальное оборудование, что позволяет качественно выполнять научные исследования и разработки. По приоритетным направлениям развития науки в области защиты от чрезвычайных ситуаций функционируют признанные в мире научные школы. Активно развиваются научные направления в области гражданской защиты, психологической помощи в чрезвычайных ситуациях, культуры безопасности жизнедеятельности, профессионально-языковой коммуникации. Университет принимает участие в ряде проектов Европейской Комиссии в области трансграничного сотрудничества, программе академической

мобильности «Эразмус+», программе обмена экспертами и в ряде других программ международной технической помощи. Осуществляется сотрудничество в сфере разработки современных технологий общественной безопасности, просвещения и обучения с Институтом общественной безопасности Университета Цинхуа (КНР), компанией Beijing global safety technology (GSafety) (КНР), Техническим университетом (г. Острава, Чехия) и другими учреждениями образования ближнего и дальнего зарубежья.

Стратегическая цель Университета - максимальное использование научно-образовательного, инновационного и кадрового потенциала, базирующегося на лучшем отечественном и мировом опыте, ориентированного на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных эффективно организовать деятельность в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной и промышленной безопасности, гражданской обороны. Основной принцип и идея деятельности Университета нашли отражение в девизе -«Эффективное образование через традиции качества и динамику инноваций».

Благодаря самоотверженному труду, личному мужеству, энергии и инициативе многих поколений постоянного и переменного состава нашего учреждения образования проходило становление и развитие национальной школы подготовки спасателей-пожарных Беларуси - ныне Университета гражданской защиты МЧС Беларуси.

ЛИТЕРАТУРА

1. Страницы истории пожарной службы Беларуси / авт.-сост. А.В. Тетерник, В.И. Яковчук; под ред. В.А. Ващенко [и др.]. - Минск: Тэхналопя, 2014. - 191 с.

2. Карпиевич, В.А. Организация подготовки специалистов для пожарной службы Беларуси в 20-е -40-е годы XX века / В.А. Карпиевич // Спагасьбгг: пстарычны зборшк. - 2011. - № 1. -С.40-43.

3. Маковчик, А.В. Историография проблемы подготовки кадров для пожарно-спасательной службы Беларуси в 20-30-е годы XX в. / А.В. Маковчик // Вышэйшая школа: навукова-метадычны i публщыстычны часотс. - 2017. - № 3. - С. 57-60.

4. Яковчук, В.И. Основные этапы исторических исследований развития пожарной службы Беларуси / В.И. Яковчук // Проблемы методологии исследований истории Беларуси: материалы Меж-дунар. науч. конф., Минск, 26-27 октября 2006 г. / редкол.: А.А. Коваленя (отв. редактор) [и др.]. - Минск: Бел. наука, 2008. - С. 220-222.

5. Яковчук, В.И. Историография формирования системы пожарной безопасности Белорусской ССР / В.И. Яковчук // Гiстарыяграфiя псторьп Беларус^ новай i навейшай псторьп краш Еуро-пы i ЗША / рэдкал.: В. А. Пшецю (адказны рэдактар) [i шш.]. Ч. 2: Гiстарыяграфiя новай i навейшай псторып краш Еуропы i ЗША: даследаванш, праблемы, пошую. - Минск: БГПУ, 2008. -С.54-55.

6. Яковчук, В.И. Пожарная служба Беларуси: история развития: монография / В.И. Яковчук / науч. ред. Н.М. Забавский. - Минск: БГПУ, 2005. - 419 с.

7. Яковчук, В.И. Восстановление пожарной охраны Белорусской ССР (1944-1946 гг.) / В.И. Яковчук // Великая Отечественная война в исторической судьбе белорусского народа: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, Гродно, 4-5 мая 2010 г. / редкол.: А. А. Коваленя (председатель) [и др.]. - Минск: Бел. наука, 2012. - С. 361-365.

8. Яковчук, В.И. Деятельность управления пожарной охраны МВД БССР по предупреждению пожаров в сельской местности (1955-1977 гг.) / В.И. Яковчук // Милиции Беларуси 90 лет: история и современность: материалы науч.-практ. конф., Минск, 27 февраля 2007 г. / редкол.: К.И. Барвинок (отв. редактор), А.Ф. Вишневский, В.А. Кучинский. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007. - С. 165-171.

9. Яковчук, В.И. История развития системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь: монография / В. И. Яковчук. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2015. - 259 с.

10. Командно-инженерный институт. Страницы истории / И.И. Полевода [и др.]. - Минск: КИИ, 2013. - 152 с.

11. Дробыш, Н. Вехи истории: от курсов до института / Н. Дробыш // Служба спасения 01. - 2013. -№ 1. - С. 10-18.

12. Садовский, И. Пожарная охрана Минска: от строительства частей до создания КИИ / И. Садовский // Служба спасения 01. - 2013. - № 1. - С. 52-53.

13. Нацыянальны архiу Рэспублш Беларусь (НАРБ). - Ф. 7. - Оп. 1. Ед. хр. 772.

14. Нацыянальны

15. Нацыянальны

16. Нацыянальны

17. Нацыянальны

18. Нацыянальны

19. Нацыянальны

арх^ Рэспублш арх^ Рэспублiкi архiy Рэспублiкi архiy Рэспублш архiy Рэспублiкi архiy Рэспублiкi

Беларусь Беларусь Беларусь Беларусь Беларусь Беларусь

(НАРБ) (НАРБ) (НАРБ) (НАРБ) (НАРБ) (НАРБ)

- Ф. 1139. - Оп. 1. Ед. хр. 49.

- Ф. 1109. - Оп. 1. Ед. хр. 1-5

- Ф. 1109. - Оп. 2. Ед. хр. 3.

- Ф. 1139. - Оп. 2. Ед. хр. 31.

- Ф. 1109. - Оп. 2. Ед. хр. 1.

- Ф. 1109. - Оп. 2. Ед. хр. 4.

MILESTONES OF THE NATIONAL SCHOOL OF RESCUERS FIREFIGHTERS TRAINING

Ivan Polevoda, PhD in Technical Sciences, Associate Professor Andrey Sadovsky

Irina Golyakova, PhD in Law Sciences, Associate Professor Alexey Bogdanovich, PhD in Historical Sciences, Associate Professor Victor Karpievich, PhD in Historical Sciences, Associate Professor Vsevolod Sergeev, PhD in Historical Sciences, Associate Professor

State Educational Establishment «University of Civil Protection

of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus», Minsk, Belarus

Purpose. To analyze the stages of the creation of a national school for the training of firefighters in the BSSR and the Republic of Belarus.

Methods. The system approach, methods of analysis and generalization are applied.

Findings. A systematic presentation of the stages of formation and development of training of firefighters in the BSSR and the Republic of Belarus is given.

Application field of research. The materials presented in the article will be applied in the teaching of relevant disciplines of the humanitarian block.

Conclusions. The creation of a national school for the training of firefighters was one of the most important stages in the creation of the National Safety System of the Republic of Belarus.

Keywords: preparation of firefighters-rescuers, fire courses, fire and technical school, school of sergeants, training detachment, fire technical school, institute for command engineers, university of civil protection.

(The date of submitting: July 25, 2018) REFERENCES

1. Teternik A.V., Yakovchuk V.I. Stranitsy istorii pozharnoy sluzhby Belarusi [Pages of the History of the Fire Service of Belarus]. Ed. V.A. Vashchenko et al. Minsk: Tekhnalogiya, 2014. 191 p.

2. Karpievich V.A. Organizatsiya podgotovki spetsialistov dlya pozharnoy sluzhby Belarusi v 20-e - 40-e gody XX veka [Organization of training of specialists for the fire service of Belarus in the 20s - 40s of the XX century]. Spagas'bit: gistarychny zbornik. 2011. No. 1. Pp. 40-43.

3. Makovchik A.V. Istoriografiya problemy podgotovki kadrov dlya pozharno-spasatel'noy sluzhby Belarusi v 20-30-e gody XX v. [Historiography of the problem of training personnel for the fire-rescue service of Belarus in the 20-30s of the XX century]. Vysheyshaya shkola: navukova-metadychny i publit-systychny chasopis. 2017. No. 3. Pp. 57-60.

4. Yakovchuk V.I. Osnovnye etapy istoricheskikh issledovaniy razvitiya pozharnoy sluzhby Belarusi [The main stages of historical research of the development of the fire service of Belarus]. Proc. Intern. Scientific Conf. «Problemy metodologii issledovaniy istorii Belarusi» Minsk, October 26-27, 2006. Ed.: A.A. Kovalenya et al. Minsk: Belorusskaya nauka, 2008. Pp. 220-222.

5. Yakovchuk V.I. Istoriografiya formirovaniya sistemy pozharnoy bezopasnosti Belorusskoy SSR [Historiography of the formation of the fire safety system of the Byelorussian SSR]. Gistaryyagrafiya gistoryi Belarusi, novay i naveyshay gistoryi krain Europy i ZShA. Ed.: V.A. Piletski et al. Part 2: Gistaryyagrafiya novay i naveyshay gistoryi krain Europy i ZShA: dasledavanni, prablemy, poshuki. Minsk: BGPU, 2008. Pp. 54-55.

6. Yakovchuk V.I. Pozharnaya sluzhba Belarusi: istoriya razvitiya [Fire service of Belarus: history of development]: monograph. Sci. ed. N.M. Zabavskiy. Minsk: BGPU, 2005. 419 p.

7. Yakovchuk, V.I. Vosstanovlenie pozharnoy okhrany Belorusskoy SSR (1944-1946 gg.) [Restoration of the fire protection of the Byelorussian SSR (1944-1946)]. Proc. Intern. Scientific-practical Conf. «Velikaya Otechestvennaya voyna v istoricheskoy sud'be belorusskogo naroda, posvyashchennoy 65-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne», Grodno, May 4-5, 2010. Ed.: A.A. Kovalenya et al. Minsk: Belorusskaya nauka, 2012. Pp. 361-365.

8. Yakovchuk V.I. Deyatel'nost' upravleniya pozharnoy okhrany MVD BSSR po preduprezhdeniyu pozha-rov v sel'skoy mestnosti (1955-1977 gg.) [Activity of the fire department of the Ministry of Internal Affairs of the BSSR for the prevention of fires in rural areas (1955-1977)]. Proc. Intern. Scientific-practical Conf. «Militsii Belarusi 90 let: istoriya i sovremennost'», Minsk, February 27, 2007. Ed.: K.I. Barvinok, A.F. Vishnevskiy, V.A. Kuchinskiy. Minsk: Akademiya MVD Respubliki Belarus', 2007. Pp. 165-171.

9. Yakovchuk V.I. Istoriya razvitiya sistemy preduprezhdeniya i likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy v Respublike Belarus' [History of the development of the system of prevention and elimination of emergency situations in the Republic of Belarus]: monograph. Minsk: Akademiya upravleniya pri Pre-zidente Respubliki Belarus', 2015. 259 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Polevoda I.I. et al. Komandno-inzhenernyy institut. Stranitsy istorii [Command-Engineering Institute. Pages of history]. Minsk: KII, 2013. 152 p.

11. Drobysh N. Vekhi istorii: ot kursov do instituta [Milestones of history: from courses to the institute]. Sluzhba spaseniya 01. 2013. No. 1. Pp. 10-18.

12. Sadovskiy I. Pozharnaya okhrana Minska: ot stroitel'stva chastey do sozdaniya KII [Fire protection of Minsk: from the construction of parts to the creation of the ICE]. Sluzhba spaseniya 01. 2013. No. 1. Pp.52-53.

13. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). F. 7. Op. 1. Storage unit 772.

14. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). F. 1139. Op. 1. Storage unit 49.

15. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). F. 1109. Op. 1. Storage unit 1-5.

16. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). F. 1109. Op. 2. Storage unit 3.

17. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). F. 1139. Op. 2. Storage unit 31.

18. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). F. 1109. Op. 2. Storage unit 1.

19. The National Archives of the Republic of Belarus (NARB). F. 1109. Op. 2. Storage unit 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.