Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА / FIRE PROTECTION / ПОЖАР / FIRE / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / AGRICULTURAL ORGANIZATIONS / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BASES OF LIFE SAFETY ACTIVITY / ПРОПАГАНДА ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / PROPAGANDA OF FIRE SAFETY RULES / FIRE PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарасеко Елена Григорьевна

Проведен анализ современных технологий обучения студентов в высших учебных заведениях Республики Беларусь и стран СНГ, приведены примеры использования отдельных методов обучения курсантов и населения в высшем учебном заведении технического профиля, затронут вопрос создания добровольных пожарных формирований в сельской местности. По результатам обзорно-аналитического анализа конкретизированы причины возникновения пожаров в сельской местности и предложен ряд мероприятий образовательного характера, позволяющих будущим сотрудникам МЧС грамотно принимать профессиональные решения в плане противопожарной защиты населения и вырабатывать в себе психоэмоциональную устойчивость в условиях работы на пожаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сарасеко Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of fire safety skills among students and rural population

Purpose. The objective of the research is the development knowledge, competence and skills of the rural community as well as the future personnel of the Ministry of emergency situations in the field of protection against natural and man-made disasters (fire). Methods. Survey and analysis of modern technologies in professional and public training in higher education establishments in the Republic of Belarus and CIS. Findings. Successful formation of the professional activity of specialists and voluntary fire services is possible under the following conditions: implementation of modern teaching technology rules into the training process taking into consideration the psychological and pedagogical aspects of the Ministry of emergency situations; implementation of acmeological approach; humanization of fire safety; integrative approach to engineering education using various teaching techniques; practice-centered approach to training with the use of socio-psychological methods. Application field of the research. Survey and analysis method of research in modern teaching technologies can be used to develop scientifically based recommendations and socio-psychological practical courses for population and students aimed at the decrease of the probability of fires in rural areas and in industry and the development of orienting thinking in the above-mentioned categories of people. Conclusions. The problem of creation of voluntary firefighting units in the rural areas of the Republic of Belarus draws attention to the improvement of legal base in this field. It is possible to develop knowledge, competence and skills of students and population in the field of fire safety only in course of active command-and staff, special tactic and overall trainings.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ»

УДК 614.8.014

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ И НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Сарасеко Е.Г.

Проведен анализ современных технологий обучения студентов в высших учебных заведениях Республики Беларусь и стран СНГ, приведены примеры использования отдельных методов обучения курсантов и населения в высшем учебном заведении технического профиля, затронут вопрос создания добровольных пожарных формирований в сельской местности. По результатам обзорно-аналитического анализа конкретизированы причины возникновения пожаров в сельской местности и предложен ряд мероприятий образовательного характера, позволяющих будущим сотрудникам МЧС грамотно принимать профессиональные решения в плане противопожарной защиты населения и вырабатывать в себе психоэмоциональную устойчивость в условиях работы на пожаре.

Ключевые слова: пожарная профилактика, противопожарная защита, пожар, сельскохозяйственные организации, презентация по основам безопасной жизнедеятельности, пропаганда правил пожарной безопасности.

(Поступила в редакцию 8 мая 2018 г.)

Известно, что главной причиной пожаров на объектах в отраслях экономики, жилом секторе и других является отсутствие у населения знания элементарных правил и требований пожарной безопасности либо несоблюдение этих требований со стороны граждан, работников и служащих, а также руководителей объектов и собственников имущества. Обеспечение пожарной безопасности объектов на должном уровне во многом зависит от кадрового потенциала [1]. Согласно концептуальным подходам к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. на повестке дня определяется задача развития социально-личностных компетенций студентов, нацеленных на профессиональной самосовершенствование, патриотизм, поддержку института семьи, здорового образа жизни [2].

Мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности, проводятся по двум направлениям - пожарная профилактика и активная противопожарная защита. Первое направление связано с недопущением возникновения пожаров или взрывов с максимально возможным ослаблением последствий этих явлений, если они все-таки произойдут. Второе направление охватывает мероприятия по ликвидации возникших пожаров [3].

Качественная и эффективная профилактика пожаров, а также оперативное реагирование на ситуацию с целью успешной ликвидации пожара в тех размерах, которые он принял к моменту прибытия подразделений, требуют от специалиста службы пожарной безопасности глубоких знаний и необходимых навыков, в связи с чем вопросы подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям, всегда являлись приоритетными [1].

Существенными характеристиками педагогической системы являются целевые ориентации и результаты. Мы разделяем точку зрения Т.Н. Роговича [4], что педагогическая технология - это содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы определений различных авторов (источников):

1. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (словарь БСЭ) [4, с. 84].

2. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев) [4, с. 85].

3. Педагогическая технология - содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько) [4, с. 85].

4. Педагогическая технология - описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков) [4, с. 85].

5. Технология - искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель) [4, с. 85].

6. Технология обучения - составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов) [4, с. 85].

7. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов) [4, с. 85].

8. Педагогическая технология - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) [4, с. 85].

9. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (В.В. Гузеев) [4, с. 85].

Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Профессионалом можно считать человека, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям. Одним из наиболее эффективных современных подходов, позволяющих целенаправленно и комплексно решать задачи формирования у специалистов способностей и потребностей в постоянном обновлении профессиональных знаний и умений, творческом саморазвитии, направленности на достижение высот профессионализма, является акмеологический подход (система принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи). Целью реализации акмеологического подхода в системе подготовки специалистов и всех групп населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций является осуществление акмеолого-педагогических воздействий на обучающихся с тем, чтобы у них формировалась акмеологическая направленность личности как стержневое свойство и важнейший показатель профессионализма личности [5]. Акмеологическая направленность -это качественная характеристика общей направленности личности, ориентирующая ее на прогрессивное профессиональное развитие и саморазвитие, на максимальную творческую самореализацию как в профессиональной сфере, так и в жизнедеятельности в целом.

О.М. Мартын, А.И. Харчук, О.В. Миллер считают, что основными принципами обеспечения пожарной безопасности в обществе являются:

1) разработка стратегии пожарной безопасности как составляющей стратегии национальной безопасности;

2) выявление возможных источников потенциальной пожарной опасности;

3) мониторинг и анализ объективных показателей состояния пожарной опасности;

4) проведение активной инвестиционной политики с целью создания безопасных условий функционирования общества и национальной экономики;

5) эффективное взаимодействие государственных органов в ходе реализации стратегии пожарной безопасности [6].

По мнению специалистов, пожарная безопасность является саморегулирующейся системой исходя из общественной потребности обеспечения пожарной безопасности и предусматривает сложное взаимодействие людей, коллективов, общества, окружающей среды, взаимодействующих между собой, причем это взаимодействие постоянно усложняется. Именно человек с его потребностью в пожарной безопасности является важнейшей его частью. Среди особенностей развития пожарной безопасности с позиции социоситемы исследователи выделяют гуманистический характер пожарной безопасности. «Гуманизация пожарной безопасности - это процесс создания в обществе соответствующих гуманитарных ценностных концептов, целью которого является повышение уровня защищенности различных категорий населения, а также окружающей природной среды и техносферы от пожаров за счет усиления институциональных, образовательно-воспитательных и организационно-управленческих факторов личного и коллективного поведения. Субъектом гуманизации является человек. Гуманистический подход включает в себя соблюдение гуманитарных принципов профилактики и тактики пожаротушения, обеспечивающих минимизацию материального ущерба, гибели и травмирования людей от пожаров [7].

Необходимость обучения населения правилам пожарной безопасности вызывается тем, что большинство пожаров происходит в жилых домах. Подобные пожары чаще, чем

другие, сопровождаются гибелью и травмами людей. Особенностью тушения пожаров в населенных пунктах сельскохозяйственных организаций является: скученность жилых и хозяйственных построек; низкая огнестойкость зданий; отсутствие или удаленность водоисточников; отсутствие хороших подъездов к водоисточникам; трудность их эксплуатации в зимний период; отсутствие твердых покрытий дорог, влияющее на движение транспорта в распутицу, особенно весной, осенью и зимой в период снежных заносов; отсутствие развитых систем связи, затрудняющее своевременный вызов пожарных подразделений. При таком пожаре возможно: быстрое распространение огня по горючим строениям и материалам; массовая гибель животных; перенос огня (искр, головней) на значительные расстояния; взрывы бытовых газовых баллонов; опасность поражения электрическим током. Поэтому в сельской местности при развертывании сил и средств подразделений по чрезвычайным ситуациям необходимо:

- организовать своевременный вызов сил и средств подразделений по чрезвычайным ситуациям, предусмотренных расписанием выезда;

- организовать спасание людей, эвакуацию животных и материальных ценностей одновременно с принятием мер по предупреждению распространения огня;

- мобилизовать через администрацию населенного пункта и руководство сельскохозяйственной организации на тушение развившихся пожаров технику хозяйства и население;

- использовать тракторы, бульдозеры и другую технику для создания разрывов на путях возможного распространения огня;

- выставить посты с первичными средствами пожаротушения при угрозе возникновения новых очагов горения [8].

Здесь роль руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации (РЛЧС) очень значима для положительного исхода боевой работы. РЛЧС, как правило, владеет необходимыми знаниями и навыками по организации всего комплекса мероприятий оперативно-тактического блока. Но зачастую время на принятие решения ограничено. Тогда и проявляется способность РЛЧС действовать правильно, не принимая во внимание второстепенную информацию. Здесь необходимо учитывать одну особенность, связанную с тем, что деятельность РЛЧС тесно сопряжена с возникновением чрезмерного эмоционального напряжения, которое может приводить к различным формам психической дезадаптации. Тренировка, которую мы предлагаем, научит работников МЧС снижать напряжение и поможет задействовать один из универсальных способов преодоления стресса (снижение ритмики):

- занятие физическим трудом: переставляйте мебель, убирайте, работайте в саду;

- зарядка/гимнастика, пробежка и обычная ходьба в среднем темпе;

- контрастный душ;

- крик, топанье ногами, битье ненужной посуды;

- дать волю слезам, поделиться своими переживаниями с людьми, которым вы можете доверять [9].

Помимо универсальных способов есть такие, которые помогают справиться с каждой конкретной стрессовой реакцией организма. Например, страх - это чувство, оберегающее нас от рискованных, опасных поступков. Справиться с приступом страха можно самому при помощи следующих простых приемов: попытаться сформулировать про себя, а потом проговорить вслух, что вызывает страх. Если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с окружающими людьми. Высказанный страх становится меньше; при приближении приступа страха дышать нужно неглубоко и медленно - вдыхать через рот, а выдыхать через нос. Чередуйте глубокое и нормальное дыхание до тех пор, пока не почувствуете себя лучше. Важно понимать, что имеются разработанные универсальные способы и на преодоление тревоги, двигательного возбуждения и т. д. [9]. Для совершенствования подготовки руководителей данного уровня возможно использовать методики заблаговременного преодоления стресса. Данные методики способствуют быстрейшему нахождению и длительному удерживанию необходимого состояния, обеспечивающего положительный исход проведения спасательных работ при ликвидации пожаров [10, 11].

Практика показывает, что пожары в жилых домах происходят главным образом из-за незнания и несоблюдения населением правил пожарной безопасности в быту. Правильно подобранный подход, формы и методы обучения для различных групп населения в сельской местности помогут не только сократить количество пожаров, но и снизить число погибших людей в случае его возникновения за счет выработанных алгоритмов поведения. По сведениям международной ассоциации пожарно-спасательных служб, в мире насчитываются при-

мерно 1,3 млн профессиональных пожарных и 14 млн добровольных пожарных. При этом добровольные пожарные формирования самостоятельно ликвидируют 30-50 % возникающих пожаров, в Республике Беларусь этот показатель составляет менее 3 %. Данная статистика позволяет нам поддержать пожарное добровольчество. Ведь непосредственное участие граждан в тушении пожаров - это наиболее быстрое влияние на искоренение у населения социально-иждивенческого подхода в обеспечении безопасной жизнедеятельности, т. к. у людей вырабатывается гражданская позиция, осознание собственной необходимости обществу

[12]. Например, эффективная пожарная безопасность в сельской местности может быть достигнута за счет создания добровольных пожарных формирований (переход из внешнего управления на самоуправление при составлении совместно с работниками МЧС схемы наиболее пожароопасных мест (опорных точек)). При этом опорные точки ежедневно должны осматриваться руководителями соответствующих сельскохозяйственных организаций. Для выполнения данной цели в Гомельском филиале Университета гражданской защиты МЧС Республики Беларусь (далее - УГЗ) проводятся республиканские турниры среди добровольных пожарных команд. 25 августа 2017 года на базе Гомельского филиала УГЗ состоялся такой турнир. Добровольцы пожарного дела соревновались в следующих дисциплинах: преодоление 100-метровой полосы с препятствиями, пожарная эстафета 3 по 100 метров и боевое развертывание от мотопомпы. Необходимо отметить, что этапы соревнований не стали традиционными элементами пожарно-спасательного спорта, т. к. акцент был сделан на тренировку добровольцев в условиях, приближенных к практической работе при ликвидации пожаров. Участники соревнований тогда показали хорошие навыки, достойные спортивные результаты и способность оказать помощь людям, терпящим бедствие [12]. Подобные турниры являются срезом готовности добровольных пожарных формирований страны к ликвидации чрезвычайных ситуаций. Развитие пожарного добровольчества в стране может базироваться на основе государственной стратегии обеспечения пожарной безопасности, а конкретные шаги могут быть следующими:

1) определение места и перспективы добровольных пожарных формирований в обеспечении пожарной безопасности страны и закрепление в законодательстве (Закон «О пожарной безопасности» от 15 июня 1993 г. № 2403-Х11 и программные документы);

2) принятие краткой и конкретной программы, минимум на 3 года, по обеспечению пожарной безопасности;

3) неформальное закрепление ответственности руководителей органов власти, руководителей организаций, предприятий за возможные варианты пожарной защиты территорий ведомств, предприятий, в т. ч. нефтепереработки, БелАЭС;

4) принятие минимального пакета обязательных государственных стимулов создателям и участникам добровольных формирований и разрешающего документа стимулировать эту деятельность органам власти и субъектам хозяйствования;

5) передача функции создания подразделений по защите от пожаров и ЧС, их финансирования органам местной власти;

6) для организации смешанных подразделений (добровольцы и профессионалы) переработка и принятие нормативных документов [12].

Для обучения населения правилам пожарной безопасности целесообразно использовать следующие формы и методы работы: тематические вечера, выступления пожарных в клубах, выступления через местные радиоузлы, проведение викторин в школах, показ пожарной техники. Известно, что предотвращение пожара достигается комплексом профилактических мер, исключающих образование горючей среды, источников зажигания, поддержание температуры горючей среды и давления в ней ниже максимально допустимой

[13]. Сформировав ориентировочное мышление у будущих инженеров-спасателей, направленное как на снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, так и на уменьшение возможных потерь от них, будет легче сформировать действия, предупреждающие возникновение ЧС. Качество подготовки специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций во многом зависит от умения обучающихся направлять свои усилия на систематическую самостоятельную работу, рационально выстроенную учебную деятельность, преодоление трудностей, связанных с овладением новой специальностью. Важнейшим фактором становления профессионализма и личностного развития специалистов является самовоспитание, с помощью которого они приобретают целеустремленность, активность и устойчивость в деятельности в различных условиях [14].

Стоит отметить, что в настоящее время конкурентоспособность будущего специали-

ста - выпускника вуза определяется не только высоким уровнем профессиональных знаний, но и личностными качествами, сформированными общекультурными компетенциями. Поэтому актуальной становится задача по улучшению гуманитарной подготовки выпускника, насыщение образования дисциплинами, формирующими знания общей культуры. Одной из главных задач высшего образования является формирование профессиональной компетентности будущего специалиста. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность личностных и деловых качеств, отражающих уровень знаний, умений и навыков, а также опыта в сфере осуществляемой деятельности. В процессе образования будущий специалист должен овладеть необходимыми навыками творческой деятельности, развить соответствующий интеллектуальный уровень, приобрести навыки самообразования, сформировать нравственную, эстетическую, экологическую культуру. Проблема формирования профессиональной компетентности является одной из самых актуальных в современном образовании [15]. В настоящее время в образовательной системе происходят определенные изменения. Актуальная идея интегративного подхода быстро развивается и применяется в современной педагогике. Интеграция в инженерном образовании - это процесс и, как следствие, результат взаимодействия структурных элементов гуманитарного и профессионального образования, сопровождающегося ростом системности и закрепления знаний будущих специалистов, усовершенствованием их технической подготовки, углублением гуманитарных знаний. Интеграция приводит к повышению уровня образовательного процесса, формированию профессиональных, общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Результатом применения интегративного подхода при обучении студентов технического профиля является насыщение образования гуманитарными знаниями, что влечет за собой формирование общекультурной компетентности и, как следствие, развитие личности будущего специалиста, эффективности его профессиональной деятельности. Ведь современный инженер - это не только производственник, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний, но и специалист широкого профиля, понимающий весь спектр экономических, социальных, управленческих, культурологических проблем общества, способный к творческой самореализации и самосовершенствованию, нестандартному мышлению, творческому воображению [15].

Поэтому для достижения вышеизложенной цели в Гомельском филиале УГЗ в процессе обучения курсантов преподаватели, используя различные педагогические технологии в изложении ряда специальных и общеобразовательных дисциплин (организация неимитационных и имитационных видов деятельности), предлагают им, в частности, разработать наглядные презентации по ряду изучаемых тем. Среди них: химия в производстве строительных материалов; причины пожаров в жилых помещениях и пути их преодоления; причины возникновения пожаров в сельскохозяйственных организациях; влияние лесных пожаров на экологическую обстановку в мире; роль инженера-спасателя при ликвидации аварий, связанных с наличием сточных вод в сельскохозяйственном производстве; горение палов - это плохо или хорошо?; использование огнеупорной керамики на основе пожаробезопасных материалов для защиты помещений жилого назначения от пожаров; правила хранения минеральных удобрений и зерновых культур на складах; правила пожарной безопасности при складировании сена многолетних трав; правила эксплуатации отопительных печей и котлов; целесообразность использования трепела, местного минерального сырья, в качестве добавки для повышения огнезащитных и огнеупорных свойств веществ, входящих в состав строительных конструкций; современные способы тушения пожаров на нефтебазах; особенности хранения нефти, нефтепродуктов, ЛВЖ с целью обеспечения безопасности. Темы позволяют сформировать ориентировочное мышление у обучающихся, облегчая им в будущем работу с населением (как сотрудников управления надзорной деятельности и профилактической работы в районных, городских и областных отделах по ЧС Республики Беларусь). Например, при проведении разъяснительных бесед о правилах пожарной безопасности в деревянных домах, в период сбора урожая и заготовки кормов для сельскохозяйственных животных и т. д.

Следует помнить, что пожарные на выезде очень часто не осознают, как они принимают решения и выполняют действия мгновенно. Интуитивные действия осуществляются на основе опыта пожарного: его знаний, навыков, умений, а также хорошо развитой способности к вероятностному прогнозированию. При этом оптимальным психологическим состоянием является соотношение внутренней личностной готовности к действиям с реальной возможностью их осуществления. Суть данного состояния выражается в следую-

щих проявлениях: полном осмыслении происходящего и адекватной оценке обстановки; четком представлении плана действий и его реальной применимости к специфике сложившейся обстановки; уверенности в успешности предпринимаемых действий; уверенности в себе, коллегах, подчиненных; оптимальном уровне эмоционального напряжения и полном самоконтроле [16]. При этом важно понимать, что прибывшие по вызову подразделения пожарной охраны не могут мгновенно приступить к боевым действиям по тушению пожара без проведения соответствующей разведки, которая необходима для оценки обстановки и принятия правильных решений. Поэтому для выполнения данных целей в стенах Гомельского филиала УГЗ кроме общеобразовательных дисциплин, изучается ряд специальных дисциплин: тактика проведения аварийно-спасательных работ; пожарная аварийно-спасательная техника; связь и оповещение; экстренная медицина и т. д. На данных занятиях формируются практические навыки работы на соответствующем оборудовании, машинах и разыгрываются сценарии, приближенные к боевым условиям, где обучающиеся должны в комплексе воспроизводить ряд спасательных действий. Оттачивая свое мастерство, будущие спасатели извлекают пострадавших из горящих помещений, завалов обрушившихся зданий, снимают с высотных зданий и т. д., демонстрируя навыки работы со средствами индивидуальной защиты, методы оказания первой помощи и пр. В сценариях при ликвидации пожара, например, курсант в роли руководителя тушения пожара устанавливает, используя знания, приобретенные на лекциях и практических занятиях:

- наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасения (защиты), а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

- наличие и возможность вторичных проявлений опасных факторов пожара, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

- точное место и площадь горения, что именно горит, а также пути распространения огня и дыма;

- наличие, состояние и возможность использования средств противопожарной защиты объекта;

- местонахождение, состояние, возможные способы использования ближайших водоисточников;

- наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;

- возможные пути ввода сил и средств для спасения людей и тушения пожара, а также иные данные, необходимые для выбора решающего направления боевых действий [17].

Для более углубленного изучения вопросов, связанных с возникновением пожаров в сельской местности, и для осознанного принятия управленческих решений курсантам технического вуза можно также предложить задания для самостоятельного решения. Например:

1) разработать годовой план мероприятий по пожарной безопасности на сельскохозяйственном объекте (по выбору) по какой-то предлагаемой форме [18];

2) изучить методику расчета молниезащиты зданий различных категорий, обосновать необходимость молниезащиты и выбор типа молниеотвода, произвести расчет молниеотвода по данным приведенной таблицы [18];

3) в заданном объекте АПК определить категорию помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, предложить необходимую автоматическую систему пожаротушения;

4) в заданном объекте АПК определить категорию помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, предложить необходимое обеспечение пожарными извещателями и выбрать систему оповещения по предложенной таблице [18];

5) рассчитать глубину емкости диаметром D, м для противопожарного водоснабжения предприятия, относящегося к категории В по взрывопожарной и пожарной опасности, III степени огнестойкости и с объемом производственных помещений V, м3, используя приведенные табличные значения [18];

6) разобрать и нарисовать схему расположения огнетушителей в производственном помещении;

7) заполнить рекомендуемые образцы документов по техническому обслуживанию огнетушителей, используя предложенное приложение [18];

8) произвести расчет потребности в первичных средствах пожаротушения для сельскохозяйственных объектов (по указанию преподавателя) [18];

9) разработать комплекс организационно-технических мероприятий по противо-взрывной защите сельскохозяйственных объектов (по выбору);

10) разработать инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях сельскохозяйственного объекта;

11) разработать годовой план мероприятий по работе пожарно-технической комиссии на сельскохозяйственном объекте (по заданию преподавателя) и т. д. [18].

Важно при этом помнить, что предложенное ранее создание добровольных пожарных формирований в сельской местности намного облегчает и ускоряет работу спасателей-пожарных при ликвидации пожара в такой точке. При этом будущие сотрудники МЧС, обучаясь в технических вузах, уже сегодня должны приобретать навыки совместной работы с добровольными пожарными дружинами. Поэтому будучи еще курсантами они могут получать задания для самостоятельного решения. Например: разработать документацию для создания добровольной пожарной дружины в организации; закрепить за членами добровольной пожарной дружины на сельскохозяйственных объектах (по заданию преподавателя) обязанности по ликвидации чрезвычайной ситуации (пожар) и в повседневной деятельности (профилактика пожара) и т. д. [18].

Проделываемая в стенах Гомельского филиала УГЗ работа позволяет воспитать добросовестных и активных инспекторов по надзору и профилактике, владеющих широким спектром пропаганды правил пожарной безопасности. Усилить работу в области подготовки профессиональных руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций можно за счет:

- применения в образовательном процессе обобщающих правил педагогических технологий с учетом психолого-педагогических аспектов МЧС;

- внедрения в образовательный процесс акмеологического подхода;

- гуманизации пожарной безопасности;

- внедрения идеи интегративного подхода в инженерном образовании с привлечением различных методов обучения (презентации, деловые игры, дискуссии проблемного характера и т. д.);

- более плотного использования практико-ориентированного подхода к обучению учащихся с применением социально-психологических методов;

- совершенствования знаний, умений и навыков обучающихся и населения в области противопожарной защиты в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок;

- поступательного внедрения в образовательный процесс методов работы с действенными добровольными формированиями на предприятиях и в сельской местности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Музафаров, У.Т. Современная система подготовки кадров в сфере пожарной безопасности в Республике Узбекистан / У.Т. Музафаров // Актуальные проблемы пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: сб. тезисов и докладов VIII Между-нар. науч.-практ. конф., Кокшетау, 12-13 окт. 2017 г. / КТИ КЧС МВД РК; редкол.: С.Д. Шарипханов, К.Ж. Раимбеков [и др.]. - Кокшетау, 2017. - С. 19-23.

2. Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года. - Минск: Нац. ин-т образования, 2018. - 39 с.

3. Сулейманов, Ф.Н. Разработка мероприятий и огнезащитных материалов для обеспечения пожарной безопасности на объектах нефтегазового комплекса: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.26.03 / Ф.Н. Сулейманов; Рос. акад. наук, УГНТУ. - Уфа, 2001. - 24 с.

4. Рогович, Т.Н. К вопросу о современных педагогических технологиях / Т.Н. Рогович // Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Гомель, 21-22 апр. 2011 г. / ГГУ им. Ф. Скорины; редкол.: Г.Н. Коропа, Т.В. Авдонина, С.В. Артеменко [и др.]. - Гомель, 2011. - С. 84-85.

5. Неверко, М.В. Акмеологический подход в формировании профессионализма и профессиональной культуры / М.В. Неверко // Акмеологические основы становления специалиста-профессионала в различных видах деятельности: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / Гомельский обл. ин-т развития образования; редколл.: Н.В. Кухарев (отв. ред.) [и др.]. - Гомель, 2011. - Вып. XIII. - С. 201-204.

6. Мартын, О.М. Пожарная безопасность как сложная многоуровневая социосистема и ее особенности / О.М. Мартын, А.И. Харчук, О.В. Миллер // Актуальные проблемы пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: сб. тезисов и докладов VIII Междунар. науч.-практ. конф., Кокшетау, 12-13 октября 2017 г. / КТИ КЧС МВД РК; редкол.: С.Д. Шарипханов, К.Ж. Раимбеков [и др.] - Кокшетау, 2017. - С. 223-227.

7. Зарецкий, А.Д. Пожары - глобальная социально-экономическая проблема современности / А.Д. Зарецкий. - Краснодар: КСЭИ, 2011. - 242 с.

8. Тушение пожаров в сельской местности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.ru/5_130473_tushenie-pozharov-v-selskoy-mestnosti.html. - Дата доступа: 05.06.2017.

9. Шашкова, О.С. Преодоление стресса для руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации / О С. Шашкова, В.Ф. Тимошков // Психология: шаг в науку: сб. материалов III респ. науч.-практ. конф. студентов и магистрантов, Брест, 23 нояб. 2017 г. / БрГУ; редкол.: Н.А. Окулич, О.А. Пшеничная. - Брест, 2017. - С. 200-202.

10. Котик, М.А. Психология и безопасность / М.А. Котик. - Таллин, 1981. - 408 с.

11. Кремень, М.А. Спасателю о психологии / М.А. Кремень. - Минск, 2003. - 136 с.

12. Республиканский турнир среди ДПК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bdpo.by/ news.1352.aspx. - Дата доступа: 20.03.2018.

13. Шпаковская, Л.И. Безопасность жизнедеятельности человека: электронный учеб.-метод. комплекс [Электронный ресурс] / Л.И. Шпаковская. - Минск: Минский инновац. ун-т, 2015. - Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/umk/eumk_bezopasnost_zisnedeyatelnosti_cheloveka_ 2015.pdf. - Дата доступа: 22.12.2015.

14. Коновалова, Ю.А. Акмеологическая направленность личности как компонент системы подготовки специалистов в области гражданской защиты / Ю.А. Коновалова // Актуальные проблемы пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: сб. тезисов и докладов VIII Междунар. науч.-практ. конф., Кокшетау, 12-13 окт. 2017 г. / КТИ КЧС МВД РК; редкол.: С.Д. Шарипханов, К.Ж. Раимбеков [и др.]. - Кокшетау, 2017. - С. 360-363.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Паниотова, Д.Ю. Интегративный подход в учебном процессе вуза технического профиля / Д.Ю. Паниотова, Н.С. Демченко // Актуальные вопросы естествознания: сб. материалов III Все-рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Иваново, 5 апр. 2018 г. / ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная акад. ГПС МЧС России; сост.: Н.Е. Егорова. - Иваново, 2018. - С. 140-143.

16. Иванов, Н.К. Принятие решений спасателями-пожарными в экстремальных ситуациях / Н.К. Иванов, П.О. Менько, М.А. Кремень // Обеспечение безопасности жизнедеятельности: проблемы и перспективы: сб. матер. XI Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, курсантов (студентов), слушателей магистратуры и адъюнктов (аспирантов), Минск, 18-19 мая 2017 г. / УГЗ; оргкомитет: В.Б. Альгин, А.П. Герасимчик [и др.]. - Минск, 2017. - С. 192.

17. Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. - М., 2014. - 41 с.

18. Обеспечение пожарной безопасности на объектах АПК: практикум для студентов учреждений высшего образования по специальностям: 1 -74 06 07 Управление охраной труда в сельской местности, 1-59 80 01 Охрана труда; сост. Г.Ф. Назарова, С.А. Корчик. - Минск: БГАТУ, 2014. -244 с.

FORMATION OF FIRE SAFETY SKILLS AMONG STUDENTS AND RURAL

POPULATION

Elena Saraseko, PhD in Biological Sciences

Gomel Branch of the University of Civil Protection

of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus, Gomel, Belarus

Purpose. The objective of the research is the development knowledge, competence and skills of the rural community as well as the future personnel of the Ministry of emergency situations in the field of protection against natural and man-made disasters (fire).

Methods. Survey and analysis of modern technologies in professional and public training in higher education establishments in the Republic of Belarus and CIS.

Findings. Successful formation of the professional activity of specialists and voluntary fire services is possible under the following conditions: implementation of modern teaching technology rules into the training process taking into consideration the psychological and pedagogical aspects of the Ministry of emergency situations; implementation of acmeological approach; humanization of fire safety; integrative approach to engineering education using various teaching techniques; practice-centered approach to training with the use of socio-psychological methods.

Application field of the research. Survey and analysis method of research in modern teaching technologies can be used to develop scientifically based recommendations and socio-psychological practical courses for population and students aimed at the decrease of the probability of fires in rural areas and in industry and the development of orienting thinking in the above-mentioned categories of people.

Conclusions. The problem of creation of voluntary firefighting units in the rural areas of the Republic of Belarus draws attention to the improvement of legal base in this field. It is possible to develop knowledge, competence and skills of students and population in the field of fire safety only in course of active command-and staff, special tactic and overall trainings.

Keywords: fire prophylaxis, fire protection, fire, agricultural organizations, bases of life safety activity, propaganda of fire safety rules.

(The date of submitting: May 8, 2018) REFERENCES

1. Muzafarov U.T. Sovremennaya sistema podgotovki kadrov v sfere pozharnoy bezopasnosti v Respu-blike Uzbekistan [Modern system of training personnel in the field of fire safety in the Republic of Uzbekistan]. Proc. VIII Intern. Scientific-practical Conf. «Aktual'nye problemy pozharnoy bezopasnosti, preduprezhdeniya i likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy», Kokshetau, Oktober 12-13, 2017. Ed. by: S.D. Sharipkhanov, K.Zh. Raimbekov et al. Kokshetau Technical Institute of the CES MIA of the Republic of Kazakhstan. Kokshetau, 2017. Pp. 19-23. (rus)

2. Kontseptual'nye podkhody k razvitiyu sistemy obrazovaniya Respubliki Belarus' do 2020 goda i naper-spektivu do 2030 goda. Minsk, Natsional'nyy institut obrazovaniya, 2018. 39 p. (rus)

3. Suleymanov F.N. Razrabotka meropriyatiy i ognezashchitnykh materialov dlya obespecheniyapozharnoy bezopasnosti na ob"ektakh neftegazovogo kompleksa [Development of measures and fire-retardant materials to ensure fire safety at oil and gas facilities]. PhD tech. sci. diss: 05.26.03. Ufa, 2001. 24 p. (rus)

4. Rogovich T.N. K voprosu o sovremennykh pedagogicheskikh tekhnologiyakh. Proc. III Intern. Scientific-practical Conf. «Nepreryvnoe geograficheskoe obrazovanie: novye tekhnologii v sisteme vysshey i sredney shkoly», Gomel, April 21-22, 2011. Francisk Skorina Gomel State University. Ed. by: G.N. Koropa, T.V. Avdonina, S.V. Artemenko et al. Gomel, 2011. Pp. 84-85. (rus)

5. Neverko M.V. Akmeologicheskiy podkhod v formirovanii professionalizma i professional'noy kul'tury Proc. Intern. Scientific-practical Conf. «Akmeologicheskie osnovy stanovleniya spetsialista-professionala v razlichnykh vidakh deyatel'nosti». Gomel Regional Institute of Education Development. Ed. by: N.V. Kukharev et al. Gomel, 2011. Iss. XIII. Pp. 201-204. (rus)

6. Martyn O.M., Kharchuk A.I., Miller O.V. Pozharnaya bezopasnost' kak slozhnaya mnogourovnevaya sotsiosistema i ee osobennosti. Proc. VIII Intern. Scientific-practical Conf. «Aktual'nye problemy pozharnoy bezopasnosti, preduprezhdeniya i likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy», Kokshetau, Oktober 12-13, 2017. Ed. by: S.D. Sharipkhanov, K.Zh. Raimbekov et al. Kokshetau Technical Institute of the CES MIA of the Republic of Kazakhstan. Kokshetau, 2017. Pp. 223-227. (rus)

7. Zaretskiy A.D. Pozhary - global'naya sotsial'no-ekonomicheskaya problema sovremennosti. Krasnodar: KSEI, 2011. 242 p. (rus)

8. Tushenie pozharov v sel'skoy mestnosti, available at: http://studopedia.ru/5_130473_tushenie-pozharov-v-selskoy-mestnosti.html (accessed: June 05, 2017). (rus)

9. Shashkova O.S., Timoshkov V.F. Preodolenie stressa dlya rukovoditelya likvidatsii chrezvychaynoy situatsii. Proc. III Republ. Scientific-practical Conf. of Students, Brest, November 23, 2017. Brest State A.S. Pushkin University. Ed. by: N.A. Okulich, O.A. Pshenichnaya. Brest, 2017. Pp. 200-202. (rus)

10. Kotik M.A. Psikhologiya i bezopasnost' [Psychology and safetyl. Tallin, 1981. 408 p. (rus)

11. Kremen' M.A. Spasatelyu o psikhologii [To rescuer about psychology]. Minsk, 2003. 136 p.

12. Respublikanskiy turnir sredi DPK [Republican tournament among voluntary fire brigades], available at: http://bdpo.by/news.1352.aspx (accessed: March 20, 2018). (rus)

13. Shpakovskaya L.I. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti cheloveka [Safty of human life supportl: electronic educational-methodical complex. Minsk Innovation University. Minsk, 2015, available at: http://media.miu.by/files/store/umk/eumk_bezopasnost_zisnedeyatelnosti_cheloveka_2015.pdf (accessed: December 22, 2017). (rus)

14. Konovalova Yu.A. Akmeologicheskaya napravlennost' lichnosti kak komponent sistemy podgotovki spetsialistov v oblasti grazhdanskoy zashchity. Proc. VIII Intern. Scientific-practical Conf. «Aktual'nye problemy pozharnoy bezopasnosti, preduprezhdeniya i likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy», Kok-shetau, Oktober 12-13, 2017. Ed. by: S.D. Sharipkhanov, K.Zh. Raimbekov et al. Kokshetau Technical Institute of the CES MIA of the Republic of Kazakhstan. Kokshetau, 2017. Pp. 360-363.

15. Paniotova D.Yu., Demchenko N.S. Intergativnyy podkhod v uchebnom protsesse vuza tekhnicheskogo profilya. Proc. III All-Russian Scientific-practical Conf. with international participation «Topical issues of natural science», Ivanovo, 5 April 5, 2018. Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of EMERCOM of Russia. Ed. by: N.E. Egorova. Ivanovo, 2018. Pp. 140-143. (rus)

16. Ivanov N.K., Men'ko P.O., Kremen' M.A. Prinyatie resheniy spasatelyami-pozharnymi v ekstrem-al'nykh situatsiyakh. Proc. XI Intern. Scientific-practical Conf. of young scientists, cadets (students) and adjuncts (post-graduate students) «Providing life safety: problems and prospects», Minsk, May 18-19, 2017. University of Civil Protection. Minsk, 2017. Pp. 192. (rus)

17. Metodicheskie rekomendatsii po obucheniyu v oblasti grazhdanskoy oborony, preduprezhdeniya i likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy i pozharnoy bezopasnosti. Moskva, 2014. 41 p. (rus)

18. Nazarova G.F., Korchik S.A. Obespechenie pozharnoy bezopasnosti na ob"ektakh APK [Provision of fire safety at the objects of agroindustrial complex]: practicum for students of higher education institutions in the specialties: 1-74 06 07 Management of labor protection in rural areas, 1-59 80 01 Labor protection. Minsk: BGATU, 2014. 244 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.