УДК 614.84
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА НА ОБЪЕКТАХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
М. В. ЧУМАКОВ1, И. Н. ПУСТОВАЛОВА1'2
1ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново 2Ивановский филиал ЧОУ ВО «Международный юридический институт», Российская Федерация, г. Иваново E-mail: o-spartak@mail.ru, pustovalovai@mail.ru
В статье проводится анализ ряда законодательных положений, регламентирующих правила противопожарного режима на объектах социально-культурного назначения, подчеркивается актуальность их законодательного установления, указывается на распространенность пожаров по причине не соблюдения требований пожарной безопасности, возникновение риска причинения вреда значительному количеству людей. Обращается внимание на многочисленность нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности, их противоречивость, неточности в дефинициях терминов, что приводит к расширительному толкованию правил, проблемам правоприменения, способствует нарушениям требований пожарной безопасности. Выделяются отдельные специфические требования, касающиеся установления противопожарного режима на объектах социально- культурного назначения, причины, приводящие к пожарами их последствиям. Приведенные примеры из практики и статистические данные подтверждают сформулированные авторами выводы о негативном влиянии несовершенства законодательства на эффективность системы пожарной безопасности, соблюдение требований законодательства. Делается вывод о необходимости систематизации, унификации, гармонизации законодательства, повышения требовательности к исполнению правил противопожарного режима, формирования культуры безопасности.
Ключевые слова: противопожарный режим; требования пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности; объект защиты; объекты социально-культурного назначения; регулирование общественных отношений; законодательные противоречия.
FIRE-PREVENTION REGIME OF SOCIAL AND CULTURAL OBJECTS
M. V. CHUMAKOV1, I. N. PUSTOVALOVA1'2
Vederal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo Ivanovo branch of the private law institution «International Law Institute» Russian Federation, Ivanovo E-mail: o-spartak@mail.ru, pustovalovai@mail.ru
The article analyzes a number of legislative provisions that regulate the rules of the fire regime at social and cultural facilities, emphasizes the relevance of their legislative establishment, indicates the prevalence of fires due to non-compliance with fire safety requirements, and the risk of harm to a significant number of people. Attention is drawn to the multitude of normative legal acts and normative documents on fire safety, their inconsistency, inaccuracies in the definitions of terms, which leads to an extensive interpretation of the rules, enforcement problems, and contributes to violations of fire safety requirements. Separate specific requirements are identified regarding the establishment of a fire regime at social and cultural facilities, the causes leading to fires and their consequences. The given examples from practice and statistical data confirm the conclusions formulated by the authors about the negative impact of legislative imperfections on the effectiveness of the fire safety system, and compliance with the requirements of the law. The conclusion is drawn about the need to systematize, unify, harmonize legislation, increase the exactingness to comply with the rules of the fire regime, and create a safety culture.
© Чумаков M. В., Пустовалова И. H., 2019
Key words: fire protection mode; fire safety requirements; primary fire safety measures; object of protection; objects of socio-cultural; regulation of public relations; legislative contradictions.
Одним из наиболее вредоносных и распространенных явлений, посягающих на безопасность личности, общества, государства является пожар, последствия от которого достаточно ощутимы для российской экономики. Несмотря на снижение зарегистрированных фактов пожаров, количество их остается достаточно высоким. Особую опасность представляют пожары в местах скопления большого количества людей, в том числе, торгово-развлекательных центрах, кинотеатрах, в социально-значимых учреждениях - школах и больницах.
Так, только за 2018 год в целом, на территории России зарегистрировано 132 074 пожаров. Материальный ущерб от пожаров, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности за 2018 г. составил 153 342 тыс. рублей. За этот же период погибло 7 913 человек, а за январь-сентябрь 2019 г. количество погибших достигло 6 0411. В Ивановской области в первом полугодии 2019 года зарегистрировано 2981 пожаров, (в сравнение с 2018 г. произошло увеличение на 447%), по результатам проведения плановых проверок выявлено 3289 нарушений требований пожарной безопасности против 1064 случаев за аналогичный период 2018 года2.
Большая часть пожаров обусловлена несоблюдением правил противопожарного режима, недостаточно сформированной культурой безопасности. Гибель и травмирование людей, в немалой степени, связаны с проблемами организационного характера при эвакуации из зоны пожара.
Необходимость создания
эффективного механизма защиты граждан, общества, государства, принадлежащего им имущества от пожаров обозначено в качестве основной цели государственной политики в области пожарной безопасности. Среди основных направлений деятельности по обеспечению пожарной безопасности в
10фициальная статистика. Базы данных ЕМИСС// Федеральная служба
государственной статистики.
URL:https://www.fedstat.ru/indicator/41368.
2 Доклад по правоприменительной практике органов надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ивановской области (II квартал 2019 года) // ГУМЧС России
по Ивановской области. URL: http://37.mchs.gov.ru/folder/8270424.
программных документах указывается обновление законодательной базы в сфере пожарной безопасности адекватно отвечающей современному состоянию общественного развития, гармонизация и актуализация требований пожарной безопасности; обучение населения мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре, формирование новых, в том числе риск-ориентированных подходов к организации и осуществлению надзорной деятельности, развитие системы профилактики пожаров, организация мониторинга в сфере профилактики пожаров и другие3.
Ряд предусмотренных правительством мероприятий уже реализован. Однако реалии свидетельствуют о необходимости
дальнейшего совершенствования механизмов выявления и предупреждения рисков возникновения пожаров.
Целью настоящей работы ставится анализ правового регулирования и отдельных проблем правоприменительной практики в обеспечении противопожарного режима на объектах социально-культурного назначения в целях дальнейшего совершенствования правовых и организационных аспектов минимизации пожарных рисков и их последствий.
Механизм обеспечения пожарной безопасности включает в себя разнонаправленные меры организационного, правового, социально-экономического, научно-технического характера, совокупность материально-технических средств и кадровый потенциал. Многообразие объектов и субъектов защиты пожарной безопасности не позволяет унифицировать требования пожарной безопасности, тем не менее существует ряд законодательных положений, распространяющих свое действие на всю сферу общественных отношений,
возникающих из обеспечения пожарной безопасности.
Прежде всего, это Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, устанавливающий общие правовые, социально-экономические основы обеспечения
3Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 01.01.2018 N 2 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2018, № 2, ст. 411.
пожарной безопасности; Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗсодержащий нормы, направленные на регулирование отношений между юридическими и физическими лицами, государственными органами относительно обязательных технических норм и правил в области пожарной безопасности; Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-Ф3, закрепляющий основные положения технического регулирования, унифицированный подход к организации и обеспечению пожарной безопасности.
Во исполнение Федерального закона «О пожарной безопасности» приняты «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» (далее по тексту «Правила»)4. Законодательное определение дефиниции «противопожарный режим» приводится в ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» и означает «совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности» (ст. 1)5. Следует обратить внимание на несовершенство принятых в 2012 г. Правил, о чем свидетельствуют многочисленные изменения и дополнения (более 150), внесенные в Правила с момента вступления их в действие.
Как следует из определения, Правила содержат три группы требований, касающихся: правил поведения людей, порядка организации производства и содержания объектов защиты.
Обозначая в качестве предмета правового регулирования «поведение людей», Правила детализируют только обязанности руководителей и иных управомоченных хозяйствующих субъектов, являющихся титульными владельцами, пользователями
4 Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 20.09.2019) «О противопожарном режиме» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, № 19, ст. 2415.
5 О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Российская газета, № 3, 05.01.1995.
объектов, подпадающих под действие противопожарного режима, обеспечение которого вменяется им в обязанности. Относительно работников, занятых на работах в соответствующих объектах защиты, их обслуживании, руководители должны составить, утвердить и обеспечить наличие инструкций (п.п. 9,12,64, пп. «к» п. 461), содержащих правила безопасного поведения, согласующихся с алгоритмом действий, установленных п. 71 Правил.
Что же касается иных лиц, к ним применимы положения ст. 34 «Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности» ФЗ «О пожарной безопасности», равно как и п. 71 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
Правилам противопожарного режима на объектах социально-культурного назначения отведены самостоятельные разделы (У-УШ), отражающие специфику требований пожарной безопасности, предъявляемых к конкретному виду объекта защиты. К общим требованиям, предъявляемым к обеспечению
противопожарного режима на объектах социально-культурного назначения, относятся:
- наличие ответственного за пожарную безопасность лица, назначаемого руководителем организации (п. 4);
- обязательность проведения практических тренировок действий при возникновении пожара для задействованных на объекте защиты лиц. Частота их проведения - не менее одного раза в полугодие) (п. 12);
- для объектов, на которых одновременнонаходится50 человек и более, равно как и для объектов с рабочими местами на этаже для 10 и более человек, п. 7 Правил предусматривает в обязательном порядке размещение планов эвакуации людей на случай пожара, информации о местах расположения путей и выходов для эвакуации, инструктивные указания об очередности действий обслуживающего персонала, а также обозначение мест, где находятся первичные средства пожаротушения. К первичным средствам, согласно п. 19 ст. 2 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», относятся переносные или передвижные средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития (огнетушитель, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания и т.д.).
В качестве обязательного для объектов защиты закреплено требование по обеспечению соблюдения положений, предусмотренных ст. 12 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», содержащей императив на курение в помещениях социальных служб; на автозаправочных станциях; магазинах и торговых центрах, в нестационарных торговых объектах; в местах общественного питания (в барах, кафе, ресторанах), на территориях и в помещениях учреждений здравоохранения; организаций культуры и т.д. В целях предупреждения о существующих запретах, на руководителя организации возложена обязанность разместить на подведомственной территории знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено». Если на территории соответствующей организации допускается курение, то должны быть обозначены конкретные места, специально
предназначенные для этих целей, с размещением на них знаков «Место для курения».
Правилами исключается возможность расположения на лестничных клетках внешних блоков кондиционеров; а в лифтовых холлах -таких помещений как кладовые, киоски и т.д. Запрет установлен и на хранение горючих материалов в указанных объектах. Не допускается закрытие, либо загромождение пути к местам расположения спасательных устройств, первичным средствам
пожаротушения, пожарным кранам
внутреннего противопожарного водопровода, эвакуационным выходам. Межбалконные лестницы не могут быть демонтированы (п. 23).
Законодательно закреплено
требование о проведении осмотра помещений, где предполагается проводить мероприятия (дискотеки, торжества и др.) с массовым пребыванием людей. Целью указанных проверок ставится оценка их готовности к проведению мероприятия с точки зрения соответствия противопожарному режиму. Безопасность обеспечивается также и введением дежурства компетентных лиц (как на сцене, так и в зале, других помещениях).
Соблюдение требований
противопожарного режима обязательно для любого объекта защиты. Что же касается особенностей требований соблюдения противопожарного режима, то последние обусловлены спецификой функционального назначения объектов защиты и предусматривают дополнительные требования
пожарной безопасности, отражающие эту специфику. Так, для организаций, осуществляющих торговлю установлены ограничения в плане возможности проведения огневых работ если в здании находятся покупатели; размещение торговых, игровых аппаратов и осуществление торговли на площадках лестничных клеток, в тамбурах и на иных путях, предусмотренных для эвакуации; хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров непосредственно в торговых залах и на путях эвакуации.
Для медицинских заведений не разрешено: устанавливать кровати в коридорах, холлах и на других путях эвакуации; размещать в зданиях медицинских организаций V степени огнестойкости, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, с печным отоплением, более 25 больных (п. 139 Правил). Для расположенных в сельской местности медицинских организаций, обязательно наличие приставных лестниц (из расчета 1 лестница на здание) (п. 140).
Законодательные правила
предусматривают, что кресла и стулья, расположенные в помещениях культурно-просветительных и зрелищных учреждений (их залах) должны соединятся между собой в ряды и надежно крепиться к полу, в целях исключения возникновения барьеров (опрокидывания стульев, их смещение)при экстренной, как правило, спонтанной, неупорядоченной эвакуации присутствующих, особенно в большом количестве. Исключение предусмотрено для театральных и иных лож с количеством мест, не превышающих 12, но только при наличии обособленного выхода из ложи к путям эвакуации.
Двери помещений в культурно-досуговых заведениях должны открываться наружу и пороги на путях эвакуации (исключение сделано для порогов в дверных проемах) должны отсутствовать. Запирать двери видеозала во время показа видеопрограмм разрешается только запорами, устанавливаемыми со стороны видеозала, которые легко открываются. Выход из видеозала должен быть снабжен световым табло зеленого цвета с надписью «выход». Указанные знаки эвакуации играют важную роль для перемещения в безопасную зону при пожаре даже при повышенной задымленности и отсутствии освещения, способствуют снижению паники и повышают эффективность эвакуации. Постановлением Правительства РФ от 20.09.2019 № 1216 в Правила внесены отдельные изменения, непосредственно
касающиеся объектов социально-культурного назначения6.
Так, руководитель культурно-просветительного, зрелищного учреждения должен обеспечить доведение до зрителей (перед началом киносеансов) информации о противопожарных требованиях безопасности посредством трансляции речевого сообщения либо показа видеосюжетов о порядке их действий на случай пожара. Информация должна отражать алгоритм действий при срабатывании системы оповещения, сведения о расположении эвакуационных путей и выходов, первичных средств пожаротушения, а также действиях персонала по управлению эвакуацией людей. Данное законодательное положение является достаточно эффективным средством, которое, безусловно, будет способствовать выбору правильного варианта поведения в случаях возникновения пожара. Информационные ролики, на наш взгляд, в обязательном порядке должны содержать информацию о том, какие действия недопустимы при пожарах, с демонстрацией последствий неправильных, ошибочных действий, например, при открытии окон в помещениях, где начался пожар.
Нельзя не отметить, что отдельные изменения, внесенные вышеназванным Постановлением, снижают жесткость ранее действующих положений. Так, например, запрет на размещение в подвалах и цокольных этажах лечебниц мастерских, помещений для хранения документов, товаров, продуктов сменился на возможность расположения перечисленных помещений, если это предусмотрено проектной документацией. Если в предыдущей редакции абз. 2 п.135 Правил содержал требование о размещении палат для пациентов с тяжелыми проявлениями заболевания, а также детей на первых этажах зданий, то новая редакция указывает на преимущественный характер такого размещения, исходя из проектной документации. На наш взгляд, учитывая сложность эвакуации данной категории больных, такое законодательное
нововведение не совсем оправдано и может отрицательно сказаться на обеспечении их безопасности.
Как свидетельствует практика, установленные законодательно требования в
6 О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 20.09.2019 № 1216 // Собрание законодательства РФ, 30.09.2019, № 39, ст. 5420.
целях обеспечения пожарной безопасности соблюдаются не всегда как со стороны персонала, так и со стороны посетителей. Не единичны случаи нарушения требований и руководителями организаций, на которых возложена обязанность обеспечения противопожарного режима на вверенных объектах. Так, число погибших при пожаре в торгово-развлекательном комплексе «Зимняя вишня» было бы меньше, если бы требования пожарной безопасности соблюдались администрацией и персоналом кинотеатра с одноименным названием. Как следует из публикаций в СМИ, «многие двери и запасные выходы в ТЦ были заперты» , в практике кинотеатра двери в кинозалы закрывались на ключ, что исключило возможность свободного выхода зрителей из зала при возникновении пожара. Нарушения требований пожарной безопасности (загромождение эвакуационного выхода, не соответствие количества и ширины эвакуационных выходов, нарушение норм пожарной безопасности в части внутренней отделки помещений) привели к гибели более150 человек и в клубе «Хромая лошадь»8. Наиболее распространенной причинной пожаров в торговых центрах, по информации МЧС России, является неисправность в работе
электрооборудования9.
Одной из проблем обеспечения пожарной безопасности остается «отсутствие систематизации и кодификации правовых актов о пожарной безопасности» [1, 253].
Анализ законодательства,
правоприменительной практики и специальной литературы в области пожарной безопасности свидетельствует о нестыковках
законодательства, в том числе ввиду многочисленности норм и правил противопожарного режима, что значительно снижает степень защищенности объектов и субъектов защиты. Так, в результате мониторинга, проведенного ФГБУ ВНИИПО
7 О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 20.09.2019 № 1216 // Собрание законодательства РФ, 30.09.2019, № 39, ст. 5420.
8 Техническая комиссия обнародовала выводы о причинах трагедии в ночном клубе «Хромая лошадь» // Российская газета. URL: https://rg.ru/2010/03/05/reg-permkray/prichiny-anons.html.
9 МЧС назвало главную причину пожаров в торговых центрах. Газета.RU URL: https://news.rambler.ru/disasters/41208654
МЧС России 24 сводов правил МЧС и 93 СП Минстроя России, содержащих требования пожарной безопасности, зафиксировано 59 дублирующих и свыше 80 противоречащих требований [2], в том числе, связанных с областями применения сводов правил для общественных зданий и сооружений, объектов медицинского и социального назначения. Такое положение приводят к различным подходам в толковании и применении правовых норм.
Не всем терминам, употребляемым в Сводах правил по пожарной безопасности, разработчиками дается определение. Например, п. 5.42 Свода правил (118.13330.2012) содержит требование к размещению детских игровых зон. Само понятие «детская игровая зона» не раскрывается. ГОСТ 33602-2015
«Оборудование и покрытия детских игровых площадок» содержит определения понятий «детская игровая площадка», «зона безопасности оборудования детской игровой площадки», «детский городок» (игровой комплекс). В судебной практике п. 5.42 СП применяется к таким объектам как «детское игровое поле - лабиринт» (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 21.05.2019 № 33-11300/2019), «торгово-развлекательная зона»
(Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 № 17АП-18744/2018-АК), «центр досуга и отдыха молодежи, представляющий собой набор игровых аппаратов и аттракционов различных направлений», «детский развлекательный центр» (Решение Октябрьского района Приморского края от 07.05.2018 по делу № 2-220/2018), то есть термин «детская игровая зона» применяется как родовое, обобщающее понятие. Однако стандарты устанавливают для каждого понятия один стандартизованный термин и подмена терминов не должна допускаться.
Большинство нормативных технических документов в области проектирования и строительства зданий и сооружений не распространяются на этап их эксплуатации, требования пожарной безопасности в них содержащиеся не являются требованиями обязательного применения. Так, СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» включен в перечень документов в области стандартизации (утв. Приказом Росстандарта от 17.04.2019 № 831), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ № 384-Ф3. Вместе с тем, национальные стандарты и своды
правил (либо их части) согласно ч.1 ст.6 вышеназванного закона, являются
обязательными, если они включены в перечень документов (Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 (ред. от 07.12.2016)), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Часть СП 118.13330.2012 (например,
раздел,1,2,п.4.1-4.7 раздела 4) включена в указанный перечень, соответственно полежит обязательному соблюдению. В целом, по смыслу действующего законодательства «добровольность» применения сводов правил должна иметь место в случае, если пожарный риск на объекте не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом.
В судебной практике не мало споров возникает относительно применения п. 5.42 СП к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до принятия Постановления Правительства РФ № 1521. Так, ООО «Хлоп Топ» в апелляционной жалобе аргументирует тем, что СП 118.13330.2012 распространяется только на проектирование новых, реконструируемых и капитально
ремонтируемых общественных зданий начиная с 1 января 2013 года, тогда как здание ТРК "Капитолий" было введено в эксплуатацию еще в 2006 г. и при проектировании здания не могли быть учтены требования п. 5.42 СП(Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 21.05.2019 № 33-11300/2019). Однако правила п. 5.42 должны соблюдаться не только при строительстве здания, но и при определении функционального назначения его части, то есть встраиваемой в ТРК «Капитолий» детской игровой площадки. Общество с ограниченной ответственностью «Сити-Инвест» в обоснование своих требований о неправомерности примененных санкций за несоблюдение требований противопожарного режима при организации детской игровой зоны, указывает, что абз. 3 п. 5.42 Свода правил (118.13330.2012) не имеет правового значения для разрешения спора, так как применяется на добровольной основе. Требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к зданиям и сооружениям Федеральным законом от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ст. 8) деятельность ООО «Сити-Инвест» отвечает (Решение Верховного Суда РФ от 08.08.2019 № АКПИ19-486). ООО «Сити-Инвест» занимает неверную
позицию, так как не учитывает обязательность выполнения СП, если они включены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 в вышеназванный перечень документов.
Имеют место противоречия норм правовых актов, согласно которым производится экспертиза, принимается и вводится в эксплуатацию, равно как и осуществляется сама эксплуатация объекта.
В. А. Перов указывает на имеющуюся проблему с обеспечением безопасности в торгово-развлекательных и деловых комплексах, ввиду наличия в одном здании множества организаций, занимающихся разнонаправленной деятельностью
(кинотеатры, спортивные центры, предприятия бытового обслуживание, организации осуществляющие реализацию различных товаров, в том числе требующих специально-оборудованных помещений для их хранения и т.д.). Обязанность обеспечения
противопожарного режима руководителя таких организаций ограничена территорией, которую занимает организация «без учета к составу и функциональным характеристикам системы обеспечения пожарной безопасности» здания в целом. Обеспечение безопасности при таком многообразии хозяйствующих субъектов и «разно видовой эксплуатации здания, без внесения в типовой проект конструктивных изменений», указывает автор, не представляется возможным. [3, 63, 64].
В подтверждение обозначенной проблемы в многофункциональных зданиях и сооружениях, можно привести пример из судебной практики, где имела место несогласованность действий по обеспечению противопожарного режима между
арендодателем и арендатором. При заключении договора, вопросы закрепления обязанностей по содержанию в надлежащем состоянии АПС и СОУЭ, проверки работоспособности источников внутреннего противопожарного водоснабжения и т.д., не были оговорены, что привело к судебному спору об определении субъекта ответственности за состояние
противопожарного режима (Решение Заречного районного суда Свердловской области № 12-42/2019 от 24 апреля 2019 г. по делу № 12-42/2019).
В настоящее время нормативные требования пожарной безопасности к многофункциональным зданиям не разработаны. Проблема с обеспечением пожарной безопасности в комплексах, должна решаться на этапе их проектирования в соответствии с разработанными
«специальными техническими условиями, отражающими специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащими комплекс необходимых инженерно-технических и организационных
мероприятий10, либо посредством
осуществления архитектурно-строительных мероприятий при принятии решения о размещении организаций, учреждений разноплановой функциональной
предназначенности в уже эксплуатируемом здании. Однако и здесь могут возникнуть проблемы ввиду правовых коллизий. Так, например, в случае размещения банковских учреждений в торгово-досуговых центрах (что достаточно распространенно в современный период), возникает проблема с выбором строительных конструкций с нормированными пределами огнестойкости для отделения банковских учреждений от помещений иного функционального предназначения. Например, Московские городские строительные нормы (МГСН) 4.10-97 «Здания банковских учреждений» и ВНП 001-01/Банк России «Здания территориальных главных управлений, национальных банков
Центрального банка Российской Федерации» закрепляют различные показатели пределов огнестойкости конструкций. В первом случае отделение помещений банков от иных помещений предусматривает применение глухих противопожарных стен и перекрытий 1-го типа (СНиП 2.01.02-85), во втором случае - глухие противопожарные стены 2-го типа и перекрытиями 3-го типа (СНиП 21-01-97).Такое несоответствие приводит сложностям при разработке проектной документации.
Имеют место неопределенности с трактовкой мест «массового пребывания людей». В нормативных документах по пожарной безопасности встречаются разные подходы к определению указанного термина. Исходя из п.7 Правил, к таковым относятся здания или сооружения, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек. В данном определении за основу определения мест «массового пребывания людей» берется определенное количество человек. Площадь, равно как и функциональное предназначение объекта не учитывается. Однако, как отмечает А. С. Харламенков [4], если исходить из П.3.71СП 5.13130.2009 к помещениям с массовым пребыванием людей относятся
10 Письмо МЧС России от 27.08.2018 №1941-1-29-13-4 «О разъяснении требований нормативных документов». URL:
https://morozofkk.ru/pisma-mchs/id2694/.
залы, фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, производственные и другие помещения площадью 50 м2 и более с постоянным или временным пребыванием людей (исключение - аварийные ситуации) из расчета более 1 чел. на 1 кв. м11. Данное определение в качестве критерия спорной дефиниции указывает плотность нахождения людей (пребывание (временно или постоянно) на 1 кв.м помещения). Указанные различие в формулировках вызывает сложности при отнесении объектов к местам «массового пребывания людей», что в свою очередь «препятствует проведению оценки
соответствия проектной документации требованиям технических регламентов»12, а также правилам противопожарного режима.
Думается, что многие нюансы найдут свое разрешение после принятия очередных изменений в законодательство о пожарной безопасности, так как проектом № 518816-7 закона предусматривается осуществление строительного надзора при участии представителей ГПС. Как указывается в тексте проекта «Порядок расчета количества человек, одновременно находящихся на объекте с массовым пребыванием людей, будет утверждаться совместно МЧС России и Минстроем России». Значимым шагом в развитии действующего законодательства и совершенствовании системы обеспечения пожарной безопасности является предложение об обязательном участии органов ГПН в проведении государственной экспертизы проектной документации, согласовании вопроса относительно соблюдения требований ПБ в градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капремонт, реконструкцию зданий, сооружений и иных объектов защиты13. С точки зрения повышения
11 СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175) (ред. от 01.06.2011) // Пожарная безопасность, № 3, 2010.
12 МЧС уточнит, что можно считать объектом с массовым пребыванием людей // MKPU. URL: https://www.mk.ru/social/2019/04/10/mchs-utochnit-chto-mozhno-schitat-obektom-s-
13 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора: Проект Федерального закона № 518816-7. URL:http: //sozd.parlament.gov.ru/.
эффективности механизмов обеспечения пожарной безопасности и совершенствования законодательства позитивным является введение классификации объектов по категориям риска, в том числе объектов социально-культурного назначения
(Постановление правительства РФ от 09.10.2019 г. №1303 «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ»). Торгово-развлекательные центры отнесены к объектам «чрезвычайно высокого риска» и будут проверяться ежегодно, что должно положительно сказаться на минимизации пожарных рисков.
Таким образом, несмотря на предпринимаемые меры по минимизации пожароопасных ситуаций, количество пожаров и рисков возникновения пожароопасных ситуаций достаточно велико, механизм обеспечения пожарной безопасности, в том числе посредством установления
противопожарного режима на социально -культурных объектах защиты, еще далек от совершенства. Одним из направлений государственной политики в обеспечении пожарной безопасности указывается актуализация и гармонизация
законодательства. Право, как средство урегулирования общественных отношений выступает достаточно мощным средством, способствующим стабилизации общества, но только в том случае, когда правовые нормы понятны, реально исполнимы, не противоречивы. Для повышения уровня пожарной безопасности необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования отношений в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе путем:
- систематизации и унификации правовых норм;
- исключения дублирующих, противоречащих положений законодательства;
- замены устаревших норм, регламентирующих вопросы пожарной безопасности;
- разработки национального стандарта «Обеспечение безопасности многофункциональных центров, включающих объекты социально-культурного назначения».
Не менее важным считаем и воспитание культуры безопасности, так как именно от отношения к требованиям пожарной безопасности, их неукоснительного соблюдения зависит безопасность субъектов и объектов защиты, минимизация возможных пожарных рисков. В целом для эффективного предупреждения пожарных ситуаций, снижения имущественных потерь, исключения
травмирования и гибели людей необходимо системно подходить к решению обеспечения пожарной безопасности и задействовать все
Список литературы
1. Топилкин П. С. Применение и реализация законодательства о пожарной безопасности в Российской Федерации // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. № 1(6). С. 253-256.
2. Анализ применения и актуализация нормативных документов в области пожарной безопасности / А. С. Етумян [и др.] // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2017. Т. 1. С. 629-635.
3. Перов В. А. Об устранении причин и условий нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации торгово-развлекательных и деловых комплексов // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2018. № 4 (22). С. 61-64.
4. Харламенков А. С. Здания и помещения с массовым пребыванием людей // По-жаровзрывобезопасность. 2018. № 27(9). С.66-68.
References
1. Topilkin P. S. Primeneniye i realizatsi-ya zakonodatel'stva о pozharnoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii [Application and implemen-
возможные и предусмотренные нормативными правовыми актами, программными
документами средства и формы.
tation of fire safety legislation in the Russian Federation], Sovremennyye tekhnologii obespecheni-ya grazhdanskoy oborony i likvidatsii posledstviy chrezvychaynykh situatsiy, 2015, vol. 1(6), pp.253-256.
2. Analiz primeneniya i aktualizatsiya normativnykh dokumentov v oblasti pozharnoy bezopasnosti [Analysis of the application and updating of regulatory documents in the field of fire safety] / A. S. Etumyan [et al.]. Problemy obespecheniya bezopasnosti pri likvidatsii posledstviy chrezvychaynykh situatsiy, 2017, issue 1, pp. 629-635.
3. Perov V.A. Ob ustranenii prichin i usloviy narusheniya trebovaniy pozharnoy bezopasnosti pri ekspluatatsii torgovo-razvlekatel'nykh i delovykh kompleksov [On eliminating the causes and conditions of violation of fire safety requirements during the operation of shopping, entertainment and business complexes], Rassledovaniye prestupleniy: problemy i puti ikh resheniya, 2018, vol. 4 (22), pp. 61-64.
4. Kharlamenkov A. S. Zdaniya i pomeshcheniya s massovym prebyvaniyem lyudey [Buildings and premises with a large stay of people], Pozharovzryvobezopasnost', 2018, vol. 27(9), pp. 66-68.
Чумаков Михаил Вячеславович
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново,
кандидат технических наук, заведующий кафедрой основ экономики функционирования РСЧС E-mail: o-spartak@ mail.ru Chumakov Mikhail Vyacheslavovich
Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo
candidate of technical sciences, head of the Department of economic basics of functioning of the Russian Emergency System E-mail: o-spartak@ mail.ru
Пустовалова Ирина Николаевна
Ивановский филиал ЧОУ ВО «Международный юридический институт», Российская Федерация, г. Иваново
Кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданского права и процесса E-mail: pustovalovai@mail.ru Pustovalova Irina Nikolaevna
Ivanovo branch of the private law institution «International Law Institute», Russian Federation, Ivanovo
PhD in Law, Head of the Department of Civil Law and Procedure E-mail: pustovalovai@mail.ru