Научная статья на тему 'Роль библиотек в реализации программ социализации обучающихся'

Роль библиотек в реализации программ социализации обучающихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
481
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: СОЦИАЛИЗАЦИЯ / БИБЛИОТЕКА / БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / БИБЛИОТЕРАПИЯ / БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потапова Р.П.

Исследование проблем социализации опирается на достаточно устойчивую теоретическую тради-цию. Социализирующая функция библиотек некоторыми отечественными библиотековедами рассмат-ривается в качестве главенствующей. В современных условиях оптимальный результат социализации достигается посредством анализа библиотерапии как технологии адаптации людей к информационному полю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль библиотек в реализации программ социализации обучающихся»

УДК 021.64::316.614.5

Р. П. Потапова

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

РОЛЬ БИБЛИОТЕК В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Исследование проблем социализации опирается на достаточно устойчивую теоретическую традицию. Социализирующая функция библиотек некоторыми отечественными библиотековедами рассматривается в качестве главенствующей. В современных условиях оптимальный результат социализации достигается посредством анализа библиотерапии как технологии адаптации людей к информационному полю.

Ключевые слова: слова: социализация, библиотека, библиотечное дело, обучающийся, библиотерапия, библиотерапевтический тренинг.

R. P. Potapova Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

THE ROLE OF LIBRARIES IN THE IMPLEMENTATION OF STUDENTS SOCIALIZATION PROGRAMS

The study of problems of socialization relies on a fairly stable theoretical tradition. The socializing function of libraries is considered by some of domestic library scientists regarded as a dominant one. In modern conditions the optimal result of socialization is achieved through the analysis of bibliotherapy as a technology of people's adaptation to the information field.

Keywords: socialization, library, librarianship, learning, bibliotherapy, bibliotherapeutic training.

В связи с формированием информационного общества, увеличением аудитории пользователей глобальных информационных сетей, библиотечное дело должно осваивать новые виды информационных услуг, производить информационные продукты, используя накопленный в рамках отрасли позитивный опыт формирования, сохранения и распространения культурных ценностей. Библиотечные программы предусматривают сотрудничество со школами и другими учреждениями, в чью компетенцию непосредственно входят вопросы воспитания и социализации подрастающего поколения.

Мотульский Р. С. в учебном пособии «Общее библиотековедение» (2004 г.) отмечает, что библиотековеды занялись активным поиском единственной функции, определяющей сущность библиотеки как социального института. Главный методологический принцип данного подхода заключается в утверждении, что всем общественным институтам, сферам человеческой деятельности, продуктам культуры, в том числе и библиотекам, свойственна строгая и однозначная специфическая функция. Начало этому подходу положил Ю. Н. Столяров, выделив наряду с сущностными (кумулятивной и утилитарной) в качестве имманентной коммукативную функцию. Свою позицию он обосновывает тем, что «основное социальное предназначение библиотеки... состоит в обеспечении пространственно-временного акта коммуникации». В то же время В. Р. Фирсов приходит к выводу, что основная функция библиотек: «социализирующая, обусловленная преобразующим свойством фонда... Все остальные функции остаются ей подчиненными и ее конкретизирующими». Главенствующую роль социализирующей функции в деятельности библиотек подчеркивает также Ю. П. Мелентьева [3].

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с воспитательными институтами общества и государства, которые способствуют накоплению им знания и опыта социально одобряемого поведения (так же, впрочем, как и опыта его имитации).

Социализация является одной из центральных категорий в различных науках: психологии, социологии, педагогике, библиотековедении. Исследование проблем социализации ведётся с начала Х1Х в. и опирается на достаточно устойчивую теоретическую традицию. Большинство ученых единодушны во мнении, что, во-первых, субъектом исторического процесса является личность, которая формируется в процессе социализации, через усвоение им социальных норм и ценностей. Во-вторых, социализация -многоаспектный, многоуровневый процесс, управление которым предполагает координацию воздействия на индивида в разных сферах его жизнедеятельности. Это обусловлено тем, что каждый вид общественной деятельности имеет свое социальное пространство.

Ряд аспектов духовной жизни подвергается регуляции через социальные институты, напрямую связанные с поддержанием духовного здоровья нации. Отечественный социолог Ж. Тощенко пишет: «духовный компонент является определяющим в социализации человека, что позволяет рассматривать эту

отрасль социологической науки (социологии личности - Р. П.) в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы и искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политических отношений. Но человека возвышают лишь уровень культуры, богатство и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям» [7, с. 317]. Позиция такого рода свидетельствует о значимости исследований социализации как направления деятельности социальных институтов, имеющих непосредственное отношение к духовности, в том числе библиотечного дела.

А. В. Мудрик [4] выделил несколько универсальных механизмов процесса социализации. Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритичное восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т. п., которые не всегда соответствуют общественно одобряемым. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека в той мере, в какой группы сверстников, коллеги и пр., являющиеся ее носителями, референтны для него. Межличностный механизм реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т. д.). Действие всех механизмов в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией - внутренним диалогом, в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье, значимым лицам. То есть человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней и самого себя.

Учитывая, что социализация сейчас осуществляется в условиях «информационной революции», что самореализация человека в социальных связях возможна только при наличии информационной платформы, велением времени становится анализ информационного подхода к решению социальных проблем. Принимая во внимание, что «Информационная среда является механизмом, который является наибольшей силой коллективной нормализации» [1, с. 205] считаем, что чем значительнее, тщательнее разработаны механизмы, технологии адаптации людей к информационному полю, тем будет выше, глубже эффект социализации. Оптимальный результат социализации достигается посредством анализа основных видов, направлений библиотерапии.

Современные направления библиотерапии носят стихийный и организованный, направленный характер. По этим основаниям в рамках курса «Библиотерапия», читаемого для студентов направления «Библиотечно-информационная деятельность» выделяем два современных направления: «стихийная» и «превентивная» библиотерапия. Использование дефиниции «стихийная» по отношению к библиотерапии исходит из категориальных характеристик социализации - «стихийная», «направленная», введенных в научный оборот исходя из изучения позиции И. С. Кона. Ученый обосновал, что в социализацию включены не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование личности [5, 6]. Обращение к основным характеристикам «практической модели библиотерапевтического самолечения», обусловлено тем, что любой организованный (направленный) процесс непосредственной связан со стихийным. Изучение вариантов прагматической «библиотерапевтической самопомощи» расширяет границы теории библиотерапии, позволяет изучить механизмы информационного влияния на человека.

В частности, идентификация с образцом и стремление подражать некому герою художественного произведения - универсальный механизм усвоения культурных норм, ценностей и моделей поведения, существующий в любом человеческом обществе. Определены три культурные модели социализации: традиционная (образцом для подражания выступает старшее поколение, носители мудрости), современная (образцом для подражания является поведение современников) и информационная, постсовременная (следование любым образцам мешает приспособиться, ориентация идет на свой опыт). Спроецировав их на литературную плоскость, получаем, что современная модель выражена в увлечении текстами об артистах, кумирах, спортсменах, олицетворяющих молодость; информационная модель видится в формировании собственных текстов: фольклор, страшилки т. д.; традиционная модель проявляется в предпочтениях в литературе о жрецах, людей из знатного рода, колдунах, что предлагают сказки.

Сказки являются воспитательным средством, транслятором социального опыта, норм и ценностей общества. И, как следствие, являются одним из важнейших культурных ориентиров даже для гендерной социализации в рамках библиотерапевтических программ.

Деление сказок на «женские» и «мужские» всегда условно. Самыми популярными сказками для мальчиков являются «Три поросенка» и «Колобок». В них проявлен важнейший для мужчины архетип Борьбы. Причем, если в «Трех поросятах» показан успешный сценарий победителя превосходящего силой противника, то в «Колобке» (где дополнительно актуализирован архетип Дороги) содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически, на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы.

Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная шапочка», «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка» и другие. Если в «мужских» сказках не всегда есть женские образы, то во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (зооморфный или антроморф-ный). Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), либо она готовит себя к счастливому супружеству («Крошечка-Хаврошечка», «Мороз-ко», «Золушка»). Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине (за исключением, пожалуй, мифологических амазонок). Это неудивительно. Принципы Любви, продолжения рода, основополагающие для женщины, не могут быть реализованы без участия мужчины. Фактически, все «женские сказки» помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужчиной [2].

В мае 2017 года в рамках курса «Библиотерапия» на базе библиотеки-филиала № 18 Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система г. Барнаула» был проведен библиотерапевтический тренинг «Общаемся, играя»» по мотивам сказок А. С. Пушкина (ведущая - студентка 3 курса гр. МБИД-143 Лобанова Т.) В тренинге приняли участие ученики начальных классов лицея № 130 «РАЭПШ». В контексте библиотерапевтического тренинга были созданы условия для реализации способностей студентов и детей, получения необходимых качеств, позволяющих решить задачи социализации. В этом случае партнеры по взаимодействию (библиотека и образовательное учреждение) являются равноправными субъектами организации общения, адекватного активному включению обучающихся в социальную среду.

Список литературы

1. Гуслякова, Л. Г. Формирование системы профессионального образования в российском обществе во второй половине XX начале XXI веков: Избранные труды / Л. Г. Гуслякова. - Барнаул, 2004. - 243 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Сказки для мальчиков и девочек / Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Кудзилов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр:/^^^. 8а^п. ги.

3. Мотульский, Р. С. Общее библиотековедение / Р. С. Мотульский. - Москва : ЛИБЕРЕЯ, 2004. - 224 с.

4. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. - Москва : Ин-т практ. психологии, 1997. - 369 с.

5. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - Москва, 1989. - 255 с.

6. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. - Москва, 1967. - 434 с.

7. Тощенко, Ж. Социология. Общий курс / Ж. Тощенко. - Москва: Прометей, 2000. - 511 с.

УДК 021:94(571.15)'' 1890/1915''

М. Н. Потупчик

Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова,

Барнаул, Россия

СОСТОЯНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В АЛТАЙСКОМ ОКРУГЕ (НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.)

Изучение истории книжного, библиотечного дела Алтая, выявление особенностей способствует целостному восприятию развития культуры как Сибири, так и России в целом. В статье рассмотрены вопросы постановки библиотечного дела в Алтайском округе на рубеже XIX-XX вв. На основе проведенного исследования дается обоснованный вывод о том, что общее количество библиотек на рубеже XIX-XX вв. неуклонно увеличивалось, хотя оставалось все еще недостаточным для такой большой территории, как Алтайский округ.

Ключевые слова: Алтайский округ, сельские библиотеки, народные библиотеки.

M. N. Potupchik

Altai Regional Universal Scientific Library n. a. V. Y. Shishkov,

Barnaul, Russia

THE STATE OF LIBRARIANSHIP OF THE ALTAI REGION (AT THE TURN OF 20th CENTURY)

Изучение истории книжного, библиотечного дела Алтая, выявление особенностей способствует целостному восприятию развития культуры как Сибири, так и России в целом. В статье рассмотрены вопросы постановки библиотечного дела в Алтайском округе на рубеже XIX-XX вв. На основе проведен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.