Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная шапочка», «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка» и другие. Если в «мужских» сказках не всегда есть женские образы, то во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (зооморфный или антроморф-ный). Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), либо она готовит себя к счастливому супружеству («Крошечка-Хаврошечка», «Мороз-ко», «Золушка»). Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине (за исключением, пожалуй, мифологических амазонок). Это неудивительно. Принципы Любви, продолжения рода, основополагающие для женщины, не могут быть реализованы без участия мужчины. Фактически, все «женские сказки» помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужчиной [2].
В мае 2017 года в рамках курса «Библиотерапия» на базе библиотеки-филиала № 18 Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система г. Барнаула» был проведен библиотерапевтический тренинг «Общаемся, играя»» по мотивам сказок А. С. Пушкина (ведущая - студентка 3 курса гр. МБИД-143 Лобанова Т.) В тренинге приняли участие ученики начальных классов лицея № 130 «РАЭПШ». В контексте библиотерапевтического тренинга были созданы условия для реализации способностей студентов и детей, получения необходимых качеств, позволяющих решить задачи социализации. В этом случае партнеры по взаимодействию (библиотека и образовательное учреждение) являются равноправными субъектами организации общения, адекватного активному включению обучающихся в социальную среду.
Список литературы
1. Гуслякова, Л. Г. Формирование системы профессионального образования в российском обществе во второй половине XX начале XXI веков: Избранные труды / Л. Г. Гуслякова. - Барнаул, 2004. - 243 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Сказки для мальчиков и девочек / Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Кудзилов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИр:/^^^. 8а^п. ги.
3. Мотульский, Р. С. Общее библиотековедение / Р. С. Мотульский. - Москва : ЛИБЕРЕЯ, 2004. - 224 с.
4. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. - Москва : Ин-т практ. психологии, 1997. - 369 с.
5. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - Москва, 1989. - 255 с.
6. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. - Москва, 1967. - 434 с.
7. Тощенко, Ж. Социология. Общий курс / Ж. Тощенко. - Москва: Прометей, 2000. - 511 с.
УДК 021:94(571.15)'' 1890/1915''
М. Н. Потупчик
Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова,
Барнаул, Россия
СОСТОЯНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В АЛТАЙСКОМ ОКРУГЕ (НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.)
Изучение истории книжного, библиотечного дела Алтая, выявление особенностей способствует целостному восприятию развития культуры как Сибири, так и России в целом. В статье рассмотрены вопросы постановки библиотечного дела в Алтайском округе на рубеже XIX-XX вв. На основе проведенного исследования дается обоснованный вывод о том, что общее количество библиотек на рубеже XIX-XX вв. неуклонно увеличивалось, хотя оставалось все еще недостаточным для такой большой территории, как Алтайский округ.
Ключевые слова: Алтайский округ, сельские библиотеки, народные библиотеки.
M. N. Potupchik
Altai Regional Universal Scientific Library n. a. V. Y. Shishkov,
Barnaul, Russia
THE STATE OF LIBRARIANSHIP OF THE ALTAI REGION (AT THE TURN OF 20th CENTURY)
Изучение истории книжного, библиотечного дела Алтая, выявление особенностей способствует целостному восприятию развития культуры как Сибири, так и России в целом. В статье рассмотрены вопросы постановки библиотечного дела в Алтайском округе на рубеже XIX-XX вв. На основе проведен-
ного исследования дается обоснованный вывод о том, что общее количество библиотек на рубеже XIX-XX вв. неуклонно увеличивалось, хотя оставалось все еще недостаточным для такой большой территории, как Алтайский округ.
Keywords: Алтайский округ, сельские библиотеки, народные библиотеки.
Существование и сохранение культуры является важным аспектом развития общества в любую историческую эпоху. Библиотеки как специфический институт общества являются неотъемлемой частью культуры, поэтому остается актуальной необходимость осмысления их роли в воздействии на духовную жизнь людей в различные периоды истории страны. Изучение региональных особенностей истории книжного и библиотечного дела способствуют целостному восприятию развития культуры страны в целом.
Интенсивные изменения в хозяйственной жизни Алтайского округа на рубеже XIX-XX вв. (усилившийся переселенческий поток, строительство железной дороги) остро поставили вопросы широкого распространения образования, в том числе внешкольного. На Алтае в этот период действовали библиотеки (частные, школьные, публичные), музеи, типографии, книжные магазины, которые находились, в основном, в городах.
В Барнауле для горожан в начале XX в. были открыты народно-школьная библиотека «Общества попечения о начальном образовании», городская библиотека, народный дом. 23 октября 1885 г. Советом Общества с разрешения томского губернатора при школе была открыта бесплатная народно-школьная библиотека. К 1899 г. число читателей достигло 532 человека, а фонд увеличился до 1284 книг и 136 номеров периодических изданий. 14 февраля 1888 г. томским губернатором было разрешено Обществу попечения о начальном образовании в Барнауле открыть общественную городскую библиотеку. Эта дата считается днем основания Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова. Активное участие в создании библиотеки приняли участие члены Обществ попечения о начальном образовании, служащие, жители города, которые передали библиотеке книги, а также подборки журналов. При открытии библиотеки фонд составил 2 160 книг, через десять лет - увеличился до 3924 книг и 2372 номеров периодических изданий [5, с. 7].
Кроме окружного центра, в других городах и селениях округа стали открываться общедоступные библиотеки.
В г. Бийске в начале XX в. имелись 2 типографии, книжный магазин, принадлежащий И. Д. Реброву, 2 фотографии и городская публичная библиотека [2, л. 1]. Библиотека была торжественно открыта 10 декабря 1900 года. Все книжное богатство этой библиотеки при открытии умещалось в 2-х шкафах, а на столе кабинета лежало несколько российских, сибирских газет и журналов. При библиотеке также был открыт кабинет для чтения, который работал с 10 ч. утра до 7 ч. вечера, а в праздники с 12 ч. до 14 ч. дня. Кроме кабинета для взрослых, позже организовали кабинет для малышей с детскими книгами и журналами.
На селе книги можно было найти, в первую очередь, в ученических библиотеках. Исследование, проведенное Обществом любителей исследования Алтая в 1894 г., дает некоторое представление о состоянии учебных библиотек. В среднем на школу приходилось по 131,8 экземпляров, в основном, учебной, методической литературы. Этого было недостаточно, если учесть, что книгами из фондов ученических библиотек пользовались не только ученики и учителя, но и все, окончившие курс обучения, а также грамотные крестьяне [9, с. 69].
Просвещение народа не могло ограничиться лишь обучением грамоте. Необходимы были самообразовательные формы для закрепления знаний, полученных в школе, такие как чтение. Важнейшими из таких учреждений могли быть народные библиотеки - бесплатные библиотеки для низших слоев населения (крестьянского, мещанского сословий).
Народная библиотека в с. Берском Барнаульского уезда (ныне г. Бердск Новосибирской области), открытая в 1897 г. по инициативе врача И. И. Березина, была одной из первых среди сельских общедоступных библиотек Алтайского округа. Активную помощь в открытии этой библиотеки оказал крупнейший хлеботорговец и меценат Владимир Александрович Горохов: пожертвовал на первоначальное развитие средства в количестве 100 руб., книги, а к 1899 г. на его средства было построено специальное здание для библиотеки. В газете «Сибирская жизнь» отмечалось, что «библиотека обставлена прекрасно: имеется обширный зал для спектаклей и народных чтений» [1, с. 4]. Средства на развитие народной библиотеки также поступили от Бердского волостного общества, от купцов и других жителей Бердска и Томска. К 1911 г. фонд библиотеки составлял более 4 тыс. книг. Читателей было 300 человек, половину из которых составляли дети, 110 мужчин и 40 женщин. Выдано - чуть более 3,5 тыс. изданий.
В том же 1897 г. была учреждена одна из первых общественных библиотек в Змеиногорском уезде. Инициаторами открытия сельской библиотеки стали бывший волостной писарь П. И. Горшков и крестьянский начальник Федосеев. На сельском сходе, состоявшемся 9 апреля 1895 г., «горнозаводские обыватели (бывшие мастеровые и урочники), имеющих право голоса» решили единовременно пожертвовать на библиотеку пятьдесят рублей из кабацких денег [3, л. 3]. Почти через два года со дня сельского схода, инициировавшего открытие библиотеки, Томский губернатор подписал разрешение № 1087 от 28 января 1897 г. об учреждении бесплатной библиотеки при Змеиногорском волостном правлении под непосредственным наблюдением и ответственностью волостного старшины [4, л. 12]. Сельское общество с. Змеиногорского ежегодно выделяло субсидии на поддержание библиотеки. Фонд насчитывал более 800 книг русской, иностранной классики, а также издания по различным отраслям знания.
В условиях отсутствия земств в Сибири именно «частная инициатива» в начале XX в. стала движущей силой в деле развития библиотек на территории Алтайского округа. Библиотеки открывались благодаря активной деятельности различных общественных, благотворительных, просветительских организаций, кооперативных объединений.
По инициативе видного деятеля народного просвещения в Сибири Петра Ивановича Макушина в г. Томске 23 сентября 1901 г. состоялось открытие «Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии» (далее - «Общество»), целью которого ставилось «содействовать открытию и устройству в многолюдных селениях Томской губернии народных бесплатных библиотек-читален» [10, с. 1].
«Общество» занялось активной работой по широкому ознакомлению сельского населения со значением народных библиотек в деле народного образования. В течение 1903-1906 гг. в Алтайском округе были открыты 9 библиотек: в Барнаульском уезде - 5, в Бийском уезде - 3, в Змеиногорском - 1.
13 февраля 1903 г. «Обществом» одной из первых на Алтае была открыта бесплатная народная библиотека в селе Нижне-Каменском Бийского уезда. «Обществом содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии» были выделены средства в размере 52 руб. 81 коп., высланы 215 книг. Вскоре в библиотеке уже числилось 118 человек подписчиков. Особым спросом пользовались книги: «Князь Серебряный» А. Толстого, «Юрий Милославский» М. Загоскина. В марте 1903 г. открыла двери для своих читателей бесплатная народная библиотека в с. Сорокинском Барнаульского уезда. Средства в размере 150 рублей на ее открытие пожертвовал купец Макаров -попечитель местной школы. В декабре 1902 г. «Общество» выслало для библиотеки 431 книгу, также были выписаны иллюстрированные журналы «Нива» и «Всходы». Читателями библиотеки стали 64 человека, в т. ч. 24 - детей. За первые три месяца работы было выдано 237 книг. Около 70 % выдаваемой литературы составляли художественные издания - романы, повести, рассказы. В Змеиногор-ском уезде была открыта еще одна народная библиотека. Это событие произошло 25 марта 1903 г в с. Колыванском. Инициатором создания Колыванской библиотеки был лесной смотритель Змеиногор-ского имения Николай Иосифович Сендзиковский. В день празднования 100-летнего юбилея Колы-ванской шлифовальной фабрики (1 мая 1902 г.) собравшиеся на юбилейное торжество решили учредить бесплатную библиотеку-читальню для рабочих фабрики и местного горнозаводского населения. Н. И. Сендзиловский предложил создать постоянный фонд из месячных пожертвований «состоятельных колыванцев» по 50 коп. По одним данным на устройство библиотеки было собрано 120 руб., по другим - 89 руб. 45 к. На эти средства приобрели мебель (библиотечный шкаф, стол для газет и журналов) и книги. «Общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален» направило в феврале 1903 г. 314 экз. книг [6, с. 9, 11].
В 1900-е гг. на развитие сельских библиотек стали выделяться средства из фонда издателя, просветителя Флорентия Федоровича Павленкова. Согласно его завещанию, на селе должны были быть созданы 2 тысячи народных библиотек, на открытие каждой из них предназначалось 50 рублей [8, с. 10]. По всей стране стали открываться павленковские библиотеки. На Алтае в течение 1905-1907 гг. были открыты 6 библиотек, получивших поддержку из фонда Ф. Ф. Павленкова: Барнаульский уезд - 3 (Кой-новская, Повалихинская, Ординская павленковские библиотеки), Бийский уезд - 2 (Мало-Бащалакская, Улалинская), Змеиногорский уезд - 1 (Красноярская).
За 10 лет при активном содействии «Общества» в Алтайском округе было создано почти 140 библиотек (табл. 1).
Таблица 1
Библиотеки, открытые в Алтайском округе, 1903-1912 гг.
Уезд Библиотеки
Всего в т. ч. при поддержке
б-ки Ф.В. Эттин-гера фонда Ф.Ф. Павлен-кова б-ки И.Д. Сытина уездного Об-ва попечения о народной трезвости Прочих обществ
Барнаульский уезд 81 3 6 9 8
Бийский уезд 29 3 2 7
Змеиногорский уезд 12 1 1
Кузнецкий уезд 17 2 4 2 3
Всего: 139 5 14 13 7 12
'Источник: [7, с. 29-35].
Несмотря на то, что количество книг и средств на их приобретение было недостаточно, наблюдался рост основных показателей работы библиотек (количество читателей, книговыдача). Вот некоторые статистические данные о работе библиотеки в с. Смоленское: период - 2 мая - 1 июля 1904 г.: количество читателей - 16, в т. ч. 1 учащийся; книговыдача - 65 экз.; период - 1-е полугодие 1907 г.: количество читателей - 290, в т. ч. 105 учащихся; книговыдача - 633 экз. Койновская библиотека за 1906 г. имела 120 читателей, в т. ч. 40 учащихся, и 1400 выданных книг, за первую половину 1907 г. - 148 читателей, в т. ч. 48 учащихся, книговыдача - 2000. Такую же положительную динамику в росте читателей и книго-выдачи демонстрировали и другие народные библиотеки. Это свидетельствует о востребованности, объективной необходимости создания библиотек в Алтайском округе.
История и развитие библиотечного дела на Алтае отражает тот факт, что на рубеже XIX-XX вв. появляется все больше людей из различных слоев населения, понимающих важность и необходимость развития внешкольного образования и, в частности, открытия библиотек. Для более чем миллионного населения округа открытых библиотек было недостаточно. Но этот почин проложил путь к созданию других библиотек, в том числе бурно развивающимися кооперативными объединениями, к преодолению безграмотности населения, в целом к оживлению культурной жизни региона.
Список литературы
1. Краткий очерк XV-летней деятельности Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле (1884-1899 гг.) / сост. Г. Б. Баитов. - Барнаул, 1899. - 20 с.
2. Государственный архив Алтайского края, ф. 170, оп. 1, д. 268.
3. Рылова, Е. П. Начальная школа в Алтайском округе в 1894 году / Е. П. Рылова // Алт. сб. - Барнаул, 1898. - Т. 3. - С. 1-74.
4. [Бердская народная библиотека] // Сибирская жизнь: XXIII иллюстрированное приложение к газете: к № 216. - 1903. - 5 окт.
5. Государственный архив Томской области (далее - ГАТО), ф. 3, оп. 4, д. 2542.
6. ГАТО, ф. 3, оп. 4, д. 2542.
7. Устав Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален. - Томск, [1901]. -
9 с.
8. Отчет Совета Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии за 1901-1903 г. - Томск, 1904. - 30 с.
9. Павленковские библиотеки России : справ. / ред. Н. С. Сулимова. - Екатеринбург, 2007. - 305 с.
10. Отчет совета Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии за годы 1910-1912. - Томск, [1913]. - 45 с.