Научная статья на тему 'Арт-терапия как средство социализации и социальной адаптации: о возможностях вуза культуры и искусств'

Арт-терапия как средство социализации и социальной адаптации: о возможностях вуза культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2355
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ВУЗ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / SOCIALIZATION / SOCIAL ADAPTATION / ART-THERAPY / HIGH SCHOOL OF CULTURE AND ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савич Л.Е.

Возможности социализации и социальной адаптации есть у каждого человека, но степень их реализации определяется социальной ситуацией, в которых он реализует себя, свои мысли, возможности, желания, качества. Показателем успешной социализации и адаптации является способность человека жить в современных условиях. Способствовать этому призвана арт-терапия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-THERAPY AS METHOD OF SOCIALIZATION AND SOCIAL ADAPTATION: ABOUT POSSI-BILITIES OF HIGH SCHOOL OF CULTURE AND ARTS

Any people have the possibilities of socialization and social adaptation, but level of it determinated by social situation. In this situation human can realize himself, his thoughts, possibilities, wishes, qualities. Indicator of success socialization and adaptation is possibility of human too live in modern conditions. Art-therapy invites to help it.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия как средство социализации и социальной адаптации: о возможностях вуза культуры и искусств»

УДК 316.6

Л.Е.Савич

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ: О ВОЗМОЖНОСТЯХ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Возможности социализации и социальной адаптации есть у каждого человека, но степень их реализации определяется социальной ситуацией, в которых он реализует себя, свои мысли, возможности, желания, качества. Показателем успешной социализации и адаптации является способность человека жить в современных условиях. Способствовать этому призвана арт-терапия.

Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, арт-терапия, вуз культуры и искусств

L.E. Savich ART-THERAPY AS METHOD OF SOCIALIZATION AND SOCIAL ADAPTATION: ABOUT POSSIBILITIES OF HIGH SCHOOL OF CULTURE AND ARTS

Any people have the possibilities of socialization and social adaptation, but level of it determinated by social situation. In this situation human can realize himself, his thoughts, possibilities, wishes, qualities. Indicator of success socialization and adaptation is possibility of human too live in modern conditions. Art-therapy invites to help it

Keywords: socialization, social adaptation, art-therapy, High School of Culture and Arts

Современные тенденции, имеющие место в обществе и культуре, диктуют новые требования к личности, к ее адаптивности к происходящему и готовности принять то, что произойдет в будущем.

Социализация и социальная адаптация - это не только непрерывный двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, но и многогранные процессы усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения. Успешные социализация и социальная адаптация формируют активного субъекта общественных отношений и профессиональной деятельности, что является важнейшим показателем деятельности государства в социально-экономической сфере, эффективности работы его социальных институтов, в первую очередь, образования и культуры, залогом сохранения стабильности, трансляции и развития культуры.

Культура в этих условиях выступает как системообразующий фактор развития личности и общества в целом, как модель описания и объяснения мира. Роль искусства как специфической формы культуры здесь опосредуется не только художественными законами и индивидуально-психоло-гическими особенностями творчества, но и социокультурными требованиями эпохи, предполагает функции проводника для выстраивания контекстуальных связей личности с социумом и культурой в целом. Культура, по образному выражению Л.П.Гримака, есть изначальная терапия человека [2]: усваивая культурные образцы поведения и отношений, человек осознанно или не очень выбирает те нормы, которыми руководствуется в течение жизни.

Однако человек является не только объектом и субъектом социализации. Он может стать и ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. Успешная социализация, с одной стороны, предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с другой - способность противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Человек, адаптирующийся к внешним условиям среды и к потребностям внутреннего мира, стремится, прежде всего, к согласованию жизненных целей и результатов, к установлению равновесных отношений с самим собой и с реальностью, к созданию комфортной жизненной ситуации, при которой страдания и проблемы сведены к минимуму, к получению от жизни практической пользы, успеху и творческой самореализации.

Адаптированность личности определяется ее способностью ориентироваться в том пространстве, в котором заданы изначальные условия социального бытия человека, принципиально отличные от естественных (биологических) условий. Вне определенной среды невозможно раскрытие специфически человеческого в каждом конкретном индивиде. Приспособление человека к окружающему миру требует всесторонней социализации личности и усвоения ею определенного социального опыта. Так формируется «цивилизованный» человек, который может стать здоровой и полноценной личностью лишь в результате успешной социальной адаптации [1].

Социально-экономические процессы, происходящие в России в последние десятилетия, привели, несмотря на повышение в целом благосостояния населения, к ухудшению качества его жизни и здоровья. В силу инертности психологических механизмов индивидуального и

общественного сознания, отсутствия у населения знаний о возможных способах адаптации к новой ситуации, население оказалось неспособным адекватно реагировать на новые реалии изменением поведения в сфере здоровья. Подобные ситуации характерны для всех стран, переживающих те или иные социальные и экономические трудности. Врачи, психологи, психиатры, социологи подтверждают связь состояния людей с резкими социальными сдвигами и, как следствие - изменение уровня и структуры заболеваний [напр., 3; 4; 5; 6; 11; 12; др.].

Врачи констатируют прогрессивный рост психических, особенно пограничных психических расстройств, что связано с перенапряжением психоэмоциональной сферы и истощением адаптационных механизмов.

В развитых странах изменился тип заболеваемости населения: на смену преимущественно острым заболеваниям, чаще вызываемым инфекционным началом, пришли заболевания с затяжным течением (хронические), где не удается выделить какой-либо один четко очерченный причинный фактор. Прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения - дезадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания. Появилось понятие стресс социальных изменений, возникающий на фоне радикальных и крупномасштабных перемен в жизни общества, способных вызывать дезадаптацию у отдельных людей, определенных социальных групп и даже общества в целом («социальная дезорганизация» общества). Наши современники погибают не столько от инфекций, сколько от болезней, вызванных социальными причинами - образом жизни, тяжелыми переживаниями, глубокими фрустрациями, различного рода фобиями, психической травматизацией.

Еще древние говорили, что нельзя лечить тело, не принимая во внимание состояние души. Одни люди испытывают трудности в коммуникации, другие - в самопознании и саморазвитии, у тре-тьих доминирует агрессия, зависть и соответствующее поведение. Для многих характерны такие формы нарушения социализации личности, как неадекватные самооценка и уровень притязаний, которые важны не только для личностного, но и профессионального самочувствия. Но эти проявления характерны в большинстве случаев не больным, а нормальным личностям. Им нужна помощь в преодолении названных барьеров, и зачастую это помощь не врача.

Здоровый человек характеризуется своими возможностями адаптации, социализации и индивидуализации. Эти возможности есть у каждого человека, а степень их реализации определяется социальной ситуацией, то есть теми ежедневными условиями развития человека, в которых он реализует себя, - свои мысли, возможности, желания, качества. Критерием успешной адаптации является способность человека жить в современных условиях.

Сегодня признано, что одним из эффективных средств социальной адаптации является арт-терапия. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое называется «счастьем» потому, что удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. За время своего существования арт-терапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и приёмы разных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, музыки, хореографии, литературы, методы педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и других наук. Она продолжает активно развиваться, осваивая новые области практического применения и обогащаясь идеями благодаря интеграции с самыми различными научными дисциплинами.

Арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир, развивает творческие возможности, помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты, может открыть в себе неизвестные ранее таланты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.

В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Изначально она предполагала только визуальные виды творчества: живопись, графику, фотографию, рисование и лепку. Современ-ная арт-терапия насчитывает значительно большее количество направлений. К

ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д. В арт-терапии все более активно развивается педагогическое направление, предполагающее выполнение воспитательных, коррекционных, психотерапевтических, диагностических и развивающих функций.

Разработан и комплексный метод - арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии как при работе с взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Занятие арт-терапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений. Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания.

Закономерен вопрос: как в этой работе может быть использован потенциал творческого вуза, в частности Казанского государственного университета культуры и искусств?

Проведенный нами анализ показал, что факультетами и кафедрами КазГУКИ ведется активная работа по содействию социализации, социальной адаптации, формированию социального здоровья наших сограждан средствами культуры и искусства, которую можно представить в виде следующих направлений:

1. Непрерывное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиона-льная переподготовка) по направлениям музыкальная терапия; танцевальная терапия; библиотерапия; изо/дизайн-терапия; фото/видео-терапия, семьеведение), дополнительные образовательные программы для различных категорий слушателей.

С февраля 2015г. при поддержке гранта Правительства РТ «Алгарыш» реализуется программа профессиональной переподготовки по направлению «Музыкальное инструментальное искусство», профиль «Музыкальная терапия». Для проведения занятий по основным специальным дисциплинам приглашен директор Научно-исследовательского центра по музыкотерапии и восстановительным технологиям, член Ученого и Диссертационного советов Научного центра восстановительной медицины и курортологии Министерства здравоохранения России, доктор медицинских наук, профессор С.В. Шушарджан. Предполагается в течение 2 лет обучить не менее 30 слушателей, в числе которых учителя музыкальных школ, руководители организаций культуры, преподаватели и студенты КазГУКИ.

В декабре 2014 г. состоялся первый выпуск программы профессиональной переподготовки «Педагогика балета», в учебной плане которой нашли отражение вопросы танцевально-двигатель-ной терапии. В числе выпускников были специалисты, профессионально занимающиеся в своих коллективах танцевальными терапевтическими практиками с детьми и взрослыми, что показали в выпускных квалификационных работах.

С 2013 г. в университете совместно с Министерством образования и науки РТ, под патронажем Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан С.Х.Сабурской проводится элективный курс - программа повышения квалификации «Семьеведение» для учителей общеобразовательных школ республики. КазГУКИ стал базовым вузом РТ по этому направлению. За это время мы приняли в университете 6 групп преподавателей нового для школ РТ курса «Семьеведение» - более 360 учителей школ Казани и РТ. Рабочая программа и учебно-методическое пособие по элективному курсу «Семьеведение» подготовлены на кафедре философии, культурологии и социологии под руководством доктора социологических наук, профессора Л.В. Карцевой. Учебно-методическое пособие по элективному курсу «Семьеведение» рекомендовано Институтом развития образования Республики Татарстан, 2-е издание которого, исправленное и дополненное, вышло из печати в 2015г. под грифом нашего вуза.

Библиотерапевтические практики реализуются под руководством профессора Ю.Н.Дрешер в лечебных и реабилитационных организациях Министерства здравоохранения РТ, в том числе с привлечением студентов, проходящих производственную практику в Республиканском

медицинском библиотечно-информационном центре Минздрава РТ. Кроме того Ю.НДрешер проводит занятия по «Сказкотерапии» в дошкольных образовательных организациях Казани, мастер-классы, в том числе в странах СНГ, активно участвует в научных конференциях различного уровня. В РМБИЦ - базе практики студентов факультета информационного сервиса и медиатехнологий, ведется большая библиотечно-информационная работа по библиотерапии и пропаганде здорового образа жизни.

Учебный курс «Библиотерапия» читался профессором Ю.НДрешер и доцентом С.В.Заборовской для студентов специальности «Библиотечно-информационная деятельность». В учебных планах последних лет он предлагается как дисциплина по выбору и вызывает интерес студентов-бака-лавров. В 2015/2016 учебном году планируется сформировать группу профессиональной переподготовки по названному направлению из числа работников библиотек лечебно-профилактических организаций РТ.

Танцевально-терапевтические методики применяются в работе с пожилыми людьми в Университете третьего возраста, который за 2 года стал чрезвычайно популярным в Казани. В 2014/ 2015 учебном году занятия проводились в 6 хореографических группах, в которых ежемесячно обучалось до 150 слушателей старше 55 лет.

В качестве арт-терапевтических практик можно рассматривать и занятия в Университете тре-тьего возраста по направлениям «Кружевоплетение», «Лоскутная мозаика», «Театральная студия «Актер эстрады»» «Роспись по дереву и народная игрушка». Планируем набор в группу фото-видеотерапии.

2. Работа с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, инвалидами. Организа-ция, проведение и участие в мероприятиях в помощь социальной адаптации является наиболее востребованным направлением работы, в котором участвуют практически все творческие кафедры, кафедра социально-культурной деятельности.

Особое место здесь занимает сотрудничество с АНО «Больничные клоуны», в проектах которо-го принимают активное участие студенты кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников. АНО «Больничные Клоуны» является организацией, практикующей регулярную и сис-темную реабилитацию детей с помощью средств больничной клоунады, ведет регулярную и эффек-тивную работу в составе медицинской команды.

Благодаря тесному сотрудничеству КазГУКИ и Детской республиканской клинической больницы РТ стал возможен показ тяжелобольным детям студенческих работ, таких как программа «Здоровье. Детская рубрика» (2011); водевиль «Беда от нежного сердца» (2011); эстрадный концерт (2012); акция «Мы вместе можем многое» с общественным движением «Движение против рака» (2012-2014); музыкальная сказка «Колобок» (2014-2015); мюзикл «Дело - табак» (2013-2014). С 2011 года для детей, находящихся в стационаре ДРКБ, проводятся новогодние мероприятия. В ближайших планах - постановка спектаклей «Зима» и «Бабочки» для детей с психоневрологическими отклонениями.

Успешно действуют студенты-аниматоры в больницах, детских домах, в том числе совместно со школами аниматоров, руководителями которых являются выпускники нашего вуза.

Студенты направления подготовки «Социально-культурная деятельность» проходят практику в Центре реабилитации инвалидов «Восхождение» Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, оказывают помощь в проведении благотворительных культурно-массовых мероприятий. Здесь же работают выпускники кафедры

Активную благотворительную и волонтерскую деятельность, направленную, в том числе, на воспитание в студентах добра и милосердия, ведут кафедры факультетов музыкальных искусств, хореографического искусства в больницах, реабилитационных центрах, домах ветеранов, детских домах, образовательных организациях особого типа, для инвалидов, людей с ограниченными возможностями здоровья, пожилых, в том числе совместно с благотворительными фондами, молодежными общественными движениями, Фондом им. Анжелы Вавиловой, Минздравом РТ, др. Проводятся мастер-классы в детских домах, что способствует эстетическому развитию, социальной адаптации, оздоровлению детей и подростков, организуются праздники и концерты для людей с ограниченными возможностями здоровья, мероприятия, посвященные дню престарелых, декады инвалидов и многое другое. При этом используются социально-терапевтические практики.

Студентами и преподавателями Института кино и телевидения КазГУКИ снимаются фильмы, посвященных этой проблеме, например, фильм А.А.Барыкина «Песня, которой не

слышно». Работы студентов Института кино и телевидения участвовали в международном фестивале «Кино без барьеров», посвященном инвалидам и людям с ограниченными возможностями.

Выпускники университета работают в организациях, содействующих социальной адаптации различных категорий населения.

3. Ведется научно-исследовательская работа. Успешно защищены и готовятся к защите кандидатские и докторские диссертации, посвященные рассматриваемым в данном контексте вопросам, а также философии здоровья, традициям сохранения здоровья в различных социальных практиках. В тематике научно-исследовательских работ студентов, курсовых и дипломных исследованиях также находят отражение эти социально значимые проблемы. В первую очередь здесь следует назвать работы, выполняемые по кафедрам СКД, библиотековедения, библиографоведения и документоведения.

Поэтому представляется целесообразным объединить возможности, планы факультетов и кафедр и получить «синергетический эффект» в лаборатории социальной адаптации средствами культуры и искусства, над созданием которой работает Институт трансфера знаний КазГУКИ. Идея ее создания возникла совершенно естественным путем, поскольку содействие социальной адаптации является одной из основных целей специалистов нашей сферы и организаций, для которых мы готовим своих выпускников, и, как видно из представленного обзора, на многих кафедрах преподаватели в контексте своей научной и творческой деятельности занимаются и социальной адаптацией, и социальным здоровьем, и арт-терапевтическими практиками.

Что может сделать лаборатория? Предварительно намечены следующие направления работы:

- реализация программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки для преподавателей организаций профессионального, общего, дополнительного, дошкольного образования, для медицинских организаций, туристической и рекреационно-оздоровительной сферы;

- реализация дополнительных образовательных программ для населения, в том числе индивидуальная и семейная музыкальная, хореографическая и другие виды арт-терапии, творческо-оздоровительные и развивающие программы для детей;

- проведение научных исследований, для чего могут создаваться временные научные и творческие коллективы;

- проведение научных мероприятий: конференций, семинаров, конкурсов, издание монографий, сборников научных трудов, статей, др.; на сайте университета идет работа электронной научной конференции «Арт-терапия как фактор формирования социального здоровья»;

- тренинги саморазвития, раскрытия творческих способностей, снятия стресса.

Особым направлением должна стать работа по снижению социальной и профессиональной напряженности преподавателей и сотрудников университета, для чего предлагается лекторий и организация кабинета релаксации при кафедре фортепиано и теории музыки.

Таким образом, в университете формируется новое научное и творческое направление, способное объединить в лаборатории уже действующие научные и творческие школы вокруг новой, социально значимой проблемы.

Литература

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки.- М.: Академия, 2001. - 352 с.

2. Гримак Л.П. Культура - изначальная терапия человека //Вопр. культурологии. - 2005. -№10. - С.20-23; № 11. - С.29-34.

3. Гурвич И.Н. Социально-психологические факторы здоровья [Электронный ресурс] //Русский народный сервер против наркотиков NarCom.ru. -Режим доступа:

http://www.narcom.ru/ideas/socio/33.html. [Проверено 20.09.2012].

4. Науменко Ю.В. Комплексное формирование социокультурного феномена «здоровье» у

1. Vasil'eva О^., Filatov F.R. Psihologija zdorovja Ле^ека: jetalony, predstavlenija, ustanovki.- М.: Akademija, 2001. - 352 s.

2. Grimak L.P. КиГШга - iznachal'naja terapija cheloveka //^рг ки1Ъго^п. - 2005. - №10. - S.20-23; № 11. - S.29-34.

3. Gurvich 1.К Social'no-psihologicheskie faktory zdorovja [Jelektronnyj resurs] //Russkij narodnyj server protiv narkotikov NarCom.ru. - Rezhim dostupa: http://www.narcom.ru/ideas/socio/33.html. [Provereno 20.09.2012].

4. Naumenko Ju.V. Kompleksnoe formirovanie sociokul'turnogo fenomena «zdorov'e» u podrostkov V obshheobrazovatel'noj shkole: dis. ... d-ra. ped nauk:

подростков в общеобразовательной школе: дис. ... д-ра. пед наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования» /ГОУ ДПО «Волгоград. гос. акад. повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования (ВГАПК РО)». - М., 2009. - 501 с. - (Доступ к полному тексту возможен из базы данных «Электронная библиотека диссертаций РГБ». URL:

http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004652000/rsl010 04652533/rsl0100465 2533.pdf).

5. Парсонс Т. О структуре социального действия: [пер. с англ.] /под общ. ред.: В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. - М.: Акад. Проект, 2000. -879 с.

6. Рывкина Р.В. Социальные болезни российского общества как объект социологического изучения //Об-ществ. науки и современность. - 2009.

- № 3. - С. 45-49.

7. Савич Л.Е. Библиотечно-информационная деятельность в контексте формирования социального здоровья: теоретико-методологические основы: моногр. /Казан. гос. ун-т культуры и искусств.- Казань: Культура, 2012.-340с.

8. Савич Л.Е. Социальное здоровье: культурологический подход: моногр. /Казан. гос. унт культуры и искусств.-Казань: Культура, 2011.-159 с.

9. Савич Л.Е. Здоровье как проблема общества, профессии и образования //Информационная инфраструктура гуманитарного вуза: качество образования и интеграция в мировое информационное пространство: коллектив. моногр. /Казан. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. Р.С. Гиляревский, В.А.Цветкова. - М.: ВИНИТИ, 2007. -С. 140-167.

10. Савич Л.Е. Социальное здоровье в содержании профессиональной подготовки специалистов сферы культуры //Образование и саморазвитие.- 2009. - № 4 (14) - С.38-44.

11. Antonovsky A. Unraveling the mystery of health. How people manage stress a. stay well. - San Francisco; London : Jossey - Bass , 1987. - XX, 218 р.

- (The Jossey - Bass soc. a. behavioral science ser.). -(The Jossey - Bass health ser.).

12. Lazarus R.S. Individual susceptibility and resistanse to psychologicalstress //Psychological factors work and relation health-Geneva, 1987.-P. 127-133.

13.00.01 - obshhaja pedagogika, istorija pedagogiki i obrazovanija» /GOU DPO «Volgograd. gos. akad. povyshenija kvalifikacii i prof. perepodgotovki rabotnikov obrazovanija (VGAPK RO)». - M., 2009. -501 s. - (Dostup k polnomu tekstu vozmozhen iz bazy dannyh «Jelektronnaja biblioteka dissertacij RGB». URL:

http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004652000/rsl010 04652533/rsl0100465 2533.pdf).

5. Parsons T. O strukture social'nogo dejstvija: [per. s angl.] /pod obshh. red.: V.F. Chesnokovoj, S.A. Belanovskogo. - M.: Akad. Proekt, 2000. -879 s.

6. Ryvkina R.V. Social'nye bolezni rossijskogo obshhestva kak ob#ekt sociologicheskogo izuchenija //Ob-shhestv. nauki i sovremennost'. - 2009. - № 3. - S. 45-49.

7. Savich L.E. Bibliotechno-informacionnaja dejatel'nost' v kontekste formirovanija social'nogo zdorov'ja: teoretiko-metodologicheskie osnovy: monogr. /Kazan. gos. un-t kul'tury i iskusstv.- Kazan': Kul'tura, 2012.-340s.

8. Savich L.E. Social'noe zdorov'e: kul'turologicheskij podhod: monogr. /Kazan. gos. un-t kul'tury i iskusstv.-Kazan': Kul'tura, 2011.-159 s.

9. Savich L.E. Zdorov'e kak problema obshhestva, professii i obrazovanija //Informacionnaja infrastruktura gumanitarnogo vuza: kachestvo obrazovanija i integracija v mirovoe informacionnoe prostranstvo: kollektiv. monogr. /Kazan. gos. un-t kul'tury i iskusstv; nauch. red. R.S. Giljarevskij, V.A.Cvetkova. - M.: VINITI, 2007. - S. 140-167.

10. Savich L.E. Social'noe zdorov'e v soderzhanii professional'noj podgotovki specialistov sfery kul'tury //Obrazovanie i samorazvitie.- 2009. - № 4 (14) - S.38-44.

11. Antonovsky A. Unraveling the mystery of health. How people manage stress a. stay well. - San Francisco; London : Jossey - Bass , 1987. - XX, 218 r. -(The Jossey - Bass soc. a. behavioral science ser.). -(The Jossey - Bass health ser.).

12. Lazarus R.S. Individual susceptibility and resistanse to psychologicalstress //Psychological factors work and relation health-Geneva, 1987.-P. 127-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.