Научная статья на тему 'Библиотечная валеология и социальная экология: в продолжение междисциплинарного дискурса'

Библиотечная валеология и социальная экология: в продолжение междисциплинарного дискурса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
187
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИБЛИОТЕЧНАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / LIBRARY VALEOLOGY / ECOLOGY / SOCIAL ECOLOGY / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / SOCIALIZATION / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савич Л.Е.

Статья посвящена изучению возможностей интеграции развивающихся научных направлений библиотечная валеология и социальная экология, объектом которых является человек и его социальное здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUEOLOGY OF THE LIBRARY AND SOCIAL COLOGY: IN CONTINUATION OF INTERDIS-CIPLINARY DISCOURSE

The article is devoted to the study of integration possibilities of developing scientific fields of library science and social ecology, the object of which is man and his social health.

Текст научной работы на тему «Библиотечная валеология и социальная экология: в продолжение междисциплинарного дискурса»

14. Государственный архив Республики Татарстан, ф. 15, оп. 7, д. 1272, лл. 141, 142. Подлинник.

15. Государственный архив Республики Татарстан, ф. 15, оп. 8, д. 235, лл. 127, 128. Подлинник.

16. Государственный архив Республики Татарстан, ф. 15, оп. 8, д. 705, лл. 136, 137. Подлинник.

17. Государственный архив Республики Татарстан, ф. 15, оп. 8, д. 892, лл. 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. Подлинник.

Reference

1. Izdannye v poslednie gody knigi i monografii: Tukaj - adkarl8rd8: 2 tomda / TezYcelar: R.F.Is-lamov, ^.S.Minnullin, - Kazan: ^yen, 2015. - 1 t: Ist8lekl8r, m8kal8l8r, t8g"zial8r, telegrammalar. - 968 b.; Tukaj - adkarl8rd8: 2 tomda / TezYcel8r: RF.Islamov, ^.S.Mi^nullin - Kazan: ^¡yen, 2015. - 2 t: M8ka-l8l8r, sigyr'l8r, terlel8r. - 720 b.; Gabdulla Tukaj: Bibliografik kYrs8tkec / TezYcese RF.Islamov / Ka-zan: M8garif-Vakyt, 2016. - 480 b.; Islamov R.F. Tukajny ejr8nYd8 a^a cyganaklar: fenni m8kal8l8r / R.F.Islamov. - Kazan: Tatar. kit. n8sr., 2016. - 191 b.

2. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan, f. R-3682, op. 1, d 311, l. 20. Podlinnik

3. Tukaj G. SYr8le / G.Tukaj. - Kazan: Matbugat h8m n8sriat esl8re kombinatyny^ «S8ryk» matbagasy, 1923. - 10 b.

4. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan, f. R-3682, op. 1, d 311, l. 23. Podlinnik.

5. Burnas F. Gabdulla Meh8mm8dgarif uly Tukaj / F. Burnas // G. Tukaj sigyr'l8re. TezYcese F. Burnas. - Kazan: «Gazur» n8sere, 1926. - B. VII-XXVI; Burnas F. Tukaj sigyr'l8ren8 karas / F. Burnas // G. Tukaj sigyr'l8re. TezYcese F. Burnas. - Kazan: «Gazur» n8sere, 1926. - B. XXVII-LVII.

6. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan, f. 15, op. 4, d 301, l. 16. Podlinnik.

7. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan, f. 15, op. 4, d 814, ll. 35, 36, 37, 38, 39, 40. Podlinnik.

8. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan, f. 15, op. 5, d 222, ll. 1, 3, 9, 10. Podlinnik.

9. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan, f. 15, op. 5, d 884, l. 3. Podlinnik.

10. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan, £ 15, op. 6, d. 5036, ll. 9, 10. Podlinnik.

11. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan, £ 15, op. 6, d. 5121, ll. 36, 37. Podlinnik.

12. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan, £ 15, op. 6, d. 7045, ll. 126, 127. Podlinnik.

13. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan, £ 15, op. 7, d. 210, ll. 73, 74, 75, 76, 77, 78. Podlinnik.

14. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan, £ 15, op. 7, d. 1272, ll. 141, 142. Podlinnik.

15. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan, £ 15, op. 8, d. 235, ll. 127, 128. Podlinnik.

16. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan, £ 15, op. 8, d. 705, ll. 136, 137. Podlinnik.

17. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan, £ 15, op. 8, d. 892, ll. 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. Podlinnik.

УДК 02:316.334.5

Л.Е.Савич

БИБЛИОТЕЧНАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ: В ПРОДОЛЖЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ДИСКУРСА

Статья посвящена изучению возможностей интеграции развивающихся научных направлений библиотечная валеология и социальная экология, объектом которых является человек и его социальное здоровье.

Ключевые слова: библиотечная валеология, экология, социальная экология, междисциплинарная интеграция, социализация, социальная адаптация, социальное здоровье.

Lyudmila Е. Savich VALUEOLOGY OF THE LIBRARY AND SOCIAL COLOGY: IN CONTINUATION OF INTERDISCIPLINARY DISCOURSE

The article is devoted to the study of integration possibilities of developing scientific fields of library science and social ecology, the object of which is man and his social health.

Keywords: library valeology, ecology, social ecology, interdisciplinary integration, socialization, social adaptation, social health.

Науку нельзя начать с начала, даже если очень хочется.

Она всегда продолжение, традиция.

(В.П.Зинченко)

Междисциплинарная коммуникация занимает особое место в методологии социально-гуманитарных исследований. Увеличение числа направлений, факторов и средств в структуре и организации науки объективно обусловливают необходимость интеграции научного знания, что позволяет преодолевать междисциплинарные границы, обеспечивает целостность, преемственность, системность и комплексность имеющегося и нового знания, общенаучное, межнаучное и внутринаучное взаимодействия. В этом процессе каждое исследование может стать предпосылкой либо результатом научного познания, позволяющим выйти на новый виток развития идеи, теории, практики.

Многоаспектный анализ и политеоретическая интерпретация достижений науки и практики позволяют произвести междисциплинарный дискурс и ввести его результаты в научный оборот соответствующей области знания. Так, например, междисциплинарный характер и комплексное теоретико-прикладное значение исследований в социально-гуманитарной, в частности библиотечно-информационной сфере, делает возможной методологическую интеграцию:

- антропоцентрического подхода, утверждающего непреходящую и возрастающую ценность человека и его деятельности, ставящего во главу угла цели, возможности и средства развития человека, что позво-

ляет рассматривать субъектов деятельности как носителей интеллектуального капитала, ресурс и резерв общественного развития;

- аксиологического подхода, определяющего, в нашем случае, место здоровья в числе высших человеческих ценностей, формулирующего исходя из этого задачи воспитания и образования;

- системно-синергетического подхода, рассматривающего науку и человека как сложные вероятностные системы открытого типа, способные при определенных условиях к самоорганизации и саморазвитию, в том числе созданию мотивации; позволяющего обеспечить целостность представления объекта, предмета, целей, задач, методики деятельности в теоретическом и прикладном аспектах;

- культурологического подхода, который в силу своей междисциплинарной природы позволяет позиционировать те или иные виды деятельности в системе процессов создания, приумножения, сохранения и передачи культурных ценностей и традиций; прогнозировать и экстраполировать социальные, в том числе культурные, процессы и факторы, влияющие на формирование и динамику определенных потребностей, интересов;

- информационного подхода, утверждающего главенствующую роль информации в природе и социальных явлениях, определяющего и анализирующего наиболее характерные для них информационные аспекты, позволяющие системам саморазвиваться и самоорганизовываться, дающего новые возможности для исследования сложных объектов, процессов и явлений на основе использования общих свойств и закономерностей проявления информационных процессов.

В контексте наших исследовательских интересов примечательно замечание В.Ж.Келле: теоретический синтез разобщенно развивающихся частных науковедческих дисциплин, интенсификация связей между ними может на более поздних, зрелых этапах привести к их тесному переплетению, образованию целостной, комплексной дисциплины [4, с.102].

Междисциплинарный дискурс и интерпретация теоретических и прикладных исследований позволяют развивать категориальный аппарат науки, научной дисциплины, научного направления, в том числе нового, опираясь на который возможно построение структурно-логических связей. Данный комплексный подход апробирован [7] при разработке теоретико-методологических основ предложенного нами в структуре библиотечно-информационной теории и практики направления библиотечная валеология, в комплексе представляющего теоретико-методологические основы библиотечно-информационной деятельности по формированию социального здоровья.

Как результат: были определены интеграционные связи с науками социально-гуманитарной сферы -философией, педагогикой, психологией, культурологией, социологией, экономикой, традиционно представленными в междисциплинарном коммуникационном пространстве библиотековедения, произведены терминологический анализ и операционализация понятий [напр., 7, 8, 9].

Социал ьн о-гупл а н и та рн ые основы библиотечно-информационной деятельности в системе формирования социального здоровья

т

Наука (теоретико-методологические основы библиотечно-ин форм а ци он ной деятельности)

Рис. 1. Институциональная матрица (модель] взаимодействия библиотечно-информационных учреждений и системы социальных институтов, формирующих социальное

здоровье личности и общества

Использование метода построения институциональной матрицы [5] в целях создания модели взаимо-

1

действия библиотечно-информацион-ных учреждений и системы социальных институтов, формирующих социальное здоровье личности и общества дало возможность разработки институциональных связей и терминологического аппарата, рекомендаций по оптимизации содержания непрерывного библиотечно-инфор-мационного образования, координации работы библиотек, повышению эффективности их деятельности, модернизации ее содержание и форм.

Основанием для обращения к теории институциональных матриц послужило то, что в названной теории объектом рассмотрения являются базовые институты, образующие глубинные основания социальных взаимодействий людей по поводу совместного проживания в рамках единого социума. Согласно концепции С.Г.Кирдиной, институциональная матрица - это устойчивая, исторически сформировавшаяся система связанных между собой экономических, политических и идеологических базовых институтов, регулирующая подсистемы общества, на основе которых постоянно воспроизводятся исторически развивающиеся формы конкретных социальных отношений. Системность социального действия выражается в том, что оно одновременно может рассматриваться как действие экономическое (направленное на получение ресурсов жизнедеятельности], политическое (т.е. определенным образом организованное] и культурное = идеологическое («нормируемое» системой ценностей]. Естественно, в разных видах деятельности эти «проекции» представлены неодинаково.

Цель институциональной матрицы - показать, что базовые институты образуют своеобразную внутреннюю жесткую структуру, «стягивающую» главные подсистемы общества - экономическую сферу (экономику), политическую (политику] и культурную в целостное образование, не позволяющую обществу распасться [5].

Становится со временем все более очевидной необходимость включения в наши теоретические и структурно-логические построения междисциплинарных коммуникаций библиотечной валеологии других наук, направлений, социальных институтов. Экология как наука, как состояние природы, важнейшей частью, субъектом и объектом которой является человек, одной из первостепенных проблем - сохранение человека и цивилизации занимает приоритетные позиции в продолжении исследования.

Современная экология привлекла наше внимание тем, что вышла далеко за рамки собственно биологии и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую взаимодействие человека с окружающей средой в самом широком понимании. Не можем не согласиться с Т.МДридзе, по мнению которой существует потребность в новой объяснительной и социально-диагностической парадигме, которая позволит отслеживать и обнажать психоантропологические и социально-экологические начала социально значимых процессов и явлений. Такая парадигма должна быть междисциплинарной, иметь одну исходную платформу и опираться, по меньшей мере, на три типа знаний, в том числе уже накопленных в науке. Это, во-первых, знания о человеке, его природе, его ментальности, его жизненных интенциях, жизненных стратегиях и поведении в разных жизненных ситуациях, опосредующих его взаимосвязи со средой. Во-вторых, это знание свойств природных, искусственных и социокультурных элементов окружающей человека среды, и, наконец, в третьих - это знание о механизмах жизнесберегающей взаимосвязи человека со средой его обитания. В этой парадигме социального познания ... могут быть сняты искусственные барьеры узкопрофессиональной специализации между социологией, психологией, культурологией, антропологией, этологией, экономикой, семиотикой и другими отраслями знаний о человеке, природе и обществе [2].

Термин «экология» (от греч. 6ikos - дом, жилище, местопребывание и ...логия) исключительно многозначен, но все же чаще и в научной среде, и в повседневной жизни ассоциируется с загрязнением окружающей среды. Подтверждением этому может служить проведенный нами по названиям публикаций анализ материалов в ответ на наши запросы по ключевым словам «экология человека», «экология культуры», «социальная экология» в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU.

Основной контекст публикаций по теме экология человека: человек и природа, экология и здоровье человека, из которых можно сделать вывод: здоровье каждого человека в решающей мере зависит от его образа жизни, правильной организации труда и отдыха, рационального питания. Социальные, экономические, психологические и педагогические, аксиологические и т.п. аспекты в большинстве публикаций даже не упоминаются.

На это же указывает В.П.Казначеев, внесший значимый вклад в развитие как экологии, так и валеоло-гии: экология человека является комплексом научных направлений, которые изучают человека как биологический индивид и репродуктивную единицу, но не как социальную личность, а также его взаимоотношения в первую очередь с природной, а затем и социальной средой [3].

Экология культуры во многих работах трактуется как экологическая культура, к которой мы вернемся ниже. При этом цитируется ставшей классической концепция экологии культуры Д.С.Лихачева, согласно которой экология есть наука (а не практическая деятельность только], основанная на определенных представлениях о мире как органическом целом. Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. Природа - дом, в котором живет человек. Но культура тоже дом для человека, причем дом, создаваемый самим человеком. Человек строит свой дом - культуру. Сюда входят привычки, обыкновения, занятия, все им создаваемое вокруг себя - в чем он живет и что следует называть культурой в широком смысле этого слова,

включая науку, технику, религию и пр. Легко нарушена может быть природа как органическое целое и культура как органическое целое. Выбросите что-либо из сферы экологии культуры - и человек лишится части своего «дома». Поэтому заботы экологов должны распространяться не только на условия, в которых живет человек в природе, но и на условия, в которых человек существует в создаваемой им культуре. ...соприкасаются между собой и экология природы и экология культуры, ибо человек не противостоит природе, а составляет собой часть природы. Поэтому экология культуры вместе с экологией природы составляют собой единое целое, лишь условно различаемое в целях удобства изучения [6].

Социальная экология является новым научным направлением в структуре экологии, что естественным образом влечет за собой исследования и дискуссии о ее объекте, предмете, истоках и перспективах.

Опуская в рамках статьи споры о родоначальниках социальной экологии - был это Мюррей Букчин или его менее радикальные и менее политизированные предшественники, обозначим круг вопросов и проблем этой молодой науки, которые привлекают наше исследовательское внимание с точки зрения библиотечной валеологии. Это: взаимодействие природы, общества и человека, их причины и следствия, то есть влияние на социальные и производственные процессы, адаптацию человека и общества к ним, в конечном счете - на социальное здоровье1 и на профессиональное здоровье, которое мы определяем как самоорганизуемую систему, которая может быть описана интегральными характеристиками уровня благополучия в интеллектуальной и социальной сферах, от которых зависит настрой на эффективный, производительный труд, оказывающий, в свою очередь, положительное влияние на эту сферу. Еще одним аргументом в системе наших рассуждений является тот факт, что здоровье человека является неотъемлемой категорией экологии в контексте исследований взаимодействия людей с природными, социальными, производственными системами и их влияния на здоровье2.

По мнению В.О.Бабкина, социальная экология как научное направление в рамках модели социально экологического развития соответствует блоку «социум», т.е. человечество, и соответственно связано с определением характера его причинно-следственных связей с блоками «человек» и «природа», возникающих в ходе их взаимодействия друг с другом [1]. Исходя из выводов Реймерса Н.Ф. и Маркова Ю.Г., автор заключает, что в рамках экологии человека предмет исследования акцентируется на взаимодействии окружающей среды и организма человека, а в рамках социальной экологии - на видовой популяции человека. В свою очередь, социальная среда является комплексом условий, с помощью которых отдельный человек, как биологический индивид, в ходе своей социализации, или активного взаимодействия с общественными группами и социальными институтами, трансформируется в личность, или общественно значимый субъект. Культурной средой обозначают совокупность устойчивых ценностных критериев, которые воспроизводятся посредством воспитания, образования и формирования личности, ориентированной на ценностные стереотипы своей культурной среды.

Е.Г.Шаронова [11], указывая на необходимость социально-экологи-ческой педагогики как нового направления в педагогической науке, оперирует понятиями «социально-экологическое сознание», «социально-экологический тип поведения», «социально-экологическая культура», которые по содержанию коррелируют-ся с терминологией нашего исследования: социальное здоровье, самосохранительное поведение, культура здоровья, валеологическое образование, валеологическая культура, библиотечная педагогика здоровья, др.

Здесь же, определяя пространство междисциплинарных коммуникаций в целях определения сущности и содержания, проблематики феномена «социально-экологическое» в педагогической теории, автор выделяет такие научные дисциплины, как социология, экология, педагогика, взаимосвязь которых обуславливает возникновение новых смежных научных направлений, отраслей и дисциплин: социальной экологии, экологической социологии, социальной педагогики, экологической педагогики. По логическим построениям это абсолютно сопоставимо с появлением философии здоровья, педагогики здоровья, социологии здоровья, психологии здоровья, культуры здоровья, которые так же возникли в результате интеграции наук и послужили социально-гуманитарным базисом библиотечной валеологии.

На одном этом примере уже видны возможности развития междисциплинарных коммуникаций и междисциплинарного дискурса библиотечная валеология социальная экология и их исследовательских направлений.

Представляется, что могут быть получены интересные результаты дискурсов «культура здоровья -экологическая культура», «социальная экология - социальное здоровье», «социальная экология /экология человека - библиотечная профессиология».

Предложенная нами ранее институциональная матрица (модель] взаимодействия библиотечно-ин-

1 СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ - многокомпонентная система, интегрирующая индивидуальные и общечеловеческие ценности, установки и мотивы поведения в социальной среде, результат сбалансированных процессов социального развития, социальной активности, социализации, адаптации к физическим и социальным параметрам среды и к инновациям. Социальное здоровье человека, группы, общества выражается в адекватном восприятии социальной действительности, интересе к окружающему миру, количестве и качестве межличностных связей индивидуума и степени его участия в жизни общества, комфортности человека в том или ином социальном окружении [7, с. 239].

2 ЗДОРОВЬЕ есть жизненный процесс, состояние, которое позволяет вести продуктивную в социальном и экономическом смысле, нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку физиологические и социальные функции; один из видов социального норматива и социальное качество, отражающее степень удовлетворенности индивида своим материальным состоянием, социальным статусом в обществе, его социальной политикой [7, с. 239].

формационных учреждений и системы социальных институтов, формирующих социальное здоровье личности и общества, является открытой системой, что дает возможность ее дальнейшего наполнения. Так, в блоке наука социально-гуманитарные основы библиотечно-информационной деятельности в системе формирования социального здоровья с полным правом должны занять свое место экология и социальная экология.

Блоки социальные представления1, коллективные представления2, институционализированные ценностные образцы3

Литература

1. Бабкин В.О. Социальная экология как новая развивающаяся дисциплина и её взаимосвязь с экологией человека / / Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 3. С. 183-186.

2. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация и культура в экоантропоцентрической парадигме / /В контексте конфликтологии. - М., 1997. - Вып. 1. - С. 74-84.

3. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии чело-века. М.: Наука, 1983. 280 с.

4. Келле В.Ж. Методологические проблемы комплексного исследо-вания научного труда / / Вопросы философии. - 1977. - № 5. - С. 100-110.

5. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и организации пром. пр-ва. - Новосибирск, 2001. - 308 с.

6. Лихачев Д.С. Русская культура. - М.: Искусство, 2000. - С. 91-102.

7. Савич Л.Е. Библиотечно-информационная деятельность в контексте формирования социального здоровья: теоретико-методологические основы: моногр. Казан. гос. ун-т культуры и искусств. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2012. - 340 с.

8. Савич Л.Е. Социально-гуманитарные основы библиотечной валеологии // Библиосфера - 2010. - №3. - С. 8-14.

9. Савич Л.Е. Здоровье как социокультурный феномен: к вопросу об историко-культурных и этнопедагоги-ческих факторах формирования социального здоровья // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной электронной научно-практической конференции, 19-20 мая 2017 г. / КазГИК. - Казань: Изд-во «Бриг», 2017. - С. 357-364

10. Философские проблемы междисциплинарного синтеза: монография / Широканов Д.И., Белокрылова В.А., Демиров В.В. и др. - Минск: Издательство: Беларуская навука, 2015. - 364 с.

11. Шаронова Е.Г. Определение феномена «социально-экологическое» в педагогической теории // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 9. - С. 107-114. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://e.lanbookœm/journal /issue/295210.

Reference

1. Babkin V.O. Social'naâ èkologiâ kak novaâ razvivaûsaâsâ disciplina i её vzaimosvâz' s èkologiej ce-loveka // Izvestiâ Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2014. № 3. S. 183-186.

2. Dridze T.M. Social'naâ kommunikaciâ i kul'tura v èkoantropocentriceskoj paradigme / /V kontekste konfliktologii. -M., 1997. - Vyp. 1. - S. 74-84.

3. Kaznaceev V.P. Ocerki teorii i praktiki èkologii celo-veka. M.: Nauka, 1983. 280 s.

4. Kelle V.Z. Metodologiceskie problemy kompleksnogo issledo-vaniâ naucnogo truda / / Voprosy filo-sofii. - 1977. -№ 5. - S. 100-110.

5. Kirdina S.G. Institucional'nye matricy i razvitie Rossii / Ros. akad nauk, Sib. otd-nie, In-t èkono-miki i organizacii prom. pr-va. - Novosibirsk, 2001. - 308 s.

6. Lihacev D.S. Russkaâ kul'tura - M.: Iskusstvo, 2000. - S. 91-102.

7. Savic L.E. Bibliotecno-informacionnaâ deâtel'nost' v kontekste formirovaniâ social'nogo zdoro-v'â: teoretiko-meto-dologiceskie osnovy: monogr. Kazan. gos. un-t kul'tury i iskusstv. - Kazan': Izd-vo Kazan. gos. un-ta kul'tury i iskusstv, 2012. - 340 s.

8. Savic L.E. Social'no-gumanitarnye osnovy bibliotecnoj valeologii // Bibliosfera. - 2010. - №3. - S. 8-14.

9. Savic L.E. Zdorov'e kak sociokul'turnyj fenomen: k voprosu ob istoriko-kul'turnyh i ètnopedagogi-ceskih faktorah formirovaniâ social'nogo zdorov'â // Social'no-kul'turnaâ deâtel'nost': vektory issledo-vatel'skih i prakticeskih perspektiv: materialy Mezdunarodnoj èlektronnoj naucno-prakticeskoj konfe-rencii, 19-20 maâ 2017 g. / KazGIK - Kazan': Izd-vo «Brig», 2017. - S. 357-364 _

10. Filosofskie problemy mezdisciplinarnogo sinteza: monografiâ / Sirokanov D.I., Belokrylova V.A., Demirov V.V. i dr. - Minsk: Izdatel'stvo: Belaruskaâ navuka, 2015. - 364 s

11. Saronova E.G. Opredelenie fenomena «social'no-èkologiceskoe» v pedagogiceskoj teorii // Vestnik Celâbinskogo gosudarstvennogo pedagogiceskogo universiteta. - 2010. - № 9. - S. 107-114. [Èlektronnyj resurs] - Rezim dostupa: http://e.lanbook.com/journal /issue/295210.

УДК 02:001.2

1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - идеи, мысли, образы, ценности, знания и практики, разделяемые людьми и формирующиеся в социальных взаимодействиях, прежде всего под влиянием средств массовой информации; являются одновременно результатом коммуникации и служат ее основой, обеспечивая разделяемые коды социального взаимодействия и групповую идентичность; содержат элементы научного знания, поскольку в информационном обществе источником социальных представлений, здравого смысла служат трансформированные научные понятия и теории.

2 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - совокупность символов, идей, традиций, привычек, обычаев, имеющих сходное значение для всех членов социальной общности, вызывающих у них сходные интеллектуальные и эмоциональные реакции, обеспечивающих единство социальной общности, солидарность ее членов; выражаются в моральных предписаниях, юридических нормах, религиозных верованиях, материальных символах и понятиях.

3 ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОБРАЗЦЫ на социальном уровне выступают в виде «коллективных представлений», с помощью которых индивиды ориентируются при реализации себя в качестве членов общества; институционализация ценностных образцов предполагает приведение их в систему, способную действовать в направлении интеграции и координации поведения различных индивидов, групп и общностей, возможна при условии консенсуса (полного или частичного) членов общества по поводу ценностной ориентации их собственного общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О.А.Калегина

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Проанализированы инновационные процессы, характерные для библиотечного обслуживания в различные исторические периоды. Показаны значение и специфика инновационных форм обслуживания, применяемых в современной библиотеке, предпринята попытка их систематизации. Приведены примеры наиболее используемых форм, влияющих на продвижение книги, чтения, читательское поведение.

Ключевые слова: библиотечное обслуживание, инновации, чтение, интерактивность, креативность.

Olga А. Kalegina INNOVATIVE PROCESSES IN THE SYSTEM OF LIBRARY AND INFORMATION SERVICES

Innovative processes characteristic of library services in different historical periods are analyzed. The significance and specificity of the innovative forms of service used in the modern library are shown, an attempt is made to systematize them. Examples of the most commonly used forms that influence the advancementof the book, reading, and user behavior are given.

Keywords: library service, innovation, reading, interactivity, creativity.

Библиотечная деятельность инновационна по своей сути. В разные исторические периоды библии-отекари брали на вооружение нетрадиционные формы работы с целью активизации библиотечного обслуживания, усиления востребованности библиотек в соответствии с теми задачами, которые ставило перед ними общество.

Еще в 20-30 годы двадцатого века библиотеки, обновляя свою деятельность, выполняя просветительскую функцию в условиях новой идеологии, активно использовали нетрадиционные формы - массовые шествия, театрализованные агитационные представления. Приметой времени стали читательские конференции, собиравшие читателей для активного обсуждения актуальных тем и художественных произведений. В 60-е годы, когда библиотеки стали центрами чтения и духовного развития для большого количества читателей нашей страны, широкое распространение получили литературные вечера, встречи с творческой интеллигенцией, диспуты и дискуссии. В 90-е годы активизировалось чтение новых пластов литературы, ранее недоступных для читателей, и вновь библиотеки оказались в авангарде инноваций, внедряя яркие нетрадиционные формы (презентации книг], усиливая игровой интеллектуальный аспект (литературные КВН, брейн-ринги]. Это свидетельствует о том, что библиотеки в сложные исторические моменты всегда находили свою «нишу» в системе общественного развития, активно привлекая читателей актуальностью и новизной в своей деятельности.

Современная деятельность библиотек и в целом ситуация с чтением вызывает озабоченность самых широких слоев общества. Отмечается, что 83% подростков сегодня не читают книги, то есть не имеют потребности в нарративе, они предпочитают получение информации с помощью видеоряда [1]. Современный человек, не только дети, предпочитают сегодня добывать информацию в клиповом режиме через различные информационные ресурсы интернета. По мнению большинства, такая информация доступна, и её достаточно для получения необходимых сведений, а в чтении книг, тем более, библиотечных, нет большой необходимости. В этой ситуации изменилось отношение к библиотекам. Библиотека нередко рассматривается как устаревшая, неэффективная система, не способная в силу разных причин удовлетворить потребности читателей.

Однако психологи отмечают, что человек потребляющий информацию в экранном формате, постепенно утрачивает способность рефлексировать по поводу увиденного, последовательно, логично, самостоятельно мыслить, воспринимать сложные смыслы и действительность адекватно, формулировать и излагать мысли на письме и устно, понимать чужие высказывания. Отдельно следует отметить огромные пробелы в привитии общечеловеческих ценностей, формировании личности, поскольку, только прочитав и осмыслив золотой фонд отечественной и зарубежной литературы, человек начинает осознавать свои ценностные позиции.

Поэтому вполне логично, что 3 июня 2017 года была утверждена «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», которая должна стать основой для разработки соответствующей подпрограммы государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы]» [2]. Это означает, что библиотеки вновь на основе инноваций расширяют спектр своих ресурсов и услуг, меняют свою структуру за счет появления новых отделов и служб, таких как медиатеки, отраслевые информационные центры [3]. Инновация может быть направлена как на получение нового (в нашем случае библиотечно-информационного) продукта, так и на внедрение новых эффективных технологий работы.

Достаточно привести слова министра культуры, произнесенные в ноябре 2016 года на заседании Правительства Российской Федерации: «Безусловно, как книгохранилища и пункты выдачи на время книг в пользование библиотеки будущего не имеют, это надо понимать, за исключением центральных хранилищ знаний, крупных федеральных и вузовских библиотек. Будущее - в преобразовании библиотек в общедоступные культурно-просветительские центры, места, где можно встретиться с поэтами, писателями, педагогами, деятелями культуры, послушать лекции, взрослым людям поучиться работать в интернете, обучиться компьютерной грамотности, где есть игровые комнаты для детей, где есть кафе, где зачастую находится ещё и небольшой книжный магазин" [4].

Сегодня наступил новый период использования нетрадиционных форм библиотечного обслужива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.