Научная статья на тему 'Роль банковской системы в развитии экономики региона'

Роль банковской системы в развитии экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1746
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль банковской системы в развитии экономики региона»

Важной проблемой усиления взаимодействия банковского и реального сектора является оптимизация отношений кредитора и заемщика. Коммерческие банки, кредитуя реальный сектор экономики, стремятся застраховать себя на случай потерь заключением договоров залога. Как правило, предприятия реального сектора Дагестана могут предоставить в залог оборудование, промышленные объекты, недвижимость. Однако, это залоговое имущество нередко является устаревшим, представляет узкопрофессиональный, специфический интерес для рынка, не имеет высокой рыночной оценки. Получая такой залог для погашения задолженности по кредиту, банк, выдавший кредит, часто не может его реализовать никому, кроме, пожалуй, самого бывшего владельца. Определенным выходом из такого положения может послужить заключение договора залога под новое оборудование, купленное на средства предоставляемых инвестиционных кредитов. В данном случае банк может быть более уверен в освоении новых технологий и успешной работе предприятия. Проведение подобных операций залога более квалифицированно могут осуществить именно специализированные инвестиционные банки.

В направлениях оптимизации взаимодействия банковского и реального секторов экономики важным является привлечение в экономику Дагестана средств частных вкладчиков, усиление их доверия к банкам. Одним из аспектов этой проблемы является создание системы информирования, делающей прозрачной работу любого финансового института.

В настоящее время, несмотря на значительный объем находящейся в обращении информации о деятельности банков, эта информация часто носит противоречивый характер и не может быть приспособлена к ожидающей ее аудитории. Кроме этого, информация о деятельности банковской системы не имеет четко выделенного акцента на указание роли в развитии экономики, дагестанского общества.

Анализ взаимодействия банковского и реального секторов экономики позволяют сделать вывод о том, что повышение оптимизация взаимодействия банковского и реального секторов экономики региона возможны в нескольких направлениях. Эти направления составляют единый взаимосвязанный комплекс, ориентированный на полную реализацию экономической и социальной роли банков.

Цапиева O.K., Чернышов М.М. Роль банковской системы в развитии экономики региона1

Проблема развития региональной экономики для нашей страны не является новой. В науке и практике, начиная с 1970-х годов, большое развитие получила идея комплексного экономического и социального развития территорий.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 05-02-02116а

Методология комплексного развития исходила из следующих теоретических предпосылок.

Первое. Специализация региона, то есть его участие в территориальном разделении труда, определяется на более высоких уровнях управления. Роль регионального уровня - увязать намечаемое развитие отраслей специализации с ресурсами и интересами региона.

Второе. На уровне региона необходимо обеспечить сбалансированность по ряду позиций: потребность в кадрах и наличие трудовых ресурсов соответствующего уровня подготовки; потребность в топливно-энергетических ресурсах и возможности их производства; потребность в сырьевых ресурсах и возможности их производства (отдельные виды сельскохозяйственной продукции, местные строительные материалы); потребность в мощностях строительных организаций и стройиндустрии и их наличие и т.п.

Третье. Развитие отраслей социальной сферы должно соответствовать нормативным показателям социального развития.

Четвертое. Рост уровня жизни населения должен ориентироваться на общегосударственные параметры.

Пятое. Должны выполняться заданные требования по повышению эффективности производства, комплексному использованию природных ресурсов, улучшению состояния окружающей среды т.п.

В организационном плане особое внимание уделялось обеспечению взаимодействия с предприятиями, расположенными в регионе, и с вышестоящими плановыми органами, а также формализованным процедурам выработки согласованных решений (согласование проектов плановых показателей, подготовка предложений по корректировке планов отраслевых министерств и т.п.).

Таким образом, в основе идеи комплексного развития лежала теоретическая посылка о том, что регион рассматривается как уменьшенная модель государства со своим (пусть и усеченным) воспроизводственным процессом. Основное значение в региональном развитии придавалось материальному производству, а приоритетную роль играло строительство новых предприятий и объектов инфраструктуры.

Такой подход имеет право на существование и в условиях перехода к рынку. Однако он не является единственным и существует потребность рассмотреть другие возможности.

В настоящее время на первый план в передовых странах все больше выдвигаются ориентиры на развитие научного, информационного и инновационного потенциалов. Очевидно, что в Российской Федерации наиболее развитые регионы также должны встать на этот путь. Другой принципиальной особенностью современного периода является ориентация не на глобальные общегосударственные цели, а на потребности населения.

В результате принципиально меняется роль различных сфер деятельности: если раньше ведущие позиции принадлежали сфере материального производства, а в

этой сфере промышленности, то уже в настоящее время во многих субъектах России в производстве валового регионального продукта на ведущие роли выходят домашние хозяйства и сфера услуг, включая финансовую сферу. Все более серьезную роль играет формирование рыночной, банковской и информационной инфраструктуры.

Радикально изменились для регионов условия финансирования. Вместо государственных капитальных вложений, централизованная часть которых в отраслях промышленности достигала от 80 до 100%, требуются средства из различных источников, среди которых инвестиции из федерального и регионального бюджетов занимают не более 15-20%. Остальные 80-85% можно обеспечить, только создав благоприятные условия для частного капитала. Поэтому, мы согласны с позицией, что в условиях либерализации экономики регион можно рассматривать как своеобразную крупную и многопрофильную компанию, конкурирующую с другими регионами не только в производственном аспекте, но, главным образом, по условиям деятельности.

Принципиально изменились взаимоотношения между субъектами хозяйствования и органами управления региона. В настоящее время предприятия и фирмы, имеющие полную самостоятельность, напрямую мало зависят от управляющих структур, однако косвенные рычаги экономического и, даже больше, внеэкономического характера могут оказывать весьма серьезное влияние на результаты хозяйственной деятельности.

Роль федерального правительства для большинства регионов в настоящее время ограничивается прямыми инвестициями по федеральным целевым программам; трансфертами из Фонда финансовой поддержки регионов, которые существенно пополняют региональные бюджеты, однако имеют не стратегическое значение, а направлены на обеспечение условий жизнедеятельности, а также заказами на производство оборонной и другой стратегической продукции и предоставлением различных эксклюзивных экономических прав, связанных с геополитическими или политическими обстоятельствами.

В этих условиях руководители субъектов Российской Федерации должны самостоятельно определять стратегию развития своего региона. При этом, естественно, остается актуальным обеспечение комплексного развития хозяйства и повышение уровня жизни населения. Исчезает возможность получения "сверху" четких ориентиров по развитию крупных предприятий. Поэтому сами регионы совместно с предприятиями должны найти пути решения проблем повышения конкурентоспособности и спроса на продукцию профилирующих отраслей; расширения экспортного потенциала и возможностей импортозамещения по важнейшим видам продукции; обеспечения занятости трудоспособного населения; привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и жилищное строительство; развития социальной сферы (включая жилищно-коммунальное хозяйство) и сохранения окружающей среды;

повышения доходов и сбалансированности бюджетов региона и муниципальных образований.

На наш взгляд, в основу разработки стратегий развития регионов необходимо положить следующую методологию: во-первых, первоочередная ориентация на собственные возможности; во-вторых, ориентация развития регионов не только на материальную сферу, но и на инновации, развитие институциональной сферы; в-третьих, регион должен рассматриваться не как государство в государстве, а как квазикомпания, что приводит к необходимости оценки конкурентных преимуществ территории и маркетинга региона и его продукции; в-четвертых, успешное развитие региона, возможности привлечения инвестиций связаны с формированием корпоративного образа и содействием развитию этой своеобразной корпорации.

Особое значение в принятой концепции должно придаваться созданию институциональной структуры экономики региона. Наиболее важным в этой структуре должно быть формирование эффективных форм собственности.

Общие требования к разработке стратегии развития региона могут быть следующими:

Анализ экономического и социального развития должен выявить основные тенденции и наиболее острые проблемы в экономике региона.

Оценка предпосылок и конкурентных преимуществ: объективные условия развития тех или иных производств и видов деятельности (минерально-сырьевые ресурсы, рекреационные возможности, транспортно-географическое положение и т.п.), а также преимущества данного региона перед соседними территориями в конкурентной борьбе за рынки сбыта отдельных видов продукции и услуг.

Обоснование стратегии экономического и социального развития региона: выбор приоритетных направлений и сфер деятельности, которые в перспективе могут оказать наиболее сильное положительное воздействие на повышение уровня и качества жизни населения.

Определение задач и методов деятельности по реализации региональной стратегии: реформирование предприятий, повышение инвестиционной деятельности и совершенствование административных и ассоциативных структур, подготовка переподготовка кадров, создание рыночной инфраструктуры, поддержка предпринимательства, формирование и правовое обеспечение региональной политики и ряда других задач.

Разработка механизма - финансового и организационного обеспечения намечаемых мероприятий и формирование плана действий органов управления.

Рассматривая проблемы участия банковской системы в решении задач экономического развития региона, необходимо четко представить ее место в современной экономике, причем с учетом российской специфики, поскольку зарубежные модели, как правило, слабо подходят для переходного периода.

Характер функций региональной банковской системы должен изначально определяться поставленными перед ней целевыми задачами, вытекающими из места и роли банковского сектора в системе экономических взаимосвязей региона.

Вследствие тенденции к усилению взаимосвязи банковской системы и экономики на региональном уровне банковские институты в рамках отдельных территориальных образований в настоящее время стали исполнять дополнительные специфические функции по обслуживанию потребностей региональных экономик. Наличие указанных функций позволяет выделить в рамках банковской системы страны относительно обособленные региональные банковские системы.

Методологическим фундаментом успешной деятельности банковского сектора (что одновременно является и условием роста всей экономики) должны стать концепция системной организации банковской деятельности и соответствующий подход к управлению банковской системой - как на общероссийском, так и на региональном уровнях.

Предметом системной организации банковской деятельности должно быть не только собственно банковское дело, но вся совокупность общественных отношений (экономических, правовых, политических, организационных и др.), реализуемых с помощью финансово-кредитных механизмов.

При этом банки играют первостепенную роль в превращении частных действий всех участников вышеуказанных отношений в определенную систему. Именно банковские институты, кроме собственно финансово-кредитных функций выполняют уникальные функции системообразования деятельности всех субъектов экономических отношений по получению банковских услуг, а устойчивость, стабильность, надежность банка начинают зависеть от системной организации отношений всех участников этой деятельности. Банковская система является единственным институциональным механизмом, осуществляющим прямые связи во всей цепи указанных экономических отношений и по каждому конкретному их проявлению.

Упомянутые соображения определяют общую логику формирования системы управления взаимодействием банковского сектора и региональной экономики.

Цели управления региональной банковской системой формулируются исходя из рассмотрения ее как самостоятельного сектора экономики региона, функционирующего в общей системе экономических взаимосвязей, и определяются ее экономической ролью. В самом общем виде экономическая роль банковского сектора заключается в аккумуляции и инвестировании финансовых ресурсов всех секторов экономики в соответствии с уровнем спроса и предложения на них, в обеспечении движения товарных потоков денежными. В соответствии с ней определяется характер взаимосвязей между банковским сектором и экономикой на региональном уровне. От того, насколько эффективно исполняют указанную роль институты представляющие банковский сектор на отдельной территории, зависит теснота взаимосвязи банковского сектора и региональной экономики и результативность их взаимодействия.

Рисунок 1.2.1 Взаимодействие банковской системы с экономикой (движение денежных потоков по секторам экономики)

Рисунок 1.2.2. Взаимосвязь банковского сектора и региональной экономики (спрос и предложение банковских ресурсов)

Взаимодействие между банковским сектором и региональной экономикой выражается через экономические отношения, в которые вступают все сектора экономики (на макроуровне) и отдельные экономические субъекты (на микроуровне) по поводу получения и предоставления кредитных и инвестиционных ресурсов, наличных и безналичных платежных средств, специфических банковских услуг.

С позиций функционирования банковского сектора выделяют три основных канала его влияния на региональную экономику:

- обеспечение экономики региона кредитными и инвестиционными ресурсами;

- обеспечение экономики региона наличными и безналичными платежными средствами, обеспечение устойчивости рубля;

- формирование устойчивости и ликвидности региональной банковской системы как условия обеспечения экономических субъектов необходимыми объемом и ассортиментом банковских услуг.

Указанные механизмы влияния банковского сектора на экономику составляют содержание основных целей управления региональным банковским сектором, а также целевых функций территориального учреждения Банка России.

Анализ качественных и количественных показателей, характеризующих эффективность взаимосвязи банковского сектора и экономики региона, должен быть основан на следующих основных положениях осуществления экономического анализа:

1) системном подходе к анализу показателей и факторов, характеризующих основные каналы влияния банковского сектора на региональную экономику - инвестиционной деятельности банков в виде прямого и косвенного кредитования экономики, обеспечения устойчивости денежного обращения и расчетной системы на территории региона, обеспечения устойчивости и ликвидности кредитных организаций в рамках институциональной организации региональной банковской системы;

2) осуществлении анализа и прогнозирования на комплексной основе, с оценкой как долговременных, устойчивых тенденций развития банковского сектора и экономики региона, так и текущих изменений экономической и банковской конъюнктуры.

Эффективность региональной экономики в значительной мере определяется величиной ее инвестиционного потенциала, эффективностью его формирования и использования.

При этом важнейшей составной частью инвестиционного потенциала региона являются его финансовые ресурсы, которые с одной стороны, ограничены, с другой - недостаточно оптимально задействованы в воспроизводственном процессе.

Чтобы привлечь имеющиеся и пока бездействующие денежные средства (в том числе и средства банковского сектора региона) в реальную экономику, надо разработать соответствующие механизмы.

С развитием рыночных отношений в формировании экономической стратегии региона все более активное участие должна принимать и банковская система. В связи с этим, совершенствование механизма управления основными каналами взаимодействия банковского сектора и региональной экономики в соответствии с общими целями регионального экономического развития становится одной из важнейших функций и территориальных учреждений Банка России.

Мы выделяем три основные цели управления банковским сектором, обусловленные его экономической ролью: кредитование экономики, обеспечение устойчивости и ликвидности региональной банковской системы как важнейшего элемента рыночной инфраструктуры, обеспечение экономики платежными средствами в наличной и безналичной форме.

Именно посредством этих механизмов осуществляется влияние банковского сектора на развитие региональной экономики, его роль в повышении инвестиционной активности субъектов экономики и реализации условий достижения экономического роста, как основной стратегической цели развития региона.

С другой стороны, дальнейшее поступательное развитие банковской системы во многом зависит от той экономической среды, в которой она функционирует. Находясь внутри целостной системы экономических отношений, банковский сектор подвержен влиянию множества внутренних и внешних факторов, оказывающих прямое воздействие на масштабность и результативность банковских операций, на участие банковского сектора в валовом региональном продукте.

В числе таких факторов, на наш взгляд, наиболее значимым является инвестиционный потенциал региона. С одной стороны, эта величина характеризует ресурсные возможности региона (производственные, трудовые, природно-климатические и т.д.), посредством которых изначально определяется спрос на банковские услуги и территориальная структура банковской сети. С другой стороны, собственно банковский сектор, аккумулируя денежные средства и перераспределяя финансовые потоки между секторами экономики, оказывает определенное регулирующее воздействие на инвестиционные возможности и инвестиционную активность в регионе.

В этой связи непременным условием увеличения инвестиционного потенциала региона и первоочередной задачей при реализации основной стратегической цели дальнейшего социально-экономического развития региона является формирование благоприятного инвестиционного климата.

Создание благоприятного инвестиционного климата предполагает:

1) реализацию системного подхода к развитию экономики и построению концепции стратегического развития региона;

2) перестройку бюджетной и налоговой политики применительно к рыночной экономике;

3) переориентацию кредитной и банковской системы на создание условий для перехода к развитой рыночной экономике.

Создание благоприятного инвестиционного климата и улучшение инвестиционного потенциала региона определяются участием государства в реализации намеченной цели. Более чем десятилетний период эпохи либерализма во всех сферах экономики, прежде всего обусловленный переходом экономики административно-командного управления в рыночную среду и нарушивший многие положительные аспекты планового хозяйства, на сегодняшний день поставил на повестку дня вопрос о повышении роли государственного регулирования на этапе совершенствования рыночных преобразований.

Так, финансирование отдельных целевых социально значимых программ и развитие приоритетных отраслей невозможны сегодня без участия государства, которое проявляется как в создании организационно-правовых механизмов, так и непосредственно в использовании бюджетных средств.

Бюджет, ориентированный на развитие рыночной экономики, изымает у товаропроизводителя лишь часть прибавочного продукта, создавая для всех товаропроизводителей одинаковые производственные условия и доступ к ресурсам. Изначально государство при регулировании доходной части бюджета должно законодательно и институционально ориентироваться с одной стороны, на развитие свободной рыночной конкуренции в воспроизводственном процессе, с другой стороны - на решение социальных задач, являющихся прерогативой государственных органов.

Предназначенные на капитальные вложения денежные средства (в том числе и бюджетные) должны направляться через банковскую систему на кредитование объектов хозяйственного значения, и, таким образом, возможна замена бюджетного финансирования ряда приоритетных программ банковскими кредитами. Опыт развитых стран доказал, что только банковская система может эффективно аккумулировать денежные ресурсы страны, региона и направлять в инвестиционные процессы, на развитие экономики.

По мере повышения эффективности воспроизводственного процесса, повышения рентабельности производства при одновременном снижении налогового бремени у хозяйствующих субъектов появятся источники денежных ресурсов в форме чистой прибыли, амортизационного фонда и других специальных фондов (резервных), которые будут являться основным источником расширения инвестиций в экономику.

Домашние хозяйства определенную часть своих доходов (по мере их роста) будут вкладывать в депозиты и доходные ценные бумаги.

В процессе улучшения деловой активности банки могут расширять свои банковские услуги, наращивать денежную составляющую уставного капитала. Таким образом, в регионе появятся дополнительные кредитные ресурсы, которые будут направлены в реальную экономику.

Однако для развития эффективной экономики годятся не любые денежные ресурсы, а лишь дешевые, ибо дорогостоящий кредит не позволяет создать конкурентоспособную продукцию. Экономически целесообразно использовать кредит на проектное финансирование, если стоимость кредита ниже нормы прибыли вновь выпускаемой продукции.

Интересы развития эффективной экономики требуют создания дешевых финансовых средств. В качестве последних, могут выступать прибыль, амортизационный фонд самого инвестора, акционерный капитал. В банковском мире существует и определенный опыт аккумуляции средств населения на финансирование проектов создания новой и расширение мощностей уже существующей продукции. Суть его заключается в том, что банки, привлекая средства населения в качестве беспроцентных вкладов и депозитов, предоставляют им право участвовать в контроле за целевым и срочным использованием кредита. Сделки оформляются трехсторонними договорами, где и предусматривается получение дивидендов от предоставленных банку и вложенных в конфетное дело средств. Это так называемые длинные

деньги. Более короткие деньги используются аналогичным образом, но в сфере торгового бизнеса. Однако для условий России подобный опыт неприемлем, вследствие больших рисков для населения.

Формирование дешевых финансовых ресурсов непосредственно связано с повышением эффективности производства. Одним из видов ресурсов являются сбережения населения, доходы которых образуются из различных выплат, в том числе в виде заработной платы. Однако в настоящее время величина заработной платы, реально получаемая физическими лицами, снижается, как на величину отчислений в различные социальные фонды, так и на возрастающие платежи по коммунальным услугам.

Низкая рентабельность производства в регионах не позволяет выплачивать дивиденды по корпоративным акциям. Акции предприятий поэтому не привлекательны для инвесторов, что в конечном итоге тормозит развитие фондового рынка. Последнее, в свою очередь, не позволяет сбалансировать доходность различных сегментов финансового рынка.

Сбалансированный финансовый рынок предполагает доходность примерно на одинаковом уровне большинства финансовых инструментов: дивидендов по акциям, доходности по облигациям и другим ценным бумагам, по банковским депозитам (в том числе, по долгосрочным). Однако сегодня практически единственными финансовыми вложениями являются краткосрочные (до 3-х месяцев) депозиты населения. В связи с этим нельзя не подчеркнуть, что развитию денежного и фондового рынков препятствуют наличие нестабильности экономики.

Стабилизация финансового рынка страны и регионов в целом зависит (кроме политической ситуации) от ликвидации дефицита государственного бюджета, справедливого налогообложения доходов и их собираемости, от эффективности регулирования Центральным банком валютного рынка. Все перечисленные проблемы могут быть решены при стабилизации производственной ситуации: увеличения объемов валового регионального продукта, повышения рентабельности товаропроизводителей.

Из сказанного следует, что в решении проблемы экономического развития регионов не последнюю роль играет банковская система. Обобщая ее деятельность, можно выделить следующие основные направления взаимодействия банковской системы с экономикой:

- аккумуляция денежных ресурсов и вложение их в экономику региона;

- укрепление покупательной способности рубля через пассивные и активные операции;

- мобилизация кредитных ресурсов на рынке ценных бумаг;

- привлечение инвесторов, в том числе иностранных в региональную экономику, участие на валютном рынке;

- наращивание собственного банковского капитала и вложение его в конфетные производственные объекты.

Первым по степени важности механизмом влияния банковского сектора на развитие региональной экономики, на наш взгляд, является управление процессом инвестирования ресурсов, аккумулированных банками, в сферу материального производства, так как именно там создаются материальные блага, формируется основа существования всех других секторов экономики, включая банковский.

Главным положением концепции управления банковской системой на региональном уровне является достижение соответствия уровней развития банковской системы и всей экономики региона. Количественные и качественные параметры, характеризующие развитие банковской системы региона, находятся в тесной взаимосвязи с показателями его общего экономического развития. С одной стороны на темпы развития банковской деятельности влияет региональная общеэкономическая конъюнктура, с другой стороны, степень развития банковского сектора определяет экономический уровень региона. Оценка адекватности масштабов развития банковской системы уровню экономического развития региона осуществляется путем сопоставления ее основных институциональных характеристик и показателей уровня экономического развития региона. Необходима оценка определения оптимальных масштабов развития региональной банковской системы, соответствия объемов и качества предоставляемых ими услуг потребностям региональной экономики, а также анализ основных параметров регионального экономического развития, формирующих спрос на заемные средства и инвестиционные ресурсы в регионе.

В настоящее время все большее значение приобретает проблема сбалансированного развития банковской системы и реального сектора экономики региона. Отсутствие механизма регулирования направлений и темпов их развития приводит к возникновению рассогласования интересов банковской системы и реального сектора экономики.

Общим основанием причин рассогласования направлений развития экономических секторов является ослабление (разрушение) структурных системообразующих связей управления, координации.

В основе согласования системы интересов банков и предприятий лежат соотношения между их возможностями и потребностями, между спросом и предложением банковских услуг. Поэтому, важным направлением обеспечения пропорциональности может стать координация экономических программ региональных органов власти, направленных на обеспечение экономического роста, с кредитной политикой банков.

При этом, по нашему мнению, необходимо предусмотреть развитие таких мер взаимодействия которые, во-первых, направлены на усиление согласованности стратегии развития коммерческих банков с условиями и прогнозами общеэкономического развития региона, и, во-вторых, связаны с поиском форм взаимовыгодных партнерских отношений между банками и предприятиями, развитие которых может стимулировать правительство региона путем снижения кредитных ставок, размера

налога на прибыль банков, конкурсного отбора инвестиционных проектов, использования инвестиционного налогового кредита.

Важнейшим направлением повышения роли банковской системы в развитии региона является обеспечение тесной взаимосвязи и сбалансированности денежной и промышленной политики, денежных и материальных потоков и совершенствование управления ими исходя из интересов взаимодействия.

Дохолян C.B., Газимагомедов С.М.

Эволюция взглядов на планирование как функцию управления

Выделение функции планирования как самостоятельного вида управленческой деятельности связано с работами Ф.Тейлора, Г.Гантта, Ф. и Л.Гэлбрей1т (табл. 1). Ими был сформулирован принцип вертикального разделения труда, суть которого состоит в том, что за менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником - функция исполнения. «Ясно, - писал Тейлор в связи с появлением существенных различий в специфике управленческого и исполнительского труда, -что в большинстве случаев для выработки планов требуется один тип людей, а для выполнения самой работы совершенно другой».

Таблица 1

Развитие взглядов на планирование как функцию управления

Годы Основные представители Основные положения взглядов на планирование

Школа научного управления Ф.Тейлор, Г.Ганнт, Ф. и Л. Гэлбрейт Принцип вертикального разделения труда: за менеджером должна быть закреплена функция планирования, за работником - функция исполнения

Классическая школа (1916-1958) А.Файоль, Л.Урвик, Л.Гьюлик, Л.Аллен Существует связь между внешней средой и организацией. План должен быть основан на учете внутренних ресурсов и будущих тенденций, обязательно существует цель планирования

Развитие взглядов классической школы Г.Кунц, С.О'Доннел, Р.Акофф Ведущая роль планирования в достижение целей и задач организации, вездесущность планирования, эффективность планов, основные принципы планирования: первичность планирования, принцип участия, принцип эластичности и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 См.: Бовыкин В.И. Новый менеджмент. — М., 1997.; Клиланд Д. И др. Стратегическое планирование и хозяйственная политика-М., 1982.; О'Шоннеси Дж. Принципы организации управления фирмой. - М., 1979.; Файоль А. Общее и промышленное управление. - М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.