Научная статья на тему 'Роль банковской системы в развитии экономики республики Дагестан'

Роль банковской системы в развитии экономики республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль банковской системы в развитии экономики республики Дагестан»

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

O.K. ЦАПИЕВА,

доктор экономических наук, профессор института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра

РАН (г. Махачкала)

Основой оптимизации взаимодействия банковской системы и реального сектора на региональном уровне является достижение определенного уровня развития банковской системы и экономики региона. Количественные и качественные параметры, характеризующие развитие банковского сектора региона, находятся в тесной взаимосвязи с показателями общего экономического развития.

Современные теоретические представления о роли банков в экономическом росте исходят из того, что в относительно неразвитых экономиках банки представляют по существу все организованные финансовые рынки'. В неразвитых в рыночном плане экономиках рынки акций и облигаций не играют большой роли.

Если слаба и банковская система, большая часть капиталовложений осуществляется в режиме самофинансирования, что сопряжено со значительными трудностями при длительном цикле производства. Поскольку между инвестиционными расходами и получением прибыли от них имеются длительные временные разрывы, то инвесторы могут сталкиваться с непредсказуемыми потребностями в ликвидности, способными привести ксры-ву реализации проекта. Экономические субъекты вынуждены самостоятельно подстраховываться на

1 Bencivenga V.R., Smith B.D. and Starr R.M. Transactions Costs, Technological Choice, ana Endogenous Growth // Journal of Economic Theory. October 1995. V. 67(1).

2 Levine R. Stock Markets, Growth, and Tax Policy //Journal of Finance. September 1991, V, 46(4).

случай неожиданной потребности в ликвидности. Это ведет к чрезмерным инвестициям в непроизводительные ликвидные активы. Таким образом, слабость банковского сектора сказывается на структуре сбережений весьма неблагоприятно для накопления капитала.

Данные по Республике Дагестан, которая является типичным примером региона России с недостаточно развитой рыночной экономикой, показывают справедливость данного утверждения. Так, при нормативе текущей ликвидности 70%, у финансово стабильных коммерческих банков Республики Дагестан фактический показатель текущей ликвидности составляет 94%, а у финансово нестабильных банков - 110%.

Западные экономисты Демиргас-Кант и Ле-вайн использовали данные примерно 150 стран для сопоставления финансовых систем и анализа того, какие финансовые системы характерны для групп стран с разным подушевым доходом2. Был сделан вывод: страны со слаборазвитыми финансовыми системами склонны действовать через регулирование банковской системы. Ликвидность и уровень развития банковской системы положительно кор-релированы как с текущими, так и с будущими нормами экономического роста, накопления капитала, повышения производительности факторов.

Таким образом, в регионе с низким уровнем развития ведущую роль в обеспечении устойчивого экономического развития должно играть создание возможностей для пропорционального сбалансированного развития банковского сектора и реальной экономики.

В настоящее время проблема сбалансированного развития банковской системы и реального сектора экономики Республики Дагестан приобретает все большее значение. Отсутствие механизма регулирования направлений и темпов развития приводит к возникновению рассогласования интересов банковской системы и реального сектора экономики.

Общим основанием причин рассогласования направлений развития экономических секторов является ослабление (разрушение) структурных системообразующих связей управления, координации.

В основе согласования системы интересов банков и предприятий лежит соотношение между их возможностями и потребностями, между спросом и предложением банковских услуг. Поэтому важным направлением обеспечения пропорциональности может стать координация экономических программ региональных органов власти, направленных на обеспечение экономического роста, с кредитной политикой банков.

При этом, по мнению автора, необходимо предусмотреть развитие таких мер взаимодействия, которые, во-первых, направлены на усиление согласованности стратегии развития коммерческих банков с условиями и прогнозами общеэкономического развития Республики Дагестан, и, во-вторых, с поиском форм взаимовыгодных партнерских отношений между банками и предприятиями, развитие которых может стимулировать правительство Республики Дагестан путем снижения кредитных ставок, размера налога на прибыль банков, конкурсного отбора инвестиционных проектов, использования инвестиционного налогового кредита.

Сбалансированному развитию банковской системы и реального сектора экономики Республики Дагестан препятствуют как макроэкономические факторы, так и факторы, связанные с проблемами развития самой банковской системы.

К макроэкономическим факторам можно отнести отсутствие политической и экономической стабильности, недостатки банковского законодательства, высокие процентные ставки по кредитам, низкий платежеспособный спрос населения.

Наиболее существенным макроэкономическим фактором, негативно влияющим на сбалансированное развитие экономических секторов, является низкий уровень социально-экономического развития Республики Дагестан. Существенное сокращение объемов производства сопровождалось и ухудшением финансового состояния экономики в целом и финансового положения предприятий. Это не

могло не сказаться на слабости капитальной базы и отрыве банковского сектора от производства.

Доходы бюджета Республики Дагестан не покрывают минимально необходимые расходы. Расходная часть бюджета несет большую социальную нагрузку в силу сложившейся демографической ситуации. Лица (дети и пенсионеры), получающие все виды пособий и пенсий составляют 57% от численности населения республики. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума - 49%. Это требует больших социальных трансфертов.

При сложившемся положении реального сектора, который не дает в бюджет необходимых доходов, Дагестан не может существовать без крупной финансовой поддержки Федерального Центра. Безвозмездные поступления, представляющие трансферты, перечисленные из федерального бюджета в порядке финансовой помощи Республике Дагестан, составляют до 80% доходной части бюджета. Через трансферты бюджета формируются расходы граждан. Объемы личного потребления населения Дагестана связаны с размерами денежной эмиссии. Дагестан ежегодно на 50 - 60% обеспечивает свою потребность в наличных деньгах за счет централизованных денежных ресурсов.

Эмиссия в республике большой массы наличных денег существенным образом влияет и на развитие коммерческих банков: 1) многие банки нацелены на проведение расчетно-кассовых операций; 2) «социальная» эмиссия денег, формируя личные доходы населения, создает возможности для увеличения депозитов физических лиц; 3) «социальная» эмиссия способствует развитию сферы торговли.

Руководствуясь при размещении средств критериями прибыльности и ликвидности, банки Республики Дагестан активно содействуют перекачке денежных ресурсов в сферу обращения. Этому способствует и особенность формирования бюджета республики, и политика денежной эмиссии. Бюджетная система воздействует на банковскую через распределение финансовых расходов. Динамика расходов бюджета показывает, что растет конечное потребление, и увеличивается доля расходов социальной сферы. Доля бюджетных расходов на социальную сферу составляет в настоящее время около 62% всех расходов бюджета. В торговлю идут значительные финансовые потоки в виде потребительских расходов населения. Поэтому не производство, а торгово-посредническая деятельность является для банков прибыльной сферой.

10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 I 3000 | 2000 | 1000 < 0 '

3,2.

32,7

1.01.99г.

«Торговая направленность» кредитов, выдаваемых банками, имеет ведущее значение для экономики Дагестана. Структурный анализ полученных в Дагестане кредитов свидетельствует о том, что из общей суммы кредитов юридическим лицам - 67,8% приходится на торговлю, общественное питание и сферу услуг.

Благоприятное положение с «социальной эмиссией» породило иллюзию, что депозиты населения могут сыграть роль ведущих источников инвестирования. Между тем, это не так. Склонность населения Республики Дагестан к сбережению является низкой. Доля доходов, направляемых населением во все виды сбережений, находится в пределах от 0,5 до I.

Часть депозитов населения выводится с территории республики: темпы роста депозитов в филиалах инорегиональных банков (в основном Сбербанка России) значительно опережают темпы роста депозитов в региональных банках. На долю Дагестанского отделения Сбербанка России и филиалов иногородних банков приходится 89,2% привлеченных вкладов, из них в структуре вкладов большая часть - пенсионные. Дагестанское отделение Северо-Кавказского банка Сбербанка России, головная организация которого находится в Ставрополе, в 2002 г. при объеме депозитов населения 1 029,4 млн руб. имело кредитных вложений в Дагестане на сумму 2,6 млн руб., и это была в основном просроченная задолженность. В 2004 г. ситуация улучшилась. Кредитные вложения на 01.05.2004 г. составили 427 млн руб.

Макроэкономическим условием успешного развития и функционирования банков, в том числе и региональных, является внутренне непротиворечивая, объективно отражающая реальные процессы в экономике и обществе законодательная база. Принцип адекватного правового обеспечения является системообразующим и относится к числу основных принципов формирования и функционирования эффективно работающей банковской системы.

Главным недостатком действующего банковского законодательства в настоящее время являет-

9656,3

4524.

1692,3

155,6

232,6

371,1

1.01.00г.

640,9

1.01.01г.

промышленность

1.01.03г.

торговля п общепит

1.01.04г.

Рис. Объемы кредитования отраслей экономики Дагестана, млн руб.

ся слабость механизмов ответственности по принятым обязательствам на всех уровнях банковского управления. В настоящее время на законодательном уровне в полной мере не обеспечены такие стратегические принципы банковской деятельности, как: защита интересов и прав инвесторов, кредиторов, вкладчиков; гарантирование (страхование) вкладов (мелких депозитов); предотвращение сомнительных операций и сделок, а также установление недобросовестными лицами контроля над кредитными организациями. Не создана система государственных гарантий банковской деятельности. Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» пока не начал эффективно работать.

Высокие процентные ставки по кредитам закрывают возможность использования банковских кредитов большинству региональных производителей. Поэтому важным условием развития кредитного процесса следует считать установление экономически обоснованных величин предлагаемых кредитными организациями процентных ставок по кредитам. Цена кредита должна быть такой, чтобы она способствовала эффективному функционированию реального сектора и одновременно могла бы обеспечить банкам уровень процентной маржи и платы за кредитный риск, достаточный для компенсации издержек, связанных с предоставлением кредитов. В то же время нельзя допускать, чтобы банки практиковали завышение величины процентной ставки, стремясь получать мо-нопольно-высокие доходы. Методически: экономически обоснованная величина процентной ставки по кредитам должна иметь нижней границей такой размер ставки, который покрывал бы издер-

жки банка и обеспечивал бы банкам минимальную прибыль. В качестве верхней границы процентной ставки берутся величины, определяемые денежно-кредитной политикой Банка России, а также уровнями процентных ставок, складывающихся на денежных рынках региона.

Политика процентных доходов является одним из основных факторов создания благоприятного климата для кредитования. В Республике Дагестан средневзвешенные процентные ставки по предоставленным кредитам устанавливаются в зависимости от сроков размещения средств. По итогам 2003 г. для юридических лиц наиболее высокая величина процентных ставок по размещенным средствам (39,2%) предоставлялась по кредитам до 30 дней. Для физических лиц ставка по кредитам до 30 дней также была высока - 32,5%. Процентная ставка по кредитам постоянно была выше ставки рефинансирования, т.е. выше верхней границы оптимально определяемой ставки. Таким образом, коммерческие банки были настроены на получение необоснованно завышенной маржи. Динамика процентной ставки по кредитам физическим лицам была заниженной и за последние три года не превышала 8%. Заниженные ставки по депозитам физических лиц отражали интересы банков по перекладыванию общего кредитного риска (юридических и физических лиц) на средства физических лиц.

Наряду с макроэкономическими причинами, сдерживающими развитие кредитных учреждений, в самой банковской системе накопились проблемы существенно снижающие возможности работы банков с реальным сектором.

Место банковской системы Республики Дагестан в экономике республики в настоящее время определяется следующими параметрами (см. табл.).

Анализ макроэкономических показателей развития банковского сектора за последнее время показывает неизменное состояние удельного веса совокупных активов и капитала банковского сектора в ВРП. Появилась положительная тенденция роста объема кредитов реальному сектору по отношению к активам банков и тенденция роста средств привлеченных от предприятий в объеме пассивов банков.

Вместе с тем, обращает на себя внимание, что доля депозитов населения по отношению к денежным доходам населения имела тенденцию к уменьшению.

Анализ движения потоков денежных средств через банковскую систему региона показывает, что собственные средства банков составляют 4,7% к ВРП, в реальный сектор экономики вложено 2,5% средств к ВРП. Таким образом, в собственные средства кредитных организаций вкладывается средств больше, чем в реальный сектор.

Население внесло в банковскую систему 1,7% ВРП, а предприятия и организации 0,27%.

Кредиты реальному сектору, включая просроченную задолженность, составили 2,5% ВРП. В промышленности доля кредитов и займов в финансировании оборотного капитала составила 4,2%, а банковских кредитов 1,2%; доля кредитов в промышленности составила 10,9% от привлеченных средств.

Приведенные данные свидетельствуют, что банковская система республики пока еще не выполняет свои основные функции финансового посредника.

Нынешние проблемы банковской системы региона в значительной мере связаны со слабостью собственной капитальной базы большинства бан-

Таблица

Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора в Республике Дагестан

Капитал банковского сектора В % к ВРП В % к активам банковского сектора 2,23 14,8

Кредиты реальному сектору экономики, включая просроченную задолженность В % к ВРП В % к активам банковского сектора 2,5 36,4

Ценные бумаги, приобретенные банками В % к ВРП В % к активам банковского сектора 2,2 32,3

Депозиты физических лиц Депозиты (без Сбербанка России) в % к пассивам банковского сектора Всего депозитов (включая Сбербанк России) в % к денежным доходам населения 7,9 2,44

Средства, привлеченные от предприятий и организаций В % к ВРП В % к пассивам банковского сектора 0,27 2,9

ков, несбалансированностью их активов и пассивов по срокам, низким уровнем менеджмента, высокими рисками кредитования, и, как следствие, высокими ставками кредитов, превышающими рентабельность инвестиционных проектов.

Существенным фактором, влияющим на взаимоотношения банковского и реального секторов, остается недостаточность ресурсов региональных банков для долгосрочного кредитования.

В Дагестане, имеющем хозяйственный комплекс со значительной долей ТЭКа, машиностроительных предприятий, предприятий пищевой промышленности, строительства существует потребность в долгосрочных, значительных объемах кредитных вложений. Эта потребность обусловлена длительностью технологических циклов по установке, монтажу и окупаемости оборудования промышленных предприятий, требующих долгосрочного кредитования. Однако, анализ структуры ресурсов показывает, что тенденции увеличения доли краткосрочной составляющей ресурсов является достаточно устойчивыми. Таким образом, возникает разрыв между структурой пассивов и структурой активов, который в ряде случаев из-за пролонгации кредитов не только не сохраняется, но и имеет тенденцию к увеличению.

Экономическое положение многих промышленных предприятий республики является нестабильным, около половины (47%) их в Дагестане завершили 2003 г. с убытками. По материалам мониторинга предприятий, проводимым Национальным банком Республики Дагестан, видно, что предприятия региона постоянно испытывают дефицит денежных средств. В условиях этого дефицита они стремятся использовать кредиторскую задолженность как относительно дешевый финансовый ресурс для пополнения оборотных средств. Предприятия Дагестана широко используют расчеты с помощью бартера и зачетов. Объем таких операций у предприятий республики варьируется по отраслям промышленности: от 30,7% в пищевой - до 99% в ТЭКе. В среднем, объемы бартера и зачетов по предприятиям промышленности составляют 28,9%. Уровень рентабельности капитала (активов) предприятий, рассчитанный на основе балансовой прибыли, составляет 4,9%, рентабельность собственного капитала - 5,8%. Таким образом, экономическое положение значительной массы предприятий республики таково, что кредитные организации без риска потерять капитал не могут вкладывать в них не только большие, но и маленькие средства.

Высоки институциональные элементы рисков кредитования промышленных предприятий, среди которых, на взгляд автора, наиболее существенным является непрозрачность финансовой отчетности предприятий.

Фактор потребности реального сектора экономики региона в значительных объемах долгосрочных кредитных вложений сталкивается с фактором отсутствия интереса у банковской системы размещать средства на средний и длительный срок в столь нестабильных условиях.

Важнейшим направлением повышения роли банковской системы в развитии региона является обеспечение тесной взаимосвязи денежной и промышленной политики, денежных и материальных потоков и совершенствование управления ими исходя из интересов взаимодействия. Эту проблему при сложившихся условиях решать достаточно сложно. Для экономики Республики Дагестан характерен внебанковский оборот денежных и инвестиционных средств.

Анализ движения денежных потоков предприятий Республики Дагестан (проведенный на основе мониторинга финансового положения предприятий по методике ДРТУ ЦБ РФ) показал, что общий поток поступления денежных средств формировался, главным образом, за счет внутренних источников финансирования, которые составили 92%. Средства, полученные предприятиями за счет внешних источников финансирования, составили 8%. Основным источником средств, полученных от финансовой деятельности предприятий, является использование привлеченного капитала - 100%. При этом 17% средств было получено за счет кратковременных банковских кредитов, 15,5% средств за счет долговременных банковских кредитов, а 67,4% - займы небанковских организаций.

Обращает на себя внимание тот факт, что предприятия стремятся использовать не кредиты банков, которые, очевидно, невыгодно брать, а заемные денежные средства небанковских организаций. Это свидетельствует о несбалансированности банковской системы и реального сектора экономики и об осуществлении режима самофинансирования, на который указывают западные экономисты, как на свидетельство слабости банковской системы.

В условиях отсутствия финансовых средств в Республике Дагестан развитие банковского и реального сектора экономики стали как никогда взаимосвязаны: материальная сфера не сможет обеспечить свой рост без расширения банковских услуг, и особенно кредитования.

Проводимый в Национальном банке Республики Дагестан мониторинг спроса предприятий на банковские услуги3 свидетельствует о наличии положительных тенденций в области обеспечения сбалансированности спроса и предложения банковских услуг. В целом наблюдается рост спроса на отдельные виды банковских услуг.

По степени удовлетворенности спроса можно сделать вывод, что преобладала средняя степень удовлетворенности спроса: она составляла 45%. 18,2% опрошенных предприятий заявили о высокой потребности предприятий в услугах кредитных организаций, но удовлетворялся он только у 15% предприятий. Низкая потребность в банковских услугах имела место у 18% предприятий.

Анализ потребностей и возможностей предприятий Республики Дагестан в получении банковских услуг позволяет сделать следующие выводы:

• одна пятая часть предприятий имеет относительно высокий уровень спроса на банковские услуги;

• в основном предприятия предпочитают услуги кредитных организаций, расположенных непосредственно в регионе;

• за получением новых или дополнительных услуг в течение года обращается до 85% предприятий;

• с позиций влияния на использование услуг наиболее значимыми факторами являлись: уровень тарифов, уверенность в кредитной организации, льготы кредитных организаций предприятию;

• факторами, влияние которых преимущественно уменьшало использование банковских услуг, являются: ставки по кредитам, ставки по депозитам, наличие других источников средств;

• решение предприятия в выборе кредитных организаций в большей мере определяют: уверенность в финансовом положении кредитной организации, наличие опыта сотрудничества с ней, знакомство с руководством кредитной организации, уровень квалификации ее сотрудников;

• для большинства кредитных организаций характерны сложные и длительные процедуры оформления документации при оказании услуг;

3Д.э.н., профессор Цаписва O.K. принимала непосредственное участие в мониторинге финансового положения предприятий и мониторинге спроса предприятий ни банковские услуги.

• подавляющее большинство предприятий используют минимальный набор банковских услуг, в который входит: расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, пластиковые карты, валютные операции.

Особенности становления и развития банковской системы региона позволяют определить негативные моменты управления, оказывающие определяющее влияние на несбалансированность спроса и предложения банковских услуг. В целом можно выделить следующие ее недостатки:

• отсутствие научно обоснованной концепции развития банковской системы и соответствующей ей концепции управления;

• отсутствие продуманной и полноценной системы информационного обеспечения процессов управления;

• недостаточное внимание к анализу, диагностике, прогнозированию своей деятельности;

• слабые горизонтальные связи между первичными звеньями банковской системы. Существенным фактором, препятствующим

полноценному и устойчивому развитию банковской системы, является неготовность многих руководителей крупных коммерческих банков к цивилизованной работе в рамках экономических методов, их настроенность на установление особых отношений с органами власти, на сращивание с последними, в целях вмешательства в политику и влияния на создание выгодной лишь для этих банков экономической ситуации сейчас и в будущем.

Указанные факторы вполне определенно подтверждают, что недостаточный уровень развития банковского менеджмента оказывает сдерживающее влияние на развитие системы банковских услуг.

Денежные потоки банков условно можно разделить на две части: коммерческие потоки и инвестиционные потоки. Для усиления взаимодействия банковского и реального сектора необходимо обратить особое внимание на сбалансированность инвестиционных денежных потоков и реального сектора. Однако, в реальной действительности из двух ниш банковского дела - коммерческой и инвестиционной - на уровне региона работает только одна - коммерческая.

Создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Дагестан предполагает:

1) реализацию системного подхода к развитию экономики и построению концепции стратегического развития региона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) перестройку бюджетной и налоговой политики применительно к рыночной экономике;

3) переориентацию кредитной и банковской системы на создание условий для перехода к развитой рыночной экономике.

Создание благоприятного инвестиционного климата и улучшение инвестиционного потенциала Республики Дагестан определяются участием государства в реализации намеченной цели. Более чем десятилетний период эпохи либерализма во всех сферах экономики, прежде всего обусловленный переходом экономики административно-командного управления в рыночную среду и нарушивший многие положительные аспекты планового хозяйства, на сегодняшний день поставил на повестку дня вопрос о повышении роли государственного регулирования на этапе совершенствования рыночных преобразований.

Так, финансирование отдельных целевых социально значимых программ и развитие приоритетных отраслей невозможны сегодня без участия государства, которое проявляется как в создании организационно-правовых механизмов, так и непосредственно в использовании бюджетных средств.

Бюджет, ориентированный на развитие рыночной экономики, изымает у товаропроизводителя лишь часть прибавочного продукта, создавая для всех товаропроизводителей одинаковые производственные условия и доступ к ресурсам. Изначально государство при регулировании доходной части бюджета должно законодательно и институционально ориентироваться с одной стороны, на развитие свободной рыночной конкуренции в воспроизводственном процессе, с другой стороны - на решение социальных задач, являющихся прерогативой государственных органов.

Предназначенные на капитальные вложения денежные средства (в том числе и бюджетные) дол -жны направляться через банковскую систему на кредитование объектов хозяйственного значения, и таким образом возможна замена бюджетного финансирования ряда приоритетных программ банковскими кредитами.

В процессе улучшения деловой активности банки могут расширять свои банковские услуги, наращивать денежную составляющую уставного капитала. Таким образом, в республике появятся дополнительные кредитные ресурсы, которые будут направлены в реальную экономику.

Интересы развития эффективной экономики требуют создания дешевых финансовых средств. В качестве последних могут выступать прибыль, амортизационный фонд самого инвестора, акционерный

капитал. В банковском мире существует и определенный опыт аккумуляции средств населения на финансирование проектов создания новой и расширение мощностей уже существующей продукции. Суть его заключается в том, что банки, привлекая средства населения в качестве беспроцентных вкладов и депозитов, предоставляют им право участвовать в контроле за целевым и срочным использованием кредита. Сделки оформляются трехсторонци-ми договорами, где и предусматривается получение дивидендов от предоставленных банку и вложенных в конкретное дело средств. Это так называемые длинные деньги. Более короткие деньги используются аналогичным образом, но в сфере торгового бизнеса. Однако для условий Дагестана подобный опыт может приниматься с осторожностью вследствие больших рисков для населения.

Формирование дешевых финансовых ресурсов непосредственно связано с повышением эффективности производства. Низкая рентабельность производства в регионе не позволяет выплачивать дивиденды по корпоративным акциям. Акции предприятий поэтому не привлекательны для инвесторов, что в конечном итоге тормозит развитие фондового рынка. Последнее, в свою очередь, не позволяет сбалансировать доходность различных сегментов финансового рынка.

Сбалансированный финансовый рынок предполагает доходность примерно на одинаковом уровне большинства финансовых инструментов: дивидендов по акциям, доходности по облигациям и другим ценным бумагам, по банковским депозитам (в том числе по долгосрочным). Однако сегодня практически единственными финансовыми вложениями являются краткосрочные (до 3-х месяцев) депозиты населения. В связи с этим нельзя не подчеркнуть, что развитию денежного и фондового рынков препятствует наличие нестабильности экономики.

Общими условиями решения задач кредитования производства и инвестиционных программ являются:

• формирование экономических предпосылок в

самом реальном секторе:

- укрепление финансового состояния предприятий;

- повышение уровня менеджмента в управлении приватизированными предприятиями и сектором госсобственности;

- компенсация физического и морального старения машин и оборудования, более 70% которых эксплуатируется в производстве свыше 10 лет, так

как при устаревших основных фондах корпоративного сектора банки даже при наличии средств не будут выдавать кредиты, опасаясь быстрого выхода этих фондов из строя;

- разработка новых методов стимулирования дальнейшего экономического подъема, активизации совокупного внутреннего спроса. При этом важно учитывать хозяйственную специфику, в частности, нехватку оборотных средств. Для Республики Дагестан, получающей большие объемы социальных денежных средств, важнейшим фактором экономического роста может служить использование потребительского спроса населения для целей развития экономики региона.

Учитывая недостаточность у отдельных банков собственных средств для финансирования крупных объектов и необходимость соблюдения при этом нормативных требований ЦБ РФ, кредитным организациям Республики Дагестан целесообразно было бы создавать пулы для предоставления синдицированных кредитов, что позволит снижать риски путем их распределения.

Региональным органам власти также следует обратить внимание на то, что инвестиционная деятельность может стать функцией специально созданных для этого банков. Возможно продумать и решить вопросы формирования в регионах специализированных инвестиционных банков со статусом, отличающимся от коммерческих банков. Создание инвестиционных банков позволит разрешить проблему стабилизации системы формирования кредитных ресурсов.

Вопрос недостатка ресурсов банков в Дагестане может быть решен при создании региональной системы гарантий и льгот для инвесторов, вкладывающих средства в развитие производственной сферы.

Шаги в этом направлении в республике уже предпринимались: принято постановление Правительства Республики Дагестан «О формировании фонда развития и инвестициях за счет средств Федерального бюджета». Постановление регулирует вопросы, связанные с капитальными вложениями, направленными на создание и модернизацию средств материального производства через коммерческие банки. Это позволит увеличить долю долгосрочных ресурсов, которая в настоящее время невелика, но крайне важна для инвестирования и долгосрочного кредитования.

В законе «Об основах местного самоуправления» в полномочиях региональных органов закреплена возможность определения на конкурсной основе из числа любых банков уполномоченного бан-

ка для обслуживания инвестиционных кредитов. Этот механизм уже пытались использовать в Дагестане - на конкурсной основе определялись уполномоченные банки. На практике проверено, что использование этого механизма способствовало улучшению структуры региональной системы интересов в части соотношения между интересами банковского и реального секторов экономики. Однако, в настоящее время такая система уполномоченных банков в Дагестане правительством республики отменена. Это повышает риски кредитования.

Важной проблемой усиления взаимодействия банковского и реального сектора является оптимизация отношений кредитора и заемщика. Коммерческие банки, кредитуя реальный сектор экономики, стремятся застраховать себя на случай потерь заключением договоров залога. Как правило, предприятия реального сектора Дагестана могут предоставить в залог оборудование, промышленные объекты, недвижимость. Однако, это залоговое имущество нередко является устаревшим, представляет узкопрофессиональный, специфический интерес для рынка, не имеет высокой рыночной оценки. Получая такой залог для погашения задолженности по кредиту, банк, выдавший кредит, часто не может его реализовать никому, кроме, пожалуй, самого бывшего владельца. Определенным выходом из такого положения может послужить заключение договора залога под новое оборудование, купленное на средства предоставляемых инвестиционных кредитов. В данном случае банк может быть более уверен в освоении новых технологий и успешной работе предприятия. Проведение подобных операций залога более квалифицированно могут осуществить именно специализированные инвестиционные банки.

В направлениях оптимизации взаимодействия банковского и реального секторов экономики важным является привлечение в экономику Дагестана средств частных вкладчиков, усиление их доверия к банкам. Одним из аспектов этой проблемы является создание системы информирования, делающей прозрачной работу любого финансового института.

В настоящее время, несмотря на значительный объем находящейся в обращении информации о деятельности банков, эта информация часто носит противоречивый характер и не может быть приспособлена к ожидающей ее аудитории. Кроме этого, информация одеятельности банковской системы не имеет четко выделенного акцента на указание роли в развитии экономики дагестанского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.