Банковское дело
УДК 336.717
ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ: ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА
В статье раскрываются тенденции развития кредитных операций в регионах России. Показаны неадекватность активов и объемов кредитования региональных банков потребностям экономики, существенная зависимость преобладающего большинства региональных банковских систем от инорегиональных банков, а также неоднородность кредитных операций в регионах страны. Особое внимание уделено оценке риска негативного кредитного воздействия на экономику региона, для которой предложены набор показателей и интегральный коэффициент, что позволяет определить уровень данного риска.
Ключевые слова: кредитный потенциал, региональные банки, кредитное сжатие, кредитный риск, уровень кредитной неоднородности, риск негативного кредитного воздействия на экономику региона.
Актуальность исследования
Диспропорции российского кредитного рынка, проявляющиеся на макроуровне1, еще в большей степени усугубляются в большинстве регионов страны. Это обусловлено такими факторами, как дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, неравномерность размещения предприятий и кредитных организаций, преобладание в большинстве регионов инорегио-нальных банков и др. В результате в регионах РФ многие субъекты экономики не могут воспользо-
1 Голодова Ж. Г., Прейс В. Ю. Диспропорции кредитного рынка
России: проявление и способы преодоления в условиях кризиса // Экономические науки. 2009. № 57. С. 253-258.
Ж. Г. ГОЛОДОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: golodova@yandex.ru Российский университет дружбы народов
ваться кредитными ресурсами для формирования основного и оборотного капиталов, сохраняется неравномерность обеспечения банковскими услугами. Это сдерживает возможности по модернизации экономики страны и ее регионов, достижению устойчивого экономического роста, повышению качества жизни. Ситуация еще в большей степени усложнилась в условиях современного кризиса, когда к проблемам пореформенного периода добавились новые: удорожание заимствований на зарубежных рынках, сжатие кредитных операций российских банков на фоне ужесточения требований к заемщикам. В этой связи представляется целесообразным провести анализ соответствия объемов кредитования в регионах потребностям их экономик и возможностям функционирующих банков.
Макроэкономические показатели кредитных операций в регионах России
Как известно, кредитные операции являются для коммерческих банков одними из важнейших, поскольку с их помощью они способны получать максимальную прибыль. Такой подход во многом объясняет стремление банков увеличивать объемы кредитования, предлагая клиентам как можно более диверсифицированный набор кредитных услуг. В то же время ошибочная политика менеджмента по осуществлению кредитных операций может стать основной причиной банкротства банка. В таком контексте становится ясной важность разработки активной и адекватной кредитной политики
Таблица 1
Динамика развития банковского сектора Российской Федерации в 2000—2010 гг., в % к ВВП (на начало года)
Показатель 2000 2005 2008 2010 Темп роста
Активы 32,9 41,7 60,8 75,3 2,3
Собственный капитал 3,9 5,6 8,1 11,8 3,0
Кредиты, предоставленные нефинансовым организациям и населению 11,2 22,9 33,9 41,3 3,7
Средства, привлеченные от организаций 9,7 12,8 21,3 24,5 2,5
Вклады физических лиц 6,2 11,7 15,6 19,2 3,1
Ценные бумаги, приобретенные банками 6,8 6,4 6,8 11,0 1,6
Источник: составлено по данным официального сайта Банка России. URL: http://www.cbr.ru.
на микроуровне, т. е. на уровне отдельного коммерческого банка, которая осуществляется с той или иной степенью успешности во всех кредитных организациях.
Однако помимо этого следует учитывать необходимость использования такого же подхода на макро- и мезоуровне (уровне субъекта РФ), поскольку объем и условия кредитных операций субъектов экономики страны и ее регионов во многом определяют их возможности по формированию источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности.
Для оценки кредитного потенциала банковской системы страны традиционно применяется группа показателей: отношение объема кредитов к ВВП и удельный вес кредитных операций в совокупных активах банковского сектора. Немаловажное значение имеет отношение объема депозитов к ВВП, поскольку объем депозитных операций во многом определяет возможности увеличения активных операций банков. Если оценивать изменение данных показателей в динамике в целом по РФ, то в течение 2000—2009 гг. (несмотря на кризисные явления) наблюдалась их положительная динамика (табл. 1)2.
При этом данные показатели в целом по стране все в большей степени приближаются к аналогичным показателям некоторых европейских стран. Однако в региональном разрезе (для субъектов Федерации) ситуация выглядит значительно хуже. Это, прежде всего, обусловлено неравномерным размещением банков на территории страны и высоким уровнем концентрации банковской деятельности: по состоянию на 01.01.2010 в Московском регионе функционировало более 50 % банков страны, а доля 200 крупнейших по величине капи-
2 Одновременно имеет место рост абсолютных показателей: величины активов и собственного капитала банковского сектора, объема привлеченных депозитов и предоставленных кредитов и др.
тала банков превысила 46 % совокупных активов банковского сектора3.
В нормально функционирующей рыночной экономике считается, что отношение активов банковского сектора страны к ВВП должно составлять не менее 100 %, а доля кредитов в совокупных активах банковского сектора — не менее 70 % ВВП. Такой подход позволяет оценить безопасность банковского сектора, а также его адекватность потребностям экономики (зависимость корпораций от внешних заимствований, динамику долга). Аналогичные показатели можно распространить и на отдельные регионы страны, но вместо показателя ВВП необходимо использовать ВРП. Однако, учитывая специфику размещения банков на территории страны и преобладание в большинстве регионов инорегиональных банков, автор предлагает скорректировать пороговые значения отношения активов банков к ВРП путем снижения предельных значений интервалов. При этом необходимо выделить пять групп по уровням кредитного потенциала: высокий уровень, уровень выше среднего, средний уровень, низкий уровень и критический уровень (табл. 2). Среди всех возможных показателей рассмотрим три: отношение активов к ВРП, отношение кредитов к ВРП и долю кредитов в совокупных банковских активах региона.
На основе проведенного анализа можно выделить возникшие в регионах противоречия и диспропорции:
1) в 2006 г. более чем у 76 % российских регионов активы региональных банков (банков, зарегистрированных на территории региона) находились на критическом уровне, у 15 % — на низком уровне. В 2009 г. (несмотря на кризис) ситуация несколько улучшилась, но это было достигнуто в основном за счет существенной поддержки правительства и контролирующих
3 Отчет Банка России о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2009 г. URL: http://www.cbr.ru.
Таблица 2
Показатели и критериальные параметры уровня кредитного потенциала регионов российской Федерации в 2006 и 2009 гг.*
Показатель Уровень кредитного потенциала
Высокий Выше среднего средний низкий критический
Отношение активов региональных банков к ВРП, % > 40 30-40 20-30 10-20 < 10
Количество субъектов РФ, соответствующих данному
значению:
в 2006 г. 4 1 2 12 61
в 2009 г. 7 3 - 17 53
Отношение выданных кредитов к ВРП, % > 50 40-50 30-40 20-30 < 20
Количество субъектов РФ**, соответствующих данному
значению:
в 2006 г. в 2009 г. 1 (2) 3 (9) - (5) - (17) 2 (15) 3 (20) 3 (38) 2 (21) 74 (20) 72 (13)
Доля кредитов в совокупных активах региональных банков, % > 70 60-70 50-60 40-50 < 40
Количество субъектов РФ, соответствующих данному
значению:
в 2006 г. 24 26 20 3 7
в 2009 г. 6 26 32 8 8
Источник'. Рассчитано по данным официального сайта Банка России (URL: http://www.cbr.ru/regions/) и Федеральной службы государственной статистики (URL: http://www.gks.ru/wps/portal/OSI_NS#).
* При проведении анализа из 83 субъектов РФ учитывались 80 (в силу отсутствия необходимой статистики данные по Ненецкому АО учитывались при оценке параметров по Архангельской области, по Ханты-Мансийскому АО-Югра и Ямало-Ненецкому АО — при оценке параметров по Тюменской обл.).
** В скобках указаны данные по расположенным в регионе банкам.
органов, а также снижения ВРП почти во всех регионах. Лишь в некоторых регионах: в Москве и Новосибирской области отношение активов к ВРП превышает 100 %, и в г. Санкт-Петербурге и Костромской области — превышает 70 %;
2) несмотря на рост объемов кредитования и объемов депозитов, в региональных банках за период с 2006 по 2009 г. наблюдалось кредитное сжатие, связанное, в том числе с удорожанием заимствований для российских банков на зарубежных рынках. Это характерно для большинства субъектов РФ, в которых кредитное сжатие составило 1,5—3,0 раза. Отношение кредитов региональных банков к ВРП только у трех субъектов (у Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской области) в 2009 г. соответствовало высокому уровню (211, 51 и 76 % соответственно), тогда как у 90 % регионов — критическому уровню (в основном ниже 10 %). Несколько лучшим этот показатель наблюдался при учете кредитов, выданных расположенными в регионе банками, т. е. ими преимущественно и обеспечивался рост объемов кредитования. Такая ситуация подтверждает тезис о недостаточности собственных финансовых ресурсов региона для стимулирования роста экономики его субъектов, прежде всего корпоративного сектора.
И хотя доля кредитов в совокупных активах региональных банков сократилась за период с 2006 по 2009 г. незначительно (с 11,2 до 10,0 %), количество регионов, в которых этот показатель превышал 70 % снизилось в 4 раза.
Для оценки влияния кризиса на изменения региональной концентрации (неоднородности) кредитных операций банков был использован коэффициент Герфиндаля-Хиршмана НН1, рассчитываемый как сумма квадратов удельных весов объема кредитов, выданных расположенными в регионе банками, в общем объеме кредитов банковского сектора страны. В зависимости от полученного значения показателя устанавливается уровень кредитной концентрации:
— если НН1 > 0,18, то имеет место высокая степень концентрации (неоднородности);
— если 0,10 < НН1 < 0,18, то имеет место умеренная степень концентрации (неоднородности);
— если НН1 < 0,10, то имеет место допустимая степень концентрации (неоднородности).
Согласно проведенным расчетам коэффициент Герфиндаля-Хиршмана за период с 2006 по 2009 г увеличился с 0,30 до 0,32 %, что позволяет сделать вывод о повышении неоднородности кредитных операций в регионах в условиях современного кризиса.
В результате таких диспропорций проявляется некий парадокс: по итогам 2009 г. темп прироста
активов региональных банков составил 15,9 %, что выше аналогичного показателя в целом по банковскому сектору (5,0 %); доля региональных банков в совокупных активах увеличилась и достигла 14,1 %; доля региональных банков в совокупном капитале возросла до 12,6 %, тогда как их прибыль снизилась на 67,1 % (18,7 млрд руб.). Такая ситуация обусловлена, прежде всего, преобладанием крупных банков в «столичных» регионах, низким уровнем капитализации региональных банков, сложившейся практикой преимущественного кредитования нефинансового сектора региона инорегиональными банками (подразделениями крупных банков, преимущественно Московского региона), проводящими более рисковую кредитную политику и имеющими более высокий уровень кредитного риска. В свою очередь уровень кредитного риска банковской организации, являющегося одной из важнейших характеристик ее деятельности, определяют в целях выявления возможных угроз потери устойчивости и банкротства самого банка. В частности, в соответствии с российским законодательством в качестве обязательных нормативов для коммерческих банков Банком России установлено несколько нормативов, в том числе максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и максимальный размер крупных кредитных рисков4. Постоянный мониторинг этих показателей позволяет обеспечить раннее выявление кризисных явлений.
Сущность и оценка риска негативного кредитного воздействия на экономику региона
Помимо кредитных рисков, оцениваемых для отдельных банков, с точки зрения автора, представляется необходимым рассчитывать и риск, возникающий в регионе в результате сужения объема кредитных операций и приводящий к сокращению возможностей устойчивого роста и развития его экономики — «риск негативного кредитного воздействия на экономику региона». В качестве основных индикаторов оценки данного риска автор предлагает использовать такие показатели, как отношение объема предоставленных кредитов к сумме срочных депозитов, долю просроченной задолженности в совокупной задолженности по предоставленным кредитам, долю кредитов в иностранной валюте и долю кредитов строительной отрасли в совокупных кредитах (табл. 3).
4 Статья 62 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
Для каждого показателя автор считает целесообразным выделение четырех уровней риска: низкого, среднего, высокого и критического. Существенное увеличение показателей позволит выявить вероятность кризиса в банковском секторе региона из-за кредитного сжатия и, как следствие, замедление темпов роста экономики, происходящее с временным лагом. Количественно уровень совокупного риска негативного кредитного воздействия на экономику можно определить с помощью интегрального показателя К , рассчи-
^ г- инт-' *
тываемого по формуле
Кинт = £ dl К,
1=1
где К — индивидуальные показатели, характеризующие риск (К1, К2, К3 и К4);
— удельный вес /-го коэффициента. Сумма удельных весов всех коэффициентов составляет 1, тогда как удельные веса отобранных показателей для К1 (как самого значимого показателя) составляют 0,4, а для К— К4 — по 0,2.
В зависимости от значения интегрального показателя можно будет установить совокупный уровень риска негативного кредитного воздействия на экономику региона:
— при Кинт < 59,0 уровень риска можно считать низким;
— при 59,0 ^ Кинт < 66,0 — средним;
— при 66,0 ^ Кинт < 73,0 — высоким;
— при К > 73,0 — критическим.
инт
Проведенные расчеты указанных показателей позволили выявить некоторые тенденции, свидетельствующие, с одной стороны, о проведении региональными банками более взвешенной и менее рисковой кредитной политики в условиях кризиса, а с другой — о сокращении объемов кредитования:
• отношение объема предоставленных кредитов к сумме срочных депозитов в 2006 г. только в 17 субъектах РФ было ниже 130 %, что соответствовало низкому уровню риска, а в 2009 г. количество таких регионов возросло на 70 % (в то же время на 10 % сократилось количество регионов с критическим уровнем риска);
• во всех регионах существенно возросла доля просроченной задолженности в совокупной задолженности по предоставленным кредитам, а в 72 % из них она соответствует критическому уровню;
• более чем на 66 % сократилось количество регионов с высоким и критическим уровнем доли
Таблица 3
Показатели и критериальные параметры риска негативного кредитного воздействия на экономику региона
Показатель Уровень риска
низкий средний Высокий критический
Отношение объема выданных кредитов к сумме депозитов Кр % < 130 130-140 140-150 150
Количество субъектов РФ, соответствующих данному значению:
в 2006 г. 17 13 9 41
в 2009 г. 29 6 8 37
Доля просроченной задолженности в совокупной задолженности < 20 20-25 25-30 > 30
по предоставленным кредитам* К2, %
Количество субъектов РФ, соответствующих данному значению:
в 2006 г. 80 - - -
в 2009 г. 14 3 5 58
Доля кредитов в иностранной валюте в совокупных кредитах К3, % < 10 10-15 15-20 20
Количество субъектов РФ, соответствующих данному значению:
в 2006 г. 61 7 6 6
в 2009 г. 69 3 1 7
Доля кредитов сектору строительства в совокупных кредитах К4, % < 5 5-10 10-15 15
Количество субъектов РФ, соответствующих данному значению:
в 2006 г. 47 23 5 5
в 2009 г. 53 16 5 6
Источник', рассчитано по данным официального сайта Банка России (URL: http://www.cbr.ru/regions/).
* Вместо данного показателя можно использовать удельный вес краткосрочных кредитов в совокупном кредитном портфеле.
кредитов в иностранной валюте в совокупных кредитах;
• на 13 % увеличилось количество регионов с низким уровнем удельного веса строительных кредитов в совокупном кредитном портфеле. В зависимости от величины интегрального показателя риска негативного кредитного воздействия на экономику региона в 2009 г. 23 субъекта РФ оказались в группе с низким уровнем риска, 6 — в группе среднего уровня риска, 16 — с высоким уров-
нем риска, тогда как преобладающее число субъектов РФ (35) — с критическим уровнем риска (табл. 4). В 2007 г ситуация была значительно лучше, поскольку почти у половины регионов уровень риска был низким и средним, тогда как в 2009 г таких регионов стало только 36 %. Что касается регионов с критическим уровнем риска, то их число за тот же период увеличилось незначительно — всего на 3 ед.
В то же время необходимо оценивать динамику изменения показателя концентрации кредитных
Таблица 4
распределение субъектов российской Федерации по группам риска негативного кредитного воздействия
на экономику региона в 2009 г. *
Уровень риска количество регионов Перечень субъектов рФ
Низкий 23 (29) Архангельская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Ленинградская, Магаданская, Московская, Оренбургская, Орловская, Сахалинская, Тверская, Тульская и Тюменская области; Алтайский, Камчатский и Приморский края; республики Башкортостан, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия); Еврейская АО, Чукотский АО
Средний 6 (10) Брянская, Кемеровская, Псковская, Саратовская, Смоленская и Тамбовская области
Высокий 16 (9) Амурская, Астраханская, Волгоградская, Кировская, Курганская, Липецкая, Мурманская, Новгородская, Рязанская, Томская, Ульяновская и Челябинская области; Краснодарский и Ставропольский края, республики Дагестан и Карелия
Критический 35 (32) Белгородская, Вологодская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Курская, Новосибирская, Нижегородская, Омская, Пензенская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Ярославская области; Москва и г. Санкт-Петербург; республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Мордовия, Северная Осетия—Алания, Татарстан, Тыва, Хакасия и Чувашия; Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Удмуртская и Чеченская республики; Забайкальский, Красноярский, Пермский и Хабаровский края
* В скобках указаны данные за 2007 г.
операций в регионе, рассчитываемого как отношение объема кредитов региональных банков к объему кредитов банков, расположенных в регионе. Рост показателя характеризует снижение зависимости субъектов экономики от внешних (по отношению к региону) кредитных ресурсов. На основе анализа динамики данного показателя в разрезе субъектов РФ за период с 2006 по 2009 г. можно отметить, что только в 22 регионах повысился удельный вес кредитов региональных банков в совокупном объеме кредитов, а количество регионов, в которых этот показатель превышает 30 %, сократилось за указанный период с 18 до 13. Это еще раз подтверждает тезис о слабости ресурсной базы банков большинства регионов страны, недостаточной для удовлетворения потребностей их экономик. Следовательно, необходимы институциональные преобразования в регионах, направленные на создание адекватных реальным потребностям финансово-банковских институтов. К таким преобразованиям можно отнести создание Региональных банков развития (по одному в макрорегионах (федеральных округах) и по 2—3 в Москве и г. Санкт-Петербурге) и Опорных региональных банков (по 1—2 во всех субъектах РФ), на которые распространялись бы гарантии органов власти регионов и в отношении которых устанавливались бы менее жесткие пруденциальные нормативы. В свою очередь, на данные банки накладывались бы отдельные ограничения по объемам и перечню операций. Однако проблема развития региональных банков, обсуждаемая на макро- и мезоуровнях, до настоящего времени не решена (ни путем создания законодательного поля (не определен даже статус региональных банков), ни путем разработки и реализации региональной банковской политики).
Вызывает недоумение и процентная политика, проводимая коммерческими банками. В частности, несмотря на снижение величины ставки рефинансирования с 11,0 (по состоянию на 01.01.2007) до 8,5 % (по состоянию на 01.01.2010), в преобладающем большинстве субъектов РФ средневзвешенные процентные ставки по ипотечным жилищным кредитам в рублях увеличились на 5—7 %, а в отдельных регионах (Республика Калмыкия) — более чем на 12 %. Снижение процентной ставки имело место лишь в 9 регионах (Иркутской, Курской, Самарской областях и др.), а в одном регионе (Республике Алтай) ее значение осталось неизменным. На рынке жилищных кредитов темп прироста средневзвешенной процентной ставки по кредитам в рублях оказался примерно таким же, но уменьшение данного показателя имело место в 26
регионах, тогда как в 6 регионах величина ставки осталась на прежнем уровне5.
Несколько лучшая ситуация в части увеличения объемов кредитования сложилась на рынке кредитования нефинансовых организаций благодаря сочетанию административных и экономических мер: в 2009 г. Председатель Правительства РФ В. Путин заявил, что пока банки с государственным участием существенно не увеличат объемы кредитования экономики, их руководители не должны планировать свои летние отпуска, но одновременно с этим он подписал постановление Правительства РФ о дополнительном выделении 300 млрд руб. под государственные гарантии по кредитованию6. Однако такие меры могут быть эффективными лишь в краткосрочном периоде. Некоторые факторы сдерживают расширение кредитных операций:
• несмотря на снижение ставки рефинансирования, разрыв между средневзвешенной ставкой по кредитам нефинансовым организациям и ставкой рефинансирования увеличился с 1,04 (в начале 2008 г.) до 1,31 (к 2009 г.) и до 1,59 (в начале 2010 г.) 7;
• помимо общепринятых видов обеспечения по кредитам (залог, гарантии, поручительства крупных банков и предприятий) некоторые банки стали использовать дополнительные (личное поручительство собственников бизнеса и их супруга (и) — такая практика, например, действует в Сбербанке России)8 и т. д. Получается некий замкнутый круг: банки не
могут снизить кредитные ставки из-за высокого риска и угрозы безопасности, а субъекты экономики не могут привлекать кредиты по высоким ставкам из-за низкой платежеспособности и рентабельности (во всех регионах страны проценты по кредитам существенно превышают уровень рентабельности нефинансовых организаций).
Учитывая, что, по оценкам экспертов, для нормального роста экономики темп прироста кредитного портфеля должен в 2 раза превышать темп прироста экономики9, правительству необходимо принимать срочные меры по стимулированию кре-
5 Считается, что строительная отрасль может инициировать возобновление экономического роста.
6 URL: http://www. inosmi. ru/inrussia/20090630/250264.html.
7 Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/fi-nans/fin32ga.htm.
8 Официальный сайт Сбербанка России. URL: http://www. sbrf. ru/moscow/ru/s_m_business/credits/long/invest/.
9 Интервью председателя Национального банка Республики Казахстан Г. А. Марченко РИА Новости от 20.05.2010. URL: http://www.nationalbank.kz/cont/publish526350_5840.doc.
дитных операций, сдерживаемых низким уровнем платежеспособности организаций и населения, отсутствием доверия к финансово-банковскому сектору, несовершенством механизма регулирования, высокими рисками. В этой связи должны быть согласованы действия государства и контролирующих органов. Этого можно добиться посредством создания специального органа — Комитета по финансовой стабильности, функционирующего во многих странах10. Все эти органы должны направить совместные усилия на совершенствование мер регулирования и надзора за финансовым рынком и финансовыми организациями, которые должны осуществляться с учетом изменения международных стандартов регулирования и надзора, прежде всего, с помощью усиления макропруденциаль-ного надзора. В дополнение к уже существующим и используемым инструментам такого надзора следует ввести в российскую практику механизм проциклического регулирования, согласно которому нормативы резервных отчислений должны быть увеличены в период стабильной экономики и, наоборот, снижаться в кризисный и посткризисный периоды. В целях повышения прозрачности финансовых институтов представляется целесообразным использование зарубежного опыта в части проведения стресс-тестирования финансовых институтов, а также распространение информации о его результатах на официальном сайте контролирующего органа. Уже давно остро назрела необходимость создания системы регулирования бонусных выплат топ-менеджменту финансово-банковских организаций, подразумевающей установление предельного уровня бонусов, дополнительное налогообложение сверхлимитного размера бонусов,
10 Так, в Великобритании функционируют Банк Англии и Управление по финансовому регулированию, являющееся юридическим лицом, а также коллегиальный орган — Комитет по банковской стабильности.
установление четких и детализированных условий выплаты бонусов в зависимости от достигнутых финансовой организацией результатов деятельности, а также раскрытие информации о количестве передаваемых менеджменту акций.
До настоящего времени в денежно-кредитной политике Российской Федерации основное внимание уделялось решению проблемы инфляции, тогда как вопросы, связанные с развитием банковского сектора, его депозитных и кредитных операций, оставались второстепенными. Основным регулятором развития финансово-банковской системы, обеспечивающей экономику кредитными и инвестиционными ресурсами и, как следствие, создающей условия для ее устойчивого роста и развития, является Министерство финансов РФ, тогда как Банк России напрямую не несет никакой ответственности за обеспечение роста экономики и занятости населения. Правительственная поддержка финансовой системы осуществлялась посредством фондирования крупнейших банков с государственным участием, расположенных в «столичном» регионе, тогда как ресурсная база региональных банков не позволяет им развивать кредитные операции, поэтому необходимо формирование региональной финансово-банковской системы с соответствующими институтами развития и активизация региональных органов власти по стимулированию кредитных операций региональными банками, в том числе посредством предоставления им гарантий.
Список литературы
1. Бюллетени Банка России. URL: http://www. cbr. ru.
2. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора за 2005—2009 гг. URL: http:// www.cbr.ru/publ/main.asp?Prtid=Nadzor.
\
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ !
Журналы Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.
_)