Научная статья на тему 'Роль бального танца в социализации личности'

Роль бального танца в социализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
634
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / процесс социализации / досуговая деятельность / личность / хореографическое искусство / хореографический образ / бальный танец / природа танца / socialization / socialization process / leisure activities / a personality / choreography / a chorographic image / ballroom dance / nature of dance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Багирова Евгения Васильевна

Рассмотрена роль занятий бальным танцем в системе факторов социализации лич‐ ности. Раскрывается содержание научных понятий «социализация», «процесс социализации» при‐ менительно к занятиям бальным танцем. Автор ведёт рассуждения в русле научного подхода, со‐ гласно которому искусство бального танца представляет собой пространство тесного контакта меж‐ ду чувственным и интеллектуальным компонентам личностного развития, канал взаимодействия между экспрессивным началом и символической составляющей человеческой коммуникативной культуры. Собственные наблюдения автора в сочетании с изучением ряда положений, изложенных в ключевых трудах ведущих отечественных теоретиков хореографического искусства (В. В. Рома, В. И. Уральской, А. С. Фомина), позволили автору сделать вывод о богатом социализирующем ре‐ сурсе занятий бальным танцем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A ROLE OF BALLROOM DANCE IN A PERSONALITY’S SOCIALIZATION PROCESS

The paper considers a role of ballroom dance in system of factors determine a process of a personality’s socialization process. The meaning of scientific terms “socialization”, “process of socialization” relating to ballroom dance is disclosed. The author discusses the subject within the frames of approach that states the next thought: art of choreography is the area of close contact between emotional and intellectual elements of a personality’s growth, a channel of interaction between expressive principle and symbolic component of human communicative culture. The author’s own remarks in combination with learning concepts outlined in the key works written by the leading domestic theorists of choreography art (such as: V. Rom, V. Uralskaia, A. Fomin) led her to conclusion about rich socialize resource of ballroom dance.

Текст научной работы на тему «Роль бального танца в социализации личности»

Раздел 5

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ БАЛЬНОГО ТАНЦА НА АЛТАЕ

УДК 316.61:793.3

Е. В. Багирова, кандидат педагогических наук Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

еудепуа_геп [email protected]

РОЛЬ БАЛЬНОГО ТАНЦА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Рассмотрена роль занятий бальным танцем в системе факторов социализации личности. Раскрывается содержание научных понятий «социализация», «процесс социализации» применительно к занятиям бальным танцем. Автор ведёт рассуждения в русле научного подхода, согласно которому искусство бального танца представляет собой пространство тесного контакта между чувственным и интеллектуальным компонентам личностного развития, канал взаимодействия между экспрессивным началом и символической составляющей человеческой коммуникативной культуры. Собственные наблюдения автора в сочетании с изучением ряда положений, изложенных в ключевых трудах ведущих отечественных теоретиков хореографического искусства (В. В. Рома, В. И. Уральской, А. С. Фомина), позволили автору сделать вывод о богатом социализирующем ресурсе занятий бальным танцем.

Ключевые слова: социализация, процесс социализации, досуговая деятельность, личность, хореографическое искусство, хореографический образ, бальный танец, природа танца.

Сущность процесса социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Э. Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчёркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и физическими идеалами. Естественно, содержание этих идеалов значительно отличается в зависимости от исторических традиций, особенностей развития, социального строя общества [1, с. 6 - 7]. Превращение индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируется социальная значимость личности.

Социализация подрастающего поколения осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и уход за ним; формируемые бытовые умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно-практической, социально-культурной и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. В данной статье речь пойдёт об одном из таких средств социализации - бальном танце, являющемся хорошей платформой для этого процесса.

Синкретичность бального танца обладает скрытыми резервами и возможностями для полноценного развития личности и её вхождения в социум. Еще с древности танец существовал как излюбленная досуговая деятельность в культурах всех народов мира, отражая основные стороны

Раздел 5. Вопросы истории и теории бального танца на Алтае

человеческого бытия. В своих трудах В. В. Ромм [2] отмечает, что заложенные в основе хореографического творчества социально-культурные ориентации позволяют решать такие значимые проблемы в развитии личности подростка, как здоровье, гармонизация личности, развитие интеллекта и нравственных убеждений. В работах А. С. Фомина [3] по историографии танца социальная значимость хореографии наблюдается уже в первобытных обрядовых танцах. В обрядовом танце были заложены две основные потребности к танцу. На первом плане были танцы, направленные на удовлетворение жизненных элементарных проблем, к которым относились пища, погода, среда обитания, а на втором -танцы, в которых отражались социальные потребности, к которым относились взаимоотношения в группах, воспроизводство рода. В исторической эволюции человечества роль танца в решении социальных потребностей всё более активизировалась, что было обусловлено уровнем социально-экономического развития общества [3 с. 50]. В дальнейшем танец сформировался в особый феномен интуитивного и рационального самопознания. В настоящий момент танец приобретает статус социально ценностных отношений. Возникающие с развитием танца нормативы социальных отношений и чувственного познания действительности согласуются с социальными потребностями и законами общества [3, с. 51]. Одной из первых попыталась «осмыслить танец, закономерности его развития и место в культурной жизни общества» с научной точки зрения В. И. Уральская в работе «Природа танца» [4, с. 3]. Автор начинает своё исследование с философской постановки вопроса «Что такое танец и каково его место в жизни человека?» [4, с. 4]. Она характеризует танец как средство самовыражения, которое приносит радость, ощущения свободы, рассказывает другим о многообразии чувств. Природа танца заключена в отношениях психических и физических субстанций человека в социальном контексте, что отражает биосоциальную природу человека. Уровень развития и состояния внутреннего психического мира человека, его сознания и подсознания, получает в танце телесное воплощение. Танец представляет собой организованный диалог психических и телесных субстанций человека, направленный на решение личностных и социальных проблем [3, с. 26]. Объективно важными в природе танца остаются учитываемые нами половозрастные, национальные, профессиональные факторы социальной среды. Так как бальный танец представляет собой танец двух лиц, мужчину и женщину, то взаимоотношения в танце происходят не только внутри одного человека, но и внутри пары, что оказывает колоссальное влияние на формирование и развитие личности обоих партнеров. Исходя из такого контекста, бальный танец предоставляет возможность лучше понять себя, что немаловажно в процессе формирования личности. Роль бального танца в воспитании человека велика, так как помогает всестороннему развитию личности, учит находить в творчестве эстетическое и духовное наслаждение, влияет на поведенческие и коммуникативные способности человека. Такая ориентация танца способствует воспитанию широкого спектра социальных черт.

Как уже сказано выше бальный танец - это парный танец, то есть партнёры всегда находятся в зависимости друг от друга. При этом зачастую пары относятся к какому-либо хореографическому коллективу, либо танцевально-спортивному клубу. А это значит, что такая принадлежность способствует развитию с ранних лет чувства коллективизма, требовательности друг к другу, доброты, принципиальности, стойкости. В педагогической практике воспитывающие резервы бального танца используют для развития идейно-политического, трудового, нравственного сознания человека, его эстетического и физического развития.

Коллектив бального танца, танцевально-спортивный клуб создают такую атмосферу, при которой личность развивается гармонично. При этом, увлекаясь развитием чисто танцевально-технических навыков исполнения, что само по себе неплохо, необходимо развивать и внутренний мир личности, что отразиться и на исполнительской культуре. Создавая содержательный репертуар, исполнители попадают под непосредственное влияние музыки и танцевального образа, что дает возможность воспитать в них различные моральные качества и нравственные мотивы поведения. Воспитывая танцевальную аудиторию через образы бального танца, у педагога появляется возможность раскрыть в них эстетическую чуткость к прекрасному и безобразному, возвышенному и низменному, комическому и трагическому. Погружаясь в хореографические образы, личность учится любить и ненавидеть, страдать и радоваться, чувствовать нравственную красоту и уродства. Таким образом, человек через бальный танец проходит школу духовного воспитания.

Занимаясь бальным танцем, каждый участник коллектива имеет возможность не только

Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств) № 4 (18) 2018 г.

научиться танцевать, но и общаться, адекватно сравнивать себя с другими, постоянно участвовать в соревновании, перенимать опыт у старших, то есть, постоянно совершенствовать свои физические возможности, развивать нравственные качества, учиться вести себя в соответствии с определёнными обстоятельствами в коллективе и обществе в целом. Систематические, целенаправленные, определенной формы и содержания уроки бального танца, учитывающие пол и возраст, способствуют развитию творческих начал личности, нравственных качеств, создают условия для гармоничного развития, наполняют ощущением раскрепощённости и уверенности в собственных силах. В процессе занятий деятельность каждого участника становится творчеством созидания своего «Я». Каждый создает своё видение мира, материализует своё образное художественное мышление. Сам творческий акт участия в нем - фактор огромного социального значения.

Таким образом, роль бального танца в социализации личности огромна. Через танец, а точнее, через его систему символов человек пытается выразить своё сознательное и подсознательное «Я», чему в значительной степени способствует психологическая раскованность в процессе исполнения. Образовательные и терапевтические возможности бального танца имеют важнейшее значение в процессе включения личности в систему общественных отношений. Искусство бального танца оказывается полем соприкосновения эмоционального и интеллектуального развития, иными словами -экспрессивного начала и символической культуры человека.

Список литературы

1. Мудрик, А. В. Социализация человека : учеб. пособие. - Москва : Академия, 2004. - 304 с.

2. Ромм, В. В. Введение в танцевально-музыкальную терапию. - Изд. 2-е, испр. - Новосибирск, 2013. - 244 с.

3. Фомин, А. С. Танец в системе воспитания и образования : учеб. пособие. - Т. I : Природа, теория, функции танца. - Новосибирск : Новосиб. полиграфкомбинат, 2005. - 624 с.

4. Уральская, В. И. Природа танца. - Москва : Советская Россия, 1981. - 112 с.

Evgeniia V. Bagirova, Ph. D. in Pedagogics Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) evgenya_zen [email protected]

A ROLE OF BALLROOM DANCE IN A PERSONALITY'S SOCIALIZATION PROCESS

Abstract. The paper considers a role of ballroom dance in system of factors determine a process of a personality's socialization process. The meaning of scientific terms "socialization", "process of socialization" relating to ballroom dance is disclosed. The author discusses the subject within the frames of approach that states the next thought: art of choreography is the area of close contact between emotional and intellectual elements of a personality's growth, a channel of interaction between expressive principle and symbolic component of human communicative culture. The author's own remarks in combination with learning concepts outlined in the key works written by the leading domestic theorists of choreography art (such as: V. Rom, V. Uralskaia, A. Fomin) led her to conclusion about rich socialize resource of ballroom dance.

Keywords: socialization, socialization process, leisure activities, a personality, choreography, a chorographic image, ballroom dance, nature of dance.

УДК 685.38:793.3(571.150):364.048.6

А. Н. Пивторак

Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

[email protected]

ТАНЦЫ НА КОЛЯСКАХ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ НА АЛТАЕ

Аннотация. Охарактеризован опыт работы учреждений и организаций Алтайского края в области организации серии реабилитационных мероприятий, нацеленных на активное содействие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.