Научная статья на тему 'Роль баланса интересов субъектов экономики в обеспечении экономического роста'

Роль баланса интересов субъектов экономики в обеспечении экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стадник И. С.

В современной научно-исследовательской литературе тема экономического роста затрагивается достаточно часто. Вместе с этим тема баланса интересов субъектов экономики либо не рассматривается вообще, либо ей уделяется недостаточно внимания. Между тем, данный аспект обеспечения роста производства играет очень большую роль, что мы и попытаемся обосновать в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль баланса интересов субъектов экономики в обеспечении экономического роста»

6. Andrews F.E. Philanthropic Giving. New York, 1950.

7. Wythnow R. Rediscovering Community: the Cultural Potential of Caring Behavior and Voluntary Service. Indianapolis, 1992.

СТАДНИК И.С.

РОЛЬ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РОСТА

В современной научно-исследовательской литературе тема экономического роста затрагивается достаточно часто. Вместе с этим тема баланса интересов субъектов экономики либо не рассматривается вообще, либо ей уделяется недостаточно внимания. Между тем, данный аспект обеспечения роста производства играет очень большую роль, что мы и попытаемся обосновать в данной работе.

Большинство субъектов экономики представляют собой сложные хозяйственные подсистемы, включающие в свой состав экономических агентов более низкого уровня: предприятие - отдельных работников, входящих в состав производственных, вспомогательных и управленческих подразделений, региональное хозяйство - предприятия, домохозяйства, органы государственного, регионального и муниципального управления и т.д.; каждый из которых является субъектом собственного интереса, а также интересов общностей, к которым он принадлежит. Все эти интересы противоречивы как по своей природе, так и благодаря тому, что единственным источником их реализации является про- ГМ изведенный продукт. 2

Разрешение противоречий интересов субъектов экономики становится возможным благодаря 03 общественному характеру производства, в котором субъекты экономики выступают в качестве эле- ^ ментов системы - национального хозяйства, которая функционирует в своем качестве, пока функци- ГМ онируют ее элементы. В целом можно выделить два способа разрешения противоречий интересов субъектов экономики: подчинение интересов одного субъекта экономики другому на основе установленной иерархии интересов и нахождение разумного компромисса в процессе реализации разнонап- £ равленных интересов. Преодоление противоречивости первого типа доминировало в условиях коман- ^ дно-административной экономики и широко применялось в Советском Союзе. "В условиях тотального ^ огосударствления хозяйственной жизни ведущая роль в системе экономических интересов общества | принадлежала государственным интересам, базировавшимся на государственной собственности. При =£. этом интересы других субъектов хозяйствования состояли с ними в отношениях иерархической зави- о симости" [5, с. 3]. Действительно, в рамках экономической системы, существовавшей в то время, го- ° сударство являлось основным субъектом экономики, принимавшим решения и определявшим пути и ® способы развития, как экономики, так и экономических отношений, что отмечалось и в литературе о (см., например, [14, с. 552]). Индивидам отводилась роль сугубо исполнительская, предприятия не о принимали стратегических решений в процессе хозяйственной деятельности, и, по сути, являлись ^ "цехами" субъекта "государство-предприятие", что и определяло жесткое подчинение личных инте- 2 ресов - коллективным, а коллективных - государственным. В процессе трансформации национальной 2 экономики, становления новых видов собственности и экономических отношений, система экономи- ^ ческих интересов приобрела новые черты - юридическое равенство субъектов собственности поро- о дило правовое равенство всех форм, видов и разновидностей экономических интересов. Изменился и ^ способ согласования интересов в процессе их реализации, который теперь осуществляется на основе ^ разумного компромисса между участниками экономических отношений. Как правило, инструментом |

. I—

с помощью которого осуществляется такое согласование является рынок: ...на рынке происходит о

согласование интересов продавцов и покупателей" [6, с. 9]. Но это не означает, что первый тип со- т

гласования интересов канул в лету - он широко используется на микроуровне (согласование интере- ^

сов на предприятиях с бюрократической организационной структурой, в рамках государственных ®

структур, в отдельных видах экономических отношений с участием государства - налоговых, таможен- | ных и т.д.), в экстремальных ситуациях - в военное время, в процессе ликвидации последствий техно- °

генных и природных катастроф и т.д., в экономических отношениях, когда один из его участников 9

О

является монополистом или обладает подавляющим экономическим потенциалом и в ситуациях, когда существующие механизмы реализации интересов угрожают целостности хозяйственной системы.

Способом разрешения противоречий и реализации интересов, по мнению ряда авторов, чьи работы мы затронем ниже, является стимулирование. В зависимости от точки зрения и методов исследования, которой придерживаются авторы публикаций, определение понятия "стимулирование" сильно варьируется. В частности, исследователи проблем управления, использующие математические методы, приводят такие определения: "термин "процедуры стимулирования" может пониматься в двух смыслах. Первое (широкое) значение этого термина - процедуры, нацеленные на согласование интересов и координацию деятельности участников проекта. Второе (узкое) значение - процедуры, позволяющие определять зависимость вознаграждения участников проекта от их действий и результатов деятельности команды проекта" [12, с. 25]. Аналогичной точки зрения придерживаются Бурков В.Н., Новиков Д.А., Губко М.В., Караваев А.П. (см. [1, с. 76-85; 4]). Особенности такой трактовки диктуются узостью задачи исследования - рассматриваются проблемы согласования интересов только в централизованно управляемых системах. Очень часто встречается мнение, что стимулирование - это процесс побуждения контрагента к выполнению определенного действия или интенсификации этого действия [10, с. 9]. При этом обычно упускается из виду то обстоятельство, что субъект стимулирования, направляя деятельность своего контрагента в нужное русло, изменяет условия реализации не только его, но и собственных интересов. Впрочем, существуют и альтернативные точки зрения. Например, Поспелов И.Г. считает, что: "Легко усмотреть и механизмы, которые поддерживают определенное согласование интересов. Это механизмы наказания за "неправильное поведение", включающие административные взыскания, финансовое разорения, моральные санкции" [8]. Конечно, согласи сование интересов подразумевает и существование механизмов ответственности, однако, сводить весь

□I

спектр механизмов стимулирования только к ним, означает только принудительное производство, осуществляемое "из-под палки", что не согласовывается с жизненными реалиями. Поэтому мы под-

д держим точку зрения, согласно которой, "Разрешение противоречий и согласование интересов в про-

□ цессе их реализации осуществляется посредством стимулирования, под которым мы понимаем про-

^ цесс реализации и согласования экономических интересов путем создания соответствующих усло-

-<> вий на всех фазах воспроизводственного процесса, а также во всем объеме сложной структуры эко-

а номики" [9, с. 25].

® В рамках рыночной экономики процесс стимулирования подразделяется на два типа - стимули-

§ рование на основе саморегулирования рынка и стимулирование на основе государственного регули-

ф рования (см., например, [3, с. 66, 167; 13].

| Необходимость стимулирования как средства согласования интересов, с точки зрения обеспечения роста и развития экономики, диктуется, во-первых, необходимостью реализации интересов, во-

о вторых, различием частной и общей эффективности этого процесса. В этой связи хотелось бы сослаться

Ее на американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Джеймса Тобина, который предлагает

£ модифицировать теорему

а А. Смита о "невидимой руке рынка" с учетом того, что индивидуальные и общественные интере-

< сы могут расходиться [11, с. 44-45]. Каждый из субъектов экономики реализует свои интересы, исхо-

^ дя из собственных соображений и взглядов на эффективность этого процесса. То, что интересы реа-

з лизуются тем путем, который осознается субъектом интереса как самый эффективный (исходя из

о объективных возможностей), очевидно, в доказательствах не нуждается. Степень реализации частно-

^ го интереса не всегда соответствует степени реализации общего. Обосновать данное утверждение

£ можно на следующем примере. Возьмем замкнутую экономическую систему, включающую в свой со-

£ став два субъекта экономики. Единственным источником реализации их интересов является произведенный в рамках экономической системы продукт. Каждый из субъектов экономики расходует эконо-

^ мические ресурсы, которые воспроизводятся после окончания фазы потребления. Эффективность

® реализации их интересов максимальна, когда издержки минимальны, а эффект - максимален. Общий

>| экономический интерес, присущий обществу, которое образуется этими двумя субъектами экономи-

5 ки, наиболее полно реализуется, когда в рамках хозяйственной системы уровень удовлетворения

® потребностей максимален. В случае, когда эффективность процессов распределения, обмена и потреб-

2 ления в данных экономических условиях близка к максимальной (так как хозяйственная система в

^ данной модели представлена всего двумя субъектами экономики), единственным путем повышения О

уровня реализации экономических интересов является совершенствование процесса производства, т.е. экономический рост. Графически это можно изобразить так (см. рисунок 1).

На оси ОУ откладываем степень реализации интересов, ОХ - уровень сбалансированности интересов, каждого из субъектов экономики, участвующих в данном экономическом отношении. При этом кривые ОСКББ и ЛБББВ представляют собой степень реализации частных интересов, соответственно, 1 и 2 субъекта экономики, а кривая ОСЫБВ - степень реализации общего интереса. Эти линии представляют собой кривые, поскольку удовлетворение потребностей подчиняется закону убывающей отдачи.

с / к / L Е *

л у □ а х

Рисунок 1. Степень реализации частных и общих интересов.

На графике видно, что критерии эффективности реализации частных и общих интересов разнятся - если для частных степень реализации максимальна в точках K и L, соответственно (удовлетворение частных потребностей наиболее полно в этих точках), то для общего - в точке N (где сумма удовлетворенных потребностей 1 и 2 субъектов экономики максимальна). Так как мы рассматриваем эконо- ^ мические интересы, которые базируются на экономических потребностях, удовлетворение этих потребностей подразумевает наличие благ, а наличие благ - их производство. Соответственно, произ- q водство максимально именно в этой точке, баланс интересов достигается в точке E, а точка M - пред- О ставляет оптимальную степень сбалансированности интересов. Замкнутые линии 0CA и BDF представляют собой области, в которых субъекты 1 и 2 соответственно, используют методы принуждения для продолжения экономического отношения. В точках A и D реализация интересов субъектов 2 и 1 пре- D кращается, поэтому их добровольное участие в данном экономическом отношении невозможно, а ® хозяйственная самостоятельность сведена к нулю. Убывание кривых 0C и BF обусловлено повышени- q ем расходов на принуждение доминирующим субъектом экономики. ®

со

Различия в эффективности реализации частных и общих интересов дает основание отдельным | исследователям классифицировать интересы как "полезные" и "вредные", или "позитивные" и "нега- ^ тивные" [2, с. 123] с точки зрения проводимых реформ, стабилизации и роста экономики. Например, о В. Кушлин отмечает, что "в реальности, движущие силы общественно-экономических изменений все- ^ гда выступают как проявления экономических интересов людей (курсив В. Кушлина - И.С.) и их со-

о

обществ" [7, с. 3], с чем нельзя не согласиться. Согласимся мы и с его утверждением, что "сегодня речь о. идет о понимании в стране механизмов реализации экономических интересов субъектов капиталис- < тического общества как двигателей развития" [7, с. 4]. о

о о

CL

о ф

о

Рисунок 2. Воздействие сбалансированной реализации интересов по межсубъектному и времен- о

ному признаку на процесс роста производства. 9

О

Кроме внешней и внутренней противоречивости интересам (даже в рамках одного субъекта), свойственна и временная противоречивость, т.е. противоречивость между текущими и перспективными интересами. Баланс между этими типами интересов также важен с точки зрения экономического роста. Экономический рост является следствием сбережения и инвестирования, т.е. отказа от удовлетворения части текущих потребностей, для расширения потребления в будущем. Соответственно, расширение реализации текущих интересов в ущерб реализации перспективных, замедляет темпы роста. Аналогичная ситуация будет иметь место и в случае более полной реализации перспективных за счет текущих и витальных интересов. В результате замедляется текущее развитие субъекта экономики, что в совокупности с высокой степенью неопределенности внешней среды, окружающей субъект экономики, лишает его возможности корректировать это развитие. Как следствие, падает эффективность производства - и снижаются темпы роста. В целом, ситуация будет напоминать представленную на рисунке 1, с тем лишь изменением, что вместо субъектов 1 и 2 с их интересами, будут выступать, соответственно, текущие и перспективные интересы, а эффективность реализации интересов будет не общая, а на следующий момент времени.

Если совместить диаграммы балансирования меж- и внутрисубъектных противоречий интересов, и построить на их основе поверхность, то схема баланса интересов видоизменится, и будет выглядеть следующим образом (см. рисунок 2).

Баланс межсубъектных интересов отложен на оси 0Х (для облегчения восприятия все промежуточные результаты не показаны), а баланс внутрисубъектных - на оси 0Е. На оси 0У отложена эффективность реализации интересов как общих, так и в следующий момент времени. В таком случае мак-Ги симальная реализация интересов по критерию общей и временной эффективности достигается в точ-

01 и и

'Т. ке А. При этом следует помнить, что модель учитывает существование в хозяйственной системе всего 2-х субъектов экономики.

д Задача общества и государства в таком случае заключается в приведении эффективности реали-

□ зации частных интересов в соответствие с эффективностью реализации общих (балансирование ин-

^ тересов), т.е. в соответствие с задачей экономического роста. Поэтому стимулирование как способ

-<> реализации интересов на основе компромисса необходимо.

а Вместе с этим определение точки баланса интересов является значительной практической проф блемой. Приведем несколько абстрактных примеров, иллюстрирующих данное утверждение. § Пример первый. Возьмем замкнутую хозяйственную систему, состоящую из нескольких субъек-ф тов экономики. Предположим, что для полного воспроизводства используемых экономических ресур-| сов, требуется потребление в определенной пропорции. В таком случае баланс интересов (и потребления) будет находиться именно в точке, обеспечивающей эту пропорциональность. Теперь, предпо-о ложим, что в данной хозяйственной системе произошло смещение потребления в пользу одного из Ее субъектов экономики. В таком случае, ресурсы, использованные другими субъектами экономики, не

£ будут полностью воспроизводится, что приведет к экономическому спаду. Эта модель является про-

о

а стейшей, так как по ее условиям экономический рост не возможен из-за предположения, что в ее рамках

< нет расширенного воспроизводства, а нахождение точки баланса интересов не представляет труда -

^ выявляется производственная функция и устанавливается потребление, обеспечивающее воспроиз-

з водство ресурсов в требуемой пропорции.

о Пример второй. Если предположить, что производственная функция неизменна, а расширенное ^ воспроизводство имеет место, ситуация будет похожей. Темпы экономического роста будут максималь-£ ны в точке, когда потребление обеспечивает воспроизводство экономических ресурсов в той пропор-£ ции, в которой они используются в производстве. Именно это условие предполагает сохранение неизменной эффективности их использования. В противном случае, в зависимости от степени перекоса ^ потребления, ситуация будет развиваться по нескольким сценариям. Если перекос потребления сохрани няет возможность расширенного воспроизводства экономических ресурсов, экономический рост бу->| дет иметь место, но его темпы будут меньше потенциальных. Обосновать это утверждение, можно, если 5 вспомнить, что экономический рост зависит от абсолютной эффективности использования ресурсов в ® производстве. Перекос потребления вызывает неравномерное воспроизводство ресурсов, в результа-

2 те чего возникает дефицит одних и избыток других. В итоге, ресурсы, которые воспроизводятся в ^ б?льших количествах, чем требуется, используются все менее и менее эффективно, так как производств

N

01

г

ство продукта возрастает медленнее, чем их количество. В случае, когда перекос потребления не допускает расширенного воспроизводства, то будет иметь место либо спад (если часть ресурсов воспроизводится недостаточно), либо стабилизация объемов производства (если воспроизводство ресурсов не носит расширенного характера).

Эта модель так же далека от практики, как и предыдущая. Производственная функция любой хозяйственной системы не является константой, она постоянно меняется. Этот процесс зависит от множества факторов: структуры производства, наличия и качества экономических ресурсов, темпов НТП и инновационного процесса, свойств и эффективности системы управления, а также от сложившейся системы экономических отношений. Точка баланса интересов может меняться в соответствии с изменением производственной функции, причем не один раз. Так на первом этапе, непосредственно за ее изменением, необходимо как можно быстрее привести в соответствие с изменившимися требованиями соотношение использующихся экономических ресурсов. В таком случае, имеет смысл стимулировать расширенное воспроизводство ресурсов, находящихся в дефиците (в изменившихся условиях) за счет неизменного (или даже сокращенного) воспроизводства ресурсов находящихся в избытке. Т.е. точка баланса интересов в таком случае смещается в соответствии с необходимостью накопления недостающих ресурсов. После установления требующейся пропорции (второй этап), происходит вторичное смещение точки баланса интересов для сохранения необходимой пропорциональности использования ресурсов.

Таким образом, установление баланса интересов субъектов экономики играет важную роль в процессе повышения устойчивости национальной экономики, эффективности использования экономических ресурсов и ускорения темпов экономического роста и развития.

Литература.

1. Бурков В.Н. Механизмы критериального управления активными системами в задачах стимулирования / Сборник трудов ИПУ РАН. 2000. Т. 10. □

2. Гатовский Л. Реформа и интересы // Вопросы экономики. 1995. № 6. О

3. Гершкович Б.Я. Экономические интересы и их реализация. Пятигорск: ПГЛУ, 1999.

4. Губко М.В. Согласование интересов в матричных структурах управления // www.mtas.ru/ ^ ирк^з/й1е_191^!. а

5. Даниелян А.В. Трансформация экономических интересов и их реализация в условиях рыноч- ® ных преобразований: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Пя- о тигорск, 1999. ф

6. Захаров А. Валютные и универсальные биржи XXI века как антикризисный механизм финан- | сового рынка. М., 2002. ^

7. Кушлин В. Движущие силы эволюции национальной экономики // Экономист. 2003. № 8. о

8. Поспелов И.Г. Модель отбора поведения в социально-экономических системах // И^р:// ^ www.ccas.ru/mmes/mmest/podraj.htm. £

9. Рыбина Г.К. Трансформация системы стимулирования работников в приватизированном сек- ^ торе экономики: диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Пятигорск, ^ 1997. 8

10. Сухов С.М. Экономические интересы субъектов экологического страхования: автореферат 0 диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2003. о

11. Тобин Дж. Теорема о "невидимой руке" должна быть модифицирована (фрагменты статьи "Вызовы и возможности") // Российский экономический журнал. 2002. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Цветков А.В. Стимулирование в управлении проектами. М.: АПОСТРОФ, 2001.

13. Шаховская, Л.С. Мотивация труда в переходной экономике // И^р:// www.cis2000.ru/publish/ books/book_35/ch1_1.shtml

14. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т.4. М., 1980.

о ф

о

х О

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.