Научная статья на тему 'Влияние системной трансформации на смену приоритетов в согласовании интересов'

Влияние системной трансформации на смену приоритетов в согласовании интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРОЦЕСС ВОСПРОИЗВОДСТВА / МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ / СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ECONOMIC INTERESTS / THE PROCESS OF REPRODUCTION / THE MECHANISM OF MANAGEMENT / MARKET RE-FORMS / MANUFACTURING RESOURCES / DISTRIBUTION SYSTEMS / TRANSACTIONAL ANALYSIS / TRANSFORMATION OF THE ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матевосян Мария Гендриховна

Экономические интересы активизируют деятельность хозяйствующих субъектов, предопределяют их цели. Не случайно в основу проблемы интересов классиками экономической науки был поставлен экономический человек ( homo economicus ). Исследование системной трансформации интересов позволяет глубже разобраться в обновленной воспроизводственной системе, выявить необходимые направления государственного регулирования и совершенствования системы распределения благ на всех уровнях российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of system transformation on the shift of priorities in interests coordination

Economic interests stimulate the activity of economic entities, and determine their purposes. That’s why classical economists put an was economic man in the root of the problem of interests (homo economicus). Study of systemic transformation of interest allows deeper understanding of the updated reproductive system, and helps to identify the necessary directions of state regulation and improving the distribution of wealth at all levels of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Влияние системной трансформации на смену приоритетов в согласовании интересов»

УДК 330.341 ББК 65.050 М-34

Матевосян Мария Гендриховна, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО КубГУ в г. Армавире, т.: (86137)74619.

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА СМЕНУ ПРИОРИТЕТОВ В СОГЛАСОВАНИИ ИНТЕРЕСОВ

(рецензирована)

Экономические интересы активизируют деятельность хозяйствующих субъектов, предопределяют их цели. Не случайно в основу проблемы интересов классиками экономической науки был поставлен экономический человек (homo economicus). Исследование системной трансформации интересов позволяет глубже разобраться в обновленной воспроизводственной системе, выявить необходимые направления государственного регулирования и совершенствования системы распределения благ на всех уровнях российской экономики.

Ключевые слова: экономические интересы, процесс воспроизводства, механизм

хозяйствования, рыночные реформы, производственные ресурсы, системы распределения, трансакционный анализ, трансформация экономической системы.

Matevosyan Maria Genrikhovna, Candidate of Economics, lecturer of the Department of Economics and Management ofFSBEI HPE KubSU branch in Armavir, tel.: (86137) 74619.

EFFECT OF SYSTEM TRANSFORMATION ON THE SHIFT OF PRIORITIES IN INTERESTS COORDINATION

(Reviewed)

Economic interests stimulate the activity of economic entities, and determine their purposes. That’s why classical economists put an was economic man in the root of the problem of interests (homo economicus). Study of systemic transformation of interest allows deeper understanding of the updated reproductive system, and helps to identify the necessary directions of state regulation and improving the distribution of wealth at all levels of the Russian economy.

Keywords: economic interests, the process of reproduction, the mechanism of management, market reforms, manufacturing resources, distribution systems, transactional analysis, transformation of the economic system.

Экономические интересы являются движущей силой, «мотором» любого производственного процесса, они активизируют деятельность хозяйствующих субъектов, предопределяют их цели. Фактически они являются внешним проявлением побудительных мотивов в виде определенной направленности действий со стороны людей.

Практика показывает, что в одних и тех же условиях, но в разное время, человек предпринимает различные поступки.

Следует учитывать также, что экономические интересы лежат в основе системы экономического стимулирования производства. Она, в свою очередь, представляет собой экономические отношения, связанные с удовлетворением потребностей населения. От того насколько эффективно сочетаются интересы людей в производственных отношениях, зависит и степень их удовлетворения с точки зрения личного потребления. В рыночной экономике такая задача решается на основе активного использования возможностей государственного регулирования и самонастройки рыночного механизма хозяйствования.

Следует учитывать, что создание общественного богатства достигается не только через разрозненную индивидуальную деятельность людей, связанных лишь разделением труда и обменом. Это необходимое, но далеко недостаточное условие. Важно добиться того, чтобы эти люди были объединены общностью целей. По этому поводу Ф. Лист, основатель немецкой исторической школы, писал: «Чтобы достичь совершенных результатов, необходимо, чтобы различные индивидуумы были объединены умственно и материально и находились во взаимодействии» [1]. Каждая нация является производительной настолько, насколько она сумела усвоить наследие, приумножить его собственными достижениями. Положение государства в этой системе ценностей заключается в согласовании и направлении усилий отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных, коренных интересов нации.

При анализе системы интересов важным методологическим критерием является персонификация экономических отношений и определение субъектности экономического интереса, т.е.

выявление его конкретного носителя. В этой сложной системе интересов в первую очередь осознаются личные интересы. Это обусловлено тем, что жизнь, практика наталкивает каждого человека на конкретные условия реализации его экономического положения. Когда экономические интересы осознаны, они порождают в процессе их реализации материальную заинтересованность как сложное социальное явление, в котором синтезируются элементы объективного и субъективного характера.

Обеспечение действенности экономических интересов в процессе воспроизводства, а также согласование всех групп интересов достигаются посредством стимулов. Через стимулы осуществляется активное воздействие на участников хозяйственной деятельности.

В ходе рыночных реформ в нашей стране произошла переориентация первичных экономических интересов с общественных на личные, что, в конечном счете, привело к недооценке в экономическом развитии страны роли интересов общества. Между тем, экономический рост возможен только на основе сочетания интересов личности и общества. Незавершенность формирования системы экономических интересов, способствующих экономическому росту, проявляется и в том, что в стране по-прежнему отсутствует заинтересованность в полном использовании производственных ресурсов, результатов научно-технического прогресса, в развитии конкуренции и выпуска конкурентной продукции. В то же время большой интерес проявляется к развитию «теневой экономики» как одному из способов удовлетворения своих потребностей. Но это ложно понятые интересы. Такие перекосы в системе экономических интересов требуют исправления. Только с помощью истинных, правильно понятых, интересов можно обеспечить прорыв на пути к реальному экономическому росту.

Трансформационное состояние российского общества обуславливает рост противоречивости экономических интересов. При этом на первое место выходит проблема их согласования. Как свидетельствует исторический опыт, только используя всю гамму разнообразных интересов людей, различных социальных групп, добившись их компромисса и однонаправленности, можно рассчитывать на достижение каких-либо поставленных целей общественного развития. Для успеха российских реформ нужна широкая их поддержка обществом, консолидация сил и национальное согласие. Необходим и государственный механизм согласования и реализации интересов. Отсюда главной проблемой трансформации является проблема согласования социально-экономических интересов.

Исследование реальной системы интересов и их противоречий показывает, что в современной России можно выделить два типа интересов - частные и общие, которые включают разнообразные формы и разновидности.

Доминирующим типом интересов является частный интерес, проявляющийся в различных формах: интересы корпораций, монопольных структур, обществ, индивидуально-частных

предприятий, интересы, обусловленные трудовой частной собственностью, а также наемных работников. В этой связи совокупность интересов носит разнонаправленный характер. Это результат многосубъектности рыночной экономики, которая наряду с общностью, вытекающей из общественного разделения труда и необходимости удовлетворения общих потребностей, порождает противоположность интересов каждого из субъектов, другим, проявляющуюся в процессе конкурентной борьбы.

В современной российской действительности получил распространение так называемый групповой эгоистичный интерес. В условиях разрушения прежних механизмов регулирования интересов и неотлаженности соответствующих рыночных механизмов такой интерес выступает как самодовлеющая величина. Создание закрытых акционерных обществ, дочерних предприятий, предприятий с ограниченной ответственностью, приватизация производственных подразделений, образование на этой основе монопольного хозяйства, реальное обособление отношений коллективного присвоения - все это порождает новые коллизии в системе интересов. Они весьма полярны в интерпретации проблемы распределения. Присвоение ренты касается гигантских сумм, проходящих мимо государственной казны, присвоение дохода в виде заработной платы -несопоставимые с рентой суммы и пристальный объект налоговых органов.

В этой связи следует отметить, что система экономических отношений (economical relations) и отражающая ее система интересов не могут быть устойчивыми в условиях резкой дифференциации и даже поляризации населения по отношению к собственности и доходам. Г.В. Осипов по этому поводу заметил, что «социальная дифференциация населения России подошла к черте, за которой в верхних и нижних слоях общества начинают формироваться взаимоисключающиеся интересы» [2].

Поэтому можно предположить, что в системе интересов существуют как внешние противоречия между различными формами интересов, так и противоречия внутри каждого интереса. Например, в сфере природопользования противоречивость экономических интересов находит свое выражение в формах нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в целях извлечения дополнительной прибыли и сверхприбыли. Отчетливо проявляется противоречивость частных экономических интересов, производственных коллективов, министерств, ведомств по использованию природных ископаемых. Общество объективно

заинтересовано в использовании первичных природных ресурсов для роста отечественной экономики, а частный капитал - в экспорте минерального сырья. Противоречивость интересов проявляется и в процессе использования земельных, лесных, водных ресурсов. Особенно острые проблемы возникают в связи с вялотекущим процессом разделения прав собственности в природопользовании между субъектами Российской Федерации. Отсюда особо актуальной становится проблема создания хозяйственного механизма согласования интересов и разрешения противоречий.

Таким образом, трансформация экономической системы страны вывела на первое место проблему смены приоритетов в согласовании интересов. Ее можно охарактеризовать в следующих аспектах.

Во-первых, в настоящее время особенно актуален трансакционный анализ интересов предприятий и компаний. Здесь в рамках каждой системы отношений складывающейся в процессе хозяйственной деятельности и управления, намечаются конкретные цели, на достижение которых затрачиваются материальные и нематериальные ресурсы. Необходимо осознавать, что практические взаимоотношения сторон не только основаны на конкретных интересах - частью общих, частью - различных, частью - противоположных, но и нацелены на их осуществление. Поэтому каждая трансакция включена в стратегию реализации интересов сторон [3].

Во-вторых, вопрос о стратегии развития России вновь требует пристального внимания. Исследователи и специалисты практически едины в том, что у России нет сколько-нибудь внятной экономической стратегии [4]. Государство проводит политику реагирования на конъюнктурный ход событий, не думая о том, как развивать экономику страны. Однако же, время, условия и ход развития событий диктуют настоятельную необходимость смены подходов. Поэтому проблема соотношения стратегии и текущей экономической политики выходит на новый уровень обсуждения и практических действий.

В-третьих, сегодняшняя российская экономика является примером институциональной неэффективности при довольно высокой её либерализации. Если в условиях планово-директивной экономики наша страна доказывала всему миру, что при сильных институтах, но в отсутствии рынка экономика эффективно работать не может, то теперь Россия преподает противоположный урок - без сильных институтов никакая рыночная экономика не обеспечивает хороших экономических результатов.

Согласно весьма распространенной точке зрения сущность реформ должна была сводиться к преобразованию централизованной плановой экономики в рыночную с помощью известной триады: либерализация, макроэкономическая стабилизация и приватизация. Этой модели придерживается, например, ведущий представитель неоклассической школы П. Самуэльсон. По его схеме элементами трансформации в рыночную экономику являются либерализация цен, ведущая к установлению их свободного определения спросом и предложением, жесткие бюджетные ограничения с целью установления финансовой ответственности предприятий, приватизация, необходимая для принятия экономических решений частными хозяйствующими субъектами [5].

На самом деле, начинать следовало с определения оптимальных пропорций народнохозяйственных секторов, их задач в трансформирующейся экономике. При этом необходимо было кардинальным образом пересмотреть сущность отношений распределения на этапе рыночных преобразований и последующих фазах развития трансформационных процессов.

Как показала практика, при реформировании отношений собственности в нашей стране были допущены два крупных просчета. Во-первых, одновременно с приватизацией материальных активов новым собственникам была предоставлена возможность присвоения и рентного дохода. Во-вторых, новые собственники фактически были выведены из-под общественного контроля за эффективностью использования своих активов. В результате сложилась парадоксальная ситуация - собственник оказался вне управления принадлежащим ему имуществом общехозяйственного значения.

В ближайшей перспективе успешное движение к России к эффективной рыночной системе может быть обеспечено только при сохранении приоритета реального общенационального интереса, понимаемого не как интерес государства, а как интерес всего общества, что позволит ослабить противоречия в системе интересов, обеспечит их более полную реализацию. Главным является поиск оптимального сочетания государственных и рыночных рычагов в механизме народнохозяйственного развития.

Литература:

1. Аксенов А.П. Экономика предприятия: учебник. М.: КноРус, 2011.

2. Акуленко Н.Б. Экономика предприятия (организации): учебник. М.: Инфра-М, 2011.

3. Амосов А. Об условиях развития народного хозяйства в 2005-2007 гг. // Экономист. 2004. №6.

4. Базылева Н.И. Экономическая теория: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.

5. Белокрыловой О С. Экономическая теория: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2011.

6. Варламова Т.П., Варламова М.А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2012.

7. Видяпина В.И. Экономическая теория: учеб. пособие. М.: ИНФРА - М, 2011.

8. Генкин А. Системы экономических интересов и социальная гармония // Вопросы экономики. 1993. №6.

9. Костяев А. Территориальная дифференциация условий хозяйствования // Экономист. 2006. №9.

10. Кучуков Р., Савка А. Экономическая политика: институциональный подход // Там же. 2004. №4.

11. Кушлин В. Стратегия и ее цели // Там же. 2006. №1.

12. Леонтьев В. Миражи экономики знаний // Экономика и жизнь. 2006.

13. Лист Ф. Начальная система политической экономии. СПб., 1891. С. 200.

14. Львов Д. О стратегии развития России // Экономист. 2007. №2.

15. Мусин М. Проблема согласования интересов // Там же. 2005. №5.

16. Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М., 2004. №6. С. 7.

17. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000. С. 751-752.

References:

1. Aksenov A.P. Economy of the enterprise: textbook. M.: KnoRus, 2011.

2. Akulenko N.B. Economy of the enterprise (organization): tutorial. M.: INFRA-M, 2011.

3. Amosov A. Conditions for the development of the economy in 2005-2007 // Economist. 2004. №6.

4. Bazyleva N.I. Economic Theory: textbook. M.: INFRA - M, 2011.

5. Belokrylovoy O.S. Economic theory: textbook. Rostov-on-Don: Phoenix, 2011.

6. Varlamova T.P., Varlamova M.A. Financial management: a manual. M.: Dashkov and Co, 2012.

7. Vidyapina V.I. Economic Theory: textbook. M.: INFRA - M, 2011.

8. Genkin A. Systems of economic interests and social harmony // Questions of economics. 1993. №6.

9. Kostyaev A. Territorial differentiation of economic conditions // Economist. 2006. № 9.

10. Kuchukov R., Savka A. Economic Policy: institutional approach // Economist. 2004. № 4.

11. Kushlin B. Strategy and its objectives // Economist. 2006. № 1.

12. List F. Initial system of political economy. SPb., 1891. P. 200.

13. V. Leontyev V. Mirages of knowledge economy // Business and Life. 2006.

14. Lvov D. On the Development strategy of Russia //Economist. 2007. № 2.

15. Musin M. The problem of coordination of interests // Economist. 2005. № 5.

16. Osipov Y.M. Fundamentals of the theory of economic mechanism. M., 2004. № 6. P. 7.

17. Samuelson P.A., Nordhaus V.D. Economy. M., 2000. P.751-752.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.