Научная статья на тему 'Согласованность экономических интересов как принцип эффективной социетальной системы'

Согласованность экономических интересов как принцип эффективной социетальной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
967
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОГЛАСОВАННОСТЬ / СОЦИЕТАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ECONOMIC INTEREST / ECONOMIC RELATIONS / COORDINATION / SOCIETAL SYSTEM / SYSTEM ORGANIZATION OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василевич С. М., Юрина Е. А.

Настоящая статья посвящена проблемам согласованности системы интересов субъектов хозяйствования, анализу отечественной и зарубежной экономической теории в области экономических интересов. Обозначены параметры социетальной системы общества. Исследованы причины и последствия рассогласованности интересов в современном обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION OF ECONOMIC INTERESTS AS A PRINCIPLE OF EFFECTIVE SOCIETAL SYSTEM

This article is devoted to the issues of coordination of interests systems between economic players, analysis of domestic and foreign economics in the field of economic interests. The parameters of societal system of society are emphasized. Both causes and consequences of unmatched position of interests in contemporary society are investigated.

Текст научной работы на тему «Согласованность экономических интересов как принцип эффективной социетальной системы»

СОГЛАСОВАННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ КАК ПРИНЦИП ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИЕТАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

С. М. ВАСИЛЕВИЧ, Е. А. ЮРИНА

Настоящая статья посвящена проблемам согласованности системы интересов субъектов хозяйствования, анализу отечественной и зарубежной экономической теории в области экономических интересов. Обозначены параметры социетальной системы общества. Исследованы причины и последствия рассогласованности интересов в современном обществе.

Ключевые слова: экономический интерес, экономические отношения, согласованность, социетальная система, системная организация общества.

Развитие государств в современном мире определяется множеством факторов внутреннего (национального) и внешнего (глобального) характера. Условия развития стран постоянно меняются, и активная роль государств в процессе взаимодействия друг с другом способствует формированию нового мироустройства и возникновению новых проблем в сфере государственного управления, что требует соответствующего подхода к их решению. Любые решения, направленные на желаемое изменение действительности, на моделирование будущего с заданной целью, основываются на ограниченных знаниях реальности, представляют собой решение задачи со многими неизвестными, что снижает эффективность предпринимаемых действий. Поэтому становится необходимым такое свойство решений, которое позволило бы сократить потери эффективности, возникающие в результате ограниченности информационной основы (знаний) их принятия. Одним из важнейших таких свойств является согласованность.

Согласованность представляет собой свойство, которое имеет смысл только во взаимодействии с чем-либо, по отношению к чему-либо: согласованность факторов, действий между собой, согласованность их с целью. Согласованность обеспечивает преемственность во времени, последовательность, взаимосвязь и антагонистична неэффективности, противоречивости. Другими словами, в условиях неопределенности действительности, недостаточности объективных знаний о ней, согласованность становится залогом эффективности [5].

Актуальность проблемы согласованности системы интересов субъектов хозяйствования во

многом определяются тем, что в современных условиях экономическая система России претерпевает существенные изменения, связанные с началом нового этапа развития. Эти изменения определяются рядом обстоятельств:

Во-первых, в период реформирования российской социально-экономической системы произошло резкое обострение ее внутренних противоречий, в значительной степени связанных с нарушением условий реализации экономических интересов субъектов хозяйствования различных уровней. Построение в России неоэкономики, постиндустриального, информационного общества просто немыслимо без согласованного взаимодействия экономических интересов хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, переход к качественно новому социально-экономическому состоянию в России, усложнение структуры экономической системы, возникновение новых условий хозяйствования приводят к появлению новых экономических субъектов со своими специфическими интересами, что определяет необходимость формирования и развития новых экономических отношений, возникающих на основе трансформации системы экономических интересов. Одной из главных проблем в современной экономике становится усиление противоречий между субъектами хозяйствования на различных уровнях.

В-третьих, интеграция нашей страны в экономические процессы, происходящие в мире, влечет за собой усиливающуюся зависимость российской экономики от мирового хозяйства, влияет на реализацию национально-государственных интересов на мегаэкономическом уровне. Открытость экономики предполагает возникновение но-

вых условий хозяйствования и создание новых форм взаимодействия интересов хозяйствующих субъектов экономической системы России.

И наконец, настоятельная потребность в системных, институциональных исследованиях процесса согласования интересов субъектов хозяйствования различных уровней связана с тем, что в условиях рыночной экономики в системе хозяйственных отношений особое значение приобретают институциональные отношения, которые связаны с формированием наряду с экономическими интересами, интересов институциональных. Институциональные интересы в системе хозяйственных отношений проявляются в действиях по выработке правил, порядка, рамок, ограничивающих экономическую деятельность субъектов в целях повышения эффективности результатов этой деятельности. Институты, воздействующие на систему интересов хозяйствующих субъектов, предопределяют стратегические направления трансформации, задают возможные варианты реализации и согласования экономических интересов, а, следовательно, определяют их формальные и неформальные институциональные границы. При этом все субъекты рыночной экономики заинтересованы в общем институциональном порядке и поэтому должны быть носителями общего институционального интереса. Но поскольку одновременно они носители частных институциональных интересов, функции субъекта общего национального интереса передаются государству. Вследствие этого институциональные интересы тесно связаны с механизмами и способами осуществления государственной власти в обществе, так как именно через нее реализуются интересы в формальных институтах. Происходит качественное изменение роли государства в национальной экономике. Особую степень воздействия приобретают региональные органы, влияющие на развитие, как отдельных районов, так и экономической системы страны в целом. Поэтому особую значимость приобретают проблемы согласования интересов на микро-, мезо-, макро- и мегаэконо-мическом уровнях.

Таким образом, кардинальные изменения экономики России, ее реструктуризация выражаются в движении от хозяйствующих субъектов с изолированными друг от друга экономическими интересами к системе согласования их интересов. Другими словами, взаимодействие хозяйствующих субъектов сегодня осуществляется в совершенно новых условиях - условиях согласования их интересов. Рыночная экономика, оказывая огромное воздействие на систему экономических

интересов субъектов хозяйствования всех уровней, приводит как к появлению совершенно новых экономических интересов, так и к более глубокому осознанию уже существующих. Система интересов субъектов хозяйствования находится в постоянном противоречивом единстве. Необходимость разрешения этих противоречий требует исследования как самих интересов субъектов хозяйствования всех уровней экономической системы, так и нахождения оптимальных форм согласования этих интересов.

Экономический интерес - система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности. Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели, направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки. Специфика экономических интересов предопределена, как объективными условиями производства, так и мерой осознания интереса субъектом экономики. Диалектическое взаимодействие двух сторон экономического интереса -объективной и субъективной приводит к тому, что экономический интерес выступает двигателем экономической жизни.

Экономический интерес побуждает хозяйствующего субъекта действовать, занимать определенное место в процессе общественного производства. Поэтому, исходя из правильного понимания экономического интереса каждого участника хозяйствования, можно объяснить многие их действия, задачи, выполняемые ими в экономической жизни общества, а также предупредить возможные негативные последствия.

Проблеме экономических интересов уделяется значительное внимание в отечественной и зарубежной экономической теории. Представители большинства западных школ понимают интерес преимущественно как психологическую категорию, как желание, склонность, расположение, испытываемое людьми и определяемое их субъективным восприятием. Как правило, в западной экономической теории проблема интересов рассматривается в контексте исследования мотивации человека к экономической деятельности, повышения эффективности менеджмента или изучения организационной культуры того или иного государства. С этой точки зрения интересны концепции «научного управления» Ф. Тейлора, «идеальной бюрократии» М. Вебера, «науки администрирования» А. Файоля, а также работы Д. Кар-

неги, У. Оучи, Т. Питера, Р. Уотермена, Л. Якко-ки, М. Вудкока, Д. Френсиса и др. Иными словами, внимание западных ученых к проблеме экономических интересов носит чисто практический, прикладной характер - как использовать экономические интересы для достижения конкретных целей [1].

Несмотря на многообразие точек зрения, подходов, используемых западными учеными при изучении экономических интересов, следует обратить внимание на тот факт, что все они признают исключительно важную роль интересов в экономической деятельности каждого отдельного человека и общества в целом, особо подчеркивая при этом их субъективную направленность. Например, согласно М. Веберу, вся экономическая деятельность, предпринимаемая в рыночной экономике, возникает и осуществляется благодаря собственным идеалам или материальной заинтересованности индивидов. В рыночной экономике заинтересованность в максимизации дохода - необходимая и ведущая сила всей экономической деятельности [3]. А основоположник «кембриджской школы» А. Маршалл считал, что предметом исследования экономической науки являются, главным образом, те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни [4].

Большинство российских ученых подчеркивают объективную основу экономических интересов, их обусловленность социально-экономическими условиями. Они заостряют внимание на раскрытии сущности и содержания экономических интересов, их классификации и т. д. Понятие «интерес» в работах отечественных экономистов также используется для обозначения реальной причины деятельности. Определения экономических интересов в качестве «непосредственных факторов», «конечных причин», «движущих сил», «источников» деятельности подчеркивают то активное влияние, которое интересы оказывают на поведение экономических субъектов.

Осуществляемые в России преобразования не сняли проблему согласования интересов и требуют кардинально новых подходов к ее решению. Отметим основные обстоятельства, послужившие факторами осложнения проблемы.

Первый фактор состоит в том, что существенно расширилось множество интересов. Раньше оно классифицировалось преимущественно как трехуровневое: интересы государства, коллектива, личности. Теперь на каждом из прежних уровней произошли процессы деления и дифферен-

циации. Так, на уровне государственных фиксируется относительное обособление интересов федерального центра и регионов, оно составляет особенность, например, бюджетного федерализма.

На уровне хозяйственных интересов наблюдается еще более интенсивное и масштабное раздробление, обусловленное в первую очередь приватизацией собственности. Как результат - обособились и образуют сложное, противоречивое переплетение интересы труда, капитала и управления. Реальностью стали «конфликты интересов», корпоративные стычки и другие подобные явления, когда расхождение интересов принимает формы, открытые для всего общества. Вместе с тем значительно большее число конфликтов остается «в тени», оказывая воздействие на экономические и социальные процессы.

Не совпадают друг с другом и так называемые бизнес-интересы, их диапазон очень широк: от сырьевых и посреднических до высокотехнологичных. Поэтому то, что принято называть бизнес-сообществом, далеко от единства интересов и отличается крайне разнородными воззрениями на роль и значение базовых условий развития общества: труда, государства, государственного регулирования, стратегического и корпоративного планирования и т. д.

Наконец, изменились и личные интересы -главным образом из-за крупного социального расслоения в обществе и появления отчетливо выраженной стратификации в сфере хозяйствования с формированием слоев собственников, акционеров, менеджеров, посредников, непосредственных работников и т. д.

Второй фактор связан с неупорядоченностью множества интересов и отсутствием устойчивой доминанты, которая выражала бы общезначимую для страны перспективу социально-экономического развития. Прежняя трехуровневая структурированность служила опорой для налаживания механизма взаимодействия и регулирования направленности государственных, коллективных и личных интересов. К примеру, согласованность между ними виделась в то время в преодолении ведомственности, местничества, нерациональных хозяйственных связей и т. п. В теперешней ситуации множество интересов характеризуется иными параметрами, и прежде всего высокой степенью противоречивости и рассогласованности даже на формально одном и том же уровне, к примеру, промышленного предприятия или региона.

Третий фактор специфичен, поскольку все социальные интересы, от государственных до институциональных и частных, обусловлены лич-

ным или персонифицированным интересом. Любая общественная деятельность совершается людьми, которые исходят из своих интересов. Но люди участвуют в современных экономических процессах во взаимодействии, совершенствуя новые формы организации труда и производства, которые отличаются более высокой, чем прежде, степенью координации, кооперации и интеграции. С учетом объективной тенденции нарастания социального взаимодействия субъектов хозяйствования согласование и интеграция индивидуальных интересов в сопряжении с государственными или корпоративными представляется особенно важной и актуальной задачей.

К сожалению, сейчас не столь редки факты, когда государственные служащие или руководители предприятия ставят личные интересы выше социальных. Коррумпированность в экономическом аспекте есть следствие именно нарушения первичного и вторичного между различными интересами. Едва ли подобный феномен приобрел бы такой размах, если бы государственные интересы были первичны для государственных служащих не только формально, но и реально. То же относится к предприятиям и компаниям, где возникают конфликты между собственниками и менеджментом, ориентированным на собственные, так называемые инсайдерские интересы.

Особую остроту проблеме преодоления рассогласованности ключевых интересов придает то обстоятельство, что в обществе не сформированы механизмы, позволяющие предотвращать такое положение, когда, считаясь номинально первичными, интересы государства и хозяйственных структур оказываются в подчинении у личных, персонифицированных интересов.

Возможно ли количественно оценить степень согласования тех или иных интересов, субъектами которых выступают юридические и физические лица? Решение вопроса имеет значение, во-первых, для упреждающего обнаружения «конфликтов интересов», вспыхивающих, как правило, стихийно, хаотически, внезапно, подобно обвалу на фондовой бирже; во-вторых, для выработки оптимальных методов и способов согласования интересов с целью концентрации усилий субъектов хозяйственной деятельности ради обеспечения высоких конечных результатов, недостижимых в случае распыления сил, средств и ресурсов.

Связи между социетальными подсистемами, которые соотносят общество с его средами и с самим социетальным сообществом, обладают определенными приоритетами с точки зрения контроля. Социетальное сообщество зависит от куль-

турной ориентации системы, которая, кроме всего прочего, является главным источником легитимации ее нормативного порядка. Этот порядок, в свою очередь, конституирует самую существенную и высокоуровневую информацию для политической и экономической подсистем, которые, соответственно, непосредственно связаны с личностью и физико-органической средой. В политической сфере приоритет социетального нормативного порядка проявляется наиболее ярко в функции принуждения и в потребности членов общества контролировать физические санкции - не потому, что физическая сила является кибернетическим контролером, а потому, что ее саму необходимо контролировать, чтобы действовал контроль более высокого порядка. В сфере экономики это означает, что экономические процессы в обществе (например, размещение) должны контролироваться институционально. Оба примера демонстрируют функциональную значимость нормативного контроля над организмом и физической средой. Сила и другие физико-органические факторы, используемые в качестве санкций, обеспечивают безопасность коллективных процессов в гораздо большей степени, чем они это могут делать просто в качестве «необходимых условий». Так же и приоритет экономических соображений над технологическими - вопрос о том, что производить (и для кого), важнее вопроса, как производить, - является главным условием для того, чтобы сделать технологию действительно полезной.

Мы можем теперь свести воедино различные критерии самодостаточности, использованные при определении понятия общества. Общество должно представлять собой социетальное сообщество, которое имеет адекватный уровень интеграции (или солидарности) и отличительный статус членства. Это не исключает отношений контроля или даже симбиоза с теми группами населения, которые только частично интегрированы в социетальное сообщество, как, например, евреи диаспоры. Однако в нем должно быть ядро полностью интегрированных членов.

Это сообщество должно быть «носителем» культурной системы, достаточно генерализированной и интегрированной для того, чтобы легитимизировать нормативный порядок. Подобная легитимация требует наличия специальной системы символов, позволяю щей обосновать идентичность и солидарность сообщества, а также верований, ритуалов и других культурных компонентов, в которых данная символическая система воплощена. (Культурные системы обычно шире, чем любое отдельное общество и его коммуни-

тарная организация, хотя в ареалах, включающих много обществ, различные культурные системы могут на самом деле переходить одна в другую.) При этих условиях самодостаточность общества предполагает институционализацию большого числа культурных компонентов для того, чтобы наилучшим образом соответствовать социеталь-ным потребностям.

Согласование экономических интересов непосредственно связано с конкурентоспособностью каждого субъекта экономической деятельности. Для того, чтобы выработать наиболее рациональный механизм согласования экономических интересов субъектов, необходимо детально рассмотреть сам процесс согласования интересов.

Причиной поиска адаптивного механизма согласования экономических интересов выступает, прежде всего, их рассогласованность. Особенно ярко рассогласованность интересов наблюдается на уровне хозяйственной деятельности. Например, одной из причин данного явления стала приватизация. Следствием этого процесса стала неравномерность распределения доходов, что в свою очередь отразилась на интересах большинства людей.

В настоящее время проблема несогласованности интересов наблюдается не только у домашних хозяйств, но и у фирм. По этому поводу И. Крячков пишет, что «не совпадают интересы бизнеса, диапазон которых весьма широк и отличается различными взглядами на базовые условия развития общества: труда, капитала, государственного регулирования, планирования» [2].

Таким образом, можно наблюдать рассогласованность экономических интересов на одном и том же уровне нахождения субъектов экономической деятельности, а также между разноуровневыми субъектами.

В рамках данной проблемы необходимо рассмотреть факторы, способствующие процессу рассогласования экономических интересов. В связи с этим М. Мусин выделяет следующие факторы [6]:

1. Расширение множества интересов.

2. Неупорядоченность множества интересов и отсутствие устойчивой доминанты.

3. Личный или персонифицированный интерес.

Таким образом, рассогласованность экономических интересов является одним из источников зарождения теневой экономики, что в значительной степени отразилось на конкурентоспособности России, и как следствие - низкий рейтинг страны по индексу глобальной конкурентоспо-

собности. Мировой экономический кризис обнажил такие проблемы как рассогласованность экономических интересов между субъектами экономической деятельности и зависимость страны от цены на сырье.

Настоятельная потребность в системных, институциональных исследованиях процесса согласования интересов субъектов хозяйствования различных уровней связана с тем, что в условиях рыночной экономики в системе хозяйственных отношений особое значение приобретают институциональные отношения, которые связаны с формированием наряду с экономическими интересами, интересов институциональных. Институциональные интересы в системе хозяйственных отношений проявляются в действиях по выработке правил, порядка, рамок, ограничивающих экономическую деятельность субъектов в целях повышения эффективности результатов этой деятельности. Институты воздействуют на систему интересов хозяйствующих субъектов предопределяют стратегические направления трансформации, задают возможные варианты реализации и согласования экономических интересов, а, следовательно, определяют их формальные и неформальные институциональные границы. При этом все субъекты рыночной экономики заинтересованы в общем институциональном порядке и поэтому должны быть носителями общего институционального интереса. Но поскольку одновременно они носители частных институциональных интересов, функции субъекта общего национального интереса передаются государству. Вследствие этого институциональные интересы тесно связаны с механизмами и способами осуществления государственной власти в обществе, так как именно через нее реализуются интересы в формальных институтах. Происходит качественное изменение роли государства в национальной экономике. Особую степень воздействия приобретают региональные органы, влияющие на развитие, как отдельных районов, так и экономической системы страны в целом. Поэтому особую значимость приобретают проблемы согласования интересов на микро-, мезо-, макро- и мегаэкономиче-ском уровнях.

Кардинальные изменения экономики России, ее реструктуризация выражаются в движении от хозяйствующих субъектов с изолированными друг от друга экономическими интересами к системе согласования их интересов. Другими словами, взаимодействие хозяйствующих субъектов сегодня осуществляется в совершенно новых условиях - условиях согласования их интересов. Ры-

ночная экономика, оказывая огромное воздействие на систему экономических интересов субъектов хозяйствования всех уровней, приводит как к появлению совершенно новых экономических интересов, так и к более глубокому осознанию уже существующих. Система интересов субъектов хозяйствования находится в постоянном противоречивом единстве. Необходимость разрешения этих противоречий требует исследования как самих интересов субъектов хозяйствования всех уровней экономической системы, так и нахождения оптимальных форм согласования этих интересов.

Литература

1. Камаев В. Д., Ильчиков М. З., Борисовская Т. А. Экономическая теория. 2007.

2. Крячков И. О согласовании интересов // Экономист. 2005. № 12.

3. Курс экономической теории / под ред. И. М. Плотницкого. Мн., 2003.

4. Кучуков Р. А. Экономическая теория. М., 2007.

5. Кытманова Т. А. Согласованность как принцип эффективной национальной экономической политики // Вестн. Томского государственного ун-та. Вып. 306. 2008.

6. Мусин М. Проблема согласования интересов // Экономист. 2005. № 5.

* * *

COORDINATION OF ECONOMIC INTERESTS AS A PRINCIPLE OF EFFECTIVE SOCIETAL SYSTEM

S. M. Vasilevich, Ye. A. Yurina

This article is devoted to the issues of coordination of interests systems between economic players, analysis of domestic and foreign economics in the field of economic interests. The parameters of societal system of society are emphasized. Both causes and consequences of unmatched position of interests in contemporary society are investigated.

Key words: economic interest, economic relations, coordination, societal system, system organization of society.

№ 6 (Gil), IGlG

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.