Научная статья на тему 'Роль аудитории печатных СМИ в формировании информационного пространства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 1950-е гг'

Роль аудитории печатных СМИ в формировании информационного пространства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 1950-е гг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНАЯ ПЕРИОДИКА / АУДИТОРИЯ / ЗАМЕТКА / ПУБЛИКАЦИЯ / ОБРАЩЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕДАКТОР / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАМЕТКА / PRINTED PERIODICALS / AUDIENCE / NOTE / PUBLICATION / READERS' APPEALS / INFORMATION SPACE / EDITOR / POLITICAL ENVIRONMENT / INFORMATION NOTE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васильева М.О.,

В статье рассматриваются вопросы о роли СМИ в формировании информационного пространства Ханты-Мансийского автономного округа Югры. Хронологические рамки данного исследования охватывают 1950-е гг. Автором проведен анализ информационных заметок двух окружных периодических издании «Сталинская трибуна» и «Ленинская правда». Информационное пространство региона складывалось на протяжении длительного времени, оно регулярно менялось в соответствии с переменами, происходящими в социально-политической, экономической, культурной и других сферах жизни, с развитием технических возможностей средств массовой коммуникации. Уровень доверия по отношению к СМИ всегда был достаточно высок, поэтому развертывание системы СМИ на территории округа создавало условия для эффективного функционирования информационного пространства в регионе. Формирование информационного пространства Ханты-Мансийского автономного округа на тот период во многом зависило от восприятия аудитории СМИ тех или иных публикаций. В подготовке номеров региональных периодических изданий 1950-х гг. редакторы активно задействовали своих читателей. В газетах появилась практика регулярно публиковать письма жителей разных населенных пунктов округа. Люди от первого лица открыто рассказывали о наболевших вопросах, обращались с претензиями к представителям местной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Васильева М.О.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the print media audience in the formation of the information space of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra in the 1950s

The article discusses the role of the media in the formation of the information space of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug Ugra. The chronological framework of this study covers the 1950s. The Author analyzes the information notes of two district periodicals "Stalin's tribune" and "Lenin's truth". The information space of the region had been developing for a long time, it had changed regularly in accordance with the changes taking place in the socio-political, economic, cultural and other spheres of life, with the development of the technical capabilities of the media. The level of trust in the media has always been quite high, so the deployment of the media system in the district created conditions for the effective functioning of the information space in the region. The formation of the information space of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug at that time mostly depended on the perception of the media audience of certain publications. The editors actively involved their readers in the preparation of regional periodicals of the 1950s. In newspapers there was a practice to publish regularly letters of inhabitants of different settlements of the district. People from the first person openly talked about the urgent issues, appealed to the representatives of local authorities. All this contributed to the formation of a positive image of state power on the ground and in general. The role of the media can be considered key in the formation of the information space of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug.

Текст научной работы на тему «Роль аудитории печатных СМИ в формировании информационного пространства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 1950-е гг»

Роль аудитории печатных СМИ в формировании информационного пространства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 1950-е гг

The role of the print media audience in the formation of the information space of the Khanty-

Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra in the 1950s

Васильева М. О.

Магистрант 2 курса, Юридический институт, Югорский государственный университет РФ, г. Ханты-Мансийск, e-mail: M05031994k@yandex. ru

Vasilyeva M. O.

2-year master's student, Law Institute, Ugra State University Russia, Khanty-Mansiysk е-mail: M05031994k@yandex. ru

Научный руководитель Харина Н. С.

кандидат исторических наук, Югорский государственный университет, РФ, г. Ханты-Мансийск e-mail: HaNaSe83@yandex. ru

Scientific adviser Kharin N. With.

candidate of history, Ugra state University, Russia, Khanty-Mansiysk e-mail: HaNaSe83@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы о роли СМИ в формировании информационного пространства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Хронологические рамки данного исследования охватывают 1950-е гг. Автором проведен анализ информационных заметок двух окружных периодических издании «Сталинская трибуна» и «Ленинская правда». Информационное пространство региона складывалось на протяжении длительного времени, оно регулярно менялось в соответствии с переменами, происходящими в социально-политической, экономической, культурной и других сферах жизни, с развитием технических возможностей средств массовой коммуникации. Уровень доверия по отношению к СМИ всегда был достаточно высок, поэтому развертывание системы СМИ на территории округа создавало условия для эффективного функционирования информационного пространства в регионе. Формирование информационного пространства Ханты-Мансийского автономного округа на тот период во многом зависило от восприятия аудитории СМИ тех или иных публикаций. В подготовке номеров региональных периодических изданий 1950-х гг. редакторы активно задействовали своих читателей. В газетах появилась практика регулярно публиковать письма жителей разных населенных пунктов округа. Люди от первого лица открыто рассказывали о наболевших вопросах, обращались с претензиями к представителям местной власти.

Annotation.

The article discusses the role of the media in the formation of the information space of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra. The chronological framework of this study covers the 1950s. The Author analyzes the information notes of two district periodicals "Stalin's tribune" and "Lenin's truth". The information space of the region had been developing for a long time, it had changed regularly in accordance with the changes taking place in the sociopolitical, economic, cultural and other spheres of life, with the development of the technical capabilities of the media. The level of trust in the media has always been quite high, so the deployment of the media system in the district created conditions for the effective functioning of the information space in the region. The formation of the information space of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug at that time mostly depended on the perception of the media audience of certain publications. The editors actively involved their readers in the preparation of regional periodicals of the 1950s. In newspapers there was a practice to publish regularly letters of inhabitants of different settlements of the district. People from the first person openly talked about the urgent issues, appealed to the representatives of local authorities. All this

contributed to the formation of a positive image of state power on the ground and in general. The role of the media can be considered key in the formation of the information space of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug.

Ключевые слова: печатная периодика; аудитория; заметка; публикация; обращения читателей; информационное пространство; редактор; политическая среда; информационная заметка.

Key words: printed periodicals; audience; note; publication; readers' appeals; information space; editor; political environment; information note.

Историю России в советский период можно рассматривать как историю развития коммуникативных связей и создания коммуникационных систем нового типа, позволявших распространять, пропагандировать и укреплять в сознании граждан коммунистические идеи и идеологические установки. Это выразилось в реализации в СССР государственной информационной политики, которую можно понимать, как «способность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность в интересах государства и гражданского общества с помощью информации». На государственном уровне она приобретает централизованный характер и реализуется, в том числе и с использованием СМИ, как составная часть внутренней и внешней политики, охватывая все сферы жизнедеятельности общества. Значимым достижением советской информационной политики является формирование единого информационного пространства, что выразилось в создания разветвленной системы СМИ и включения в информационные процессы практически всех граждан.

От активности, таланта, творческих способностей, уровня образования и профессиональной подготовки корреспондентов во многом зависели качество содержания, репутация и популярность СМИ, и эффективность усвоения ею политических установок.

Формирование информационного пространства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, как одно из направлений реализации политики советского государства в сфере СМИ, позволило осуществить эффективное воздействие на сознание людей и их поведение в интересах власти в регионе. При этом через печатные СМИ велось живое общение местной власти и жителей. В 1950-е гг. в региональной периодике стали активно публиковать обращения и вопросы жителей разных населенных пунктов к местной власти. Так, к примеру, в газета «Ленинская правда», в марте 1957 г. в разделе: «Письма в редакцию» был опубликован следующий текст: «Вот уже три года в с. Локосово, Сургутского района строится клуб, но пока видны только лишь стены нового здания. Много раз председатель сельского Совета т. Решетников и председатель местного колхоза т. Туполев обещают ускорить строительство нового клуба, но дальше слов дело не идёт. Когда же в Локосово будет построен клуб?» [1, с.3].

Подобные письма публиковались в газете ежемесячно. Для них была выделена отдельная полоса, которая вмещала по 4-5 небольших колонок. Обращения публиковались от первого лица, т.е. от имени самих читателей. В основном, люди выражали недовольства теми или иными ситуациями, напрямую обращались к местным властям. Называли имена и фамилии тех, кому адресован поток негатива или наболевшие вопросы. Проблемы, которые читатели обнажали в своих письмах в редакцию, касались в основном строительства жилых домов и объектов общественного пребывания, а также транспортной инфраструктуры. Неоднократно поднимались вопросы соблюдения прав человека, организации отдыха трудящихся и пр. Зачастую, именно читатели в своих письмах высказывали то, о чем журналисты не могли говорить от своего лица. К слову, благодаря злободневным обращениям граждан, многие ситуации успешно разрешались.

Не все письма носили негативный характер. Так, в газете «Сталинская трибуна» в январе 1951 г. в колонке «Письма в редакцию» была опубликована следующая заметка: «В 1943 году в бою с фашистскими захватчиками я был тяжёло ранен. Мне ампутировали обе ноги. Но, несмотря на такое большое несчастье, я не чувствовал себя

одиноким, забытым, ненужным. В госпитале и по возвращению домой я постоянно был окружен тёплой заботой и вниманием. За счёт государства мне построен хороший дом. Приобретена удобная, моторная коляска. Семья обеспечена всем необходимым. В декабре минувшего года последствия ранения дали серьезное осложнение, нужно было немедленно ехать на специальное лечение в Свердловск. И на этот раз окрисполком оказал мне помощь. Сейчас я нахожусь на лечении и чувствую себя хорошо. Приношу сердечную благодарность родному правительству, большевистской партии, и родному и любимому товарищу Сталину за заботу об инвалидах Отечественной войны» [2, с.4].

В печатных СМИ жители нередко выражали благодарность местной власти. Такие обращения также публиковались без правок, от первого лица. Основная масса положительных отзывов, в которых жители округа говорили властям: «Спасибо», пришлась как раз на послевоенные годы. Измученные последствиями кровопролитных сражений, участники Великой Отечественный войны были благодарны за любую помощь, которую им оказывали. Примечательно также то, что люди открыто выражали свои симпатии к политической партии и их лидерам, называя имена и фамилии.

В середине 1950-х гг. в печатной периодике Ханты-Мансийского автономного округа были популярны обращения вновь избранных депутатов. Они обещали исполнять наказы избирателей, а также благодарили их за оказанное доверие. Вот один из примеров: «На советских учителей возложена ответственная задача - воспитать поколение активных строителей коммунизма. Решению этой большой задачи я отдала 38 лет своей учительской работы. Сегодня отрадно видеть плоды своего труда. Многие мои бывшие ученики стали достойными сынами и дочерьми своей великой Родины. Мой скромный труд высоко оценен советским правительством. В минувшем году народ оказал мне большое доверие, избрав своим депутатом в окружной совет. В облисполком меня наградили почётной грамотой. В новом году я буду работать с еще большим вдохновением. Обучать детей так, чтобы они все успевали и в классе не было второгодников» [4, с.2]. Заметке дали название «Работать с еще большим вдохновением». Это выдержка одного из предложений текста. Автор письма - О.В. Арефьева, заслуженная учительница РСФСР.

Еще одно обращение, опубликованное в этом же номере, звучало так: «В этом году сбылась моя давняя мечта - я окончила Воронежский зоотехническо-ветеринарный институт и получила диплом зоотехника. Министерство сельского хозяйства направило меня в Ханты-Мансийский национальный округ. Колхозы нашего округа выполнили план 1950 года по развитию общественного животноводства. Но этого мало. Есть все возможности добиться еще лучших результатов» [3, с.2]. Название этого материала звучит как «Год больших задач». Его автор - М. Буравлева, главный зоотехник окрсельхозотдела.

Обе заметки опубликованы в январском номере «Сталинской трибуны» от 1952 г. Читателям газеты дали возможность подвести личные трудовые итоги минувшего года на третьей полосе периодического издания. Однако, эта колонка была рассчитана уже на определенную авторскую аудиторию. К публикации принимались письма людей, достигших весомых успехов в трудовой или учебной деятельности. Тех, кто мог послужить примером для младшего поколения. Тех, на чьи заслуги хотелось равняться. В то же время, в подобных обращениях прослеживается положительный отклик работе местной власти: «Мой скромный труд высоко оценен советским правительством» [4, с.2].

Отчёты о работе крупных производственных комбинатов, которые работали на территории округа в 1950-е гг. в местной периодике публиковались от лица руководителей предприятий: «Коллектив овоще-молочного комбината встречает новый год с выполнением всех производственных заданий. В 1950 году коллектив много потрудился над тем, чтобы повысить урожай овощей и увеличить продуктивность скота» [5, с.3].

Обращение И. Парфёнова к читателям опубликовано в «Сталинской трибуне» в январе 1951 г. Значимость

этой заметки еще более ощутима, поскольку написана от лица директора овощемолочного комбината, руководителя крупнейшего производственного предприятия округа, которое ориентировано не только на изготовление качественной продукции, но и на трудовую занятость населения.

Привлечение читателей к работе над номером в 1950-е гг. позволило журналистам освещать жизнь населенных пунктов региона с разных сторон и точек зрения. На страницах таких периодических изданий как «Сталинская трибуна» и «Ленинская правда» простые граждане получили возможность обратиться к представителям власти по имени, рассказать о наболевшем, предостеречь других. Подавляющее большинство представителей целевой аудитории газет, судя по письмам в редакцию, волновали простые вопросы: как рассчитать налоги, бороться с болезнями скота, получить ссуду и др.

Негативные обращения читателей журналисты грамотно чередовали с позитивными. На страницах окружной периодики в послевоенные годы участники боевых действий активно благодарили местную власть, врачей за оказанную медицинскую и материальную помощь. Все это способствовало в формировании положительного имиджа окружного исполнительного комитета. Подведение трудовых итогов прошедших лет от лица руководителей предприятий в местных газетах послужило для многих читателей своего рода призывом труду и стремлению к новым достижениям.

Таким образом, роль вовлечённости аудитории периодических изданий Ханты-Мансийского автономного округа в подготовку и выпуск печатных материалов можно считать одним из ключевых моментов в формировании информационного пространства региона. В таком пространстве под влиянием информационного взаимодействия СМИ и других субъектов формировались мировоззрение и мировосприятие, массовое и историческое сознание советских граждан, их представления о действительности.

Список используемой литературы:

1. Марьина К. Когда в Локосово будет клуб // Ленинская правда. -1957. - №44. - С.3.

2. Колесников П. И. Сердечное спасибо // Сталинская трибуна. -1951. - №1. - С.4.

3. Буравлева М. Год больших задач // Сталинская трибуна. -1951. - №1. - С.2.

4. Арефьева О.В. Работать еще с большим вдохновением // Сталинская трибуна. -1951. -№1. - С.2.

5. Парфенов И. За высокие урожаи в новом году // Сталинская трибуна. -1951. - №1. - С.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.