Научная статья на тему 'Практика органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности в сфере противодействия коррупции на государственной гражданской службе (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)'

Практика органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности в сфере противодействия коррупции на государственной гражданской службе (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тухватуллина Е.И.

Цель статьи заключается в проведении комплексного анализа нормативной основы на федеральном уровне и на уровне региона, на примере ХМАО Югры, по регламентированию полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции по установлению административной ответственности на государственной гражданской службе. Отмечается, что модернизация, цифровизация и стремительное развитие информационных технологий привело к совершенствованию на этой базе мер по профилактике и противодействию коррупции на уровне Ханты-мансийского автономного округа Югры. Анализ положений законодательства вышеуказанного региона позволил обобщить региональную практику по борьбе с коррупцией, устанавливающей административную ответственность в сфере противодействия коррупции, и сделать заключение о том, что на региональном уровне нет единого научного подхода к нормативному закреплению научных категорий в рассматриваемой сфере по установлению административной ответственности. Также в науке присутствует точка зрения об отсутствии на уровне разных регионов единого подхода и взаимосогласованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности в сфере противодействия коррупции на государственной гражданской службе (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)»

Практика органов государственной власти субъектов

Российской Федерации по установлению административной

ответственности в сфере противодействия коррупции

на государственной гражданской службе

(на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)

Тухватуллина Елена Идрисовна

аспирант кафедры государственного и муниципального права, Сургутский государственный университет, e_tukhvatullina@list.ru

Цель статьи заключается в проведении комплексного анализа нормативной основы на федеральном уровне и на уровне региона, на примере ХМАО - Югры, по регламентированию полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции по установлению административной ответственности на государственной гражданской службе. Отмечается, что модернизация, цифровизация и стремительное развитие информационных технологий привело к совершенствованию на этой базе мер по профилактике и противодействию коррупции на уровне Ханты-мансийского автономного округа - Югры. Анализ положений законодательства вышеуказанного региона позволил обобщить региональную практику по борьбе с коррупцией, устанавливающей административную ответственность в сфере противодействия коррупции, и сделать заключение о том, что на региональном уровне нет единого научного подхода к нормативному закреплению научных категорий в рассматриваемой сфере по установлению административной ответственности. Также в науке присутствует точка зрения об отсутствии на уровне разных регионов единого подхода и взаимосогласованности.

Ключевые слова: Ответственность, государственная служба, антикоррупционные обязанности, ограничения и запреты, цифровизация системы государственного управления, федеральное законодательство, административно-процессуальное законодательство, региональное законодательство, должностное лицо, правовое просвещение, профилактика, предупреждение.

X 2 о

о сч сч

О!

Введение

Президент России В. В. Путин выразил свое мнение по поводу совершенствования законов, обеспечивающих реализацию Национального плана противодействия коррупции [12], [9], [10], в условиях модернизации, цифровизации, развития информационных технологий, и регулирование служебных отношений на государственной службе, и дальнейшие пути совершенствования законодательства.

Именно об этом Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал следующее: «Активное внедрение цифровых технологий и платформ позволит последовательно идти к повышению прозрачности и обелению экономики... Цифровизация системы госуправления, повышение ее прозрачности — это мощный фактор в противодействии коррупции. [1].

Например, в федеральном законодательстве (см., например следующие законы: [9], [10], [12], [13]), в качестве одной из мер по предупреждению и профилактике коррупции в целях исполнения таких принципов, как обеспечение прав граждан на доступ к информации, приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей, указанных в ст. 3 главы 1 «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» предусмотрены антикоррупционные обязанности, ограничения и запреты, и в том числе антикоррупционное просвещение, развитие правовой грамотности и правосознания граждан, пропаганда и разъяснение гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц, своевременное правовое информирование российского общества [22].

Необходимо отметить международный подход по предупреждению и профилактике коррупции, например, на международном уровне принят Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 года [2], в котором дается такое определение понятия «коррупции», как «совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» [2], [29]. Необходимо отметить, что в Кодексе не содержится четкого и исчерпывающего определения.

В соответствии с пунктом «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ [3] в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится административное и административно-процессуальное законодательство. Вопросы административной ответственности государственных служащих урегулированы, например, в следующих законах федерального уровня: [4], [5], [6], [7], [8]. Так, в части 1 ст. 2 КАС РФ [4] устанавливается ответственность государственных служащих, и содержится понятие «должностное лицо», которое включает в себя признаки, содержащиеся в ст. 285 УК РФ [6], и в ряде других законов федерального уровня: [4], [7], [5], [8]. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют меры по противодействию коррупции в пределах своих полномочий, на основе принимаемых ими законов [9].

Региональное законодательство по профилактике и предупреждению административных правонарушений.

Стремительное развитие информационных технологий и цифровой экономики привело к совершенствованию законодательства на уровне субъектов Российской Федерации. В связи, с чем необходимо провести анализ региональных положений законов устанавливающих административную ответственность. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре во исполнение принятого федерального законодательства: [22], [11], [14], [15], своевременно, в ХМАО - Югре, было введено обязательное декларирование доходов, и обязанность для лиц, замещающих государственные должности, сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая может послужить причиной конфликта интересов: например, см. главу 2 «О Типовом положении о конфликте интересов работников государственных учреждений...» [16], в которой перечислены основные принципы предотвращения и урегулирования конфликта: интересов соблюдение баланса интересов организации и работника организации при урегулировании конфликта интересов. Также в главе IV. Установлен четкий перечень возможных способов разрешения возникшего конфликта интересов [16]; аналогично, в соответствии с п.3 Типового положения информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений, работники обязаны информировать работодателя обо всех случаях обращения к ним лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений [17]. В п. 3 государственной программы [18] в качестве одной из приоритетных задач предусмотрено обеспечение открытости исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Также в п. 2 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей.» предусмотрена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе, см., например

[19]. Аналогично в статье 1. Закона «О мерах по противодействию коррупции.» устанавливаются приоритетные задачи по устранению причин и условий, порождающих коррупцию и способствующих ее проявлению; по повышению персональной ответственности за выполнение должностных обязанностей; по активному участию институтов гражданского общества в реализации антикоррупционных задач; по формированию нетерпимости по отношению к коррупционным действиям, см. закон [22].

Также в вышеуказанном регионе создан специализированный орган в сфере противодействия коррупции, полномочия которого также направлены на профилактику коррупционных правонарушений, систематизацию и координацию методической работы. В том числе принимаются специальные программные документы, см., например закон о принятии государственной программы в ХМАО -Югре [23]. При этом необходимо отметить, что в ХМАО - Югре приняты специальные меры по профилактике коррупции организационного характера (см., например закон ХМАО - Югры «О мерах по противодействию коррупции.» [22]). Также в ХМАО - Югре в органах исполнительной власти создаются специальные комиссии в целях соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих (см., например [20]), также, комиссии создаются в целях урегулированию конфликта интересов, проведения аттестации [26].

Таким образом, на основании представленного сравнительно-правового анализа, можно сделать обобщение, что все законы региона направлены на исполнение специальных мер, принятых на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры во исполнение положений законов федерального уровня: установлены специальные запреты, ограничения и обязанности для государственных служащих; вводятся специальные антикоррупционные стандарты для государственных служащих. Проводится просвещение и обучение лиц, состоящих на государственной службе; важная роль отводится развитию этики и морального поведения государственных служащих, им разъясняются обязанности государственного служащего. Также важная роль отводится правовому просвещению граждан; проводится профилактика административных правонарушений среди государственных служащих; государственным служащим разъясняется о конфликте интересов, о причинах его появления и возможностях дальнейшего урегулирования.

Заключение

Таким образом, вышеуказанные меры административной ответственности направлены на реализацию государственной программы по уменьшению числа административных правонарушений коррупционной направленности, их профилактике, и как результат, развития нетерпимого к коррупции поведения государственных служащих, и их мировоззрения, в связи с чем проводится четкая регламентация контроля за деятельностью должностных лиц в сфере государственной службы.

5

т С К А а

Н А У

В Ханты-Мансийском автономном округе -Югре значительное внимание в деятельности по противодействию коррупции уделено следующему:

- внедрению антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных и муниципальных служащих, прежде всего посредством обеспечения гласности в сфере исполнения обязанности публичных должностных лиц подавать декларацию о доходах и имуществе;

- профилактике коррупциогенных правонарушений;

- деятельности комиссии, которая координируют работу по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации;

- профилактике возникновения и урегулированию конфликта интересов.

Практика формирования и функционирования комиссий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по урегулированию конфликта интересов и его предотвращению весьма разнообразна. В связи, с чем нуждается в дальнейшей правовой регламентации на уровне федерального законодательства. Также анализ региональных положений в сфере противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре показывает [29], что не выработано единого подхода к понятию и содержанию таких антикоррупционных правовых категорий, как «публичное должностное лицо», «административной ответственности в сфере противодействия коррупции на государственной гражданской службе».

Литература

1. Путин В. В. Послание Совету Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (место и дата проведения: Москва. 01 марта 2018 года, 13:30.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 -Загл. с экрана (дата обращения: 12.02.2019 года).

Путин В. В. продолжил борьбу с коррупцией при помощи цифровизации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ntv.ru/novosti/1986610/ -Загл. с экрана (дата обращения: 12.02.2019 года).

2. "Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка" (Принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.-М.: Юридическая литература, 1990. С. 319 - 325.

3. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от

„ 21.07.2014 N 11 -ФКЗ) // в "Собрание законодатель-^ ства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398. " 4. "Кодекс административного судопроизвод-ч- ства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21® ФЗ (ред. от 27.12.2018) // "Собрание законода-3 тельства РФ", 09.03.2015, N 10, ст. 1391.

5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. от 18.01.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

6. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

7. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.

8. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005.

9. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О противодействии коррупции" // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.

10. Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 04.07.2016, N 27 (Часть I), ст. 4169.

11. Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) // "Собрание законодательства РФ", 10.12.2012, N 50 (часть 4), ст. 6953.

12. Указ Президента РФ от 29.06.2018 N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы" // "Собрание законодательства РФ", 02.07.2018, N 27, ст. 4038.

13. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // "Собрание законодательства РФ", 15.05.2017, N 20, ст. 2901.

14. Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 19.09.2017) "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов") // "Собрание законодательства РФ", 05.07.2010, N 27, ст. 3446, "Российская газета", N 147, 07.07.2010.

15. Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 09.08.2018) "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей феде-

ральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению") // "Собрание законодательства РФ", 28.09.2009, N 39, ст. 4588.

16. Распоряжение Правительства ХМАО -Югры от 26.09.2014 N 531-рп "О Типовом положении о конфликте интересов работников государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также хозяйственных обществ, фондов, автономных некоммерческих организаций, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра" // "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", 30.09.2014, N 9 (часть II), ст. 1108.

17. Распоряжение Правительства ХМАО -Югры от 14.08.2014 N 449-рп "О Типовом положении информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядке рассмотрения таких сообщений в государственных учреждениях и государственных унитарных предприятиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также хозяйственных обществах, фондах, автономных некоммерческих организациях, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра" // Документ опубликован не был.

18. Постановление Правительства ХМАО -Югры от 05.10.2018 N 355-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие гражданского общества" // Документ опубликован не был.

19. Постановление Губернатора ХМАО-Югры от 15 декабря 2009 года №198 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, и государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа-Югры сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (ред. от 09.12.2016) // "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", 01.12.2009-15.12.2009, N 12 (часть I), ст. 1122, "Новости Югры", N 6, 19.01.2010.

20. Постановление Губернатора ХМАО - Югры от 23.05.2011 N 79 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований

к служебному поведению государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и урегулированию конфликта интересов") // "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", 31.05.2011, N 5 (часть II), ст. 490.

21. Постановление Губернатора ХМАО - Югры от 11.03.2011 N 37 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" // "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", 15.03.2011, N 3 (часть I), ст. 173

22. Постановление Губернатора автономного округа от 16.04.2013 г. № 52 "О Перечне должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при замещении которых государственный гражданский служащий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и порядка // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dzhmao.admhmao.ru/protivodeystvie-kormptsN/normativnye-pravovye-i-mye-akty-v-sfere-protivodeystviya-korruptsii/116072/postanovlenie-gubematora-avtonomnogo-okmga-ot-16-04-2013-g-52-o-perechne-dolzhnostey-gosudarstvenn - Загл. с экрана (дата обращения: 27.02.2019 года).

23. Распоряжение Губернатора ХМАО - Югры от 01.12.2008 N 608-рг "О Комплексном плане мероприятий исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2008 году" // "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", 01.12.2008-11.12.2008, N 12 (часть I), ст. 1874

24. Закон ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 86-оз (ред. от 29.03.2018) "О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 19.09.2008) // "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (спецвыпуск), 25.09.2008, N 9, ст. 1394.

25. Постановление Правительства ХМАО-Югры «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года»» от 9 октября 2013 года N 412-п (ред. от 27.11.2017) // "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", 15.10.2013, N 10 (часть I, том 2), ст. 1216, "Новости Югры", N 149, 24.12.2013

26. Абдулгалимов Р.З., Сунцов А.П. Предметы ведения и полномочия общественных объединений, участвующих в управлении делами государства //Административное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 506-510.

5

-С т

С

К А

а

Н А

У

27. Есин И.В. Понятие коррупции в международном праве Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/25/esin_ivan@list.ru .pdf (по состоянию на 25.02.2019) - Загл. с экрана.

28. Сунцов А.П. Конституционно-правовая ответственность за использование на выборах преимуществ должностного положения как предмет диссертационного исследования //Избирательное право. 2012. № 1 (17). С. 45-48.

29. Тухватуллина Е.И., Сунцов А.П. Практика правового регулирования противодействия коррупции на государственной службе в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-ненецком автономном округе и Тюменской области //Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. № 12A. С. 39-46.

30. Тухватуллина, Е.И. Механизм противодействия коррупции в системе государственной службы [Электронный ресурс] / Тухватуллина Е. И. — Электрон. текстовые дан. // Актуальные проблемы современной юридической науки [Текст] : сборник научных трудов / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ГБОУ ВПО "Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Юридический факультет ; [редкол.: Л. А. Попова (отв. ред.) и др.] .— Сургут, 2012 .— С. 83-87 .— Заглавие с титульного экрана.

31. См. п. «Ь» комментария к ст. 7 Сборника стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.- Нью-Йорк: ООН, 1992.- с. 160.

The practice of state power bodies of constituent entities of the Russian Federation establishing administrative responsibility in the sphere of counteraction of corruption in the civil service (on the example of Khanty-Mansi Autonomous district - Yugra) Tukhvatullina E.I. Surgut State University

The purpose of the article is to conduct a comprehensive analysis of the regulatory framework at the Federal level and at the regional level, on the example of the Khanty - Mansiysk Autonomous Okrug, to regulate the powers of the Executive authorities of the Russian Federation in the field of combating corruption to establish administrative responsibility in the civil service. It is noted that the modernization, digitalization and rapid development of information technology has led to the improvement on this basis of measures to prevent and combat corruption at the level of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra. The analysis of provisions of the legislation of the above-mentioned region allowed to generalize regional practice on fight against corruption establishing administrative responsibility in the sphere of counteraction of corruption and to draw the conclusion that at the regional level there is no uniform scientific approach to normative fixing of scientific categories in the considered sphere on establishment of administrative responsibility. Also in science there is a point of view about the lack of a common approach and mutual agreement at the level of differ,_, ent regions.

X Keywords: Responsibility, civil service, digitalization of the public 2 administration system, federal legislation, administrative proce-

o, dure law, regional legislation, official, legal education, preven-

tion, caution. СЧ References

сч 1. Putin V.V. Message to the Council of Federation to the Federal 2 Assembly of the Russian Federation (place and date: Moscow.

March 1, 2018, 1:30 pm) [Electronic resource] - Access mode: http://kremlin.ru/events/ president / news / 56957 - Title from the screen (date of circulation: 12.02.2019).

Putin V. continued the fight against corruption through digitalization. [Electronic resource] - Access mode: https://www.ntv.ru/novosti/1986610/ - The title. from the screen (date of circulation: 12.02.2019).

2. "Code of Conduct for Law Enforcement Officials" (Adopted on

December 17, 1979 by Resolution 34/169 at the 106th plenary meeting of the UN General Assembly) // International Protection of Human Rights and Freedoms. Collection of documents. - M .: Legal literature, 1990. p. 319 - 325.

3. "The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular

vote on 12/12/1993) (with amendments introduced by the RF laws on amendments to the RF Constitution of 12/30/2008 N 6-FKZ, of 12/30/2008 N 7-FKZ, of 05.02.2014 N 2-FKZ, dated 07/21/2014 N 11-FKZ) // in "Meeting of the legislation of the Russian Federation", 04.08.2014, N 31, Art. 4398.

4. "Code of Administrative Procedure of the Russian Federation"

dated March 8, 2015 N 21-FZ (as amended on 12/27/2018) // "Meeting of the legislation of the Russian Federation", March 9, 2015, N 10, art. 1391.

5. "The Code of the Russian Federation on Administrative Offens-

es" of 19/30/2001 N 195-FZ (as amended on 12/27/2018, as amended on 1/18/2019) (as amended and added, entered into force on 01/16/2019 ) // "Meeting of the legislation of the Russian Federation", 07.01.2002, N 1 (Part 1), Art. one.

6. "Criminal Code of the Russian Federation" dated 13.06.1996 N

63-FZ (as amended on 12/27/2018) (as amended and added, entered into force on 01/08/2019) // "RF Legislative Assembly", 17.06 .1996, N 25, art. 2954.

7. Federal constitutional law of 12/31/1996 N 1-FKZ (as amended

on 10.30.2018) "On the judicial system of the Russian Federation" // "Collection of the legislation of the Russian Federation", 06.01.1997, N 1, Art. one.

8. Federal law of 06.10.1999 N 184-FZ (as amended on 06.02.2019) "On the general principles of the organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation" // "Meeting of the legislation of the Russian Federation", 10/18/1999, N 42, art. 5005.

9. Federal Law of 25.12.2008 N 273-FZ (as amended on 10.30.2018) "On Combating Corruption" // "Meeting of the Legislation of the Russian Federation", 29.12.2008, N 52 (Part 1), Art. 6228.

10. Federal Law of 03.07.2016 N 236-FZ (as amended on 11.28.2018) "On public law companies in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" // "Collection of the legislation of the Russian Federation", 04.07. 2016, N 27 (Part I), Art. 4169.

11. Federal Law of 03.12.2012 N 230-FZ (as amended on 03.08.2018) "On control over the compliance of expenses of persons holding public office and other persons with their incomes" (as amended and added, entered into force from 03.09.2018) // "Meeting of the legislation of the Russian Federation", 10.12.2012, N 50 (part 4), art. 6953.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Decree of the President of the Russian Federation of 29.06.2018 N 378 "On the National Anti-Corruption Plan for 2018 - 2020" // "Collection of Legislation of the Russian Federation", 02.07.2018, N 27, Art. 4038.

13. Presidential Decree of 09.05.2017 N 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030" // "Collection of Legislation of the Russian Federation", 15.05.2017, N 20, Art. 2901.

14. Presidential Decree of 01.07.2010 N 821 (ed. September 19, 2017) "On the Commissions on Compliance with the Requirements for Service Behavior of Federal State Employees and Settlement of Conflicts of Interest" (along with the "Regulations on the Commissions for Compliance with the Requirements for Service Behavior of Federal civil servants and the settlement of conflicts of interest ") //" Meeting of the legislation of the Russian Federation ", 05.07.2010, N 27, art. 3446, Rossiyskaya Gazeta, N 147, 07.07.2010.

15. Presidential Decree of 09/21/2009 N 1065 (ed. 09/09/2018) "On the verification of the accuracy and completeness of information submitted by citizens applying for the posts of the federal public service and federal civil servants, and compliance by federal civil servants with service behavior "(along with the" Regulations on the verification of the accuracy and completeness of in-

formation submitted by citizens applying for the posts of the federal public service, and federal civil servants and, and compliance by federal civil servants with requirements for official conduct ") //" Meeting of the legislation of the Russian Federation ", September 28, 2009, N 39, art. 4588.

16. Government Decree of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra of 09/26/2014 N 531-rp "On the Model Provision on the conflict of interests of employees of public institutions and state unitary enterprises of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra, as well as business companies, funds, autonomous non-profit organizations, the only founder (participant) of which is the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Ugra "//" Meeting of the legislation of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra ", 09/30/2014, N 9 (Part II), Art. 1108.

17. Order of the Government of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra of 14.08.2014 N 449-rp "On the Standard Provision of Informing Employers to Employees about Cases of Inceptions to Committing Corruption Violations and the Procedure for Considering Such Messages in State Institutions and State Unitary Enterprises of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug

- Ugra, as well as business companies, foundations, autonomous non-profit organizations whose sole founder (participant) is the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra "// Document publ ikovan was not.

18. Government Decree of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug -Ugra of 05.10.2018 N 355-p "On the state program of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra" Development of civil society "// The document was not published.

19. Resolution of the Governor of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra of December 15, 2009 No. 198 "On the provision of information on incomes, expenditures by citizens applying for the positions of the state civil service of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra, and state civil servants of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra , on property and property obligations "(ed. 09.12.2016) //" Collection of the legislation of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra ", 01.12.200915.12.2009, N 12 (Part I), Art. 1122, "News of Ugra", N 6, 01.19.2010.

20. Decree of the Governor of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra of 23.05.2011 N 79 "On the Commissions for Compliance with the Requirements for Service Behavior of State Civil Servants of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug

- Ugra and Settlement of Conflicts of Interest" (together with the "Regulations for the Commissions for Compliance with Requirements for Service Behavior public civil servants of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra and the settlement of conflicts of interest ") //" Legislation of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra ", 05/31/2011, N 5 (Part II), Art. 490.

21. Resolution of the Governor of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra of 11.03.2011 N 37 "On Approving the Code of Ethics and Service Conduct of State Civil Servants of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra" // "Legislation of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra", 15.03.2011, N 3 (Part I), Art. 173

22. Resolution of the Governor of the Autonomous Okrug No. 52 dated April 16, 2013 "On the List of Civil Service Positions of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra, the replacement of which by a civil servant of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra, is obliged to provide information about their expenses, and also about the expenses of their spouse (spouse) and minor children, and order // [Electronic resource] -Access mode: https://dzhmao.admhmao.ru/protivodeyystvie-korruptsii/normativnye-pravovye- iinye-akty-v- sfere-protivodeystviya-korruptsii / 116072 / postanovlenie-gubernatora-avtonomnogo-okruga-ot-16-04-2013-g-5 2-o-perechne-dolzhnostey-gosudarstvenn - Screen title (access date: 27.02.2019).

23. Order of the Governor of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra of 01.12.2008 N 608-rg "On the Comprehensive Plan of Measures of the Executive Bodies of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra on the Implementation of the Main Provisions of the Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation in 2008" // " Meeting of the legislation of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra ", December 1, 2008 - December 12, 2008, No. 12 (Part I), Art. 1874

24. Law of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra of 09/25/2008 N 86-oz (ed. 03/29/2018) "On measures to combat corruption in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra" (adopted by the Duma of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra 19.09.2008 ) // "Meeting of the legislation of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra" (special issue), 25.09.2008, N 9, art. 1394.

25. Resolution of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra "On the state program of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra" Development of the civil society of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra for 2018 - 2025 and for the period up to 2030 "" of October 9, 2013 N 412- p (ed. from 11.27.2017) // "Meeting of the legislation of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra", 10.15.2013, N 10 (Part I, Volume 2), Art. 1216, "News of Ugra", N 149, 12.24.2013

26. Abdulgalimov RZ, Suntsov A.P. Subjects of competence and powers of public associations involved in the management of state affairs // Administrative and municipal law. 2015. No. 5. P. 506-510.

27. Esin I.V. The concept of corruption in international law Access Mode: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/25/esin_ivan@list.ru.pdf (as of 02/25/2019) - Title. from the screen.

28. Suntsov A.P. Constitutional and legal responsibility for the use in an election of the advantages of official position as a subject of dissertation research // Electoral law. 2012. № 1 (17). Pp. 4548.

29. Tukhvatullina E.I., Suntsov A.P. The practice of legal regulation of combating corruption in the public service in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug and Tyumen Region

5

-C

m o

K A a

H

A y

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.