Научная статья на тему 'Развитие электронной коммерции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре'

Развитие электронной коммерции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / TRADING / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ / GLOBAL INFORMATION NETWORK / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / E-COMMERCE / ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ / ONLINE SHOPPING / ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ / KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG / ЮГРА / UGRA / E-TRADING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапоненко А.В.

Статья посвящена особенностям развития торговли посредством сети Интернет в Ханты-Мансийском автономном округе Югре. В статье приводится сравнительная характеристика динамики развития использования глобальных информационных сетей в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре и по городу Москва. В статье особое внимание уделяется выявлениям причин слабого развития электронной розничной и оптовой торговли на территории Югры. Кроме того, в статье оценивается целесообразность дальнейшего развития электронной торговли в Ханты-Мансийском автономном округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сапоненко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-COMMERCE DEVELOPMENT IN KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA

The article is devoted to the peculiarities of development of trade through the Internet in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug Yugra. The article provides a comparative description of the dynamics of global information network usage in wholesale and retail trade, repairing of motor vehicles, motorcycles, household goods and personal items on Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug Yugra and on Moscow city. The article focuses on identifying the causes of weak development of electronic retail and wholesale trade in Ugra. Besides, in the article the expediency of further development of electronic commerce in Khanty-Mansi Autonomous Okrug is estimated in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие электронной коммерции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

А.В. Сапоненко, студент Научный руководитель: В.С. Петрова Нижневартовский государственный университет (Россия, г. Нижневартовск)

Аннотация. Статья посвящена особенностям развития торговли посредством сети Интернет в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В статье приводится сравнительная характеристика динамики развития использования глобальных информационных сетей в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и по городу Москва. В статье особое внимание уделяется выявлениям причин слабого развития электронной розничной и оптовой торговли на территории Югры. Кроме того, в статье оценивается целесообразность дальнейшего развития электронной торговли в Ханты-Мансийском автономном округе.

Ключевые слова: торговля; сеть Интернет; глобальные информационные сети; электронная коммерция; Интернет-торговля; онлайн-торговля; Ханты-Мансийский автономный округ; Югра.

Торговля, как одно и важнейших составляющих общества и человеческой культуры, всегда следовала за развитием технологий, упрощая и оптимизируя возможные каналы сбыта продукции. Современное развитие технологий существенно меняет подход к ведению бизнеса и торговли. Открываются новые возможности как для розничной, так и для оптовой торговли. За последнее десятилетие электронная торговля стала привычной для широкой части населения России.

В связи с сохранением существующих тенденций трансформации экономической структуры региона и невысокой результативностью инновационной деятельности, препятствующей реализации стратегических документов социально-экономического развития и актуальностью вопросов, связанных с устойчивым развитием регионов в условиях экономической нестабильности, приходится задумываться о возможностях переориентации, реализации собственного потенциала региона [1, 2].

Электронная коммерция (англ. electronic commerce) - в широком смысле представляет собой совокупность процессов, направленных на перераспределение товаров (работ, услуг), формирующихся в

ходе осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а также процессов, направленных на обеспечение такого перераспределения, формирующихся в ходе осуществления хозяйствующими субъектами непредпринимательской деятельности, тесно связанной с обеспечением предпринимательской деятельности, в электронной форме с использованием современных информационных технологий [3].

Глобальная информационная сеть - информационная сеть охватывающая совокупность электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и, или их локальных сетей, которые могут быть расположены в любых точках земного шара, связанных между собой каналами дальней связи (коммутируемыми или выделенными), предоставляемыми телефонными компаниями или другими организациями связи [4].

Интернет - глобальное (всемирное) множество независимых компьютерных сетей, соединенных между собой для обмена информацией по стандартным открытым протоколам [4].

Электронная торговля (англ. electronic trading) - более узкий термин, подразумевающий под собой исключительно торго-

во-закупочную деятельность в сети Интернет [5].

Для успешного функционирования предприятий важным фактором является доступ к различным информационным средствам. Согласно официальной статистике представленной на сайте Территориального органа Федеральной государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Юг-ре, число организаций (без субъектов малого предпринимательства), использовавших глобальные информационные сети в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в период с 2010 по 2014 год увеличилось с 94,6 до 97,3, в

процентах от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности [6].

Число организаций (без субъектов малого предпринимательства), использовавших глобальные информационные сети в оптовой и розничной торговле, и в других видах услуг по городу Москва в период с 2012 по 2014 году увеличилось с 97,5 до 99,5 (в процентах от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности). Более подробно процентная вовлеченность субъектов среднего и крупного предпринимательства в оптовую и розничную торговлю по Ханты-Мансийскому автономному округу - Юг-ре, и по городу Москва, отражена на рисунке 1 [6, 7].

Процент организаций использовавших Интернет в оптовой и 100 О0/ розничной торговле

98,0% 96,0% 94,0% 92,0% 90,0%

2010 2011 2012 2013 2014 2015

• Процент организаций по Ханты-Мансийскому АО - Югре

• Процент организаций в городе Москва

Рис. 1. Динамика числа организаций использовавших глобальные информационные сети в оптовой и розничной торговле, и в других видах услуг по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и по городу Москва (в процентах от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности)

Не смотря на кризисные явления 20082010 года, рост оптовой и розничной торговли увеличивается. Во многом это связанно с широкими возможностями, которые представляют компьютер и информационные сети. Доступ к информационным сетям внутри организаций является чрезвычайно важным для оперативной деятельности организации. Согласно представленным на рисунке 1 данным, уровень

использования глобальных информационных сетей в торговой деятельности для Ханты-Мансийского автономного округа -Югры догнал таковой уровень по городу Москва.

Число организаций (без субъектов малого предпринимательства), использовавших Интернет в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предме-

тов личного пользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в период с 2010 по 2014 год увеличилось с 5,8% до 9% от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности [8].

Число организаций (без субъектов малого предпринимательства), использовавших Интернет в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предме-

тов личного пользования по городу Москва в период с 2012 по 2015 году увеличилось с 97,4 до 99,5 (в процентах от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности). Подробнее динамика числа организаций использовавших Интернет в оптовой и розничной торговле, и в других видах услуг по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и городу Москва, отражена в рисунке 2 [8, 7].

100,0%

80,0%

60,0%

40,0%

20,0% 5,8%

0,0%

2010

Процент организаций использовавших Интернет в оптовой и розничной торговле

97,4% 97,7% 96,8% 99,5%

6,0% 7,3% 7,7% 9,0%

2011 2012 2013 2014 2015 Процент организаций по Ханты-Мансийскому АО - Югре

Процент организаций в городе Москва

Рис. 2. динамика числа организаций использовавших интернет в оптовой и розничной торговле, и в других видах услуг по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и по городу Москва (в процентах от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности)

Относительно невысокий процент вовлеченности субъектов крупного и среднего предпринимательства свидетельствует о слабом развитии собственной электронной торговли посредством сети Интернет в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре. Однако тенденция роста вовлеченности крупных и средний предприятий по округу является положительной. Крупнейшие предприятия чаще всего являются филиалами федеральных розничных сетей, которые составляют большую долю объемов продаж. Москва, выступая как агрега-тор крупных и средних субъектов предпринимательства, участвующих в элек-

тронной коммерции и электронной торговле, перетягивает на себя большую часть сделок в оптовой и розничной торговле, совершенных посредством сети Интернет.

Согласно официальной статистике, представленной на сайте Территориального органа Федеральной государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, основные показатели использования персональных компьютеров, информационных и коммуникационных технологий в организациях представлены в таблице 1 и 2 (без субъектов малого предпринимательства) [9, 10].

Таблица 1. основные показатели использования персональных компьютеров в организациях, без субъектов малого предпринимательства (от общего числа обследованных организаций)_

Наименование показателя Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Число обследованных организаций - всего 2870 2785 2890 3100 2940 3034

Число персональных компьютеров имевшие доступ к глобальным информационным сетям, тыс. штук 111,5 126,9 136,6 146,2 161,4 167

Число персональных компьютеров имевшие доступ к сети Интернет, тыс. штук 82 97 108,5 118,7 120,2 127,9

Число персональных компьютеров на 100 работников - в среднем на организацию, штук 34 36 37 37 40 40

Число персональных компьютеров на 100 работников с доступом к сети Интернет - в среднем на организацию, штук 14 17 19 20 22 23

На сегодняшний день, самым эффективным средством работы в сфере электронной коммерции является персональный компьютер, оборудованный доступом в информационные сети и сеть Интернет. Заметны тенденции по компьютеризации у

субъектов крупного и среднего предпринимательства. Все больше рабочих в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре так или иначе взаимодействуют с компьютерными технологиями во время рабочей деятельности.

Таблица 2. основные показатели использования информационных и коммуникационных технологий в организациях, без субъектов малого предпринимательства (в процентах от общего числа обследованных организаций)_

Наименование показателя Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Число обследованных организаций - всего 2870 2785 2890 3100 2940 3034

Число организаций использовавших персональные компьютеры 95,75% 96,09% 96,92% 97,87% 97,86% 97,50%

Число организаций использовавших электронную почту 90,21% 90,66% 92,91% 93,77% 90,27% 88,83%

Число организаций использовавших глобальные информационные сети 90,94% 92,78% 92,84% 94,29% 95,37% 94,53%

Число организаций использовавших Интернет 51,78% 2,73% 67,37% 64,74% 80,48% 85,00%

Число организаций имевших Web-сайты в Интернете 32,89% 36,95% 41,66% 43,26% 42,62% 43,31%

Данные показатели демонстрируют заинтересованность бизнеса в оптимизации затрат и упрощению рабочей деятельности при помощи персональных компьютеров. Все больше организаций стараться прорекламировать свою деятельность при помощи Web-ресурсов, так как реклама в сети Интернет приносит все большую узнаваемость среди населения. Постепенный спад использования электронной почты на предприятиях возможно связан с появле-

нием удобных корпоративных мессендже-ров, упрощающих взаимодействие между сотрудниками организаций.

Трудности, вызываемые отдаленностью Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры от центральной части Российской Федерации, сказываются на неспособности розничной торговли удовлетворить некоторые запросы потребителей. В тоже время климатические условия крайнего севера повышают требования к хранению и рас-

пределению товаров. Данные факторы ска- тельства в сфере электронной торговли, зываются на конечной себестоимости про- так как удаленная расположенность от даваемой продукции. Использование элек- центральной части Российской Федерации тронной торговли позволяет населению и климатические условия крайнего севера приобретать недоступные в данном регио- увеличат издержки и себестоимость коне товары, а также приобретать товары по нечной продукции. Однако электронно-более низкой стоимости. вычислительный потенциал округа позво-

Однако крупные розничные сети не да- ляет более оптимально задействовать иные ют даже относительно крупным местным сферы применения электронной коммер-предприятиям выйти на рынок электрон- ции, ориентированные на рынок B2B, так ной торговли в Ханты-Мансийском авто- как электронная торговля позволяет мало-номном округе - Югре. В тоже время, му и среднему бизнесу заключать догово-электронная торговля позволяет объеди- ры поставки оптовой продукции. нить потребителей из Ханты-Мансийского Таким образом сохранение за Ханты-

Автономного Округа - Югры с крупней- Мансийским Автономным Округом - Юг-шими производителями Российской Феде- рой статуса реципиента в отношении роз-рации и всего мира. ничной торговли и финансовой деятельно-

Особые условия, вызванные располо- сти, является наиболее экономически це-жением Ханты-Мансийского Автономного лесообразным решением. Собственное Округа - Югры ставят под сомнение целе- развитие внутреннего рынка электронной сообразность усиленного местного разви- розничной и оптовой торговли является тия крупного и среднего предпринима- экономически необоснованным.

Библиографический список

1. Щербик Е.И. Структурно-экономические сдвиги региональной экономической системы: миф или реальность? / Е.И. Щербик // Вестник Омского университета. Серия: экономика. - 2014. - №2. - С. 153.

2. Пертрова В.С. Диверсификация моногородов как способ устойчивого развития региона / В.С. Петрова // Научно-методический электронный журнал концепт. - 2016. - № S4. - С. 26.

3. Тедеев А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность): правовое регулирование и налогообложение / Тедеев А.А. - М.: Изд-во «Проспект», 2002. -С. 4.

4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве. Методологические пояснения // ИКТ. [Электронный ресурс] URL:http://moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/moscow/resources/cb5d78804046b6039 aacdf0fa8517bb1/%D0%BC%D0%B5%D 1 %82%D0%BE%D0%B4 %D0%98%D0%9A%D0 %A2.doc (дата обращения: 09.10.2016).

5. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития российской федерации. Электронная торговля - «э-торговля» // Electronic Commerce (e-commerce). [Электронный ресурс]. URL: http://www.vavt.ru/wto/wto/ElectronicCommerce (дата обращения: 25.09.2016).

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийском автономному округу - Югре. Число организаций (без субъектов малого предпринимательства), использовавших глобальные информационные сети, по видам экономической деятельности по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре // ИКТ. [Электронный ресурс] URL:

http://khmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/khmstat/resources/789dd2004444ff788da4e d20d5236cbc/%D0%A7%D0%B8%D 1%81 %D0%BB%D0%BE+%D0%BE%D 1 %80%D0%B3 %D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9+%D0%B8%D 1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7+%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%

B1 %D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D 1 %8B%D0%B5 -%D 1%80%D0%B0%D 1%81%D 1%87%D0%B5%D 1%82%D0%BD%D0%BE+2005-2014шН1(дата обращения: 02.10.2016).

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве. Число организаций, использовавших глобальные информационные сети, по видам экономической деятельности // ИКТ. [Электронный ресурс] URL:http://moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/moscow/resources/55251d004046b5029 a9adfÖfa8517bb1/%D0%98%D0%9A%D0%A2+4+2012+2015.doc (дата обращения: 02.10.2016).

8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийском автономному округу - Югре. Число организаций (без субъектов малого предпринимательства), использовавших Интернет, по видам экономической деятельности // ИКТ. [Электронный ресурс]. URL:

http://khmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/khmstat/resources/60be1d80444507c48eeee f20d5236cbc/%D0%A7%D0%B8%D 1%81 %D0%BB%D0%BE+%D0%BE%D 1 %80%D0%B3 %D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9+%D0%B8%D 1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D 1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B 2%D1%88%D0%B8%D1%85+%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D 0%B5%D 1%82+%D 1%80%D0%B0%D 1%81 %D 1%87%D0%B5%D 1%82%D0%BD%D0%B E+2008-2014.mht (дата обращения: 02.10.2016).

9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийском автономному округу - Югре. Число персональных компьютеров в организациях (без субъектов малого предпринимательства) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре // ИКТ. [Электронный ресурс]

URL:http://khmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/khmstat/resources/3622bf0044450994 8f18ef20d5236cbc/%D0%A7%D0%B8%D1%81 %D0%BB%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D 1%80%D 1%81 %D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D 1 %8B%D 1 %8 5+%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D 1%8C%D 1%8E%D 1 %82%D0%B5%D 1%80% D0%BE%D0%B2+%D0%B2+%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D 0%B7%D0%B0%D 1%86%D0%B8%D 1%8F%D 1%85+2005-2015.htm

10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийском автономному округу - Югре.Основные показатели использования информационных и коммуникационных технологий в организациях (без субъектов малого предпринимательства) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре // ИКТ. [Электронный ресурс]

URL:http://khmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/khmstat/resources/66058a804444fe0a 8d7aed20d5236cbc/%D0%9E%D 1%81 %D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D 1%8B%D0 %B5+%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B B%D0%B8+%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE% D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1 %80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85 +2005-2015.htm

E-COMMERCE DEVELOPMENT IN KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS

OKRUG - YUGRA

A.V. Saponenko, student Supervisor: V.S. Petrova Nizhnevartovsk state university (Russia, Nizhnevartovsk)

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of development of trade through the Internet in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra. The article provides a comparative description of the dynamics of global information network usage in wholesale and retail trade, repairing of motor vehicles, motorcycles, household goods and personal items on Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra and on Moscow city. The article focuses on identifying the causes of weak development of electronic retail and wholesale trade in Ugra. Besides, in the article the expediency of further development of electronic commerce in Khanty-Mansi Autonomous Okrug is estimated in the article.

Keywords: trading; Internet; global information network; e-commerce; e-trading; online shopping; Khanty-Mansi Autonomous Okrug; Ugra.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.