Научная статья на тему 'Роль американских НКО в информационно-психологическом противоборстве на Украине в период политического кризиса 2014 года'

Роль американских НКО в информационно-психологическом противоборстве на Украине в период политического кризиса 2014 года Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1744
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НКО / США / UNITED STATES / УКРАИНА / UKRAINE / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / INFORMATION WARFARE / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / PSYCHOLOGICAL OPERATIONS / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / СМИ / MEDIA / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / STRATEGIC COMMUNICATION / NGO

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сиротский Дмитрий Вячеславович

В статье рассматривается участие американских некоммерческих организаций (НКО) в информационном противоборстве на Украине с момента начала «революционных» событий на Евромайдане вплоть до середины июня 2014 года, когда отмечалось нарастание гражданской войны в этой стране. Автор проанализировал широкий спектр документов и материалов, посвященных проблемам информационных операций. Приведены реальные примеры того, как НКО США активно влияют на информационное пространство Украины, организуют информационные операции, занимаются построением сетей лояльных журналистов. Автор пришел к выводу, что НКО являются важными «игроками» на «информационном поле боя», деятельность которых должна непременно учитываться в оценке потенциалов нападения и защиты в рамках информационно-психологического противоборства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of US-linked NGOs in Information Warfare in Ukraine during the Political Crisis of 2014

The article focuses on the problems of participation of American nongovernmental organizations (NGOs) in information warfare in Ukraine since the «revolutionary» events of Euromaidan in November 2013 up to the middle of June 2014, when the civil war erupted in the country. The author presents an analysis of a wide range of US documents and doctrines, related to the issues of information operations. The real examples of how American NGOs affect Ukrainian information environment, organize information operations, create networks of loyal journalists are provided in this article. The author concludes that NGOs are important «players» on the «information battlefield» and activities of NGOs should be accurately studied by professionals in strategic communication and information warfare.

Текст научной работы на тему «Роль американских НКО в информационно-психологическом противоборстве на Украине в период политического кризиса 2014 года»

Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация в государственном управлении

Сир отски й Д. В.

Роль американских НКО в информационно-психологическом противоборстве на Украине в период политического кризиса 2014 года

Сиротский Дмитрий Вячеславович — стажер-исследователь Международного центра социально -политических исследований и консалтинга, Москва, РФ. E-mail: sirotski@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 3256-5181

Аннотация

В статье рассматривается участие американских некоммерческих организаций (НКО) в информационном противоборстве на Украине с момента начала «революционных» событий на Евромайдане вплоть до середины июня 2014 года, когда отмечалось нарастание гражданской войны в этой стране. Автор проанализировал широкий спектр документов и материалов, посвященных проблемам информационных операций. Приведены реальные примеры того, как НКО США активно влияют на информационное пространство Украины, организуют информационные операции, занимаются построением сетей лояльных журналистов. Автор пришел к выводу, что НКО являются важными «игроками» на «информационном поле боя», деятельность которых должна непременно учитываться в оценке потенциалов нападения и защиты в рамках информационно-психологического противоборства.

Ключевые слова

НКО, США, Украина, информационная война, психологические операции, информационно-психологическое противоборство, СМИ, стратегическая коммуникация.

Региональный кризис на Украине имеет глобальное значение. На почве украинской политики столкнулись интересы таких держав, как США, Россия, Китай и некоторых стран ЕС. На протяжении драматических событий в Киеве и других городах правительство США открыто поддерживало свержение президента В. Януковича, а затем подталкивало новую власть к эскалации вооруженного конфликта на юго-востоке Украины. Россия же видит огромную угрозу во вмешательстве США на постсоветском пространстве, после украинских событий настало небывалое охлаждение отношений между США и РФ.

Вмешательство США на Украине носит дипломатический, экономический, информационный и военный характер. Американские политики выходят на майдан Незалежности, открыто дают указания новым властям, оказывают им финансовую и военную помощь, угрожают России пакетами санкций и новой холодной войной, а

частные американские военные компании ведут боевые действия против ополчения Донецка1.

Огромную роль в нарастающем политическом давлении со стороны США на Украину играет информационно-психологическое противоборство в печатных СМИ, сети Интернет, телевизионном эфире.

Тема информационно-психологического противоборства весьма актуальна, ведь на сегодняшний день информация является одним из ключевых ресурсов в экономике, политике, науке, военном деле. Тематике информационного противоборства посвящено значительное количество статей и монографий. Среди отечественных экспертов можно выделить работы С.Г. Кара-Мурзы, А.В. Манойло, Е.Н. Пашенцева, С.П. Расторгуева2. За рубежом же существует несколько сообществ экспертов по информационному противоборству. Среди них назовем Ассоциацию «старых ворон» (Association of Old Crows), выпускающую «Журнал электронной обороны» (The Journal of Electronic Defense, JED), Институт информационных операций и Специальная группа по интересам Ассоциации «старых ворон» издают журнал по информационным операциям (IO Journal), у которого свыше 13 тыс. читателей. Известны также: Ассоциация ветеранов психологических операций (Psychological Operations Veterans Association), Ассоциация подразделений психологических операций (Psyop Regimental Association) и др. В социальных сетях существует несколько неформальных групп специалистов подобного профиля: например, NATO PsyOps Community of Interest, Psychological Operations Association (POA)3.

Проблема роли американских НКО в политической жизни злободневна для любого суверенного государства. Сотни экспертов, политиков, журналистов и гражданских активистов обсуждают роль финансируемых США НКО и некоммерческих фондов США в политической жизни, а также многочисленные возможности с помощью этих НКО инициировать и управлять социальным недовольством. Ярким примером эффективности американских НКО могут служить

1 Скрибина Е. Директор ЦРУ искал на Украине пропавших бойцов Blackwater, узнали СМИ // Московский Комсомолец. 15.04.2014. URL: www.mk.ru/politics/world/article/2014/04/15/1014321-direktor-tsru-iskal-na-ukraine-propavshih-boytsov-blackwater-uznali-smi.html (29.06.2014).

2 См.: Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2004; Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно -психологической войны. М.: Горячая линия — Телеком, 2003; Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. М.: МЦСПИК, 2012; Расторгуев С.П. Формула информационной войны. М.: Библиотека расовой мысли, 1999.

3 См. подробнее: Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация: современные технологии глобального влияния и управления. М.: МЦСПИК, 2014.

«цветные революции» в Сербии (2000), Украине (2004), Грузии (2003). Во всех случаях оппозиция организовывалась и финансировалась через некоммерческие организации. Активисты Майдана и других площадей, охваченных острым противостоянием с властью, тренировались по методическим пособиям и книгам Джинна Шарпа, теоретика «ненасильственного сопротивления» и перехода «от диктатуры к демократии». Текущий кризис на Украине является не только своеобразным «рецидивом» событий 2004 года, но и глобальной политической провокацией4, в ходе которой возникла угроза военного конфликта с участием ядерных держав.

Однако, несмотря на значительное количество материалов, посвященных информационным операциям, информационным войнам, психологическим операциям, несмотря на обилие источников, касающихся деятельности НКО США, проблематика роли НКО в информационном противоборстве раскрыта недостаточно.

Цель данной статьи — показать роль и тактику американских НКО в информационном противоборстве на Украине. Предполагается, что наряду с «гуманитарной деятельностью», «продвижением демократии», «укреплением гражданского общества», американские НКО и основанные западными фондами неправительственные структуры проводят информационные и психологические операции в соответствии с политическими интересами правительства США.

Для проверки данной гипотезы были рассмотрены документы министерства обороны США: доктрины по информационным и психологическим операциям, полевые уставы, аналитические доклады. Также был проведен контент-анализ украинских новостных порталов, аналитических материалов некоммерческих фондов, сайтов крупнейших американских фондов по теме настоящего исследования.

Информационно-психологическое противоборство: понятие и сфера применения

Понятие «информационно-психологическое противоборство» (ИПП) весьма широко. Так, А.В. Манойло определяет ИПП как «соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических

4 См. подробнее: Пашенцев Е.Н. Провокация как элемент стратегической коммуникации США: опыт Украины // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 44. С. 149-175. URL: http://e-joumal.spa.msu.ru/vestnik/item/44 2014pashentsev.htm (13.08.2014); Pashentsev E. Provocación «Ucrania»: una operación internacional con tiempos y acciones sincronizadas // Eurasianet. 05.05.2014. URL: www.eurasianet.es/2014/05/provocacion-ucrania-una-operacion-internacional-con-tiempos-y-acciones-sincronizadas/ (29.06.2014).

ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают»5.

Поскольку в данной статье рассматривается деятельность американских структур, логичнее будет пользоваться понятием ИПП, принятым в американских источниках.

В научных работах американских специалистов и в документах госструктур США чаще всего понятие «информационно-психологическое противоборство» разделяется на два специальных термина, а именно: информационные операции (10) и психологические операции (PsyOp)6.

В отличие от России, в США ИПП более тесно связано с военной тематикой, так как основополагающими методологическими источниками по информационным и психологическим операциям являются объединенные доктрины министерства обороны США ^-3-13, JP 1-02, JP 3-53, а также полевой устав FM100-6 и FM 33-1.

Согласно Объединенной доктрине информационных операций JP-3-13. «Информационные операции (ИО) являются неотъемлемой частью успешного выполнения военных операций. Главная цель ИО состоит в том, чтобы достигнуть и поддержать информационное превосходство США и его союзников. Информационное превосходство обеспечивает объединенные силы конкурентоспособным преимуществом только тогда, когда это эффективно проявляется в соответствующих решениях. ИО представляют собой интегрированное использование радиоэлектронной войны, компьютерных сетевых операций, психологических операций, военного обмана1 и операционной безопасности, включая их сопутствующие и прикладные аспекты, с целью повлиять, разрушить, испортить или перехватить процесс человеческого или автоматизированного принятия решения противником, защищая наш собственный»8.

5 Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003. C. 21.

6 Начиная с 2010 года вместо термина «психологические операции» (PsyOp), в американских документах используется понятие «операции военно-информационной поддержки» (MISO). См.: MaurerK. «Psychological Operations» are now «Military Information Support Operations» // Associated Press. July 2, 2010.

7 Под военным обманом в американской специальной литературе обычно подразумевается намеренная манипуляция, искажение, или фальсификация информации, с целью ввести в заблуждение противника. Из монографии: Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. М.: МЦСПИК, 2012. С. 65-66.

8 Цит. по: Пашенцев Е.Н. Стратегическая коммуникация США: Проблемы нарастают // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Исторические науки». 2012. № 2 (10). С. 111-118. URL: http://www.mgpu.ru/materials/21/21917.pdf (13.08.2014).

Важность проведения информационных операций для США объясняется тем фактом, что данный вид деятельности, наряду со связями с общественностью и публичной дипломатией, является составной частью стратегической коммуникации на государственном уровне. Так, эта взаимосвязь подробно отражена в докладе конгрессу США «Национальные рамки стратегической коммуникации» (National Framework for Strategic Communication) за 2010 год, где кроме описания компонент стратегической коммуникации США, упоминается важный стратегический принцип «синхронизации слов и дел» в контексте с восприятием целевых иностранных аудиторий.

Ключевым элементом проведения информационных операций в военное и мирное время являются психологические операции. Объединенная доктрина JP 3-53 определяет «психологические операции», или «операции военно-информационной поддержки», как «запланированные действия по передаче нужной информации или показаний иностранной публике с целью влиять на эмоции, мотивацию и критическое восприятие, а в конечном счете на поведение иностранных правительств, групп, организаций и лидеров» 9.

Общий алгоритм проведения таких операций представляет собой: выбор нужной целевой аудитории, которая будет подвергаться воздействию; анализ поведения, ценностей, страхов целевой аудитории; выбор каналов и методов воздействия на данную группу населения.

Информационные операции широко используются США в качестве важного инструмента в вооруженных конфликтах. Например, в «Войне в Заливе» 1991 года, затем в Сомали, Ираке, Афганистане и других странах, где ВС США проводили военные вторжения.

Во время этих кампаний широко использовались такие практики информационно-психологического противоборства, как организация радиопропаганды, сброс листовок, гуманитарной помощи, подавления радиочастот противника, изучения «карты ценностей» целевой аудитории, подвергающейся обработке информацией.

Однако использование технологий и подразделений для информационно-психологического противоборства не ограничивается военными кампаниями. Военные доктрины США говорят о том, что информационные операции должны и могут быть использованы и вне военных кампаний в интересах национальной безопасности США.

9 Doctrine for Joint Psychological Operations. Joint Publication 3-53 / USA Department of Defense. 5 September 2003. Chapter 1. Overview. P. 1. URL: http://www.dtic.mil/doctrine/new pubs/jp3 53.pdf (13.08.2014).

В вышеперечисленных американских доктринах подчеркивается необходимость синхронизации действий военных и гражданских структур США. Так, в Объединенной доктрине информационных операций есть пункт, согласно которому «не относящиеся к министерству обороны США агентства могут также играть роль в планировании и осуществлении информационных операций. Экспертизы, программы и деятельность широкого рода невоенных агентств должны рассматриваться как часть плана (проекта) по проведению информационных операций, когда это необходимо»10. Среди таких агентств и структур в доктрине упоминаются и некоммерческие и неправительственные организации.

Подобная необходимость синхронизации упоминается в отдельном абзаце в доктрине JP 3-13: «Военные операции должны быть синхронизированы с операциями других агентств правительства США, так же как с иностранными силами, некоммерческими организациями, межправительственными организациями и региональными структурами с целью выполнения поставленных задач»11.

В полевом уставе FM100-6 Informational Operations НКО рассматриваются как важные игроки в глобальном информационном поле12. Это связано с тем, что некоммерческие организации, как и медиа, являются «потенциальными игроками» в информационном и новостном пространстве. Поэтому командующие «должны учитывать и просчитывать действия и реакции НКО и медиаструктур во время планирования проведения информационных операций», более того, предполагается, что НКО могут быть «ценным источником информации», которую командующие могут использовать для планирования ИО.

Причем и в других военных документах указывается на то, что НКО должны сотрудничать с вооруженными подразделениями в обеспечении максимального успеха информационных операций в мирное время, тем самым выполняя аналитическую, консультативную, информационную, гуманитарную функцию13.

10 Information Operations. Joint Publication 3-13 / USA Department of Defense. 27 November 2012. Chapter 6. P. 5. URL: http ://www.dtic. mil/doctrine/new_pubs/jp3_ 13.pdf (13.08.2014).

11 Doctrine for Joint Psychological Operations. Joint Publication 3-53. Chapter 6. P. 5.

12 См.: Field Manual No 100-6 / Headquarters, Department of the Army. Washington, DC, 27 August 1996. Chapter 1. P. 3; Chapter 2. P. 5. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/amd-us-archive/fm100-6%2896%29.pdf (13.08.2014).

13 См. также: Department of Defense Dictionary of Military and Associated Terms. Joint Publication 1-02 / USA Department of Defense. 8 November 2010. URL: http://www. globalsecurity.org/military/library/policy/dod

joint jp 1 02 2012.pdf (13.08.2014).

Роль американских НКО в информационно-психологическом противоборстве на примере политического кризиса на Украине

Украинский кризис является как раз примером того, как ведется ИПП с участием неправительственных организаций. На брифинге 22 апреля 2014 года представитель госдепартамента В. Нуланд заявила, что США потратили 5 млрд долларов на «поддержку демократии» на Украине. Эти средства были выделены многочисленным НКО, которые на протяжении последних десятилетий были агентами украинского курса на «европеизацию» и построения «западного гражданского общества».

На протяжении всех событий политического кризиса, начиная с выхода людей на Евромайдан, на внутриполитическую ситуацию на Украине активно влияли следующие организации и фонды: фонд Сороса «Открытое общество» и фонд «Возрождение», Национальный фонд поддержки демократии (NED), агентство USAID, Фонд содействия демократии посольства США, а также десятки структур, финансируемых данными организациями.

До событий осени 2013 года в Киеве эти американские НКО с помощью финансовых рычагов продавливали следующую повестку дня в СМИ: коррумпированность режима Януковича, демонизацию советского периода истории Украины (концепция голодомора и колонизации Россией), а также идеализацию «европейского выбора» как единственного пути к свободе и благополучию для украинских граждан. Не трудно увидеть в информационной повестке американских НКО явно антироссийскую тематику.

Сегодняшний политический кризис, связанный с проблемой «евроинтеграции» украинского общества, во многом является результатом информационной политики американских НКО. Примером информационного воздействия является контент, создаваемый американскими фондами специально для украинских СМИ.

С осени 2013 года, как раз перед драматическими событиями на площадях Киева, в газете «Украинская правда» был опубликован цикл статей на тему «Таможенный союз против Ассоциации с ЕС»14. Цикл представлял собой анализ преимуществ и выгод от присоединения Украины к той или иной международной организации. Примечательно, что, в соответствии с аналитическими выкладками, ЕС оказался предпочтительнее ТС.

14 Например: Угода про асощацто мiж Украшою i €С. Експорт TOBapiB сшьського господарства. 1нфографжа // Украшська Правда. 22.09.2013. URL: www.pravda.com.ua/articles/2013/10/22/7000456 (29.06.2014).

Контент-анализ материалов показал, что инфографика, статистика и другие материалы для этих статей были подготовлены некоммерческой организацией «Центр UA» при поддержке фонда «Возрождение». НКО «Центр UA» финансируется Национальным фондом поддержки демократии, а фонд «Возрождение» является структурой Дж. Сороса. Фактически эти организации, через финансирование данного украинского НКО, решали информационную задачу по склонению общественного мнения в пользу заключения соглашения об ассоциации с ЕС: информационная кампания в поддержку ассоциации была проведена и приурочена как раз к Евромайдану, фактически налицо подтверждение американского принципа стратегической коммуникации — «синхронизации слов и дел».

Самым громким примером информационной операции при участи НКО было резонансное видео «I am Ukrainan»15, собравшее более 8 млн просмотров на видеохостинге YouTube. Ролик представляет собой обращение к мировому сообществу от девушки «из толпы» с майдана Незалежности Юлии Марушевской. Главная героиня, говоря на английском языке, призывает народ восстать против тирании, делая акцент на жестокости подразделения «Беркут» и коррумпированности власти.

Однако эксперты и журналисты вскоре выяснили, что вдохновителем данного ролика стал известный американский политтехнолог Ларри Даймонд который работает с USAID и фондом «развития демократии» NED16. Именно на средства этих структур было срежиссировано, обработано и снято видео командой «A Whisper to a Roar».

Цель данного ролика состояла в формировании позитивного образа сторонников евроинтеграции на Украине. Миллионы просмотревших видео должны сочувствовать и сопереживать украинским борцам за свободу, создавая эффект поддержки протестующих всем «цивилизованным миром». Можно сказать, что благодаря такому ролику мировое сообщество познакомилось с позитивным и морально неприкосновенным образом «людей майдана». В этом заключается основной психологический эффект и метод ведения структурами США информационно-психологического противоборства: целевая аудитория противника (в данном случае потенциальные противники Евромайдана) должна быть полностью отрезана от международной общественной и дипломатической поддержки, вместо этого в сознании

15 I am a Ukrainian. URL: www.youtube.com/watch?v=Hvds2AIiWLA (29.06.2014).

16 Watson P.J. Exposed: Viral «I am a Ukrainian Video» Produced by PR Company Linked to «Regime Change» NGO // Global Research: Centre for Research on Globalization [Official Site]. 22.02.2014. URL: www.globalresearch.ca/exposed-viral-i-am-a-ukrainian-video-produced-by-pr-company-linked-to-regime-change-ngo/5370072 (29.06.2014).

масс и мирового сообщества должен вырисовываться лозунг, выдвинутый М. Саакашвили, «мы все украинцы».

Во время конфликта роль СМИ растет, а контроль за повесткой дня становится жизненно важной задачей для выполнения информационных операций. Видео «I am Ukrainian» было выложено в Сеть 10 февраля, в этот же день официальный представитель Госдепа США Виктория Нуланд, в интервью каналу BBC, заявила, что «поддерживает честные независимые СМИ на Украине».

На сайте американского посольства на Украине есть раздел «Программы и гранты», среди него находится вкладка с информацией о «Фонде развития украинских СМИ». Этот фонд открыто занимается выдачей грантов журналистам, «независимым СМИ», другим НКО на конкурсной основе, также, по официальной информации, ведет образовательную деятельность, способствуя «сотрудничеству между СМИ, неправительственными организациями и государственными учреждениями». Сейчас фонд проводит конкурс журналистских работ на тему «Единая Украина: содействие региональному развитию». Конкурсная основа и финансовая поддержка помогает США заполучить пул лояльных журналистов на Украине, что дает преимущество в оперативном распространении нужной информации или дезинформации.

Ярким примером такой дезинформации была новость от 14 марта 2014 года о задержании российского шпиона на территории Украины17. В качестве доказательства украинские СМИ представили удостоверение сотрудника ГРУ на имя Абдулкеримова Артура Шамиловича. Однако даже беглый взгляд обнаруживает в этом удостоверении подделку. Во-первых, в документе была допущена грамматическая ошибка. Во-вторых, в графе должность была прописана несуществующая должность «разведчик». Эти вопиющие ошибки говорят о том, что удостоверение и новость не только банальная информационная провокация с использованием лояльных СМИ, но еще и свидетельство того факта, что в данной акции участвовали сами журналисты, незнакомые со структурой ВС РФ.

Другим примером информационно-психологического противоборства с участием НКО на Украине является распространение агитационных листовок, сделанных специалистами американско-сербского НКО СANVAS (Center for Applied Non Violent Action and Strategies)18. Данное НКО занималось обучением

17 Коленкин В. Спецслужбы Украины задержали российского разведчика из параллельного мира // Ридус. Агентство гражданской журналистики. 16.03.2014. URL: www.ridus.ru/news/156558 (29.06.2014).

18 «Центр прикладных ненасильственных действий и стратегий».

демократических лидеров, оппозиционных активистов и правозащитников более чем в 50 странах мира.

Листовки НКО CANVAS на Евромайдане в Киеве были идентичны листовкам на площади Тахрир в Каире. Они распространялись сотрудниками этого НКО в 2011 году во время революции в Египте, в ходе которой был свергнут президент Мубарак.

Американцы часто используют агитационные материалы как метод ведения информационного противоборства во всех своих крупных военных операциях за рубежом — во Вьетнаме, Ираке, Афганистане, Сомали, Сербии и т. д. Кроме того, такой же метод был использован в гражданской войне в Ливии, когда США буквально наводнили своими пропагандистскими материалами позиции сторонников Каддафи.

В мирное время самолеты, радиовышки и другие каналы часто заменяют гражданские активисты и организации наподобие сербского НКО CANVAS, уже имевшую опыт в информационном и военном противоборстве во время балканского кризиса 1999-2000 годов.

Особую роль в информационно-психологическом противоборстве на Украине играет интернет. Те же события «арабской весны» 2011 года нередко называют «твиттерными революциями»: протестующие мобилизовались и получали всю тактическую информацию через открытые интернет-сервисы. Перед началом революционной активности молодые оппозиционные лидеры проходили обучение за рубежом через сеть финансируемых США НКО (в том числе и вышеупомянутый центр CANVAS). О важности интернета и его роли в стратегической коммуникации США неоднократно говорили такие высокопоставленные лица, как Хиллари Клинтон и Джеймс Глассман19. Интернет является идеальной средой для ведения коммуникации с молодежью и «средним классом», а именно эти категории населения являются приоритетными для поддержки революционных течений ради свержения того или иного правительства.

Главным рупором Евромайдана, как и площади Тахрир во время революции в Египте, стала социальная сеть Facebook. В Сети было создано большое количество виртуальных сообществ и контента, призывающего к активным действиям против власти Януковича. За считанные дни были созданы официальные странички

19 Команда по цифровым внешним контактам. Справка // РИА Новости. 31.10.2008. URL: www.ria.ru/societv/20081031/15416233 9.html (29.06.2014); Клинтон: свобода Интернета — «краеугольный камень» внешней политики США // Голос России. 08.12.2011. URL: www.rus.ruvr.ru/2011/12/08/61864379/ (29.06.2014).

Евромайдана в соцсетях, Twitter, блогосфере. Более того, считается, что сам Евромайдан начал собираться после поста украинского журналиста Мустафы Найема от 21 ноября 2014 года с призывом выходить на площадь против власти. Уже 22 ноября 2014 года стартовало регулярное вешание интернет-телеканала Hromadske.tv, редактором которого стал тот же журналист М. Найем. Канал Hromadske.tv существует на гранты фонда Дж. Сороса «Возрождение», гранты посольств США и Нидерландов. Так, еще в середине сентября 2013 года этот медиапроект получил от посольства США грант в размере 400 тыс. гривен, затем канал получал значительные транши из фонда Сороса «Открытое общество». Телеканал во многом стал важным рупором Евромайдана: велись регулярные репортажи с мест столкновений с правоохранительными органами, бесконечные интервью с «людьми Майдана», показывалась картина благородного восстания «замученного тиранией народа». Вложенные американскими НКО средства с лихвой окупились, так как, во-первых, канал имел высокий пользовательский рейтинг в украинском интернете20, а во-вторых, во многом способствовал мобилизации масс для свержения правительства Януковича.

Для ведения информационно-политического противоборства важен контроль способов доставки информации, которая должна влиять на ту или иную целевую аудиторию. В данном случае с помощью ряда НКО правительство США проводит и поддерживает нужную информационную и новостную политику параллельно государственному ТВ. Цель — создать эффект единства поддержки евроинтергации всем украинским обществом.

Для проведения информационных операций на Украине на средства агентства USAID были созданы две специальные украинские социальные сети: WEUA и DRUZI. Это связано, во-первых, с тем, что сеть Facebook имеет ограниченный охват в странах СНГ и имеет популярность только в больших городах. А во-вторых, группы «Евромайдан» и «Правый сектор» в российской сети «Вконтакте» подвергаются модерации и закрываются в соответствии с российскими законами21.

20 Согласно договору, Hromadske.TV предоставляет свои программы для трансляции в эфире канала «Первый национальный» на бесплатной основе в определенные временные слоты: с 10:00 до 12:00, с 15:00 до 17:00 и с 19:00 до 21:00. За время демонстрации программ Hromadske.TV рейтинг «Первого национального» вырос в 2,5 раза: рейтинг вырос с 0,41% до 1,06%, а доля 1,73% до 4,23%. Источник: Яценюк вытесняет Hromadske.TV эфирами Шустера // NEWSru.ua [Информационный портал]. 07.03.2014. URL: www.rus.newsru.ua/ukraine/07mar2014/hromadske.html (29.06.2014).

21 Мелешко А. ВКонтакте заблокирует группы, спекулирующие на теме Майдана // Newsmax.com.ua: Новости по максимуму [Новостной ресурс]. 01.02.2014. URL: www.newsmax.com.ua/19160/vkontakte-zablokiruet-gruppi.html (29.06.2014).

Следует заметить, что такие же шаги принимали американские специалисты по информационному противоборству не только на Украине. Например, тем же агентством USAID, на Кубе была создана соцсеть ZunZuneo22, отличительной чертой контента которой являлась политика руководства ресурса по дискредитации кубинского правительства.

Характерной чертой текущего украинского кризиса стали многочисленные хакерские атаки и взломы информационных сетей органов власти, частных лиц, организаций. Основными субъектом противоборства со стороны противников Евромайдана стала группа хакеров «КиберБеркут», а со стороны сторонников новой власти в Киеве — группировка «Киберсотня Майдана». «КиберБеркут» взломал почту львовской прокуратуры, атаковал и вывел из строя сети ЦИКа Украины, проводил DDoS-атаки сайтов украинских СМИ и ведомств. Группа «Киберсотня Майдана» занялась продвижением идей «евроинтеграции» в Сети через астротурфинг23 с применением роботов и подставных пользовательских данных, борьбой с «российской пропагандой», а также атаками на сайты российских СМИ.

Наиболее интересны материалы взлома «КиберБеркутом» почты одной украинской НКО под названием «Учебно-методический центр защиты прав человека» (HRTC)24. Данный центр спонсируется американским НКО «Национальный фонд демократии» — основные гранты идут на «поддержку гражданского общества», «школу малых правозащитных групп», а также школу «Обучаем успеху». Однако в письме от 13 марта 2014 года (за несколько дней до референдума о включении Крыма в состав РФ) указывается новый проект под названием «Подготовка специалистов для эффективной контрпропаганды в киберпространстве». По информации из личной переписки начальства данной НКО, программа курируется отделом прессы, образования и культуры посольства США в Киеве.

В общих чертах программа представляет собой систему подготовки блогеров, лидеров общественного мнения, журналистов для координации борьбы за ценности Евромайдана и демократический путь Украины в сторону «независимости от Кремля».

22 Salcedo V. ZunZuneo, USAID and How the U.S. Lost the Confidence of the Cuban People // The Huffington Post. 04.03.2014. URL: www.huffingtonpost.com/victor-salcedo/zunzuneo-usaid-and-how-th_b_5086420.html (29.06.2014).

23 Астротурфинг (Astroturfing) — использование современного программного обеспечения, либо специально нанятых оплачиваемых пользователей для искусственного управления общественным мнением. Применяется для вытеснения мнения реальных людей на веб -форумах, для организации поддельных кампаний в интернете, которые создают впечатление, что большое количество людей требуют чего-то конкретного, либо выступают против чего -либо.

24 См.: Сайт организации «КиберБеркут». URL: www.cyber-berkut.org (29.06.2014).

В результате уже сейчас в Херсоне завершился курс «Современные медиагруппы быстрого реагирования», в котором прошли обучения политические активисты и представители других НКО Украины.

На этом примере мы видим, как реализовывается американская парадигма информационно-психологического противоборства в киберпространстве при помощи НКО. Сначала посольство США и крупные НКО (вроде NED) создают сеть «филиалов» по типу взломанного «КиберБеркутом» HRTC (следует заметить, что в личной переписки работники этой структуры называли фонд NED «организацией-донором»). Затем через подобные структуры с помощью образовательных программ, грантов, конкурсов готовят сообщество интернет-борцов, цель которых генерировать и распространять контент в согласии с интересами и ценностями NED и дипломатической миссии США на Украине.

Так постепенно формируется информационный фронт в сети Интернет, основная задача которого состоит в изменении восприятия групп населения тех или иных событий, новостей, фактов. По материалам той же переписки, в данный момент для HRTC имеется тренд на аналитику возвращения Крыма в состав Украины и критика референдума 16 марта в Республике Крым.

Тема Крыма в информационно-психологическом противоборстве на территории Украины имеет особую роль, ведь украинское руководство и правительство США не признают результаты референдума 16 марта, расценивают действия России как «аннексию части суверенного государства». В качестве информационного ответа на действия России был создан новостной портал «Крым.Реалии»25.

Данный ресурс целиком направлен на дискредитацию деятельности России в Крыму, внешней и внутренней политики В. Путина, а также на разжигание напряженности на полуострове путем публикации новостных вбросов и привлечением антироссийски настроенных экспертов, вроде Мустафы Джемилева.

Манипуляции основываются на выявлении этнических, религиозных и экономических противоречий на полуострове Крым. Огромная ставка делается на историческую память крымских татар о депортации во время Великой Отечественной войны в мае 1944 года. Дизайн данного ресурса, эмблема и новостной контент полностью совпадает со стилем НКО «Радио Свобода», связанную также с НКО Human Rights Watch. Таким образом, портал «Крым.Реалии» является проектом этих некоммерческих организаций.

25 Информационный портал «Крым.Реалии». URL: www.ru.krvmr.com (29.06.2014).

Нельзя не отметить роль в психологическом противоборстве НКО, выполняющих рейтинговую функцию. Например, широко известная неправительственная организация Freedom House ежегодно проводит мониторинг гражданских свобод и соблюдения прав человека, выставляя оценку каждой стране по балльной системе. Судя по отчетам Freedom House, до 2010 года на Украине ситуация со свободой слова и гражданскими правами оценивалась высоко: Украине был присвоен статус «Free», в то время как России эта структура выставляет устойчивую оценку «Not Free» с 2004 года. Однако, начиная с 2010 года, то есть с момента избрания Януковича президентом Украины, американская НКО снизила оценку на «Partly Free». С одной стороны, это политический сигнал западного сообщества, но с другой стороны, еще и инструмент для психологического влияния на украинскую элиту и гражданское общество Украины, которое должно вступить в диалог с американскими экспертами ради изменения ситуации «к лучшему».

Итак, украинский кризис показал, что некоммерческие организации являются важным субъектом и игроком на информационном «поле боя». На протяжении всего кризиса американские некоммерческие организации выполняли следующие функции, необходимые для обеспечения успеха информационных операций и ведения информационно-психологического противоборства:

• Мониторинговая. Финансируемые крупными американскими фондами украинские НКО регулярно проводили мониторинг информационного пространства во время политического кризиса. Также международные рейтинговые НКО задают стандарты для оценки качеств политической системы, которые имеют широкий международный резонанс.

• Аналитическая. Огромное значение для успеха информационных операций имеет понимание психологии принятия решения, культурных норм, страхов, особенностей противника. На Украине работают десятки НКО — аналитических центров, которые находятся в тесной взаимосвязи с посольством США.

• Организационная. Через сеть НКО велась работа с журналистами и СМИ, создавались специальные образовательные программы для ведения ИПП в сети Интернет, вербовались активисты.

• Финансовая. Крупнейшими американскими НКО были профинансированы не только оппозиционные политики, партии, движения, но и новостные ресурсы, порталы, сайты для ведения информационных операций против потенциальных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

противников курса новой киевской власти. Также, на продвижение идеалов «гражданского общества», «демократии», «свободы слова» на протяжении многих лет выдавались гранты «независимым» журналистам на конкурсной основе по определенной тематике.

• Информационная. Сами НКО непосредственно создавали контент для психологических операций. Ярким примером являются листовки центра CANVAS, распространявшиеся во время столкновений с полицией в центре Киева.

Все эти факты делают американские фонды или спонсируемые ими организации потенциальной угрозой для информационной безопасности населения суверенного государства. Тренды международных отношений показывают, что число и роль негосударственных акторов, в том числе НКО, в мировой политике будут расти26. Влияние же информации на поведение целых групп населения весьма велики: нужно просто посмотреть на то, как выросла роль интернет-коммуникаций и технологий в политическом процессе на примере событий «арабской весны» и текущего украинского кризиса.

Для противодействия угрозам, исходящим от манипуляций иностранного государства в информационной сфере, необходим четкий контроль над некоммерческими организациями с долей иностранного финансирования со стороны государства и медиасообщества. Возможно, в скором будущем от экспертного сообщества потребуется разработка стратегии коммуникационной безопасности государственных структур и сети Интернет, в контексте информационной активности НКО.

26 Cm.: Jarvik L. NGOs: A «New Class» in International Relations // Orbis. 2007. Vol. 51. Issue 2. P. 217-238. URL: http://www.wh.agh.edu.pl/other/materialy/41 2010 02 25 03 02 10 Jarvik 2007 - NGOs. A \'New ClassV in International Relations.pdf (13.08.2014).

Список литературы:

1. Информационный портал «Крым.Реалии». URL: www.ru.krymr. com (29.06.2014).

2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2004.

3. Клинтон: свобода Интернета — «краеугольный камень» внешней политики США // Голос России. 08.12.2011. URL: www.rus.ruvr.ru/2011/12/08/61864379/ (29.06.2014).

4. Коленкин В. Спецслужбы Украины задержали российского разведчика из параллельного мира // Ридус. Агентство гражданской журналистики. 16.03.2014. URL: www.ridus.ru/news/156558 (29.06.2014).

5. Команда по цифровым внешним контактам. Справка // РИА Новости. 31.10.2008. URL: www.ria.ru/society/20081031/154162339.html (29.06.2014).

6. ЛебедеваМ.М. Мировая политика. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2007.

7. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003.

8. Манойло А.В., Петренко А.И. Информационное противоборство и государственная информационная политика в условиях информационно - психологической войны // Право и политика. 2003. № 9. С. 110-125.

9. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия — Телеком, 2003.

10. Манойло А.В., Фролов Д.Б. Информационно-психологические операции как организационная форма реализации концепции информационно-психологической войны // Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы. 2003. № 2. С. 7-14.

11. МелешкоА. ВКонтакте заблокирует группы, спекулирующие на теме Майдана // Newsmax.com.ua: Новости по максимуму [Новостной ресурс]. 01.02.2014. URL: www.newsmax.com.ua/19160/vkontakte-zablokiruet-gruppi.html (29.06.2014).

12. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. М.: МЦСПИК, 2012.

13. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация: современные технологии глобального влияния и управления. М.: МЦСПИК, 2014.

14. Пашенцев Е.Н. Провокация как элемент стратегической коммуникации США: опыт Украины // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 44. С. 149175. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/44 2014pashentsev.htm(13.08.2014).

15. Пашенцев Е.Н. Стратегическая коммуникация США: Проблемы нарастают // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Исторические науки». 2012. № 2 (10). С. 111-118. URL: http ://www. mgpu. ru/materials/21/21917.pdf (13.08.2014).

16. Полевой устав армии США FM 33-1. Психологические операции. М.: ГШ ВС СССР, 1988.

17. Расторгуев С.П., Литвиненко М.В. Информационные операции в сети Интернет / под общ. ред. А.Б. Михайловского. М.: АНО ЦСОиП, 2014.

18. Расторгуев С.П. Формула информационной войны. М.: Библиотека расовой мысли, 1999.

19. Сайт организации «КиберБеркут». URL: www.cyber-berkut.org (29.06.2014).

20. Скрибина Е. Директор ЦРУ искал на Украине пропавших бойцов Blackwater, узнали СМИ // Московский Комсомолец. 15.04.2014. URL: www.mk.ru/politics/world/arti cle/2014/04/15/1014321-direktor-tsru- iskal- na-ukraine-propavshih-boytsov-blackwater-uznali-smi.html (29.06.2014).

21. Угода про асощацго мгж Украшою i €С. Експорт товарш сшьського господарства. 1нфографка // Украшська Правда. 22.09.2013. URL: www.pravda.com.ua/ article s/2013/10/ 22/7000456 (29.06.2014).

22. Christine A.R The Value of Values for IO, SC, INTEL // IO Journal. 2010. Vol. 2. Issue 3. P. 29-33.

23. Clark B.R Information Operations as a Deterrent to Armed Conflict // Military Review. 2010. Vol. 90. No 3. P. 97-104.

URL: http://usacac.army.mil/CAC2/MilitaryReview/Archives/English/MilitaryReview 20100 630 art014.pdf(13.08.2014).

24. Department of Defense Dictionary of Military and Associated Terms. Joint Publication 102 / USA Department of Defense. 8 November 2010. URL: http ://www. globalsecurity. org/mil itary/library/policy/dod/joint/jp1 02 2012.pdf (13.08.2014).

25. Doctrine for Joint Psychological Operations. Joint Publication 3-53 / USA Department of Defense. 5 September 2003. URL: http://www.dtic.mil/doctrine/new pubs/jp3 53.pdf (13.08.2014).

26. DOD Information Operations Roadmap / USA Department of Defense. 30 October, 2004. URL: http://www2.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/NSAEBB177/info ops roadmap.pdf (13.08.2014).

27. Field Manual No 100-6 / Headquarters, Department of the Army. Washington, DC, 27 August 1996. URL: http ://www.b its.de/NRANEU/others/amd-us-archive/fm 100-6%2896%29.pdf (13.08.2014).

28. I am a Ukrainian. URL: www.youtube.com/watch?v=Hvds2AIiWLA (29.06.2014).

29. Information Operations. Joint Publication 3-13 / USA Department of Defense. 27 November 2012. URL: http://www.dtic.mil/doctrine/new pubs/jp3 13.pdf(13.08.2014).

30. Jarvik L. NGOs: A «New Class» in International Relations // Orbis. 2007. Vol. 51. Issue 2. P. 217-238.

URL: http://www.wh.agh.edu.pl/other/materialy/41 2010 02 25 03 02 10 Jarvik 2007 -NGOs. A \'NewClassY in International Relations.pdf (13.08.2014).

31. Maurer K. «Psychological Operations» Are Now «Military Information Support Operations» // Associated Press. July 2, 2010.

32. Pashentsev E. Provocación «Ucrania»: una operación inter nacional con tiempos y acciones sincronizadas // Eurasianet. 05.05.2014. URL: www.eurasianet.es/2014/05/provocaci on-ucrania-una-operacion-internacional-con-tiempos-y-acciones-sincronizadas/ (29.06.2014).

33. Salcedo V. ZunZuneo, USAID and How the U.S. Lost the Confidence of the Cuban People // The Huffington Post. 04.03.2014. URL: www.huffingtonpost.com/victor-salcedo/zunzuneo-usaid-and-how-th b 5086420.html (29.06.2014).

34. Stewart S. NGO Development in Ukraine since the Orange Revolution // Ukraine on its Way to Europe Interim Results of the Orange Revolution / ed.: J. Besters-Dilger. Frankfurt a. M. et. al.: Peter Lang Verlag, 2009. P. 177-194. URL: http://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/fachpublikationen/KS Stewart final Ukraine NGOs. pdf (13.08.2014).

35. Watson P.J. Exposed: Viral «I am a Ukrainian Video» Produced by PR Company Linked to «Regime Change» NGO // Global Research: Centre for Research on Globalization [Official Site]. 22.02.2014. URL: www. globalresearch.ca/exposed-viral-i-am-a-ukrainian-video-produced-by-pr-company-linked-to-regime-change-ngo/5370072 (29.06.2014).

36. White House 2012 National Framework for Strategic Communication. Washington, D.C., March 2010.

Sirotski D.V.

The Role of US-linked NGOs in Information Warfare in Ukraine during the Political Crisis of 2014

Sirotski, Dmitriy V. — research interne, International Centre for Socio-Political Studies and Consulting, Moscow, Russian Federation. E-mail: sirotski@mail.ru

Annotation

The article focuses on the problems of participation of American nongovernmental organizations (NGOs) in information warfare in Ukraine since the «revolutionary» events of Euromaidan in November 2013 up to the middle of June 2014, when the civil war erupted in the country. The author presents an analysis of a wide range of US documents and doctrines, related to the issues of information operations. The real examples of how American NGOs affect Ukrainian information environment, organize information operations, create networks of loyal journalists are provided in this article. The author concludes that NGOs are important «players » on the «information battlefield» and activities of NGOs should be accurately studied by professionals in strategic communication and information warfare.

Keywords

NGO, United States, Ukraine, information warfare, psychological operations, media, strategic communication.

References:

1. Informatsionnyi portal «Krym.Realii». URL: www.ru.krvmr.com (29.06.2014).

2. Kara-Murza S.G. Manipuliatsiia soznaniem. Moscow: Algoritm, 2004.

3. Klinton: svoboda Interneta — «kraeugol'nyi kamen'» vneshnei politiki SShA. Golos Rossii, 08.12.2011. URL: www.rus.ruvr.ru/2011/12/08/61864379/ (29.06.2014).

4. Kolenkin V. Spetssluzhby Ukrainy zaderzhali rossiiskogo razvedchika iz parallel'nogo mira. Ridus. Agentstvo grazhdanskoi zhurnalistiki, 16.03.2014. URL: www.ridus.ru/news/156558 (29.06.2014).

5. Komanda po tsifrovym vneshnim kontaktam. Spravka. RIA Novosti, 31.10.2008. URL: www.ria.ru/society/20081031/154162339.html (29.06.2014).

6. Lebedeva M.M. Mirovaiapolitika. 2-e izd., ispr. i dop. Moscow: Aspekt Press, 2007.

7. Manoilo A. V. Gosudarstvennaia informatsionnaiapolitika v osobykh usloviiakh. Moscow: MIFI, 2003.

8. Manoilo A.V., Petrenko A.I. Informatsionnoe protivoborstvo i gosudarstvennaia informatsionnaia politika v usloviiakh informatsionno-psikhologicheskoi voiny. Pravo ipolitika, 2003 , 9, pp. 110-125.

9. Manoilo A.V., Petrenko A.I., Frolov D.B. Gosudarstvennaia informatsionnaia politika v usloviiakh informatsionno-psikhologicheskoi voiny. Moscow: Goriachaia liniia — Telekom, 2003.

10. Manoilo A.V., Frolov D.B. Informatsionno-psikhologicheskie operatsii kak organizatsionnaia forma realizatsii kontseptsii informatsionno-psikhologicheskoi voiny. Problemy informatsionnoi bezopasnosti. Komp 'iuternye sistemy, 2003, 2, pp. 7-14.

11. Meleshko A. VKontakte zablokiruet gruppy, spekuliruiushchie na teme Maidana. Newsmax.com.ua: Novosti po maksimumu [Novostnoi resurs]. 01.02.2014. URL: www.newsmax.com.ua/19160/vkontakte-zablokiruet-gruppi.html (29.06.2014).

12. Pashentsev E.N. Kommunikatsionnyi menedzhment i strategicheskaia kommunikatsiia. Moscow: MTsSPIK, 2012.

13. Pashentsev E.N. Kommunikatsionnyi menedzhment i strategicheskaia kommunikatsiia: sovremennye tekhnologii global'nogo vliianiia i upravleniia. Moscow: MTsSPIK, 2014.

14. Pashentsev E.N. Provokatsiia kak element strategicheskoi kommunikatsii SShA: opyt Ukrainy. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2014, 44, pp. 149-175. URL: http ://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/44 2014pashentsev.htm (13.08.2014).

15. Pashentsev E.N. Strategicheskaia kommunikatsiia SShA: Problemy narastaiut. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriia «Istoricheskie nauki», 2012, 2 (10), pp. 111-118. URL: http://www.mgpu.ru/materials/21/21917.pdf (13.08.2014).

16. Polevoi ustav armii SShA FM33-1. Psikhologicheskie operatsii. Moscow: GSh VS SSSR, 1988.

17. Rastorguev S.P., Litvinenko M.V. Informatsionnye operatsii v seti Internet / pod obshch. red. A.B. Mikhailovskogo. Moscow: ANO TsSOiP, 2014.

18. Rastorguev S.P. Formula informatsionnoi voiny. Moscow: Biblioteka rasovoi mysli, 1999.

19. Sait organizatsii «KiberBerkut». URL: www.cyber-berkut.org (29.06.2014).

20. Skribina E. Direktor TsRU iskal na Ukraine propavshikh boitsov Blackwater, uznali SMI. Moskovskii Komsomolets, 15.04.2014. URL: www.mk.ru/politics/world/article/2014/04/15/1014321 -direktor-tsru-iskal-na-ukraine-propavshih-boytsov-blackwater-uznali-smi.html (29.06.2014).

21. Ugoda pro asots iats iiu mizh Ukraïnoiu i G S. Eksport tovariv s il's'kogo gospodarstva. Infografika. Ukraïns ka Pravda, 22.09.2013. URL: www.pravda.com.ua/articles/2013/10/22/7000456 (29.06.2014).

22. Christine A.R. The Value of Values for IO, SC, INTEL. IO Journal, 2010, vol. 2, issue 3, pp. 29-33.

23. Clark B.R. Information Operations as a Deterrent to Armed Conflict. Military Review, 2010, vol. 90, no 3, pp. 97-104.

URL: http://usacac.army.mil/CAC2/MilitaryReview/Archives/English/MilitaryReview 20100630 art014.pdf (13.08.2014).

24. Department of Defense Dictionary of Military and Associated Terms. Joint Publication 1-02 / USA Department of Defense, 8 November 2010. URL: http://www. globalsecuritv.org/militarY/library/policv/dod

joint jp 1 02 2012.pdf (13.08.2014).

25. Doctrine for Joint Psychological Operations. Joint Publication 3-53 / USA Department of Defense, 5 September 2003. URL: http://www.dtic.mil/doctrine/new pubs/jp3 53.pdf (13.08.2014).

26. DOD Information Operations Roadmap / USA Department of Defense, 30 October, 2004. URL: http://www2.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/NSAEBB177/info_ops_roadmap.pdf (13.08.2014).

27. Field Manual No 100-6 / Headquarters, Department of the Army. Washington, DC, 27 August 1996. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/amd-us-archive/fm100-6%2896%29.pdf (13.08.2014).

28. I am a Ukrainian. URL: www.youtube.com/watch?v=Hvds2AIiWLA (29.06.2014).

29. Information Operations. Joint Publication 3-13 / USA Department of Defense, 27 November 2012. URL: http://www.dtic.mil/doctrine/new pubs/jp3 13.pdf (13.08.2014).

30. Jarvik L. NGOs: A «New Class» in International Relations. Orbis, 2007, vol. 51, issue 2, pp. 217-238. URL: http://www.wh.agh.edu.pl/other/materialy/41 2010 02 25 03 02 10 Jarvik 2007 - NGOs. A \'New Class\' in International Relations.pdf (13.08.2014).

31. Maurer K. «Psychological Operations» Are Now «Military Information Support Operations». Associated Press, July 2, 2010.

32. Pashentsev E. Provocación «Ucrania»: una operación internacional con tiempos y acciones sincronizadas. Eurasianet, 05.05.2014. URL: www.eurasianet.es/2014/05/provocacion-ucrania-una-operacion-internacional-con-tiempos-v-acciones-sincronizadas/ (29.06.2014).

33. Salcedo V. ZunZuneo, USAID and How the U.S. Lost the Confidence of the Cuban People. The Huffington Post, 04.03.2014. URL: www.huffingtonpost.com/victor-salcedo/zunzuneo-usaid-and-how-th b 5086420.html (29.06.2014).

34. Stewart S. NGO Development in Ukraine since the Orange Revolution. Ukraine on its Way to Europe Interim Results of the Orange Revolution / ed.: J. Besters-Dilger. Frankfurt a. M. et. al.: Peter Lang Verlag, 2009. Pp. 177-194. URL: http://www.swp-

berlin.org/fileadmin/contents/products/fachpublikationen/KS Stewart final Ukraine NGOs.pdf (13.08.2014).

35. Watson P.J. Exposed: Viral «I am a Ukrainian Video» Produced by PR Company Linked to «Regime Change» NGO. Global Research: Centre for Research on Globalization [Official Site]. 22.02.2014. URL: www.globalresearch.ca/exposed-viral-i-am-a-ukrainian-video-produced-bv-pr-companv-linked-to-regime-change-ngo/5370072 (29.06.2014).

36. White House 2012 National Framework for Strategic Communication. Washington, D. C., March 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.