Научная статья на тему 'Роль актов социального партнерства в регулировании времени отдыха работников ФРГ'

Роль актов социального партнерства в регулировании времени отдыха работников ФРГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
время отдыха / право на отдых / акты социального партнерства / тарифный договор / тарифное соглашение / rest time / right to rest / acts of social partnership / tariff agreement / tariff agreement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чулкова Екатерина Александровна

В статье рассматривается правовое регулирование времени отдыха работников тарифными договорами в ФРГ. Предметом исследования выступают нормы трудового законодательства ФРГ, регулирующие время отдыха, а также положения отдельных тарифных договоров и соглашений. Целью работы является комплексное изучение правового регулирования времени отдыха работников в ФРГ посредством тарифных. Методологию проведенного исследования составляют общенаучный, диалектический методы, наблюдение, анализ, обобщение и некоторые другие. Новизна работы заключается в том, что автором выделяется несколько критериев, по которым приводится классификация тарифных договоров в трудовом праве ФРГ. В результате исследования автором обращено внимание на дискуссионные моменты в указанной теме, приведены основные точки зрения немецких ученых. Область применения результатов исследования: российское законодательство об актах социального партнерства применительно ко времени отдыха работников. По итогам статьи автором делается вывод о том, что в ФРГ роль тарифных договоров в регулировании времени отдыха является весьма существенной. Немецкий законодатель предоставляет определенную свободу сторонам такого договора, устанавливая, при этом, минимальный уровень гарантий работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP ACTS IN REGULATING THE REST TIME OF GERMAN WORKERS

The article examines the legal regulation of workers’ rest time by tariff agreements in Germany. The subject of the study is the norms of German labor legislation regulating rest time, as well as the provisions of individual tariff contracts and agreements. The purpose of the work is a comprehensive study of the legal regulation of workers’ rest time in Germany through tariffs. The methodology of the study consists of general scientific, dialectical methods, observation, analysis, generalization and some others. The novelty of the work lies in the fact that the author identifies several criteria by which the classification of tariff agreements in the labor law of Germany is given. As a result of the study, the author drew attention to controversial points in this topic and presented the main points of view of German scientists. Scope of application of the research results: Russian legislation on acts of social partnership in relation to workers’ rest time. Based on the results of the article, the author concludes that in Germany the role of tariff agreements in regulating rest time is very significant. The German legislator provides certain freedom to the parties to such an agreement, while establishing a minimum level of guarantees for employees

Текст научной работы на тему «Роль актов социального партнерства в регулировании времени отдыха работников ФРГ»

Роль актов социального партнерства в регулировании времени отдыха работников ФРГ

Чулкова Екатерина Александровна,

соискатель ученой степени кандидата наук, кафедра гражданского процесса, публично-правовой деятельности и организации службы судебных приставов, ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» E-mail: ekaterina.gneusheva@rambler.ru

В статье рассматривается правовое регулирование времени отдыха работников тарифными договорами в ФРГ. Предметом исследования выступают нормы трудового законодательства ФРГ, регулирующие время отдыха, а также положения отдельных тарифных договоров и соглашений. Целью работы является комплексное изучение правового регулирования времени отдыха работников в ФРГ посредством тарифных. Методологию проведенного исследования составляют общенаучный, диалектический методы, наблюдение, анализ, обобщение и некоторые другие. Новизна работы заключается в том, что автором выделяется несколько критериев, по которым приводится классификация тарифных договоров в трудовом праве ФРГ. В результате исследования автором обращено внимание на дискуссионные моменты в указанной теме, приведены основные точки зрения немецких ученых. Область применения результатов исследования: российское законодательство об актах социального партнерства применительно ко времени отдыха работников. По итогам статьи автором делается вывод о том, что в ФРГ роль тарифных договоров в регулировании времени отдыха является весьма существенной. Немецкий законодатель предоставляет определенную свободу сторонам такого договора, устанавливая, при этом, минимальный уровень гарантий работников.

Ключевые слова: время отдыха; право на отдых; акты социального партнерства; тарифный договор; тарифное соглашение.

По завершении Первой мировой войны в ФРГ произошли ключевые изменения правового регулирования вопросов времени отдыха. Мейнстри-мом трудового права Германии тогда стало нормирование ежегодных отпусков, т.к. до этого периода подобные вопросы регулировались в договорном порядке [1, с. 203]. Тогда же обязанность регламентации времени отдыха в коллективных (тарифных) договорах получила закрепление на законодательном уровне. В Законе Германии о коллективных соглашениях от 18.12.1919 появился целый раздел «Права и обязанности, относящиеся к условиям труда», закрепивший обязанность работодателя предоставлять работнику перерывы для отдыха в течение рабочего дня и отпуск. Часть ученых Германии тогда (А. Гюк, Г. Зинцгеймар и др.) придерживалась позиции, что подобное коллективное соглашение лучше называть «договором о трудовых нормах», в число условий которого включены и нормы об отдыхе [2, с. 31-33]. Указанный Закон можно считать родоначальником главного принципа регулирования трудовых отношений в ФРГ -принципа тарифной автономии (tarifautonomie). Теперь большинство вопросов трудо-правовых отношений надлежало регламентировать в специальных соглашениях (договорах) между работодателями и представителями работников. Заключенный между такими сторонами договор (соглашение) являлся единственным правовым актом, отношения нанимателя и рабочих [3, с. 11]. Важно отметить, что время отдыха было обязательным условием таких соглашений.

В ФРГ практически все аспекты времени отдыха имеют правовую регламентацию в тарифных соглашениях. Как закреплено § 1 абз. 2 Федерального закона о тарифных договорах (Tarifvertragsgesetz, TVG [4]) от 25.08.1969 такое соглашение представляет собой частно-правовой нормативный акт, определяющий права и обязанности сторон, нормы о содержании, заключении и прекращении трудовых отношений и иные аспекты, в том числе положения об условиях труда. Тарифные соглашения могут заключаться как между профсоюзами и объединениями работодателей, так и профсоюзами и отдельными работодателями. При этом тарифные договоры распространяют свое действие только на членов профсоюзов и членов объединений работодателей (§ 4 ITVG [4]).

В числе основных у тарифного договора можно выделить организационную функцию и функцию примирения. Первая заключается в формализации подходов к регулированию взаимоотношений между работником и работодателем, обеспечивает

формирование магистральных требований, закрепляет минимальный набор обязанностей работодателя. Вторая функция обусловливает справедливое соотношение прав и обязанностей сторон, уменьшает число неурегулированных разногласий между ними [5, с. 19].

Помимо отмеченного, государство с помощью использования такого механизма, как тарифные договоры, делегирует часть своих полномочий сторонам трудовых отношений для договорного регулирования достаточно большого спектра вопросов, закрепляя при этом базовый уровень гарантий работников. Указанное проявляется в тех случаях, когда тарифным договором установлены нормы, улучшающие положение работников по сравнению с законодательством (увеличение продолжительности отпусков, запрещение привлечения к работе в выходные и праздничные дни и иное). К тому же, такой способ регулирования отношений позволяет работникам и работодателям выстроить социальный диалог, в ходе которого могут быть найдены оптимальные для обеих сторон решения производственных вопросов. Это обеспечивает учет многих нюансов конкретных отраслей и организаций (экономические, социальные показатели и многое другое), выступает стабилизатором социальной политики в немецком обществе [6, с. 37].

Анализируя содержание тарифных договоров, среди них можно выделить: общие, рамочные и соглашения о заработной плате.

Сторонами общих тарифных договоров обычно являются отраслевые профсоюзы и объединения работодателей. Соглашения такого вида включают в себя общие нормы об основных условиях труда, в том числе рабочее время и время отдыха. При этом конкретики по каким-либо аспектам регулирования такие тарифные договоры, как правило, не предусматривают. Например, рассматривая общие тарифные соглашения по отраслям химической, угольной промышленности и металлургии подробного выделения видов времени отдыха не производится; отмечается лишь необходимость предоставления ежегодного отпуска без установления требований к его продолжительности [7]. Справедливости ради, стоит сказать, что иногда можно встретить примеры чуть более подробной регламентации отдельных вопросов трудового права: в частности, закрепляется обязанность работодателя предоставлять работникам компенсацию за работу в выходные и праздничные дни [8].

Срок действия общих тарифных соглашений определяется в промежутке от трех до пяти лет.

Характерной чертой рамочных соглашений можно выделить то, что в них тоже регламентированы различные аспекты времени отдыха, но специфичные для отдельной отрасли, в которой осуществляют свою деятельность организации.

Срок действия рамочных договоров, в основном, ограничивается одним годом; иногда встречаются заключенные на три года.

Например, в табачной отрасли в Германии действует такой договор, где регламентированы

особенности использования ежегодных отпусков и компенсационных выходных дней работниками, привлекаемыми к работе в выходные и праздничные дни, ночное время и со сменным графиком [9].

Также, рамочный тарифный договор организации «Reemtsma GmbH» регулирует вопросы использования отдельными категориями работников специальных перерывов. При этом часть аспектов применительно ко времени отдыха получает свое освещение путем закрепления в рамочных тарифных соглашениях отсылочных норм к общим договорам [10].

Различия общих и рамочных соглашений в доктрине немецкого трудового права носят символический характер. Сравнивая указанные виды тарифных договоров, можно определить, что особенности отрасли, к которой относится то или иное предприятие, в большей степени учтены именно в рамочных тарифных договорах [11, с. 2280]. Они проводят более детальную регламентацию, как непосредственно самих видов времени отдыха, так и особенности использования их работниками.

При этом в последние годы наблюдается тенденция к уменьшению их роли в регулировании вопросов труда. В большей степени это связано с увеличением числа общих тарифных соглашений, характерным для современной Германии. Но говорить о неактуальности рамочных договоров все же не приходится - стороны имеют возможность прибегнуть к их условиям в ситуациях, когда общий или тарифный договор о заработной плате не подписаны сторонами.

Так называемые тарифные договоры о заработной плате (или также: «тарифный договор об оплате труда», «тарифный договор о вознаграждении») в большинстве случаев определяют минимальный размер оплаты труда в час в зависимости от тарифной группы, к которой принадлежит та или иная должность.

Иные вопросы оплаты труда, такие как: премирование, стимулирующие и компенсационные выплаты, иное - также получают свою регламентацию в указанных актах. В частности, тарифные договоры о заработной плате устанавливают размеры и порядок выплаты денежной компенсации за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни (если работник отказывается от компенсации в натуре).

Правила оплаты различных видов отпусков, в большинстве своем, тоже закрепляются в тарифных договорах об оплате труда.

В качестве еще одного критерия можно признать сферу действия тарифных соглашений, и в соответствии с этим выделить: территориальные (федеральные, земельные), отраслевые (межотраслевые) и локальные (отдельных работодателей) договоры.

В качестве примера федеральных территориальных договоров можно рассмотреть договор в отношении госслужащих (Tarifverträg für den öffentlichen Dienst, TVöD), который посвящен пра-

5 -а

сз ж

<

вовому регулированию трудовых вопросов госслужащих на всех уровнях осуществления властных полномочий и предпринимателей коммунальных союзов.

Общие положения о времени отдыха применительно ко всем категориям госслужащих регламентированы в разделе «Рабочее время». Вместе с тем, нормы, относящиеся к отдельным категориям таких работников, сгруппированы в самостоятельные разделы, например: TVбD-SuE - работники социальной и образовательной сферы, TVбD-B - работники учреждений для детей и престарелых, TVбD-K - работники медицинской сферы, TVбD-S - служащие банков и кредитных организаций.

Уровень земель (т.н. «региональный») представлен такими территориальными соглашениями, как TVбD земли Гессен и Берлин.

Встречаются также, договоры отраслевых работодателей, регламентирующие вопросы времени отдыха работников таких организаций на уровне отдельной земли или округа. Например, в металлургии имеются соглашения земли Баден-Вюрттенберг, Гамбург, Бавария; округов земель -Южная Бавария, Райнхессен-Пфальц и иных.

Тарифные договоры заключаются и по отраслям, в которых осуществляют свою деятельность работодатели. Часть из них охватывает несколько направлений в отрасли, поэтому справедливо может относиться к межотраслевым соглашениям.

Например, продолжая рассматривать металлургию, стоит отметить, что есть предприятия, основным видом деятельности которых является только машиностроение или станкостроение и др. В связи с этим отдельные отраслевые тарифные договоры включают нормы, регулирующие время отдыха работников указанных видов деятельности. Данная логика немецкого законодателя представляется обоснованной, поскольку в таком случае отражаются все особенности трудовой деятельности отдельно взятых категорий работников в зависимости от деятельности их работодателей.

Локальный уровень регулирования вопросов времени отдыха тоже достаточно широко представлен в социальном партнерстве ФрГ. Всё чаще в настоящее время представители работников и работодателей заключают тарифные договоры, распространяющие свое действие на конкретное предприятие.

Необходимо отметить, что такое характерно все же для организаций, имеющих существенную численность работников, сложную структуру, подконтрольные лица. В числе известных «гигантов»: «ThyssenKrupp»,«BaSF»,«AUDI» и др.

Разумеется, число подобных соглашений существенно меньше территориальных, при этом однозначно можно сказать, что они гораздо шире учи-~ тывают специфику отдельно взятой организации, ~ что, само по себе, логично [12, с. 268]. В таких до-~ говорах можно увидеть детальную регламентацию ав вопросов продолжительности, видов отпусков, пе-

рерывов и иных вопросов времени отдыха для работников, выполняющих те или иные работы.

Законодательством ФРГ (§ 5 Tarifvertragsgesetz) предусмотрена процедура наделения тарифного договора юридической силой закона. Иными словами, акт социального партнерства в Германии вполне может приобрести статус, приравненный к закону, т.е. получить одну из основных его характеристик - общеобязательность. Соответствующими полномочиями наделен министр труда в ФРГ. Стороны такого договора должны быть согласны на подобные трансформации, а специальный комитет - предоставить необходимое заключение. После прохождения такой процедуры положения общеобязательного тарифного договора действуют в отношении всех работников соответствующей отрасли или организации.

Описанный механизм регулирования трудовых отношений и, в частности, вопросов времени отдыха играет существенную роль с учетом отсутствия единого кодифицированного акта, регламентирующего трудо-правовую сферу, в Германии. При этом назвать подобную практику широко распространенной все же нельзя, принимая во внимание тот факт, что в 2024 году из действующих почти 65 тысяч тарифных договоров, всего 472 объявлены обязательными [13]. Такое положение дел мотивируется следующим.

С одной стороны, государство имеет ограниченную возможность участия в отношениях сторон (так действует принцип тарифной автономии). С другой - немецкий законодатель понимает, что регулирование отношений в сфере труда сейчас должно быть достаточно гибким в целях учета особенностей той или иной сферы деятельности предприятий, а сделать это с помощью закона довольно сложно [14].

Кроме того, обязательность договора прекращается в момент окончания срока действия тарифного соглашения. Это может породить ситуации злоупотребления со стороны предпринимателей, которые в период между сроком прекращения прежнего договора и датой заключения нового могут внести в трудовые договоры с работниками менее выгодные для них условия о времени отдыха.

На основании изложенного, необходимо отметить особое значение в системе актов ФРГ применительно к сфере времени отдыха работников такой источник, как тарифный договор. Работники и работодатели обладают достаточной автономией при принятии решения о конкретных нормах такого соглашения. Разумеется, при этом, минимальный набор прав работника в части времени отдыха закреплен законодательством. Но рассмотренный гибкий подход позволяет улучшить положение работника и предоставить ему более широкие гарантии в области трудовых отношений (в т.ч. и относительно времени отдыха), учитывая и интересы работодателя в зависимости от территории, сферы деятельности, индивидуальных аспектов того или иного предприятия и других критериев.

Литература

1. Штеллер-Май, А. Введение в трудовое право ФРГ / А. Штеллер-Май. - М.: НОРМА, 1999

2. Гюк, А. Тарифный (коллективный) договор по германскому праву. Тарифное право / под ред. Стопани А. - М., 1924

3. Биденкопф, Х. Курт. Grenzen der Tarifautonomie / К.Х. Биденкопф - Карлсруэ: К.Ф. Мюллер, 1964

4. Tarifvertragsgesetz (TVG). In der Fassung der Bekanntmachung vom 25. August 1969 (BGBl. I S. 1323). Zuletzt durch vom 25. November 2003 (BGBl. I S. 2304)

5. Бэдорф О. Tarifverttragliche Regelung der Dauer der wochenlichen Arbeitszeit. Инауг-Дисс.../ О. Бэдорф. - Бонн. - 2001

6. Мальцев, В.А. Правовое регулирование заработной платы работников внебюджетной сферы Федеративной Республики Германии. Дис-с.к.ю.н. / В.А. Мальцев. - М., 2007

7. ERA-Tarifverträge der IG Metall für den Bereich Metall- und Elektroindustrie in BadenWürttemberg; Tarifverträge der IG Metall für den Handwerksbereich Metallbau und Feinwerktechnik in Baden-Württemberg [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://www.bw.igm.de (Дата обращения 14.01.2024)

8. Tarifverträge für den öffentlichen Dienst (TVöD) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/ downloads/DE/veroeffentlichungen/themen/ oeffentlicher-dienst/tarifvertraege/tvoed.html (Дата обращения 14.01.2024)

9. Rahmenfront (Industrie) Tarifvertrag für die Arbeiter der Tabakindustrie (NGG) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www. reemtsma.com/ (Дата обращения 14.01.2024)

10. Einheitlicher Rahmentarifvertrag für Arbeitnehmer in der Brauindustrie zwischen dem Arbeitgeberverband „Deutscher Brauer-Gewerkschaft" und der Deutschen Gewerkschaft Lebensmittel [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www. tarifvertrag.de (Дата обращения 14.01.2024)

11. Хюммерих К., Люке О., Мауэ Р. Трудовое право. Составление договоров, судебные разбирательства, работа с персоналом, корпоративные соглашения. - Издание 2011

12. Киселев, И.Я. Зарубежное трудовое право. Учебник для вузов/ И.Я. Киселев. - М.: Ин-фра-М, 1999

13. Официальный сайт Федерального министерства труда и социальных дел ФРГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.bmas. de (Дата обращения 14.01.2024)

14. Мальцев, В.А. Особенности тарифного договора по законодательству ФРГ. Сборник материалов научно-практической конференции «Социально-экономические аспекты рыночных отношений в России», 25 марта 2006 г. Выпуск 5 / В.А. Мальцев. - М.: Московский институт предпринимательства и права, 2006

THE ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP ACTS IN REGULATING THE REST TIME OF GERMAN WORKERS

Chulkova E.A.

All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)

The article examines the legal regulation of workers' rest time by tariff agreements in Germany. The subject of the study is the norms of German labor legislation regulating rest time, as well as the provisions of individual tariff contracts and agreements. The purpose of the work is a comprehensive study of the legal regulation of workers' rest time in Germany through tariffs. The methodology of the study consists of general scientific, dialectical methods, observation, analysis, generalization and some others. The novelty of the work lies in the fact that the author identifies several criteria by which the classification of tariff agreements in the labor law of Germany is given. 4s a result of the study, the author drew attention to controversial points in this topic and presented the main points of view of German scientists. Scope of application of the research results: Russian legislation on acts of social partnership in relation to workers' rest time. Based on the results of the article, the author concludes that in Germany the role of tariff agreements in regulating rest time is very significant. The German legislator provides certain freedom to the parties to such an agreement, while establishing a minimum level of guarantees for employees.

Keywords: rest time; right to rest; acts of social partnership; tariff agreement; tariff agreement.

References

1. Shteller-May, A. Introduction to the labor law of Germany / A. Shteller-May. - M.: NORM, 1999

2. Gyuk, A. Tariff (collective) agreement under German law. Tariff law / ed. Stopani A. - M., 1924

3. Biedenkopf, H. Kurt. Grenzen der Tarifautonomie / K.H. Biedenkopf - Karlsruhe: K.F. Muller, 1964

4. Tarifvertragsgesetz (TVG). In der Fassung der Bekanntmachung vom 25. August 1969 (BGBl. I S. 1323). Zuletzt durch vom 25. November 2003 (BGBl. I S. 2304)

5. Badorf O. Tarifverttragliche Regelung der Dauer der wochenlichen Arbeitszeit. Inaug-Diss.../ O. Badorf. - Bonn. - 2001

6. Maltsev, V.A. Legal regulation of wages of employees of the offbudget sector of the Federal Republic of Germany. Diss.Can-didate of Law / V.A. Maltsev. - M., 2007

7. ERA-Tarifverträge der IG Metall für den Bereich Metall- und Elektroindustrie in Baden-Württemberg; Tarifverträge der IG Metall für den Handwerksbereich Metallbau und Feinwerktechnik in Baden-Württemberg [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.bw.igm.de (Accessed 14.01.2024)

8. Tarifverträge für den öffentlichen Dienst (TVöD) [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.bmi.bund.de/Shared-Docs/downloads/DE/veroeffentlichungen/themen/oeffentlicher-dienst/tarifvertraege/tvoed.html (Accessed 14.01.2024)

9. Rahmenfront (Industrie) Tarifvertrag für die Arbeiter der Tabakindustrie (NGG) [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.reemtsma.com / (Accessed 14.01.2024)

10. Einheitlicher Rahmentarifvertrag für Arbeitnehmer in der Brauindustrie zwischen dem Arbeitgeberverband "Deutscher BrauerGewerkschaft" und der Deutschen Gewerkschaft Lebensmittel [Electronic resource]. - Access mode: URL: www.tarifvertrag.de (Date of application 14.01.2024)

11. Hummerich K., Lucke O., Maue R. Labor law. Drafting contracts, litigation, working with staff, corporate agreements. - 2011 edition

12. Kiselyov, I. Ya. Foreign labor law. Textbook for universities/ I. Ya. Kiselyov. - M.: Infra-M, 1999

13. The official website of the Federal Ministry of Labor and Social Affairs of Germany [Electronic resource]. - Access mode: URL: www.bmas.de (Date of application 14.01.2024)

14. Maltsev, V.A. Features of the tariff agreement under the legislation of the Federal Republic of Germany. Collection of materials of the scientific and practical conference "Socio-economic aspects of market relations in Russia", March 25, 2006. Issue 5 / V.A. Maltsev. - M.: Moscow Institute of Entrepreneurship and Law, 2006

5 -a

C3 ж

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.