4. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05)
4.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕЖЕГОДНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ (СПЕЦИАЛЬНЫХ) ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКОВ В РОССИИ И ФРГ
Чулкова Екатерина Александровна, соискатель. Место учебы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Должность: старший юрист. Место работы: АО «АНКОР». Е-mail: ekaterina.gneusheva@rambler. гт
Аннотация. В статье рассматривается правовое регулирование ежегодных дополнительных (специальных) оплачиваемых отпусков в России и ФРГ. Задача настоящей статьи состоит в необходимости проанализировать законодательство ФРГ, регулирующее ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, для возможного использования нашей страной положительного опыта ФРГ в правовом регулировании указанной области отношений. Предметом исследования выступают нормы трудового законодательства РФ и ФРГ, регулирующие ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. Методологию проведенного исследования составляют общенаучный диалектический метод познания объективной действительности, сравнительно-правовой, логико-юридический методы, а также наблюдение, анализ, обобщение и некоторые другие. Ценность статьи составляет то, что автором проведен анализ основополагающих нормативных актов ФРГ, регламентирующих вопросы предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков. Рассмотрено соотношение положений российского и немецкого законодательства в указанной области; изучен вопрос регулирования названного вида отпусков актами социального партнерства - что подчеркивает оригинальность статьи. Автор полагает, что имеется необходимость в устранении пробелов в трудовом законодательстве РФ по вопросам видов, порядка предоставления, оплаты ежегодных дополнительных отпусков и иных вопросов, с этим связанных. По итогам настоящей работы автором делается вывод о том, что в вопросах порядка предоставления, оплаты и иных аспектах ежегодных дополнительных отпусков должна учитываться специфика деятельности работников, для которых устанавливаются подобные гарантии. По мнению автора, это возможно обеспечить только при наличии специального регулирования на отраслевом и (или) локальном уровнях, но, разумеется, при наличии минимального объема гарантий, закрепленного на вышестоящих уровнях правового регулирования.
Ключевые слова: время отдыха, отпуска, дополнительные отпуска, международные нормы, международно-правовое регулирование права на отдых, право на отдых.
LEGAL REGULATION OF ANNUAL ADDITIONAL (SPECIAL)
PAID HOLIDAYS IN RUSSIA AND GERMANY Chulkova Ekaterina Alexandrovna, competitor. Palce of study: Moscow State Law University named after O.E.Kutafin (MSAL). Position: senior lawyer. Place of employment: JSC «ANCOR». Е-mail: ekaterina.gneusheva@rambler.ru
Annotation: The article deals with the legal regulation of annual additional (special) paid holidays in Russia and Germany. The purpose of this article is to analyze the legislation of Germany, regulating the annual additional paid leave, for the possible use of our country's positive experience of Germany in the legal regulation of this area of relations. The subject of the study are the norms of labor legislation of the Russian Federation and Germany, regulating the annual additional paid leave. The methodology of the study consists of General scientific dialectical method of cognition of objective reality, comparative legal, logical-legal methods, as well as observation, analysis, generalization and some others. The value of the article is that the author analyzes the fundamental normative acts of Germany, regulating the issues of providing additional paid annual leave. The correlation of the provisions of Russian and German legislation in this area is considered; the question of regulation of the named type of holidays by acts of social partnership is studied - that emphasizes originality of article. The author believes that there is a need to eliminate gaps in the labor legislation of the Russian Federation on the types, procedure for granting, payment of annual additional leave and other issues related to this. Based on the results of this work, the author concludes that in matters of the procedure for granting, payment and other aspects of annual additional leave should take into account the specifics of the activities of employees for whom such guarantees are established. According to the author, it is possible to provide only in special regulation on industry and (or) local levels, but of course you have a minimal amount of guarantees provided to higher levels of legal regulation. Keywords: rest time, holidays, additional holidays, international norms, international legal regulation of the right to rest, the right to rest.
Современная система отпусков, как в Российской Федерации, так и в Федеративной Республике Германия, предусматривает право некоторых категорий работников на дополнительный оплачиваемый отпуск.
Необходимо отметить, что в трудовом праве России применяется дифференциация как способ правового регулирования. Наряду с осуществлением единой для всех работников и работодателей регламентации законодатель дифференцированно и неоднозначно подходит к установлению условий труда. Причина этому -объективные обстоятельства, ведь сфера применения труда - это особая область общественной жизни, отличающаяся своеобразной подвижностью, зависимостью от различных внешних и внутренних факторов. К примеру, трудовую деятельность, осуществляемую во вредных условиях, необходимо оплачивать гораздо выше, предоставлять дополнительные гарантии, так как она подразумевает собой неблагоприятное воздействие на здоровье работников, в том числе, с наступлением различных неблагоприятных последствий. Аналогичная ситуация складывается, если говорить о работе, связанной с опасными условиями, нахождением под землей, тяжелыми климатическими условиями
и т.п. Установление особенностей, своеобразных льгот отдельным категориям работников является результатом именно дифференциации правового регулирования. Данные особенности способствуют повышению уровня трудовых прав и гарантий работников или устанавливают определённые исключения из общих правил. Говоря об основаниях дифференциации, следует вести речь об:
1) условиях труда (оптимальных, допустимых, вредных, опасных);
2) климатических условиях (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, безводных районах);
3) физиологических особенностях работников (особенности труда женщин, инвалидов, несовершеннолетних, беременных женщин);
4) социальном положении работников (имеющиеся несовершеннолетние дети и иные семейные обязанности, работа, совмещаемая с обучением);
5) специфике трудовой деятельности (сезонном или временном характере работ, совместительстве, работе у работодателя - физического лица и т.п.);
6) характере трудовой деятельности (осуществление руководства организацией, выполнение обязанностей государственного служащего, занятие творческой деятельностью и т.п.).
С принятием Трудового кодекса РФ [1] (далее - ТК РФ) отчетливо прослеживается тенденция усиления дифференциации при правовом регулировании трудовых отношений. Так, одним из проявления факторов дифференциации является предоставление отдельным категориям работников дополнительных оплачиваемых отпусков.
В целях реализации функции по возмещению работнику негативных последствий, наступающих в связи с осуществлением особых видов деятельности, законодательно установлен такой вид отпуска, как дополнительный.
Основные случаи, в которых работникам предоставляется указанный вид отпуска, закреплены в ТК РФ. Так, правом на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск обладает работник, осуществляющий свою трудовую функцию в обстановке с вредными и (или) опасными условиями труда, выполняющий особый характер работы или работу в режиме ненормированного рабочего дня, работник районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, а также иные категории работников в определённых случаях [1].
Учитывая свои производственные и финансовые возможности, любая организация может по собственному усмотрению установить целую совокупность дополнительных отпусков для работников, если это ни в коей мере не является противоречием существующему законодательству. Коллективные договоры или локальные нормативные акты таких организаций регулируют условия, порядок использования и предоставления данного вида отпусков [18, 19].
Тем не менее, вне зависимости от того, закреплено ли это прямо в ТК РФ или в каком-либо ином федеральном законе [4], существуют случаи обязательного предоставления дополнительного отпуска. К таким ситуациям относятся: предоставление отпуска при особом характере работы [3], при осуществление трудовой деятельности в особых местностях [6] и (или) климатических условиях.
Правительством Российской Федерации, Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений совместно друг с другом определяется перечень работ во вредных и опасных условиях труда, дающих право работникам на получение дополнительного оплачиваемого отпуска, а также минимальную продолжительность данных отпусков. К указанной совокупности работ относятся, к примеру, подземные горные работы и открытые горные работы в разрезах, карьерах, в зоне радиоактивного заражения, осуществление трудовой функции в других вредных условиях и факторах, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье человека. Так как до настоящего времени вышеупомянутый перечень еще не был принят - до сих пор продолжает действовать Список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, дающих право на дополнительные отпуска и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. [16] (далее - Список).
Порядок действия Списка определяет Инструкция, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. [15].
В Список включены профессии и должности работников по производствам, цехам, в которых осуществляется работа, прямо предусмотренная Списком. Раздел, включающий общие профессии для всех отраслей содержит перечень специальностей и работ, дающих право на отпуск независимо от того цеха или производства, в которых занят работник. Согласно Списка, каждая рабочая профессия, должность отличается своей собственной продолжительностью дополнительного отпуска, которая может колебаться от 6 до 36 рабочих дней. Данная продолжительность отпуска одновременно представляет собой минимальную гарантию для работника. Никто не вправе уменьшить её путём принятия соответствующего соглашения или локального нормативного акта.
Полагаем, что пришло время актуализировать данный Список. В настоящее время появились новые профессии, не поименованные в указанном документе, однако работникам таких профессий также необходим дополнительный отпуск и законодательная регламентация порядка и условий его предоставления. Например, работники таких профессий, как копирайтер, контент-менеджер, веб-дизайнер, вебмастер, Интернет-коуч, SEO-специалист и т.п. проводят практически все свое рабочее время за компьютером, что негативно сказывается на их здоровье. Такое положение дел следовало бы исправить путем установления для названных работников дополнительного отпуска.
Кроме общих положений, определяемых ТК РФ, есть отдельные законы, которыми установлены условия и продолжительность дополнительных отпусков за работу во вредных и опасных условиях труда. К примеру, Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [5], в пункте 6 статьи 28 содержит норму, согласно которой спасатели профессиональной аварийно-спасательной службы, различных аварийно-спасательных формирований при участии в работе, связанной с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, имеют право на предоставление им в течение года дополнительного оплачиваемого отпуска в размере не более 15 суток при расчете одного дня отпуска за 24 часа работ.
Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей» [13] для работников организаций здравоохранения, занимающихся диагностикой и лечением ВИЧ-инфицированных, кроме того, для работников организаций, осуществляющих трудовую деятельность, заключающуюся в обращении с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, предусматривает возможность получения ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 16 рабочих дней за работу, связанную с опасными для здоровья условиями труда. Работники, имеющие право на указанный этот отпуск, их перечень и условия предоставления данного отпуска определяются Постановлением Минтруда РФ от 08.08.1996 № 50 [14].
На дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда, его продолжительность существенным образом влияют вредные производственные факторы, каждый из которых, по сути, предусматривает право на дополнительный отпуск определенной продолжительности. При одновременном наличии совокупности вредных факторов дополнительные отпуска за каждый из них суммируются.
Коллективные договоры многих российских компаний содержат положения, уточняющие и дополняющие указанные нормы законодательства [18, 19].
Работнику, осуществляющему трудовую деятельность, связанную с вредными (2-4 степени) или опасными условиями труда, в ОАО «РЖД» должен предоставляться дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 7 календарных дней; машинистам и помощникам машинистов, работающим во вредных (любой степени) или опасных условиях труда - 14 календарных дней (п. 5.22 Коллективного договора Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на 2017 - 2019 годы [19]).
Отдельные категории работников, трудовая деятельность которых связана с особенностями выполнения работы, также имеют право на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. В Законе детально не иллюстрируется и не раскрывается содержание «особенностей выполнения работы», дающих основание предоставить работнику указанный дополнительный оплачиваемый отпуск. В соответствии с ч. 2 ст. 118 ТК РФ [1] перечень категорий работников, обладающих правом на получение ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы, и, кроме того, минимальную продолжительность данного отпуска, совокупность условий его предоставления определяет Правительство РФ.
Для определённых категорий работников, к примеру, при многосменном режиме работы в горнорудной промышленности или на строительно-монтажных работах, также предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск. Сотрудники отдельных государственных организаций, к примеру, суда, прокуратуры, органов уголовно-исполнительной системы, также обладают правом на отпуск, ввиду особых условий труда, связанных с особенностями государственной службы, исполнения трудовых обязанностей в сфере работы со сведениями, составляющими государственную тайну и др. Данный вид отпуска может быть предоставлен при непрерывном стаже работы в вышеупомянутых организациях. К примеру, судья в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» [7] имеет право на получение ежегодного дополни-
тельного оплачиваемого отпуска при наличии стажа работы в сфере юриспруденции:
1) в размере 5 рабочих дней за стаж работы от 5 до 10 лет;
2) в размере 10 рабочих дней за стаж от 10 до 15 лет;
3) в размере 15 рабочих дней за стаж работы свыше 15 лет.
Указанный отпуск переводится в календарные дни. Взамен шести дней отпуска в рабочих днях предоставляют семь дней отпуска в календарных днях. В связи с чем, в результате перевода пяти рабочих дней в календарные, по факту оказывается, пять календарных дней.
Правом на предоставление дополнительного отпуска за стаж работы обладают и врачи общей практики, семейные врачи, медицинские сёстры, имеющие стаж работы более трех лет. Продолжительность данного отпуска составляет три календарных дня (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 года № 1588 [12]).
Педагогические работники образовательных учреждений не реже чем через 10 лет непрерывной преподавательской работы могут воспользоваться длительным отпуском до 1 года, порядок и условия использования которого установлены Министерством образования и науки РФ (п. 4 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2]).
Работники, исполняющие свои трудовые обязанности в режиме ненормированного рабочего дня, также пользуются дополнительным отпуском, выступающим в качестве компенсации за работу в особом режиме, при котором в случае необходимости по решению работодателя они эпизодически могут быть привлечены к осуществлению трудовой деятельности за рамками определённой для них продолжительности рабочего времени. Ненормированный рабочий день для определённых категорий работников, его необходимость и целесообразность устанавливаются по самостоятельному решению каждого работодателя в отдельности. Перечень Должности работников с ненормированным рабочим временем, их перечень закрепляются в коллективном договоре, соглашении или правилах внутреннего трудового распорядка, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников.
В законодательных актах отсутствуют критерии, касающиеся содержания трудовой функции, условий труда либо особенностей его организации, позволяющие включить какие-либо должности в список должностей работников, для которых предусмотрен ненормированный рабочий день. В практической деятельности режим ненормированного рабочего дня зачастую вводится для руководителей организаций, руководителей структурных подразделений организаций, главных и ведущих специалистов. Дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с ненормированным рабочим временем устанавливается в соответствии с общими правилами, закреплёнными в ч. 1 ст. 119 ТК РФ [1]. Согласно данным правилам, размер ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска по каждой должности фиксируется в коллективном договоре или в правилах внутреннего трудового распорядка.
В зависимости от объема работы, степени напряженности труда и других условий осуществления трудовой деятельности по соответствующим должностям и определяется продолжительность дополнительного отпуска по соответствующей конкретной должности.
Минимальная продолжительность дополнительного отпуска работников с ненормированным рабочим днём составляет три календарных дня. Право на рассматриваемый вид отпуска у работников, занимающих должности с ненормированным рабочим днём, предусмотренные перечнем должностей с ненормированным рабочим днем, возникает независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего времени. Кроме того, работодатель должен предоставлять работнику дополнительный отпуск за осуществление трудовой деятельности в условиях ненормированного рабочего дня в полном размере вне зависимости от количества фактически отработанного времени за пределами установленной продолжительности рабочего времени.
Правительство РФ в Постановлении от 11.12.2002 № 884 [11] закрепило Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета. В соответствии с указанными Правилами, перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включает в себя представителей руководящего, технического и хозяйственного персонала организации, иных лиц, продолжительность трудовой деятельности которых в течение рабочего дня не поддается точному учету, лиц, распределяющих рабочее время по собственному усмотрению, а также лиц, рабочее время которых в связи с особенностями характера работы делится на части неопределенной продолжительности. Данная совокупность положений заимствована из Постановления НКТ СССР от 13.02.1928 [17] и может применяться в сочетании с современными условиями и новым трудовым законодательством, в том числе с учетом изменений последних лет.
В настоящее время появилась тенденция к актуализации законодательства РФ. Так, Д.А. Медведев подписал поручения [20], предусматривающие признание утратившими силу или недействующими на территории Российской Федерации многих правовых актов СССР и РСФСР (в их числе Декрет СНК РСФСР от 29.10.1917 «О восьмичасовом рабочем дне» и др.). Проект постановления Правительства РФ с полным перечнем таких актов должен быть подготовлен до 15 ноября 2019 г.
В соответствии с законодательством Российской Федерации лица, проживающие в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, имеют право не только на дополнительный отпуск, предоставляемый на общих основаниях, но и на предоставление дополнительного отпуска: для районов Крайнего Севера - продолжительностью 24 календарных дня; в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в размере 16 календарных дней.
Согласно частям 4 и 5 ст. 186 ТК РФ [1] работник, осуществивший сдачу крови и её компонентов, имеет право на дополнительный день отдыха после каждого дня подобной сдачи. Работник по своему усмотрению может использовать такой день в течение года после дня сдачи крови и её компонентов или по согласованию с работодателем присоединить указанный день к ежегодному оплачиваемому отпуску. При этом обязательным является сохранение среднего заработка за работником за данные дни отдыха.
В Законе РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катаст-
рофы на Чернобыльской АЭС» [8] содержатся нормы, предусматривающие право лиц, проживающих (работающих) в зонах, пораженных радиацией, на предоставление им дополнительного отпуска.
Согласно положениям локальных актов организаций, коллективных договоров, дополнительный отпуск может быть предусмотрен и для иных категорий работников.
Что касается немецкого трудового права, то стоит сказать, что в Германии, Федеральный закон об отпусках, закрепляет право каждого работника на отпуск продолжительностью не менее 20 рабочих дней при пятидневной рабочей неделе и сроком не менее 24 рабочих дней при осуществлении трудовой деятельности в течение шести дней в неделю. В то же время, размер отпуска сотрудников определённой организации устанавливается заключаемым между работодателем и работниками тарифным соглашением, которым, в том числе, регулируются ставки, отпуска, социальные выплаты и услуги. Многие фирмы заключают и индивидуальные соглашения с работниками.
В соответствии с заключенным с работодателем тарифным соглашением работникам может предоставляться большая, чем это установлено законом, продолжительность отпуска. В Германии многие отрасли различных сфер деятельности, как правило, отличаются продолжительностью отпуска работников, вместе с этим и обучающихся сотрудников (учеников) в возрасте полных 18 лет, в количестве 30 дней. Отпуск государственных служащих составляет от 20 до 30 рабочих дней.
Немецким законодательством предусмотрены дополнительные дни отдыха и для отдельных категорий работников [9]. К примеру, продолжительность отпуска инвалидов, осуществляющих свою трудовую деятельность в течение пятидневной рабочей недели, составляет 25 дней за счёт предоставленных законом пяти дополнительных дней в году.
Для молодых работников право на отдых зависит от их возраста. Контрольным днем для расчета отпуска работнику в зависимости от возраста, является 1 июля либо следующий рабочий день. Количество дней отпуска, предоставляемого обучающимся (ученикам) и молодым работникам в возрасте до 18 лет, определено пунктом 1 § 19 Закона об охране труда молодежи [10]. Совершеннолетним в Германии считается лицо, достигшее 18 лет, лицам 16-летнего возраста предоставляется отпуск в количестве 30 дней, тем, кому в календарном году исполнится 17 лет - 27 дней, достигшие 17 лет отдыхают 25 дней. Новым сотрудникам полностью оплачиваемый отпуск может быть предоставлен только через 6 месяцев, после окончания испытательного срока (probezeit). Данный испытательный срок может быть разделён на два календарных года. В течение всего срока сотруднику может быть предоставлена одна двенадцатая часть ежегодного отпуска за полный месяц работы, кроме того на протяжении всех шести месяцев, как правило - с уведомлением за две недели, как работодатель, так и работник может расторгнуть договор. По взаимному согласию работник и работодатель могут не соблюдать указанные правила.
Кроме того, законодательством ФРГ предусмотрена возможность работника, отработавшего на предприятии как минимум шесть месяцев, получить дополнительный отпуск в целях повышения квалификации (Bildungsurlaub), в том числе для обучения, не связан-
ного с характером и сферой его трудовой деятельности. Данный вопрос урегулирован нормативными правовыми актами земель, в связи с чем, к примеру, в Баварии и Саксонии данный отпуск не предоставляется, в Сааре - продолжительность рассматриваемого отпуска составляет 6 дней, в ряде других земель, как правило - 5 дней, либо 10 дней в течение двух лет [21].
Таким образом, российский законодатель, исходя из факторов дифференциации и особой заботы о некоторых категориях работников, предусмотрел предоставление для них дополнительных отпусков. Дополнительные отпуска являются гарантией для работника. Право на предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска возникает одновременно с правом на использование основного отпуска. По этой причине работодатель обязан в обозначенные законом сроки реализовать указанное право работника как на основной отпуск, так и на дополнительный отпуск.
В ФРГ необходимость установления дополнительных отпусков за работу, связанную с вредными и (или) опасными условиями труда, в целом, отсутствует. Это объясняется тем, что на современном этапе практически все работодатели оптимизировали условия труда на рабочих местах настолько, что вредность и (или) опасность практически исключена. Чего пока, увы, нельзя сказать о России. Это обусловлено, прежде всего, финансовым фактором. У современных работодателей недостаточно материальной возможности на улучшение условий труда. Кроме того, бюрократизм процедуры затягивает и утяжеляет процесс. Работодатели, осознавая масштабы такой работы, отказываются от ее проведения. К тому же, во многих случаях для таких изменений необходимо участие государственных органов, но большое число организаций боится привлекать к себе всяческое внимание со стороны контрольно-надзорных органов во избежание дополнительных проверок с их стороны.
Представляется, что всё же затраты на улучшение условий труда куда более экономный способ соблюдения прав работников, нежели чем постоянное предоставление им различных гарантий, в том числе ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков.
Стоит отметить, что в России правовое регулирование дополнительных отпусков, в основном, осуществляется на уровне федерального законодательства. Напротив, в ФРГ эти вопросы более подробно регламентированы в коллективных договорах, тарифных соглашениях. Разумеется, федеральное законодательство в ФРГ устанавливает минимальные гарантии для отдельных категорий работников в части предоставления им дополнительных оплачиваемых отпусков. Однако более благоприятные для работников условия, а также конкретный порядок использования такого вида времени отдыха работниками определены в актах для отдельных отраслей или предприятий.
В этом видится положительный момент, поскольку представляется, что в данном случае должна учитываться специфика деятельности работников, для которых устанавливаются подобные гарантии. По нашему мнению, это обеспечивается только при наличии специального регулирования на отраслевом и (или) локальном уровнях.
Список литературы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-Ф3 (ред. от 27.12.2018) «О Следственном комитете Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Парламентская газета, № 1 - 2, 14-20.01.2011.
4. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Российская газета, № 47, 07.03.2007.
5. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // Собрание законодательства РФ, 28.08.1995, № 35, ст. 3503.
6. Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 (ред. от 07.03.2018) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Российская газета, № 73, 16.04.1993.
7. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская юстиция, № 11, 1995.
8. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 27.12.2018) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 21, ст. 699.
9. Arbeitszeitgesetz (ArbZG) // vom 6. Juni 1994 (BGBl. I S. 1170, 1171), das zuletzt durch Artikel 12a des Gesetzes vom 11. November 2016 (BGBl. I S. 2500) geändert worden ist.
10. Gesetz zum Schutze der arbeitenden Jugend (Jugendarbeitsschutzgesetz - JArbSchG) // vom 12. April 1976 (BGBl. I S. 965), das zuletzt durch Artikel 13 des Gesetzes vom 10. März 2017 (BGBl. I S. 420) geändert worden ist.
11. Постановление Правительства РФ от 11.12.2002 № 884 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях» // Российская газета, № 237, 18.12.2002.
12. Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях» // Российская газета, № 5-6, 14.01.1999.
13. Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей» // Российская газета, № 69, 11.04.1996.
14. Постановление Минтруда РФ от 08.08.1996 № 50 «Об утверждении Порядка предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека» // Российские вести, № 167, 05.09.1996.
15. Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20 (с изм. от 15.04.2004, с изм. от
26.01.2017) «Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» // www.consultant.ru (дата обращения: 13.07.2019).
16. Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» // www.consultant.ru (дата обращения: 13.07.2019).
17. Постановление НКТ СССР от 13.02.1928 № 106 «О работниках с ненормированным рабочим днем» // Известия НКТ СССР, № 9 - 10, 1928 (утратило силу).
18. Генеральный коллективный договор ОАО «Газпром» и его дочерних обществ на 2019-2021 годы // www.gazprom.complexdoc.ru (дата обр.: 15.08.2019).
19. Коллективный договор открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на 20172019 годы // http://doc.rzd.ru/doc/public/ru7STRUCTURE _ID=704&layer_id=5104&id=6745 (дата обр.: 01.08.19).
20. Поручения Дмитрия Медведева о подготовке перечня правовых актов СССР и РСФСР для признания утратившими силу или недействующими на территории Российской Федерации // http://government.ru/ orders/selection/404/37841/ (дата обр.: 06.10.2019).
21. Зарубежный опыт правового регулирования трудовых отношений // https://hr-portal.ru/article/zaru-bezhnyy-opyt-pravovogo-regulirovaniya-trudovyh-otnosheniy (дата обращения: 15.08.2019).
Reference list:
1. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ // Rossijskaya gazeta, № 256, 31.12.2001.
2. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 26.07.2019) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta, № 303, 31.12.2012.
3. Federal'nyj zakon ot 28.12.2010 № 403-FZ (red. ot
27.12.2018) «O Sledstvennom komitete Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 08.01.2019) // Parlamentskaya gazeta, № 1 - 2, 14-20.01.2011.
4. Federal'nyj zakon ot 02.03.2007 № 25-FZ (red. ot 27.12.2018) «O municipal'noj sluzhbe v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta, № 47, 07.03.2007.
5. Federal'nyj zakon ot 22.08.1995 № 151-FZ «Ob avarijno-spasatel'nyh sluzhbah i statuse spasatelej» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 28.08.1995, № 35, st. 3503.
6. Zakon RF ot 19.02.1993 № 4520-1 (red. ot 07.03.2018) «O gosudarstvennyh garantiyah i kompensaciyah dlya lic, rabotayushchih i prozhivayushchih v rajonah Krajnego Severa i priravnennyh k nim mestnostyah» // Rossijskaya gazeta, № 73, 16.04.1993.
7. Zakon RF ot 26.06.1992 № 3132-1 «O statuse sudej v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya yusticiya, № 11, 1995.
8. Zakon RF ot 15.05.1991 № 1244-1 (red. ot 27.12.2018) «O social'noj zashchite grazhdan, podvergshihsya vozdejstviyu radiacii vsledstvie katastrofy na CHernobyl'skoj AES» // Vedomosti SND i VS RSFSR, 1991, № 21, st. 699.
9. Arbeitszeitgesetz (ArbZG) // vom 6. Juni 1994 (BGBl. I S. 1170, 1171), das zuletzt durch Artikel 12a des Gesetzes vom 11. November 2016 (BGBl. I S. 2500) geändert worden ist.
10. Gesetz zum Schutze der arbeitenden Jugend (Jugendarbeitsschutzgesetz - JArbSchG) // vom 12. April 1976 (BGBl. I S. 965), das zuletzt durch Artikel 13 des Gesetzes vom 10. März 2017 (BGBl. I S. 420) geändert worden ist.
11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11.12.2002 № 884 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya ezhegodnogo dopolnitel'nogo oplachivaemogo otpuska rabotnikam s nenormirovannym rabochim dnem v federal'nyh gosudarstvennyh uchrezhdeniyah» // Rossijskaya gazeta, № 237, 18.12.2002.
12. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.1998 № 1588 «Ob ustanovlenii vracham obshchej praktiki (semejnym vracham) i medicinskim sestram vrachej obshchej praktiki (semejnyh vrachej) ezhegodnogo dopolnitel'nogo oplachivaemogo 3-dnevnogo otpuska za nepreryvnuyu rabotu v etih dolzhnostyah» // Rossijskaya gazeta, № 5-6, 14.01.1999.
13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.04.1996 № 391 «O poryadke predostavleniya l'got rabotnikam, podvergayushchimsya risku zarazheniya virusom immunodeficita cheloveka pri ispolnenii svoih sluzhebnyh obyazannostej» // Rossijskaya gazeta, № 69, 11.04.1996.
14. Postanovlenie Mintruda RF ot 08.08.1996 № 50 «Ob utverzhdenii Poryadka predostavleniya sokrashchennoj prodolzhitel'nosti rabochego vremeni (36 chasov v nedelyu) i ezhegodnogo oplachivaemogo otpuska prodolzhitel'nost'yu 36 rabochih dnej (s uchetom ezhegodnogo dopolnitel'nogo otpuska za rabotu v opasnyh dlya zdorov'ya usloviyah truda) rabotnikam organizacij zdravoohraneniya, osushchestvlyayushchim diagnostiku i lechenie VICH-inficirovannyh, a takzhe rabotnikam organizacij, rabota kotoryh svyazana s materialami, soderzhashchimi virus immunodeficita cheloveka» // Rossijskie vesti, № 167, 05.09.1996.
15. Postanovlenie Goskomtruda SSSR, VCSPS ot 21.11.1975 № 273/P-20 (s izm. ot 15.04.2004, s izm. ot 26.01.2017) «Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke primeneniya Spiska proizvodstv cekhov, professij i dolzhnostej s vrednymi usloviyami truda, rabota v kotoryh daet pravo na dopolnitel'nyj otpusk i sokrashchennyj rabochij den'» // www.consultant.ru (data obrashcheniya: 13.07.2019).
16. Postanovlenie Goskomtruda SSSR, Prezidiuma VCSPS ot 25.10.1974 № 298/P-22 (red. ot 29.05.1991) «Ob utverzhdenii Spiska proizvodstv, cekhov, professij i dolzhnostej s vrednymi usloviyami truda, rabota v kotoryh daet pravo na dopolnitel'nyj otpusk i sokrashchennyj rabochij den'» // www.consultant.ru (data obrashcheniya: 13.07.2019).
17. Postanovlenie NKT SSSR ot 13.02.1928 № 106 «O rabotnikah s nenormirovannym rabochim dnem» // Izvestiya NKT SSSR, № 9 - 10, 1928 (utratilo silu).
18. General'nyj kollektivnyj dogovor OAO «Gazprom» i ego dochernih obshchestv na 2019-2021 gody // www.gazprom.complexdoc.ru (data obr.: 15.08.2019).
19. Kollektivnyj dogovor otkrytogo akcionernogo obshchestva «Rossijskie zheleznye dorogi» na 2017-2019 gody // http://doc.rzd.ru/doc/public/ru7STRUCTURE_D 704&layer_id=5104&id=6745 (data obrashcheniya: 01.08.2019).
20. Porucheniya Dmitriya Medvedeva o podgotovke perechnya pravovyh aktov SSSR i RSFSR dlya priznaniya utrativshimi silu ili nedejstvuyushchimi na territorii Rossijskoj Federacii // http://government.ru/orders/ selec-tion/404/37841/ (data obrashcheniya: 06.10.2019).
21. Zarubezhnyj opyt pravovogo regulirovaniya trudovyh otnoshenij // https://hr-portal.ru/article/zarubezhnyy-opyt-pravovogo-regulirovaniya-trudovyh-otnosheniy (data obrashcheniya: 15.08.2019).
Отзыв
О статье Екатерины Александровны Чулковой на тему: «Правовое регулирование ежегодных дополнительных (специальных) оплачиваемых отпусков в России и ФРГ»
Тема статьи представляется весьма актуальной. Время отдыха включается в число основных аспектов, необходимых для нормализации и стабилизации трудовых отношений. Правовое регулирование ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков в Российской Федерации представляется не вполне совершенным. По этой причине заслуживает внимания попытка автора обратиться к опыту ФРГ в данном вопросе.
В статье проводится анализ основополагающих нормативных актов ФРГ, регламентирующих вопросы предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков. Автор рассматривает соотношение положений российского и немецкого законодательства в указанной области, а также вопросы регулирования названного вида отпусков актами социального партнерства.
Следует согласиться с основным выводом Е.А. Чулковой о том, что обеспечение учета специфики деятельности работников, обладающих правом на дополнительный отпуск, возможно достичь только при наличии специального регулирования на отраслевом и (или) локальном уровнях. Однако минимальный объем гарантий необходимо закрепить на вышестоящих уровнях правового регулирования.
Все вышеизложенное позволяет рекомендовать статью для публикации в научном журнале.
Научный руководитель - д.ю.н„ доц., проф. Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) А.Л.Благодир
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 82,42%