Научная статья на тему 'Новое в правовом регулировании дополнительных оплачиваемых отпусков отдельных категорий работников'

Новое в правовом регулировании дополнительных оплачиваемых отпусков отдельных категорий работников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1500
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ОТПУСК / ЛИЦА / ПРЕТЕНДУЮЩИЕ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ / СОТРУДНИКИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ВЕДОМСТВ / ADDITIONAL PAID LEAVE / PERSON APPLYING FOR ACADEMIC DEGREE / MEMBERS OF DIPLOMATIC OFFICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондратьева Зоя Александровна

Действующего трудового законодательства в рамках предоставления дополнительных отпусков работникам показал пробелы в правовом регулировании, отсутствие системного подхода и критериев дифференциации. Автором рассмотрены нормативные правовые акты с целью определения условий и порядка предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска по различным основаниям; отдельно исследованы новые нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление дополнительного отпуска лицам, претендующим на соискание ученой степени, а также сотрудникам дипломатических ведомств. Внесены предложения по совершенствованию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW LEGAL REGULATIONS OF ADDITIONAL PAID LEAVE OF CERTAIN CATEGORIES OF WORKERS

The analysis of the existing labor legislation in the provision of additional leave to workers revealed gaps in the legal regulation, lack of systematic approaches and criteria for differentiation. The author considers the normative legal acts to determine the conditions and procedures for providing additional paid leaves for various reasons; separately are investigated new normative legal acts regulating the provision of additional leaves to persons applying for academic degree as well as to staff members of diplomatic agencies. Proposals are made for improving the legislation.

Текст научной работы на тему «Новое в правовом регулировании дополнительных оплачиваемых отпусков отдельных категорий работников»

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________

УДК 34

КОНДРАТЬЕВА Зоя Александровна, кандидат юридических наук, доцент

НОВОЕ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКОВ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ

действующего трудового законодательства в рамках предоставления дополнительных отпусков работникам показал пробелы в правовом регулировании, отсутствие системного подхода и критериев дифференциации. Автором рассмотрены нормативные правовые акты с целью определения условий и порядка предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска по различным основаниям; отдельно исследованы новые нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление дополнительного отпуска лицам, претендующим на соискание ученой степени, а также сотрудникам дипломатических ведомств. Внесены предложения по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: дополнительный оплачиваемый отпуск, лица, претендующие на соискание ученой степени, сотрудники дипломатических ведомств.

doi: 10.17748/2075-9908.2015.7.2.131 -136

KONDRATYEVA Zoya Alexandrovna, Candidate of Law, Associate Professor

THE NEW LEGAL REGULATIONS OF ADDITIONAL PAID LEAVE OF CERTAIN CATEGORIES OF WORKERS

The analysis of the existing labor legislation in the provision of additional leave to workers revealed gaps in the legal regulation, lack of systematic approaches and criteria for differentiation. The author considers the normative legal acts to determine the conditions and procedures for providing additional paid leaves for various reasons; separately are investigated new normative legal acts regulating the provision of additional leaves to persons applying for academic degree as well as to staff members of diplomatic agencies. Proposals are made for improving the legislation.

Keywords: additional paid leave, person applying for academic degree, members of diplomatic offices.

Законодательство, регламентирующее трудовую деятельность, на протяжении длительного временного промежутка развивалось путем дифференциации, что, в свою очередь, подразумевало неизбежное существование дополнительного отпуска, так как в советское время основной оплачиваемый отпуск исчислялся малой продолжительностью - 12 рабочих дней, а с 1968 г. - 15 рабочих дней). Это способствовало развитию большого количества видов дополнительных отпусков - около 60 видов.

Очевидно, что дифференциация в правовом регулировании отпусков объективно необходима. Она направлена на обеспечение соразмерности труда и отдыха. Период отпуска должен быть достаточным для полного восстановления психофизиологических функций работника, чтобы он мог выполнять свои трудовые обязанности без ущерба для здоровья. Вместе с тем основания для увеличения продолжительности отпусков являются слишком многообразными. В 90-х гг. XX в. они были значительно расширены, а ТК в этом смысле никак не улучшил ситуацию. Современная система отпусков остается громоздкой и запутанной, отсутствуют единые подходы к ее формированию. В одних случаях для отдельных категорий работников вводятся дополнительные отпуска, в других по таким же основаниям - удлиненные.

Установление и предоставление дополнительного отпуска осуществляется в рамках действующего трудового законодательства в связи с особым характером работы и условий труда (компенсационные), либо в качестве меры поощрения (стимулирующие). Последнее, в свою очередь, было возможно по личному усмотрению работодателя, опираясь на федеральное законодательство, а также на нормативно-правовые акты локального характера (внутренние приказы, распоряжения, трудовые договоры/соглашения). Работодатель конкретной организации, предоставляя дополнительный отпуск работнику на основании локального акта, урегулирование вопросов его предоставления и продолжительности осуществляет на основе соответствующих локальных правовых актов, опираясь на свои финансовые и производственные возможности.

В настоящее время действующее законодательство это не установило, поэтому дополнительный отпуск стимулирующего характера остался в ведении государства.

Анализ действующего законодательства показал возможность дифференцирования дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от продолжительности и оснований возникновения, а также порядка предоставления.

Предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска зависит от условий труда (ст. 117 ТК РФ), характера работы (ст. 118 ТК РФ), ненормированного рабочего дня (ст. 119 ТК РФ), природно-климатической зоны (ст. 321 ТК РФ) и других особенностей трудовой деятельности, что определяется коллективными договорами или локальными нормативными актами (ст. 116 ТК РФ).

- 131 -

Науки об обществе

Science of Society

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен: работнику, занятому на работе с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземной горной работе и открытой горной работе в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на другой работе, связанной с неустойчивым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Ранее в компетенцию правительства входило утверждение минимальной продолжительности отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия его предоставления. Согласно внесенным изменениям в ст. 117 ТК, эти вопросы будут решаться в порядке, определяемом Правительством РФ. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», согласно которому компенсации работающим во вредных или опасных условиях труда устанавливаются только по результатам аттестации рабочих мест.

В частности, таким работникам положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней.

Основным нормативным актом, определяющим право на дополнительный отпуск, остается Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. [3]. Порядок применения Списка регулируется Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г., действующей на сегодняшний день.

Дополнительный отпуск 14 календарных дней предоставляется лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии со ст. 14, 16, 18 Закона РФ от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 23 декабря 2003 г.).

Право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер труда имеют работники, занятые в отдельных отраслях хозяйства и на государственной службе, за продолжительный стаж работы. Перечень таких работников утверждается Правительством РФ, а также внутренними нормативно-правовыми актами.

Предоставление дополнительных отпусков служащим различных силовых структур (Вооруженных Сил, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и др.) вошло в законотворческую практику в 90-х гг. XX в.

За участие в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели профессиональных аварийно-спасательных формирований приобретают право на дополнительный отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день за 24 часа работы.

С учетом стажа работы в определенных должностях правом на дополнительный отпуск пользуются работники: прокуратуры (Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» (в ред. от 30 июня 2003 г.)); Счетной палаты (Федеральный закон от 11 января 1995 г. «О Счетной палате РФ») и др.

Увеличение продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска с учетом выслуги лет предусматривается и законами субъектов РФ.

Продолжительность дополнительного отпуска за работу в районах Крайнего Севера составляет 24 календарных дня, а в приравненных к ним местностях - 16 календарных дней (ст. 14 Закона о Крайнем Севере (в ред. от 10 января 2003 г.)).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем установлен в качестве компенсации за нагрузку на работе и за выполнение трудовых обязанностей в отдельные периоды за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Продолжительность этого отпуска во внебюджетных отраслях определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. В отраслях, финансируемых из бюджетов различных уровней, порядок и условия его предоставления устанавливаются решениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

При изучении вопроса о видах отпусков следует обратить внимание на особое место и значение «целевых» отпусков. Особая роль названного вида отпусков определяется особенностями сферы применения этого вида отпуска, который ограничивается рамками учебного процесса. Работникам, обучающимся по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по заочной форме обучения, предоставляются ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением

- 132 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________

среднего заработка. При этом к ежегодному дополнительному отпуску работника добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно с сохранением среднего заработка. Работодатель вправе предоставлять работникам по их желанию на последнем году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук работникам, осваивающим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), а также лицам, являющимся соискателями ученой степени кандидата наук, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью три месяца с сохранением среднего заработка. Предоставление такого вида отпуска регламентируется, помимо норм ТК РФ, Постановлением Правительства РФ № 409 от 05.05.2014, устанавливающим правила предоставления отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук. Данное постановление устанавливает порядок предоставления отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук (далее соответственно - соискатель, отпуск). Для получения данного отпуска соискатель по основному месту работу за один год от предполагаемой даты обращается к работодателю с письменным заявлением о предоставлении трех и шести месяцев для подготовки к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук с сохранением средней заработной платы; затем в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее - диссертационный совет) о приеме диссертации к защите соискатель представляет работодателю выписку из решения диссертационного совета о приеме диссертации к защите и заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности. В течение 5 рабочих дней работодатель обязан принять решение о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска соискателю. В обязанность соискателя вменяется предоставление в течение 10 рабочих дней после защиты диссертации выписки из решения диссертационного совета по результатам защиты диссертации. В случае положительного решения, принятого диссертационным советом, дополнительный отпуск соискателя заканчивается по истечении 10 рабочих дней с момента предоставления работодателю выписки из решения приказом работодателя; в случае, если диссертационный совет принял отрицательное решение по результатам защиты диссертации, отпуск завершается с согласия соискателя на основании приказа (распоряжения) работодателя по истечении 5 рабочих дней со дня получения работодателем выписки из решения диссертационного совета по результатам защиты диссертации, если на день издания приказа (распоряжения) не истек срок, на который был предоставлен отпуск. Также в данном постановлении урегулирован вопрос о сроках истечения дополнительного отпуска соискателя в случае отзыва диссертации.

Необходимость закрепления в законодательстве данного вида отпуска является одной из важнейших социальных гарантий реализации права на образование гражданами РФ. Кроме того, содержащиеся в Трудовом кодексе и иных законодательных актах нормы обеспечивают гражданам возможности для сочетания исполнения трудовых обязанностей и повышения квалификации. Такое положение соответствует обоюдным интересам работников и работодателей.

Рассматривая ТК РФ как основополагающий документ, регламентирующий порядок предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска, необходимо остановиться на главе 53, которая определяет особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и учреждения РФ за границей. Главными факторами, определяющими необходимость установления таких особенностей, являются: дипломатический характер работы, исполнение ее за границей, установленный срок ее исполнения. Значительное обновление нормативных актов по вопросам регулирования условий труда в системе МИД России было предопределено Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ», в соответствии с которым внесены уточнения в Положение о МИД РФ, утвержденное Указом Президента РФ [6].

Согласно ст. 118 ТК РФ отдельным категориям работников за особый характер работы устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. ТК РФ не дает определения термину «особый характер работы», лишь в ст. 57 ТК РФ характер работы назван среди обязательных условий трудового договора, а в качестве примера указан «подвижной», «разъездной», «в пути».

Несмотря на то, что в ст. 118 ТК РФ предусмотрено определение Правительством РФ перечня категорий работников, а также минимальной продолжительности и условий предоставления данного вида отпуска, до настоящего времени единый нормативный акт не принят. В свя-

- 133 -

Науки об обществе

Science of Society

зи с этим необходимо руководствоваться положениями отдельных нормативных правовых актов, принятых для регулирования труда различных категорий работников.

К такому нормативно-правовому акту можно отнести приказ МИД России от 13 марта 2014 г. N 3440 «О внесении изменений в приказ министерства иностранных дел РФ от 8 августа 2011 г. №14299 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в странах, предусмотренных перечнем стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, дающими право работникам представительств РФ за границей на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 258"» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.04.2014 N 32136). Данным нормативно-правовым актом устанавливается продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в странах, предусмотренных перечнем стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, дающими право работникам представительств РФ за границей на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. В частности, согласно ст. 339 ТК РФ Правительством РФ устанавливаются условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам представительств РФ за границей (далее - работники): а) тяжелые климатические условия; б) неблагоприятная экологическая и (или) эпидемиологическая обстановка; в) военные действия, вооруженные конфликты; г) нестабильная общественно-политическая обстановка, включая террористическую деятельность; д) высокий уровень преступности; продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - 3 календарных дня с сохранением должностного оклада в иностранной валюте и надбавок к должностному окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления) в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на исполнение действующих расходных обязательств.

Анализ нормативно-правовых актов показал, что работодатель имеет право с учетом производственных и финансовых возможностей устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Следует помнить: положения коллективных договоров или соглашений, а также локальных нормативных актов, регулирующие условия и порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков, ухудшающие по сравнению с законодательством о дополнительных отпусках положение работников (например, устанавливающие меньшую, чем в соответствующем законодательном акте, продолжительность дополнительного отпуска), не могут применяться судом.

Правовая дифференциация норм, регулирующих основания возникновения служебнотрудовых отношений сотрудников, проходящих соответствующую службу, и граждан, заключивших трудовой договор, определяет различия в условиях их труда с учетом их правового статуса, установленного в соответствующих правовых актах. Согласно действующему законодательству, условия труда и отдыха сотрудников дипломатической службы, работающих в загранучреждениях МИД России, определяются нормативными актами соответствующего загранучреждения и служебными контрактами, которые не могут ухудшать положение сотрудников дипломатической службы по сравнению с положением, установленным Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» и Федеральным законом от 27.07.2010 N 205-ФЗ. При обнаружении нарушений они не подлежат применению.

Таким образом, характерной особенностью законодательства о предоставлении дополнительных отпусков является дифференцированный подход к определению продолжительности отпуска, который проявился в установлении отпусков для отдельных категорий работников, в первую очередь для тех, кто нуждается в более длительном отдыхе в силу определенных причин (вредные и опасные условия труда, возраст, специфический характер работы и иные) [1]. Это обеспечивалось путем установления дополнительных отпусков. Дифференциация проявилась также и в подходе к увеличению продолжительности отпуска у тех или иных категорий работников на различных этапах формирования и становления законодательного регулирования данной сферы отношений. Чаще данное требование осуществлялось посредством установления дополнительного отпуска.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гнетова Л.В. Эволюция советского законодательства, регламентирующего рабочее время и время отдыха.

Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2008.

- 134 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________

2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

3. Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».

4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.11.2014) // СЗ РФ. 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3.

5. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 01.12.2014) «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // СЗ РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020.

6. Указ Президента РФ от 11.07.2004. N 865 // СЗ РФ, 12.07.2004, N 28, ст. 2880.

7. Постановление Правительства РФ от 23.01.2001 N 48 (ред. от 20.12.2013) «Об отпусках сотрудников органов внутренних дел РФ, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, проходящих службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями» // Российская газета. - N 23. - 02.02.2001.

8. Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» // СЗ РФ, 10.09.2007, N 37, ст. 4458

9. Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 258 (в ред. Приказа МИД России от 13.03.2014 N 3440) // Российская газета. - N 90. - 28.04.2010.

10. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (в ред. от 12.12.2012) // Российская газета. - N 135. - 24.06.2011.

11. Приказ МВД России от 06.09.2012 N 849 «О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел РФ» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.10.2012 N 25640) // Российская газета. - N 218. - 21.09.2012.

12. Приказ МВД России от 21.08.2012 N 807 «О дополнительном отпуске сотрудникам органов внутренних дел РФ за выполнение служебных обязанностей в особых условиях» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2012 N 25425) // Российская газета. - N 218. - 21.09.2012.

13. Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права : науч. изд. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2006.

14. Петров А.Я. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда // Законодательство и экономика. - М.: Законодательство и экономика, 2012. - № 11.

15. Снигирева И.О. Рабочее время и время отдыха. - М., 2000.

16. Тимофеев И.В. Система дополнительных отпусков в трудовом праве России // Актуальные проблемы частного права: сборник статей. - Томск, 2012.

REFERENCES

1. Gnetova L.V. Evolyutsiya sovetskogo zakonodatelstva, reglamentiruyuschego rabochee vremya i vremya otdyiha. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Vladimir, 2008.

2. Konstitutsiya R.F. (prinyata vsenarodnyim golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyih Zakonami RF o popravkah k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 # 6-FKZ, ot 30.12.2008 # 7-FKZ, ot 05.02.2014 # 2-FKZ, ot 21.07.2014 # 11 -FKZ) . SZ RF, 04.08.2014, # 31, st. 4398.

3. Resolution of the State Committee of the USSR Presidium of the All from 25.10.1974 N 298. P-22 (rev. From 29.05.1991) "On Approval of the List of production facilities, workshops, professions and positions with hazardous working conditions, work in which entitles you to additional leave and shorter working hours".

4. Trudovoy kodeks RF ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 24.11.2014) . SZ RF. 2002 g. N 1 (chast I) st. 3.

5. Federalnyiy zakon ot 30.11.2011 N 342-FZ (red. ot 25.11.2013, s izm. ot 01.12.2014) "O sluzhbe v organah vnutren-nih del RF i vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi RF". SZ RF, 05.12.2011, N 49 (ch. 1), st. 7020

6. Ukaz Prezidenta RF ot 11.07.2004. N 865 . SZ RF, 12.07.2004, N 28, st. 2880.

7. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 23.01.2001 N 48 (red. ot 20.12.2013) "Ob otpuskah sotrudnikov organov vnutrennih del RF, ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi, Gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhbyi Ministerstva RF po delam gra-zhdanskoy oboronyi, chrezvyichaynyim situatsiyam i likvidatsii posledstviy stihiynyih bedstviy, prohodyaschih sluzhbu v mestnostyah s tyazhelyimi i neblagopriyatnyimi klimaticheskimi usloviyami". Rossiyskaya gazeta. No. 23. 02.02.2001.

8. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 6 sentyabrya 2007 g. N 562 "Ob utverzhdenii Pravil ischisleniya denezhnogo soderzhaniya federalnyih gosudarstvennyih grazhdanskih sluzhaschih" . SZ RF, 10.09.2007, N 37, st. 4458.

9. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 21 aprelya 2010 g. N 258 (v red. Prikaza MID Rossii ot 13.03.2014 N 3440). Rossiyskaya gazeta. No. 90. 28.04.2010.

10. Poryadok provedeniya attestatsii rabochih mest po usloviyam truda utverzhden Prikazom Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 26.04.2011 # 342n (v red. ot 12.12.2012). Rossiyskaya gazeta. No. 135. 24.06.2011.

11. Prikaz MVD Rossii ot 06.09.2012 N 849 "O dopolnitelnom otpuske za nenormirovannyiy sluzhebnyiy den sotrudnikam organov vnutrennih del RF" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 10.10.2012 N 25640). Rossiyskaya gazeta. No. 218. 21.09.2012.

12. Prikaz MVD Rossii ot 21.08.2012 N 807 "O dopolnitelnom otpuske sotrudnikam organov vnutrennih del RF za vyipolnenie sluzhebnyih obyazannostey v osobyih usloviyah" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 11.09.2012 N 25425). Rossiyskaya gazeta. N 218. 21.09.2012.

13. Lushnikova M.V., Lushnikov A.M. Ocherki teorii trudovogo prava. -nauch. izd. Sankt- Peterburg: Yuridicheskiy tsentr Press, 2006.

- 135 -

Науки об обществе

Science of Society

14. PetrovA.Ya. Ezhegodnyie dopolnitelnyie oplachivaemyie otpuska, rabotnikam, zanyatyim na rabotah s vrednyimi i (ili) opasnyimi usloviyami truda Zakonodatelstvo i ekonomika. Moskva: Zakonodatelstvo i ekonomika. 2012. no 11.

15. Snigireva I.O. Rabochee vremya i vremya otdyiha. Moskva, 2000

16. Timofeev I.V. Sistema dopolnitelnyih otpuskov v trudovom prave Rossii. Aktualnyie problemyi chastnogo prava:

sbornik statey. Tomsk, 2012.

Информация об авторе Information about the author

Кондратьева Зоя Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Москва, Россия office@law.msu.ru Kondratyeva Zoya Alexandrovna, Candidate of Law, Associate Professor, Chair of Labour Law, Faculty of Law, Lomonosov Moscow State University, Moscow city, Russian Federation office@law.msu.ru

Получена: 09.02.2015 Received: 09.02.2015

- 136 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.