Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ ОТДЫХА'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ ОТДЫХА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
608
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВРЕМЯ ОТДЫХА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА НА ОТДЫХ / ПРАВО НА ОТДЫХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чулкова Екатерина Александровна

В последнее время для национального законодательства любой развитой страны все большее значение приобретают международно-правовые стандарты. В этой связи представляется интересным рассмотреть основные международные правовые акты, регламентирующие вопросы времени отдыха работников. Тем более, к этой проблеме обращались и зарубежные специалисты (например, Ф. Бланшар, Г. Менц и др.). При этом автором выделяется три уровня, на которых осуществляется международно-правовое регулирование указанной области правоотношений. Проведен анализ основополагающих документов на каждом из названных уровней. Рассмотрены дискуссионные и наиболее важные вопросы соотношения международно-правовых актов, закрепляющих право на отдых, между собой и пределы их действия. Исследуется понятийно-терминологический аппарат международных правовых актов в области времени отдыха работников. Помимо того, определено, в какой степени государства-участники международных организаций выполняют условия, установленные правовыми актами этих организаций по предоставлению гарантий работникам в части ограничения рабочего времени, закрепляя их на законодательном уровне. Всё указанное и определяет оригинальность данной работы. По итогам статьи автором делается вывод о том, что международные договоры и соглашения универсального характера закрепляют лишь общие вопросы в области времени отдыха. Что же касается актов МОТ, то они более подробно конкретизируют их положения, устанавливая виды времени отдыха, их продолжительность и особое регулирование для отдельных категорий работников. Кроме того, важным для нашей страны остается заключение двусторонних соглашений с различными странами по вопросам трудовых прав мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF REST TIME

Recently, international legal standards have become increasingly important for the national legislation of any developed country. In this regard, it is interesting to consider the main international legal acts regulating the time of rest of employees. Moreover, this problem was also addressed by foreign experts (for example, F. Blanchard, G. Menz, etc.). At the same time, the author distinguishes three levels at which the international legal regulation of this area of legal relations is carried out. The analysis of the basic documents at each of these levels. Discussed and the most important issues of the relationship of international legal acts, enshrining the right to rest, among themselves and the limits of their action. The conceptual and terminological apparatus of international legal acts in the field of rest time of workers is investigated. In addition, it is determined to what extent the States parties to international organizations comply with the conditions established by the legal acts of these organizations to provide guarantees to employees in terms of limitation of working time, fixing them at the legislative level. All of the above and determines the originality of this work. As a result of the article, the author concludes that international treaties and agreements of a universal nature fix only General issues in the field of rest time. As for the ILO instruments, they specify their provisions in more detail, establishing types of rest time, their duration and special regulation for certain categories of workers. In addition, the conclusion of bilateral agreements with various countries on the labour rights of migrants remains important for our country.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ ОТДЫХА»

8. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05)

8.1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

©Чулкова Екатерина Александровна, соискатель; старший юрист Место работы: АО «АНКОР»

Место учебы: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

ekaterina.gneusheva@rambler.ru

Аннотация: в последнее время для национального законодательства любой развитой страны все большее значение приобретают международно-правовые стандарты. В этой связи представляется интересным рассмотреть основные международные правовые акты, регламентирующие вопросы времени отдыха работников. Тем более, к этой проблеме обращались и зарубежные специалисты (например, Ф. Бланшар, Г. Менц и др.). При этом автором выделяется три уровня, на которых осуществляется международно-правовое регулирование указанной области правоотношений. Проведен анализ основополагающих документов на каждом из названных уровней. Рассмотрены дискуссионные и наиболее важные вопросы соотношения международно-правовых актов, закрепляющих право на отдых, между собой и пределы их действия. Исследуется понятийно-терминологический аппарат международных правовых актов в области времени отдыха работников. Помимо того, определено, в какой степени государства-участники международных организаций выполняют условия, установленные правовыми актами этих организаций по предоставлению гарантий работникам в части ограничения рабочего времени, закрепляя их на законодательном уровне. Всё указанное и определяет оригинальность данной работы. По итогам статьи автором делается вывод о том, что международные договоры и соглашения универсального характера закрепляют лишь общие вопросы в области времени отдыха. Что же касается актов МОТ, то они более подробно конкретизируют их положения, устанавливая виды времени отдыха, их продолжительность и особое регулирование для отдельных категорий работников. Кроме того, важным для нашей страны остается заключение двусторонних соглашений с различными странами по вопросам трудовых прав мигрантов.

Ключевые слова: время отдыха, международные нормы, международно-правовое регулирование права на отдых, право на отдых.

Под правовым регулированием следует понимать целенаправленное воздействие органов государственной власти на общественные отношения с помощью системы специальных правовых средств.

Одним из видов правового регулирования выступает международно-правовое регулирование, объектом которого являются международные общественные отношения. Таким образом, международно-правовое регулирование представляет собой воздействие государств на межгосударственные отношения при помощи международно-правовых норм.

Общественные отношения в области времени отдыха работников являются предметом международно-правового регулирования, которое все в большей степени оказывает влияние на национальное трудовое законодательство.

Международно-правовое регулирование времени отдыха проявляется в воздействии государств на общественные отношения в этой сфере с помощью правовых норм, получивших свое внешнее выражение в международных актах, и осуществляется на трёх уровнях (универсальный, региональный и двусторонний).

Универсальный уровень включает в себя такие акты, регулирующие право работника на отдых, как Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 10 октября 1966 г. К этой же категории относятся общие акты Организации Объединенных Наций, Конвенции и Рекомендации Международной организации труда.

Всеобщая Декларация прав человека провозглашает право каждого человека на отдых, а также говорит о

разумном ограничении рабочего дня и оплачиваемом периодическом отпуске [ст.24 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948г. // Права человека. Сборник международных договоров. Организация Объединенных наций. - Нью-Йорк, 1978. - С. 1-3]. Однако несмотря на поддержку данного положения многими странами, оно носило рекомендательный характер, поэтому вводилось в законодательство государств достаточно медленно. К тому же, применение таких формулировок как «разумное ограничение», «периодический» затрудняло имплементацию данного положения в национальное законодательство. В связи с этим возникла необходимость принятия международного акта обязательного характера, в котором закреплялось бы не только право на отдых, но и его основные виды. Таким актом стал Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый 19 декабря 1966 года (ратифицированный СССР 18 сентября 1973 г. [Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - №17. - Ст. 291], Германией 17 декабря 1973 г.).

В нем (в ст. 7) хоть и повторяются положения Всеобщей Декларации прав человека о праве на отдых, но одновременно устанавливается обязанность любого государства по признанию и обеспечению справедливых и благоприятных условий труда для каждого работника, включающих в себя время отдыха, досуг, необходимость разумного ограничения рабочего времени и предоставления периодического оплачиваемого отпуска, равно как и вознаграждение за работу в праздничные дни [Международный пакт об экономических социальных и культурных правах от 19 декабря 1966г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - №17.

- Ст. 291]. Отсюда следует, что время отдыха является одним из основных условий труда, а его реализация увязывается, в первую очередь, с вопросами рабочего времени, в том числе и работой в праздничные дни.

Следует отметить, что универсальные международные соглашения содержат лишь общие положения, провозгласившие право наемных работников на отдых, в рамках обеспечения социально-трудовых прав и защиты от дискриминации. Примером этого служит ст. 55 Устава ООН, в которой гарантировано, что в целях разрешения международных проблем в экономической и социальной сфере, здравоохранения, международного сотрудничества в области культуры и образования создаются и функционируют специализированные учреждения, которые несут ответственность за соблюдение основных, в том числе социально-трудовых прав человека [Устав Организации Объединенных Наций. Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. - М., 1956. - С. 14 - 47]. К числу таких специализированных учреждений относится Международная организация труда (далее - МОТ), которая функционировала уже более 25 лет до образования ООН и имела определенный опыт в регулировании трудовых прав работников, в том числе в вопросах времени отдыха.

Общепризнано, что международно-правовое регулирование времени отдыха работников во многих вопросах базируется на Конвенциях и Рекомендациях Международной организации труда, регламентирующих и конкретизирующих как совокупность общих положений о времени отдыха работников, так и отдельные случаи, касающиеся особенностей осуществления трудовой деятельности, продолжительности времени отдыха, его видов. Как отмечал Ф. Бланшар, именно на МОТ были возложены обязанности регулирования условий труда наемных работников, в целях реализации их права на свободный труд. Поэтому в универсальных международных соглашениях закреплялись лишь общие трудовые права, гарантии и обязательства по их соблюдению [1: Бланшар, 2010].

Став членом Международной Организации Труда в 1951 году, Германия к 2015 году из 189 Конвенций МОТ ратифицировала 85 [http://www.ilo.org/gateway/faces/home /ctryHome?locale=EN&countryCode=DEU&_adf.ctrl-state= 101[^а9Л]Ь9_9 (дата обращения: 18.06.2019)]. Однако этот показатель выше, чем, например, у Российской Федерации, которая к 2008 году ратифицировала лишь 51 Конвенцию МОТ, но затем ситуация стала изменяться в лучшую сторону. Так, к 2017 году было ратифицировано уже около 75 Конвенций МОТ [http://www.ilo.org /dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:11200:0::NO::P11200_ COUNTRY_ID:102884 (дата обращения: 18.06.2019)].

Важнейшим элементом в вопросе регулирования времени отдыха работника являются Рекомендации МОТ. Так, существует Рекомендация МОТ № 103, закрепляющая порядок и условия предоставления еженедельного отдыха в торговле и учреждениях, 1957 г., Рекомендация МОТ № 161, регламентирующая продолжительность рабочего времени и периоды отдыха на дорожном транспорте, 1979 г. [Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда (1957 - 1990). Т. II. - Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1911 - 1916], а также иные, в которых указываются направления развития нацио-

нального трудового законодательства по соответствующим вопросам.

В перечень Конвенций и Рекомендаций МОТ, касающихся вопросов времени отдыха, ратифицированных ФРГ, помимо вышеуказанной Конвенции № 106 также входят Конвенция № 132, посвящённая оплачиваемым отпускам, пересмотренная в 1970 году, Конвенция №140, регулирующая важнейшие аспекты оплачиваемых учебных отпусков, 1974 г. [Федеральный закон от 27 мая 2014г. №134-Ф3 «О ратификации Конвенции об оплачиваемых учебных отпусках (Конвенции N 140)» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №22. - Ст. 2768], которая была ратифицирована ФРГ еще в ноябре 1976 г.

Российская Федерация в отличие от ФРГ лишь недавно ратифицировала Конвенцию МОТ № 132 [Федеральный закон от 1 июля 2010г. №139-Ф3 «О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) «Об оплачиваемых отпусках» (Конвенции №132)» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №51. - Ст. 7451] и Конвенцию № 140. Стоит отметить, что в сообщении Пресс-службы Правительства Российской Федерации относительно Конвенции МОТ № 140 говорилось, что «...ратификация будет являться дополнительной правовой гарантией соблюдения прав работников на предоставление оплачиваемых учебных отпусков в Российской Федерации», при этом в целом сама Конвенция была признана соответствующей нормам и положениям Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) [http://www.government.ru (дата обращения: 18.06.2019), раздел «Сообщения пресс-службы» от 05.02.2014].

Не лишены недостатков и отдельные положения самих указанных выше Конвенций МОТ. В частности, Конвенция № 106 не применяется к работникам, занятым на предприятиях, где осуществляют трудовую деятельность члены семьи работодателя (семейные предприятия, фермерские хозяйства, которые широко распространены в ФРГ, а также, встречаются и в России), в том числе, занимающим руководящие должности. При этом осуществляющие трудовую функцию члены семьи не считаются наемными работниками.

Отдельные положения, регулирующие вопросы условий труда определённых категорий работников, закреплены и в иных актах МОТ. К ним относятся: Рекомендация № 157 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» 1977 г., Конвенция № 167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве» 1988 г., Конвенция № 172 «Об условиях труда в гостиницах и ресторанах» 1991 г. и другие. Так, в Конвенции № 167 упоминается об обязанности работодателя обеспечить работников помещениями для приема пищи и укрытия при перерывах в работе в неблагоприятных погодных условиях [ст. 32 Конвенции МОТ №167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве» 1988г. (вступила в силу в 1991г.). - См. Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. - Т.2. - Женева: Международное Бюро Труда, 1957-1990. Германия ратифицировала данную Конвенцию в 1993г., Россия до настоящего времени ее не ратифицировала].

Что касается регионального уровня международно-правового регулирования, то в данном случае стоит предметно рассмотреть акты региональных международных организаций, членами которых являются РФ и ФРГ.

Ряд вопросов, связанных со временем отдыха, подробно регламентирован Хартией 1994 г., закрепляющей социальные права и гарантии граждан независимых государств, принятой в рамках СНГ, членом которого является Российская Федерация (далее - Хартия СНГ 1994 г.) [Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (Одобрена в г. Санкт-Петербурге 29.10.1994 на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 1995. № 6. С. 99 - 117]. Стоит признать, что все положения данного акта транслированы и конкретизированы в национальном законодательстве РФ.

На законодательство ФРГ в сфере времени отдыха (в большей степени по сравнению с РФ) оказывают непосредственное влияние акты региональных международных организаций.

ФРГ является членом Совета Европы и Европейского союза. Отметим, что, как правило, в таких актах в большей степени учитывается специфика правовой системы определенного региона, особенности экономической и социальной структуры входящих в него государств, в том числе сферы наемного труда [5: Киселев, 2005: 138]. Это свидетельствует о том, какой фактор выступает в качестве основополагающего при осуществлении государствами - членами Европейского союза (далее - ЕС) интеграции в их национальное законодательство норм международного права.

Связано это также и с тем, что за последние годы в ЕС и другими европейскими международными организациями были приняты акты, регламентирующие (гармонизирующие) не просто определённые виды трудовых отношений, а также целые институты трудового законодательства, в том числе касающиеся отдельных вопросов института времени отдыха работника [3: Кашкин, 2008: 89]. Кроме того, в актах (Директивах) Европейского союза, как правило, не требующих ратификации, обычно содержатся более высокие, чем рекомендуемые Конвенциями МОТ, стандарты [4: Киселев, Лушников, 2008: 359].

В ст. 120 Римского договора об образовании ЕЭС 1957 г. указывается на то, что государства-члены будут стараться поддерживать существующее соотношение между системами оплачиваемых отпусков [Римский Договор о создании Европейского Экономического Сообщества от 25 марта 1957 года подписали 6 европейских стран, в том числе и Федеративная Республика Германия. - См. Международное публичное право. Сборник документов. В 2-х т. / Сост. Бяки-шев К.А., Ходаков А.Г. - М.: БЕК, 1996. - Т.1]. Речь здесь идет о том, что государства не должны изменять свое законодательство об отпусках с тем, чтобы не ставить своих работников в преимущественное положение перед работниками других стран-членов ЕЭС.

В совокупности региональных соглашений, регулирующих вопросы времени отдыха работников, следует отдельно выделить принятую в рамках Совета Европы Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - Европейская Конвенция по правам человека), которая не закрепляет каких-либо гарантий в сфере трудовых отношений, за исключением отдельных прав, тесно связанных с политическими и гражданскими правами (право на свободу ассоциаций, профсоюзов, право на беспрепятственное пользование

своим имуществом, в том числе заработной платой [ст.1 Протокола № 1 от 20 марта 1952 года к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод // URL: http://www.europeancourt.ru (дата обращения: 18.06.2019)]).

В значительной степени право работников на отдых регламентируется принятой Советом Европы в 1961 году Европейской Социальной Хартией (далее - Хартия). В соответствии со ст. 2 Хартии, ратифицировавшие ее государства, принимают на себя обязательства в отношении следующих аспектов времени отдыха работников, а именно обязанности:

- по установлению оплачиваемых праздничных дней;

- по обеспечению предоставления как минимум четырехнедельных ежегодных оплачиваемых отпусков;

- ликвидации риска, сопряженного с выполнением работ в опасных и вредных условиях, а, в случае невозможности ликвидации, обязанности по смягчению в достаточной мере указанного риска, обеспечению либо сокращению времени выполнения трудовых функций, предоставлению дополнительных оплачиваемых отпусков для лиц, занятых на подобных работах;

- обеспечению еженедельного периода отдыха, по возможности совпадающего с днем недели, в соответствии с традициями или обычаями конкретной страны или региона признанного днем отдыха;

- обеспечению получения льгот трудящимися, занятыми на ночной работе, с учётом особого характера работы в ночное время [Европейская Социальная Хартия 1961г. (пересмотренная 3 мая 1996г.) // Международное публичное право. В 2 частях. // Сост. Бякишев, К. А. (и др.). - М.: ТК Велби: Проспект, 2006. - Ч.1].

Согласно ст. 7 Хартии о праве детей и молодежи на защиту на государство возлагается обязанность по установлению как минимум четырехнедельного ежегодного оплачиваемого отпуска работающим лицам в возрасте до 18 лет. Это положение конкретизирует нормы ст. 32 Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г., в которой закреплялось обязательство государств-участников, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, принимать законодательные, административные и социальные меры с тем, чтобы установить необходимые требования о продолжительности рабочего дня ребенка, условиях его труда и отдыха, в целях ненанесения ущерба его здоровью и физическому, умственному, духовному развитию [Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989г. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №44/25 (ратифицирована СССР 1 июня 1990г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - №45. - Ст. 955]. При этом привлечение детей к труду, должно сопровождаться предоставлением необходимого им времени для образования, в том числе оплачиваемых учебных отпусков [ФРГ ратифицировала Конвенцию одной из последних 24 февраля 2009г. - См. Department of Economic and Social Affairs. Convention and Optional Protocol Signatures and Ratifications (1.1.2014г.) // URL: http://www.un.org (дата обращения: 18.06.2019)].

Кроме того, отдельные положения Хартии закрепляют права работающих женщин на охрану материнства.

В отличие от России [Федеральный закон от 3 июня 2009г. №101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №23. -Ст.2756], Правительством ФРГ была подписана в 2007 году, но ещё не ратифицирована пересмотренная в

1996 г. Хартия, поэтому на сегодняшний день в Германии по-прежнему продолжается действие её первой редакция 1961 г. Это не является существенной проблемой, как отмечал бывший Министр экономики и труда ФРГ В. Клемент, в Германии подходят со всей ответственностью к реализации принятых обязательств, особенно в сфере труда и социального обеспечения, поскольку в этом граждане видят решение жизненно важных для них проблем, улучшение благосостояния и повышение уровня жизни, что является главными атрибутами социального государства [Frankfurter Allgemeine Zeitung. - 2008. - №32 // URL: http://www.faz.net (дата обращения: 18.06.2019)]. К тому же, Германия была одной из немногих европейских стран, ратифицировавших почти все статьи предыдущей редакции Хартии, в том числе все пункты ст. 2 «Право на справедливые условия труда», предусматривающие обязанность государств по установлению оплачиваемых праздничных дней и обеспечению предоставления, как минимум, двухнедельного ежегодного оплачиваемого отпуска [Детали принятия положений Европейской социальной хартии. Надзира-тельный цикл XIII-2 / Brüssel: Counsil of Europe, 1998].

В Европейском союзе вопросы времени отдыха работников закрепляются общими и специальными Директивами (так называемое «вторичное право»), которые вначале не выделяли время отдыха в отдельный объект правового регулирования, а регламентировали его традиционно вместе с рабочим временем. Хотя в трудовом законодательстве государств-членов ЕС время отдыха рассматривается и как самостоятельный институт, и как одно из основных условий трудового договора (ФРГ, Бельгия, Франция) [2: Кашкин, Четвериков, Калиниченко, 2011: 119].

Так, Директива № 91/533/ЕС обязывает работодателей сообщать нанимаемым работникам основные условия заключаемого договора, в том числе информацию о наименовании сторон, месте работы, трудовой функции, дате начала работы, ее предполагаемой продолжительности, а также о продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, продолжительности рабочего дня и другие условия [Директива 91/533/ЕЭС от 14 октября 1991 г. об обязанности работодателя информировать работников об условиях трудового договора или трудового соглашения. Цитируется по тексту: Программа Европейского Союза «Europe Aid» для Российской Федерации. Трудовое и социальное право Европейского Союза: документы и материалы. — М.: «Права человека», 2005]. При этом указанные сведения должны быть доведены работодателем до сведения работника в письменном виде в срок, не позднее двух месяцев с момента фактического начала осуществления работником трудовой деятельности. Таким образом, время отдыха отнесено указанной Директивой ЕС к основным условиям трудового договора.

К числу актов Европейского союза, регламентирующих вопросы времени отдыха работников, можно следует отнести Директиву № 93/104/ЕС, содержащую в себе аспекты организации рабочего времени, дополняющую ее Директиву № 2000/34/ЕС и № 2003/88/ЕС (В настоящее время Директива №93/104/ЕС «О некоторых аспектах организации рабочего времени» применяется в последней редакции под № 2003/88/ЕС), а также вышеупомянутую Директиву № /2006/561/ЕС,

посвящённую гармонизации определенного социального законодательства, касающегося автоперевозок.

Особый интерес представляет Директива «О некоторых аспектах рабочего времени» (далее - Директива), принятая в рамках социальной политики Европейского союза, включающей различные положения законодательства относительно улучшения «трудовой среды в целях защиты здоровья и безопасности работников» (параграф 1 статьи 137 Договора о ЕС [Договор об образовании Европейского союза (г. Маастрихт, 7 февраля 1992 года), в редакции Лиссабонского договора 2007 г. - Консолидированный текст // Информационно-правовой портал «Гарант»]). В статьях данной Директивы идёт речь о минимальном периоде ежедневного отдыха, еженедельного отдыха и ежегодного отпуска, а также о порядке и условиях предоставления перерывов в работе, некоторых аспектах ночной работы, сменной работы и трудового распорядка.

В Директиве ЕС устанавливается не только понятие времени отдыха, но и конкретизируются его основные виды: ежедневный отдых, еженедельный отдых, ежегодный отдых и перерывы в работе.

Среди других нормативных актов Евросоюза, касающихся регулирования времени отдыха работников, следует назвать Директиву № 561/2006/ЕС, важнейшим аспектом которой является гармонизация определенного социального законодательства, касающегося автоперевозок [Директивы №561/2006/ЕС «Регламент Европейского парламента и Совета от 15 марта 2006 г. по гармонизации социального законодательства относительно дорожного транспорта, изменяющий Регламенты Совета (ЕС) 3821/85 и 2135/98 и отменяющий Регламент (EEC) № 3820/85». Официальный перевод Национального фонда технических нормативных правовых актов Республики Беларусь // URL: http://www.tnpa.by (дата обращения: 18.06.2019)]. В ней раскрывается целый ряд как общих, так и специальных понятий, касающихся видов времени отдыха, но применительно к трудовым функциям водителей.

Особенностью Директивы № 2006/561/ЕС являются нормы, которые закрепляют обязанность как государств-членов по реализации и обеспечению указанных видов времени отдыха в законодательстве, так и обязанность работника (водителя) использовать периоды ежедневного и еженедельного отдыха [ст. 8 Директивы №2006/561/ЕС, с изменениями внесенными Директивами №2009/173/EC и №2014/165/ЕС].

Вопросы времени отдыха встречаются также в Директивах ЕС, регулирующих труд отдельных категорий работников. Так, в Директиве № 94/33/ЕС, принятой от 22 июня 1994 г., «О защите молодежи на рабочих местах», закреплена обязанность государств-членов по введению специальных правил, определяющих продолжительность времени отдыха, а также по установлению повышенных стандартов безопасности трудовой деятельности лиц моложе 18 лет [Директива №94/33/ЕС Европейского союза «О защите молодежи до 18 лет на рабочих местах». Вместе с «Неисчерпывающим списком веществ, процессов и работ» (с изменениями, внесенными Директивой №2014/27/ЕС) // URL: http://www.еtuc.org (дата обращения: 18.06.2019)].

Третий уровень международно-правового регулирования времени отдыха включает в себя двусторонние международные договоры и соглашения. Германия за период 1955-1973 гг. заключила несколько двусторонних соглашений, касающихся найма рабочей силы, к

примеру с такими странами, как Италия, Испания, Греция, Турция, Марокко, Португалия, Тунис, Югославия. Однако все они носили временный характер, и в них, в основном, отражались организационные вопросы миграции [6: Менц, 2007]. В связи с расширением Евросоюза и регламентацией многих аспектов трудовой миграции актами ЕС, и в первую очередь, применимого права к трудовым отношениям с участием иностранцев и некоторых условий договора трудового найма, необходимость заключения таких договоров отпала. К тому же, в ФРГ вопросы трудовой миграции регулируются общим Законом 1990 г. об иностранцах (Aufenthaltsgesetz, AufenthG) [Ab.8 Gesetz über den Aufenthalt, die Erwerbstätigkeit und die Integration von Ausländern im Bundesgebiet. Ursprüngliche Fassung vom 30. Juli 2004 (BGBl. I S. 1950). Zuletzt geändert durch Gesetz vom 23. Juni 2011 (BGBl. I S. 1266)].

Российская Федерация в отличие от Германии, практикует заключение двусторонних соглашений по вопросам трудовой миграции и обеспечения социально-трудовых прав мигрантов. В них, в частности, определяется, что условия труда работника, главным образом, размер заработной платы, не могут быть менее благоприятными, чем соответствующие условия, предусмотренные законодательством принимающего государства для граждан принимающего государства за аналогичную работу [Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства от 17.04.2014 г., также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан РФ во Вьетнаме и граждан Вьетнама в России от 27 октября 2008г. // URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 18.06.2019)]. Остальные положения соглашений не относятся к объекту данного исследования.

Таким образом, совокупность международных договоров и соглашений универсального характера посвящена лишь общим вопросам, касающимся прав работников на отдых, в то время, как акты МОТ конкретизируют их положения о времени отдыха, устанавливают его виды, а в отдельных сферах и для отдельных категорий работников их продолжительность, а также допустимые отступления от общих международных правил, которые должны быть предусмотрены государствами в законодательном или ином нормативном порядке.

В последнее время существенное влияние на содержание трудового законодательства ФРГ оказывают акты региональных международных организаций -Совета Европы (Европейская социальная хартия) и Европейского союза (общие и специальные Директивы ЕС). В частности, такие акт закрепляют правило, определяющее, что время отдыха работникам необходимо предоставлять, в обязательном порядке принимая во внимание специфику отраслей экономики, где они выполняют свои трудовые обязанности, а также вид их трудовой деятельности. Преимуществом региональных международных актов является также то, что они в большей степени учитывают региональную и национальную специфику трудовых отношений, и, не отрицая роли универсальных международных соглашений (особенно Конвенций и Рекомендаций МОТ), как бы устраняют пробелы, существующие в них, конкретизируют отдельные их общие положения, применительно

к видам отдыха работников, а в некоторых случаях, устанавливают более высокие стандарты права на отдых. В то же время, региональные соглашения унифицируют нормы трудового права и обеспечивают единое толкование и практические подходы к их применению. В настоящее время в ФРГ на основе универсальных и региональных международных принципов и стандартов сформирована специфическая система правового регулирования времени отдыха работников, отражающая, в том числе, национальные особенности трудовых отношений.

Что же касается Российской Федерации, то стоит отметить, что совокупность общепризнанных норм международного права и перечень международных договоров, ратифицированных Россией, не просто являются одним из источников права нашей страны, но и обладают приоритетом перед нормами национального законодательства (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Нормы права в области трудовых отношений, в том числе применительно к вопросам времени отдыха работников формируются под влиянием Конвенций и Рекомендаций МОТ. Кроме того, важным для нашей страны остается заключение двусторонних соглашений с различными странами по вопросам трудовых прав мигрантов.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,29%.

Список литературы:

1. Бланшар Ф. // http://www.unrussia.ru/ru/agencies /mezhdunarodnaya-organizatsiya-truda-mot (дата обращения: 17.07.2019), 2010.

2. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Калиниченко П.А. Право Европейского союза. Учебное пособие - М.: Проспект, 2011. - 274 с.

3. Кашкин, Ю.С. Правовое регулирование труда в Европейском сообществе. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008. - 200 с.

4. Киселев, И.Я., Лушников, А.М. Трудовое право России и зарубежных стран. Учебник / Под ред. М.В. Лушниковой. - М., 2008. - 608 с.

5. Киселев, И.Я. Сравнительное трудовое право: Учебник / И.Я. Киселев. - М.: ТК Велби, 2005. - 360 с.

6. Менц Г. «Полезные» гастарбайтеры, обременительные беженцы и вторая волна сокращения социальных расходов: связь между миграцией и государством всеобщего благосостояния / Г. Менц // Про-гнозис. - 2007. - № 1 (9).

ОТЗЫВ

о статье Екатерины Александровны Чулковой на тему: «Международно-правовое регулирование времени отдыха» Тема статьи представляется весьма актуальной. Для стабилизации правового регулирования любой стране стоит учитывать международно-правовые стандарты, поэтому, автор рассматривает основные международные правовые акты, регламентирующие вопросы времени отдыха работников.

В статье проводится анализ основополагающих документов на каждом из трех уровней правового регулирования времени отдыха. Автор рассматривает дискуссионные и наиболее важные вопросы соотношения международно-правовых актов, закрепляющих право на отдых, между собой и пределы их действия.

Следует согласиться с основным выводом Е.А. Чулковой о том, что международные договоры и соглашения универсального характера закрепляют лишь общие вопросы в области времени отдыха. Что же касается актов МОТ, то они более подробно конкретизируют их положения, устанавливая виды времени отдыха, их продолжительность и особое регулирование для отдельных категорий работников.

Все вышеизложенное позволяет рекомендовать статью для публикации в научном журнале.

Научный руководитель:

д-р юрид. наук, доцент, профессор

университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

А.Л. Благодир

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF REST TIME

©Chulkova Ekaterina A., candidate of the Department of labor law and social security law; senior lawyer

Place of employment: JSC «ANCOR»

Study place: Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

ekaterina.gneusheva@rambler.ru

Abstract: recently, international legal standards have become increasingly important for the national legislation of any developed country. In this regard, it is interesting to consider the main international legal acts regulating the time of rest of employees. Moreover, this problem was also addressed by foreign experts (for example, F. Blanchard, G. Menz, etc.). At the same time, the author distinguishes three levels at which the international legal regulation of this area of legal relations is carried out. The analysis of the basic documents at each of these levels. Discussed and the most important issues of the relationship of international legal acts, enshrining the right to rest, among themselves and the limits of their action. The conceptual and terminological apparatus of international legal acts in the field of rest time of workers is investigated. In addition, it is determined to what extent the States parties to international organizations comply with the conditions established by the legal acts of these organizations to provide guarantees to employees in terms of limitation of working time, fixing them at the legislative level. All of the above and determines the originality of this work. As a result of the article, the author concludes that international treaties and agreements of a universal nature fix only General issues in the field of rest time. As for the ILO instruments, they specify their provisions in more detail, establishing types of rest time, their duration and special regulation for certain categories of workers. In addition, the conclusion of bilateral agreements with various countries on the labour rights of migrants remains important for our country.

Keywords: rest time, international norms, international legal regulation of the right to rest, the right to rest.

Reference list:

1. Blanshar F. // http://www.unrussia.ru/ru/ agen-cies/mezhdunarodnaya-organizatsiya-truda-mot (data obrashcheniya: 17.07.2019), 2010.

2. Kashkin S.YU., CHetverikov A.O., Kalinichenko P.A. Pravo Evropejskogo soyuza. Uchebnoe posobie - M.: Prospekt, 2011. - 274 s.

3. Kashkin, YU.S. Pravovoe regulirovanie truda v Evropejskom soobshchestve. Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2008. - 200 s.

4. Kiselev, I.YA., Lushnikov, A.M. Trudovoe pravo Rossii i zarubezhnyh stran. Uchebnik / Pod red. M.V. Lushnikovoj. -M., 2008. - 608 s.

5. Kiselev, I.YA. Sravnitel'noe trudovoe pravo: Uchebnik / I.YA. Kiselev. - M.: TK Velbi, 2005. - 360 s.

6. Menc G. «Poleznye» gastarbajtery, obremenitel'nye be-zhency i vtoraya volna sokrashcheniya social'nyh raskhodov: svyaz' mezhdu migraciej i gosudarstvom vseobshchego blagosostoyaniya / G. Menc // Prognozis. - 2007. - № 1 (9).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.