Научная статья на тему 'РОЛЬ АКРОБАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ (НА ПРИМЕРЕ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА)'

РОЛЬ АКРОБАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ (НА ПРИМЕРЕ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНО-КООРДИНАЦИОННЫЙ ВИД СПОРТА / СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА / АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковшура Татьяна Евгеньевна, Ковшура Елена Олеговна, Власова Зоя Николаевна, Плотникова Светлана Станиславовна

Все гимнастические виды спорта, в том числе и спортивная аэробика, относятся к группе, так называемых, сложнокоординационных видов. Само название говорит о том, что отличительной чертой данной группы, является выполнение спортсменами соревновательных упражнений, отличающихся высокой сложностью координации движений. В связи с этим существует потребность постоянного поиска средств оптимизации тренировочного процесса, направленного на развитие пространственно-временной точности движений, которая оказывает непосредственное воздействие на остальные виды спортивной подготовки гимнаста, такие как общая и специальная физическая, общая и специальная техническая, хореографическая, акробатическая. В данной статье рассматривается влияние акробатической подготовки на развитие координационных способностей спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой. С помощью тестирования выявлена прямая зависимость между ее использованием и динамикой роста данных кондиций у студентов-спортсменов, членов сборной команды по данному виду спорта нефизкультурного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковшура Татьяна Евгеньевна, Ковшура Елена Олеговна, Власова Зоя Николаевна, Плотникова Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ACROBATIC TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF GYMNASTS INVOLVED IN SPORTS AEROBICS (ON THE EXAMPLE OF A NON-ATHLETIC UNIVERSITY)

All gymnastic sports, including sports aerobics, belong to the group of so-called complex coordinated types. The name itself suggests that distinctive feature of this group is the performance by athletes of competitive exercises, characterized by high complexity of coordination of movements. In this regard, there is a need for the constant search for means of optimizing the training process aimed at developing the spatio-temporal accuracy of movements, which has direct impact on other types of sports training of the gymnast, such as general and special physical, general and special technical, choreographic, acrobatic. This article discusses the influence of acrobatic training on the development of coordination abilities of athletes engaged in sports aerobics. With the help of testing, the direct relationship was revealed between its use and the dynamics of the growth of these conditions in student-athletes, members of the national team in this sport of a non-musical university.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АКРОБАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ (НА ПРИМЕРЕ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА)»

соответствует серебряному знаку ГТО. 9 студентов показали золотое время знака ГТО, 4 студента - серебряный, у 2 не хватило даже на бронзу ГТО (хотя одному не хватило одной секунды). Следовательно, 90% студентов учебных групп сдали ГТО.

3-я группа состоит из студентов инженерно-технического института и одного студента института зарубежной филологии и регионоведения. В этой группе только двое юношей не смогли уложиться в нормы, 5 уложились в золотой знак ГТО, 1 - в серебряный.

ВЫВОДЫ

По 1 таблице юноши группы ГРФ-20 показали к концу учебного года улучшение среднего показателя на 5 сек. Девушки ИЯКН-20 в зимнем семестре занимались дистанционно. Они приступили к практическим занятиям только в весеннем семестре; здесь показатель скромный - 73,54 сек. По 2-й группе юношей ИТИ-20 средний показатель на дистанции 50 м в весеннем семестре ухудшился на 6 сек. по сравнению с зимним. Это говорит о том, что многие юноши в весеннем семестре пропустили занятия по болезни ОРВИ и это отразилось на показателях. Но девушка, наоборот, в весеннем семестре показала улучшение на 9 сек. - отличный показатель.

По 2 таблице у юношей ГИ-20 в весеннем семестре по сравнению с зимним наблюдается улучшение на 16 сек., это отличный показатель. У девушек ИМИ-20, наоборот, наблюдается ухудшение на 6 сек. У второй группы девушек МИ-20 с зимнего на весенний семестр наблюдается улучшение на 4 сек - хороший показатель.

По 3 таблице, где приведены 1 -ые курсы СВФУ, можно сказать, что у девушек ИЯКН-21 средний показатель составил 68,87 сек. - более скромный. У юношей ГИ-21 и ИМИ-21 средний показатель составил 52,29 сек., это хороший результат. У 3 группы ИТИ-21 средний показатель - 55,75 сек., его можно назвать нормальным. Юноши группы ГИ-21 более физически подготовлены, чем группа ИТИ-21.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волынкина А.В. Модель внедрения ГТО в высшем учебном заведении в Свердловской области: введение поощрений / А.В. Волынкина, В.А. Шематихин // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 22-25.

2. Физическая культура и спорт - фактор устойчивого развития республики // Якутия.Инфо : [сетевое издание]. - Якутск, 15.12.2015. - URL: http://yakutia.info/article/173049/ (дата обращения: 24.11.2022).

REFERENCES

1. Volynkina, A.V. and Shematikhin, V.A. (2014), "The model for the implementation of the TRP in a higher educational institution in the Sverdlovsk region: the introduction of incentives", Pedagogical education in Russia, No. 9, pp. 22-25.

2. Physical culture and sport as a factor of sustainable development of the republic, available at: http://yakutia.info/article/173049/ (Date of access: 11/24/2022).

Контактная информация: kladkin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

УДК 796.41

РОЛЬ АКРОБАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ (НА ПРИМЕРЕ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА)

Татьяна Евгеньевна Ковшура, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Олеговна Ковшура, доцент, Зоя Николаевна Власова, доцент, Санкт-Петербургский технологи-

ческий институт (технический университет) Санкт-Петербург, Светлана Станиславовна Плотникова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация

Все гимнастические виды спорта, в том числе и спортивная аэробика, относятся к группе, так называемых, сложнокоординационных видов. Само название говорит о том, что отличительной чертой данной группы, является выполнение спортсменами соревновательных упражнений, отличающихся высокой сложностью координации движений. В связи с этим существует потребность постоянного поиска средств оптимизации тренировочного процесса, направленного на развитие пространственно-временной точности движений, которая оказывает непосредственное воздействие на остальные виды спортивной подготовки гимнаста, такие как общая и специальная физическая, общая и специальная техническая, хореографическая, акробатическая. В данной статье рассматривается влияние акробатической подготовки на развитие координационных способностей спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой. С помощью тестирования выявлена прямая зависимость между ее использованием и динамикой роста данных кондиций у студентов-спортсменов, членов сборной команды по данному виду спорта нефизкультурного вуза.

Ключевые слова: сложнокоординационный вид спорта, спортивная аэробика, акробатическая подготовка, акробатические упражнения, координационные способности, студенты-спортсмены.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p281-285

THE ROLE OF ACROBATIC TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF GYMNASTS INVOLVED IN SPORTS AEROBICS (ON THE EXAMPLE OF A NON-ATHLETIC UNIVERSITY)

Tatyana Evgenyevna Kovshura, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Olegov-na Kovshura, the docent, Zoya Nikolaevna Vlasova, the docent, St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg; Svetlana Stanislavovna Plotnikova, the candidate of pedagogical science, docent, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Abstract

All gymnastic sports, including sports aerobics, belong to the group of so-called complex coordinated types. The name itself suggests that distinctive feature of this group is the performance by athletes of competitive exercises, characterized by high complexity of coordination of movements. In this regard, there is a need for the constant search for means of optimizing the training process aimed at developing the spatio-temporal accuracy of movements, which has direct impact on other types of sports training of the gymnast, such as general and special physical, general and special technical, choreographic, acrobatic. This article discusses the influence of acrobatic training on the development of coordination abilities of athletes engaged in sports aerobics. With the help of testing, the direct relationship was revealed between its use and the dynamics of the growth of these conditions in student-athletes, members of the national team in this sport of a non-musical university.

Keywords: complex coordination sports, sports aerobics, acrobatic training, acrobatic exercises, coordination abilities, student-athletes.

ВВЕДЕНИЕ

Предметом оценивания в спортивной аэробике является соревновательное упражнение, которое должно быть выполнено, практически безошибочно. Это касается исполнения базовых шагов хореографии, расцененных элементов, взаимодействий (сотрудничеству В основе их безупречного выполнения лежит спортивная техника, характеризующаяся правильностью выполнения заданных упражнений. Достигнуть совершенной техники выполнения двигательных задач спортивной аэробики можно только

на основе координационной подготовки, которая характеризуется пространственно-временной точностью движений спортсменов. Это означает, что координационные способности (КС) в данном виде спорта являются базовыми, без которых невозможно достигнуть результатов в данной спортивной деятельности. Причем, чем большим запасом двигательных навыков обладает занимающийся, тем быстрее он решает координационные задачи [2].

На практике для развития КС занимающихся используются такие средства, как подвижные и спортивные игры, танцевальные упражнения, сочетания циклических видов деятельности (ходьба, бег). Однако, для воспитания координации, в ряде видов спорта, таких как футбол, волейбол, единоборства, гимнастика, спортивная аэробика и др. применяются акробатические упражнения. Это можно объяснить тем, что они оказывают непосредственное влияние на развитие таких способностей как ловкость, быстрота выполнения действий, изменение положения тела в пространстве, вестибулярная устойчивость, умение группироваться при падениях на опору [3].

Для гимнастов, занимающихся спортивной аэробикой характерны следующие специфические координационные способности:

• выполнение статических и динамических равновесий, которые проявляются в сохранении устойчивой позы на месте или в движении;

• проявление и изменение темпоритма движений, а также возможность их варьирования при изменении положения в пространстве;

• реактивность движений по времени двигательной реакции, что характеризует способность сокращения мышц в нужный момент;

• вестибулярная устойчивость и чувствительность, которая проявляется в точности и стабильности выполнения упражнений;

• проявление частоты движений, находящейся в прямой зависимости от адекватного ощущения спортсмена в пространстве;

• оценка пространства и времени на опоре и в безопорном положении;

• симметрия и асимметрия выполнения двигательных действий;

• дифференцирование параметров движений, выражающиеся в их временной, силовой, пространственной оценке;

• согласование движений с музыкой, которая выражается в точности выполнения двигательных действий в соответствии с темпом музыкального сопровождения [3].

Для оптимизации процесса развития координационных способностей гимнастов нами было решено использовать акробатическую подготовку. Использование акробатических упражнений позволит повысить качество координационной подготовки за счет значительного количества самих элементов, разнообразия их исходных и конечных положений, вариантов и способов их выполнения, использования спортивного инвентаря (батут, мини-трамп, прыжковая дорожка, поролоновые маты и яма) [3].

Целью работы явилась оптимизация координационной подготовки гимнастов, занимающихся спортивной аэробикой в сборной команде нефизкультурного вуза, за счет применения акробатической подготовки в тренировочном процессе.

Задачи исследования: 1) изучить специальную литературу, посвященную развитию координационных способностей; 2) экспериментально обосновать использование акробатической подготовки для развития координационных способностей гимнастов; 3) проанализировать результаты исследования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Педагогический эксперимент проводился на базе санкт-петербургского технологического института (технического университета). В нем приняли участие студенты первого курса, которые пополнили ряды сборной команды института по спортивной аэробике в

283

начале учебного года. Из них мы сформировали контрольную (Гк=12) и экспериментальную (Гэ=10) группы свободным методом.

Акробатическая подготовка с целью развития координации спортсменов-студентов в экспериментальной группе использовалась в осеннем семестре 2021/22 учебного года, на тренировочных занятиях, проводимых 3 раза в неделю, вне учебного расписания, в рамках элективных кусов по физической культуре и спорту.

Акробатические упражнения использовались в подготовительной и основной части тренировочного занятия. Их освоение можно разделить на три этапа. На первом этапе изучались упражнения в партере базового назначения: перекаты, кувырки, «мосты». На втором этапе гимнасты приступали к освоению упражнений на опоре: «колеса», курбета, переворотов вперед и назад, а также фляка. На третьем этапе спортсмены разучивали акробатические упражнения, имеющие фазу полета - маховое сальто, маховое сальто с поворотом, бедуинское сальто, сальто вперед, назад, боком. Разучивание этих элементов проводилось со страховкой и по мере готовности спортсменов. Затем задания постепенно усложнялись: от выполнения одиночных упражнения до объединения их в акробатические связки. Сначала соединяли по 2-3 элемента одного семейства (2 кувырка, 2 «колеса», 2 переворота и т. д). Затем выполнялись связки из элементов разных семейств (рондат-фляк, переворот вперед-«колесо» и т. д.).

Учебно-тренировочные занятия в контрольной группе проводились с использованием упражнений, характерных для физической, хореографической, технической подготовки гимнастов. Акробатические упражнения не использовались

В работе мы использовали теоретический анализ специальной литературы, педагогический эксперимент, статистические методы исследования, экспертную оценку [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Эффективность включения акробатических упражнений в тренировочные занятия экспериментальной группы студентов, членов сборной команды непрофильного института по спортивной аэробике определялось по динамике результатов тестовых заданий на проявление координационных способностей: проба Ромберга для определения точности координации движений, поворот на гимнастической скамейке - для определения динамического равновесия, хореографическая связка на согласованность движений руками и ногами, интегральный показатель координационных способностей.

Хочется отметить, что если сравнить средние показатели координационных способностей экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента, то они были практически одинаковыми. Однако по окончании исследования прирост высокого уровня развития КС в экспериментальной группе составил 16%, в то время как в контрольной -12% (таблица 1).

Таблица 1 - Прирост уровня координационных способностей

Ур. развития координационных способностей Экспериментальная группа Контрольная группа

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Низкий 15,8% 13,5% 19,2% 12,5%

Средний 28,5% 14,8% 25,2% 19,9%

Высокий 55,7% 71,7% 55,6% 67,6%

Прирост 16% 12%

В таблице 2 представлены результаты тестирования студентов-спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой.

Из представленных данных видно, что уровень координационных способностей у членов экспериментальной группы вырос по всем четырем показателям, в сравнении с контрольной группой. Однако, при выполнении теста на статическое равновесие (проба Ромберга), наблюдался самый низкий прирост. Это можно объяснить тем, что статиче-

ские положения не характерны для спортивной аэробики, в то время как сохранение динамического равновесия при выполнении элементов и базовой хореографии является весьма значительным.

Таблица 2 - Динамика показателей координационных способностей гимнастов, занимающихся спортивной аэробикой_

Тесты Баллы Экспериментальная группа (Гэ=10) Контрольная группа (Гк=12)

Начало экс. Конец экс. Начало экс. Конец экс.

Проба Ромберга 5 45,2% 64,6% 44% 54,2%

4 32,6% 20% 33,2% 29,3%

3 22,2% 15,4% 22,8% 16,5%

Динамическое 5 52,6% 76,4% 53,2% 68,1%

равновесие 4 25,1% 15,8% 22,2% 18,6%

3 22,3% 7,8% 24,6% 13,3%

Согласованность 5 59,4% 79,6% 59,2% 72,4%

движений 4 28,3% 12,2% 262% 16,6%

3 12,3% 8,2% 14,6% 11%

Интегральный 5 65,4% 82,1% 66,2% 75,6%

показатель 4 28,2% 11,3% 19,2% 15,2%

3 6,4% 6,6% 14,6% 9,2%

ВЫВОДЫ

Несмотря на то, что разница в приросте координационных способностей между группами составила всего 4%, однако, члены экспериментальной группы с большей легкостью и эффективностью начали освоение расцененных элементов спортивной аэробики, связанных с вращением на опоре и в полете, а также с сохранением динамической осанки.

Полученные результаты позволяют судить о том, что использование акробатической подготовки в тренировочном процессе гимнастов, занимающихся спортивной аэробикой в сборной команде непрофильного образовательного учреждения высшего образования, является целесообразным для улучшения их координационных способностей. Данный вид подготовки создает предпосылки для более быстрого освоения элементов сложности спортивной аэробики, тем самым повышая эффективность тренировочной деятельности занимающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании: учебное пособие / Б.А. Ашмарин. - Ленинград : Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1973. -152 с.

2. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - Москва : Советский спорт, 2010. - 320 с.

3. Сомкин А.А. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных гимнастов в спортивной аэробике: дис. ... д-ра. пед. наук / Сомкин Алексей Альбертович. - Санкт-Петербург, 2002. - 383 с.

REFERENCES

1. Ashmarin B.A .(1973), Methods of pedagogical research in subsequent education, Leningrad.

2. Kuramshin, Yu.F. (2010), Theory and methodology of physical education, Soviet sport, Moscow.

3. Somkin, A. A. (2002), Classification of exercises and the main components of the training of highly qualified athletes, dissertation, St. Petersburg

Контактная информация: e.o.kovshura@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.