Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ АКРОБАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ АКРОБАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акробатика / тестирование / готовность / фляк / спортивная аэробика / соревновательная композиция / acrobatics / testing / readiness / flyak / sports aerobics / competitive composition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айзятуллова Гульнара Рафаильевна, Сахарнова Татьяна Константиновна, Титова Анна Владимировна, Полякова Ирина Вячеславовна

Рассмотрена базовая акробатическая подготовка в спортивной аэробике на примере фляка назад. Проанализированы соревновательные композиции гимнастов и представлены соотношения частоты использования различных упражнений, выявлены наиболее распространенные акробатические элементы. Определены особенности физической подготовки для выполнения фляка как самостоятельного элемента акробатики и в виде переходов, соединений и взаимодействий. Предложены средства подготовки спортсменов, направленные на совершенствование техники выполнения фляка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айзятуллова Гульнара Рафаильевна, Сахарнова Татьяна Константиновна, Титова Анна Владимировна, Полякова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL PREPARATION FOR PERFORMING ACROBATIC ELEMENTS

The basic acrobatic training in sports aerobics is considered on the example of a back flask. Competitive compositions of gymnasts are analyzed and ratios of the frequency of using various acrobatic exercises are presented, the most common acrobatic elements are identified. The features of physical training for performing a flyak as an independent element of acrobatics and in the form of transitions, connections and interactions are determined. The means of training athletes aimed at improving the technique of performing a flask are proposed.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ АКРОБАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»

СПОРТ

УДК 796.417.2

DOI: 10.24412/2305-8404-2023-4-52-60

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ АКРОБАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Г.Р. Айзятуллова, Т.К. Сахарнова, А.В. Титова, И.В. Полякова

Рассмотрена базовая акробатическая подготовка в спортивной аэробике на примере фляка назад. Проанализированы соревновательные композиции гимнастов и представлены соотношения частоты использования различных упражнений, выявлены наиболее распространенные акробатические элементы. Определены особенности физической подготовки для выполнения фляка как самостоятельного элемента акробатики и в виде переходов, соединений и взаимодействий. Предложены средства подготовки спортсменов, направленные на совершенствование техники выполнения фляка.

Ключевые слова: акробатика, тестирование, готовность, фляк, спортивная аэробика, соревновательная композиция.

PHYSICAL PREPARATION FOR PERFORMING ACROBATIC ELEMENTS

Aizyatullova G.R., candidate of pedagogical sciences, associate professor, top-gulia@ram-bler.ru, Russia, St. Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

Sakharnova T.K., candidate of pedagogical sciences, associate professor, t. sakharnova@les-gaft.spb.ru, Russia, St. Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

Titova A.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, ann29357975@ yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Polyakova I.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, polvip@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

The basic acrobatic training in sports aerobics is considered on the example of a back flask. Competitive compositions of gymnasts are analyzed and ratios of the frequency of using various acrobatic exercises are presented, the most common acrobatic elements are identified. The features of physical training for performing a flyak as an independent element of acrobatics and in the form of transitions, connections and interactions are determined. The means of training athletes aimed at improving the technique of performing a flask are proposed.

Key words: acrobatics, testing, readiness, flyak, sports aerobics, competitive composition.

Айзятуллова Гульнара Рафаильевна, канд. пед. наук, доц., top-gulia@rambler.ru, Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,

Сахарнова Татьяна Константиновна, канд. пед. наук, доц., 1 sakhamova@lesgaft.spb.ru, Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,

Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук, доц., ann29357975@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого

Полякова Ирина Вячеславовна, канд. пед. наук, доц., polvip@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

В условиях развивающегося молодого вида спорта соревновательные композиции постоянно усложняются и совершенствуются. Усложнение соревновательных композиций происходит, в том числе, за счет «акробатизации», когда акробатические упражнения выступают в качестве самостоятельных единиц и являются составляющей различных каскадов, переходов и взаимо-

действий [5]. Как правило, такое усложнение влияет на общую сумму баллов и результативность спортсменов в целом, повышая функциональную подготовленность занимающихся [3].

Акробатическая подготовка - важный раздел спортивной аэробики. До недавнего времени использование акробатических упражнений в спортивной аэробике искусственно ограничивалось правилами соревнований и в соответствии с Правилами соревнований по спортивной аэробике до 2016 года акробатические элементы в соревновательной композиции были запрещены. Однако такая тенденция не касается выполнения пирамид, выполнение которых было обязательным, начиная с первой версии правил соревнований.

В последние годы наметился положительный сдвиг, и часть ограничений была снята. Акробатическая подготовка в разных видах спорта занимает все более высокое место, появляется понятие «акробатизация» [1]. Такие виды спорта, как художественная и эстетическая гимнастика, разные виды танцев, спортивная аэробика включают многочисленные и разнообразные акробатические упражнения, многие из которых выполняются из разных исходных положений и в разные конечные положения. Перечисленные упражнения в художественной гимнастике называются преакроба -тическими, в акробатике - «малая акробатика», в спортивной аэробике -полуакробатическими.

Акробатические упражнения в спортивной аэробике не имеют самостоятельной ценности, однако влияют на окончательную оценку при условии их комбинирования с элементом трудности. Такая же ситуация в отношении полуакробатических элементов, выполнение которых влияет на оценку за артистизм в компоненте «общее содержание». Все перечисленное указывает на большое значение акробатической подготовки в спортивной аэробике, начиная с самого начала занятий [8].

Каждый этап подготовки спортсмена включает необходимый уро -вень акробатической подготовленности. Так, спортсмену необходимо овладеть следующими разрешенными правилами соревнований упражнениями: на этапе начальной подготовки - рондат (А-1), переворот вперед/назад (А-2), на тренировочном этапе - темповой переворот вперед (А-3), фляк (А-4), на этапе спортивного совершенствования - сальто вперед/назад/в сторону (А-5).

Акробатические упражнения могут исполняться спортсменами в чистом виде и каскадных соединениях с элементами сложности, а также в видоизмененном, как компонент перехода [3]. В основе различных полуакробатических элементов, взаимодействий и переходов чаще всего используют перевороты (вперед/назад/) и фляки. В современном спорте акроба -тика все глубже внедряется в соревновательные композиции, так как ста -

новится неотъемлемой частью поддержек, взаимодействий и разнообразных соединений, являющихся обязательными составляющими программ по правилам спортивной аэробике. При этом необходимо соблюдать опре -деленные требования и избегать запрещенных движений: статических переразгибаний суставов спины, стоек на руках (больше 2 с), кувырков вперед с твистом, сальто с вращением больше 360 ° и комбинаций акробатических элементов [4, 6, 10].

Цель исследования - определить особенности физической подготовки для выполнения фляка, как элемента акробатики и в виде переходов, соединений и взаимодействий.

Задачи исследования:

1) проанализировать соревновательные композиции сильнейших гимнастов спортивной аэробики;

2) выявить наиболее распространенные акробатические элементы в соревновательных композициях сильнейших гимнастов спортивной аэробики;

3) подобрать средства физической подготовки, направленные на со -вершенствование техники выполнения фляка.

Методика и организация исследования. Основным методом исследования являлся анализ научно-методической литературы, который применялся в ходе исследования для уточнения отдельных аспектов по изучаемой проблеме. С помощью используемых методов математической статистики были обработаны результаты, полученные в ходе анкетирова -ния тренеров по спортивной аэробике, что позволило определить средства обучения и совершенствования техники фляка.

Организация исследования. Для решения поставленных задач был проведен видеоанализ соревновательных композиций высококвалифицированных спортсменов - участников чемпионатов России и мира 2022 годов, на основе которого определен наиболее распространенный акробатический элемент - фляк. Фляк представляет собой соединение двух полупереворотов назад, образующих прыжковый цикл, с ног на руки и с рук на ноги [9]. Различают два вида фляка: учебный (на месте) и разгонный (с продвижением). Необходимо отметить, что в спортивной аэробике наи -более распространенным является фляк на месте.

Результаты исследования и их обсуждение. По данным видеоанализа соревновательных композиций акробатический элемент фляк встречается наибольшее количество раз в индивидуальных выступлениях мужчин. В табл. 1 указаны акробатические упражнения, разрешенные правилами соревнований, и те, выполнение которых демонстрируются спортсменами в качестве переходов и взаимодействий.

Таблица 1

Соотношение частоты использования различных акробатических упражнений у спортсменов категории 18 лет

и старше в композициях, %

Акробатические упражнения Номинация

Индивидуальные выступления мужчин (ИЖ) Индивидуальные выступления женщин (ИМ) Смешанные пары (СП) Трио (ТР) ГР

Колесо - - 12,5 12,5 17

Маховое сальто 17 25 25 37,5 -

Переворот вперед 33 - 12,5 12,5 -

Переворот назад - - - 12,5 33

Фляк 33 87,5 - - -

Арабское сальто - - 50 25 17

Темповой переворот - - - - 17

Рондат 17 12,5 - - -

Кинематические характеристики [2] фляка назад подробно рассмотрены в работе С.С. Фисенко [8]. Так, сравнительный анализ показал, что временные характеристики усилий, приложенные при выполнении фляков, из различных исходных положений имеют некоторые отличия. Причем они более выражены в фазе амортизации и отталкивания от опоры. При выполнении фляка с последовательной постановкой стоп фаза амортиза -ции длится дольше и составляет 0,33±0,05 с, а при параллельной постановке - 0,29±0,05 с. Время отталкивания от опоры, напротив, меньше при выполнении фляка с последовательной постановкой опорных звеньев.

Техника выполнения фляка:

1-я фаза - отталкивание ногами - прыжок назад с ног на руки (за счет сгибания и разгибания ног, прогибания в спине);

2-я фаза - курбет (за счет хлестообразного маха ногами, направленного на выпрямление ног с целью достижения вращательного движения телом гимнаста назад);

3-я фаза - отталкивание руками в конечное положение стоя (за счет разгибания рук).

Работающие мышцы при выполнении фляка: мышцы верхних конечностей (большая грудная мышца, трапециевидная мышца, двуглавая мышца плеча, подостная мышца плеча, дельтовидная мышца, трехглавая мышца, плечелучевая мышца, мышцы кисти), мышцы живота (прямая мышца, внутренняя косая) и спины (большая ромбовидная мышца, широ -чайшая мышца), мышцы нижних конечностей (напрягатель широкой фас -ции, портняжная мышца, четырехглавая мышца бедра, передняя больше -берцовая мышца, икроножная мышца) [7].

Характерной особенностью обучения фляку в спортивной аэробике является то, что этот акробатический элемент не используется в соревновательной композиции отдельно. Фляк в спортивной аэробике - разгонный элемент, который связывает или элемент акробатики, или сложности. Такие соединения называются каскадами. Каскадное выполнение элемен -тов, в котором присутствует фляк, требует от тренера специфики физической подготовки спортсмена.

При опросе тренеров об использовании вспомогательного оборудования, направленного на повышение физической подготовленности с целью совершенствования техники выполнения фляка и других акробатиче -ских элементов, были получены данные, которые отражены на рисунке. Представленные в ответах тренеров вспомогательные средства, предназначены как для обучения, так и совершенствования техники выполнения фляка и акробатических элементов, что связано с процессом физической подготовки.

Необходимое вспомогательное оборудование и инвентарь для совершенствования техники выполнения фляка и других акробатических элементов

Основываясь на результатах опроса тренеров, был разработан ком -плекс средств, направленный на повышение уровня физической и техниче -ской подготовленности спортсменов 12-14 лет на тренировочном этапе для совершенствования акробатических элементов. Комплекс состоит из двух видов упражнений: направленных на специальную физическую под -готовку (гибкость мышц спины для выполнения различных переворотов, фляков и их модификаций для составления G+ в композициях, сила мышц рук, взрывная сила мышц ног для подготовки к безопорным акробатическим элементам, координация) и подводящих (развивающих в основном

координационные способности и включающие выполнение непосредственно акробатических элементов в облегченных условиях и с использованием различного инвентаря) (табл. 2).

Таблица 2

Комплекс упражнений, направленный на физическую и техническую подготовку при совершенствовании техники выполнения фляка

Вид подготовки Физическое качество Средства Дозировка Методические указания

Специальная физическая Скоростно- силовые способности Двойные прыжки через скакалку 80 раз Выполнять с прямыми ногами, стараться делать без остановок

Гибкость И.п. - наклон вперед, руки на пятой рейке: 1 - мах правой назад; 2 - и.п.; 3-4 - то же с другой 20 раз Спина параллельно полу, угол в тазобедренном суставе не меньше 180 °

Гибкость Ходьба в положении моста вперед ногам/руками 12 м Расстояние между руками и ногами не слишком большое и не слишком маленькое

Силовые способности И.п. - стойка на руках у стены: 1 - сгибание рук; 2 - и.п. 20 раз Стараться коснуться головой пола, обращать внимание на полное разгибание рук

Силовые способности Ходьба на руках 20 м Спина прямая, колени не сгибать

Силовые способности Запрыгивания на возвышенность в утяжелителях 20 раз Высоту возвышенности постепенно увеличивать до 1м., обращать внимания на выполнение прыжков подряд

Координационные способности Повороты в стойке на руках вправо/влево 5 раз в каждую сторону Выполнять в пределах квадрата 1Х1 м, чередовать сторону выполнения

Специально-техническая Координационные способности Фляк на батуте 20 раз Выполнять со страховкой

Координационные способности Сальто вперед/назад на батуте 10 раз Выполнять со страховкой

Координационные способности Акробатическая комбинация: рондат + фляк + переворот назад + переворот вперед 7 раз Выполнять на акробатической дорожке, добиваться слитного выполнения

Окончание табл. 2

Вид подготовки Физическое качество Средства Дозировка Методические указания

Специально-техническая Силовые способности Из упора углом в стойку на руках силой через спичаг и обратно в и. п. 10 раз Выполнять, не касаясь пола ногами, стремиться к выполнению нескольких подходов подряд, задержаться в положении упора углом и стойки на руках на 1-2 с

Гибкость Мост, одна вверх 15 с Нога направлена в потолок, параллельно полу, руки прямые, взгляд направлен в пол

Заключение. В процессе исследования было определено, что наиболее распространенным акробатическим элементом в соревновательной композиции спортивной аэробики является фляк, который спортсмены выполняют как отдельно, так и в соединении с элементами акроба-тики/сложности. Кроме этого, фляк часто используется в переходах и взаимодействиях. Вместе с тем, тренеры отмечают, что, не имея знаний и навыков в области акробатической подготовки, им сложно подготовить спортсмена к выполнению фляка с учетом требований спортивной аэро -бики. Основным требованием спортивной аэробики является безостано-вочное выполнение фляка и невозможной предварительной подготовки к нему, а также продолжение, не изменяя темпа и ритма соревновательной композиции, продемонстрировать ряд других сложных элементов. Все это, непременно, требует от спортсмена высокого уровня физической подготовленности.

Список литературы

1. Болобан В.Н. Макрометодика обучения акробатическим упражнениям сложным по координации // Педагогика, психология как медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2019. № 6. С. 14-24.

2. Гончарова Н.В., Палкин А.В. Проблема формирования надежности соревновательной деятельности в фитнес-аэробике // Наука-2020. 2019. № 11 (36). C. 29-32.

3. Касаткина Н.А., Назаренко Л.Д. Структура и содержание надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике // Теория и практика физической культуры. 2011. № 9. С. 77-80.

4. Кравчук А.И., Савчак Д.А., Давыдова И.А. Содержание технической подготовки на тренировочном этапе в спортивной аэробике // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7 (173). С. 93-99.

5. Кравчук А.И., Савчак Д.А., Добрягина И.В. Направленность акробатической подготовки гимнастов в спортивной аэробике // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7 (173). С. 89-93.

6. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов: монография. М.: Спорт, 2019. 655 с.

7. Поздеева Е.А., Пшеничникова Г.Н., Коричко Ю.В. Модельные характеристики содержания соревновательных упражнений квалифициро -ванных гимнастов в спортивной аэробике // Теория и практика физической культуры. 2018. № 10. С. 33-35.

8. Фисенко С.С. Методика акробатической подготовки юных гим -насток в упражнениях на бревне: автореф. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 22 с.

9. Чаюн Д.В. Моделирование персональной подготовки в спортивной аэробике на основе мониторинговых исследований : дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2020. 300 с.

References

1. Boloban V.N. Makrometodika obucheniya akrobaticheskim uprazhneniyam slozh-nym po koordinacii [Macromethodology of teaching acrobatic exercises with complex coordination] // Pedagogika, psihologiya kak mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vos-pitaniya i sporta [Pedagogy, psychology as medical and biological problems of physical education and sports]. 2019. No. 6. P. 14-24.

2. Goncharova N.V., Palkin A.V. Problema formirovaniya nadezhnosti sorevno-vatel'noj deyatel'nosti v fitnes-aerobike [The problem of competitive activity reliability formation in fitness aerobics] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2019. No. 11 (36). P. 29-32.

3. Kasatkina N.A., Nazarenko L.D. Struktura i soderzhanie nadezhnosti sorevno-vatel'noj deyatel'nosti v sportivnoj aerobike [The structure and content of the reliability of competitive activity in sports aerobics] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2011. No. 9. P. 77-80.

4. Kravchuk A.I., Savchak D.A., Davydova I.A. Soderzhanie tekhnicheskoj podgo-tovki na trenirovochnom etape v sportivnoj aerobike [The content of technical training at the training stage in sports aerobics] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 7 (173). P. 93 -99.

5. Kravchuk A.I., Savchak D.A., Dobryagina I.V. Napravlennost' akrobaticheskoj podgotovki gimnastov v sportivnoj aerobike [Orientation of acrobatic training of gymnasts in sports aerobics] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 7 (173). P. 89-93.

6. Platonov V.N. Dvigatel'nye kachestva i fizicheskaya podgotovka sportsmenov [Motor qualities and physical training of athletes]: monograph. M.: Sport, 2019. 655 p.

7. Pozdeeva E.A., Pshenichnikova G.N., Korichko Yu.V. Model'nye harakteristiki soderzhaniya sorevnovatel'nyh uprazhnenij kvalificirovannyh gimnastov v sportivnoj aero-

bike [Model characteristics of the content of competitive exercises of qualified gymnasts in sports aerobics] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2018. No. 10. P. 33-35.

8. Fisenko S.S. Metodika akrobaticheskoj podgotovki yunyh gimnastok v uprazhneniyah na brevne [Methods of acrobatic training of young gymnasts in beam exercises]: abstract ... cand. ped. sciences. Volgograd, 2005. 22 p.

9. Chayun D.V. Modelirovanie personal'noj podgotovki v sportivnoj aerobike na os-nove monitoringovyh issledovanij [Modeling of personal training in sports aerobics based on monitoring studies]: dis. ... cand. ped. sciences. Tyumen, 2020. 300 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.