Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА АКРОБАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ НЕСПЕЦИАЛЬНЫХ ВУЗОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ'

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА АКРОБАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ НЕСПЕЦИАЛЬНЫХ ВУЗОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ ВУЗЫ / СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА / АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / АКРОБАТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / РАЗРЕШЕННЫЕ И ЗАПРЕЩЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / СТУДЕНТЫ СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковшура Татьяна Евгеньевна, Ковшура Елена Олеговна, Власова Зоя Николаевна, Плотникова Светлана Станиславовна

Сложнокоординационные виды спорта, к которым относится спортивная аэробика, характеризуются сочетанием различных видов подготовки. В учебно-тренировочном процессе спортсменов используются общая и специальная физическая, хореографическая, техническая, теоретическая подготовка [1]. Начиная с 2013 года, в связи с изменениями, внесенными в правила соревнований, для повышения динамичности соревновательных программ гимнастов, было принято решение о включении в них акробатических элементов, что в свою очередь повлияло на появлении акробатической подготовки в учебно-тренировочном процессе. В статье представлена классификация элементов, используемых в акробатической подготовке гимнастов. Также авторы проанализировали содержание соревновательных программ спортсменов неспециальных вузов на предмет использования ими акробатических элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковшура Татьяна Евгеньевна, Ковшура Елена Олеговна, Власова Зоя Николаевна, Плотникова Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION AND CHARACTERISTICS OF ACROBATIC ELEMENTS USED IN COMPETITIVE PROGRAMS OF ATHLETE STUDENTS OF NON-SPECIAL UNIVERSITIES ENGAGED IN SPORTS AEROBICS

Difficult coordination sports, which include sports aerobics, are characterized with the combination of different types of training. In the educational and training process of athletes, the general and special physical, choreographic, technical training are used. Since 2013, in connection with the changes made to the competition, in order to increase the dynamism of the competitive programs, it was decided to include acrobatic elements in them, which in turn influenced the creation of acrobatic training in the educational process. The article presents the classification of acrobatic elements used in the acrobatic training of gymnasts. The authors also analyzed the content of the competitive programs of athletes from non-special universities for their use of acrobatic elements.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА АКРОБАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ НЕСПЕЦИАЛЬНЫХ ВУЗОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ»

REFERENCES

1. Baevsky, R.M. and Beresneva A.P. (1997), Assessment of the adaptive capabilities of the body and the risk of developing diseases, Meditsina, Moscow.

2. Gavrilova E. A. and Churganov O.A. (2012), "Forecasting of aerobic abilities of highly qualified skiers according to the data of variation pulsometry", Sports science bulletin, No. 4, pp. 3-6.

3. Galeev, A.R. (1999), The use of heart rate indicators to assess the functional state of schoolchildren taking into account their age characteristics and the level of motor activity, dissertation, Novosibirsk.

4. Gross, N.A. Sharova, T.L., Berkutova, T.Yu., Gorbunova, E.A. and Klendar, V.A. (2018), "Ways of solving the problems of rehabilitation of children with motor disorders by means of physical culture", Sports science bulletin, No. 5, pp. 58-64.

5. Emelyanov, V.D., Krasnoperova, A.V., Shevtsov, A.V. and Shelkova, A.R. (2014), "Features of physical development and provision of locomotor functions of motor activity of persons with sensory disorders taking into account age and gender differences", Adaptive physical culture, No. 1, pp. 5-11.

6. Krylova, A.V., Anikina, T.A., Zverev, A.A. and Zefirov, T.L. (2016), "Activity of the sympathoadrenal system of boys of different stages of puberty", Research Journal of Medical Sciences, No. 10 (3), pp. 60-63.

7. Mamiy, V.I. and Haspekova, N.B. (2002), "On the nature of the very low-frequency component of heart rate variability and the role of sympathetic-parasympathetic interaction", Sechenov Russian Journal of Physiology, Vol. 88, No, 2, pp. 237-247.

8. Sitdikov, F.G., Shaikhelislamova, M.V., and Sitdikova, A.A. (2006), "Functional state of the sympathoadrenal system and features of vegetative regulation of heart rhythm in younger schoolchildren", Human Physiology, Vol. 32, No. 6. pp. 22-27.

9. Bernstein, N.A. (1990), Physiology of movement and activity, Nauka, Moscow.

Контактная информация: bobz@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 09.03.2021

УДК 796.41

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА АКРОБАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ НЕСПЕЦИАЛЬНЫХ ВУЗОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ

Татьяна Евгеньевна Ковшура, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Олеговна Ковшура, доцент, Зоя Николаевна Власова, доцент, Санкт-Петербургский технологический институт (технический университет) Санкт-Петербург; Светлана Станиславовна Плотникова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация

Сложнокоординационные виды спорта, к которым относится спортивная аэробика, характеризуются сочетанием различных видов подготовки. В учебно-тренировочном процессе спортсменов используются общая и специальная физическая, хореографическая, техническая, теоретическая подготовка [1]. Начиная с 2013 года, в связи с изменениями, внесенными в правила соревнований, для повышения динамичности соревновательных программ гимнастов, было принято решение о включении в них акробатических элементов, что в свою очередь повлияло на появлении акробатической подготовки в учебно-тренировочном процессе. В статье представлена классификация элементов, используемых в акробатической подготовке гимнастов. Также авторы проанализировали содержание соревновательных программ спортсменов неспециальных вузов на предмет использования ими акробатических элементов.

Ключевые слова: неспециальные вузы, спортивная аэробика, акробатическая подготовка, акробатические элементы, разрешенные и запрещенные элементы, студенты - спортсмены.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p197-202

CLASSIFICATION AND CHARACTERISTICS OF ACROBATIC ELEMENTS USED IN COMPETITIVE PROGRAMS OF ATHLETE STUDENTS OF NON-SPECIAL UNIVERSITIES ENGAGED IN SPORTS AEROBICS

Tatyana Evgenyevna Kovshura, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Elena Olegovna Kovshura, the senior lecturer, Zoya Nikolaevna Vlasova, the senior lecturer, St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg; Svetlana Stanislavovna Plotnikova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Abstract

Difficult coordination sports, which include sports aerobics, are characterized with the combination of different types of training. In the educational and training process of athletes, the general and special physical, choreographic, technical training are used. Since 2013, in connection with the changes made to the competition, in order to increase the dynamism of the competitive programs, it was decided to include acrobatic elements in them, which in turn influenced the creation of acrobatic training in the educational process. The article presents the classification of acrobatic elements used in the acrobatic training of gymnasts. The authors also analyzed the content of the competitive programs of athletes from non-special universities for their use of acrobatic elements.

Keywords: non-special universities, sports aerobics, acrobatic training, acrobatic elements, permitted and prohibited elements, students - athletes.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная аэробика - это молодой, динамично развивающийся сложнокоордина-ционный вид спорта, пользующийся популярностью среди студенческой молодежи.

В неспециальном вузе, спортивная аэробика используется в рамках дисциплины (модуля) «Элективные курсы по физической культуре и спорту». На данные занятия приходят заниматься студенты, которые в период обучения в школе дополнительно занимались спортивной аэробикой или смежными видами спорта, такими как фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание и т.д. Мотивацией к данным занятиям занимающихся служит желание реализовать себя в спортивной деятельности, повысить качество жизни, увеличить круг общения, выполнить спортивные разряды [1]. Составление соревновательных программ по спортивной аэробике, происходит в соответствии с правилами соревнований и должны демонстрировать высокий уровень физической, технической, акробатической, хореографической подготовленности спортсмена.

Начиная с момента основания Международной федерации по спортивной аэробике в 1995 году, ее руководство очень категорично относилось к использованию акробатических элементов в соревновательной программе. В первых правилах соревнований даже были прописаны сбавки до 1 балла за их использование. Однако в настоящей редакции правил соревнований по данному виду спорта, некоторые акробатические элементы было разрешено использовать спортсменам в своих композициях. Интеграция таких упражнений в соревновательные программы спортивной аэробики призвана повысить их зрелищ-ность и интенсивность.

Выступление спортсмена будет высоко оценено судьями лишь в том случае, если все элементы и их соединения будут рационально распределены в программе и спортсмены продемонстрируют технические возможности и свой индивидуальный стиль [3].

Правила соревнований, действующие в настоящее время, четко разделяют разрешенные и запрещенные акробатические элементы. Так разрешено включать в программу: перевороты вперед, назад, боком; рондат; фляк; подъем разгибом из стойки на голове или руках; темповой переворот; сальто вперед, назад, боком. Данные элементы можно выпол-

нять не более двух раз в соревновательном упражнении, в сочетании с различными движениями, прыжками и без них. Такие сочетания дают возможность выступающему спортсмену получить от судей артистичности максимальную оценку в два балла за критерий «Общее содержание упражнения» [4,5].

Помимо этого, акробатические элементы могут быть использованы в соревновательной композиции в сочетании с элементами сложности спортивной аэробики. Выполнение таких соединений (допускается максимум 2 комбинации) оценивается судьями от 0,1 до 0,2 и зависит от количества и качества их выполнения. Поэтому у спортсменов есть возможность повысить итоговую оценку за соревновательное упражнение, используя акробатические элементы. Они могут быть использованы, либо в классическом исполнении, либо в видоизмененном. Это может быть выполнение элементов с поворотом, через одну руку, с опусканием на пол и т.д. [3]. Кроме этого, акробатические элементы используются при выполнении пирамид, поддержек и взаимодействий во всех номинациях, за исключением индивидуальных выступлений мужчин и женщин.

Такие элементы, как статичные позы с переразгибом позвоночника, стойки более 2 секунд, а также сальто более 360о с дополнительным поворотом или без него, а также сочетание акробатических элементов запрещены к использованию в спортивной аэробике по причине их высокой травматичности для самого спортсмена и членов его команды [5].

Поэтому, целью исследования явилась необходимость оптимизировать акробатическую подготовку членов сборной команды неспециального вуза по спортивной аэробике.

Задачи исследования:

• классифицировать акробатические элементы, используемые в соревновательных композициях спортсменов;

• изучить мнение тренеров сборных команд по спортивной аэробике неспециальных вузов о направленности акробатической подготовки спортсменов;

• выявить особенности акробатической подготовки студентов-спортсменов по спортивной аэробике неспециальных вузов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспертный опрос (анкетирование), педагогические наблюдения, анализ судейских протоколов, анализ видеозаписей с выступлениями студентов-спортсменов показал, что все выступающие в своих соревновательных программах используют акробатические элементы в различном исполнении и разных сочетаниях.

В опросе участвовали тренеры сборных команд по спортивной аэробике неспециальных вузов в количестве 19 человек. Их стаж работы в должности тренера, в среднем, составил от 5 до 20 лет, причем со стажем 13-20 лет - 60%, 9-12 лет - 30%, 5-8 лет -10%, из них имеют разряды по художественной гимнастике - 40%, по спортивной гимнастике - 16%, спортивной акробатике - 12%, спортивной аэробике - 19%, не занимались смежными, со спортивной аэробикой, видами спорта - 13%.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Акробатические элементы, используемые в соревновательных композициях спортивной аэробики, в зависимости от техники их исполнения могут быть разделены на три большие группы, [2] каждая из которых состоит из ряда подгрупп (рисунок 1).

К первой группе относятся динамические упражнения, связанные с частичным или полным переворачиванием спортсмена через голову в различных направлениях. В партере спортсмены могут выполнять перекаты и кувырки, на опоре могут выполняться перевороты вперед, назад, боком, рондат и фляк, в полете - сальто вперед, назад, боком, маховое сальто (рисунок 2 ).

Ко второй группе классификации акробатических элементов относятся статические упражнения, связанные с удержанием тела в равновесии в различных положениях

(рисунок 3). Основой данного вида упражнений является удержание равновесия собственного тела (при индивидуальном выполнении) или уравновешивание партнера (при выполнении подъемов). Балансирования включают в себя удержания и переходы из одного положения в другое. При выполнении этих двигательных действий спортсмену требуется высокая координация движений.

Рисунок 1 - Классификация акробатических упражнений

Рисунок 2 - Классификация динамических упражнений

Рисунок 3 - Классификация статических упражнений

На опоре выполняются стойки на руках и различные их модификации, но удержание этого положения должно быть не более двух секунд, в противном случае этот элемент перейдет в категорию запрещенных, и спортсмен будет наказан сбавкой в 0,5 балла.

В основном тренеры используют элемент «стойку» в разнообразных подъемах одного или нескольких спортсменов, где в дальнейшем гимнаст выполняет различные перевороты, по технике похожие на элементы акробатики из группы динамических упражнений.

БРОСКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ I I 1 I

Рисунок 4 - Классификация бросковых упражнений

К третьей группе акробатических упражнений относятся бросковые упражнения, связанные с броском и ловлей одного (верхнего) спортсмена другим или несколькими спортсменами. При этом верхний может выполнять полет как без вращения, так и с частичным или полным вращением тела относительно поперечной оси (вперед, назад или в сторону), продольной оси или относительно обеих осей одновременно (рисунок 4). По-

мимо выполнения различных подъемов одного или нескольких гимнастов, а затем выполнения ими акробатического элемента наверху, спортсменам важно уметь технически правильно ловить партнера (партнеров) сверху при приземлении. Приземления на пол могут быть с поддержкой или без нее, приземляющийся должен быть способен удержать позицию приземления, как если бы это было без поддержки.

В результате педагогических наблюдений, инструментом которого явился анализ видеозаписей с выступлениями студентов-спортсменов в таких соревнованиях как Чемпионат вузов Санкт-Петербурга, Чемпионат г. Санкт-Петербурга, мы выяснили, что все соревновательные программы спортсменов неспециальных вузов содержали акробатические элементы. Это подтверждает 100% ответ тренеров на вопрос о необходимости включения акробатической подготовки в тренировочный процесс. Отличительной особенностью является то, что в 95% случаев данные элементы выполнялись в партере и на опоре, исключая фазу полета. В 94% выступлений студентов - спортсменов акробатические элементы, включенные в соревновательную программу, относились к группе динамических, из группы статических упражнений - всего 2%, бросковые элементы в объеме 4% -использовались при выполнении пирамид в групповых видах спортивной аэробики.

Работа с судейскими протоколами показала, что в 84% выступлений, спортсмены используют акробатические упражнения в связках с расцененными элементами спортивной аэробики, тем самым стараясь набрать дополнительные баллы и, лишь, 8% выступающих удалось получить максимальные 2 балла.

Так же мы выяснили, что 52% всех акробатических элементов, спортсмены выполняли в партере (перекаты, кувырки и их модификации), 43% - делали на опоре без фазы полета (различные перевороты и их варианты) и лишь 5% на опоре с фазой полета (рон-даты, фляки). Различные виды сальто не выполнял никто.

Группа статических упражнений была представлена выполнением «динамических» стоек и их вариантов. Всего 28% выступающих студентов-спортсменов использовали такие элементы.

Анализ выступлений сборных команд неспециальных вузов показал, что они включают в свои композиции акробатические элементы группы «Бросковые» при выполнении пирамид. Это в 90% случаев - упражнения с вращением вокруг поперечной оси -сальто и их модификации. Причем, в 60% упражнений они выполнялись с приземлением в руки партнеров, а в 40% - на опору. Как правило, все бросковые упражнения в пирамидах, выполняются с подстраховкой членами команды, поскольку, 87% из них имеют фазу полета.

На вопрос к тренерам: «Используете ли вы в соревновательных упражнениях спортсменов ранее ими изученные акробатические элементы или они осваивают новые?» -68% ответили, что используют ранее изученные, 21% сообщили, что стараются видоизменить ранее освоенные, а 11% разучивают новые элементы с занимающимися, но в 100% случаев это упражнения либо в партере, либо на опоре, которые полностью исключают фазу полета. Это можно объяснить тем, что в период обучения студентам - спортсмена от 17 до 23 лет и они испытывают страх получить травму при разучивании новых элементов, а отсутствие такого спортивного инвентаря, как мягкие маты, поролоновые ямы, лонжии и т.д. также не способствуют разучиванию элементов с фазой полета, поскольку нет возможности исключить травматизм занимающихся.

ВЫВОДЫ

В результате проведенной работы мы классифицировали акробатические элементы, которые используют спортсмены и тренеры в соревновательном упражнении спортивной аэробики, что имеет большое значение для учебно-тренировочного процесса в целом, и для процесса акробатической подготовки, в частности. Все тренеры сборных команд неспециальных вузов применяют акробатическую подготовку в учебно-

тренировочном процессе студентов - спортсменов. Этот вид подготовки для таких сборных команд направлен, в основном, на разучивание и модификацию элементов в партере и на опоре. Динамические упражнения с фазой полета не разучиваются в связи с отсутствием психологической готовности студентов-спортсменов выполнять элементы из группы риска, а также плохим материальным обеспечением учебно-тренировочного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крючек Е.С. Особенности учебно-тренировочного процесса по спортивной аэробике студентов непрофильных вузов / Е.С. Крючек, Т.Е. Ковшура // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2011. - № 9 (79) - С. 90-93.

2. Коркин В.П. Парные и групповые акробатические упражнения для женщин / В.П. Кор-кин. - Москва : Физкультура и спорт, 1976. - 151 с.

3. Сомкин А. А. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов : дис... д-ра пед. наук / Сомкин Алексей Альбертович. - Санкт-Петербург, 2002. - 383 с.

4. Чаюн Д.В. Акробатические элементы в индивидуальных соревновательных программах высококвалифицированных аэробистов / Д.В. Чаюн, К.Г. Клецов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166) -С. 274-278

5. Аэробная гимнастика : правила соревнований, 2017-2021 // Federation Internationale de Gymnastique : [site]. - [Lausanne, 2017]. - URL:://www.fig-gymnastics.com/publicdir/rules/files/ru_AER%20CoP%202017-2020.pdf (дата обращения: 01.12.2018).

REFERENCES

1. Krjuchek, E.S. and Kovshura T.E. (2011), "Features of educational-training process in sports aerobics of students of not profile higher schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No № 9 (79), pp. 90-93.

2. Korkin, V.P. (1976), "Pair and group acrobatic exercises for women", Physical culture and spots, Moscow.

3. Somkin, A. A. (2002), Classification of exercises and the main components of the training of highly qualified athletes, dissertation, St. Petersburg.

4. Chayun, D.V. and Kletsov K.G. (2018), "Acrobatic exercises in individual competitive programs of highly skilled aerobist", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (166), pp. 274278.

5. Federation International Gymnastics (2017), Code of point of aerobic gymnastics - edition 2017-2020, Lausanne, Switzerland.

Контактная информация: e.o.kovshura@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.02.2021

УДК 797.21

ТЕХНОЛОГИЯ СИНХРОНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

Алексей Витальевич Кондыков, соискатель, Орловский государственный аграрный университет; Сергей Александрович Семенов, кандидат педагогических наук, профессор, Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Владимирович Перепелкин, соискатель, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны

Аннотация

Авторами статьи обоснована технология спортивной тренировки юных пловцов на этапе начальной специализации, которая предусматривает поэтапное протекание процессов синхронизации физической и технической подготовки с выполнением промежуточных нормативов контроля в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.