УДК 355/233/22
С ООТНОШЕНИЕ НАГРУЗКИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ У СТУДЕНТОВ - СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ В НЕСПЕЦИАЛЬНОМ
ВУЗЕ
Ковшура Т.Е., СПбГТИ (ТУ), канд. пед. наук, доцент Контакты: tk8585@mail.ru
В статье представлен анализ объемов различных видов тренировочных нагрузок, применяемых в соревновательный период у студентов - спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой. Предопределены составляющие нагрузки с учетом ее распределения в каждом микроцикле, что позволит скорректировать тренеру нагрузки в тренировочном процессе в течение соревновательного периода, учитывая учебный процесс студентов. Проведено распределение средств физической и технической подготовки в соревновательный период в течение учебного года в вузе для достижения спортсменами пика спортивной формы к соревнованиям. При этом необходимо учитывать, что студенты-спортсмены в связи с учебной загруженностью или болезнью вынуждены пропускать тренировочные занятия.
Ключевые слова: студенты-спортсмены, соревновательный период, спортивная аэробика, тренировочная нагрузка, неспециальный вуз.
Введение
В настоящее время при наличии большого количества соревнований различного уровня (Чемпионаты федеральных округов, Всероссийские соревнования, Чемпионат г. Санкт -Петербурга, Чемпионат вузов г. Санкт-Петербурга) и выполнения на них спортивных разрядов, соревновательная подготовка в спортивной аэробике требует постепенного подведения спортсмена к первенству на пике спортивной формы. Это заставляет тренера детально подобрать средства и методы при подготовке спортсмена в соревновательном
166
периоде. В течение учебного года у студентов - спортсменов соревновательный период проводится дважды (зимний и весенний).
Анализ научно-методической литературы [1^4] показал, что вопрос целесообразного сочетания тренировочных нагрузок у студентов - спортсменов до конца не изучен. Нами была предпринята попытка обосновать рациональное сочетание тренировочных нагрузок в соревновательном периоде по микроциклам.
Методика проведения
В соревновательном периоде основной целью является закрепление навыков выполнения элементов трудности, базовых шагов, их совершенствование, а также развитие специальной выносливости (кардиовыносливости) при выполнении соревновательных программ. Главной задачей данного периода является совершенствование уровня техники выполнения соревновательной программы.
Соревновательный период в первом семестре начинается со второй недели ноября и заканчивается в середине декабря после окончания соревнований. Во втором семестре этот период занимает два месяца (март-апрель), где в каждом из них проходят соревнования.
Среднее количество элементов выполненных за неделю в подводящем микроцикле - 124, при этом среднее время, затраченное на тренировочные занятия в неделю - 104 минут, что говорит о большей интенсивности выполнения элементов в минуту (1,2, чем в ударном микроцикле). Здесь присутствует наибольшее количество элементов в среднем за тренировочное занятие, а также по сравнению с предыдущими микроструктурами здесь имеются наибольшие показатели по количеству комбинаций - 163.
В соревновательном мезоцикле подводящего микроцикла каждое тренировочное занятие включало в себя: индивидуальную разминку и выполнение хореографических связок из соревновательной композиции под музыкальное сопровождение со всеми взаимодействиями и пирамидами (смешанные пары, трио, группы), опуска-
167
ниями на пол и «вставаниями», без элементов сложности. В начале основной части занятия выполняли III комплекс элементов базовой хореографии спортивной аэробики. Далее выполняли соревновательные программы под музыкальное сопровождение по частям с элементами сложности (1/2 соревновательной программы), по частям (первая «половина» соревновательной программы с элементами, вторая - только хореографические связки и наоборот); выполнение соревновательной программы полностью под музыкальное сопровождение с включением элементов сложности, выполняемые в исходных и конечных положений только «наверху» или только «внизу» и соревновательной программы полностью со всеми элементами сложности. Далее следовали упражнения скоростно - силового характера, т.е. средства специальной физической и специальной технической подготовки на совершенствование физических качеств. В заключительной части также упражнения на восстановление дыхания и на растягивание мышц после силовой нагрузки.
Использование различных вариантов работы над соревновательной программой происходит в зависимости от приближения к соревнованиям. По мере приближения к соревнованиям изменяется не только количественная сторона выполнения нагрузки, но и качественная. От гимнастов требуется стабильное и выразительное выполнение соревновательных композиций. Для поддержания работоспособности и спортивной формы спортсменов на должном уровне перед соревнованиями за 2 недели из тренировочного занятия выводятся средства специальной физической и специальной технической подготовки.
В соревновательном микроцикле тренировочное занятие проводится следующим образом: выполнение индивидуальной разминки и соревновательной композиции, выполняемой под музыкальное сопровождение со всеми взаимодействиями и пирамидами (смешанные пары, трио, группы), опусканиями на пол и «вставаниями» без элементов сложности. Характеристики нагрузки на этом этапе подготов-
168
ки представлены на рисунках 1, 2, 3 и 4. В основной части тренировочного занятия гимнасты выполняют элементы всех групп сложности, включенных в соревновательную программу, и затем выполняют их в соревновательной программе полностью под музыкальное сопровождение. Заключительная часть направлена на восстановление дыхания и на растягивание мышц после силовой нагрузки.
Средняя продолжительность тренировки (мин)
Ударный микроцикл Восстановительный
микроцикл
Рис. 1. Продолжительность тренировок в подводящем и соревновательном микроциклах
169
Количество элементов за неделю
□ Количество
Ударный микроцикл Восстановительный элементов за
микроцикл неделю
Рис. 2. Объем элементов в тренировочных занятиях в подводящем и соревновательном
микроциклах
Среднее количество элементов выполненных за неделю - 108, при этом показатели по количеству комбинаций составляет - 109.
Интенсивность (кол-во элементов в мин.)
2,5 2 1,5 1
0,5 0
□ Интенсивность (кол-во элементов в мин.)
Ударный микроцВиокслстановительный микроцикл
Рис. 3. Интенсивность в тренировочных занятиях в подводящем и соревновательном
микроциклах
170
Количество комбинаций
200
100
150
50
0
Ударный микроциклновительный микроцикл
Рис. 4. Нагрузка в тренировочных занятиях в подводящем и соревновательном микроциклах
Среднее время, затраченное на тренировочные занятия в неделю - 108 минут, а интенсивность выполнения элементов в минуту составляет - 2,4.
Наряду с физической, технической, психологической, хореографической подготовкой проводится теоретическая, которая проходит на протяжении всех периодов подготовки параллельно с практическими занятиями. В подготовительном периоде она включает в себя общие вопросы физической культуры и спорта, основные принципы, средства и методы спортивной тренировки, методы самоконтроля на занятиях, а также знакомство со спортивной аэробикой как с видом спорта. В момент освоения элемента проводится анализ видеозаписей, а также судейская практика.
Таким образом, можно полагать, что вполне реально построить тренировочный процесс с двумя соревновательными периодами в течение учебного года в вузе и подвести студентов спортсменов к соревнованиям на пике спортивной формы.
Выводы
171
Источники
1. Андреасян, К.Б. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике : автореф. дис. ... канд. пед. наук: Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1996. 22 с.
2. Горбунов, В.А. Контроль за тренировочной и соревновательной нагрузкой на специализированном этапе многолетней подготовки спортивного резерва в аэробике : учеб. пособие. Иркутск: «Репроцентр А1», 2008. 84 с.
3. Крючек, Е.С. Аэробика : уч. -метод. Пособие. С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 1999. 34 с.
4. Матвеев, Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки в макроциклах. М.: Рос. Гос. акад. физ. Культуры, 2001. № 2. С. 28-37; № 3, С. 28-37.
THE RATIO OF THE LOAD IN THE COMPETITIVE PERIOD THE STUDENT-ATHLETES INVOLVED IN SPORTS AEROBICS IN A NON-UNIVERSITY
Kovshura T.E.
The article presents the analysis of volumes of different types of training loads applied in the competitive period of the students - athletes involved in sports aerobics. Predefined components of the load taking into account its distribution within each microcycle that will adjust the coach load in the training process during the competition period, given the learning process of students. Conducted allocation of physical and technical training in the competition period during the academic year at the University, to reach the athletes peak sports form for competition. It is necessary to consider that student-athletes in connection with the educational workload or illness are forced to miss training sessions.
Keywords: students athletes, the competition period, sports aerobics, training load, nonspecial higher education institution.
Дата поступления 20.01.2016.
172