Научная статья на тему 'Роль административного надзора в предупреждении рецидивной преступности'

Роль административного надзора в предупреждении рецидивной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
385
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / RECIDIVISM / PREVENTION / ADMINISTRATIVE SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемьев Николай Семенович, Розуван Алексей Михайлович

в статье обосновывается актуальность предупреждения рецидивной преступности и роль административного надзора в ее предупреждении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEROLE OF ADMINISTRATIVESUPERVISION IN PREVENTIONOF RECIDIVISM

In the article the authors substantiates the urgency of crime prevention and the role of administrative supervision.

Текст научной работы на тему «Роль административного надзора в предупреждении рецидивной преступности»

УДК 343.9 N.S. ARTEMYEV, A.M. ROZUVAN

ББК 67.518.2

А86 THE ROLE OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION

IN PREVENTION OF RECIDIVISM

Аннотация: в статье обосновывается актуальность предупреждения рецидивной преступности и роль административного надзора в ее предупреждении.

Ключевые слова: рецидивная преступность, предупреждение, административный надзор.

НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ АРТЕМЬЕВ*, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОЗУВАН**

РОЛЬ

АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Annotation'. In the article the authors substantiates the urgency of crime prevention and the role of administrative supervision.

Key words: recidivism, prevention, administrative supervision.

В последние годы криминальная обстановка в стране продолжает оставаться напряженной, а раскрываемость преступлений - крайне низкой. Активно развивается наркобизнес. Расширение масштабов преступных проявлений отмечается во всех сферах экономики, особенно банковской, кредитно-финансовой, внешнеэкономической Отмечается тенденция к росту уровня рецидивной преступности. В общей структуре преступности рецидивная преступность в 2010 г. достигла 37,1 % зарегистрированной преступности.

Общественная опасность рецидивной преступности обусловлена тем, что совершение лицом более одного преступления свидетельствует об упорном стремлении продолжать преступное поведение, об укреплении в сознании преступных навыков, стойких антиобщественных взглядов и убеждений. Кроме того, преступники-рецидивисты оказывают негативное влияние на неустойчивых лиц, особенно несовершеннолетних и молодежь, и втягивают их в преступную деятельность.

Рецидивная преступность концентрирует в себе наиболее опасные негативные явления, свойственные преступности: криминальный профессионализм, организованность, субкультуру преступного мира, наркобизнес и т. п. Эти и другие негативные явления, свойственные рецидивной преступности, представляют собой серьезную проблему для правоохранительных органов, в том числе для исправительных учреждений, где отбывает наказание наиболее криминальная часть преступников и совершает рецидивные преступления, количество которых имеет тенденцию к росту.

* Доктор юридических наук, профессор, заслуженныйработник высшей школы, профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России);

** заслуженный юрист РоссийскойФедерации, депутат (ГосударственнаяДума Федерального Собрания РоссийскойФедерации).

E-mail: [email protected].

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

В связи с необходимостью предупреждения криминального рецидива Государственной Думой был принят и одобрен Советом Федерации Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». В Федеральном законе определяются: понятие административного надзора и административного ограничения; задачи административного надзора; лица, в отношении которых устанавливается административный надзор; административные ограничения при административном надзоре; срок административного надзора; порядок установления, осуществления, продления и прекращения административного надзора; права поднадзорного лица; обязанности поднадзорного лица; полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Таким образом, в системе мер, направленных на предупреждение рецидивной преступности, с 1 июля 2011 г. вводится административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, эффективность которого будет зависеть от его квалифицированного осуществления сотрудниками полиции, в первую очередь участковыми уполномоченными полиции, на территорию обслуживания которых будутприбывать эти лица после отбывания наказания. Опыт лучших региональных управлений внутренних дел в 70-80-е годы ХХ столетия (Кировской, Курской и некоторых других областей) свидетельствовал о том, что квалифицированное осуществление административного надзора оказывало непосредственное влияние на снижение уровня рецидивной преступности и укрепление правопорядка.

Содержание и эффективность административного надзора в целом будетзависеть от того, насколько квалифицированно будет осуществляться работа полиции по следующим направлениям:

- установление административного надзора;

- организация работы по осуществлению административного надзора;

- осуществление воспитательной функции административного надзора;

- организация контроля за образом жизни поднадзорных.

Задачей полиции является своевременное взятие под административный надзор лиц, которые в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» фак-

тически, исходя из поведения и образа жизни, подпадают под его действие.

Для того чтобы указанный Федеральный закон с 1 июля 2011 г. стал эффективно работать, следует его изучить всем сотрудникам полиции, в первую очередь участковым уполномоченным полиции, провести с ними кустовые (межрайонные) совещания-семинары и принять зачеты по знанию данного Федерального закона, а также подготовить необходимыеучет-ные документы.

У становлениеадминистративного надзора - не самоцель, а лишь начальный этап непосредственной работы по перевоспитанию и контролю за поднадзорными. В конечном итоге качество и практическая значимость административного надзора определяются числом ранее судимых, снятых с учета в связи с исправлением по истечении установленного срока или досрочно и не совершивших нового преступления. И наоборот, чем выше удельный вес и количество поднадзорных, привлеченных к уголовной ответственности по ст. 3141 УК РФ (уклонение от административного надзора), тем ниже его уровень. В свою очередь, эти показатели находятся в прямой зависимости от фактическогосостояния предупредительнойра-боты с каждым поднадзорным.

Контроль за поведением поднадзорных должен осуществляться сотрудниками полиции, в том числе участковыми уполномоченными полиции, с использованием общественности и конфидентов. Гласные проверки поведения таких лиц должны осуществляться как по месту жительства, так и по месту работы не реже одного раза в месяц.

Предупреждение преступлений со стороны поднадзорных и их перевоспитание требуют комплексного подхода к решению всех вопросов, связанных с осуществлением административного надзора.

Осуществление надзора представляет собой творческий процесс, основанный на постоянном применении норм педагогики и психологии с преобладанием методов убеждения, что не исключает при необходимостиприменения предусмотренных законом средств принуждения.

Эффективность административного надзора во многом основывается на принципе строго индивидуального подхода к каждому поднадзорному, в целом к контингенту поднадзорных в зависимости от их поведения, глубины сложившихся антиобщественных установок, черт характера, особенностей совершения прежних преступлений и других факторов и достигается на основе установления конкретного режима надзора.

В свою очередь, режим надзора определяется объемом установленных ограничений, периодичностью осуществления контроля за соблюдением и образом жизни поднадзорного, интенсивностью мер воспитательного характера и, наконец, кругом должностных лиц и общественности, исполняющих контрольные и воспитательные функции в отношении поднадзорного.

В рамках конкретного режима надзора индивидуализация предупредительной работы начинается с выбора ограничений. По общему правилу любое административное ограничение не должно сужать права поднадзорного в удовлетворении его культурных запросов. В связи с этим какие-либо запрещения посещать культурно-просветительные учреждения явно не соответствуют смыслу административного надзора и не подлежат применению.

Административные ограничения в посещении мест массового отдыха могут быть применены лишь в порядке исключения, когда имеются достоверные сведения о намерении поднадзорного использовать их посещение для преступной деятельности. Запрещение пребывания на торговых предприятиях и предприятиях общественного питания, а также на рынках не может носить массового характера и устанавливается при наличии реальных опасений об использовании поднадзорным посещения этих мест в антиобщественных целях.

Другие виды ограничений также должны применяться строго дифференцированно в зависимости от образа жизни поднадзорного.

При установлении административного надзора начальник полиции или его заместитель проводит индивидуальную беседу с поднадзорным, в которой желательно участие родственников последнего.

Последующая профилактическая работа с поднадзорным должна строиться по принципу сочетания индивидуального и коллективного воздействия, строго в зависимости от поведения и образа жизни. При совершении поднадзорным правонарушения необходимонемедленное реагирование путем индивидуального рассмотрения обстоятельств и мотивов антиобщественного поведения с дальнейшим принятием необходимыхпрофилактических мер. Объяснение поднадзорного в этом случае фиксируется письменно и вместе с другими материалами приобщается к делу учета.

Осуществляя надзор, сотрудники полиции в плане усиления индивидуально-профилактической работы обязаны:

- систематически разъяснять профилактическую сущность административного надзора как поднадзорному, так и его родственникам;

- привлекать для перевоспитания поднадзорного наиболее авторитетных для него родственников, знакомых и других лиц;

- оперативно применять предусмотренные законом меры воздействия на них;

- изучать организацию воспитательной работы с поднадзорными по месту их работы;

- оказывать поднадзорному необходимую помощь в трудоустройстве и решении вопросов семейно-бытового и иного характера.

В общении с поднадзорными каждый сотрудник полиции обязан проявлять корректность, заинтересованность в их судьбе в сочетании с необходимой требовательностью при нарушениях общественного порядка и совершении различных правонарушений.

Проверка соблюдения поднадзорными установленных правил и ограничений должна осуществляться в соответствии с составляемым графиком, который следует корректировать в зависимости от получения новых сведений о поднадзорных.

В каждом конкретном случае производящий проверку сотрудник полиции обязан детально выяснить не только обстоятельства, но и мотив несоблюдения правил и ограничений надзора.

По каждому факту привлечения поднадзорного к административной ответственности сотрудник немедленно принимает надлежащие меры воспитательного характера.

Как подчеркнул на заседании Совета Безопасности Российской Федерации в январе 2011 г. министр внутренних дел России Р. Нургалиев, уже очевидно, что одного лишь закона об административном надзоре за бывшими заключенными явно недостаточно. Необходимапродуман-ная, хорошо отлаженная система профилактики. Именно федеральный закон может и должен определить обязанности всем органам исполнительной власти по работе с бывшими осужденными. Р. Нургалиев считает, что без консолидации усилий правоохранительных органов, органов государственной власти решить проблему рецидива преступности невозможно.

По мнению министра, речь должна идти не только о полицейском административном надзоре за отсидевшими в тюрьме людьми. Им нужна медицинская, социальная, психологическая помощь. Целенаправленная социальная опека - одно из главных условий общей профилактики повторной преступности. При участии Федеральной службы исполнения наказаний созда-

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

ны 199 центров социальной адаптации бывших осужденных.

Для координации предупредительной работы в целом и осуществления квалифицированного административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, целесообразно:

- в проект федерального закона, регламентирующий предупреждение преступности, включить создание службы профилактики;

- службу участковых уполномоченных полиции подчинить уголовному розыску, что не только повысит эффективность административ -ного надзора, но и улучшит раскрываемость преступлений;

- вместо дел административного надзора предусмотреть ведение информационно-профилактических дел, в которых будет сосредоточена вся информация об освобожденном из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.