УДК 343.9 N.S. ARTEMYEV, A.M. ROZUVAN
ББК 67.518.2
А86 THE ROLE OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION
IN PREVENTION OF RECIDIVISM
Аннотация: в статье обосновывается актуальность предупреждения рецидивной преступности и роль административного надзора в ее предупреждении.
Ключевые слова: рецидивная преступность, предупреждение, административный надзор.
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ АРТЕМЬЕВ*, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОЗУВАН**
РОЛЬ
АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Annotation'. In the article the authors substantiates the urgency of crime prevention and the role of administrative supervision.
Key words: recidivism, prevention, administrative supervision.
В последние годы криминальная обстановка в стране продолжает оставаться напряженной, а раскрываемость преступлений - крайне низкой. Активно развивается наркобизнес. Расширение масштабов преступных проявлений отмечается во всех сферах экономики, особенно банковской, кредитно-финансовой, внешнеэкономической Отмечается тенденция к росту уровня рецидивной преступности. В общей структуре преступности рецидивная преступность в 2010 г. достигла 37,1 % зарегистрированной преступности.
Общественная опасность рецидивной преступности обусловлена тем, что совершение лицом более одного преступления свидетельствует об упорном стремлении продолжать преступное поведение, об укреплении в сознании преступных навыков, стойких антиобщественных взглядов и убеждений. Кроме того, преступники-рецидивисты оказывают негативное влияние на неустойчивых лиц, особенно несовершеннолетних и молодежь, и втягивают их в преступную деятельность.
Рецидивная преступность концентрирует в себе наиболее опасные негативные явления, свойственные преступности: криминальный профессионализм, организованность, субкультуру преступного мира, наркобизнес и т. п. Эти и другие негативные явления, свойственные рецидивной преступности, представляют собой серьезную проблему для правоохранительных органов, в том числе для исправительных учреждений, где отбывает наказание наиболее криминальная часть преступников и совершает рецидивные преступления, количество которых имеет тенденцию к росту.
* Доктор юридических наук, профессор, заслуженныйработник высшей школы, профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России);
** заслуженный юрист РоссийскойФедерации, депутат (ГосударственнаяДума Федерального Собрания РоссийскойФедерации).
E-mail: [email protected].
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
В связи с необходимостью предупреждения криминального рецидива Государственной Думой был принят и одобрен Советом Федерации Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». В Федеральном законе определяются: понятие административного надзора и административного ограничения; задачи административного надзора; лица, в отношении которых устанавливается административный надзор; административные ограничения при административном надзоре; срок административного надзора; порядок установления, осуществления, продления и прекращения административного надзора; права поднадзорного лица; обязанности поднадзорного лица; полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора.
Таким образом, в системе мер, направленных на предупреждение рецидивной преступности, с 1 июля 2011 г. вводится административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, эффективность которого будет зависеть от его квалифицированного осуществления сотрудниками полиции, в первую очередь участковыми уполномоченными полиции, на территорию обслуживания которых будутприбывать эти лица после отбывания наказания. Опыт лучших региональных управлений внутренних дел в 70-80-е годы ХХ столетия (Кировской, Курской и некоторых других областей) свидетельствовал о том, что квалифицированное осуществление административного надзора оказывало непосредственное влияние на снижение уровня рецидивной преступности и укрепление правопорядка.
Содержание и эффективность административного надзора в целом будетзависеть от того, насколько квалифицированно будет осуществляться работа полиции по следующим направлениям:
- установление административного надзора;
- организация работы по осуществлению административного надзора;
- осуществление воспитательной функции административного надзора;
- организация контроля за образом жизни поднадзорных.
Задачей полиции является своевременное взятие под административный надзор лиц, которые в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» фак-
тически, исходя из поведения и образа жизни, подпадают под его действие.
Для того чтобы указанный Федеральный закон с 1 июля 2011 г. стал эффективно работать, следует его изучить всем сотрудникам полиции, в первую очередь участковым уполномоченным полиции, провести с ними кустовые (межрайонные) совещания-семинары и принять зачеты по знанию данного Федерального закона, а также подготовить необходимыеучет-ные документы.
У становлениеадминистративного надзора - не самоцель, а лишь начальный этап непосредственной работы по перевоспитанию и контролю за поднадзорными. В конечном итоге качество и практическая значимость административного надзора определяются числом ранее судимых, снятых с учета в связи с исправлением по истечении установленного срока или досрочно и не совершивших нового преступления. И наоборот, чем выше удельный вес и количество поднадзорных, привлеченных к уголовной ответственности по ст. 3141 УК РФ (уклонение от административного надзора), тем ниже его уровень. В свою очередь, эти показатели находятся в прямой зависимости от фактическогосостояния предупредительнойра-боты с каждым поднадзорным.
Контроль за поведением поднадзорных должен осуществляться сотрудниками полиции, в том числе участковыми уполномоченными полиции, с использованием общественности и конфидентов. Гласные проверки поведения таких лиц должны осуществляться как по месту жительства, так и по месту работы не реже одного раза в месяц.
Предупреждение преступлений со стороны поднадзорных и их перевоспитание требуют комплексного подхода к решению всех вопросов, связанных с осуществлением административного надзора.
Осуществление надзора представляет собой творческий процесс, основанный на постоянном применении норм педагогики и психологии с преобладанием методов убеждения, что не исключает при необходимостиприменения предусмотренных законом средств принуждения.
Эффективность административного надзора во многом основывается на принципе строго индивидуального подхода к каждому поднадзорному, в целом к контингенту поднадзорных в зависимости от их поведения, глубины сложившихся антиобщественных установок, черт характера, особенностей совершения прежних преступлений и других факторов и достигается на основе установления конкретного режима надзора.
В свою очередь, режим надзора определяется объемом установленных ограничений, периодичностью осуществления контроля за соблюдением и образом жизни поднадзорного, интенсивностью мер воспитательного характера и, наконец, кругом должностных лиц и общественности, исполняющих контрольные и воспитательные функции в отношении поднадзорного.
В рамках конкретного режима надзора индивидуализация предупредительной работы начинается с выбора ограничений. По общему правилу любое административное ограничение не должно сужать права поднадзорного в удовлетворении его культурных запросов. В связи с этим какие-либо запрещения посещать культурно-просветительные учреждения явно не соответствуют смыслу административного надзора и не подлежат применению.
Административные ограничения в посещении мест массового отдыха могут быть применены лишь в порядке исключения, когда имеются достоверные сведения о намерении поднадзорного использовать их посещение для преступной деятельности. Запрещение пребывания на торговых предприятиях и предприятиях общественного питания, а также на рынках не может носить массового характера и устанавливается при наличии реальных опасений об использовании поднадзорным посещения этих мест в антиобщественных целях.
Другие виды ограничений также должны применяться строго дифференцированно в зависимости от образа жизни поднадзорного.
При установлении административного надзора начальник полиции или его заместитель проводит индивидуальную беседу с поднадзорным, в которой желательно участие родственников последнего.
Последующая профилактическая работа с поднадзорным должна строиться по принципу сочетания индивидуального и коллективного воздействия, строго в зависимости от поведения и образа жизни. При совершении поднадзорным правонарушения необходимонемедленное реагирование путем индивидуального рассмотрения обстоятельств и мотивов антиобщественного поведения с дальнейшим принятием необходимыхпрофилактических мер. Объяснение поднадзорного в этом случае фиксируется письменно и вместе с другими материалами приобщается к делу учета.
Осуществляя надзор, сотрудники полиции в плане усиления индивидуально-профилактической работы обязаны:
- систематически разъяснять профилактическую сущность административного надзора как поднадзорному, так и его родственникам;
- привлекать для перевоспитания поднадзорного наиболее авторитетных для него родственников, знакомых и других лиц;
- оперативно применять предусмотренные законом меры воздействия на них;
- изучать организацию воспитательной работы с поднадзорными по месту их работы;
- оказывать поднадзорному необходимую помощь в трудоустройстве и решении вопросов семейно-бытового и иного характера.
В общении с поднадзорными каждый сотрудник полиции обязан проявлять корректность, заинтересованность в их судьбе в сочетании с необходимой требовательностью при нарушениях общественного порядка и совершении различных правонарушений.
Проверка соблюдения поднадзорными установленных правил и ограничений должна осуществляться в соответствии с составляемым графиком, который следует корректировать в зависимости от получения новых сведений о поднадзорных.
В каждом конкретном случае производящий проверку сотрудник полиции обязан детально выяснить не только обстоятельства, но и мотив несоблюдения правил и ограничений надзора.
По каждому факту привлечения поднадзорного к административной ответственности сотрудник немедленно принимает надлежащие меры воспитательного характера.
Как подчеркнул на заседании Совета Безопасности Российской Федерации в январе 2011 г. министр внутренних дел России Р. Нургалиев, уже очевидно, что одного лишь закона об административном надзоре за бывшими заключенными явно недостаточно. Необходимапродуман-ная, хорошо отлаженная система профилактики. Именно федеральный закон может и должен определить обязанности всем органам исполнительной власти по работе с бывшими осужденными. Р. Нургалиев считает, что без консолидации усилий правоохранительных органов, органов государственной власти решить проблему рецидива преступности невозможно.
По мнению министра, речь должна идти не только о полицейском административном надзоре за отсидевшими в тюрьме людьми. Им нужна медицинская, социальная, психологическая помощь. Целенаправленная социальная опека - одно из главных условий общей профилактики повторной преступности. При участии Федеральной службы исполнения наказаний созда-
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
ны 199 центров социальной адаптации бывших осужденных.
Для координации предупредительной работы в целом и осуществления квалифицированного административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, целесообразно:
- в проект федерального закона, регламентирующий предупреждение преступности, включить создание службы профилактики;
- службу участковых уполномоченных полиции подчинить уголовному розыску, что не только повысит эффективность административ -ного надзора, но и улучшит раскрываемость преступлений;
- вместо дел административного надзора предусмотреть ведение информационно-профилактических дел, в которых будет сосредоточена вся информация об освобожденном из мест лишения свободы.