УДК 343.97 : 343.85 : 343.235.1 ББК 67.51
© 2017 г. О. Н. Чистотина,
доцент кафедры уголовного права и криминологии Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected]
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье рассмотрен ряд проблем, затрудняющих деятельность по предупреждению рецидивной преступности, для устранения которых, а также в целях создания комплексной системы постпенитенциарного контроля за осужденными, преодоления ведомственных барьеров, повышения эффективности индивидуально-профилактического воздействия на поднадзорных требуется незамедлительное нормо-творческое урегулирование и внесение соответствующих изменений в действующее законодательство.
Ключевые слова: рецидивная преступность, административный надзор, осужденный, поднадзорный, органы внутренних дел, предупреждение преступлений, индивидуальная профилактика, профилактическое воздействие, социальная адаптация.
O. N. Chistotina - Assistant Professor, Department of Criminal Law and Criminology, Ryazan branch of Moscow
University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Ya. Kikot, PhD of Pedagogy.
PREVENTION RECIDIVISM: ACTUAL PROBLEMS AND SOLUTIONS
The article considers a number of issues that impede the prevention of recidivism, the solution to which, and in order to create a comprehensive system postpenitentiary control over sentenced and overcoming the departmental barriers, improving the efficiency of individual preventive impact of supervised required for immediate legislative settlement, and the respective changes in the legislation.
Key words: recurrent crime, administrative supervision, convicted, person under surveillance, internal Affairs bodies, crime prevention, individual prevention, preventative intervention, social adaptation.
Повышенная опасность повторной преступности определяется особо негативным влиянием рецидивизма на общую картину преступности, воспроизводство первичной преступности и осложняет криминальную обстановку в целом. К числу существенных факторов, обусловливающих совершение повторных преступлений со стороны лиц, освобожденных из мест лишения свободы, следует отнести: не отвечающую социально-политической ситуации подготовку осужденных к жизни после освобождения, непрогнозируемые трудности при устройстве на работу, необеспеченность жилищно-бытовыми условиями, утрату необходимых жизненных навыков, преодоление которых самостоятельно не под силу лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, отсутствие в законодательстве четкого определения критериев, свидетельствующих о том, что для исправления осужденный не нуждается в полном отбытии назначенного судом наказания, а также переходного периода у лиц, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.
Устойчивый рост числа зарегистрированных преступлений, совершенных ранее суди-
мыми лицами, возможен вследствие ряда организационных упущений, отсутствия должного контроля за указанной категорией лиц, нарушений положений Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре).
В основном это может быть связано с формальным подходом сотрудников полиции к индивидуальной профилактической работе в отношении поднадзорных лиц, наличием в делах административного надзора малоинформативных и недостоверных документов о проведенных проверочных мероприятиях по месту жительства (пребывания) последних, их поведении, материальном положении и т. п. Безусловно, отсутствие контроля и непринятие своевременных мер по установлению административного надзора за ранее судимыми лицами зачастую приводят к совершению ими повторных преступлений.
В то же время существуют объективные причины, мешающие более качественно и эффективно осуществлять надзор за исполнением административного законодательства в
сфере контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, к ним следует отнести: недостаток времени ввиду большой загруженности сотрудников органов внутренних дел, в том числе в связи с нехваткой кадров; отсутствие методической литературы; несовершенство административного законодательства и практики его применения; недостаточно эффективная профилактическая работа с поднадзорными лицами, проводимая участковыми уполномоченными полиции при осуществлении административного надзора; отсутствие надлежащего контроля и надзора за исполнением указанного законодательства со стороны контролирующих органов; ненадлежащее взаимодействие учреждений уголовно-исполнительной системы с территориальными органами МВД России, судебными органами по вопросам осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Нельзя оставить без внимания не только отсутствие процесса ресоциализации осужденных, но и низкий уровень жизни, общей и правовой культуры населения [1, с. 108]. Отдельной проблемой является неготовность большей части граждан «принять» ранее судимых в обществе.
В ходе реализации административного надзора территориальными органами МВД России были выявлены трудности его установления в отношении граждан, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, подпадающих под действие Закона об административном надзоре, не имеющих регистрации и постоянного места жительства. Также в отношении данных лиц не представляется возможным установить такие ограничения, как запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона об административном надзоре) [2].
Особую проблему составляет преемственность исправительных учреждений и подразделений органов внутренних дел в осуществлении профилактических и воспитательных функций, а также в управлении социальной адаптацией освобожденных из мест лишения свободы. Все согласованные действия сводятся к разовым мероприятиям, целиком зависящим от инициативы и квалификации отдельных сотрудников. Особенно слаба пре-
емственность в начальный период работы с освобожденными от наказания. Профилактическое воздействие на этих лиц со стороны органов внутренних дел часто отстает по времени от процесса приспособления их к жизни в обществе. Разрозненность, несогласованность совместных действий, низкий уровень преемственности отрицательно влияют на эффективность работы по предупреждению повторной преступности со стороны поднадзорных.
В настоящее время законодатель четко обозначил 6-месячную подготовку осужденных к освобождению (ч. 1 ст. 180 УИК РФ) [3]. Большинство ведомственных нормативных актов ориентируют на годовой период работы с освобожденными из мест лишения свободы. К тому же следует иметь в виду, что значительная часть освобожденных совершают новые преступления в первый год после освобождения. Принимая во внимание наметившееся комплексное регулирование нормами различных отраслей права этой сферы общественных отношений, целесообразно организационно объединить подготовку осужденных к освобождению и управление их социальной адаптацией после отбытия наказания в единый профилактический процесс с обозначением его начала (за 6 месяцев до освобождения) и конца (по истечении одного года пребывания на свободе). Это позволит оценивать эффективность деятельности конкретных должностных лиц исправительных учреждений и органов внутренних дел, ответственных за профилактическую работу с освобождаемыми и освобожденными от отбывания наказания, не только по количеству мероприятий, но и по конечному результату (единому показателю) - уровню предотвращения рецидивной преступности в период их адаптации к условиям свободы.
Следует отметить некоторые недостатки в вопросах обмена информацией о характеристике личности осужденного, образе жизни, привычках, связях, интересах, местах пребывания, а также лицах из их окружения, которая должна быть использована для своевременного выявления преступных намерений и предупреждения противоправной деятельности. Разрозненность, несогласованность совместных действий, особенно в начальный период работы с данной категорией осужденных, способствует совершению с их стороны повторных преступлений.
Для правильного установления и эффективного осуществления предупредительных мер нужна единая, четко налаженная, скоординированная система сбора информации. Полагаем, что создание единого электронного учета позволит облегчить доступ к информации о личности осужденного всех подразделений правоохранительных органов. Кроме того, при введении единого информационного документа на осужденного следует фиксировать данные, которые могут играть качественно новую, прогнозирующую роль. При этом должно исключаться их дублирование на различных этапах обеспечения реализации уголовной ответственности, что дает возможность осуществлять профилактику преступлений с наименьшей затратой сил и времени.
Для оказания необходимой помощи, содействия в социально-бытовом и трудовом устройстве лицам, освобожденным из мест лишения свободы, их адаптации в обществе по месту проживания, требуется более тесное взаимодействие федеральной службы занятости и органов местного самоуправления с сотрудниками органов внутренних дел, так как конечной целью общей и индивидуальной профилактики является удержание лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, от совершения новых преступлений и правонарушений.
Государственным органам необходимо изыскивать финансовые средства для дополнительного оснащения, технического перевода на новые уровни контроля за поднадзорными. Следует шире использовать опыт Федеральной службы исполнения наказаний по созданию в стране центров социальной реабилитации для бывших осужденных. Как утверждается, среди бывших осужденных, которые получили соответствующую социальную помощь в таких центрах, уровень рецидивной преступности составляет 3,5-4 % [4].
Практика осуществления органами полиции административного надзора за ранее судимыми лицами показывает, что после осуществления проверок нахождения поднадзорных по месту жительства в ночное время данные лица покидают место жительства в нарушение установленных судом ограничений. Учитывая развитие в стране компьютерно-информационных технологий, представляется целесообразным при осуществлении административного надзора применение комплекса инженерно-технических устройств анало-
гичного тому, что применяется при исполнении наказания в виде ограничения свободы. Осознание подозреваемым того, что он находится под постоянным наблюдением сотрудников полиции, в том числе визуально, на экране монитора компьютера, может удержать данное лицо от совершения необдуманных поступков.
Осуществляемая сотрудниками полиции деятельность по контролю за поднадзорными лицами с 2011 года по настоящее время позволяет сделать вывод о необходимости внесения изменения в федеральное законодательство в части расширения списка административных ограничений и усиления ответственности за их несоблюдение, расширить полномочия суда, органов внутренних дел. Только в этом случае административный надзор станет более эффективным.
В законе об административном надзоре следует закрепить перечень обязанностей поднадзорных лиц, которые могут быть установлены судом одновременно с административными ограничениями, например: трудиться (трудоустроиться), так как постоянная занятость, участие в жизни коллектива даст реальную возможность изменить свою дальнейшую судьбу; получить образование; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, венерических заболеваний и др.
Ситуация осложняется тем, что в действующем законодательстве четко не регламентирован механизм, порядок осуществления и проведения соответствующей индивидуально-профилактической работы. На сегодняшний день все согласованные действия сводятся к разовым мероприятиям, целиком зависящим от инициативы и квалификации отдельных сотрудников органов внутренних дел. Как показывает практика, многие из них проводят индивидуально-профилактические беседы, однако содержание последних зачастую поверхностно, сам характер формален, что не способствует решению возникающих проблем [5, с. 81].
Таким образом, к основным направлениям деятельности по предупреждению рецидивной преступности следует отнести: выявление причин и условий, способствующих росту этой преступности; меры по обеспечению в правоохранительной деятельности учета личности осужденного и характера его до-преступного и преступного поведения; законодательное определение форм и методов
проведения индивидуальной профилактической работы с данной категорией лиц; меры по расширению взаимодействия исправительных учреждений с региональными подразделениями органов внутренних дел; усиление контроля за условно-досрочно освобожденными лицами; повышение эффективности административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; оказание социальной помощи нуждающимся лицам после отбытия ими наказания; меры по совершенствованию информационного обеспечения борьбы с рецидивной преступностью, а также многое другое.
Литература
1. Состояние и прогноз изменения криминогенной обстановки в Рязанской области: аналитический обзор / А. Я. Гришко, Д. Е. Некрасов, Р. А. Корнилович и др. / под общ. ред. А. Я. Гришко; под науч. ред. Д. Е. Некрасова. Рязань, 2016.
2. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Федер. закон Рос. Федерации от 6 апр. 2011 г. № 64-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 апр.
3. О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 8 янв. 1997 г. № 2-ФЗ // Рос. газ. 1997. № 9.
4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минюста России на 2015-2017 годы. URL: http://minjust.ru
5. Криминогенная обстановка и проблемы противодействия преступности и профилактики правонарушений в Рязанской области: науч.-аналит. обзор / А. Я. Гришко, Д. Е. Некрасов, И. Б. Власов и др. Рязань, 2014.
Наблюдаемый в последнее десятилетие устойчивый рост рецидивной преступности в обществе и отсутствие видимых результатов борьбы с ней со всей очевидностью обозначили острую необходимость консолидации всех правоохранительных органов в борьбе с этим уже фактически социальным явлением, которое в настоящее время представляет собой одну из угроз национальной безопасности. Среди определяющих условий такой консолидации на первый план должна выступать единая комплексная федеральная программа профилактики рецидивной преступности.
Bibliography
1. The status and forecast of changes in the crime rate in the Ryazan region: an analytical review / A. Ya. Grishko, D. E. Nekrasov, R. A. Kornilovich et al.; under the General editorship of A. Y. Grysh-ko; under scientific. edited by D. E. Nekrasov. Ryazan, 2016.
2. On administrative supervision over persons released from places of imprisonment: Federal Law of the Russian Federation from April, 6 2011. № 377-FL // Russian newspaper. 2011. April 6.
3. About introduction in action of the Criminal and executive code of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation from January, 8 1997 // Russian newspaper. 1997. № 9.
4. Report on results and main directions of activities of the Ministry ofjustice of Russia in 20152017. URL: http://minjust.ru
5. The crime situation and problems of combating crime and crime prevention in the Ryazan region: a scientific and analytical review / A. Y. Grishko, D. E. Nekrasov, I. B. Vlasov et al. Ryazan, 2014.