УДК 343.843
А. М. Розубан, Н. С. Артемьев
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
В статье раскрывается актуальность, основные направления и организация административного надзора как одного из важных средств предупреждения рецидивной преступности. Авторы подчеркивают значимость работы участковых сотрудников полиции, от которых непосредственно зависит эффективность административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
The article reveals the relevance of the basic directions and organization of administrative oversight as one of the important recidivism warning facilities. The authors emphasize the importance of the police precincts, from whom depends the efficiency of the administrative supervision of persons released from prison.
Ключевые слова: административный надзор, рецидивная преступность.
Keywords: administrative supervision, recidivism.
В последние годы криминальная обстановка в стране остается напряженной, а раскрываемость преступлений - крайне низкой. Активно развивается наркобизнес. Расширение масштабов преступных проявлений имеет место во всех сферах экономики, особенно банковской, кредитно-финансовой, внешнеэкономической. Отмечается тенденция к росту рецидивной преступности. В общей структуре преступности она в 2010 г. достигла 37,1% (от числа зарегистрированных преступлений).
Общественная опасность рецидивной преступности обусловлена тем, что совершение лицом двух и более преступлений свидетельствует об упорном стремлении продолжать противоправное поведение, укреплении в сознании преступных навыков, стойких антиобщественных взглядов и убеждений. Кроме того, преступники-рецидивисты оказывают негативное влияние на неустойчивых лиц, особенно несовершеннолетних и молодежь, втягивают их в криминальную деятельность.
Рецидивная преступность концентрирует в себе наиболее опасные негативные явления: криминальный профессионализм, организованность, субкультуру преступного мира, наркобизнес. Названные и другие негативные явления - серьезная проблема правоохранительных органов, в том числе и для исправительных учреждений, где отбывает наказание наиболее криминальная часть преступников.
© Розуван А. М., Артемьев Н. С., 2012 74
В целях предупреждения криминального рецидива в марте 2011 г. был принят Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Также вступил в силу закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"».
В законе об административном надзоре определяется понятие такого надзора, а также административного ограничения; задачи административного надзора, порядок его установления, продления и прекращения; лица, в отношении которых он применяется; ограничения, устанавливаемые при административном надзоре; права и обязанности поднадзорного лица; полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора.
Эффективность закона будет зависеть от квалифицированного его осуществления сотрудниками полиции и в первую очередь участковыми уполномоченными полиции, на территорию обслуживания которых будут прибывать лица после отбывания наказания в местах лишения свободы. Опыт лучших региональных управлений внутренних дел в 70-80-е гг. прошлого столетия (Кировской, Курской и некоторых других областей) свидетельствовал, что квалифицированное осуществление административного надзора оказывало непосредственное влияние на сокращение рецидивной преступности и укрепление правопорядка в целом.
При этом особое внимание должно быть обращено на своевременное установление надзора в отношении лиц, которые подпадают под его действие; организацию работы по его осуществлению; реализацию воспитательной функции надзора; контроль над образом жизни поднадзорных.
Для того чтобы закон стал эффективно работать, его следует изучить всем сотрудникам полиции и в первую очередь участковым уполномоченным, провести с ними кустовые (межрайонные) совещания-семинары и принять зачеты по знанию нормативного документа, а также подготовить необходимые учетные документы.
Установление административного надзора есть не самоцель, а лишь начальный этап непосредственной работы по перевоспитанию поднадзорных и контролю над ними. В конечном итоге, качество и практическая значимость надзора определяется числом ранее судимых, снятых с учета в связи с исправлением по истечении установленного срока или досрочно и не совершивших нового преступления. И наоборот, чем выше удельный вес и количество поднадзорных, при-
А. М. Розуван, Н. С. Артемьев. Административный надзор как важный фактор предупреждения.
влеченных к уголовной ответственности по ст. 314 (1) УК РФ (уклонение от административного надзора), тем ниже уровень указанной работы. В свою очередь данные показатели находятся в прямой зависимости от фактического состояния предупредительной работы с каждым поднадзорным.
Контроль над поведением поднадзорных должен осуществляться с использованием общественности и конфидентов (доверенных лиц). Гласные проверки поведения поднадзорных лиц следует проводить как по месту жительства, так и по месту работы не реже одного раза в месяц.
Предупреждение преступлений со стороны поднадзорных, в конечном итоге, их перевоспитание требует комплексного подхода. Осуществление надзора является творческим процессом, основанным на постоянном применении норм педагогики и психологии с преобладанием методов убеждения, что не исключает при необходимости применение предусмотренных законом средств принуждения.
При этом должен действовать принцип строгого индивидуального подхода к каждому поднадзорному. В зависимости от его поведения, глубины сложившихся антиобщественных установок, черт характера, особенностей совершения преступлений и других факторов применяется конкретный режим надзора. Он определяется объемом установленных ограничений, периодичностью осуществления контроля за их соблюдением и образом жизни поднадзорного в целом, интенсивностью мер воспитательного характера, наконец, кругом должностных лиц и общественности, исполняющих контрольные или воспитательные функции в отношении поднадзорного.
По общему правилу, любое административное ограничение не должно сужать права поднадзорного в удовлетворении его культурных запросов. В связи с этим какие-либо запрещения посещать культурно-просветительские учреждения явно не соответствует смыслу административного надзора и не подлежат применению.
Административные ограничения в посещении мест массового отдыха могут быть применены лишь в порядке исключения, когда имеются достоверные сведения о намерении поднадзорного использовать нахождение в них для преступной деятельности. Запрещение пребывания в торговых предприятиях и на предприятиях общественного питания, а также рынках не может носить массового характера и устанавливается при наличии реальных опасений об использовании поднадзорным посещения этих мест в антиобщественных целях. Другие виды ограничений также должны применяться дифференцированно в зависимости от образа жизни поднадзорного.
При установлении административного надзора начальник полиции или его заместитель проводит индивидуальную беседу с поднадзорным, на которую желательно пригласить также его родственников.
Последующая профилактическая работа с поднадзорным строится по принципу сочетания индивидуального и коллективного воздействия в зависимости от его поведения и образа жизни. При совершении поднадзорным правонарушения необходимо немедленное реагирование - рассмотрение обстоятельств и мотивов антиобщественного поведения с дальнейшим принятием соответствующих мер. Письменное объяснение поднадзорного вместе с другими материалами приобщается к делу учета.
Осуществляя надзор, сотрудники полиции в плане усиления индивидуально-практической работы обязаны систематически разъяснять сущность административного надзора как самому поднадзорному, так и его родственникам; привлекать для перевоспитания поднадзорного наиболее авторитетных для него родственников, знакомых и других лиц; оперативно применять предусмотренные законом меры воздействия; изучать организацию воспитательной работы с поднадзорными по месту их работы; оказывать поднадзорному необходимую помощь в трудоустройстве, решении семейно-бытовых и иных вопросов.
В общении с поднадзорными каждый сотрудник полиции обязан постоянно проявлять корректность, заинтересованность в их судьбе в сочетании с необходимой требовательностью при нарушении общественного порядка и совершении различных правонарушений.
Проверка соблюдения поднадзорным установленных правил и ограничений должна осуществляться в соответствии с графиком, который необходимо корректировать в зависимости от новых сведений о поднадзорных. В каждом конкретном случае сотрудник полиции обязан детально выяснить не только обстоятельства, но и мотив несоблюдения правил и ограничений надзора. По факту привлечения поднадзорного к административной ответственности следует немедленно принимать меры воспитательного характера.
Как подчеркнул на заседании Совета безопасности Российской Федерации в январе 2011 г. министр внутренних дел Р. Нургалиев, уже очевидно, что одного лишь закона об административном надзоре за бывшими заключенными явно недостаточно. Необходима продуманная, хорошо отлаженная система профилактики. Именно федеральный закон может и должен определить обязанности всем органам исполнительной власти по работе с бывшим
осужденными. Без консолидации усилий правоохранительных и иных органов государственной власти решить проблему рецидива преступности невозможно.
Речь должна идти не только о полицейском административном надзоре за лицами, отбывавшими наказание в местах лишения свободы. Им нужна медицинская, социальная, психологическая помощь. Поэтому целенаправленная социальная опека - одно из главных условий общей профилактики повторности преступности. При участии Федеральной службы исполнения наказаний созданы 199 центров социальной адаптации бывших осужденных.
По нашему мнению, для координации предупредительной работы в целом и осуществления квалифицированного административного надзора целесообразно в проект федерального закона, регламентирующего предупреждение преступности, включить создание службы профилактики; службу участковых уполномоченных полиции подчинить уголовному розыску, что значительно повысит эффективность не только административного надзора, но и позволит улучшить раскрываемость преступлений; вместо дел административного надзора предусмотреть ведение информационно-профилактических дел, в которых будет сосредоточена вся информация о лице, освобождаемом из мест лишения свободы.
УДК 34
А. Н. Петрунева
ПРИЗНАНИЕ КРУПНОЙ СДЕЛКИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ, СОВЕРШЕННОЙ БЕЗ ОДОБРЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВА, И ПРИМЕНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СДЕЛКИ
По общему правилу, для совершения крупной сделки обществом с ограниченной ответственностью требуется согласие общего собрания участников данного общества. В противном случае законодатель предусматривает возможность признания сделки недействительной и применения последствий ее недействительности путем обращения в арбитражный суд. Настоящая статья посвящена анализу отдельных процессуальных особенностей на примере указанной категории дел.
By general rule for the feasance of large transaction the company limited liability is required consent of general collection of participants of this society. Otherwise a legislator foresees possibility of confession of transaction of invalid and application of consequences of its ineffectiveness by an appeal in an arbitration court. The real article is devoted the analysis of separate judicial features.
Ключевые слова: арбитражный суд, корпоративный спор, общество с ограниченной ответственностью, крупная сделка.
Keywords: arbitration court, corporate dispute, company limited liability, a large transaction.
Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий дел - актуальная в современных условиях область научных исследований. На применение норм процессуального права оказывает влияние материально-правовая природа конкретного дела. Нормы процессуального права кодифицированы. В сфере гражданского судопроизводства сегодня -это Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее -АПК РФ) [1]. Однако отдельные нормы материального права, направленные на регулирование конкретных правоотношений, зачастую содержат аспекты процессуального характера относительно состава лиц, участвующих в деле, обстоятельств, входящих в предмет доказывания, иных аспектов, образующих специфику по рассмотрению и разрешению дела. Многообразие норм материального права порождает формирование значительного количества различных категорий дел. Необходимость познания процессуальных особенностей конкретных категорий и умение применять таковые знания в рамках
© Петрунева А. Н., 2012