Научная статья на тему 'Понятие и значение взаимодействия исправительных учреждений с правоохранительными органами в борьбе с организованной и рецидивной преступностью'

Понятие и значение взаимодействия исправительных учреждений с правоохранительными органами в борьбе с организованной и рецидивной преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
491
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / COMBATING ORGANIZED CRIME / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / CORRECTIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемьев Николай Семенович, Розуван Алексей Михайлович

На основании толкования термина «взаимодействие» с точки зрения различных отраслей знания авторы формулируют понятие взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с организованной и рецидивной преступностью. Оптимальной формой взаимодействия правоохранительных органов в вопросе предупреждения организованной и рецидивной преступности должен стать институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and value of collaboration between correctional institutions and law enforcement agencies combating organized crime and recidivism

On bases of the term “collaboration” with the perspective of different disciplines, the authors formulate the concept of collaboration between law enforcement agencies, combating organized crime and recidivism. An institute of administrative supervision of persons released from prison should become an optimal form of collaboration between law enforcement agencies to prevent organized crime and recidivism.

Текст научной работы на тему «Понятие и значение взаимодействия исправительных учреждений с правоохранительными органами в борьбе с организованной и рецидивной преступностью»

тиф, цинга, холера и пр.) совместно со здоровыми, а также отсутствие необходимого количества тюремных больниц, что в свою очередь влекло высокий уровень смертности среди заключенных [29]. Тюремная администрация не принимала мер к исправлению этого положения, да и не могла их принять, так как наряду с изданием многочисленных циркуляров и указаний по другим вопросам, особенно со времени учреждения Главного тюремного управления, очень мало издавалось циркуляров, касающихся санитарно-гигиенических условий жизни заключенных в тюрьмах и оказания им медицинской помощи того времени [30].

Примечания

1. Братановский С. Н., Кизилов В. В. Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России / под ред. С. Н. Брата-новского. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2005. С. 6.

2. Смыкалов А. От реформ Екатерины II к судебной реформе 1864 года // Российская юстиция. 2001. № 3. С. 41.

3. Городинец Ф. М. Места содержания под стражей в Российской империи // История государства и права. 2003. № 4. С. 24.

4. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1960. С. 49.

5. Гернет М. Н. История царской тюрьмы (1762— 1825 гг.). Т. 1. М: Юрид. лит., 1951. С. 273-274.

6. Диденко А. В. Основы пенитенциарной социальной медицины. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2008. С. 16.

7. Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (1649-1825). СПб., 1830. Т. 20. С. 229-304.

8. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968. С. 131-132.

9. См.: Диденко А. В. Указ. соч. С. 16-17.

10. Семке В. Я., Гусев С. И., Снигерева Г. Я. Пенитенциарная психология и психопатология: руководство: в 2 т. / под ред. Т. Б. Дмитриевой,

B. Я. Семке, А. С. Кононца. М.; Томск; Кемерево, 2007. Т. 1. С. 42.

11. См.: Диденко А. В. Указ. соч. С. 17-18.

12. Гернет М. Н. История царской тюрьмы (17621825). Т. 1. С. 71.

13. Полищук Н. И., Баженов В. В. Попечение о лицах, отбывающих наказание. СПб., 2011. С. 39-40.

14. Об утверждении в г. Санкт-Петербурге Общества попечительного о тюрьмах. СПб., 1819. С. 10.

15. Сажин В. А, Юрьев В. К. Здоровье и болезни заключенных. Сер. «Мир медицины». СПб.: Лань, 1999.

C. 9.

16. Аыков В. Кто вы, доктор Гааз? // Преступление и наказание. 2011. № 4. С. 49-50.

17. См.: Диденко А. В. Указ. соч. С. 19.

18. Титов Д. С. Организация стационарной и специализированной медицинской помощи в УИС: учеб. пособие. Томск: ТФ Академии ФСИН России, 2005. С. 7.

19. Гернет М. Н. История царской тюрьмы (18251870). Т. 2. С. 66.

20. См.: Семке В. Я. Указ. соч. С. 44.

21. Гернет М. Н. История царской тюрьмы (18701900). Т. 3. М.: Юрид. лит., 1952. С. 32.

22. Гернет М. Н. Указ. соч. С. 33.

23. Там же.

24. Андреев В. Н. Правовое положение подозреваемых и обвиняемых под стражей. М.: «Права человека», 2000. С. 40-41.

25. Гогель С. Отчет по Главному тюремному управлению за 1893 год // Журнал Министерства юстиции. 1895. № 10. С. 207.

26. См.: Алфимова О. А. Освобождение от наказания в связи с болезнью: уголовно-правовой и уго-головно-исполнительный аспекты: дис. ... канд. юр. наук. Красноярск, 2006. С. 15.

27. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Петропавловская крепость (1900-1917). Т. 4. М.: Юрид. лит., 1962. С. 32, 36-37, 49, 52-53.

28. Фойницкий И. Я. Учение о наказаниях в связи с тюрьмоведением. М.: «Добросовет 2000. Городец», 2000. С. 401-403.

29. См.: Алфимова О. А. Там же. С. 16.

30. См.: Семке В. Я. Указ. соч. С. 44.

УДК 343.814+343.85

Н. С. Артемьев, А. М. Розуван

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ И РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

На основании толкования термина «взаимодействие» с точки зрения различных отраслей знания авторы формулируют понятие взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с организованной и рецидивной преступностью. Оптимальной формой взаимодействия правоохранительных органов в вопросе предупреждения организованной и рецидивной преступности должен стать институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

On bases of the term "collaboration" with the perspective of different disciplines, the authors formulate the concept of collaboration between law enforcement agencies, combating organized crime and recidivism. An institute of administrative supervision of persons released from prison should become an optimal form of collaboration between law enforcement agencies to prevent organized crime and recidivism.

Ключевые слова: борьба с организованной преступностью, правоохранительные органы, административный надзор, уголовно-исполнительная система.

Keywords: combating organized crime, law enforcement agencies, administrative supervision, correctional system.

Одним из серьезных недостатков, имеющих место в практике работы правоохранительных органов по борьбе с организованной и рецидивной преступностью, является слабое их взаимодействие. Само понятие «взаимодействие», с точ-

© Артемьев Н. С., Розуван А. М., 2014

Право

ки зрения различных отраслей знаний, имеет различное толкование.

Философы определяют взаимодействие как «процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого» [1].

Социологи рассматривают взаимодействие как форму «социальной коммуникации или общения по крайней мере двух лиц или общности, в которой систематически осуществляется их взаимодействие друг на друга, реализуется социальное действие каждого из партнеров, действия одного приспосабливаются к действиям другого, достигается общность в понимании ситуации, смысла действий и определенная степень солидарности или согласия между ними» [2].

В военной науке под взаимодействием понимается «согласованность по задачам (объектам), направлениям, рубежам (районам) и времени действия подразделений, частей, соединений и объединений различных видов вооруженных сил, родов войск в интересах достижения общей цели боя и операции» [3].

В науке управления взаимодействие изучается «в качестве одной из форм управления как направленного воздействия, осуществляемого для достижения конкретной цели» [4].

По нашему мнению, более широким определением понятия «взаимодействие» является философская категория взаимодействия.

Раскрытие её позволяет установить связь и преемственность между философским понятием взаимодействия и понятием взаимодействия, применяемым в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с правоохранительными органами в борьбе с рецидивной преступностью.

Неслучайно, разрабатывая свои понятия и терминологию, каждая наука в качестве методической основы опирается на фундаментальные философские исследования. В философской науке подчеркивается, что «взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного внешнего или внутреннего отношения, связи, свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами» [5].

Известно, что любая социальная система состоит из элементов, взаимодействующих и связанных между собой. Без устойчивых связей и взаимодействия элементов система под влиянием внешних воздействий не смогла бы существовать как таковая.

В связи с этим взаимодействие элементов есть необходимое условие устойчивости функционирования социальных систем, одной из которых являются учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а с другой - правоохранительные органы.

Эффективное и хорошо налаженное взаимодействие элементов внутри системы обеспечивает наиболее полное и всестороннее выполнение функций, возложенных на эту систему для решения стоящих перед ней задач. Такой важной задачей, решаемой учреждениями и органами УИС и правоохранительными органами, является эффективная борьба с рецидивной преступностью, в том числе её предупреждение.

Взаимодействие по своей природе объективно и универсально. Оно охватывает различные формы бытия и формы их отражения при осуществлении взаимной связи всех структурных уровней бытия и материального единства мира.

Таким образом, взаимодействие характеризуется наличием не менее двух систем (элементов), оно осуществляется одновременно, охватывает лишь реально действующие связи и реальное воздействие взаимодействующих элементов. Взаимодействие осуществляется в силу объективной необходимости (закономерности). Для него характерны универсальность направлений взаимодействия; взаимодействие явлений, имеющих между собой связь и обусловленность.

Анализируя сущность взаимодействия, необходимо разграничить такие понятия, как «взаимодействие», «организация взаимодействия», «координация ».

Взаимодействие не осуществляется стихийно, оно не проявляется само собой, автоматически, а реализуется в процессе специальной деятельности - организации взаимодействия. Понимая в данном случае организацию взаимодействия как проявление координации, следует подчеркнуть, что координация, в отличие от взаимодействия, предполагает подчинение участников совместной деятельности воли координирующего субъекта.

Координация (организация) взаимодействия охватывает и целый ряд таких вопросов согласования, которые к взаимодействию непосредственного отношения не имеют. Например, она включает вопросы разделения труда между взаимодействующими субъектами, распределение их задач и функций осуществления единой стратегии и линии поведения отдельных участников совместной деятельности, установления системы определенных отношений между ними и др.

Рассматривая понятия «координации» и «взаимодействия», можно выделить их отличительные признаки:

1. Субъекты координации и взаимодействия различны, в первом случае субъектом является субъект управления, то есть элемент социальной системы, во втором - сами участники взаимодействия.

2. Согласованные совместные действия при взаимодействии осуществляют в интересах всех субъектов взаимодействия, тогда как при коор-

динации интересы участников могут и не совпадать, а согласованные действия могут осуществляться даже вопреки этим интересам.

3. В числе характерных признаков понятия «взаимодействие» отсутствуют властные полномочия, тогда как в «координации» властные полномочия наблюдаются.

Исходя из вышесказанного о понятии взаимодействия, можно его определить следующим образом: взаимодействие представляет собой многоуровневую, адекватную криминальной обстановке в определенном районе систему организационных, управленческих, оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, предупредительно-профилактических и иных мер, обеспечивающих в совокупности успешное решение задач борьбы с преступностью, в том числе наиболее криминальной её части - организованной и рецидивной преступности.

Организация и поддержание взаимодействия предполагает согласованность усилий и действий по целям, времени и месту осуществления в интересах успешной борьбы с организованной и рецидивной преступностью. Это должно отражаться в постановке таких конкретных целей, достижение которых обеспечивало бы последовательное решение общих задач в борьбе с организованной и рецидивной преступностью. К сожалению, в последние годы отмечается устойчивая тенденция к росту рецидивной преступности в стране, удельный вес которой в структуре преступности превысил 40%, а в отдельных регионах он составляет 50-60%. В предупреждении организованной и рецидивной преступности в стране важную роль может сыграть институт административного надзора, который в новой редакции закона введен в действие на всей территории Российской Федерации с 1 июля 2011 г. Эффективность административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в значительной мере зависит от тесного, делового взаимодействия исправительных учреждений с органами внутренних дел (полиции) и от квалифицированного его осуществления участковыми уполномоченными полиции, на территорию обслуживания которых прибывают освобожденные из мест лишения свободы лица.

Содержание и эффективность административного надзора в целом зависит от того, насколько профессионально будет осуществлена работа полиции во взаимодействии с исправительными учреждениями по следующим направлениям деятельности:

- установление административного надзора;

- организация работы по осуществлению административного надзора;

- осуществление воспитательной функции административного надзора;

- организация контроля за образом жизни поднадзорных.

Как подчеркнул на заседании Совета безопасности Российской Федерации в 2011 г. министр внутренних дел РФ, «уже очевидно, что одного лишь закона об административном надзоре за бывшими осужденными явно недостаточно. Необходима продуманная, хорошо отлаженная система профилактики, без консолидации усилий правоохранительных органов, органов государственной власти решить проблему рецидивов преступности невозможно. Бывшим заключенным нужна медицинская, социальная, психологическая помощь. Поэтому целенаправленная социальная опека - одно из главных условий профилактики повторной преступности» [6].

Что же касается лиц, судимых за педофилию, то эта категория нуждается в пожизненном административном надзоре, устанавливаемом судом, поэтому необходимы соответствующие изменения в законодательстве.

По нашему мнению, вместо ведения дел административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, или приложением к ним необходимо предусмотреть введение информационно-профилактического дела, в котором должна быть сосредоточена необходимая информация о судимом лице, что значительно повысит эффективность института административного надзора и улучшит взаимодействие сотрудников исправительных учреждений с работниками полиции, и в первую очередь с участковыми уполномоченными полиции [7].

Примечания

1. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1987. С. 216.

2. Краткий словарь по социологии. М., 1984. С. 123.

3. Советская военная энциклопедия. М., 1984. С. 123.

4. Туманов Г. А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1972. С. 98.

5. Коршунов С. А, Канкина О. А. Взаимодействие служб криминальной милиции с частными детективными (охранными) предприятиями в решении отдельных задач ОРД. М., 1998. С. 30.

6. Фалалеев М. Зона невозврата // Рос. газ. 2011. 30 марта.

7. Артемьев Н. С. Роль административного надзора в предупреждении рецидивной преступности // Материалы выездного заседания региональной общественной организации «Союз криминалистов и криминологов». Рязань, 15 апреля 2011 г. Рязань, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.