Научная статья на тему 'Осуществление предупредительной функции административного надзора'

Осуществление предупредительной функции административного надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / RECIDIVISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемьев Николай Семенович, Понкратов Василий Александрович

в статье рассматриваютсяпроблемы осуществления предупредительнойфункции административногонадзора и организации контроляза образом жизни поднадзорных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Артемьев Николай Семенович, Понкратов Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE FUNCTION OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION

in the article the author considers the problematic issues of realization of preventive function of administrative supervision and organization of control over the persons under surveillance.

Текст научной работы на тему «Осуществление предупредительной функции административного надзора»

УДК 351 ББК 67.401.133 А86

N.S. ARTEMYEV*, V.A. PONKRATOV**

PREVENTIVE FUNCTION OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы осуществления предупредительной функции административного надзора и организации контроля за образом жизни поднадзорных.

Ключевые слова: административный надзор, рецидивная преступность.

НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ АРТЕМЬЕВ*, ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОНКРАТОВ**

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

Annotation: in the article the author considers the problematic issues of realization of preventive function of administrative supervision and organization of control over the persons under surveillance.

Key words: administrative supervision, recidivism.

В последние годы отмечается тенденция к росту рецидивной преступности, общественная опасность которой заключается в том, что рецидивисты стремятся продолжить преступную деятельность и оказывают негативное влияние неустойчивых лиц, особенно на несовершеннолетних и молодежь, втягивая их в преступную деятельность, поэтому не случайно проблема предупреждения рецидивной преступности обсуждалась на заседании Совета безопасности, и в марте 2011 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который 5 апреля 2011 г. был утвержден Президентом Российской Федерации. Вступил в силу также Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"».

В Законе об административном надзоре определяется понятие такого надзора, а также административные ограничения поднадзорным; задачи административного надзора, порядок его установления за лицами, в отношении которых он применяется, его проведение и прекращение; ограничения, устанавливаемые при административном надзоре; права и обязанности поднадзорного лица; полномочия органов внутренних дел (полиции) при осуществлении административного надзора.

I

-С I

£ Sc

■8-I

* Доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России);

** кандидат юридических наук, доцент,

начальник Кировского института повышения квалификации работников ФСИН России E-mail: [email protected].

S

>3 «Q

ä

Предупреждение преступлений со стороны поднадзорных в значительной степени зависит от квалифицированного осуществления надзора сотрудниками полиции и в первую очередь участковыми уполномоченными полиции, на территорию обслуживания которых прибывают лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Осуществление надзора является творческим процессом, основанным на постоянном применении норм педагогики и психологии с преобладанием методов убеждения.

Эффективность административного надзора во многом основывается на принципе строго индивидуального подхода к каждому поднадзорному. В целом по контингенту поднадзорных в зависимости от их поведения, глубины сложившихся антиобщественных установок, черт характера, особенностей совершения прежних преступлений и других факторов это достигается на основе применения конкретного режима надзора.

В свою очередь, режим надзора определяется объемом установленных ограничений, периодичностью осуществления контроля за их соблюдением и образом жизни поднадзорного в целом, интенсивностью мер воспитательного характера и, наконец, кругом должностных лиц и общественности, использующих контрольные и воспитательные функции в отношении каждого поднадзорного.

В отношении каждого поднадзорного может быть установлен один из следующих видов режима надзора.

1. Нормальный режим - первая стадия надзора, устанавливается за поднадзорными, личность которых в достаточной степени не изучена. Нормальный надзор является, по существу, переходным видом режима. Для него характерно применение до 80 % предусмотренных законом надзорных ограничений, акцент делается на изучение личности поднадзорного, избирательное воспитательное воздействие в зависимости от поведения конкретного лица. Не позднее чем через 3 месяца после установления данного вида надзора орган внутренних дел (полиции) по докладу участкового уполномоченного полиции рассматривает вопрос о переводе поднадзорного на другой вид режима.

2. Минимальный надзор применяется к лицам, вставшим на путь исправления. Он характеризуется уменьшением числа надзорных ограничений в пределах 50 %, установленных законом. Контроль за поведением указанного контингента поднадзорных осуществляется преимущественно через шефов и внештатных сотрудни-

ков участковых уполномоченных полиции и внештатных сотрудников оперативных аппаратов органов внутренних дел (полиции). Периодичность проверок не должна превышать трех раз в месяц, в том числе сотрудниками полиции не чаще одного раза в месяц. Минимальный надзор, как правило, завершается досрочным прекращением надзора. Вопрос об этом рассматривается руководителями органов внутренних дел (полиции) не позднее 9 месяцев после установления надзора, в том числе трех месяцев после применения минимального режима надзора.

3. Идеальный надзор применяется к лицам, которые исходя из поведения и образа жизни не склонны к совершению преступлений, но допускают отдельные факты антиобщественного поведения. К этой категории поднадзорных, в частности, относятся лица, употребляющие спиртные напитки, нарушающие трудовую дисциплину, имеющие неотрегулированные системные отношения.

Для идеального надзора характерно осуществление контроля по преимуществу опытными сотрудниками полиции из числа участковых уполномоченных полиции и оперативных работников с периодичностью целевых проверок и чередованием их по месту жительства и работы поднадзорных. Соблюдение установленных надзорных ограничений контролируется, как правило, еженедельно. Контрольные функции сочетаются с индивидуальными профилактическими мероприятиями, которые должны проводиться систематически.

4. Интенсивный надзор устанавливается в отношении поднадзорных, ведущих антиобщественный образ жизни, употребляющих наркотические препараты и в силу этого склонных к совершению преступлений. К ним применяются надзорные ограничения в полном объеме. Контроль за их поведением осуществляется сотрудниками полиции, в том числе оперативными сотрудниками полиции и участковым уполномоченным полиции, на территории обслуживания которого проживает такой поднадзорный.

Проверка образа жизни этой категории поднадзорных, состоящих на интенсивном режиме, проверяется еженедельно, а соблюдение ими установленных надзорных ограничений - не менее трех раз в неделю. Усиленный режим контроля сопровождается интенсивным характером средств воспитательного воздействия. Это выражается в еженедельном обмене информацией с администрацией предприятий, где работают поднадзорные и руководители общественных организаций, максимальном пользо-

вании воспитательного влияния родственников и других лиц и т. д. Профилактические беседы с состоящими под интенсивным надзором лицами проводятся: участковыми уполномоченными полиции и оперативными сотрудниками - еженедельно, заместителем начальника горрайор-гана внутренних дел (полиции) - ежемесячно, начальником - не менее одного раза в квартал.

В целях более глубокого изучения личности поднадзорного и оказания на него максимального воспитательного воздействия время действия административного надзора целесообразно установить, как правило, на один год.

Для более умелого использования в воспитательных целях режимов административного надзора необходимо варьирование ими в зависимости от изменений в поведении поднадзорных. Участковый уполномоченный полиции, на территории обслуживания которого проживает поднадзорный, по истечении каждого квартала со дня установления надзора обязан составить индивидуальную характеристику на поднадзорного с мотивировкой наиболее целесообразного режима.

После утверждения характеристики руководителя горрайоргана внутренних дел (полиции) решается вопрос в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», об оставлении в силе ранее действующего режима надзора или об его изменении.

Отметка о виде режима делается на обложке дела административного надзора в правом верхнем углу следующими обозначениями: нормальный режим - «Н», минимальный - «М», идеальный - «ИД», интенсивный - «ИНТ».

Крайне важная задача оказать помощь в трудоустройстве поднадзорных. Контроль за трудовым устройством каждого поднадзорного должен осуществляться систематически путем:

- личных бесед с ним во время посещения его места жительства, регистрации или проведения профилактических мероприятий;

- бесед с внештатными сотрудниками полиции, родственниками и другими лицами;

- посещение сотрудниками полиции места его работы;

- ежемесячного выяснения соответствующих сведений по телефону у администрации по месту работы;

- ежеквартального истребования характеристик на лиц, состоящих на идеальном и интенсивном надзоре.

По каждому факту увольнения поднадзорного с работы должно проводиться индивидуальное разбирательство его мотивов. В ходе про-

верки истребуется объяснение поднадзорного, запрашиваются соответствующие сведения об администрации. Во время разбирательства письменно фиксируются намерения поднадзорного о новом трудоустройстве и одновременно должна проводиться проверка их реальности. Все материальные разбирательства приобщаются к делу административного надзора.

Последующий контроль за трудоустройством поднадзорных ведется по учащенному графику. Поднадзорные, не занятые общественно полезным трудом и не принимающие реальных мер по трудоустройству, берутся под интенсивный надзор.

Сотрудники исправительных учреждений также должны принимать участие в предупреждении рецидивной преступности среди поднадзорных, используя при этом следующие формы профилактического влияния на поднадзорных:

- выступления на собраниях поднадзорных в горрайорганах внутренних дел (полиции);

- индивидуальные беседы при регистрации поднадзорных в полиции;

- беседы с поднадзорными и членами их семей при посещении по месту их жительства и т. д.

Эффективность предупредительной работы во многом зависит от наличия исчерпывающих сведений по поведению каждого поднадзорного. Персональную ответственность за сбор этих сведений несет участковый уполномоченный полиции. В его обязанности входит:

- осуществление периодических (в соответствии с видом режима) целевых проверок, образа жизни поднадзорных;

- разовые проверки соблюдения правил и ограничений надзора, частота которых также определяется видом режима;

- получение сведений о поведении поднадзорных с помощью внештатных сотрудников и других представителей общественности.

По каждому факту привлечения поднадзорного к административной ответственности за нарушение правил надзора участковый уполномоченный полиции должен принимать меры воспитательно-профилактического характера.

Для повышения эффективности административного надзора в предупреждении рецидивной преступности, по нашему мнению, целесообразно:

- в каждом регионе регулярно проводить совещания-семинары участковых уполномоченных полиции, на которых глубоко изучать Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», так как проведенные опросы участковых уполномоченных полиции свиде-

$

£ Sc

■8-I

тельствуют о том, что они крайне слабо знают положения данного Закона. На совещаниях-семинарах заслушивать отчеты каждого участкового уполномоченного полиции о взятии освобожденных из мест лишения свободы под административный надзор и о результатах предупредительно-профилактической работы с данной категорией лиц;

- подчинить службу участковых уполномоченных полиции уголовному розыску, как это было ранее, что значительно повысит эффективность административного надзора и улучшит раскрываемость преступлений, которая в настоящее время является крайне низкой;

- предусмотреть ведение информационно-профилактических дел на каждого судимого, в

которых должна быть сосредоточена необходимая информация о совершенном (совершенных) преступлениях, образе жизни и поведении судимых как на свободе, так и в местах лишения свободы;

- ввести уголовную ответственность за неоднократное нарушение надзорных ограничений поднадзорным, как это было в старой редакции Закона «Об административном надзоре...»;

- для повышения профессиональной подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов и их ответственности за выполнение государственного служебного долга прием в профильные учебные заведения осуществлять только из лиц, отслуживших в Вооруженных Силах РФ.

Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 25 апреля 2014 г. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.