УДК 351 ББК 67.401.133 А86
N.S. ARTEMYEV*, V.A. PONKRATOV**
PREVENTIVE FUNCTION OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы осуществления предупредительной функции административного надзора и организации контроля за образом жизни поднадзорных.
Ключевые слова: административный надзор, рецидивная преступность.
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ АРТЕМЬЕВ*, ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОНКРАТОВ**
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА
Annotation: in the article the author considers the problematic issues of realization of preventive function of administrative supervision and organization of control over the persons under surveillance.
Key words: administrative supervision, recidivism.
В последние годы отмечается тенденция к росту рецидивной преступности, общественная опасность которой заключается в том, что рецидивисты стремятся продолжить преступную деятельность и оказывают негативное влияние неустойчивых лиц, особенно на несовершеннолетних и молодежь, втягивая их в преступную деятельность, поэтому не случайно проблема предупреждения рецидивной преступности обсуждалась на заседании Совета безопасности, и в марте 2011 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который 5 апреля 2011 г. был утвержден Президентом Российской Федерации. Вступил в силу также Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"».
В Законе об административном надзоре определяется понятие такого надзора, а также административные ограничения поднадзорным; задачи административного надзора, порядок его установления за лицами, в отношении которых он применяется, его проведение и прекращение; ограничения, устанавливаемые при административном надзоре; права и обязанности поднадзорного лица; полномочия органов внутренних дел (полиции) при осуществлении административного надзора.
I
-С I
£ Sc
■8-I
* Доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России);
** кандидат юридических наук, доцент,
начальник Кировского института повышения квалификации работников ФСИН России E-mail: [email protected].
S
>3 «Q
ä
Предупреждение преступлений со стороны поднадзорных в значительной степени зависит от квалифицированного осуществления надзора сотрудниками полиции и в первую очередь участковыми уполномоченными полиции, на территорию обслуживания которых прибывают лица, освобожденные из мест лишения свободы.
Осуществление надзора является творческим процессом, основанным на постоянном применении норм педагогики и психологии с преобладанием методов убеждения.
Эффективность административного надзора во многом основывается на принципе строго индивидуального подхода к каждому поднадзорному. В целом по контингенту поднадзорных в зависимости от их поведения, глубины сложившихся антиобщественных установок, черт характера, особенностей совершения прежних преступлений и других факторов это достигается на основе применения конкретного режима надзора.
В свою очередь, режим надзора определяется объемом установленных ограничений, периодичностью осуществления контроля за их соблюдением и образом жизни поднадзорного в целом, интенсивностью мер воспитательного характера и, наконец, кругом должностных лиц и общественности, использующих контрольные и воспитательные функции в отношении каждого поднадзорного.
В отношении каждого поднадзорного может быть установлен один из следующих видов режима надзора.
1. Нормальный режим - первая стадия надзора, устанавливается за поднадзорными, личность которых в достаточной степени не изучена. Нормальный надзор является, по существу, переходным видом режима. Для него характерно применение до 80 % предусмотренных законом надзорных ограничений, акцент делается на изучение личности поднадзорного, избирательное воспитательное воздействие в зависимости от поведения конкретного лица. Не позднее чем через 3 месяца после установления данного вида надзора орган внутренних дел (полиции) по докладу участкового уполномоченного полиции рассматривает вопрос о переводе поднадзорного на другой вид режима.
2. Минимальный надзор применяется к лицам, вставшим на путь исправления. Он характеризуется уменьшением числа надзорных ограничений в пределах 50 %, установленных законом. Контроль за поведением указанного контингента поднадзорных осуществляется преимущественно через шефов и внештатных сотрудни-
ков участковых уполномоченных полиции и внештатных сотрудников оперативных аппаратов органов внутренних дел (полиции). Периодичность проверок не должна превышать трех раз в месяц, в том числе сотрудниками полиции не чаще одного раза в месяц. Минимальный надзор, как правило, завершается досрочным прекращением надзора. Вопрос об этом рассматривается руководителями органов внутренних дел (полиции) не позднее 9 месяцев после установления надзора, в том числе трех месяцев после применения минимального режима надзора.
3. Идеальный надзор применяется к лицам, которые исходя из поведения и образа жизни не склонны к совершению преступлений, но допускают отдельные факты антиобщественного поведения. К этой категории поднадзорных, в частности, относятся лица, употребляющие спиртные напитки, нарушающие трудовую дисциплину, имеющие неотрегулированные системные отношения.
Для идеального надзора характерно осуществление контроля по преимуществу опытными сотрудниками полиции из числа участковых уполномоченных полиции и оперативных работников с периодичностью целевых проверок и чередованием их по месту жительства и работы поднадзорных. Соблюдение установленных надзорных ограничений контролируется, как правило, еженедельно. Контрольные функции сочетаются с индивидуальными профилактическими мероприятиями, которые должны проводиться систематически.
4. Интенсивный надзор устанавливается в отношении поднадзорных, ведущих антиобщественный образ жизни, употребляющих наркотические препараты и в силу этого склонных к совершению преступлений. К ним применяются надзорные ограничения в полном объеме. Контроль за их поведением осуществляется сотрудниками полиции, в том числе оперативными сотрудниками полиции и участковым уполномоченным полиции, на территории обслуживания которого проживает такой поднадзорный.
Проверка образа жизни этой категории поднадзорных, состоящих на интенсивном режиме, проверяется еженедельно, а соблюдение ими установленных надзорных ограничений - не менее трех раз в неделю. Усиленный режим контроля сопровождается интенсивным характером средств воспитательного воздействия. Это выражается в еженедельном обмене информацией с администрацией предприятий, где работают поднадзорные и руководители общественных организаций, максимальном пользо-
вании воспитательного влияния родственников и других лиц и т. д. Профилактические беседы с состоящими под интенсивным надзором лицами проводятся: участковыми уполномоченными полиции и оперативными сотрудниками - еженедельно, заместителем начальника горрайор-гана внутренних дел (полиции) - ежемесячно, начальником - не менее одного раза в квартал.
В целях более глубокого изучения личности поднадзорного и оказания на него максимального воспитательного воздействия время действия административного надзора целесообразно установить, как правило, на один год.
Для более умелого использования в воспитательных целях режимов административного надзора необходимо варьирование ими в зависимости от изменений в поведении поднадзорных. Участковый уполномоченный полиции, на территории обслуживания которого проживает поднадзорный, по истечении каждого квартала со дня установления надзора обязан составить индивидуальную характеристику на поднадзорного с мотивировкой наиболее целесообразного режима.
После утверждения характеристики руководителя горрайоргана внутренних дел (полиции) решается вопрос в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», об оставлении в силе ранее действующего режима надзора или об его изменении.
Отметка о виде режима делается на обложке дела административного надзора в правом верхнем углу следующими обозначениями: нормальный режим - «Н», минимальный - «М», идеальный - «ИД», интенсивный - «ИНТ».
Крайне важная задача оказать помощь в трудоустройстве поднадзорных. Контроль за трудовым устройством каждого поднадзорного должен осуществляться систематически путем:
- личных бесед с ним во время посещения его места жительства, регистрации или проведения профилактических мероприятий;
- бесед с внештатными сотрудниками полиции, родственниками и другими лицами;
- посещение сотрудниками полиции места его работы;
- ежемесячного выяснения соответствующих сведений по телефону у администрации по месту работы;
- ежеквартального истребования характеристик на лиц, состоящих на идеальном и интенсивном надзоре.
По каждому факту увольнения поднадзорного с работы должно проводиться индивидуальное разбирательство его мотивов. В ходе про-
верки истребуется объяснение поднадзорного, запрашиваются соответствующие сведения об администрации. Во время разбирательства письменно фиксируются намерения поднадзорного о новом трудоустройстве и одновременно должна проводиться проверка их реальности. Все материальные разбирательства приобщаются к делу административного надзора.
Последующий контроль за трудоустройством поднадзорных ведется по учащенному графику. Поднадзорные, не занятые общественно полезным трудом и не принимающие реальных мер по трудоустройству, берутся под интенсивный надзор.
Сотрудники исправительных учреждений также должны принимать участие в предупреждении рецидивной преступности среди поднадзорных, используя при этом следующие формы профилактического влияния на поднадзорных:
- выступления на собраниях поднадзорных в горрайорганах внутренних дел (полиции);
- индивидуальные беседы при регистрации поднадзорных в полиции;
- беседы с поднадзорными и членами их семей при посещении по месту их жительства и т. д.
Эффективность предупредительной работы во многом зависит от наличия исчерпывающих сведений по поведению каждого поднадзорного. Персональную ответственность за сбор этих сведений несет участковый уполномоченный полиции. В его обязанности входит:
- осуществление периодических (в соответствии с видом режима) целевых проверок, образа жизни поднадзорных;
- разовые проверки соблюдения правил и ограничений надзора, частота которых также определяется видом режима;
- получение сведений о поведении поднадзорных с помощью внештатных сотрудников и других представителей общественности.
По каждому факту привлечения поднадзорного к административной ответственности за нарушение правил надзора участковый уполномоченный полиции должен принимать меры воспитательно-профилактического характера.
Для повышения эффективности административного надзора в предупреждении рецидивной преступности, по нашему мнению, целесообразно:
- в каждом регионе регулярно проводить совещания-семинары участковых уполномоченных полиции, на которых глубоко изучать Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», так как проведенные опросы участковых уполномоченных полиции свиде-
$
-С
£ Sc
■8-I
тельствуют о том, что они крайне слабо знают положения данного Закона. На совещаниях-семинарах заслушивать отчеты каждого участкового уполномоченного полиции о взятии освобожденных из мест лишения свободы под административный надзор и о результатах предупредительно-профилактической работы с данной категорией лиц;
- подчинить службу участковых уполномоченных полиции уголовному розыску, как это было ранее, что значительно повысит эффективность административного надзора и улучшит раскрываемость преступлений, которая в настоящее время является крайне низкой;
- предусмотреть ведение информационно-профилактических дел на каждого судимого, в
которых должна быть сосредоточена необходимая информация о совершенном (совершенных) преступлениях, образе жизни и поведении судимых как на свободе, так и в местах лишения свободы;
- ввести уголовную ответственность за неоднократное нарушение надзорных ограничений поднадзорным, как это было в старой редакции Закона «Об административном надзоре...»;
- для повышения профессиональной подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов и их ответственности за выполнение государственного служебного долга прием в профильные учебные заведения осуществлять только из лиц, отслуживших в Вооруженных Силах РФ.
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 25 апреля 2014 г. № 4.