Роботизация бизнес-процессов на примере предприятий сферы розничной торговли
Петров Степан Константинович
аспирант, базовая кафедра Торгово-промышленной палаты РФ "Развитие человеческого капитала", Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, vallinburg@yandex.ru
Цель исследования - рассмотреть существующие примеры роботизации бизнес-процессов в передовых компаниях, работающих в сфере розничной торговли. В статье рассматриваются современные примеры внедрения RPA, возможности и перспективы использования этих технологий, рассматриваются примеры использования роботизированных систем на предприятиях розничной торговли российских и зарубежных компаний, применительно к различным бизнес-процессам, таким как складская логистика, продажи, транспортная логистика, ведение учетных операций и так далее. Рассмотрен эффект пандемии, как одна из важнейших причин ускорения процесса повсеместного внедрения роботизированных систем и комплексов. Научная новизна заключается в рассмотрении проблемы с учетом новейших исследований и событий, происходящих в изучаемой области. В результате исследования выявлен огромный потенциал RPA и необходимость внедрения роботизации бизнес-процессов компаний розничной торговли, приведены примеры успешного использования.
Ключевые слова: RPA, роботизация, розничная торговля, оптимизация ФОТ, автоматизация.
CSI
0
CSI
01
n
S I-О ш m х
<
m о x
X
Современным компаниям розничной торговли (ритейлу) необходимо обладать навыком быстрой реакции на изменяющиеся условия рынка. Одним из способов оперативной адаптации к происходящим изменениям является своевременная роботизация отдельных процессов и операций, происходящих на предприятии. Под роботизацией подразумевается техническое оснащение и обеспечение автоматизированными устройствами и системами отдельных бизнес-процессов и структур организации, с целью повышения общей эффективности работы и сокращению временных и иных издержек, связанных с использованием на аналогичных участках человеческих ресурсов [2].
Еще до наступления пандемии COVID-19, которая изменила привычные формы ведения бизнеса, ритейл проводил крупные модернизации, с целью соблюдения темпов развития как привычек клиентов, так и растущих и расширяющихся цепей поставок товара. Изменения коснулись не только таких инструментов, как способы оплат, заключавшихся в повсеместном распространении бесконтактных, безналичных и способов оплаты онлайн, не только повсеместного распространения автоматизированных сервисов поддержки клиента, таких как чат-боты, голосовые боты с функциями распознавания речи, но и функционала, связанного с инвентаризационными мероприятиями, с логистическими бизнес-процессами и операциями. Согласно исследованию компании Deloitte, розничная торговля относится к сфере деятельности, в которой компании, планируют активно внедрять и внедряют уже сейчас роботизацию в существующие бизнес-процессы. Лидерами в области внедрения подобных технологий являются крупные компании, что связано не только с большими материальными и функциональными возможностями, но и с наличием большого количества четко регламентированных процессов, что является одним из необходимых условий для RPA (Robotic Process Automation) [5].
В ходе исследования было выявлено, что компании, еще только планирующие внедрение RPA предпочитают внедрение и испытание технологии на небольшом количестве бизнес-процессов. Более половины останавливаются на значении 1-3 модернизированных процесса, исходя из чего можно сделать вывод о неуверенности в эффективности и окупаемости роботизации. С другой стороны, компании, которые уже внедрили RPA в среднем автоматизируют более 10 процессов, что говорит нам о том, что технология эффективна и успешна. Первоначальный этап запуска и подготовки к внедрению RPA - трудоемкий и затратный как с точки зрения денег, так и с точки времени процесс, но первоначальные затраты, дают базу для дальнейшего развития повсеместного использования данной технологии применительно и к остальным процессам.
Если говорить о сфере ритейла, то она является высококонкурентной за счет насыщения всех ее сегментов большим числом компаний и индивидуальных предпринимателей, ведущих свою активную деятельность на
рынке. Как интернет-магазины, так и обычные торговые точки стремятся к увеличению эффективности работы, повышению степенью довольства клиентов, повышению лояльности персонала и клиентов, удержанию сотрудников в компании. Вне зависимости от размеров предприятия, все участники рынка пользуются примерно одинаковыми инструментами, хотя крупные конгломераты имеют возможность инновационных экспериментов без потери эффективности производства, в отличии от мелких фирм. Несмотря на существование гигантских холдингов, крупных объединений, в розничной торговле мелкие компании занимают достаточно большую долю рынка. На примере данных, изображенных на рисунке 1, можно обратить внимание что 5 наиболее крупных компаний составляют около 30 процентов доли рынка - это такие компании как «X5 Retail Group», «Лента», «Магнит», «Дикси», «Ашан» [1]. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что большая доля рынка приходится на мелкие и частные предприятия, что говорит о том, что процессы автоматизации и роботизации должны происходить не только в крупных сетях, но и в более мелких торговых точках, а производители программного обеспечения и оборудования должны учитывать интересы не только крупных игроков, но и остальных участников сферы розничной торговли.
9м 2020
■ Топ-5 ■ Прочие Рис 1. - Изменение доли топ-5 игроков на отечественном рынке розничной торговли продуктами питания.
В свою очередь, разработчики и поставщики робототехники должны иметь понимание каким образом будет использоваться их продукт, чтобы предложить наиболее оптимальное решение, которое удовлетворит в полной мере потребности ритейла. На текущий момент рынок робототехники в розничной торговле только начинает свое развитие за счет инновационного энтузиазма крупнейших предприятий, так как они имеют определенную материально-техническую базу для реализации подобных экспериментов, поэтому поставщики робототехни-ческой продукции, должны готовится к дальнейшему внедрению более мелкими розничными сетями и уже сейчас начинать работу на перспективу, учитывая из потенциальные потребности.
Одним из ключевых элементов любого крупного розничного предприятия являются логистические центры. Лидерами мирового ритейла являются компании -Amazon, Walmart, которые уже используют мобильных
роботов как на своих складах, так и на магазинах. Они выполняют такой функционал, как сканирование запасов продукции, обработка поступающих материалов, уборочные работы и многое другое. Можно обратить внимание на компанию Amazon - крупнейшего интер-нет-ритейлера в мире с годовым оборотом более 380 миллиардов долларов. Эта компания создала собственную категорию складских роботов Amazon Robotics, которые на сегодняшний день обслуживают порядка 100.000 квадратных метров стеллажей распределительных центров компании. Автономные мобильные роботы занимаются транспортировкой товара, хранящегося на складе. Они могут нести нагрузку до 350 килограмм и свободно перемещаться по территории всего логистического комплекса.
По мере поступления заказов, роботы перемещают товары, которые находятся на стеллажах внутри контейнеров и далее из контейнеров в специальные ящики, размер которых подсказывает им система искусственного интеллекта. После этого инвентарь доставляется с работникам, находящихся на различных этапах сортировки. Рабочие занимаются упаковкой полученного товара и передают готовые коробки для отправки следующим роботам. Они, в свою очередь, передают товар транспортным средствам, ожидающим отправления. Это практически идеально выстроенный процесс автономной деятельности складского комплекса с помощью RPA.
Компания Amazon использует уже сейчас тысячи роботов в десятках распределительных центров по всей территории США. Являясь примером для остальных участников рынка, Amazon стимулирует их также следовать примеру - внедрять и развивать роботизированные системы, используемые при обеспечении процессов деятельности компаний. Amazon, как и многие другие крупные ритейл компании, поддерживает инновации, развивает собственные исследовательские центры и помогает быстро выводить их на рынок.
Охватившая мир пандемия также дала толчок к развитию сферы доставки продуктов, что в свою очередь показало возможность использования роботов для исполнения курьерских функций. Так, например, Яндекс, запустил доставку из своего магазина посредством робота, чем показал еще одну возможность их использования в сфере розничной торговли. Согласно исследованиям, McKinsey&Company к 2025 году автономные транспортные средства будут доставлять около 85% всех поставок, что должно затронуть не только сферу такси и общественного транспорта, но и курьерских служб, которые стали ключевым участником рынка ecommerce (электронная/онлайн торговля), в частности e-grocery (онлайн торговля в сфере FMCG) [6].
В период пандемии доля онлайн-заказов по сравнению с общим объемом выросла с 11 до 16 процентов. Учитывая тот факт, что физический труд присутствует на 95% складах по всему миру, объем нагрузки и рост количества заказов на комплектацию растет, пандемия сокращает количество рабочей силы на рынке труда, происходит ускорение темпов перехода на роботизированные системы по аналогии с ведущими мировыми компаниями. Так, Рик Фолк - генеральный директор компании Locus Robotic утверждает, что нехватка работников, связанная с пандемией ускорила повсеместное внедрение автоматизации [3]. По прогнозам экспертов к 2025 году на распределительных центрах по всему миру
X X
о го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м
сч
0 сч
01
о ш m
X
<
m О X X
будет установлено более 4 миллионов складских коммерческих роботов. Что касается рынка труда в России, то сильнейшая нехватка складского персонала во время пандемии, была связана с закрытием границ и оттоком мигрантов из страны, что привело к дефициту сотрудников в данной сфере. Согласно исследованию сайта hh.ru кризис 2020 года в условиях пандемии привел к рекордному падению откликов, даже сильнее предыдущих кризисов 2008 и 2014-го года. Данные представлены на рисунке 2 [4]. Парадоксальным в этой ситуации является то, что даже не смотря на массовые сокращения и высвобождение персонала, это не привело к увеличению количества активно ищущих место работы. В случае если бы технологии RPA хотя бы частично были введены к моменту начала пандемии, большинство компаний пережило бы карантинные мероприятия с наименьшими сложностями. С другой стороны, дан хороший импульс к решению данных вопросов в условиях возвращения к обычной деятельности без существенных ограничений.
Отклики на вакансии в кризисы 2008,2014 и 2020 гг.
Роботизируемые процессы
Бухгалтерский и нала гавый учет **
Управление персоналом (HR& --■
ИТ
Расчет заработной платы (payroll)
Казначейство Закупки
Юридический отдел Прочее* -
1ЁЩ 10%
1S94 10«
■ Внедряют или уже внедрили
И Планируют внедрять
Рисунок 3. - Роботизируемые процессы. Тенденции развития роботизации в РФ. йе!оМе
Роботизированные операции
Рис 2. - Отклики на вакансии в кризисы 2008,2014 и 2020 гг. Исследование hh.ru
Отсутствие необходимого количества человеческих ресурсов на рынке труда, приводит компании, как российские, так и зарубежные к мысли об активном внедрении RPA во все возможные бизнес-процессы. Это касается не только процессов, происходящих в складской логистике или продажах. Самыми популярными претендентами на роботизацию являются операции, связанные с бухгалтерским и налоговым учетом, данные представлены на рисунке 3. Вторыми по популярности являются операции HR - подбор и учет персонала. Если для бухгалтерского и налогового учета автоматизация состоит во внедрении систем, способных анализировать big data, безошибочно работать с большими массивами числовых данных, то для HR - это внедрение автоматических систем подбора персонала (например, чат и аудио-боты), систем электронного кадрового документооборота и так далее.
Эффекты от внедрения технологии RPA включают в себя не только оптимизацию затрат, а также увеличение скорости проводимых работ, улучшением их качества за счет исключения человеческого фактора. Процессы автоматизируются наиболее оптимальным способом по причине того, что организация, внедряющая технологии роботизации, получает возможность дополнительного глубинного анализа бизнес-процессов. Наиболее часто роботизируемые операции представлены на рисунке 4.
Формирование отчетов «-
За пол НЕНие форм данными ■-
Чтение и до&авление записЕЙ в базы данн ык С равнение и сверка данных Перемещение папок и файлов Работа с почтовым клиентом Копирование данных ссаитоЕ Автор иаации на сайтах, в приложениях ■ Прочее .-
70% 86% 56% Ё3% 42% 42% 30% 37% 5%
Рисунок 4. - Роботизированные операции. Тенденции развития роботизации в РФ. йе!оШе
Подводя итог, хотелось бы отметить стремление современных организаций к инновационному развитию, внедрению RPA в те сферы и отрасли деятельности компаний, в которых подобные системы наиболее эффективны и полезны. Как мы убедились, для предприятий розничной торговли есть несколько основных направлений роботизации бизнес-процессов на сегодня:
1. Роботизация на складских комплексах, заключающаяся в разработке и внедрению в цепочку работы логистического центра роботизированных машин и программ, минимизирующих присутствие человеческих ресурсов на складе.
2. Внедрение RPA на точках реализации или выдачи продукции, включающие в себя постаматы, кассы самообслуживания и так далее.
3. Роботизированные системы, заменяющие рутинный труд, связанный с административной работой офисных сотрудников, таких как бухгалтерия, кадровая служба, продажи и так далее.
4. Потенциальная разработка и частичное внедрение беспилотных систем, которая по большей части касается транспортной логистики.
Используемые RPA постоянно совершенствуются, становятся более доступными для всех участников рынка, что способствует повышению производительности производства, оптимизации численности персонала предприятия, выходу на новые объемы потенциальных производственных мощностей. Учитывая темпы развития современных роботизированных систем, можно предполагать упразднения большей части профессий и специальностей, связанных с физическим и рутинным машинным трудом в ближайшие несколько лет.
Литература
1. Михайлин Артем. Розничная торговля продуктами питания: итоги 2020 и прогнозы. 18 декабря 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://www.retail.ru/articles/roznichnaya-torgovlya-produktami-pitaniya-itogi-2020-i-prognozy/
2. Толкачев Сергей Александрович, Кулаков Александр Дмитриевич Роботизация как направление неоиндустриализации (на примере США) // Мир новой экономики. 2016. №2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://cyberleninka.ru/article/n/robotizatsiya-kak-napravlenie-neoindustrializatsii-na-primere-ssha
3. Эми Фельдман. Как производитель роботов для складов привлек $150 млн и вступил в «гонку вооружений» с Amazon // Forbes 23.02.2021. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/421501-kak-proizvoditel-robotov-dlya-skladov-privlek-150-mln-i-vstupil-v-gonku
4. Covid-19: Влияние пандемии на российский рынок труда. Служба исследований hh.ru. Октябрь 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://hhcdn.ru/file/16952749.pdf
5. Deloitte. Тенденции развития роботизации в РФ. RPA. 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Docume nts/tax/deloitte-rpa-survey.pdf
6. McKinsey&Company. Инновации в России - неисчерпаемый источник роста. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/E urope%20and%20Middle%20East/Russia/0ur%20Insights/ Innovations%20in%20Russia/Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashx
Robotization of business processes on the example of retail companies
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
Petrov S.K.
Plekhanov Russian University of Economics
The purpose of the study is to consider existing examples of robotization of business processes in leading companies operating in the retail sector. The article examines modern examples of RPA implementation, the possibilities and prospects of using these technologies, examines examples of the use of robotic systems at retail enterprises of Russian and foreign companies, in relation to various business processes, such as warehouse logistics, sales, transport logistics, accounting operations and so on. The effect of a pandemic is considered as one of the most important reasons for accelerating the process of widespread introduction of robotic systems and complexes. Scientific novelty lies in the consideration of the problem, taking into account the latest research and developments in the field under study. As a result of the study, the enormous potential of RPA and the need to implement robotization of business processes in retail companies have been identified, examples of successful use are given.
Keywords: RPA, robotization, retail, payroll optimization, automation.
Reference
1. Mikhailin Artem. Food retail: 2020 results and forecasts. December 18, 2020. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.retail.ru/articles/roznichnaya-torgovlya-produktami-pitaniya-itogi-2020-i-prognozy/
2. Tolkachev Sergey Alexandrovich, Kulakov Alexander Dmitrievich Robotization as a direction of neoindustrialization (on the example of the USA) // World of a new economy. 2016. No. 2. [Electronic resource]. -Access mode: - https://cyberleninka.ru/article/n/robotizatsiya-kak-napravlenie-neoindustrializatsii-na-primere-ssha
3. Amy Feldman. As a manufacturer of robots for warehouses raised $ 150 million and entered the "arms race" with Amazon // Forbes 02/23/2021. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/421501-kak-proizvoditel-robotov-dlya-skladov-privlek-150-mln-i-vstupil-v-gonku
4. Covid-19: Impact of the pandemic on the Russian labor market. Research service hh.ru. October 2020. [Electronic resource]. - Access mode: - https://hhcdn.ru/file/16952749.pdf
5. Deloitte. Trends in the development of robotization in the Russian Federation. RPA. 2020. [Electronic resource]. - Access mode: -https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/tax/deloit te-rpa-survey.pdf
6. McKinsey & Company. Innovation in Russia is an inexhaustible source of growth. [Electronic resource]. - Access mode: -https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20an d%20Middle%20East/Russia/0ur%20Insights/Innovations%20in%20Ru ssia/Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashx
X X О го А С.
X
го m
о
ю
2 О
м