Научная статья на тему 'Роботизированная автоматизация процессов'

Роботизированная автоматизация процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1837
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС / ОПТИМИЗАЦИЯ / РОБОТИЗАЦИЯ / AUTOMATION / BUSINESS PROCESSES / INFORMATION TECHNOLOGY / EFFICIENCY / BUSINESS / OPTIMIZATION / ROBOTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавров В.С., Петюк С.И.

Работа посвящена современным тенденциям в автоматизации бизнес-процессов. В тексте содержится детальный анализ метода «роботизированная автоматизация процессов». Приводятся оценки экономического эффекта от внедрения RPA. Указаны и описаны этапы внедрения. Главный результат определение ключевых преимуществ роботизированной автоматизации процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROBOTIC PROCESS AUTOMATION

The article is devoted to modern trends in the automation of business processes. The text contains a detailed analysis of robotic automation of processes. Estimates of the economic effect from the introduction of RPA are given in article. The stages of implementation are specified and described. The main result of the authors is the identification of key advantages of robotic automation of processes.

Текст научной работы на тему «Роботизированная автоматизация процессов»

новые технологии

УДК 658.52.011.56(045)

роботизированная

автоматизация

процессов

Лавров В. С., Петюк С. И.,

студенты, Финансовый университет, Москва, Россия vovalavrov1996@mail.ru SergeiPetyuk@yandex.ru

Аннотация. Работа посвящена современным тенденциям в автоматизации бизнес-процессов. В тексте содержится детальный анализ метода «роботизированная автоматизация процессов». Приводятся оценки экономического эффекта от внедрения RPA. Указаны и описаны этапы внедрения. Главный результат - определение ключевых преимуществ роботизированной автоматизации процессов.

Ключевые слова: автоматизация; бизнес-процессы; информационные технологии; эффективность; бизнес; оптимизация; роботизация

robotic process automation

Lavrov V. S., Petyuk S. I.,

students, Financial University, Moscow, Russia vovalavrov1996@mail.ru SergeiPetyuk@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to modern trends in the automation of business processes. The text contains a detailed analysis of robotic automation of processes. Estimates of the economic effect from the introduction of RPA are given in article. The stages of implementation are specified and described. The main result of the authors is the identification of key advantages of robotic automation of processes.

Keywords: automation; business processes; information technology; efficiency; business; optimization; robotics

Современные технологии стремительно изменяют деятельность компаний, предоставляя недоступные до сих пор возможности по масштабам и скорости роста бизнеса. Ключевые изменения, происходившие в последнее десятилетие, были связаны с внедрением в деятельность компаний сов-

ременных IT-систем, прежде всего ERP, CRM [1, 2], что положило начало трансформации многих бизнес-процессов в организациях за счет их частичной автоматизации и привело к повышению эффективности бизнеса. Однако главной тенденцией последних лет, наряду с использованием инновационных финансо-

Научный руководитель: ЗолотарюкА.В., кандидат технических наук, доцент, доцент Департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий, Финансовый университет, Москва, Россия.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

вых инструментов [3, 4], становится оптимизация работы персонала, ключевым элементом которой является подключение к работе сотрудников возможностей роботизированной автоматизации процессов и интеллектуальной автоматизации1.

При более близком приближении термин «роботизированная автоматизация процессов» (RPA, Robotic Process Automation) обозначает специализированное программное обеспечение, которое имитирует взаимодействие человека с информационными системами в целях выполнения бизнес-процессов.

Роботизированные системы способны эффективно выполнять часто повторяющуюся, алгоритмизированную и трудозатратную работу. RPA часто по ошибке воспринимают, как обычную автоматизацию с ее неповоротливостью и дороговизной или как очередной инструмент управления бизнес-процессами (BPM). Помимо обычных для традиционной автоматизации или BPM эффектов, таких как ускорение процессов, снижение уровня ошибок и мониторинг выполнения процессов, RPA при своем внедрении в деятельность компании обеспечивает ряд существенных преимуществ. Прежде всего - это значительная экономия в расходах на персонал - одномоментное снижение затрат на 50-70% для процессов с частыми ручными операциями2. Кроме того, за счет работы в реальном времени и круглосуточно повышается удовлетворенность клиентов. Также внедрение RPA улучшает целостность процессов и данных, повышает контроль и возможность отслеживания - роботы создают максимально полный журнал выполнения процессов и проводят мониторинг скорости работы и качества данных.

Еще одно важное преимущество - сокращение затрат на реализацию стратегических

1 A future that works: automation, employment, and productivity: Report / McKinsey & Company. 2017. URL: https://www.gita.org.in/Attachments/Reports/MGI-A-future-that-works-Full-report.pdf (дата обращения: 04.11.2017).

2 Get ready for robots: Report / EYGM Limited. 2016. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Get_ready_for_ robots/%24FILE/ey-get-ready-for-robots.pdf (дата обращения: 04.11.2017).

программ за счет гибкости RPA-систем и возможности проведения быстрых изменений внутри них.

Наконец,роботизированная автоматизация дает возможность для быстрого создания, пилотирования и вывода на рынок продуктовых и сервисных инноваций, что позволяет компаниям иметь серьезное конкурентное преимущество.

Внедрение 11РА-систем в организациях обычно происходит в несколько этапов:

• первичный анализ существующих процессов и оценка потенциала роботизации;

• определение технических требований;

• создание прототипа и настройка робота;

• внедрение и управление роботизированной рабочей силой.

Экономический эффект от реализации проекта по внедрению 11РА-систем рассчитывается как разница между текущей стоимостью автоматизируемых процессов, т.е. операционными затратами - ФОТ, стоимостью рабочих мест, аренды и затрат на обучение, и целевой стоимостью процесса, включающей инвестиции в создание робота и его последующими операционными затратами. По данным отраслевых экспертов, средний срок создания робота - 3 месяца, а средний срок окупаемости проектов по роботизации бизнес-процессов - порядка 9 месяцев3.

Совокупный потенциал экономии от внедрения 11РА в бизнес-процесс в среднем составляет 20-35%4.

Сфера применения роботизированной автоматизации процессов не ограничена, она доказывает свою эффективность как в фронт-офисных, так и бэк-офисных процессах компаний. Вот лишь небольшая область применения 1РА: бухгалтерский учет, кадровый учет, бюджетирование и управленческий учет, закупки, логистика, планирование ремонтных работ.

Более подробно хотелось бы остановиться на возможностях 11РА в банковских процессах.

3 Robotic Process Automation for HR & Payroll: Report / Ernst & Young Accountants LLP. 2016. URL: http://www. ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-robotic-process-automation-for-hr-and-payroll/$FILE/EY-robotic-process-automation-for-hr-and-payroll.pdf (дата обращения: 04.11.2017).

4 Там же.

роботизированная автоматизация процессов

Индустрия финансов сегодня все больше сплетается с современными технологиями, банки перестают быть банками в том понимании, каком мы привыкли их видеть. Теперь они все больше похожи на IT-компании с банковскими лицензиями. Конкурентную борьбу выигрывает тот, кто готов быстро доставить сервис до клиента, максимально упростить услугу и общение клиента с интерфейсом приложения банка, предоставлять банковские услуги 24 часа 7 дней в неделю. То, что клиент банка видит в интерфейсе мобильного приложения - лишь вершина айсберга, начальная точка процесса. На стороне банка практически любая операция ведет к сложным интеграциям и IT-решениям, даже элементарное осуществление перевода со счета на счет требует взаимодействия нескольких автоматизированных систем. RPA способно расширить границы автоматизации в банковских процессах, например в обработке заявок на платежи и переводы, обработке транзакций, рассмотрении кредитных заявок или формировании сводной/консолидированной бухгалтерской отчетности. Главная ценность RPA для банков состоит в том, что такая автоматизация работает 24/7, не меняет текущую архитектуру IT-систем, роботы легко могут быть настроены бизнес-пользователями.

Существуют методики оптимального выбора наиболее подходящего программного обеспечения RPA. Чаще всего помимо вендоров ПО компаниям приходится обращаться к консультантам. При внедрении роботов консультанты помогают компаниям осуществлять трансформацию с использованием RPA решений,поставщики программ выполняют разработку новой функциональности и техническую поддержку.

Ключевые критерии при выборе такой системы автоматизации - это функциональность, трудоемкость настройки, масштабируемость, инфраструктура, а также простота использования конечным пользователем.

Мировыми разработчиками RPA решений являются: bLueprism, UiPath, AUTOMATION ANYWHERE, WorkFusion, openspan5.

Примечательно, что в России роботизированная автоматизация процессов еще не получила должного распространения. Ниша продвижения RPA решений в нашей стране слабо конкурентная и не имеет барьеров для входа, в отличие от ниши разработки ERP-систем, где практически монопольную позицию на российском рынке занимает компания 1С [4].

Следует отметить, что RPA - новый шаг в автоматизации бизнес-процессов, который способен предложить компаниям гибкие и дешевые решения для оптимизации ручных и трудоза-тратных операций. На сегодняшний день RPA -это универсальное средство для повышения эффективности внутренних процессов компании. Главной целью современных компаний является подключение к работе сотрудников роботизированной автоматизации процессов, интеллектуальной автоматизации и искусственного интеллекта как ответ на быстроменяющиеся условия рынка. Сегодня выигрывает не тот, кто обладает большим количеством ресурсов, а тот, кто способен действовать быстро и максимально эффективно.

5 BLue Prism Group pLc: Report / bLueprism. 2017. URL: https://www.bLueprism.com/wp-content/upLoads/2017/05/ BLue-Prism-CapitaL-Markets-Day-17.05.17-PPT.pdf (дата обращения: 04.11.2017).

Описок источников

1. Аникеева К.А., Золотарюк А. В., Макова А. С. Перспективы облачных технологий в банковском деле // Валютное регулирование и валютный контроль. 2014. № 9. С. 52-56.

2. Чистов Д. В., Гобарева Я.Л., Золотарюк А. В. и др. Автоматизация деятельности кредитной организации на платформе «1С: Предприятие 8» / под общ. ред. проф. Д. В. Чистова. М.: 1С-Паблишинг, 2012. 440 с.

3. Золотарюк А. В., Качибая П. С., Матюшенков А. Н. Перспективы развития финансовой социальной сети в России // Мир новой экономики. 2017. № 2. С. 70-73.

4. Любшина Д. С., Золотарюк А. В. Криптовалюта как инновационный инструмент мировой торговли // Интерактивная наука. 2016. № 10. С. 145-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.