УДК 338.49
DOI 10.23672/b8301-4711 -5439-s
Аймешева Жаннат Салаватовна
кандидат экономических наук, доцент,
Алматинский филиал
Санкт-Петербурского
гуманитарного университета профсоюзов
Zhannat S. Aimesheva
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Almaty branch Sankt-Peterbursky Humanities University of Labor Unions [email protected]
Перспективы внедрения
роботизированной инфраструктуры в логистическую систему электронной коммерции
Prospects for implementation
of robotic infra-structure in logistics system electronic commerce
Аннотация. Рассматривается процесс внедрения роботизированной инфраструктуры в логистическую систему e-commerce. Выявлены основные тенденции и популярность электронной торговли и увеличение числа транзакций, которые уже скоро могут стать проблемой: ретейлеры столкнутся с перегрузкой традиционных систем доставки. На современном этапе роботизация логистики -весьма затратный процесс, поэтому выделен целый комплекс задач: связанных с масштабированием таких систем, созданием роботизированной инфраструктуры, формированием операционных и сервисных моделей. Дополнительных расходов потребует и мониторинг роботизированных активов, которые стоят перед логистическими операторами.
Ключевые слова: интернет-маркетинг, логистическая система, роботизированная инфраструктура, электронная коммерция.
Annotation. The process of implementation of robotic infrastructure in e-commerce logistics system is considered. The main trends and popularity of electronic commerce and the increase in the number of transactions that may soon become a problem have been identified: retailers will face overload of traditional delivery systems.
At the present stage, robotics of logistics is a very expensive process, so a whole set of tasks has been identified: related to scaling such systems, creation of robotic infrastructure, formation of operational and service models, training of personnel. Monitoring the robotic assets facing logistics operators will also require additional costs.
Keywords: Internet marketing, logistics system, robotic
infrastructure,
e-commerce.
Современный интернет-маркетинг рассматривается как отдельный надмировой рынок со своей спецификой. Остановимся на некоторых основных особенностях интернет-маркетинга [1, с. 44].
Электронной коммерции предрекают бурный рост. Аналитики расходятся в цифрах, но солидарны в оптимизме. В исследовании агентства eMarketer прогнозируется, что к 2021 году мировой рынок достигнет $4,9 трлн (в 2018-м его объем оценивался в 2,8 трлн). На фоне таких прогнозов объемы локальных рынков России или Казахстана выглядят значительно скромнее. Аналитики Data Insight оценили российский сегмент ecommerce в $30,6 млрд, показатели Казахстана -20,1 млрд тенге, но динамика (30 % ежегодного прироста) впечатляет.
Популярность электронной торговли и увеличение числа транзакций уже скоро могут стать проблемой: ретейлеры столкнутся с перегрузкой традиционных систем доставки. Тем более что
растут не только объемы рынка, но и ожидания покупателей, которые настроены получить покупку если не немедленно, то в течение пары д н е й . Справиться с такой интенсивностью существующие службы будут просто не в состоянии.
Поэтому во многих странах самое пристальное внимание уделяется роботизации логистики. При этом речь идет уже не только о тестировании, но и пилотной эксплуатации логистических роботов. Между тем сфера использования роботизированных систем в e-commerce чрезвычайно широка: это и доставка, и хранение, и управление складами, и формирование отправлений.
Пока внедрение робототехники на складах, в сортировочных центрах и службах доставки развивается медленно. Ситуацию изменят растущий спрос, развитие технологий и ожидания покупателей. Применять роботов придется на всех этапах логистики. Аналитики агентства Reports And Data предрекают, что рынок логистических роботизированных систем достигнет к 2026 году
$18,6 млрд. Для сравнения: его объем в 2018 году оценивался в 3,9 млрд, и, если верить исследователям, ежегодные темпы роста в этом сегменте превысят 21 %.
По данным Международной федерации робототехники (International Federation of Robotics, IFR), объём мирового рынка промышленных роботов в 2018 г. составил 422 тыс. единиц или 16,5 млрд долл. США; на 6 % больше, чем годом ранее.
Хотя производственных роботов на планете по-прежнему больше всего, едва ли не самой быстрорастущей отраслью прикладной робототехники остаётся как раз логистическая. В 2018 г. в мире было продано 111 тыс. автономных логистических систем, что на 60 % больше уровня 2017-го и что составило 40 % от всего объёма продаж на рынке профессиональной сервисной робототехники. В денежном выражении этот сегмент в 2018 г. оценивался в 3,7 млрд долл., на 53 % больше, чем годом ранее. Сверх того: эксперты IFR утверждают, что фактические продажи логистических роботов заметно превосходят официальную статистику, - просто потому, что не все производители обнародуют свои данные.
Складская логистика - одна из наиболее активно роботизируемых отраслей. Добиваться оптимизации пространства и сокращения времени обработки заказа тем важнее, чем активнее происходит цифровизация бизнес-коммуникаций - и чем менее заказчик склонен терпеть задержку с доставкой товара, будь то корпоративный клиент, оперирующий контейнерами и фурами, или же частный потребитель, заказавший смартфонный чехол на Интернет-маркетплейсе.
Помимо транзакционной закупки складских роботов в собственность, как это делает, например, компания Amazon, в последнее время приобретает развитие бизнес-модель Robotics-as-a-Service (RaaS, «роботы как услуга»), когда заказчик платит не за роботов, а за выполнение определённых задач в ограниченном интервале времени.
Преимущества роботизации все равно выглядят привлекательно: сокращение затрат на
Литература:
1. Кожушко О.А. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования : учеб. пособие / О.А. Кожушко, И. Чуркин, А. Агеев и др.; Новосиб. гос. ун-т, Компания «Ин-телсиб». Новосибирск : РИЦ НГУ, 2015. 327 с.
2. Исследовательский центр по цифровой трансформации. URL : https://www.emarketer.com/con-tent/global-ecommerce-2019/ (дата обращения 20.03.2020)
3. Первое в России исследовательское агентство, специализирующееся на рынке электронной коммерции. URL : http:// www.datainsig ht.ru/ (дата обращения 20.03.2020).
обслуживание систем, рост качества обслуживания покупателей, круглосуточный режим работы. В итоге, RaaS приведет и к общему повышению эффективности бизнеса в электронной торговле за счет небывалого до сих пор сокращения издержек на хранение, перемещение и доставку товаров.
RaaS даст возможность с минимальными затратами и в кратчайшие сроки получить доступ к основным возможностям роботизированных систем, полностью автоматизировав как отдельные направления, так и всю работу в целом. Модель RaaS уже реализуется на практике. Развитие логистического бизнеса по пути RaaS, при всей своей сложности, выглядит весьма привлекательным. Правда, компании, намеренной развивать свой бизнес и в качестве оператора, и в качестве потребителя таких услуг, предстоит принять во внимание сразу несколько важных моментов.
Во-первых, стоит заранее определиться с ожидаемым операционным эффектом RaaS. Во вторых, стоит озаботиться и планом роботизации бизнеса. Модель RaaS может быть очень гибкой, и это поможет инвестировать в те области, которые могут принести быстрый и явный результат. Третье важное обстоятельство - синергия робота и человека. Роботизация позволяет компании многократно повысить производительность труда и оптимизировать штат. Но для того чтобы реализовать эти преимущества, нужно подготовить сотрудников к работе в новых условиях и во взаимодействии с коллегами-роботами. В-четвертых, предстоит решить и важную техническую проблему. Робототехника развивается стремительно, и все большее число компаний производит различные системы. Этот рынок придется тщательно изучить, чтобы не только выбрать самые привлекательные системы, но и протестировать их, найдя наилучшее решение для своих задач.
Внедрение и развитие роботизированных систем уже не рассматривается в качестве опции. Сегодня роботы стали необходимостью - за их счет компания может получить конкурентные преимущества, которые через несколько лет позволят ей выжить на быстро меняющемся рынке.
Literature:
1. Kozhushko O.A. Internet marketing and digital-strategy. Principies of effective use: teaching manual / O.A. Kozhushko, I. Churkin, A. Ageev, etc.; Novosib. State. un, Company Intelsib. Novosibirsk : RIC NSU, 2015. 327 p.
2. Digital Transformation Research Center. URL : https://www.emarketer.com/content/global-ecom-merce-2019/ (date of the address 20.03.2020).
3. The first research agency in Russia specializing in the e-commerce market. URL : http://www.datain-sight.ru/ (date of the address 20.03.2020).