РОБОТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В
БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
Сидорова М.М., студент
Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Москва E-mail: [email protected] Научный руководитель Городецкая О.Ю., доцент, к.э.н.
Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Москва
E-mail: [email protected]
Аннотация. актуальность выбранной темы обусловлена активным спросом со стороны клиентов на более современные подходы для малого, среднего и крупного бизнеса. Повторяющиеся задачи, которые когда-то доминировали в рабочей силе, теперь заменяются более интеллектуально сложными задачами. Это стимулирует перестройку процессов, что, в свою очередь, улучшает качество обслуживания клиентов и создает более эффективные операции. Организации, которые интегрируют передовые технологии, такие как роботизированная автоматизация процессов (RPA), в свои внутренние процессы, способны существенно увеличить рост своих бизнес-показателей даже во период COVID-19. Рынок роботизированных решений для бизнес-процессов во всем мире стабильно растет. RPA приносит пользу различным отраслям промышленности, упрощая различные бизнес-процессы. На рынке существует множество инструментов RPA, и выбор одного из них может оказаться непростой задачей.
Индустрия банковских и финансовых услуг является крупнейшим потребителем продуктов и услуг в области информационных технологий. Основной целью роботизированной автоматизации процессов в банковской отрасли является помощь в обработке повторяющейся банковской работы. RPA помогает банкам и финансовым учреждениям повысить производительность, вовлекая клиентов в работу в режиме реального времени и используя огромные преимущества роботов.
Ключевые слова: роботизированная автоматизация процессов, RPA, бизнес-процесс, IT, бот, COVID-19
ROBOTIZATION OF BUSINESS PROCESSES AND APPLICATION IN
BANKING
M.M. Sidorova, student
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow E-mail: [email protected]
Scientific supervisor O. Y. Gorodetskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow E-mail: [email protected]
Abstracts. the relevance of the chosen topic is based on the active demand from clients for more modern approaches for small, medium and large businesses. Repetitive tasks that once dominated the workforce are now being replaced by more intellectually demanding tasks. This drives process redesign, which in turn improves the customer experience and creates more efficient operations. Organizations that integrate advanced technologies such as robotic process automation (RPA) into their internal processes are able to significantly increase their business performance even during COVID-19. The market for robotic business process solutions around the world is growing steadily. RPA benefits various industries by simplifying various business processes. There are many RPA tools on the market and choosing one can be a challenge.
The banking and financial services industry is the largest consumer of information technology products and services. The main purpose of robotic process automation in the banking industry is to help process repetitive banking work. RPA helps banks and financial institutions improve productivity by engaging customers in real time and leveraging the huge benefits of robots.
Keywords: robotic process automation, RPA, business process, IT, bot, COVID-19
1. ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях во всех сферах экономики активно используется
специализированное программное обеспечение.
Однако в работе специалистов ещё встречаются операции, не требующие особой квалификации, но требующие периодического повторения. Ручная обработка может создавать задержки,
приводить к ошибкам, а также увеличивать объемы повторной обработки из-за усталости сотрудников. Для автоматизации рутинных операций можно использовать возможности технологии RPA.
RPA (роботизированная автоматизация процессов) — это применение технологии, управляемой бизнес-логикой и
структурированными вводами, направленной на автоматизацию бизнес-процессов. Используя инструменты RPA, компания может конфигурировать программное обеспечение, или "робот", для регистрации и интерпретации приложений для обработки транзакций, манипулирования данными, инициирования ответных действий и связи с другими цифровыми системами. Сценарии RPA варьируются от простого генерирования автоматического ответа на электронную почту до развертывания тысяч ботов, каждый из которых запрограммирован на автоматизацию заданий в ERP-системе.
Роботизированная автоматизация процессов — это растущая технология, обладающая рядом преимуществ. Благодаря автоматизации задач можно добиться экономии затрат почти на 30% [1]. Программные роботы также стоят меньше, чем штатный сотрудник, совершают меньше ошибок, работают быстрее, дольше и качественнее. Пока рутинные операции выполняет робот, сотрудник может заняться более интеллектуальными, сложными и важными задачами.
RPA приносит пользу различным отраслям промышленности, упрощая различные бизнес-процессы. Чтобы внедрить этот процесс автоматизации в бизнес, лучше всего нанять разработчиков RPA, которые помогут понять и эффективно использовать эту технологию.
Финансовые учреждения должны принимать взвешенные решения при использовании RPA. Выбор правильного типа задач для автоматизации имеет решающее значение для успеха. Некоторые из наиболее популярных приложений используют чат-боты для ответа на простые и распространенные запросы или автоматического извлечения информации из
цифровых документов. Однако возможности безграничны, особенно по мере того, как технология продолжает развиваться. Многие задачи, которые выполняет RPA, выполняются в различных приложениях, что делает ее хорошим дополнением к программному обеспечению рабочего процесса, потому что такого рода функциональность может быть интегрирована в процессы.
2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье используется метод сравнительного анализа и синтеза. В работе были проанализированы возможности ЯРА, проведено сравнение существующих на рынке платформ ЯРА и приведены прогнозы развития и использования технологии ЯРА на ближайшие пять лет.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ
Рынок роботизированных решений для бизнес-процессов во всем мире стабильно растет. В России только в 2020 году бизнес RPA вырос на 57% [2]. Появились отечественные разработки, которые открыли доступ к актуальным решениям в госсекторе. В то же время следует отметить, что рабочая сила в России по-прежнему относительно дешевая, что объясняет довольно скромные масштабы использования RPA. Но это временная ситуация, тем более что стране приходится конкурировать на мировом уровне. Большинство компаний-пионеров,
использующих RPA, уже окупили свои затраты, и многим из них удалось сделать это менее чем за год.
Внедрение RPA позволяет организациям уделять больше внимания инновационным стратегиям развития бизнеса, освобождая сотрудников от выполнения рутинных задач. Внедрение RPA в рамках различных операций и отделов позволяет компаниям выполнять бизнес-процессы быстрее. Организации могут сэкономить до 75% на определенных операционных процессах, одновременно повышая производительность и качество [3]. Еще одним из преимуществ RPA является то, что она не требует каких-либо существенных изменений
в инфраструктуре благодаря возможностям автоматизации пользовательского интерфейса. Благодаря инструментам RPA, можно легко внедрять и поддерживать рабочие процессы автоматизации без каких-либо (или минимальных) требований к кодированию.
Рынок роботизированных решений для бизнес-процессов во всем мире стабильно растет. RPA приносит пользу различным отраслям промышленности, упрощая различные бизнес-процессы. Области, которые чаще вовлекают RPA в свои процессы:
• медиа и телекоммуникации;
• банковская и финансовая сфера;
• здравоохранение;
• производственная промышленность;
• розничная торговля;
• информационные технологии;
Типовые операции для автоматизирования во
всех отраслях: ввод данных, формирование отчетов, управление заявками, автоматическое тестирование.
В различных отраслях промышленности несколько критериев использования RPA считаются наиболее важными. (рис. 1)
TOP FIVE RPA BUSINESS CASE CRITERIA
Better ou.ility Speed to market Faster process speeds
s s
Reduced need to hire Greater employee engagement
employees in future from less repetitive activities
Рис. 1. Критерии использования RPA. Источник: [4] Несмотря на все преимущества RPA, надо помнить, что автоматизация может послужить причиной ликвидации рабочих мест, что ставит перед ИТ-директорами сложные задачи по управлению персоналом. Установка ботов может занять намного больше времени и являться более сложной и дорогостоящей, чем большинство организаций планировали.
По данным Gartner, индустрия банковских и финансовых услуг является крупнейшим потребителем продуктов и услуг в области
информационных технологий на сумму 487 миллиардов долларов по всему миру [5].
Появление цифровых банковских решений, крипто-валюты, мобильных платежей и других новых видов бизнеса заставило крупные банки внедрять новые технологии, чтобы предложить своим клиентам более качественные услуги и сохранить конкурентные преимущества. Проекты цифрового преобразования являются одним из основных приоритетов для многих банков, а RPA - лишь одним из аспектов процесса цифрового преобразования.
При правильном внедрении банки могут начать получать положительный ROI (окупаемость инвестиций) от RPA уже через 4 недели [6].
McKinsey предвидит вторую волну автоматизации и AI в ближайшие пару лет [7], где машины и боты программного обеспечения будут выполнять от 10% до 25% задач по множеству функций банка, расширяя общие возможности и позволяя рабочей силе сосредоточиться на задачах и проектах с более высокой стоимостью.
На рынке существует множество инструментов RPA, и выбор одного из них может оказаться непростой задачей.
Ниже приведены различные типы RPA:
• Автоматизированные, но требующие участия человека: эти инструменты потребуют человеческого вмешательства при выполнении процессов автоматизации.
• Автоматизированные без участия человека: эти инструменты интеллектуальны и обладают способностью принимать решения.
• Гибридные: эти инструменты будут иметь комбинированные возможности инструментов автоматизации, как требующие участия человека, так и полностью самостоятельных.
Сравнение 4 лучших инструментов RPA на рынке на 2021 год (табл.1).
Blue Prism Uipath Automation Anywhere Pega
Независимость Поддерживает Да. Да. На месте и в Рабочий стол и
платформы любую платформу. облаке. Серверы.
User-friendliness Да. Да. Да. Да.
Стоимость $ 15000 до $ 18000 ежегодно. Бесплатный. Бесплатный. Начиная с $ 200 в месяц.
Масштабируемость Есть. Есть. Есть. Есть.
Техническое обслуживание и поддержка по Справочное руководство, онлайн-портал, Тренинги, видео-уроки, форум Обучение и сертификаты. Тренинги и сертификаты, форум сообщества,
компаниям электронная почта, контракты и тренинги. сообщества. руководство по установке.
Ловкость инструмента: Да. Да. Да. Да.
должен действовать
как конечный
пользователь.
Архитектура Архитектура Веб- Архитектура Рабочий
сервера клиента. архитектура. сервера клиента. стол/сервер.
Уровень безопасности Высокий. Низкий. Низкий. Средний.
Возможность записи Нет. Да. Да. Нет.
Размер отрасли Средний, Большой Маленький Средний Большой Средний Большой Средний Большой
Поддержка ОС Windows Windows Windows Windows
Mac Mac Mac Linux
Веб-сайт Веб-сайт Веб-сайт Mac Веб-сайт
Некогда бесспорный лидер платформ разработки RPA, компания Blue Prism, в настоящее время конкурирует с другими платформами разработки: Automation Anywhere, UiPath и Pega.
У всех рассмотренных платформ много общего: удобство пользователя,
масштабируемость, поддержка всех популярных ОС, доступность для среднего бизнеса. Но также много различий, из-за чего пользователям необходимо индивидуально выбирать наиболее подходящую для их бизнеса платформу.
Согласно отчету Gartner [8], опубликованному в сентябре 2020 года, глобальный доход от программного обеспечения RPA, по прогнозам, достигнет 1,89 миллиарда долларов в 2021 году, что на 19,5% больше, чем в 2020 году. Этот всплеск доходов по сравнению с предыдущим годом становится еще более впечатляющим в условиях ужасающей экономической
нестабильности, вызванной COVID-19. Более
того, по прогнозам, доля мирового рынка RPA продолжит расти двузначными числами вплоть до 2025 года [9].
По данным GVR (Grand View Research, Inc.), к 2025 году ожидается, что расходы компаний на технологии RPA составят $3,11 миллиардов [10].
Пандемия показала, что RPA может выдержать ситуацию, которая подкосила мировую экономику, в то время как другие отрасли промышленности не могут сказать то же самое. Это указывает на то, что RPA может повысить эффективность глобального бизнеса даже в самые неопределенные времена.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в статье была изучена актуальность применения технологии RPA, приведены примеры использования и преимущества. Внедрение RPA позволяет организациям уделять больше внимания инновационным стратегиям развития бизнеса, освобождая сотрудников от выполнения
рутинных задач. Внедрение RPA в рамках различных операций и отделов позволяет компаниям выполнять бизнес-процессы быстрее. Организации могут сэкономить до 75% на определенных операционных процессах, одновременно повышая производительность и качество. Несмотря на все преимущества RPA, надо помнить, что установка ботов может занять намного больше времени и являться более сложной и дорогостоящей, чем большинство организаций планировали.
Мировая индустрия RPA не просто набирает популярность во всем мире, она уже рассматривается как будущее глобального бизнеса. По мере того, как мир движется к коллективному использованию эффективности, скорости и точности автоматизации, новые технологии, такие как гиперавтоматизация и IPA (intelligence process automation), будут осваиваться и развиваться в скором будущем. Бизнес, не принявший стратегию RPA, вскоре останется неконкурентным, ведь автоматизация скоро станет промышленным стандартом. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[1] Отчет компании IBM [Электронный ресурс] // IBM Cloud. URL: https://www.ibm.com/downloads/cas/LR9RLVGL (дата обращения: 14.02.2021)
[2] Исследования ABBYY [Электронный ресурс] // CNEWS. URL: https://www. cnews.ru/news/line/2020-12-18_issledovanie_abbyy_bolee_poloviny (дата обращения: 16.02. 2021)
[3] Отчет Forbes [Электронный ресурс] // FORBES. URL: https://www.forbes.com/sites/kpmg/2017/09/21/how-much-is-intelligent-automation-saving-you/?sh=5b5366a604cc (дата обращения: 22.02.2021)
[4] Robotic Process Automation Transforming Enterprises: Latest Trends and Insights [Электронный ресурс] // business2community. URL: https://www.business2community.com/business-innovation/robotic-process-automation-transforming-enterprises-latest-trends-and-insights-02281393c (дата обращения: 12.02.2021)
[5] Отчет Gartner [Электронный ресурс] // URL: https://www.gartner.com/en/webinars/3999037/drive-quantifiable-value-through-digital-acceleration-in-financi (дата обращения: 24.01.2021)
[6] What is Robotic Process Automation (RPA) in Banking [Электронный ресурс] // productiveedge. URL: https://www.productiveedge.com/2020/06/18/banking-robotic-process-automation-intelligent-automation/ (дата обращения: 27.01.2021)
[7] Аналитика McKinsey [Электронный ресурс] // McKinsey. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-analytics/our-insights/global-survey-the-state-of-ai-in-2020 (дата обращения: 20.02.2021)
[8] Отчет Gartner [Электронный ресурс] // URL: https://www.gartner.com/en/documents/3996480-emerging-technologies-venture-capital-growth-insights-ro (дата обращения: 24.01.2021)
[9] Ведомости [Электронный ресурс] // URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2021/05/31/87211 4-baring-vostok-investiroval-v-startap-po-robotizatsii-truda-ofisnih-sotrudnikov (дата обращения: 24.01.2021)
[10] Отчет Grand View Research, Inc. [Электронный ресурс] // URL: https://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/global-it-robotic-automation-market (дата обращения: 20.01.2021)
V V