Научная статья на тему 'РИТУАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА БЛАГОПОЛУЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ, В РЕКРУТСКОЙ ОБРЯДНОСТИ РУССКИХ ПРИКАМЬЯ'

РИТУАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА БЛАГОПОЛУЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ, В РЕКРУТСКОЙ ОБРЯДНОСТИ РУССКИХ ПРИКАМЬЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
550
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРЯДНОСТЬ / ПРОВОДЫ В РЕКРУТЫ / РУССКИЕ / РИТУАЛ / RITUALISM / SEEING OFF RECRUITS / RUSSIANS / RITUAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернышева Юлия Сергеевна

В настоящей статье проанализированы ритуалы, направленные на благополучное возвращение призывника домой, в рекрутской обрядности русских Прикамья. Для описания ритуальных действий использовались этнографические материалы второй половины XX - начала XXI в. разных районов Пермского края. Выявлены формы и их варианты, в которых проявлялась идея благополучного возвращения рекрута домой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RITUALS AIMED AT A SAFE RETURN HOME IN THE RECRUITMENT RITES OF THE RUSSIAN KAMA REGION

This article analyzes the rituals aimed at the safe return of the conscript home in the recruitment rites of the Russian Kama region. Ethnographic materials of the second half of the XX - beginning of the XXI centuries from different regions of the Perm region were used to describe ritual actions. The forms and their variants in which the idea of a safe return of the recruit home was manifested were revealed.

Текст научной работы на тему «РИТУАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА БЛАГОПОЛУЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ, В РЕКРУТСКОЙ ОБРЯДНОСТИ РУССКИХ ПРИКАМЬЯ»

УДК 392.1

Чернышева Юлия Сергеевна

студентка 3-го курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, научный сотрудник Отдела истории, археологии и этнографии Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

РИТУАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА БЛАГОПОЛУЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

u u А

домой, в рекрутской ОБРЯДНОСТИ РУССКИХ ПРИКАМЬЯ

Yuliya S. Chernysheva

3rd year Student of Historical Faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Researcher of the Department of History, Archaeology and Ethnography

Perm Federal research center of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

RITUALS AIMED AT A SAFE RETURN HOME IN THE RECRUITMENT RITES OF THE RUSSIAN KAMA REGION

Аннотация. В настоящей статье проанализированы ритуалы, направленные на благополучное возвращение призывника домой, в рекрутской обрядности русских Прикамья. Для описания ритуальных действий использовались этнографические материалы второй половины XX - начала XXI в. разных районов Пермского края. Выявлены формы и их варианты, в которых проявлялась идея благополучного возвращения рекрута домой.

Ключевые слова: обрядность, проводы в рекруты, русские, ритуал.

Abstract. This article analyzes the rituals aimed at the safe return of the conscript home in the recruitment rites of the Russian Kama region. Ethnographic materials of the second half of the XX - beginning of the XXI centuries from different regions of the Perm region were used to describe ritual actions. The forms and their variants in which the idea of a safe return of the recruit home was manifested were revealed.

Key words: ritualism, seeing off recruits, Russians, ritual.

Рекрутская обрядность представляет особый интерес для исследования, поскольку является одной из наименее изученных в комплексе семейной обрядности. Данная обрядность активно бытовала в культуре русских Пермского Прикамья вплоть до конца XX в., имела

*

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00117).

© Чернышева Ю.С., 2020

специфические черты и ритуалы. Одна из особенностей рекрутского обряда заключается в идее благополучного возвращения, которая ярко выражена во многих ритуалах.

Обращает на себя внимание, с одной стороны, разработанность, а с другой стороны, однотипность магических действий, предпринимаемых в день проводов некрута на службу с целью его возвращения домой [3, с. 187]. Существует несколько основных форм и их вариантов, но связаны они все в первую очередь с манипуляциями в пространстве (выход из дома вперед спиной, обороты и пр.). Объясняется это тем, что проводы в армию понимались как проводы в дорогу. Поэтому уходящий ориентировался на дом.

В Пермском Прикамье существовало несколько форм, в которых

наглядно представлена идея благополучного возвращения рекрута домой. Одна

из самых распространенных - благословение родителей и наказы родных.

«Коля, вперед не суйся, сзади не вставай, в серединочке болтайсь! Коля,

вернись!» (с. Юрла, Юрлинский район) [7, с. 26]. «Когда уходил, желали ему,

чтоб вернулся» (с. Юрла, Юрлинский район) [9, с. 144]. «Идешь по деревне, из

каждого дома выходили провожали, напутствие давали: "Дай, Бог, тебе

отслужить хорошо"» (с. Осинцева, Кишертский район) [4, с. 96]. Помимо

вербального благословения родители непременно благословляли хлебом,

иконой. Хлеб является центральным символом многих обрядов, поскольку

представляет собой главный продукт земледельца - русского крестьянина.

Хлеб и прочие изделия из муки служат основой жизни и благосостояния - этим

объясняется особая роль продукта в ритуале благословения. «Когда сын уходит

в армию, ему надо дать в дорогу хлеб, который мать сама испекла. Он

должен его весь съесть для того, чтобы вернуться» (пос. Пожва, Юсьвинский

район) [7, с. 26]. «Благословляли некрута: "Легонько в армию пройти,

легонько служить и вернуться обратно". Отец благословлял иконой, а мать

ерушником хлеба» (д. Кекур, Усольский район) [8, с. 128]. Икона - сакральный

предмет для русского крестьянства. Поэтому она является неотъемлемым

элементом обрядов жизненного цикла, календарной обрядности, в том числе

67

присутствует и в рекрутском обряде. Часто благословляли именной или «мужской» иконой, т.е. иконой с именем небесного покровителя рекрута либо Спасителя, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца. «Падет парень в ноги родителям, это обязательно. В ноги упадет, иконкой благословишь его, скажешь: "Иди с Богом, служи, и пусть тебя Бог хранит, храни, Господи, да дай, Бог, здоровья, чтоб вернулся живой, не забывай отца, мать"» (д. Верхний Кондас, Усольский район) [2, с. 11].

В Пермском Прикамье повсеместно существовало мнение, что призывник, прежде чем уйти из дома, должен был вернуться. «Из дому парень выходит, снимает шапку и на столе ее - это чтоб воротился. Выйдет, назад вернется, тогда уже шапку-то одевает» (с. Зубята, Кунгурский район) [1, с. 97]. «Парень пошел, выйдет за порог, его кричат, чтобы вернулся, некрут вертается опять. Он в ограду выйдет, его вернут» (д. Сухой Лог, Усольский район) [4, с. 96]. «Когда вышли уже из дома, ему сказали: "Вернись". А специально дома шапку оставили, шапку оставили, вот надо было вернуться за шапкой. Вот, пошел шапку взял» (с. Тюинск, Октябрьский район) [6]. «Из-за стола рекрут пойдет, в дверях ему шапку сшибали. Шапку возьмет и уйдет. Выйдет на улицу, походит, помолится, шапку возьмет, на дорогу выйдет, на дороге шапку у него опять забирали, до трех раз все это делали, чтобы он домой воротился» (д. Лызиб, Соликамский район) [5, с. 134]. Рекрут возвращался обратно под различными предлогами, чаще всего потому, что забыл шапку или нужно поглядеть в печь.

Печь в культуре русских являлась не только обязательным элементом

жилища для хозяйственно-бытовых нужд, но и сакральным предметом.

Поэтому к печи принято обращаться во время обряда проводов в солдаты,

чтобы непременно вернутся со службы. Смотреть в печь необходимо перед

непосредственным уходом из дома. «Пойдут из дому, велят парню в печку

посмотреть. Он пойдет, вернется, посмотрит в печку. Откроет печку, чтобы

посмотреть нёбо там вверху» (д. Ракшино, Кудымкарский район). «Поглядеть

надо в чёлышко, чтобы домой вернуться. В печку глядят, чтобы нёбо увидеть

68

у печки. Увидит нёбо - вернется домой. А нет - то нет» (пос. Сёйва, Гайнский район) [7, с. 24]. Печь - неподвижный предмет, символ дома, поэтому к ней обращались с просьбой о возвращении со службы. «Чтобы с рекрутом ничего не случилось, когда собрал он котомку, пойдет уже, ему тряпочку на порог положат. Вот парень вышел за двери, обратно вернулся, тут заслонку открывали и заставляли его в печь глядеть, мол, вернуться надо к этой печи, и потом: "Иди с богом"» (д. Ильята, Кишертский район) [4, с. 96].

Один из вариантов возвращения призывника в дом перед непосредственным отъездом - выход спиной вперед или вынос на руках. «Выносили в двери его товарищи спиной вперед: подхватят, как на скамейке, каждый берется за одно запястье, руки крестом» (д. Зарека, Кудымкарский район) [9, с. 97]. «Зайдет в дом, по солнышку повернется и снова выйдет» (с. Юм, Юрлинский район) [4, с. 143].

Особое место в обряде занимает переход границ жилища. Так, например, еще один вариант возвращения призывника в дом: «Рекрут пошел в армию, матицу перешел, садится и говорит, как будто уже вернулся: "Ой, приехал, ой, как хорошо дома-то"» (пос. Орел, Усольский район) [8, с. 129]. Матица -сакральная часть жилища, его внутренняя граница, которая делит пространство на части. Часть, которая ближе находится к красному углу, доступна только для хозяев и почетных гостей, поэтому рекрут в обряде переступает матицу на правах хозяина, вернувшегося домой. Еще одна важная внешняя граница дома -порог. Встречается описание, когда рекрут переступал через порог, родители кидали ему под ноги перчатку, и он должен был переступить через нее (с. Оралово, Чердынский район) [2, с. 13]. Ритуальное перешагивание порога означает прощание с жилищем, имеющее аналогию в похоронной обрядности.

Для благополучного возвращения домой уходящего на службу рекрута направлен целый ряд ритуалов. Часть из них имеет вербальное выражение и представлена в формах благословления и наказов родни. Другая часть направлена на преодоление пространственных границ жилища и выражена

в вариациях выхода призывника из дома.

Список литературы

1. В каждой деревни чё-то да разно. Из кунгурской семейной традиции (двадцатый век) / И.А. Подюков, С.М. Поздеева, С.В. Хороборых, А.В. Черных. Пермь, 2007. 284 с.

2. Война и песня. Солдатские и военные песни в фольклорной традиции Прикамья / А.М. Белавин, И.А. Подюков, А.В. Черных, К.Э. Шумов. Пермь: ПГПУ, 2005. 200 с.

3. Кормина Ж.В. Проводы в армию в пореформенной России. Опыт этнографического анализа. М: Новое литературное обозрение, 2005. 376 с.: ил.

4. Песни и сказы долины камней. Обрядность и фольклор Кишертского района: материалы и исследования / И.А. Подюков, С.М. Поздеева, С.В. Хороборых, А.В. Черных. Березники: ИД «Типография купца Тарасова», 2008. 384 с.

5. Подюков И.А., Черных А.В., Хороборых С.В. Земля Соликамская. Традиционная культура, обрядность и фольклор русских Соликамского района. Пермь: Перм. кн. изд-во, 2006. 344 с.

6. [Полевые материалы автора. Экспедиция в Октябрьский р-н Пермского края. Сентябрь 2018 г. (информанты: Ю.И. Катаев, 1947 г.р.; Н.П. Катаева, 1956 г.р.)].

7. Русские в Коми-Пермяцком округе: обрядность и фольклор. Материалы и исследования / А.А. Бахматов, Т.Г. Голева, И.А. Подюков, А.В. Черных. Пермь: ОТ и ДО, 2008. 501 с.

8. Усольские древности. Сборник трудов и материалов по традиционной культуре русских Усольского района конца XIX-XX вв. / И.А. Подюков, А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова и др. Усолье; Соликамск; Березники: Перм. кн. изд-во, 2004. 240 с.

9. Юрлинский край. Традиционная культура русских конца XIX - XX в.: материалы и исследования / А.А. Бахматов, И.А. Подюков, С.В. Хороборых, А.В. Черных. Кудымкар: Коми-Пермяц. кн. изд-во, 2003. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.